СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 8
1.1 Эмоциональный интеллект: сущность понятия, модели в отечественной и
зарубежной психологии 8
1.1.1 Развитие эмоционального интеллекта в зрелом возрасте 17
1.2 Структурные компоненты психологического и эмоционального здоровья
как условие развития самореализации личности 19
1.3 Постановка проблемы исследования 24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1 Организация исследования и характеристика выборки 27
2.2 Обзор диагностических методик 27
2.3 Методы математико-статистической обработки данных 38
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 40
3.1 Анализ взаимосвязей эмоционального интеллекта и психологического
здоровья у сотрудников сферы обслуживания 40
3.1.1 Взаимосвязи эмоционального интеллекта и психологического 40
здоровья в общей выборке участников исследования 40
3.1.2 Факторная структура корреляционных взаимосвязей показателей
эмоционального интеллекта и психологического здоровья в общей выборке участников исследования 45
3.1.3 Сравнение корреляционных взаимосвязей эмоционального интеллекта
и психологического здоровья в выборках с относительно высоким и низким уровнями ЭИ 49
3.2 Итоги сравнение средних значений показателей психологического
здоровья в контрастных по уровню ЭИ выборках на основе анализа по критерию Стьюдента 54
3.3 Итоги сравнения средних значений показателей психологического
здоровья в контрастных по уровню ЭИ выборках на основе дисперсионного анализа 56
ВЫВОДЫ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложение
Актуальность избранной темы определяется тем, что коренная ломка общества, которая произошла в России за последние десятилетия, не смогла не сказаться на психологическом состоянии людей, так как формирование различных структур сознания личности, в том числе эмоционального интеллекта, осмысленности жизни и психологического здоровья, в большей степени детерминировано теми социально-экономическими условиями, в которых она осуществляет свою жизнедеятельность.
За последние два десятилетия заметно повысился интерес исследователей к научной проблеме эмоционального интеллекта, его роли в сознании, социальных коммуникациях и межличностных взаимоотношениях, деятельности. Исследования эмоционального интеллекта достаточно многочисленны и популярны. Вместе с тем, проблема взаимосвязи этих феноменов в социальных сферах взаимодействия остается мало изученной как в РФ, так и за рубежом. Данная работа направлена на восполнение этого пробела.
Проблема эмоционального интеллекта, возникшая на стыке психологии мышления и психологии эмоций, свидетельствует о возрастающей необходимости исследования взаимодействия психических процессов между собой и влияния этого взаимодействия на функционирование личности.
Понятие эмоциональный интеллект (ЭИ), рассматривается многими авторами по-разному (Р. Робертс, Д. Мэттьюс, М. Зайднер, П. Сэловей, Дж. Мэйер, Д. Гоулмен, Д.В. Люсин и др.). В случае определения эмоционального интеллекта, общими являются следующие характеристики эмоционального интеллекта: понимание эмоций, управление эмоциями, регуляция эмоций.
Разрабатывая проблематику эмоционального интеллекта, А.В. Карпов и А.С. Петровская (2006) сформировали предположение, согласно которому эмоциональный интеллект целесообразно интерпретировать как результат проявления системы мета процессуальных процессов личности.
Данное исследование посвящено изучению взаимосвязи характеристик психологического здоровья взрослых с их эмоциональным интеллектом.
Под эмоциональным интеллектом взрослых людей мы понимаем способность чувствовать, взаимодействовать, понимать и эффективно применять силу эмоций и проницательность (эмпатию), для того чтобы способствовать высокому уровню сотрудничества и результативности, так как именно осознание собственных эмоций и эмоций окружающих, а так же управление своими и чужими эмоциями является основной эмоционального интеллекта.
Управляя собственными эмоциями, руководители и подчиненные (в нашем случае сотрудники развлекательного комплекса) смогут принимать обдуманные и взвешенные решения. Сотрудники с развитым эмоциональным интеллектом привносят больший вклад в успехи и ценности любой компании. Важно знать, что понимая, какие эмоции испытывает собеседник, человек сможет выбирать наиболее эффективную коммуникационную стратегию, а также понимание себя и отсутствие внутренних противоречий, резко увеличивает эффективность общения.
По определению Н.П. Локаловой, психологическое здоровье является личностным образованием и формируется в результате активации внутренних психологических ресурсов самого человека. Психологическое здоровье характеризует личность в целом и находится в непосредственной связи с психологической культурой личности и проявлениями человеческого духа (Локалова, 2015).
