РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ НЕСТАНДАРТНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы реализации системно-деятельностного подхода при обучении младших школьников решению нестандартных математических задач 7
1.1. Сущность системно-деятельностного подхода в обучении 7
1.2. Нестандартные задачи как компонент начального математического образования 20
Выводы 26
Глава 2. Методико-математические основы применения технологии деятельностного метода в обучении младших школьников решению нестандартных задач на занятиях математического кружка 28
2.1. Методика обучения младших школьников решению нестандартных
математических задач 28
2.2. Программа кружка «Решаем нестандартные математические
задачи» для обучающихся 4 класса 39
Выводы 50
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложение
Глава 1. Теоретические основы реализации системно-деятельностного подхода при обучении младших школьников решению нестандартных математических задач 7
1.1. Сущность системно-деятельностного подхода в обучении 7
1.2. Нестандартные задачи как компонент начального математического образования 20
Выводы 26
Глава 2. Методико-математические основы применения технологии деятельностного метода в обучении младших школьников решению нестандартных задач на занятиях математического кружка 28
2.1. Методика обучения младших школьников решению нестандартных
математических задач 28
2.2. Программа кружка «Решаем нестандартные математические
задачи» для обучающихся 4 класса 39
Выводы 50
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложение
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования ориентированы на реализацию системно- деятельностного подхода, обеспечивающего достижения младшими школьниками основного образовательного результата - умения учиться. Выпускники начальной школы должны овладеть всеми типами учебных действий, включая способность формулировать, принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Возможность достижения указанной цели осуществляется благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Это обеспечивается тем, что УУД — это обобщенные действия, формирующие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях.
Современные образовательные технологии позволяют организовать процесс формирования УУД с достаточной степенью продуктивности не только в урочной, но и во внеурочной деятельности по предмету, в том числе на занятиях математического кружка.
Математический кружок обладает большими возможностями для расширения кругозора учащихся, развития их интеллекта, познавательных процессов, интереса к математике как науке и учебной деятельности математического характера, поскольку именно здесь учащиеся учатся решать «задачи особого жанра, в методико-математической литературе обозначенные различными синонимичными терминами - проблемные, поисковые, творческие, продуктивные, развивающие, то есть задачи, способ решения которых не находится в распоряжении субъекта - задачи нестандартные (объективно и субъективно)» [21, с. 3]. Педагогический опыт свидетельствует, что эффективно организованная учебная деятельность школьников, направленная на решение нестандартных математических задач, является важнейшим средством формирования математической культуры, таких качеств математического мышления, как гибкость, критичность, логичность, рациональность; их органическое сочетание проявляется в особых способностях человека, дающих ему возможность успешно осуществлять творческую деятельность. А что значит «эффективно организованная учебная деятельность»? Каковы критерии ее эффективности? Возможна ли реализация системно-деятельностного подхода на занятиях математического кружка? Каковы условия реализации системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности? Все эти вопросы определили тему нашего исследования «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников решению нестандартных математических задач».
Объект исследования - учебно-познавательная деятельность младших школьников.
Предмет исследования - условия реализации системно-деятельностного подхода на занятиях математического кружка.
Цель исследования - теоретическое обоснование возможности реализации системно-деятельностного подхода на занятиях математического кружка.
Задачи исследования:
- Проанализировать психолого-педагогическую и методическую
литературу по проблеме исследования с целью выявления сущностных характеристик рассматриваемых понятий: системно-деятельностный подход (в филогенезе), нестандартная математическая задача (определение, классификация, критерии оценки качества);
- Выявить механизмы реализации системно-деятельностного
подхода в обучении младших школьников;
- Выявить методические особенности работы с нестандартной задачей (этапы решения, методы решения, формы организации деятельности учащихся по решению);
- Разработать программу математического кружка «Учимся решать нестандартные математические задачи» для обучающихся 4 класса;
- Разработать методическое обеспечение реализации программы кружка (сценарии занятий, реализующие системно-деятельностный подход, сборник нестандартных математических задач для учащихся 4 класса).
Методы исследования: изучение методической и психолого-педагогической литературы.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (35 источников), приложений (2 позиции).
В первой главе рассмотрены теоретические основы реализации системно-деятельностного подхода при обучении младших школьников решению нестандартных математических задач: рассмотрена сущность понятия «системно-деятельностный поход» в обучении, история его становления и развития, кратко описаны технологии, реализующие системно-деятельностный подход на практике, обоснован выбор технологии деятельностного метода «Школа 2000...» для последующей реализации в обучении младших школьников решению нестандартных задач на занятиях математического кружка. Кроме этого, здесь определено понятие «нестандартная математическая задача», обозначены функции (развивающие, воспитательные, дидактические) и критерии отбора задач этого жанра для использования на начальной ступени обучения математике
Вторая глава посвящена методико-математическим основам применения технологии деятельностного метода в обучении младших школьников решению нестандартных задач на занятиях математического кружка. В этой части работы описана специфика методики обучения младших школьников решению нестандартных математических задач, рассмотрены методы решения, доступные учащимся младшего школьного возраста и представлена программа математического кружка «Решаем нестандартные математические задачи», составленная для обучающихся 4 класса с учетом требований ФГОС НОО.
