ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПОЛУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ СТАРШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ.. ..5
1.1 Образовательные результаты в обеспечении устойчивого роста
человеческого капитала 5
1.2 Образовательные результаты как социально-педагогическая система..10
1.3 Нормативно-методическое обеспечение процесса получения
образовательных результатов (государственные и федеральные государственные образовательные стандарты) 19
ГЛАВА II. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА
ПОЛУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ..32
2.1 Содержание предмета «Социально-экономическая география в
получении современных образовательных результатов» 32
2.2 Урок и внеурочная деятельность как основные формы получения современных образовательных результатов в процессе изучения социально-
экономической географии старшими школьниками 44
2.3 Рекомендации по повышению эффективности процесса получения современных образовательных результатов в процессе изучения старшеклассниками учебного предмета «Социально-экономическая география» 49
2.4. Рабочая программа внеурочной деятельности «Мы - люди мира» 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике, в связи с этим появляется необходимость глубокого изучения процесса получения современных образовательных результатов. На сегодняшний день отсутствуют исследованные и описанные подходы получения этих результатов, в процессе изучения социально-экономической географии.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в определение путей повышения эффективности в получении образовательных результатов старшими школьниками в процессе изучения предмета социально-экономическая география.
Исходя из этого, выстраивается ряд задач, а именно:
- проведение анализа теоретической и научно-методической литературы по данной теме.
- выявление проблем в процессе получения образовательных результатов
- разработка мероприятий по совершенствованию эффективности получения современных образовательных результатов
Объектом исследования является процесс получения современных образовательных результатов в старшей школе, предметом исследования - возможности повышения эффективности получения современных образовательных результатов в процессе изучения социально-экономической географии в старшей школе.
В соответствии с поставленной целью и задачами, выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации. Первая глава раскрывает теоретические основы по современным образовательным результатам, определяются основные понятия по теме. Вторая глава имеет практический характер, и на основе результатов анализа, проведенных в первой главе, в ней изложены рекомендации по повышению эффективности процесса получения современных образовательных результатов.
Основные методы, которые были использованы для достижения целей исследования: наблюдение, изучение материалов научных и периодических изданий, анализ и обобщение полученных результатов. Информационную базу исследования составили законодательные и иные нормативные акты РФ, информационные и методические издания в сети Интернет.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в предложениях по совершенствованию преподавания учебного предмета «Социально-экономическая география», для обеспечения получения современных образовательных результатов старшеклассниками, материалы работы, могут быть использованы учителем с целью разработки урока и организации внеурочной деятельности учащихся.
Цель выпускной квалификационной работы состояла в определении путей повышения эффективности в получении образовательных результатов старшими школьниками, в процессе изучения предмета социально-экономическая география.
Для достижения цели нами были определены следующие задачи:
1. Провести анализ теоретической и научно-методической
литературы по данной теме.
2. Выявить проблемы в процессе получения образовательных
результатов.
3. Разработать мероприятий по совершенствованию эффективности получения современных образовательных результатов.
Работая над первой задачей, мы провели анализ теоретической и научно-методической литературы, рассмотрели возможность получения современных образовательных результатов в процессе производства и потребления образовательных услуг в старшей школе. На основании анализа, можно сделать вывод, что образование является основой общества, ему отведена главная роль в развитии качественного человеческого капитала. Для формирования качественного человеческого капитала необходимо наличие таких образовательных результатов, которые позволят индивиду социализироваться в обществе, стать его полноценным членом. Мы определили, что самый сложный и важный образовательный результат - личностный, так как он формирует личностные качества школьника, определяя его отношение к учёбе, окружающим, к самому себе. Предметные результаты закладывают основы знаний. Метапредметные универсальные учебные действия формируют у школьника навыки переноса теоретических знаний в реальную жизнь.
Работая над второй задачей, мы выявили проблемы в процессе получения образовательных результатов. На современном этапе развития общества содержание образования не всегда успевает за прогрессом, обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства становится основной проблемой педагогической науки.
