ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СОТРУДНИКОВ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 8
1.1 Эмоциональный интеллект: сущность понятия, модели в отечественной и
зарубежной психологии 8
1.1.1 Развитие эмоционального интеллекта в зрелом возрасте 17
1.2 Структурные компоненты психологического и эмоционального здоровья
как условие развития самореализации личности 19
1.3 Постановка проблемы исследования 24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1 Организация исследования и характеристика выборки 27
2.2 Обзор диагностических методик 27
2.3 Методы математико-статистической обработки данных 38
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 40
3.1 Анализ взаимосвязей эмоционального интеллекта и психологического
здоровья у сотрудников сферы обслуживания 40
3.1.1 Взаимосвязи эмоционального интеллекта и психологического 40
здоровья в общей выборке участников исследования 40
3.1.2 Факторная структура корреляционных взаимосвязей показателей
эмоционального интеллекта и психологического здоровья в общей выборке участников исследования 45
3.1.3 Сравнение корреляционных взаимосвязей эмоционального интеллекта
и психологического здоровья в выборках с относительно высоким и низким уровнями ЭИ 49
3.2 Итоги сравнение средних значений показателей психологического
здоровья в контрастных по уровню ЭИ выборках на основе анализа по критерию Стьюдента 54
3.3 Итоги сравнения средних значений показателей психологического
здоровья в контрастных по уровню ЭИ выборках на основе дисперсионного анализа 56
ВЫВОДЫ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложение
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 8
1.1 Эмоциональный интеллект: сущность понятия, модели в отечественной и
зарубежной психологии 8
1.1.1 Развитие эмоционального интеллекта в зрелом возрасте 17
1.2 Структурные компоненты психологического и эмоционального здоровья
как условие развития самореализации личности 19
1.3 Постановка проблемы исследования 24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1 Организация исследования и характеристика выборки 27
2.2 Обзор диагностических методик 27
2.3 Методы математико-статистической обработки данных 38
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 40
3.1 Анализ взаимосвязей эмоционального интеллекта и психологического
здоровья у сотрудников сферы обслуживания 40
3.1.1 Взаимосвязи эмоционального интеллекта и психологического 40
здоровья в общей выборке участников исследования 40
3.1.2 Факторная структура корреляционных взаимосвязей показателей
эмоционального интеллекта и психологического здоровья в общей выборке участников исследования 45
3.1.3 Сравнение корреляционных взаимосвязей эмоционального интеллекта
и психологического здоровья в выборках с относительно высоким и низким уровнями ЭИ 49
3.2 Итоги сравнение средних значений показателей психологического
здоровья в контрастных по уровню ЭИ выборках на основе анализа по критерию Стьюдента 54
3.3 Итоги сравнения средних значений показателей психологического
здоровья в контрастных по уровню ЭИ выборках на основе дисперсионного анализа 56
ВЫВОДЫ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложение
Актуальность избранной темы определяется тем, что коренная ломка общества, которая произошла в России за последние десятилетия, не смогла не сказаться на психологическом состоянии людей, так как формирование различных структур сознания личности, в том числе эмоционального интеллекта, осмысленности жизни и психологического здоровья, в большей степени детерминировано теми социально-экономическими условиями, в которых она осуществляет свою жизнедеятельность.
За последние два десятилетия заметно повысился интерес исследователей к научной проблеме эмоционального интеллекта, его роли в сознании, социальных коммуникациях и межличностных взаимоотношениях, деятельности. Исследования эмоционального интеллекта достаточно многочисленны и популярны. Вместе с тем, проблема взаимосвязи этих феноменов в социальных сферах взаимодействия остается мало изученной как в РФ, так и за рубежом. Данная работа направлена на восполнение этого пробела.
Проблема эмоционального интеллекта, возникшая на стыке психологии мышления и психологии эмоций, свидетельствует о возрастающей необходимости исследования взаимодействия психических процессов между собой и влияния этого взаимодействия на функционирование личности.
Понятие эмоциональный интеллект (ЭИ), рассматривается многими авторами по-разному (Р. Робертс, Д. Мэттьюс, М. Зайднер, П. Сэловей, Дж. Мэйер, Д. Гоулмен, Д.В. Люсин и др.). В случае определения эмоционального интеллекта, общими являются следующие характеристики эмоционального интеллекта: понимание эмоций, управление эмоциями, регуляция эмоций.