В приложении содержатся конспекты занятий кружка(15 занятий) по математике «Решаем нестандартные математические задачи» и сборник нестандартных математических задач (77 задач), для удобства пользователя классифицированных и снабженных решениями и ответами.
Работа может быть полезна педагогам начальной школы и студентам факультетов подготовки учителей начальных классов: разработанная автором ВКР программа кружка «Решаем нестандартные математические задачи» и конспекты занятий, спроектированные в технологии деятельностного метода, а также сборник нестандартных математических задач представляют определенный интерес с точки зрения внедрения в практику для формирования у учащихся ключевой компетенции - умения учиться, развития их способностей, интереса к математике и процессу ее освоения.
Возможность достижения указанной цели осуществляется благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Это обеспечивается тем, что УУД — это обобщенные действия, формирующие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях.
Современные образовательные технологии позволяют организовать процесс формирования УУД с достаточной степенью продуктивности не только в урочной, но и во внеурочной деятельности по предмету, в том числе на занятиях математического кружка.
Математический кружок обладает большими возможностями для расширения кругозора учащихся, развития их интеллекта, познавательных процессов, интереса к математике как науке и учебной деятельности математического характера, поскольку именно здесь учащиеся учатся решать «задачи особого жанра, в методико-математической литературе обозначенные различными синонимичными терминами - проблемные, поисковые, творческие, продуктивные, развивающие, то есть задачи, способ решения которых не находится в распоряжении субъекта - задачи нестандартные (объективно и субъективно)» [21, с. 3]. Педагогический опыт свидетельствует, что эффективно организованная учебная деятельность школьников, направленная на решение нестандартных математических задач, является важнейшим средством формирования математической культуры, таких качеств математического мышления, как гибкость, критичность, логичность, рациональность; их органическое сочетание проявляется в особых способностях человека, дающих ему возможность успешно осуществлять творческую деятельность. А что значит «эффективно организованная учебная деятельность»? Каковы критерии ее эффективности? Возможна ли реализация системно-деятельностного подхода на занятиях математического кружка? Каковы условия реализации системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности? Все эти вопросы определили тему нашего исследования «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников решению нестандартных математических задач».
Объект исследования - учебно-познавательная деятельность младших школьников.
Предмет исследования - условия реализации системно-деятельностного подхода на занятиях математического кружка.
Цель исследования - теоретическое обоснование возможности реализации системно-деятельностного подхода на занятиях математического кружка.
Задачи исследования:
- Проанализировать психолого-педагогическую и методическую
литературу по проблеме исследования с целью выявления сущностных характеристик рассматриваемых понятий: системно-деятельностный подход (в филогенезе), нестандартная математическая задача (определение, классификация, критерии оценки качества);
- Выявить механизмы реализации системно-деятельностного
подхода в обучении младших школьников;
- Выявить методические особенности работы с нестандартной задачей (этапы решения, методы решения, формы организации деятельности учащихся по решению);
- Разработать программу математического кружка «Учимся решать нестандартные математические задачи» для обучающихся 4 класса;
- Разработать методическое обеспечение реализации программы кружка (сценарии занятий, реализующие системно-деятельностный подход, сборник нестандартных математических задач для учащихся 4 класса).
Методы исследования: изучение методической и психолого-педагогической литературы.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (35 источников), приложений (2 позиции).
В первой главе рассмотрены теоретические основы реализации системно-деятельностного подхода при обучении младших школьников решению нестандартных математических задач: рассмотрена сущность понятия «системно-деятельностный поход» в обучении, история его становления и развития, кратко описаны технологии, реализующие системно-деятельностный подход на практике, обоснован выбор технологии деятельностного метода «Школа 2000...» для последующей реализации в обучении младших школьников решению нестандартных задач на занятиях математического кружка. Кроме этого, здесь определено понятие «нестандартная математическая задача», обозначены функции (развивающие, воспитательные, дидактические) и критерии отбора задач этого жанра для использования на начальной ступени обучения математике
Вторая глава посвящена методико-математическим основам применения технологии деятельностного метода в обучении младших школьников решению нестандартных задач на занятиях математического кружка. В этой части работы описана специфика методики обучения младших школьников решению нестандартных математических задач, рассмотрены методы решения, доступные учащимся младшего школьного возраста и представлена программа математического кружка «Решаем нестандартные математические задачи», составленная для обучающихся 4 класса с учетом требований ФГОС НОО.
В приложении содержатся конспекты занятий кружка(15 занятий) по математике «Решаем нестандартные математические задачи» и сборник нестандартных математических задач (77 задач), для удобства пользователя классифицированных и снабженных решениями и ответами.
