Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПАРНАЯ И ГРУППОВАЯ РАБОТА) НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-6 КЛАССАХ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Работа №57778

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4815 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
394
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы интерактивного обучения как одной из форм организации познавательной деятельности 9
1.1. Сущность и формы интерактивного обучения (парная и
групповая работа) д
1.2. Требования ФГОС как основа применения парной и групповой
работы на уроках русского языка 20
1.3. Возможности применения интерактивных форм на разных этапах
обучения русскому языку 25
Глава 2. Методика использования парной и групповой работы на различных типах уроков 2 о
2.1. Применение групповой работы на уроках открытия новых знаний и обобщения 20
2.2. Работа в парах на уроках закрепления и повторения 39
2.3. Совмещение интерактивных форм обучения на уроках контроля 43
Глава 3. Результаты экспериментальной работы 47
Заключение 61
Список использованной литературы

В настоящее время в связи с решением задачи повышения качества образования происходит постоянное усовершенствование организации учебного процесса. И ориентировано это усовершенствование на развитие различных сторон личности ребенка, на его системное вовлечение в деятельность в качестве её субъекта. Именно системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы стали методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта.
Развитие учащегося при системно-деятельностном подходе происходит на основе усвоения универсальных учебных действий. Кроме того, такой подход подразумевает ориентацию на индивидуальность каждого обучающегося, включая рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного взаимодействия. К обязательным требованиям ФГОС относят формирование коммуникативной компетентности, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность. Важным условием осуществления активной познавательной деятельности учащихся является способность работать индивидуально и в группе, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Кроме того, учащимся следует научиться владеть основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Таким образом, возникает потребность в ответе на несколько вопросов:
- Какие условия необходимо создать в обучении для развития качеств личности ребенка?
- Какие способы оптимальны для осуществления требований ФГОС и включения ученика в активную учебную познавательную деятельность?
- Как организовать обучение, чтобы оно не было оторвано от реальной жизни?
Полагаем, что интерактивное обучение (парная и групповая работа) как один из путей реализации требований стандарта будет способствовать решению проблемы эффективного развития навыков познавательной деятельности. Парная и групповая работа позволяют включиться в активную познавательную деятельность каждому ученику. Кроме того, такие формы организации учебного процесса направлены не только на осознанное приобретение знаний учащимся, но и на формирование умения анализировать и критически оценивать свою работу и работу своих товарищей, развитие коммуникативных способностей, умение формулировать и аргументировать свое мнение, выслушивать мнение других. В парной и групповой деятельности учащихся акцент делается как на их активность, так и на создание возможностей выступать в роли творца и создателя себя и собственной учебной деятельности, то есть проявить субъектную активность, соответствующую индивидуальности школьника.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования - «Интерактивное обучение (парная и групповая работы) на уроках русского языка в 5-6 классах как один из путей реализации требований ФГОС».
Объект исследования - интерактивное обучение на уроках русского языка.
Предметом исследования являются приемы организации парной и групповой работы на уроках русского языка в 5-6 классах.
Цель работы - доказать правомерность и эффективность использования парной и групповой работы в обучении русскому языку для формирования навыков познавательной деятельности, обеспечения субъектной позиции школьника, повышения уровня овладения предметными знаниями и умениями.
Гипотеза исследования:
Парная и групповая работа как формы организации учебной деятельности могут повлиять на повышение мотивации и результативности усвоения учащимися тем курса русского языка, если:
1) учитывать все необходимые требования к организации парной и групповой работы;
2) распределять роли в группе так, чтобы совершенствовались предметные знания, специальные и универсальные познавательные умения каждого участника группы;
3) создавать условия для представления результатов работы в паре и группе любым учащимся, в том числе и «слабым», при этом другие участники пары или группы работают на его подготовку к ответу;
4) применять групповую и парную работу на различных этапах обучения русскому языку;
5) выбирать форму интерактивного обучения с точки зрения её результативности для освоения предметного содержания на данном этапе.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи:
1) анализ научной литературы по проблеме исследования;
2) изучение особенностей парной и групповой работ как ведущих форм интерактивного обучения;
3) анализ возможностей использования парной и групповой работы в обучении русскому языку в 5-6 классах;
4) выявление приёмов включения парной и групповой работы в урочную деятельность учащихся;
5) разработка вариантов уроков по изучению морфологических тем с использованием парной и групповой работы;
6) апробация разработанных вариантов парной и групповой работы на уроках русского языка в 5 - 6 классах.