Разрабатывая проблематику эмоционального интеллекта, А.В. Карпов и А.С. Петровская (2006) сформировали предположение, согласно которому эмоциональный интеллект целесообразно интерпретировать как результат проявления системы мета процессуальных процессов личности.
Данное исследование посвящено изучению взаимосвязи характеристик психологического здоровья взрослых с их эмоциональным интеллектом.
Под эмоциональным интеллектом взрослых людей мы понимаем способность чувствовать, взаимодействовать, понимать и эффективно применять силу эмоций и проницательность (эмпатию), для того чтобы способствовать высокому уровню сотрудничества и результативности, так как именно осознание собственных эмоций и эмоций окружающих, а так же управление своими и чужими эмоциями является основной эмоционального интеллекта.
Управляя собственными эмоциями, руководители и подчиненные (в нашем случае сотрудники развлекательного комплекса) смогут принимать обдуманные и взвешенные решения. Сотрудники с развитым эмоциональным интеллектом привносят больший вклад в успехи и ценности любой компании. Важно знать, что понимая, какие эмоции испытывает собеседник, человек сможет выбирать наиболее эффективную коммуникационную стратегию, а также понимание себя и отсутствие внутренних противоречий, резко увеличивает эффективность общения.
По определению Н.П. Локаловой, психологическое здоровье является личностным образованием и формируется в результате активации внутренних психологических ресурсов самого человека. Психологическое здоровье характеризует личность в целом и находится в непосредственной связи с психологической культурой личности и проявлениями человеческого духа (Локалова, 2015).
В исследуемые компоненты психологического здоровья в данном исследовании, вслед за А.А. Волочковым, были включены показатели, эмоционального здоровья, жизнестойкости личности и осмысленности жизни, которые по общему признанию представляют собой одну из центральных характеристик личности, и тем самым оказывают существенное влияние на все стороны её жизнедеятельности. Принято считать, что осмысленность жизни отражает отношение человека к окружающему миру и выступает в качестве способа дифференциации объектов по степени их субъективной значимости. (Волочков, Репина, 2016).
Так как в нашем исследовании, посвященном изучению взаимосвязей эмоционального интеллекта во взаимосвязи с компонентами психологического здоровья, мы исследуем эмоциональный интеллект у взрослых людей, мы придерживаемся модели Д. Гоулмена, которая включает в себя пять широких областей: знание эмоций, руководство эмоциями, распознавание эмоций других и управление отношениями с другими.
В этой связи, целью исследования явилось выявление взаимосвязи характеристик психологического здоровья взрослых с их эмоциональным интеллектом.
Объект исследования составили психологическое здоровье и эмоциональный интеллект взрослого.
Предмет исследования: психологическое здоровье сотрудников сферы питания в зависимости от уровня эмоционального интеллекта.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить взаимосвязи эмоционального интеллекта и
психологического здоровья в выборке сотрудников сферы обслуживания.
2. Сравнить показатели эмоционального интеллекта и психологического здоровья в контрастных по уровню ЭИ выборках.
3. Провести анализ эффектов фактора «Уровень ЭИ» на психологическое здоровье сотрудников сферы обслуживания.
Эмпирические основания работы связаны, прежде всего, с исследованиями, проведенными в Пермской научной школе психологов, в том числе, исследования психологического здоровья студенчества (Бессонова, 2014; Кривощекова, 2014; Активность., 2015; Волочков, 2015) и учащихся старших классов (Марышева, 2015; Крохалева, 2015; Баранникова, 2016), в ходе которого (помимо основных задач исследования) было обнаружено, что практически отсутствуют эмпирические исследования, в которых была бы представлена структура психологического здоровья, а в имеющихся теоретических исследованиях структура психологического здоровья представлена весьма разрозненно, исходя из той теории, которой придерживается автор.
Теоретическая значимость исследования: выявленные соотношения характеристик эмоционального интеллекта взрослых людей вносят теоретический вклад в развитие теоретических аспектов ЭИ, что позволят расширить научное представление о предпосылках развития эмоционального интеллекта, факторный анализ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы психологами в психокоррекционной работе и консультировании детско-родительских отношений, а также педагогами при планировании и организации процесса обучения в образовательных учреждениях младшего школьного звена, в определении содержания учебных задач на различных учебных программах и дисциплинах, а также при создании необходимых условий обучения для обеспечения развития младших школьников в процессе учебной деятельности.
Участники исследования.