Модернизации системы образования должна вывести процесс образования на новый уровень, с тем, чтобы не только обеспечить кадровую базу развития экономики, но и поддерживать существующей уровень экономического развития.
Работая над третьей задачей выпускной квалификационной работы, мы разработали рекомендации по повышению эффективности процесса получения современных образовательных результатов, в процессе изучения старшеклассниками учебного предмета «Социально-экономическая география». Получение положительных результатов, возможно только при использовании новых средств, а учебник остаётся важнейшим средством обучения. Рассмотренные нами возможности формирования метапредметных результатов, опираются на грамотную работу с предметным содержанием и организацию самостоятельной продуктивной мыслительной деятельности учащихся. Устойчивые метапредметные результаты, не могут сформироваться при эпизодическом вкраплении отдельных приемов, в схему традиционного обучения. Требуется системная работа, в идеале - работа команды (хотя бы из двух-трех педагогов). Но даже использование отдельных приемов одним учителем способствует повышению качества обучения. Разработанная рабочая программа внеурочной деятельности «Мы - люди мира», один из предложенных вариантов работы с учащимися, который поможет учителю достигнуть вершин в формировании современных образовательных результатов.
Задачи, поставленные в работе, выполнены, цель достигнута.
1. Беккер Г.С.: Человеческое поведение: экономический подход. -М.: ГУ ВШЭ, 2003
2. Васильева Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Международной Научной конференции (г. Санкт- Петербург, январь 2014 г.). - Спб.: Заневская площадь, 2014. - с.74
3. Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - М.: ПО России, 2012. - 288 с.
4. Декларация Всемирной Антикризисной Конференции // Новые Макроэкономические Реалии - Астана (Казахстан), 23-24 мая 2013 года
5. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. - СПб.: Наука, 1999.
6. Достижение планируемых результатов школьниками: учебно- методическое пособие / под ред. Г.В. Раицкой. - Красноярск, 2015. - 132 с.
7. Драганчук Л.С.. Образование и развитие человеческого капитала в России // Проблемы современной экономики. - 2011.- № 1.
8. Каменецкий, В.А. Капитал (от сложного к простому) / В.А. Каменецкий, В.П. Патрикеев. М.: Экономика, 2006. - с. 171
9. Капелюшников Р. И. Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы: критический анализ. — М., Наука, 1981.
10. Лебедев О.Е. Подход в образовании//Школьные технологии.- 2004.-№5.-С.12.
11. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Знание, 1980. - 64 с.
12. Максаковский В.П.. География: Экономическая и социальная география мира. X класс., М.: Просвещение, 2007
13. Моисеев, А. Какие бывают результаты образования/А. Моисеев, М. Поташник//Народное образование.- 1999.- № 7-8, с. 167
14. Педагогический словарь / Под ред. И.М. Кантора. Т. 2. М., 1960.
15. Петерсон Л.Г. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. - М., 2007.
16. Современная оценка образовательных достижений учащихся : Методическое пособие / Науч. ред.: И. В. Муштавинская, Е. Ю. Лукичева. — Санкт-Петербург : КАРО, 2015. — 303-304 с.
17. Смирнов В.И. Учебная книга в системе дидактических средств // Университетская книга. - 2001. - № 10. - С. 16-26.
Электронные ресурсы
18. Воспитательные аспекты во внеурочной деятельности в рамках
реализации ФГОС, [Электронный ресурс] - URL:
https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/prochee/vospitatiel-nyie-aspiekty-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos(Дата посещения 5.06.2018).
19. Информационный ресурс КиберПедия: жизненное, личностное и профессиональное самоопределение [Электронный ресурс] - URL: https://cyberpedia.su/9x9032.html(Дата посещения 20.04.2018).
20. Козьминых Н.В. Образовательные результаты и их особенности в условиях реализации ФГОС, [Электронный ресурс] - URL: https://multiurok.ru/files/obrazovatiel-nyie-riezul-taty-i-ikh-osobiennosti.html(Дата посещения 18.04.2018).
