Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ НЕСТАНДАРТНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Работа №57769

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы153
Год сдачи2016
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1304
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы реализации системно-деятельностного подхода при обучении младших школьников решению нестандартных математических задач 7
1.1. Сущность системно-деятельностного подхода в обучении 7
1.2. Нестандартные задачи как компонент начального математического образования 20
Выводы 26
Глава 2. Методико-математические основы применения технологии деятельностного метода в обучении младших школьников решению нестандартных задач на занятиях математического кружка 28
2.1. Методика обучения младших школьников решению нестандартных
математических задач 28
2.2. Программа кружка «Решаем нестандартные математические
задачи» для обучающихся 4 класса 39
Выводы 50
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложение

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования ориентированы на реализацию системно- деятельностного подхода, обеспечивающего достижения младшими школьниками основного образовательного результата - умения учиться. Выпускники начальной школы должны овладеть всеми типами учебных действий, включая способность формулировать, принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Возможность достижения указанной цели осуществляется благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Это обеспечивается тем, что УУД — это обобщенные действия, формирующие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях.
Современные образовательные технологии позволяют организовать процесс формирования УУД с достаточной степенью продуктивности не только в урочной, но и во внеурочной деятельности по предмету, в том числе на занятиях математического кружка.
Математический кружок обладает большими возможностями для расширения кругозора учащихся, развития их интеллекта, познавательных процессов, интереса к математике как науке и учебной деятельности математического характера, поскольку именно здесь учащиеся учатся решать «задачи особого жанра, в методико-математической литературе обозначенные различными синонимичными терминами - проблемные, поисковые, творческие, продуктивные, развивающие, то есть задачи, способ решения которых не находится в распоряжении субъекта - задачи нестандартные (объективно и субъективно)» [21, с. 3]. Педагогический опыт свидетельствует, что эффективно организованная учебная деятельность школьников, направленная на решение нестандартных математических задач, является важнейшим средством формирования математической культуры, таких качеств математического мышления, как гибкость, критичность, логичность, рациональность; их органическое сочетание проявляется в особых способностях человека, дающих ему возможность успешно осуществлять творческую деятельность. А что значит «эффективно организованная учебная деятельность»? Каковы критерии ее эффективности? Возможна ли реализация системно-деятельностного подхода на занятиях математического кружка? Каковы условия реализации системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности? Все эти вопросы определили тему нашего исследования «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников решению нестандартных математических задач».
Объект исследования - учебно-познавательная деятельность младших школьников.
Предмет исследования - условия реализации системно-деятельностного подхода на занятиях математического кружка.
Цель исследования - теоретическое обоснование возможности реализации системно-деятельностного подхода на занятиях математического кружка.
Задачи исследования:
- Проанализировать психолого-педагогическую и методическую
литературу по проблеме исследования с целью выявления сущностных характеристик рассматриваемых понятий: системно-деятельностный подход (в филогенезе), нестандартная математическая задача (определение, классификация, критерии оценки качества);
- Выявить механизмы реализации системно-деятельностного
подхода в обучении младших школьников;
- Выявить методические особенности работы с нестандартной задачей (этапы решения, методы решения, формы организации деятельности учащихся по решению);
- Разработать программу математического кружка «Учимся решать нестандартные математические задачи» для обучающихся 4 класса;
- Разработать методическое обеспечение реализации программы кружка (сценарии занятий, реализующие системно-деятельностный подход, сборник нестандартных математических задач для учащихся 4 класса).
Методы исследования: изучение методической и психолого-педагогической литературы.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (35 источников), приложений (2 позиции).
В первой главе рассмотрены теоретические основы реализации системно-деятельностного подхода при обучении младших школьников решению нестандартных математических задач: рассмотрена сущность понятия «системно-деятельностный поход» в обучении, история его становления и развития, кратко описаны технологии, реализующие системно-деятельностный подход на практике, обоснован выбор технологии деятельностного метода «Школа 2000...» для последующей реализации в обучении младших школьников решению нестандартных задач на занятиях математического кружка. Кроме этого, здесь определено понятие «нестандартная математическая задача», обозначены функции (развивающие, воспитательные, дидактические) и критерии отбора задач этого жанра для использования на начальной ступени обучения математике
Вторая глава посвящена методико-математическим основам применения технологии деятельностного метода в обучении младших школьников решению нестандартных задач на занятиях математического кружка. В этой части работы описана специфика методики обучения младших школьников решению нестандартных математических задач, рассмотрены методы решения, доступные учащимся младшего школьного возраста и представлена программа математического кружка «Решаем нестандартные математические задачи», составленная для обучающихся 4 класса с учетом требований ФГОС НОО.