Исследование проводилось на базе развлекательного комплекса «Пушкин». В исследовании приняло участие 80 человек.
В качестве испытуемых выступили сотрудники сферы обслуживания развлекательного комплекса «Пушкин»: официанты, бармены, администраторы и др. Возрастной диапазон испытуемых от 22 - 27 лет. Среди них - 57 девушек и 27 юношей.
Диагностика сотрудников проводилась как в групповом (по 5 - 6 человек), так и индивидуальном режиме, с учётом добровольности участия в исследовании и соблюдением принципа конфиденциальности.
Были использованы следующие диагностические методики:
• Тест эмоционального интеллекта MSCEIT Дж. Мейера, П.Сэловея и Д.Карузо;
• Тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Леонтьев Д.А.);
• Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева;
• Опросник общего здоровья (General Health Questionnaire - GHQ-12) Д. Голдберга;
Исследовательские гипотезы:
1.Эмоциональный интеллект и характеристики психологического здоровья сотрудников сферы обслуживания статистически достоверно взаимосвязаны.
2. В выборке взрослых с более высоким уровнем ЭИ эта взаимосвязь проявляется сильнее, чем в контрастной по уровню ЭИ выборке.
3. Взрослые с более высоким уровнем ЭИ отличаются более высокими характеристиками психологического здоровья.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить взаимосвязи эмоционального интеллекта и
психологического здоровья в выборке сотрудников сферы обслуживания.
2. Сравнить показатели эмоционального интеллекта и психологического здоровья в контрастных по уровню ЭИ выборках.
3. Провести анализ эффектов фактора «Уровень ЭИ» на психологическое здоровье сотрудников сферы обслуживания.
Работа состоит из введения, 3 глав, выводов, заключения, библиографического списка и приложений.
За последние два десятилетия заметно повысился интерес исследователей к научной проблеме эмоционального интеллекта, его роли в сознании, социальных коммуникациях и межличностных взаимоотношениях, деятельности. Исследования эмоционального интеллекта достаточно многочисленны и популярны. Вместе с тем, проблема взаимосвязи этих феноменов в социальных сферах взаимодействия остается мало изученной как в РФ, так и за рубежом. Данная работа направлена на восполнение этого пробела.
Проблема эмоционального интеллекта, возникшая на стыке психологии мышления и психологии эмоций, свидетельствует о возрастающей необходимости исследования взаимодействия психических процессов между собой и влияния этого взаимодействия на функционирование личности.
Понятие эмоциональный интеллект (ЭИ), рассматривается многими авторами по-разному (Р. Робертс, Д. Мэттьюс, М. Зайднер, П. Сэловей, Дж. Мэйер, Д. Гоулмен, Д.В. Люсин и др.). В случае определения эмоционального интеллекта, общими являются следующие характеристики эмоционального интеллекта: понимание эмоций, управление эмоциями, регуляция эмоций.
Разрабатывая проблематику эмоционального интеллекта, А.В. Карпов и А.С. Петровская (2006) сформировали предположение, согласно которому эмоциональный интеллект целесообразно интерпретировать как результат проявления системы мета процессуальных процессов личности.
Данное исследование посвящено изучению взаимосвязи характеристик психологического здоровья взрослых с их эмоциональным интеллектом.
Под эмоциональным интеллектом взрослых людей мы понимаем способность чувствовать, взаимодействовать, понимать и эффективно применять силу эмоций и проницательность (эмпатию), для того чтобы способствовать высокому уровню сотрудничества и результативности, так как именно осознание собственных эмоций и эмоций окружающих, а так же управление своими и чужими эмоциями является основной эмоционального интеллекта.
Управляя собственными эмоциями, руководители и подчиненные (в нашем случае сотрудники развлекательного комплекса) смогут принимать обдуманные и взвешенные решения. Сотрудники с развитым эмоциональным интеллектом привносят больший вклад в успехи и ценности любой компании. Важно знать, что понимая, какие эмоции испытывает собеседник, человек сможет выбирать наиболее эффективную коммуникационную стратегию, а также понимание себя и отсутствие внутренних противоречий, резко увеличивает эффективность общения.
По определению Н.П. Локаловой, психологическое здоровье является личностным образованием и формируется в результате активации внутренних психологических ресурсов самого человека. Психологическое здоровье характеризует личность в целом и находится в непосредственной связи с психологической культурой личности и проявлениями человеческого духа (Локалова, 2015).