В исследуемые компоненты психологического здоровья в данном исследовании, вслед за А.А. Волочковым, были включены показатели, эмоционального здоровья, жизнестойкости личности и осмысленности жизни, которые по общему признанию представляют собой одну из центральных характеристик личности, и тем самым оказывают существенное влияние на все стороны её жизнедеятельности. Принято считать, что осмысленность жизни отражает отношение человека к окружающему миру и выступает в качестве способа дифференциации объектов по степени их субъективной значимости. (Волочков, Репина, 2016).
Так как в нашем исследовании, посвященном изучению взаимосвязей эмоционального интеллекта во взаимосвязи с компонентами психологического здоровья, мы исследуем эмоциональный интеллект у взрослых людей, мы придерживаемся модели Д. Гоулмена, которая включает в себя пять широких областей: знание эмоций, руководство эмоциями, распознавание эмоций других и управление отношениями с другими.
В этой связи, целью исследования явилось выявление взаимосвязи характеристик психологического здоровья взрослых с их эмоциональным интеллектом.
Объект исследования составили психологическое здоровье и эмоциональный интеллект взрослого.
Предмет исследования: психологическое здоровье сотрудников сферы питания в зависимости от уровня эмоционального интеллекта.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить взаимосвязи эмоционального интеллекта и
психологического здоровья в выборке сотрудников сферы обслуживания.
2. Сравнить показатели эмоционального интеллекта и психологического здоровья в контрастных по уровню ЭИ выборках.
3. Провести анализ эффектов фактора «Уровень ЭИ» на психологическое здоровье сотрудников сферы обслуживания.
Эмпирические основания работы связаны, прежде всего, с исследованиями, проведенными в Пермской научной школе психологов, в том числе, исследования психологического здоровья студенчества (Бессонова, 2014; Кривощекова, 2014; Активность., 2015; Волочков, 2015) и учащихся старших классов (Марышева, 2015; Крохалева, 2015; Баранникова, 2016), в ходе которого (помимо основных задач исследования) было обнаружено, что практически отсутствуют эмпирические исследования, в которых была бы представлена структура психологического здоровья, а в имеющихся теоретических исследованиях структура психологического здоровья представлена весьма разрозненно, исходя из той теории, которой придерживается автор.
Теоретическая значимость исследования: выявленные соотношения характеристик эмоционального интеллекта взрослых людей вносят теоретический вклад в развитие теоретических аспектов ЭИ, что позволят расширить научное представление о предпосылках развития эмоционального интеллекта, факторный анализ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы психологами в психокоррекционной работе и консультировании детско-родительских отношений, а также педагогами при планировании и организации процесса обучения в образовательных учреждениях младшего школьного звена, в определении содержания учебных задач на различных учебных программах и дисциплинах, а также при создании необходимых условий обучения для обеспечения развития младших школьников в процессе учебной деятельности.
Участники исследования.
Исследование проводилось на базе развлекательного комплекса «Пушкин». В исследовании приняло участие 80 человек.
В качестве испытуемых выступили сотрудники сферы обслуживания развлекательного комплекса «Пушкин»: официанты, бармены, администраторы и др. Возрастной диапазон испытуемых от 22 - 27 лет. Среди них - 57 девушек и 27 юношей.
Диагностика сотрудников проводилась как в групповом (по 5 - 6 человек), так и индивидуальном режиме, с учётом добровольности участия в исследовании и соблюдением принципа конфиденциальности.
Были использованы следующие диагностические методики:
• Тест эмоционального интеллекта MSCEIT Дж. Мейера, П.Сэловея и Д.Карузо;
• Тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Леонтьев Д.А.);
• Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева;
• Опросник общего здоровья (General Health Questionnaire - GHQ-12) Д. Голдберга;
Исследовательские гипотезы:
1.Эмоциональный интеллект и характеристики психологического здоровья сотрудников сферы обслуживания статистически достоверно взаимосвязаны.
2. В выборке взрослых с более высоким уровнем ЭИ эта взаимосвязь проявляется сильнее, чем в контрастной по уровню ЭИ выборке.
3. Взрослые с более высоким уровнем ЭИ отличаются более высокими характеристиками психологического здоровья.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить взаимосвязи эмоционального интеллекта и
психологического здоровья в выборке сотрудников сферы обслуживания.
2. Сравнить показатели эмоционального интеллекта и психологического здоровья в контрастных по уровню ЭИ выборках.
3. Провести анализ эффектов фактора «Уровень ЭИ» на психологическое здоровье сотрудников сферы обслуживания.
Работа состоит из введения, 3 глав, выводов, заключения, библиографического списка и приложений.