В приложении содержатся конспекты занятий кружка(15 занятий) по математике «Решаем нестандартные математические задачи» и сборник нестандартных математических задач (77 задач), для удобства пользователя классифицированных и снабженных решениями и ответами.
Работа может быть полезна педагогам начальной школы и студентам факультетов подготовки учителей начальных классов: разработанная автором ВКР программа кружка «Решаем нестандартные математические задачи» и конспекты занятий, спроектированные в технологии деятельностного метода, а также сборник нестандартных математических задач представляют определенный интерес с точки зрения внедрения в практику для формирования у учащихся ключевой компетенции - умения учиться, развития их способностей, интереса к математике и процессу ее освоения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1) Изучив и проанализировав 35литературных источников психолого-педагогической и методической направленности по проблеме исследования выяснили сущностные характеристики таких рассматриваемых понятий как системно-деятельностный подход в обучении и нестандартная математическая задача. Выяснили, что системно - деятельностный подход является способом организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они не пассивно принимают данную им информации, а являются активными участниками учебного процесса. Он ориентирован на достижение основного результата: на развитие личности ребенка на основе учебной деятельности, на развитие умения учиться на основе усвоения универсальных учебных действий.
2) Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников подразумевает использование различных педагогических технологий, посредством которых он реализуется. Это такие педагогические технологии как теория учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, теория проблемного диалога, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, дидактическая система Л.В. Занкова, технология деятельностного метода «Школа 2000...».
3) Уточнили методические особенности работы с нестандартной задачей: этапы и методы решения, формы организации деятельности учащихся по решению данных задач. Решение нестандартных задач совершается поэтапно: этап усвоения содержания, осмысления условия задачи; этап составления плана решения задачи; этап практической реализации намеченного плана; этап проверки решения задачи. В практике начального обучения математике используются различные методы решения нестандартных задач: метод подбора-перебора, арифметический, алгебраический, графический, практический, обратное действие или «с конца», способ предположения и дальнейшей замены, с помощью использования «условных единиц» и др. Ознакомление с данными методами позволяет ввести в практику обучения младших школьников математике задачи, решение которых осуществлялось только в режиме внеклассных мероприятий (кружки и олимпиады).
4) На основе выявленных методических особенностей работы с нестандартной задачей и структуры уроков ОНЗ, рефлексии и развивающего контроля в технологии деятельностного метода, выбранного нами в качестве средства реализации системно-деятельностного подхода, была разработана программа кружка «Решаем нестандартные математические задачи» и ее методическое обеспечение (сценарии занятий, спроектированные в технологии деятельностного метода, а также сборник нестандартных математических задач).
Таким образом, все задачи исследования решены, цель достигнута: нам удалось на теоретическом уровне обосновать возможность реализации системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников решению нестандартных задач на занятиях математического кружка. Дальнейшее направление деятельности по теме исследования видится в апробации программы кружка в целях формирования у младших школьников универсальных учебных действий, ключевой компетенции - умения учиться, а также дополнение методического обеспечения материалами для ученика - тетрадью с печатной основой, например.



1. Автономная некоммерческая образовательная организация
«Центр повышения квалификации педагогов и дополнительного образования «АНЭКС». [Электронный ресурс]. URL:
http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/77-preschool-pedagogy/2286-2014-09-16-
16- 02-39 (дата обращения 27.01.2016).
2. Автономная некоммерческая образовательная организация «Центр повышения квалификации педагогов и дополнительного образования «АНЭКС». [Электронный ресурс].URL:http://aneks.spb.ru/index.php/2012-02-
17- 05-23-58/50-2012-03-01-19-38-59/1146-2013-11-04-14-58-38 (дата обращения 21.01.2016).
3. Академик, электронный словарь. [Электронный ресурс]. URL: http: //dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/893764/Деятельностный подход (дата обращения 19.01.2016).
4. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.
5. Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Коптяева О.Н. Введение
ФГОС основного общего образования в деятельность образовательного учреждения: методические рекомендации к программе повышения
квалификации педагогических работников / Н.В. Афанасьева, Н.В. Малухина, О.Н. Коптяева; [под ред. Н.В. Афанасьевой]; Департамент образования Вологод. обл., Вологод. ин-т развития образования. - Вологда: ВИРО, 2012. - 208 с.: ил., табл.
6. Беспалько В.П., Слагаемые педагогической технологии, 1989.
7. Гуружапов В. А. Экспертиза учебного процесса развивающего обучения в системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова: Методическое пособие к практикуму по экспертизе образовательных технологий. — М.: АНО« Центр «Развивающее образование», 1999. — 76 с.
