Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности социально-психологической адаптации молодежи с разным уровнем зависимости от компьютерных игр

Работа №57789

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2016
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
330
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения социально-психологической адаптации молодежи, склонных и не склонных к зависимости от компьютных игр 7
1.1 Анализ понятия «психологическая зависимость» 7
1.2 Психология компьютерной игровой зависимости 15
1.3 Специфика социально-психологической адаптации 25
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей социальнопсихологической адаптации молодежи с разным уровнем зависимости от компьютерных игр 32
2.1 Организация и методы исследования 32
2.2 Изучение проявлений компьютерной игровой зависимости у
молодежи 36
2.3 Изучение самооценки молодежи с разным уровнем зависимости от
компьютерных игр 39
2.4. Изучение социально-психологической адаптированности молодежи,
склонных и не склонных к зависимости от компьютерных игр 41
2.5 Выявление взаимосвязи проявлений компьютерной игровой зависимости и особенностей социально-психологической адаптированности
молодежи 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
ЛИТЕРАТУРА 52
ПРИЛОЖЕНИЯ


В настоящее время в психологии уделяется большое значение проблемам отклоняющегося поведения человека. Недовольство реальной жизнью и желание уйти от нее является одной из сложнейших проблем человеческой жизни. Однако формы и способы ухода чрезвычайно разнообразны и нередко носят патологический характер. Одной из таких форм является аддиктивное поведение, когда жизнь человека, его состояние и поведение начинают жестко зависеть от различных факторов (наркотиков, алкоголя, еды, работы, секса, азартных и компьютерных игр и др.).
Различные аспекты зависимого поведения представлены в работах зарубежных (Г.Ференси, Ф.Фишер, Дж.Голдберг) и российских исследователей (А.О.Бухановский, Н.В.Дмитриева, Е.В.Змановская,
С.А.Кулаков, Ц.П.Короленко, Н.С.Курек, А.Е.Личко, В.Д.Менделевич, И.Н.Пятницкая, В.Шабалина и др.).
В середине двадцатого века психологи, социологи, педагоги и представители ряда смежных наук всерьез заинтересовались изучением того, без чего уже трудно представить жизнь современного ребенка, подростка, юноши и взрослого - компьютера, а так же эффекта, оказываемого им на психику человека [6]. Само собой, в отношении детей и подростков этот вопрос оказался наиболее актуальным и для специалистов, и для родителей. Это подтверждено увеличившимся за последние годы количеством научных работ и исследований по этой теме (М.Коул, С.Пейперт, А.В.Беляева, С.Л.Новоселова, Ш.Текл и др.) [16].
Широко исследуются и освещаются в научной психологопедагогической литературе такие проблемы, как: выраженность
компьютерной игровой зависимости в различных возрастных периодах [14]. Зависимостью от различных игр в России страдают более двух миллионов человек. Это на полмиллиона больше, чем, к примеру, больных шизофренией. Эти цифры впервые были официально озвучены на
Международной научной конференции «Игровая зависимость: мифы и реальность» в августе 2007 года.
Актуальность исследования заключается в необходимости учитывать тот факт, что в настоящее время происходит повсеместная компьютеризация школ, открытие различных Интернет-клубов, популяризация Интернет и компьютерных игр, что создает риск увеличения компьютерной игровой зависимости. Распространение такой зависимости обуславливается проникновением компьютерных технологий во все сферы деятельности человека, а также развитием высокой реалистичности и сложности компьютерных игр. Несмотря на давнюю историю и широкую распространенность проблемы азартных игр, многое в появлении и развитии такой аддикций у человека остается не изученным и недостаточно освещенным.
Несмотря на то, что вопрос компьютерной игровой зависимости в психологической литературе рассмотрен широко, однако, на наш взгляд, не достаточно изучен вопрос особенностей социально-психологической адаптации юношей, склонных и не склонных к зависимости от компьютерных игр. Таким образом, возникает противоречие между недостаточной теоретической изученностью данного вопроса, с одной стороны, и необходимостью экспериментального исследования взаимосвязи компьютерной игровой зависимости юношей и социально-психологической адаптированности - с другой.
Это противоречие выражается в форме научной проблемы: существует ли взаимосвязь между компьютерной игровой зависимостью молодежи и их социально-психологической адаптированностью.
Необходимость решения обозначенной проблемы определяет актуальность темы исследования «Особенности социально-психологической адаптации молодежи с разным уровнем зависимости от компьютерных игр».
Объект исследования - игровая компьютерная зависимость молодежи.
Предмет исследования - особенности социально-психологической адаптации молодежи, склонных и не склонных к зависимости от компьютерных игр.
Цель исследования: выявить взаимосвязь компьютерной игровой зависимости и социально-психологической адаптированности молодежи.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что компьютерная игровая зависимость взаимосвязана с социально-психологической адаптированностью молодежи, проявляющаяся в самооценке и эмоциональном благополучии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме изучения компьютерной игровой зависимости.
2. Раскрыть специфику социально-психологической адаптированности молодежи.
3. Изучить самооценку молодежи, склонных и не склонных к зависимости от компьютерных игр.
4. Изучить особенности социально-психологической
адаптированности молодежи, склонных и не склонных к зависимости от компьютерных игр.
5. Выявить взаимосвязь проявлений компьютерной игровой зависимости и особенностей социально-психологической адаптированности молодежи.
6. Провести анализ и интерпретацию полученных результатов.
Методологическая база исследования. В нашей работе мы опирались
на труды известных отечественных психологов в области психологии зависимости (Г.Ференси, Дж.Голдберг, А.О.Бухановский, Н.В.Дмитриева, Е.В.Змановская, Ц.П.Короленко, А.Е.Личко, В.Д.Менделевич, И.Н.Пятницкая, В.Шабалина и др.); в области компьютерной игровой зависимости (М.Коул, С.Пейперт, А.В.Беляева, С.Л.Новоселова, Ш.Текл и