Работа может быть полезна педагогам начальной школы и студентам факультетов подготовки учителей начальных классов: разработанная автором ВКР программа кружка «Решаем нестандартные математические задачи» и конспекты занятий, спроектированные в технологии деятельностного метода, а также сборник нестандартных математических задач представляют определенный интерес с точки зрения внедрения в практику для формирования у учащихся ключевой компетенции - умения учиться, развития их способностей, интереса к математике и процессу ее освоения.
1) Изучив и проанализировав 35литературных источников психолого-педагогической и методической направленности по проблеме исследования выяснили сущностные характеристики таких рассматриваемых понятий как системно-деятельностный подход в обучении и нестандартная математическая задача. Выяснили, что системно - деятельностный подход является способом организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они не пассивно принимают данную им информации, а являются активными участниками учебного процесса. Он ориентирован на достижение основного результата: на развитие личности ребенка на основе учебной деятельности, на развитие умения учиться на основе усвоения универсальных учебных действий.
2) Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников подразумевает использование различных педагогических технологий, посредством которых он реализуется. Это такие педагогические технологии как теория учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, теория проблемного диалога, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, дидактическая система Л.В. Занкова, технология деятельностного метода «Школа 2000...».
3) Уточнили методические особенности работы с нестандартной задачей: этапы и методы решения, формы организации деятельности учащихся по решению данных задач. Решение нестандартных задач совершается поэтапно: этап усвоения содержания, осмысления условия задачи; этап составления плана решения задачи; этап практической реализации намеченного плана; этап проверки решения задачи. В практике начального обучения математике используются различные методы решения нестандартных задач: метод подбора-перебора, арифметический, алгебраический, графический, практический, обратное действие или «с конца», способ предположения и дальнейшей замены, с помощью использования «условных единиц» и др. Ознакомление с данными методами позволяет ввести в практику обучения младших школьников математике задачи, решение которых осуществлялось только в режиме внеклассных мероприятий (кружки и олимпиады).
4) На основе выявленных методических особенностей работы с нестандартной задачей и структуры уроков ОНЗ, рефлексии и развивающего контроля в технологии деятельностного метода, выбранного нами в качестве средства реализации системно-деятельностного подхода, была разработана программа кружка «Решаем нестандартные математические задачи» и ее методическое обеспечение (сценарии занятий, спроектированные в технологии деятельностного метода, а также сборник нестандартных математических задач).
Таким образом, все задачи исследования решены, цель достигнута: нам удалось на теоретическом уровне обосновать возможность реализации системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников решению нестандартных задач на занятиях математического кружка. Дальнейшее направление деятельности по теме исследования видится в апробации программы кружка в целях формирования у младших школьников универсальных учебных действий, ключевой компетенции - умения учиться, а также дополнение методического обеспечения материалами для ученика - тетрадью с печатной основой, например.
2) Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников подразумевает использование различных педагогических технологий, посредством которых он реализуется. Это такие педагогические технологии как теория учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, теория проблемного диалога, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, дидактическая система Л.В. Занкова, технология деятельностного метода «Школа 2000...».
3) Уточнили методические особенности работы с нестандартной задачей: этапы и методы решения, формы организации деятельности учащихся по решению данных задач. Решение нестандартных задач совершается поэтапно: этап усвоения содержания, осмысления условия задачи; этап составления плана решения задачи; этап практической реализации намеченного плана; этап проверки решения задачи. В практике начального обучения математике используются различные методы решения нестандартных задач: метод подбора-перебора, арифметический, алгебраический, графический, практический, обратное действие или «с конца», способ предположения и дальнейшей замены, с помощью использования «условных единиц» и др. Ознакомление с данными методами позволяет ввести в практику обучения младших школьников математике задачи, решение которых осуществлялось только в режиме внеклассных мероприятий (кружки и олимпиады).
4) На основе выявленных методических особенностей работы с нестандартной задачей и структуры уроков ОНЗ, рефлексии и развивающего контроля в технологии деятельностного метода, выбранного нами в качестве средства реализации системно-деятельностного подхода, была разработана программа кружка «Решаем нестандартные математические задачи» и ее методическое обеспечение (сценарии занятий, спроектированные в технологии деятельностного метода, а также сборник нестандартных математических задач).
Таким образом, все задачи исследования решены, цель достигнута: нам удалось на теоретическом уровне обосновать возможность реализации системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников решению нестандартных задач на занятиях математического кружка. Дальнейшее направление деятельности по теме исследования видится в апробации программы кружка в целях формирования у младших школьников универсальных учебных действий, ключевой компетенции - умения учиться, а также дополнение методического обеспечения материалами для ученика - тетрадью с печатной основой, например.
Подобные работы
- Условия обучения младших школьников моделированию в процессе решения арифметических задач
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - Развитие аналитико-синтетической деятельности младших школьников при решении текстовых задач на движение
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Задачи по математике как средство выявления качеств знаний обучающихся общеобразовательной школы
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных УУД у младших школьников в процессе овладения вычислительными навыками (Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2024