В исследуемые компоненты психологического здоровья в данном исследовании, вслед за А.А. Волочковым, были включены показатели, эмоционального здоровья, жизнестойкости личности и осмысленности жизни, которые по общему признанию представляют собой одну из центральных характеристик личности, и тем самым оказывают существенное влияние на все стороны её жизнедеятельности. Принято считать, что осмысленность жизни отражает отношение человека к окружающему миру и выступает в качестве способа дифференциации объектов по степени их субъективной значимости. (Волочков, Репина, 2016).
Так как в нашем исследовании, посвященном изучению взаимосвязей эмоционального интеллекта во взаимосвязи с компонентами психологического здоровья, мы исследуем эмоциональный интеллект у взрослых людей, мы придерживаемся модели Д. Гоулмена, которая включает в себя пять широких областей: знание эмоций, руководство эмоциями, распознавание эмоций других и управление отношениями с другими.
В этой связи, целью исследования явилось выявление взаимосвязи характеристик психологического здоровья взрослых с их эмоциональным интеллектом.
Объект исследования составили психологическое здоровье и эмоциональный интеллект взрослого.
Предмет исследования: психологическое здоровье сотрудников сферы питания в зависимости от уровня эмоционального интеллекта.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить взаимосвязи эмоционального интеллекта и
психологического здоровья в выборке сотрудников сферы обслуживания.
2. Сравнить показатели эмоционального интеллекта и психологического здоровья в контрастных по уровню ЭИ выборках.
3. Провести анализ эффектов фактора «Уровень ЭИ» на психологическое здоровье сотрудников сферы обслуживания.
Эмпирические основания работы связаны, прежде всего, с исследованиями, проведенными в Пермской научной школе психологов, в том числе, исследования психологического здоровья студенчества (Бессонова, 2014; Кривощекова, 2014; Активность., 2015; Волочков, 2015) и учащихся старших классов (Марышева, 2015; Крохалева, 2015; Баранникова, 2016), в ходе которого (помимо основных задач исследования) было обнаружено, что практически отсутствуют эмпирические исследования, в которых была бы представлена структура психологического здоровья, а в имеющихся теоретических исследованиях структура психологического здоровья представлена весьма разрозненно, исходя из той теории, которой придерживается автор.
Теоретическая значимость исследования: выявленные соотношения характеристик эмоционального интеллекта взрослых людей вносят теоретический вклад в развитие теоретических аспектов ЭИ, что позволят расширить научное представление о предпосылках развития эмоционального интеллекта, факторный анализ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы психологами в психокоррекционной работе и консультировании детско-родительских отношений, а также педагогами при планировании и организации процесса обучения в образовательных учреждениях младшего школьного звена, в определении содержания учебных задач на различных учебных программах и дисциплинах, а также при создании необходимых условий обучения для обеспечения развития младших школьников в процессе учебной деятельности.
Участники исследования.
Исследование проводилось на базе развлекательного комплекса «Пушкин». В исследовании приняло участие 80 человек.
В качестве испытуемых выступили сотрудники сферы обслуживания развлекательного комплекса «Пушкин»: официанты, бармены, администраторы и др. Возрастной диапазон испытуемых от 22 - 27 лет. Среди них - 57 девушек и 27 юношей.
Диагностика сотрудников проводилась как в групповом (по 5 - 6 человек), так и индивидуальном режиме, с учётом добровольности участия в исследовании и соблюдением принципа конфиденциальности.
Были использованы следующие диагностические методики:
• Тест эмоционального интеллекта MSCEIT Дж. Мейера, П.Сэловея и Д.Карузо;
• Тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Леонтьев Д.А.);
• Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева;
• Опросник общего здоровья (General Health Questionnaire - GHQ-12) Д. Голдберга;
Исследовательские гипотезы:
1.Эмоциональный интеллект и характеристики психологического здоровья сотрудников сферы обслуживания статистически достоверно взаимосвязаны.
2. В выборке взрослых с более высоким уровнем ЭИ эта взаимосвязь проявляется сильнее, чем в контрастной по уровню ЭИ выборке.
3. Взрослые с более высоким уровнем ЭИ отличаются более высокими характеристиками психологического здоровья.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить взаимосвязи эмоционального интеллекта и
психологического здоровья в выборке сотрудников сферы обслуживания.
2. Сравнить показатели эмоционального интеллекта и психологического здоровья в контрастных по уровню ЭИ выборках.