др.).
Методы и методики исследования. Теоретический анализ научной литературы, тестирование, методы математической статистики (t-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона). Методики: анкета для выявления компьютерной зависимости; опросник для выявления
предрасположенности к зависимости от компьютерных игр; методика исследования самооценки личности; методика изучения особенностей социально-психологической адаптированности.
Практическая значимость исследования. В работе изучены особенности компьютерной игровой зависимости молодежи, выявлена взаимосвязь компьютерной игровой зависимости и социально
психологической адаптированности молодежи. Результаты исследования могут быть использованы в в работе различных реабилитационных центров.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выборке юношей, не склонных к зависимости от компьютерных игр можно отметить достоверную прямую связь между показателями социального комфорта и принятием других (rxy = 0,61), существует достоверная прямая связь между показателями социального комфорта и доминированием (rxy = 0,45) при p < 0,05, существует достоверная обратная связь между показателями социального комфорта и уходом от проблем (rxy = -0,48).
Выявлена достоверная обратная связь между показателями одиночества/депрессии и доминированием (rxy=-0,75), существует достоверная прямая связь между показателями эмоционального комфорта и сомооценкой (rxy = 0,88). Данные взаимосвязи свидетельствуют о том, что юноши с адекватной и высокой самооценкой не испытывают эмоциональный и социальный дискомфорт и не склонны к компьютерной игровой зависимости.
Таким образом, юноши, не склонные к зависимости, нормально адаптируются к социуму и не стремятся к бегству от реальности и проблем, адекватно оценивая себя и других.
Нормально адаптирующийся в социуме человек не стремится к бегству от реальности, точно как и здоровая личность, адекватно оценивающая себя и других, не стремится к принятию на себя роли другого человека или существа. Уйти от реальности, принимая чужую роль, пытаются лишь дезадаптивные личности, неадекватно оценивающие себя. Нарастание увлеченности компьютерными играми ведет к тому, что ценность виртуального мира и нахождения в нем возрастает, наряду с угасанием интереса к реальности. В связи с этим человек начинает все больше времени проводить в виртуальном мире компьютерных игр и все меньше интересоваться реальным миром, более того - человек развивается в виртуальности, а развитие реальной личности резко затормаживается.
Существует два основных психологических механизма образования зависимости от компьютерных игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого. Они всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости. Оба механизма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний и трудностей в процессах социально-психологической адаптированности, а следовательно есть основания предположить, что они не будут работать, если человек полностью удовлетворен своей жизнью, не имеет нарушений в процессах социально-психологической адаптации и считает свою жизнь счастливой и продуктивной.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В результате изучения проявления компьютерной игровой зависимости у юношей, было выявлено, что большая часть испытуемых находится в состоянии предрасположенности к зависимости. Данный факт обусловлен основной специфичной проблемой зависимых юношей - реакцией отвлечения, которая говорит о стремлении игрока использовать компьютерные игры как средство для избегания выполнения более важных и
ответственных дел. Второй по значимости, согласно результатам нашего исследования, является сниженный самоконтроль юношей. Далее ярко выражена реакция переживания одиночества/депрессии. Она показывает, что для зависимых юношей характерно чувство одиночества в реальной жизни и невозможности существовать без компьютерных игр.
2. Установлено, что в группе юношей, склонных к компьютерной игровой зависимости преобладающей является неадекватная самооценка (низкая и завышенная). Таким юношам свойственна недооценка или переоценка своих возможностей, притупление собственного достоинства или высокомерие, пассивность или агрессивность и наличие коммуникативных трудностей. В группе юношей, не склонных к компьютерной игровой зависимости, напротив, преобладает адекватная самооценка, характеризуя их радостное и оптимистическое отношение к жизни.
3. При рассмотрении показателей социально-психологической адаптированности, было обнаружено, что в группе юношей, не склонных к зависимости от компьютерных игр, преобладает фактор эмоционального комфорта, надо заметить, что в этой группе все показатели высокие, кроме ухода от реальности. В группе юношей, склонных к зависимости наоборот преобладает фактор ухода от реальности, это объясняется боязнью принимать жизненно важные решения и несформированностью самостоятельности, очень низкие показатели по факторам принятие себя и других, эмоциональный комфорт и внутренний контроль. Можно предположить, что стремление уйти от проблем и реальности выступает у зависимых юношей как удовлетворение потребности в безопасности, как своего рода защита от реальности.
4. В результате корреляционного анализа были раскрыты связи
особенностей социально-психологической адаптации с
предрасположенностью к компьютерной игровой зависимости в группах юношей, склонных и не склонных к компьютерной зависимости. Компьютерная игровая зависимость обусловлена многими факторами, но одним из главных являются особенности социально-психологической адаптации личности в реальности, что подтверждает уход от реальности связанный с трудностями в осуществлении межличностных взаимодействий и социальной адаптации.
Полученные экспериментальные данные являются практически значимыми и могут быть использованы психологами и педагогами в индивидуальной и групповой работе с лицами предрасположенными к компьютерной игровой зависимости, а также при разработке занятий, направленных на создание формирование навыков сотрудничества и взаимодействия, на обучение социально приемлемым способам выражения эмоций, совладания с гневом и агрессией и на развитие позитивного самоотношения.