8. Епишева О.Б., Трушников Д.Ю. "Инновационные процессы в
образовании" Тюмень 2009. [Электронный ресурс]. URL:
http://lit.lib.rU/t/trushnikow_d_j/text_0180.shtml (дата обращения 12.01.2016).
9. Жданко Т.А. «Системно-деятельностный подход: сущностная
характеристика и принципы реализации»// «Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири- 2012. - №4 (12).[Электронный
ресурс]. URL:http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/zhdanko_t.a._sistemno-
deyatelnostnyy_pod_podhod.pdf(дата обращения: 25.12.16).
10. Занков.ру Система развивающего обучения. [Электронный ресурс].URL:http://www.zankov.ru/about/concept/ (дата обращения 03.03.2016).
11. Костикова Л. П. Современное образование с позиций диалогового подхода. //Журнал теоретических и прикладных исследований. - 2008.- № 4(52), С.157.
12. Краевский В. В. Основы обучения. Дидактика и методика / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 352 с.
13. Львовский В. А. Деятельностный подход к дополнительному образованию: содержание, формы, методы, результаты, эффекты// «Образование Ямала», ежеквартальный информационно-методический журнал. -2015г. -№ 7. -С. 45.
14. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения / Е.Л. Мельникова // Образовательные технологии: сб. мат. - М.: Баласс, 2008. -Вып. 8. - С. 5-55, 1.
15. Мельникова Е.Л. Что такое проблемный диалог// Начальная школа плюс до и после.- 2008. -№ 8. С.38.
16. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС.// Начальная школа плюс до и после. -2012, -№ 09. С. 38.
17. Негосударственное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования «Институт Системно-деятельностной педагогики»// Официальный сайт. [Электронный ресурс]. http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/ (дата обращения 12.03.2016).
18. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/Под. Ред. Н.Ю. Шведовой. - 23-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1991.- 817 с.
19. Первушина Е.В. Способности ребёнка. Как выявить и проявить? СПб.: Изд-во «Вектор», 2007. -287с.
20. Петерсон Л.Г. «Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования».-М.: УМЦ «Школа 2000...», 2008.
21. Решаем нестандартные математические задачи: Учебно¬
методическое пособие/Сост. Л.В. Селькина; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь. 2004. - 64с.
22. Российская педагогическая энциклопедия. [Электронный ресурс].
URL:http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/16/page29.html (дата обращения 16.01.2016).
23. Российская Федерация. Законы. Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 №
2357).[Электронный ресурс]. Ьйр://минобрнауки.рф (дата обращения 23.01.2016).
24. Рябинина, Л. В. Системно-деятельностный подход в обучении эвенкийскому языку [Текст] / Л.В. Рябинина, А. А. Мойсеенко // Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании: проблемы, идеи, опыт реализации : материалы науч.-практ. Интернет- конф. (Иркутск, 2-8 мая 2012 г.). - Иркутск : ИГЛУ, 2012.
25. Селевко Г. К. Технологии развивающего обучения / Г.К. Селевко. - Москва: НИИ школьных технологий, 2005. - 185с.
26. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. - М.: Народное образование, 2005.
27. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т.
Т. 2. - М.: Народное образование, 2005.
28. Селевко Г.К. //Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL:http://www.selevko.net/2techelda.php (дата обращения 29.01.2016).
29. Системно-деятельностный подход в разноуровневом
вариативном образовании: проблемы, идеи, опыт реализации (на материале виртуального круглого стола Интернет-конференции (Иркутск, 2-8 мая 2012 г.)) [Электронный ресурс].http://belca.islu.ru/course/view.php?id=1046 (дата обращения 02.02.2016).
30. Скибицкий Э.Г. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие / Э.Г. Скибицкий, И.Э. Толстова, В.Г. Шефель. - Новосибирск: НГАУ, 2008. - 166 с.
31. Студопедия. [Электронный ресурс].
URL:http://studopedia.net/6_49060_deyatelnostniy-podhod-k-obucheniyu.html(дата обращения 03.02.2016).
32. Ушева Т. Ф. Индивидуальная образовательная программа студента в курсе «Региональная конфликтология» / Т. Ф. Ушева// Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2012. - № 4.
33. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс].URL:http://festival.1september.ru/articles/595419/ (дата обращения 23.02.2016).
34. Фурсенко А.А. «О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации». - М., 2004.- 18с.
35. Энциклопедии, словари. [Электронный ресурс].URL:http://enc-dic.com/pedagogics/Dejatelnost-498.html (дата обращения 21.02.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