Органы дознания в уголовном процессе
|
Введение 4
Глава 1. Дознание как форма предварительного расследования 6
1.1 Этапы развития деятельности по выявлению и расследованию
преступлений в России 6
1.2 Понятие и правовая природа дознания в современном уголовном процессе 18
Глава 2. Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия 26
2.1 Определение понятий «орган дознания», «начальник органа дознания», «дознаватель» 26
2.2 Виды органов дознания 31
2.3 Процессуальные полномочия органов дознания 34
2.4 Органы внутренних дел как основные органы, производящие дознание 36
2.5 Иные органы исполнительной власти, осуществляющие функции дознания 39
Глава 3. Особенности производства дознания 44
3.1 Возбуждение уголовного дела, сроки производства дознания 44
3.2 Производство дознавателем следственных действий 47
3.3 Приостановление и окончание расследования 50
3.4 Взаимодействие органов предварительного расследования
по раскрытию и расследованию преступлений 55
3.5. Проблемы производства дознания в современных условиях 57
Заключение 61
Список использованной литературы 64
Приложение 1 70
Приложение 2 75
Приложение 3 86
Приложение 4 96
Приложение 5 99
Приложение 6 109
Глава 1. Дознание как форма предварительного расследования 6
1.1 Этапы развития деятельности по выявлению и расследованию
преступлений в России 6
1.2 Понятие и правовая природа дознания в современном уголовном процессе 18
Глава 2. Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия 26
2.1 Определение понятий «орган дознания», «начальник органа дознания», «дознаватель» 26
2.2 Виды органов дознания 31
2.3 Процессуальные полномочия органов дознания 34
2.4 Органы внутренних дел как основные органы, производящие дознание 36
2.5 Иные органы исполнительной власти, осуществляющие функции дознания 39
Глава 3. Особенности производства дознания 44
3.1 Возбуждение уголовного дела, сроки производства дознания 44
3.2 Производство дознавателем следственных действий 47
3.3 Приостановление и окончание расследования 50
3.4 Взаимодействие органов предварительного расследования
по раскрытию и расследованию преступлений 55
3.5. Проблемы производства дознания в современных условиях 57
Заключение 61
Список использованной литературы 64
Приложение 1 70
Приложение 2 75
Приложение 3 86
Приложение 4 96
Приложение 5 99
Приложение 6 109
Борьба с преступностью на современном этапе проходит в условиях развития рыночных отношений в России при сохраняющихся кризисных явлениях экономического и социально-политического характера. Продолжает сохраняться тенденция роста преступности и жестокости совершения отдельных видов преступлений при некоторой растерянности правоохранительных органов, призванных противостоять этому процессу.
Однако защита общества и граждан от преступных посягательств является важной и ответственной функцией (обязанностью) органов, осуществляющих предварительное расследование.
Современный этап развития Российской Федерации характеризуется интенсивными преобразованиями системы уголовной юстиции. Серьезные изменения происходит в сфере правового регулирования уголовного судопроизводства, в том числе и в части регламентации досудебного производства. Так, Уголовно-процессуальный кодекс РФ предложил для применения совершенно новую модель дознания, в которой неотложные следственные действия, традиционно признаваемые одним из видов дознания, были лишены подобного процессуального статуса. В этой связи актуальной представляется необходимость в теоретическом переосмыслении и уточнении некоторых вопросов относительно расследования преступлений органами дознания.
Ситуация зачастую складывается таким образом что органы внутренних дел, как основной аппарат дознания, оказываются единственным государственным учреждением, куда поступает первичная информация о преступлении. Решая непосредственные задачи по охране общественного порядка, безопасности личности и борьбе с преступностью, сотрудники этих органов обязаны немедленно отреагировать на поступившую информацию, в том числе принять уголовно-процессуальные меры, то есть начать действовать в качестве органа дознания. Выявление и расследование преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении и назначении им справедливого наказания – это процессы, имеющие большое социальное значение в жизни любого правового государства, что еще раз доказывает актуальность рассмотрения темы данной работы.
Цель работы заключается во всестороннем, полном и подробном освещении органов дознания, которые занимают одно из ведущих мест в правоохранительной деятельности государства. Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Ст. 1 Конституции РФ определяет Российскую Федерации как правовое государство. Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования ставились и решались следующие задачи: осветить основные проблемы, которые складываются в юридической теории вокруг понятия дознания и его основных производных; определить юридическую природу и процессуальный статус органов дознания; исследовать историю развития дознания; выявить передовые теоретические разработки, которые могут быть использованы в качестве теоретико-методологических основ совершенствования правовых и прикладных составляющих дознания.