Методологической базой исследования послужили работы, касающиеся теории интерактивного обучения, форм и способов его организации. Обоснование теории интерактивного обучения, определение понятий парная и групповая работа, описание приемов и способов их организации в урочной деятельности дано в трудах И.В. Аракчеевой, М.А. Бондаренко, Ф.Г. Брулёвой, И.Н. Булгаковой, Л.А. Булыга, А.И. Гавриш, Л.К. Гейхман, Н.Н. Двуличанской, Н.О. Долгаевой, М.Ю. Доронцова, О.Г. Канунниковой, А.Е. Копжасаровой, Е.В. Коротаевой, Г.Б. Кунжигитовой, Х.И. Лийметса, С.С. Мартыновой, О.О. Налимовой, Я.А. Небалуевой, И.В. Сафроновой.
Дидактико-методической базой исследования стали труды таких ученых, как А.Г. Асмолов, Б.Ц. Бадмаев, М.Т. Баранов, Т.М. Воителева, В.К. Дьяченко, Ю.Н. Кулюткин, М.Ю. Олешков, Т.С. Панина, Г.К. Селевко, Г.А. Цукерман.
Новизна проведённого исследования заключается в обосновании необходимости использования интерактивного обучения (парной и групповой работы) как одного из путей реализации требований ФГОС, а также систематизации приёмов этих форм применительно к разным этапам обучения русскому языку в 5-6 классах.
Практическая значимость работы связана с тем, что полученные результаты могут быть использованы на различных типах уроков русского языка в 5-6 классах и при изучении различных тем, в частности, при изучении морфологии.
Апробация. Результаты работы обсуждались на ежегодной научно-практической студенческой конференции ПГГПУ в 2017 году. По результатам исследования в сборнике «Молодая филология 2017. Язык и литература: актуальные исследования» была опубликована статья «Организация групповой работы на уроках русского языка при изучении нового материала (на примере изучения имени существительного в 5 классе)».
В ходе исследования применялись теоретические методы, включающие научное наблюдение и анализ (анализ психолого-педагогической и методической учебной литературы, сопоставительный анализ учебных программ для средней школы). Также использовались методы проектирования и интерпретации, предполагающие создание моделей уроков и упражнений по русскому языку, включающих парную и групповую формы работы. На этапе эксперимента применялись методы наблюдения, сопоставления и сравнения (познавательной активности, коммуникативных умений, предметных результатов, умения анализа и оценки результатов учащихся).
Исследование проводилось на базе 5 «Б» класса и на базе 5 «В» (впоследствии 6 «В») класса в течение 2016-2017 учебных годов. В качестве экспериментального использовался 5 «В» и 6 «В» классы (2 года обучения), в качестве контрольного 6 «В» класс, обучающиеся по программе учебно-методического комплекса по русскому языку под редакцией С.И. Львовой и В.В. Львова.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и списка использованной литературы. Список использованной литературы включает 58 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время одной из целей образования является его усовершенствование и развитие особенностей личности ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт подразумевает формирование индивидуальных качеств каждого школьника и его системное вовлечение в субъектную деятельность. Именно системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы дают возможность осуществить самостоятельное усвоение новых знаний, умений и компетенций и становление учащегося в позицию субъекта учебного процесса.
Целью нашего исследования стало выявление эффективности использования парной и групповой работы в обучении русскому языку для формирования навыков познавательной деятельности, обеспечения субъектной позиции школьника, а также повышения уровня овладения предметными знаниями и умениями.
Анализ литературы по проблеме исследования и требований ФГОС к процессу обучения школьников позволил прийти к выводу о возможности использования форм интерактивного обучения (парной и групповой работы) для реализации системно-деятельностного подхода при изучении курса русского языка в 5-6 классах. В пользу применения интерактивного обучения свидетельствовали данные констатирующего эксперимента.
Мы рассмотрели особенности организации учебной деятельности при использовании парной и групповой работы на этапах открытия нового, закрепления, повторения, обобщения и контроля и смоделировали уроки для изучения морфологических тем в 5-6 классах (с опорой на учебник русского языка для 5-6 классов под ред. С.И. Львовой и В.В. Львова). Эффективность предложенных рекомендаций была проверена на практике.
Разработанные уроки с использованием парной и групповой работы были успешно проведены в 5 и 6 классах МАОУ «СОШ № 124» г. Перми.
Сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента подтвердило правильность выдвинутой гипотезы. Благодаря возможностям интерактивного обучения (парной и групповой работы), направленного на повышение мотивации учебной деятельности и развитие познавательной активности, школьники стали более активны в процессе обучения русскому языку, повысился уровень их коммуникативных умений и предметных результатов.



1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009 - 448с.
2. Аксютичева А.Е. Формирование коммуникативных УУД на уроках в начальной школе // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. 2016. - С. 125-128.
3. Аракчеева И.В., Черепанова Е.В. Парная работа - способ овладения учебным диалогом // Обучение и воспитание: методика и практика. 2014 - С. 42-44.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151с.
5. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. - метод. пособие для преподават. и аспирантов вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 304с.
6. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988 - 191с.
7. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов. Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Просвещение, 1990 - 368с.
8. Бондаренко М.А. Интерактивные формы работы на уроках русского языка как условие формирования речевой культуры учащихся // Проблемы современного филологического образования. 2016. - С. 40-44.
9. Борисова М.О. Особенности учебного сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности // Инновационные технологии в науке и образовании. 2017. - С. 26-130.
10. Брулёва Ф.Г. Интерактивные технологии в обучении русскому языку на профильных классах средней школы (групповая работа) // Успехи современного естествознания 2014. - С. 131-134.
11. Булгакова И.Н., Кузьмина Н.В. Особенности парной и групповой работы на
уроках в начальной школе // Современное решение психолого¬педагогических и социально-экономических проблем образовательной деятельности. 2015. - С. 88-92.
12. Булыга Л.А. Возможность повышения мотивации младших школьников посредством парной работы // Научный альманах ассоциации france- kazakhstan. 2016. - С. 31-38.
13. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учеб. пособие для вузов. М.: Дрофа, 2006 - 319с.
14. Гавриш А.И. Групповая работа - основная организация образовательного процесса в начальной школе // Инновационные процессы в образовании. 2017. - С. 95-97.
15. Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению (подход и модель). - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002. - 260с.
16. Гейхман Л.К. Искусство быть и общаться с другим. - Пермь, ЦРО, 2001. - 198с.
17. Голышева И.А., Сбитнева Е.С. Формирование личностных универсальных учебных действий в рамках групповой работы во внеурочной деятельности // Научные исследования современных ученых. 2016. - С. 393-394.
18. Грищенко Л.А. Использование групповой работы при формировании УУД на уроках русского языка и литературы // Опыт реализации Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях. 2013. - С. 67-72.
19. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство
формирования ключевых компетенций. 2011. - №4. - С. 1-10. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n7interaktivnye-metody-obucheniya-kak-sredstvo-formirovaniya-klyuchevyh-kompetentsiy(дата обращения: 2.07.2017).
20. Долгаева Н.О. Интерактивные технические средства обучения в контексте обучения иностранному языку (на примере курса «Лингвострановедение и страноведение» // Вестник Московского государственного областного университета. 2013. - №2. - С. 23-26.
21. Доронцов М.Ю. Интерактивное обучение как метод активизации учебно-исследовательской деятельности обучения // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. - №1-4 (20). - С. 20-21.
22. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб. работы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 192с.
23. Канунникова О.Г. Технология сотрудничества как системообразующий компонент коллективного способа взаимодействия // Модернизация образования / под ред. Л.И. Архаровой, О.Л. Егоровой, Т.В. Ивкиной. 2016. - С. 139-141.
24. Кискаев И.А., Габитова Р.В. Формирование исследовательских умений учащихся начальной школы через организацию их парной работы на уроках // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: Образование. Педагогика. Психология. 2013. - С. 80-82.
25. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176с.
26. Копжасарова А.Е., Кунжигитова Г.Б. Интерактивные методы обучения, влияющие на активность личности в обучении // Наука и Мир. 2014. - Т.3. - №5 (9). - С. 44-47.
27. Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: вопросы теории и практики обучения // Педагогическое образование в России. 2012. - №2. - С. 171-174.
28. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М.: Просвещение, 1985. - 305с.
29. Кунжигитова Г.Б., Рсмаханбетова Ш.Е., Жанибекова Э.Ж. Интерактивные методы обучения, влияющие на активность личности в обучении // Наука и Мир. 2014. - Т.3. - № 3 (7). - С. 65-70.
30. Лекомцева О.А. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе // Образование и наука в современных условиях. 2014. - №1 (1). - С. 99-101.
31. Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке. М.: Знание, 1975 - 64с.