3. Провести анализ эффектов фактора «Уровень ЭИ» на психологическое здоровье сотрудников сферы обслуживания.
Работа состоит из введения, 3 глав, выводов, заключения, библиографического списка и приложений.
В данном исследовании были высказаны и получили подтверждение гипотезы исследования о том, что эмоциональный интеллект и характеристики психологического здоровья сотрудников сферы обслуживания статистически достоверно взаимосвязаны между собой (в выборке взрослых с более высоким уровнем ЭИ эта взаимосвязь проявляется сильнее, чем в контрастной по уровню ЭИ выборке), а вторая о том, что сотрудники сферы обслуживания с более высоким уровнем ЭИ отличаются более высокими характеристиками психологического здоровья, также подтвердилась
Использованные в практической части исследования методики исследования компонентов ЭИ и психологического здоровья показали свою удовлетворительную пригодность для диагностики.
В ходе исследования обнаружено, что в контрастных выборках испытуемых существуют устойчивые взаимосвязи между компонентами ЭИ и психологическим здоровьем взрослых людей.
Было отмечено, что понимание взаимоперехода эмоций и механизмов их изменчивости в различных ситуациях, а также понимание ситуативной обусловленности эмоций, которое предполагает, как когнитивное понимание смысла ситуации, так и опыта переживания похожих состояний, имеет прямую связь с жизнестойкостью и ее компонентами: вовлеченность и контроль, а также с показателями осмысленности жизни: цели в жизни и локус контроля Я.
Испытуемые с высоким уровнем психологического здоровья имеют цели в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, а также имеют представлению о себе как, о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о её смысле, их прошлое способно придать смысл оставшейся жизни.
В контрастной выборке испытуемых сотрудников с низким уровнем эмоционального здоровья выявлены корреляционные связи, которые объясняют его отсутствием удовольствия от собственной деятельности, что порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.
В ходе анализа выявленных значимых взаимосвязей было обнаружено, низкий уровень эмоционального здоровья связан с ощущением собственной беспомощности, внутренним напряжением в стрессовых ситуациях и низкий уровнем проявления стратегического домена эмоционального интеллекта, который включает в себя такие факторы эмоционального интеллекта, как: способность к пониманию взаимоперехода эмоций и механизмов их изменчивости, способность к регуляции собственных эмоциональных состояний, способность к объединению эмоциональной информации в более интегративные единицы (понимание взаимодействия эмоций) и способность к регуляции эмоциональных состояний других людей.
Мы предполагали, что эмоциональный интеллект и характеристики психологического здоровья сотрудников сферы обслуживания статистически достоверно взаимосвязаны между собой (в выборке взрослых с более высоким уровнем ЭИ эта взаимосвязь проявляется сильнее, чем в контрастной по уровню ЭИ выборке). Корреляционный анализ подтвердил наше предположение о том, что эмоциональный интеллект и характеристики психологического здоровья сотрудников сферы обслуживания статистически достоверно взаимосвязаны между собой (в выборке взрослых с более высоким уровнем ЭИ эта взаимосвязь проявляется сильнее, чем в контрастной по уровню ЭИ выборке).
На основании проведенного нами исследования и полученных результатов могут быть разработаны рекомендации для специалистов отдела по работе с персоналом по развитию компонентов ЭИ.
Проведённое исследование позволит сформулировать практические рекомендации для специалистов отдела персонала, которые помогут разработать программу по улучшению факторов психологического здоровья и развития эмоционального интеллекта сотрудников развлекательного комплекса. Рекомендации:
1. На основе сберегающих здоровье технологий и различных психологических практик способствовать развитию эмоционального интеллекта и эмоционального здоровья для эффективного взаимодействия и гармонизации отношений в коллективе.
2. На основе тренинговых занятий способствовать развитию рефлексии, самоконтроля и эмпатии, как основных компонентов эмоционального здоровья сотрудников.
3. Развивать адекватное восприятие оценки и выражения эмоций, способствующих развитию эмоционального интеллекта и гармоничным отношениям в коллективе.
4. Обучать и развивать способности к пониманию и регуляции эмоциональных состояний других людей в процессе взаимодействия.
