Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ

Работа №121136

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы100
Год сдачи2021
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
49
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологическое обоснование проблемы взаимосвязи профессионального стресса и психологического здоровья личности 9
1.1 Основные теоретические и эмпирические подходы к изучению
психологического здоровья в отечественной психологии 9
1.2 Основные теоретические и эмпирические подходы к изучению
психологического здоровья в зарубежной психологии 20
1.3 Профессиональный стресс в соответствии с психологическим
здоровьем 27
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи профессионального стресса и психологического здоровья 45
2.1 Организация и методы исследования 45
2.2 Эмпирический анализ влияния профессионального стресса на
некоторые психологические критерии здоровья 47
2.3 Разработка и апробация программы профилактики
профессионального стресса 59
2.4. Анализ результатов от апробации программы профилактики
профессионального стресса 71
Заключение 80
Список использованной литературы и использованных источников 82
Приложение

Актуальность исследования. В современном мире профессиональная и социальная сфера жизни человека становится более насыщенной и многогранной. С каждым днем активнее развивается технологизация производства, что ведет к замещению человеческого труда на машинный, а человек становится более востребован в сфере услуг. Интенсивность взаимодействия людей между собой в профессиональной и социальной сфере, условия труда, перегрузки оказывают негативное влияние на соматическое и психическое здоровье человека и создают благоприятные условия для развития профессионального стресса.
При длительном влиянии стрессовых факторов у человека, как правило, появляются психические расстройства, фобии, развиваются заболевания и проявляются симптомы в различных соматических и психологических реакциях, из-за чего у работника снижается
работоспособность и качество ее выполнения .
В настоящее время профессиональный стресс выделен в отдельную рубрику в международной классификации болезней.
По мнению многих ученых профессиональный стресс может возникать на фоне перегрузки, плохих физических условий, из-за конфликта и неопределенности ролей, не подходящей для личности работы, отсутствия соотношения между полномочиями и ответственностью, неблагоприятного психологического климата, разного рода страха.
К сотрудникам торговли относят, в первую очередь, продавцов.
Работа в сфере розничных продаж непосредственно связана с коммуникацией, а эта сфера считается наиболее стрессовой. Кроме того, она несет в себе факторы вредности, с которыми профессионалы сталкиваются на рабочем месте, работа в ночную смену, нагрузка на нервную систему, шум в зале магазина, нагрузка на опорно-двигательный аппарат, температурный режим, загрязненность воздуха и многие другие факторы, влияющие на 3
здоровье человека.
Так, при работе в ночную смену происходит сбой ритма сна и бодрствования, возникают расстройства нервной и иммунной системы. Психологически-эмоциональные нагрузки, которым подвержен персонал магазина, связаны с возможностью возникновения конфликта между работником и покупателем по принципу «клиент всегда прав». Особенность данных профессиональных ситуаций состоит в том, что, принимая на себя отрицательные эмоции собеседника, они не имеют права отдавать негатив в ответ. Хроническое воздействие данной ситуации приводит к функциональным расстройствам нервной и сердечнососудистой системы. Воздействие шума в залах закономерно приводит к снижению слуха, а также имеют данные всемирной организации здравоохранения о влиянии воздействия шума на возникновение сердечнососудистых заболеваний.
Все эти и многие другие факторы влияют не только на общее соматическое состояние профессионала, но и на его психологическое здоровье и личности в целом.
Проблема. Проблема профессионального стресса в психологической литературе активно разрабатывается, тогда как остается малоизученным сфера взаимосвязи профессионального стресса и психологического здоровья сотрудников.
Это разногласие дало возможность сконструировать проблему исследования, которая заключается в выявлении особенностей проявления и протекания профессионального стресса служащих коммерческой сферы и определении особенностей его взаимосвязи с психологическим здоровьем. Решение этой проблемы дозволит расширить представление об этом феномене и считать данное исследование актуальным не только в теоретическом, да и в практическом плане.
Цель исследования: изучить влияние профессионального стресса на психологическое здоровье персонала организации
Объект исследования: психологическое здоровье.
Предмет исследования: профессиональный стресс во взаимосвязи с психологическим здоровьем.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что своевременная помощь в виде комплекса мер, направленных на развитие навыков саморегулирования, повышение самооценки, развитие компетентности в межличностных отношениях, а также повышение осведомленности по вопросам профессионального стресса, его признаков, последствий, способов борьбы и профилактики, будет способствовать снижению развития профессионального стресса, а стресс минимизировать влияние на психологическое здоровье личности.