32. Лукьянцева М.М. Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе // Закономерности тенденции развития науки. 2015. - С. 180-182.
33. Мартынова С.С. Формы и приемы групповой работы на уроках и во внеурочное время // Русский язык в школе: «Просвещение», 1990. - №3. - С. 39-42.
34. Методика обучения русскому языку: типы и структура уроков русского языка (грамматика и правописание) / М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Перм. гос. гуманит.-пед. ун.-т». Авт.-сост. Н.В. Медведева, Е.А. Рябухина, Л.С. Фоминых. - Пермь, 2015. - 103с.
35. Налимова О.О. Интерактивное обучение как один из вариантов инновационного обучения // Молодой ученый. 2014. - №18-1. - С. 69-72.
36. Небалуева Я.А. Интерактивные методы и технологии обучения иностранному языку в школе на среднем этапе обучения // Институт стратегический исследований. 2015. - С. 95-97.
37. Одилова Н.Ф. Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения // Молодой ученый. 2011. - №12. Т.2. - С. 121-124.
38. Олесова М.М. Использование технологии сотрудничества при формировании орфографической грамотности на уроках русского языка. Научный электронный журнал меридиан. 2017. - № 4 (7). - С. 119-123.
39. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие.- Нижний Тагил: НТГСПА, 2011 - 144с.
40. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.Н Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной.- М.: Изд. центр «Академия», 2006 - 176с.
41. Родкина Н.В. Обучение в сотрудничестве на уроках русского языка и во внеурочное время // Современная педагогика. 2013. - № 1 (2). - С.2.
42. Русский язык. Практика. 6кл.: учебник / Г.К. Лидман-Орлова, С.И. Пименова, А.П. Еремеева и др. - М.: Дрофа. 2016. - 318с.
43. Русский язык. 5 класс: учеб. для образоват. учреждений. В 3 ч. Ч. 2. / С.И. Львова, В.В. Львов. - М.: Мнемозина, 2012. - 167с.
44. Русский язык 5 класс: справочные материалы: приложение к учебнику. В 3 ч. Ч .3 / С.И. Львова, В.В. Львов. - М.: Мнемозина, 2012 - 63с.
45. Русский язык. 6 класс: учеб. для образоват. учреждений. В 3 ч. Ч 1. / С.И. Львова, В.В. Львов. - М.: Мнемозина, 2013. - 205с.
46. Русский язык. 6 класс: справочные материалы: приложение к учебнику. В 3 ч. Ч. 3 / С.И. Львова, В.В. Львов. - М.: Мнемозина, 2013. - 99с.
47. Рыжкина Е.Ю. Применение технологии «Коллективный способ обучения» на уроках русского языка // Вестник научных конференций. 2016. - № 10-5 (14). - С. 160-162.
48. Сафронова И.В. Интерактивное обучение как метод индивидуализации образовательного процесса // Обучение и воспитание: методика и практика. 2012. - №1. - С. 079-083.
49. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. - 256с.
50. Сергеева Л.Я. Организация групповой деятельности учащихся в 5-х класса
на уроках русского языка как способ формирования коммуникативных умений URL:
http://pedsovet.org/component/option,com mtree/task,viewlink/link id,155307/Itemid,118/(дата обращения: 3.07.2016).
51. Скобцева Н.И. Использование групповой работы на уроках в начальной школе // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности. 2015. - Т.10. - С. 122-124.
52. Скоморохова О.В. Групповая работа в начальной школе как средство формирования универсальных учебных действий у учащихся // Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования. 2017. - С. 69-75.
53. Телкова В.А. О некоторых формах активизации самостоятельной деятельности учащихся на уроках русского языка в рамках личностно - ориентированного подхода // Актуальные методики преподавания русского языка и русского языка как иностранного. Москва, 2016. - С. 135-141.
54. Фастунова Л.В. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников через групповые формы работы // Актуальные проблемы гуманитарных естественных наук. 2015. - № 2-2. - С. 147-154.
55. Федеральный государственный образовательный стандарт. Средняя школа.
5-9 классы URL: http://www.ug.ru/new standards/4 (дата обращения:
3.11.2017).
56. Филатова И.М. Групповая работа - одна из форм деятельностного метода обучения // Педагогическое пространство: обучение, развитие, управление талантами. 2016. - С. 62-65.
57. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.- Томск: Пеленг, 1993 - 268с.
58. Ширяева О.Г. Организация групповой работы в начальной школе // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2013. - С. 34-41.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