В данном исследовании были высказаны и получили подтверждение гипотезы исследования о том, что эмоциональный интеллект и характеристики психологического здоровья сотрудников сферы обслуживания статистически достоверно взаимосвязаны между собой (в выборке взрослых с более высоким уровнем ЭИ эта взаимосвязь проявляется сильнее, чем в контрастной по уровню ЭИ выборке), а вторая о том, что сотрудники сферы обслуживания с более высоким уровнем ЭИ отличаются более высокими характеристиками психологического здоровья, также подтвердилась
Использованные в практической части исследования методики исследования компонентов ЭИ и психологического здоровья показали свою удовлетворительную пригодность для диагностики.
В ходе исследования обнаружено, что в контрастных выборках испытуемых существуют устойчивые взаимосвязи между компонентами ЭИ и психологическим здоровьем взрослых людей.
Было отмечено, что понимание взаимоперехода эмоций и механизмов их изменчивости в различных ситуациях, а также понимание ситуативной обусловленности эмоций, которое предполагает, как когнитивное понимание смысла ситуации, так и опыта переживания похожих состояний, имеет прямую связь с жизнестойкостью и ее компонентами: вовлеченность и контроль, а также с показателями осмысленности жизни: цели в жизни и локус контроля Я.
Испытуемые с высоким уровнем психологического здоровья имеют цели в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, а также имеют представлению о себе как, о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о её смысле, их прошлое способно придать смысл оставшейся жизни.
В контрастной выборке испытуемых сотрудников с низким уровнем эмоционального здоровья выявлены корреляционные связи, которые объясняют его отсутствием удовольствия от собственной деятельности, что порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.
В ходе анализа выявленных значимых взаимосвязей было обнаружено, низкий уровень эмоционального здоровья связан с ощущением собственной беспомощности, внутренним напряжением в стрессовых ситуациях и низкий уровнем проявления стратегического домена эмоционального интеллекта, который включает в себя такие факторы эмоционального интеллекта, как: способность к пониманию взаимоперехода эмоций и механизмов их изменчивости, способность к регуляции собственных эмоциональных состояний, способность к объединению эмоциональной информации в более интегративные единицы (понимание взаимодействия эмоций) и способность к регуляции эмоциональных состояний других людей.
Мы предполагали, что эмоциональный интеллект и характеристики психологического здоровья сотрудников сферы обслуживания статистически достоверно взаимосвязаны между собой (в выборке взрослых с более высоким уровнем ЭИ эта взаимосвязь проявляется сильнее, чем в контрастной по уровню ЭИ выборке). Корреляционный анализ подтвердил наше предположение о том, что эмоциональный интеллект и характеристики психологического здоровья сотрудников сферы обслуживания статистически достоверно взаимосвязаны между собой (в выборке взрослых с более высоким уровнем ЭИ эта взаимосвязь проявляется сильнее, чем в контрастной по уровню ЭИ выборке).
На основании проведенного нами исследования и полученных результатов могут быть разработаны рекомендации для специалистов отдела по работе с персоналом по развитию компонентов ЭИ.
Проведённое исследование позволит сформулировать практические рекомендации для специалистов отдела персонала, которые помогут разработать программу по улучшению факторов психологического здоровья и развития эмоционального интеллекта сотрудников развлекательного комплекса. Рекомендации:
1. На основе сберегающих здоровье технологий и различных психологических практик способствовать развитию эмоционального интеллекта и эмоционального здоровья для эффективного взаимодействия и гармонизации отношений в коллективе.
2. На основе тренинговых занятий способствовать развитию рефлексии, самоконтроля и эмпатии, как основных компонентов эмоционального здоровья сотрудников.
3. Развивать адекватное восприятие оценки и выражения эмоций, способствующих развитию эмоционального интеллекта и гармоничным отношениям в коллективе.
4. Обучать и развивать способности к пониманию и регуляции эмоциональных состояний других людей в процессе взаимодействия.
Перспективным направлением дальнейшего исследования может быть изучение специфики взаимосвязи с применением методик, диагностирующих межличностные отношения, способность к эмпатии у сотрудников сферы обслуживания. Или, как вариант изучение компонентов эмоционального интеллекта во взаимосвязи с характеристиками самоотношения личности. Таким образом, многостороннее исследование компонентов ЭИ расширит представления о его структуре и откроет новые возможности для различного рода психологических практик в этом направлении.
1. Алешина, А., Шабанов С. Ничего личного — только бизнес. [Текст]/ Алешина, А., Шабанов С.// Эмоциональный интеллект для достижения успеха. СПб.: Питер, 2012.- С. 215-318.