Задачи исследования:
- провести анализ литературы по проблемам профессионального стресса и выделить критерии психологического здоровья в отечественной и зарубежной литературе;
- выбрать и обосновать диагностический инструментарий для исследования данной проблемы;
- определить и экспериментально изучить выраженность профессионального стресса у персонала организации и состояние их психологического здоровья;
- разработать и оценить эффективность программы профилактики профессионального стресса на основании результатов диагностики.
Для реализации поставленных задач разработана программа исследования, в рамках которой были применены следующие методы и методики.
Теоретические методы: анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования;
Эмпирические методы и методики:
- методика диагностики «самочувствия, активности, настроения»;
- методика определения «волевой саморегуляции» А.В. Зверькова;
- методика «личностный дифференциал» В.М. Бехтерева;
- методика «оценка профессионального стресса» К. Вайсмана;
- методика «оценка удовлетворенности работой» В.А. Разоновой;
Методы математически-статистической обработки данных: описательная статистика, корреляционный анализ.
Теоретико-методологической основой являются труды авторов, которые в своих работах рассматривали проблемы, связанные с психологическим здоровьем и профессиональным стрессом, можно отметить А.Г. Маслоу [36], Г.С. Никифоров [43], В.А. Ананьев [1], Е.Ю. Васильева [11], И.В. Дубровина [23], О.В. Хухлаева [58], Г. Олпорт [46].
Эмпирическая база исследования является ИП «Гневушева» осуществляющая коммерческую деятельность под названием «Бытовая химия» и «Товары для Вас». В исследовании приняли участие 30 человек (в возрасте 25-45 лет) - сотрудники организации, из них 25 человека работают в должности продавца, 5 человек - администратор.
Научная достоверность результатов и обоснованность выводов исследования подтверждаются применением за основу исходных теоретических положений и терминологического аппарата, представленных в отечественных и зарубежных исследованиях в области профессионального стресса, психологического здоровья личности и психологии труда; подбором репрезентативной выборки; использованием методов исследования, соответствующим его задачам; применением методов математико¬статистической обработки данных.
Новизна исследования состоит в выявлении и уточнение условий и факторов развития профессионального стресса; в анализе современных подходов психологической профилактики профессионального стресса.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты будут способствовать расширению теоретических знаний по проблемам профессионального стресса и его взаимосвязи психологическим здоровьем, а также могут составлять теоретико-методологическую основу дальнейших исследований в области психологии труда и психологии здоровья.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы в психологии с целью проведения профилактических мероприятий для сотрудников коммерческой сферы.
Личное участие автора состоит в обобщение и изучение литературы и источников по проблеме исследования, организации, сборе и обработке статистических данных, разработке программы и рекомендаций для профилактики профессионального стресса.
Апробация и внедрение результатов исследования велись в течение всего исследования.
Его результаты докладывались на следующих конференциях и были опубликованы в сборниках:
- VII международной научно-практической конференции
«Информационные технологии в социальной сфере»- «Влияние профессионального стресса на психическое здоровье персонала организации» СГСПУ 2019 г.;
- VI международной научно-практической конференции
«Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования» - «Психологический климат трудового коллектива» МЦНС «Наука и Просвещение» 2020 г.;
- международной научно-практической конференции «Наука и
образование в современном обществе: актуальные вопросы и инновационные исследования»- «Профессиональный стресс в
организационной среде» МЦНС «Наука и Просвещение» 2020г.
Положения, выносимые на защиту.
- в настоящее время большинство сотрудников коммерческой сферы испытывают высокий уровень профессионального стресса, наиболее подвержены стрессу сотрудники из сферы «человек-человек». Общение с коллективом и клиентами, восприятие критики оказывают воздействие на психологическое здоровье личности человека. Психологическое здоровье сотрудников по отобранным критериям находятся на низком уровне, что требует профилактических и коррекционных действий;
- профессиональный стресс оказывает негативнее влияние на такие критерии психологического здоровья как, саморегулирование, самоконтроль, настойчивость, само принятие, принятие окружающих людей, самочувствие и настроение. При преодолении стресса совокупность качеств, способствующих организму спокойно переносить действие стрессоров без вредных всплесков эмоций, влияющих на работоспособность, самочувствие, самооценку, и на окружающих возрастает;
- разработанная программа «профилактика профессионального
стресса», направленная на развитие навыков, способствующих повышению стрессоустойчивости, препятствует развитию
профессионального стресса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Как известно, стресс является важной социальной проблемой, влияющей на стабильность поведения. Актуальность этой проблемы возрастает, что приводит к физиологическим и эмоциональным изменениям, негативно влияющим на профессиональную деятельность и жизнь человека.