21. Компетентностный подход в образовании: методологические основания, история и современность [Электронный ресурс] - URL: https: //vuzlit.ru/564250/kompetentno stnyy podhod obrazovanii metodologicheskie osnovaniya istoriya sovremennost(Дата посещения 17.04.2018).
22. Концепции экономического роста [Электронный ресурс] - URL: http://www.econmotion.ru/nomecs-398-3.html(Дата посещения 10.04.2018).
23. Лобанова Н.С. Ресурсы современного урока. Статья в журнале:
Педагогика Online [Электронный ресурс] - URL:
http://aneks.spb.ru/metodicheskie-razrabotki-posobiia-po-russkomu-iazyku/resursy-sovremennogo-uroka.html(Дата посещения 20.05.2018).
24. Материалы Государственного Совета Российской Федерации. Образовательная политика России на современном этапе, [Электронный ресурс] - URL:http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2001/02/educ policy.pdf(Дата посещения 14.04.2018).
25. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]: ФГОС Основного общего образования, - URL: https://минобрнауки.рф/документы/938(Дата посещения 27.04.2018).
26. Немец Л. Н., Сегида Е. Ю., Сильченко Ю. Ю. «Основы
социальной географии»: учебное пособие. - Харьков, Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина, 2014. - 112 с.
[Электронный ресурс] -URL: http: //dspace.univer. kharkov.ua/bitstream/. (17.05.2018)
27. Нормативное и учебно-методическое обеспечение процесса обучения [Электронный ресурс] - URL:https://megalektsii.ru/s145665t5.html(Дата посещения 27.04.2018).
28. Образовательные результаты - МК развитие критического
мышления средствами ИКТ, [Электронный ресурс] -URL:
https://sites.google.com/site/mkiktkm/obrazovatelnye-rezultaty (Дата
посещения 20.04.2018).
29. Опрышко Ю. И., Баранникова М. А., Арутюнян С. А., Гончарова
С. Н. Основные аспекты конкурентоспособности на рынке труда // Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 240-243. — URL:
https://moluch.ru/archive/134/37674/(Дата посещения: 17.04.2018).
30. Проектирование современных уроков в условиях реализации
ФГОС [Электронный ресурс] - URL: http://gym1507uz.mskobr.ru/files/proektirovanie sovremennyh urokov v usloviyah realizacii fgos.pdf(Дата посещения 20.05.2018).
31. Планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы основного общего образования, [Электронный ресурс] - URL:
https://estalsch4.edumsko.ru/uploads/2200/2183/section/148848/OOP OOO/1.2.1.obwie polozheniya.pdf?1516293085631(Дата посещения 18.04.2018).
32. Проектирование экономической информационной системы учета
материальных ресурсов на предприятии [Электронный ресурс] - URL: https://studwood.ru/1718410/informatika/klassifikatsiya resursov (Дата
посещения 18.05.2018).
33. Рабочая программа «Экономическая и социальная география
мира», [Электронный ресурс] - URL:
http: //kmkk.mil .ru/upload/site119/document file/geo gr10.pdf(Дата посещения 17.05.2018).
34. Социально-экономическая география: понятия и термины.
Словарь-справочник. Отв. ред. А.П. Горкин. - Смоленск: Ойкумена, 2013. С.240 [Электронный ресурс] - URL:
http: //www.geo gr.msu.ru/cafedra/segzs/nauchd/pubs/stuff pubs/SLOVAR%202013.pdf(Дата посещения 15.05.2018).
35. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ., [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/(Дата посещения 17.04.2018).
36. ФГОС - федеральные государственные образовательные стандарты // Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413, [Электронный ресурс] - URL:http://fgos.ru/(Дата посещения 27.04.2018).
37. Чернобай Е.В. Современное понимание образовательных результатов как фактор инновационного мышления педагога XXI века, [Электронный ресурс] - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-ponimanie-obrazovatelnyh-rezultatov-kak-faktor-innovatsionnogo-myshleniya-pedago ga-xxi-veka(Дата посещения 18.04.2018).