Не стоит забывать о том, что Конституция РФ в ст. 2 права и свободы человека и гражданина провозглашает высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляет обязанностью государства. Таким образом, согласно Конституции РФ права, свободы и законные интересы граждан должны соблюдаться и обеспечиваться всеми органами законодательной, исполнительной и судебной власти, в том числе и органами, непосредственно занимающимися производством дознания.
Однако защита общества и граждан от преступных посягательств является важной и ответственной функцией (обязанностью) органов, осуществляющих предварительное расследование.
Современный этап развития Российской Федерации характеризуется интенсивными преобразованиями системы уголовной юстиции. Серьезные изменения происходит в сфере правового регулирования уголовного судопроизводства, в том числе и в части регламентации досудебного производства. Так, Уголовно-процессуальный кодекс РФ предложил для применения совершенно новую модель дознания, в которой неотложные следственные действия, традиционно признаваемые одним из видов дознания, были лишены подобного процессуального статуса. В этой связи актуальной представляется необходимость в теоретическом переосмыслении и уточнении некоторых вопросов относительно расследования преступлений органами дознания.
Ситуация зачастую складывается таким образом что органы внутренних дел, как основной аппарат дознания, оказываются единственным государственным учреждением, куда поступает первичная информация о преступлении. Решая непосредственные задачи по охране общественного порядка, безопасности личности и борьбе с преступностью, сотрудники этих органов обязаны немедленно отреагировать на поступившую информацию, в том числе принять уголовно-процессуальные меры, то есть начать действовать в качестве органа дознания. Выявление и расследование преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении и назначении им справедливого наказания – это процессы, имеющие большое социальное значение в жизни любого правового государства, что еще раз доказывает актуальность рассмотрения темы данной работы.
Цель работы заключается во всестороннем, полном и подробном освещении органов дознания, которые занимают одно из ведущих мест в правоохранительной деятельности государства. Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Ст. 1 Конституции РФ определяет Российскую Федерации как правовое государство. Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования ставились и решались следующие задачи: осветить основные проблемы, которые складываются в юридической теории вокруг понятия дознания и его основных производных; определить юридическую природу и процессуальный статус органов дознания; исследовать историю развития дознания; выявить передовые теоретические разработки, которые могут быть использованы в качестве теоретико-методологических основ совершенствования правовых и прикладных составляющих дознания.
Не стоит забывать о том, что Конституция РФ в ст. 2 права и свободы человека и гражданина провозглашает высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляет обязанностью государства. Таким образом, согласно Конституции РФ права, свободы и законные интересы граждан должны соблюдаться и обеспечиваться всеми органами законодательной, исполнительной и судебной власти, в том числе и органами, непосредственно занимающимися производством дознания.
Выявление и расследование преступлений – это одна из важнейших видов деятельности правоохранительных органов, одна из ее приоритетных задач. Органы, осуществляющие эту деятельность, обязаны защищать общество и граждан от преступных посягательств.
Однако в настоящее время качество предварительного расследования в целом и дознания в частности в нашей стране весьма низкое. В числе серьезных недостатков следует назвать несвоевременное реагирование на совершенные преступления; слабое закрепление доказательств; ошибки в избрании мер пресечения; упущения в оперативно-розыскной деятельности; нарушения требований закона о всестороннем и полном исследовании обстоятельств преступления. Правоохранительные органы зачастую не в состоянии обеспечить неотвратимость наказания. Существует множество причин, объясняющих такое положение. Это и низкий уровень заработной платы сотрудников органов внутренних дел, и коррумпированность данных органов и возможно, низкая профессиональная подготовка сотрудников, а зачастую недоверие и неуважение граждан к работникам милиции и к другим органам, осуществляющим расследование преступлений.
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности, предварительного следствия, и, конечно, дознания существуют проблемы, которые не дают возможности правоохранительным органам достигать более эффективных результатов в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии преступлений, а также розыске преступников .
Замысел разгрузить органы предварительного следствия для их более успешной работы по тяжким преступлениям остался нереализованным. Напротив, следственный аппарат оказался завален мелкими делами, что привело к снижению эффективности его работы по сложным делам.
Конечно, решить проблемы, сложившиеся в последние годы в данной сфере расследования преступлений весьма непросто. Однако это все-таки возможно.
Необходимо в первую очередь устранить противоречия Уголовно-процессуального кодекса, связанные с деятельностью органов дознания в уголовном судопроизводстве, то есть решить проблемы разграничения подследственности между дознанием и предварительным следствием, ограничения компетенции органов дознания только делами, возбуждаемыми в отношении конкретных лиц, недостаточности срока производства дознания.