В ходе изучения теоретического материала по проблеме профессионального стресса и психологического здоровья были проанализированы труды: Н.Е. Водопьяновой, В.А. Ананьева,
Г.С. Никифорова [43], И.В. Дубровиной, А.Г. Маслоу [36], Г. Олпорт [46] и др.
В результате эмпирического изучения уровня профессионального стресса и состояния психологического здоровья, сотрудников коммерческой сферы было определено следующее, что негативные факторы, такие как шум, ночные смены, температурный режим, чрезмерная физическая активность, влияют не только на общее соматическое состояние профессионала, но и на его психологическое здоровье и личности в целом.
Большинство сотрудников испытывают - высокий уровень профессионального стресса (60%), наиболее подвержены стрессу продавцы торговых точек и специализированных магазинов. Психологическое состояние сотрудников, а именно самочувствие, активность и настроение находятся на низком уровне, что требует профилактических и коррекционных действий.
Для реализации поставленных задач в рамках исследования нами была разработана и апробирована программа профилактики профессионального стресса, включающая в себя четыре этапа. В программе были использованы методы: самораскрытия, мини-лекции, дискуссии, самоанализ, рефлексия и др., а также упражнения и задания направленные на развитие навыков волевого саморегулирования и самоконтроля, повышение самооценки и межличностного взаимодействия.
Для сравнения результатов исследования на начальном и контрольном этапе был проведён корреляционный анализ, который показал, что между психологическими признаками здоровья, такими как самочувствие, настроение, саморегулирование, самоконтроль, само принятие, принятие окружающих и профессиональным стрессом существует значительная отрицательная взаимосвязь.
Результаты проведенного исследования и анализ эффективности программы доказывают, что гипотезу можно считать подтвержденной. В гипотезе мы предполагаем, что своевременная помощь в виде комплекса мер, направленных на развитие навыков саморегулирования, повышение самооценки, развитие компетентности в межличностных отношениях, а также повышение осведомленности по вопросам профессионального стресса, его признаков, последствий, способов борьбы и профилактики, будет способствовать снижению развития профессионального стресса, а стресс минимизировать влияние на психологическое здоровье личности, На основании, того что разработанная программа «профилактика
профессионального стресса», считается актуальной и результативной, может быть рекомендована для внедрения в работу специалистам по кадрам и психологам.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.



1. Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья. Учебное
пособие. СПб. : Балтийская педагогическая академия. 1998. 148 с.
2. Ананьев В. А. Психология здоровья: пути становления
новой отрасли человека знания. Учебник. СПб. : Изд-во Санкт-
Петербургского унта. 2000. 88с.
3. Бауман У. Клиническая психология. Учебник. Издание 2-е. М. : СПб. : Питер. 2018. 276 с.
4. Бобченко Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. М. : Юрайт. 2020. 132 с.
5. Бодров В.А. Профессиональная пригодность. М. : Институт психологии РАН. 2018. 390 с.
6. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. Статья. М. : Изд-во ИПРАН. 2015. 320 с.
7. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в
профессиональном общение. Статья. СПб. : Питер. 2005. 105с.
8. Болотова А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум. М. : Юрайт. 2019. 340 с.
9. Васильева О. С., Филатов, Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. Учебник. М. : Изд. центр Академия. 2001. 352с.
10. Васильева Е. Ю. Основы психологии для медицинских вузов. Учебное пособие. М. : КноРус. 2020. 154 с.
11. Вагин И. Антистресс-2020. Системное управление стрессом. Бизнес, эмоции, здоровье. litres.ru. 2020.
12. Виноградов С. М. Психология массовой коммуникации. Учебник - Москва : Юрайт. 2014. 512 с.
13. Водопьянова Н. В. Психодиагностика стресса. СПб. : Питер. 2009. 336с.
14. Высокое И. Е. Математические методы в психологии. Учебник и практикум. М. : Юрайт. 2019. 432 с.
15. Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. М. : КноРус. 2019. 320 с.