Перспективным направлением дальнейшего исследования может быть изучение специфики взаимосвязи с применением методик, диагностирующих межличностные отношения, способность к эмпатии у сотрудников сферы обслуживания. Или, как вариант изучение компонентов эмоционального интеллекта во взаимосвязи с характеристиками самоотношения личности. Таким образом, многостороннее исследование компонентов ЭИ расширит представления о его структуре и откроет новые возможности для различного рода психологических практик в этом направлении.
Использованные в практической части исследования методики исследования компонентов ЭИ и психологического здоровья показали свою удовлетворительную пригодность для диагностики.
В ходе исследования обнаружено, что в контрастных выборках испытуемых существуют устойчивые взаимосвязи между компонентами ЭИ и психологическим здоровьем взрослых людей.
Было отмечено, что понимание взаимоперехода эмоций и механизмов их изменчивости в различных ситуациях, а также понимание ситуативной обусловленности эмоций, которое предполагает, как когнитивное понимание смысла ситуации, так и опыта переживания похожих состояний, имеет прямую связь с жизнестойкостью и ее компонентами: вовлеченность и контроль, а также с показателями осмысленности жизни: цели в жизни и локус контроля Я.
Испытуемые с высоким уровнем психологического здоровья имеют цели в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, а также имеют представлению о себе как, о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о её смысле, их прошлое способно придать смысл оставшейся жизни.
В контрастной выборке испытуемых сотрудников с низким уровнем эмоционального здоровья выявлены корреляционные связи, которые объясняют его отсутствием удовольствия от собственной деятельности, что порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.
В ходе анализа выявленных значимых взаимосвязей было обнаружено, низкий уровень эмоционального здоровья связан с ощущением собственной беспомощности, внутренним напряжением в стрессовых ситуациях и низкий уровнем проявления стратегического домена эмоционального интеллекта, который включает в себя такие факторы эмоционального интеллекта, как: способность к пониманию взаимоперехода эмоций и механизмов их изменчивости, способность к регуляции собственных эмоциональных состояний, способность к объединению эмоциональной информации в более интегративные единицы (понимание взаимодействия эмоций) и способность к регуляции эмоциональных состояний других людей.
Мы предполагали, что эмоциональный интеллект и характеристики психологического здоровья сотрудников сферы обслуживания статистически достоверно взаимосвязаны между собой (в выборке взрослых с более высоким уровнем ЭИ эта взаимосвязь проявляется сильнее, чем в контрастной по уровню ЭИ выборке). Корреляционный анализ подтвердил наше предположение о том, что эмоциональный интеллект и характеристики психологического здоровья сотрудников сферы обслуживания статистически достоверно взаимосвязаны между собой (в выборке взрослых с более высоким уровнем ЭИ эта взаимосвязь проявляется сильнее, чем в контрастной по уровню ЭИ выборке).
На основании проведенного нами исследования и полученных результатов могут быть разработаны рекомендации для специалистов отдела по работе с персоналом по развитию компонентов ЭИ.
Проведённое исследование позволит сформулировать практические рекомендации для специалистов отдела персонала, которые помогут разработать программу по улучшению факторов психологического здоровья и развития эмоционального интеллекта сотрудников развлекательного комплекса. Рекомендации:
1. На основе сберегающих здоровье технологий и различных психологических практик способствовать развитию эмоционального интеллекта и эмоционального здоровья для эффективного взаимодействия и гармонизации отношений в коллективе.
2. На основе тренинговых занятий способствовать развитию рефлексии, самоконтроля и эмпатии, как основных компонентов эмоционального здоровья сотрудников.
3. Развивать адекватное восприятие оценки и выражения эмоций, способствующих развитию эмоционального интеллекта и гармоничным отношениям в коллективе.
4. Обучать и развивать способности к пониманию и регуляции эмоциональных состояний других людей в процессе взаимодействия.
Перспективным направлением дальнейшего исследования может быть изучение специфики взаимосвязи с применением методик, диагностирующих межличностные отношения, способность к эмпатии у сотрудников сферы обслуживания. Или, как вариант изучение компонентов эмоционального интеллекта во взаимосвязи с характеристиками самоотношения личности. Таким образом, многостороннее исследование компонентов ЭИ расширит представления о его структуре и откроет новые возможности для различного рода психологических практик в этом направлении.
Подобные работы
- Исследование взаимосвязи нервно-психической устойчивости (НПУ) и копинг-стратегий у сотрудников сферы общественного питания
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - История повседневной жизни сибирского студенчества в ХГХ-нач. XX вв. (на примере высших учебных заведений г. Томска)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