2. Андреева, И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта [Текст]/ Андреева, И.Н. // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция. - Смоленск, СГПУ, 2004. Ч.1. С. 22-26.
3. Андреева, И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта [Текст]/ И.Н. Андреева // Вопр. психол. - 2007. - №5. - С. 57-65.
4. Андреева, И.Н. Гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта [Текст]/ И.Н. Андреева // Психологический журнал. - 2008. - № 1. - С. 39-43.
5. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена [Текст]/ И.Н. Андреева // Вопр. психол. - 2006. - № 3. - С. 78-83.
6. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии [Текст] / И. Н. Андреева.// - Новополоцк: ПГУ, 2011. - 388 с.
7. Андреева, И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. [Текст]/ Андреева,
И.Н.// -СПб.: БХВ-Петербург, 2012. — 288 с.
8. Андреева, И.Н. Концептуальное поле понятия «эмоциональный
интеллект» [Текст]/И.Н. Андреева // Вопр. психол. - 2009. - №4. - С. 131¬141.
9. Балабаева, Е.А. Развитие эмоционального интеллекта [Текст]/ Е.А.
Балабаева // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - Курск Редакция Журнала научных публикаций аспирантов и
докторантов. - 2007. - №4. - С.72-73.
10. Былкина, Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе [Текст]/ Былкина, Н.Д., Люсин Д.В. // Вопросы психологии. - 2000. - №5. - С.38-48.
11. Вахрушева, Л.Н. Выраженность структурных и качественных
характеристик эмоционального интеллекта на этапе юности и ранней взрослости [Текст]/ Вахрушева, Л.Н.// автореф. дис....канд. псих. наук: 19.00.01 / Вахрушева Л.Н.; Моск. гос. мед.-стоматол. ун-т. - М. - 2011. - 20 с.
12. Волочков, А.А. Исследовательская работа студента (курсовая, выпускная, магистерская) [Текст]: учеб. пособие / А.А. Волочков; Перм. гос. гум.- пед. ун-т. - Пермь, 2016. - 128 с.
13. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект на работе. [Текст]/ Гоулман, Д.// Ценное практическое руководство по развитию и совершенствованию эмоций человека - Москва: АСТ; Владимир: ВКТ - 2010.
14. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ.
А.П. Исаевой. [Текст]/ Гоулман, Д.// - М.: ACT: ACT МОСКВА;
Владимир: ВКТ, 2009.430-478 с.
15.4. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. [Текст]/ Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э.// М, Альпина Бизнес Букс, 2005. С.263¬265.
16.Загвоздкин, В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания [Текст]/ Загвоздкин, В.К.// Культурно¬
историческая психология - №2 - 2008 - с. 97-103.
17.Закаблук, А.Г. Особенности понимания эмоциональных состояний детьми в норме и патологии как основания их социальной адаптации . [Текст] / Закаблук, А.Г.// Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях. Л., 1985.
18. Изард, К. Эмоции человека. [Текст] / Изард, К. // СПб.: Питер. 2006. - С. 85.
19. Изотова, Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. [Текст] / Изотова, Е.И., Никифорова Е.В. // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С. 72, 77.
20. Ильин, Е.П. Структура эмоциональности как свойства личности [Текст] / Е.П. Ильин, В.Г. Пинигин.// Психологические проблемы самореализации личности - СПб.: Изд-во СпбГУ, 2001. - Вып. 5. - С. 102-110.
21. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. [Текст]/ Ильин, Е.П.// - СПб: Питер, 2008. - С. 414-418.
22. Комкова, Е.И. Идентификация эмоций как показатель эмоционального интеллекта у старших школьников [Текст]/ Е.И. Комкова, Т.М. Недвецкая // Инновационные образовательные технологии. - 2012. - № 1 (29). - С. 53-58.
23. Краснов, А.В. Эмоциональный интеллект и стиль воспитания девочек
старшего подросткового возраста [Текст]/ Краснов, А.В.// Вестник
РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2016. - №4. - С. 55-66.
24. Кэмерон-Бэндлер, Л., Лебо М. Заложник эмоций [Текст]/'Кэмерон-
Бэндлер, Л., Лебо М.// С-Пб.: «Прайм-Еврознак», 2008.
25. Лапшина, Т.Н. Развитие эмоциональной регуляции студентов [Текст]/
Лапшина, Т.Н.// Четвертая научно-практическая конференция
профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов Академии социального управления (май 2009 года): сборник материалов. Под ред. Моисеева А.М., Баранниковой Н.Б. - М.: АСОУ - 2010 - сс. 28¬33.