16. Гримак Л.П. Психология активности человека. Психологические механизмы и приемы саморегуляции Москва: URSS Либроком. 2018. 366 с.
17. Гришина Н. Психология конфликта. Учебное пособие. Питер, Питер пресс. 2018. 574 с.
18. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М. : Юрайт. 2019. 430 с.
19. Дереча В. А. Психология зависимостей. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт. 2019. 160 с.
20. Десев Л. Психология малых групп. Учебник. М. : Прогресс. 2018. 210 с.
21. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. М. : Юрайт. 2019. 386 с.
22. Дубровина И.В. Психология. Учебник. Издательский центр «Академия». 1999. 464 с.
23. Дубровина И. В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития. Издание. СПб. : ТЦ «Сфера». 2001. 615 с.
24. Ермолаев-Томин О. Ю. Математические методы в психологии. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 1. М. : Юрайт. 2019. 280 с.
25. Еромасова А. А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов. М. : Юрайт. 2019. 182 с.
26. Зинченко В. П., Психологический словарь. М.: Педагогика Пресс. 1997. 440с.
27. Константинов В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие для бакалавриата. М. : Юрайт. 2019. 200 с.
28. Кора Н. А. Влияние профессионального стресса на психическое здоровье сотрудников полиции. Вестник АмГУ. 2017. 108с.
29. Коржова Е. Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. СПб. : Питер. 2020. 544 с.
30. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Учебник для академического бакалавриата. Часть 2. М. : Юрайт. 2019. 174 с.
31. Лакосина Н. Д., Ушакова Г.К. Медицинская психология.
Учебник. Изд. Меипиииня,1984. 272с.
32. Лебедева О. В. Проблема соотношения понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе. Изд: Вестник. 2015.
33. Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. М. : Юрайт. 2019. 152 с.
34. Либин А. В. Дифференциальная психология. Учебник. М. : Юрайт. 2020. 442 с.
35. Малкина-Пых И. Г., Наличаева С. А.Психосоматика. Психология стресса. Учебно-методическое пособие. litres.ru. 2018. 95с.
36. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. 3-е издание. СПб.: ЛитМир. 2016. 351 с.
37. Медведская Е. И. Дипломные работы по психологии: подготовка, оформление, защита. Учебно-методическое пособие. Брест: БрГУ. 2014. 76 с.
38. Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология. Учебное. Флинта: МПСУ. 2015. 280 с.
39. Негативные последствия профессионального стресса.
[Электронный ресурс] Режим доступа: https://1popsihiatrii.ru/stress/negativnye- posledstviya-professionalnogostressa.html (дата обращения 25.12.2020 г.)
40. Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. Том 2. Книга 2. Внимание и память. М. : Юрайт. 2019. 262 с.
41. Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. Том 2. Книга 4. Речь. Психические состояния. М. : Юрайт. 2019. 244 с.
42. Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М. : Владос. 2016. 640 с.
43. Никифоров Г. С. Психология здоровья. Учебное пособие. СПб. : Речь. 2002. 256 с.
44. Ножкина Т. В. Общая психология. Курс лекций. Москва: PSRUGRAM Научная книга. 2017. 381 с.
45. Обухова А. С. Психология. Учебник и практикум для СПО. М. : Юрайт. 2019. 404 с.
46. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. М. : Смысл. 2012. 480с.
47. Печеркина А. А. Влияние трудовой занятости на психическое здоровье человека на этапах профессионализации. 2001. 54с.
48. Программа психодиагностического обследования[Электронный
ресурс]- Режим доступа: https://sptcentre.ru/2015/07/07/programma-
psixodiagnosticheskogo-obs/ (дата обращения 27.11.2020 г.)
49. Профилактика профессионального стресса лечение и управление.
[Электронный ресурс] Режим доступа:
https://sptcentre.ru/2015/07/07/programma-psixodiagnosticheskogo-obs/ (дата
обращения 10.03.2020 г.)
50. Психические заболевания. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://psylib.org/psikhicheskie-zabolevanrja-spisok-in-opisanie/#i-3(дата обращения 10.12.2019 г.)
51. Рамендик Д. М. Общая психология и психологический практикум. Учебник. Юрайт. 2016. 303 с.
52. Роджерс К. Г. Гуманистическая психология. Электронная
библиотека RoyalLib.com. 2010-2020.
53. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М. : Питер. 2013. 720с.
54. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология.
Учебное пособие. М.: Феникс. 2020. 280 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