Кроме того, при производстве дознания нужно больше внимания уделять соблюдению норм современного уголовно-процессуального законодательства, более тщательно выполнять требования основных принципов в области соблюдения прав и свобод граждан.
Следует также повышать качество предварительного расследования. Возможно, этому будет способствовать ужесточение требований к профессиональной подготовке кандидатов, поступающих на службу в правоохранительные органы. Несомненно, стоит уделить внимание и повышению престижа указанных органов, поскольку немаловажное значение также имеет привлечение общественности к участию в расследовании преступлений.
Рассмотрение законодателем положений, направленных на совершенствование форм расследования преступлений, использование в органах дознания квалифицированных специалистов, постоянное повышение их профессионального уровня, осуществление действующего прокурорского надзора за производством дознания – вот те слагаемые, которые должны повысить его эффективность в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений.
В перспективе, предварительное расследование в форме дознания должно осуществляться более чем по половине, а в идеале не менее чем по двум третям всех зарегистрированных преступлений.
Однако в настоящее время качество предварительного расследования в целом и дознания в частности в нашей стране весьма низкое. В числе серьезных недостатков следует назвать несвоевременное реагирование на совершенные преступления; слабое закрепление доказательств; ошибки в избрании мер пресечения; упущения в оперативно-розыскной деятельности; нарушения требований закона о всестороннем и полном исследовании обстоятельств преступления. Правоохранительные органы зачастую не в состоянии обеспечить неотвратимость наказания. Существует множество причин, объясняющих такое положение. Это и низкий уровень заработной платы сотрудников органов внутренних дел, и коррумпированность данных органов и возможно, низкая профессиональная подготовка сотрудников, а зачастую недоверие и неуважение граждан к работникам милиции и к другим органам, осуществляющим расследование преступлений.
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности, предварительного следствия, и, конечно, дознания существуют проблемы, которые не дают возможности правоохранительным органам достигать более эффективных результатов в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии преступлений, а также розыске преступников .
Замысел разгрузить органы предварительного следствия для их более успешной работы по тяжким преступлениям остался нереализованным. Напротив, следственный аппарат оказался завален мелкими делами, что привело к снижению эффективности его работы по сложным делам.
Конечно, решить проблемы, сложившиеся в последние годы в данной сфере расследования преступлений весьма непросто. Однако это все-таки возможно.
Необходимо в первую очередь устранить противоречия Уголовно-процессуального кодекса, связанные с деятельностью органов дознания в уголовном судопроизводстве, то есть решить проблемы разграничения подследственности между дознанием и предварительным следствием, ограничения компетенции органов дознания только делами, возбуждаемыми в отношении конкретных лиц, недостаточности срока производства дознания.
Кроме того, при производстве дознания нужно больше внимания уделять соблюдению норм современного уголовно-процессуального законодательства, более тщательно выполнять требования основных принципов в области соблюдения прав и свобод граждан.
Следует также повышать качество предварительного расследования. Возможно, этому будет способствовать ужесточение требований к профессиональной подготовке кандидатов, поступающих на службу в правоохранительные органы. Несомненно, стоит уделить внимание и повышению престижа указанных органов, поскольку немаловажное значение также имеет привлечение общественности к участию в расследовании преступлений.
Рассмотрение законодателем положений, направленных на совершенствование форм расследования преступлений, использование в органах дознания квалифицированных специалистов, постоянное повышение их профессионального уровня, осуществление действующего прокурорского надзора за производством дознания – вот те слагаемые, которые должны повысить его эффективность в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений.
В перспективе, предварительное расследование в форме дознания должно осуществляться более чем по половине, а в идеале не менее чем по двум третям всех зарегистрированных преступлений.
Подобные работы
- Органы дознания в уголовно-процессуальном законодательстве (Волгоградский государственный университет)
Курсовые работы, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2022 - НИР: Органы дознания в уголовно-процессуальном законодательстве
Прочее, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2022 - Основные направления и перспективы развития уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации (Актуальные проблемы уголовно-процессуального права, Московский Университет МВД России)
Курсовые работы, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2024 - Уголовно-процессуальная деятельность органов дознания
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Понятие, задачи и полномочия органов дознания
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2021 - ДОЗНАВАТЕЛЬ И ЕГО ПОЛНОМОЧИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ДОЗНАВАТЕЛЬ И ЕГО ПОЛНОМОЧИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Руководитель следственного органа как участник уголовного
судопроизводства
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Задачи и полномочия органов дознания
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019