26. Леонтьев, Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная
структура теста смысложизненных ориентаций. [Текст]/ Леонтьев, Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. // Психологический журнал №1, 2013
27. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) [Текст]/ Леонтьев, Д.А.// М.: Смысл.2002- 16 с.
28. Люсин, Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые
психометрические данные [Текст]/Люсин, Д.В.// Социальный и
эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям / Под ред. Д.В.
Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2009. - С. 264¬278.
29. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте
[Текст]/Люсин, Д.В// Социальный интеллект. Теория, измерение,
исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М., 2004. - С. 29¬39.
30. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте
[Текст]/Люсин, Д.В.// Социальный интеллект: Теория, измерение,
исследования под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова - М.: Институт психологии РАН - сс. 29-35.
31. Люсин,Д.В., Марютина О.О., Степанова А.С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ [Текст]/ Люсин,Д.В., Марютина О.О., Степанова А.С.// Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования под ред.Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова - М.: Институт психологии РАН - 2004 - сс. 129-140.
32. Манойлова, М.А. Эмоциональный интеллект в образовании [Текст]/ Манойлова, М.А.// Ананьевские чтения, 2006. - С. 27-28.
33. Наследов, А.Д. SPSS 19: профессиональный статистический анализ данных. [Текст]/ Наследов, А.Д// - СПб.: Питер, 2011. - 400 с.: ил.
34. Нестерова, Ю.С., Лапшина Т.Н. «Развитие эмоциональной регуляции
взрослого человека». [Текст]/ Нестерова, Ю.С., Лапшина Т.Н.//
«Проблемы управления психоэмоциональным состоянием человека». Астрахань, 2008. СС. 54-56.
35. Нгуен, М.А. Психологические особенности формирования
эмоционального интеллекта старших дошкольников [Текст]/ Нгуен, М.А.// Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - № 1, 2009. - С. 1-12.
36. Орёл, Е. Эмоциональный интеллект: понятие и способы диагностики // http://flogiston.ru/articles/general/eq
37. Прусакова, О.А., Сергиенко Е.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста [Текст]/Прусакова, О.А.// Вопросы психологии. - 2006. - № 4. - С. 24-35.
38. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. [Текст]/РоджерсЦ.//
Становление человека. М.1994
39. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. [Текст]/ Рубинштейн, С. Л.// СПб. 2001- 705 с.
40. Савенков, А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. [Текст]/ Савенков, А.И.// - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 128 с. (Психология образования.)
41. Сергиенко, Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0) [Текст]/ Сергиенко, Е.А., Ветрова И.И.// Руководство. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. - 176 с.
42. Сергиенко, Е.А., Ветрова И.И., Волочков А.А., Попов А.Ю. Адаптация теста Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» на русскоязычной выборке / Е.А. Сергиенко, И.И. Ветрова [Текст]/ Сергиенко, Е.А., Ветрова И.И., Волочков А.А., Попов А.Ю.// Психол. журн. - 2010. - №1. - С. 55-73.
43. Симбирцева, Н.В. Современные теоретические представления об
эмоциональном интеллекте [Текст]/ Симбирцева, Н.В. // Вестник КемГУ. - 2008. - № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-
teoreticheskie-predstavleniya-ob-emotsionalnom-intellekte (дата обращения: 27.05.2017).
44. Снеткова, М.В. Локус контроля в структуре жизненной позиции.
[Текст]/ Снеткова, М.В.//Дипл.р. М.,2008.
45. Фатихова, Л.Ф., Харисова А.А. Практикум по психодиагностике
социального интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста. [Текст]/ Фатихова, Л.Ф., Харисова А.А.// учебно-методическое пособие. - Уфа, 2010. - 70 с.
46. Франкл, В. Человек в поисках смысла. [Текст]/ Франкл , В.// М.: Прогресс. 2009- 366 с.
47.,Холмогорова, А.Б., Гаранян Н. Г. «Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни». [Текст]/ Холмогорова, А.Б., Гаранян Н. Г.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996 - №1.
48. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка. [Текст]/ Щетинина, А.М.// Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
49. Юрасов, И. О нетрадиционных средствах развития эмоционального интеллекта [Текст]/ Юрасов, И. // Управление персоналом - №16 - 2008.
50. Юсупов, И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты) [Текст]/'Юсупов, И.М.//Автореф. дис. Д-ра психол. наук. СПб,1995. - 30 с.
51. Яковлева, Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. [Текст]/ Яковлева, Е.Л. // Вопросы психологии. - 1997. - № 4.
52. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. [Текст]/ Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И.// — М.: Смысл, 2006. — 63 с.