1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию. - М.:
Международная педагогическая академия, 1994. - 327 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2002.
3. Асмолов А. Г. Психологическая модель Интернет-зависимости личности // Мир психологии. - 2004. - № 1. - С. 179-192
4. Ахрямкина Т.А., Матасова И.Л. Особенности проявления и факторы формирования компьютерной зависимости различных возрастных групп: методическое пособие для студентов психологического факультета и практикующих психологов. - Самара, 2005. - 234 с.
5. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. - № 1. - 2005. - С. 89-100
6. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопросы психологии. - 1993. - № 3. - С. 12- 24
7. Белинская Е.П., Жичкина А. Современные исследования виртуальной
коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты //
www.psvchology.ru/internet/round.
8. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М.: Проспект, 2004. - 213 с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
10. Бурова В.А. Интернет-зависимость - патология XXI века // Вопросы ментальной медицины и экологии. - 2000. - №1. - С.11-17
11. Варашкевич С.А. История конверсии компьютерной игры. - М.: ИП РАН,
1997. - 234 с.
12. Венгер Л.А., Мухина, В.С. Психология. - М.: Гардарики, 1988. - 417 с.
13. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете. - М., 2000. - С.100-131


14. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Психологический журнал. - 2004. - № 1. - С.90-100
15. Гурьева Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты // Вопросы психологии. - 1993. - № 3. - С.5-16
16. Давтян С.Э. Клинико-катамнестический анализ одной разновидности Интернет-аддикции (патологического влечения к виртуальному общению) // Психологические и психиатрические проблемы клинической медицины: сб. науч. тр. - СПб., 2000. - С.100-101
17. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. - Спб.: Речь, 2007. - 190 с.
18. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернет. http: //flo giston.ru/proi ects/articles/refinf, shtml
19. Кимберли Янг С. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Internet. 41. http: //www.iworld.ru
20. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - М.: Варгус, 2001. - 256 с.
21. Колчанова Л. Психологические проблемы Интернет-зависимости // Обучение и карьера. - 2001. - № 3. - С.59-61
22. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. - СПб.: Речь, 2002. - 340 с.
23. Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации) // Вестник клинической психологии. - 2003. - № 2. - С.23-33
24.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 442 с.
26. Павловский В.В. Компьютерная игра как фактор, влияющий на уровень ситуативной (реактивной) агрессии // Вест. Гуманит. ин-та Дальневост. гос. мор. акад. - 2000. - Вып.1. - С.84-85
27. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 251 с.
28. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989. - 478 с.
29. Сугутская Г.Д. Виртуальная реальность и виртуальная зависимость // Виртуальная реальность. - 2003. - № 3. - С.47-54
30. Туктарова Р. Киборги под кайфом: сильных Интернет укрепляет, а слабых
- подавляет и разрушает // Российская газета. - 2006.
31. Фриндте В., Келер Т. Публичное конструирование Я в опосредованном компьютером общении // Гуманитарные исследования Интернета / под ред. А.Е. Войскунского. - М.: МГУ, 2000. - 215 с.
32. Хайрутдинов А. Забава ли - компьютерная игра? // ИДЕЛЬ. - 2003. - № 9.
- С.54-67
33.Чудова И.В. Особенности образа Я Жителя Интернета // Психологический журнал. - 2002. - № 22. - С. 12-19
34. Шайдулина А. Ф. Особенности клиники и лечения пациентов с патологической склонностью к азартным играм и компьютерной зависимостью: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - СПб., 2004. - 20 с.
35. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал. - 1999. - №1. - С.12-24
36. Цукерман, Г.А., Мастеров, Б.М. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс, 1995. - 218 с.
37. Янг К.С. Диагноз - Интернет-завимость // Мир Internet. - 2000. - № 2. -
С.24-34


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