Введение 3
Глава 1. Использование дополнительных источников информации в обучении младших школьников как педагогическая проблема 6
1.1. Сущность понятия «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Виды дополнительной литературы и других источников учебной
информации в обучении окружающему миру младших школьников 14
Выводы 21
Глава 2. Содержание и методика использования дополнительных источников информации на уроках предмета «Окружающий мир» 23
2.1. Методические особенности использования дополнительных
источников информации в обучении младших школьников 23
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 38
Выводы 47
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложение
Каждый предмет начальной школы не только даёт обучающимся определённые знания, но и определённые умения и навыки. Согласно требованиям ФГОС НОО изучение предмета «Окружающий мир», как и любого другого предмета, предполагает формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.
Его целью является формирование опыта школьника, связанного с взаимодействием в системе «человек - природа - общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни.
Особое место в развитии ребёнка занимает формирование познавательного интереса, как необходимого фактора в становлении личности, через формирование саморегулятивных способов деятельности, к которым можно отнести использование дополнительных источников информации.
Научно-популярная и научно-художественная литература, а в настоящее время и различные информационные ресурсы, создаваемые для младших школьников, представляют собой уникальную энциклопедию знаний о природе. За этим направлением большое будущее, так как это способствует формированию информационной компетентности и может влиять на развитие у младших школьников интереса к изучению предмета.
Анализ методических пособий и методических рекомендаций по предмету «Окружающий мир» (авторы А.А. Плешаков, А.А. Вахрушев, Н.Я. Дмитриева, И.П. Товпинец, О.В. Казакова, О.Г. Муковникова и др.) показывает, что в них есть определенные указания на возможность использования дополнительных источников информации на уроках в начальной школе.
Вместе с тем изучение практики преподавания предмета «Окружающий мир» в школах показало, что несмотря на то, что дополнительные источники информации используются в процессе обучения, целенаправленной работы по формированию интереса через использование дополнительных источников информации практически не проводится. Таким образом, выявленное противоречие между потребностью школьной практики в приобщении младших школьников к использованию дополнительных источников информации по предмету «Окружающий мир» для формирования познавательного интереса к предмету и научной не разработанностью такой методики свидетельствует об актуальности данной проблемы, что и обусловило выбор темы, определение цели, объекта и предмета исследования.
Объект исследования: учебная деятельность младших школьников на уроках предмета «Окружающий мир».
Предмет исследования: дополнительные источники информации как средство развития у младших школьников интереса к изучению природы.
Цель данной работы: выявить возможности и определить эффективность использования дополнительных источников информации в развитии познавательного интереса младших школьников к изучению природы.
Гипотеза: мы предполагаем, что систематическое и целенаправленное использование дополнительных источников информации младшими школьниками на уроках предмета «Окружающий мир» будет способствовать повышению познавательного интереса обучающихся к изучению природы.
Цель работы и ее гипотеза определили следующие задачи:
1. Провести анализ педагогической и методической литературы по данной проблеме.
2. Изучить психолого-педагогические основы формирования познавательного интереса к изучению природы и самостоятельному поиску дополнительных источников информации.
3. Провести классификацию дополнительных источников информации природоведческого содержания, используемых на уроках предмета «Окружающий мир».
4. Выявить эффективность и частоту использования дополнительных источников информации при подготовке обучающихся к уроку окружающего мира.
5. Провести анкетирование учеников и учителей с целью проверки результативности использования дополнительных источников информации при подготовке к предмету «Окружающий мир».
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. Анализ литературы по проблеме детских интересов и методики использования дополнительной литературы о природе в учебном процессе;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Количественный анализ библиотечных ресурсов.
4. Анкетирование обучающихся и учителей.
Теоретическое значение состоит в систематизации литературы природоведческого содержания.
Практическое значение исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов на уроках предмета «Окружающий мир».
Проблема формирования и развития у обучающихся познавательного интереса является одной из самых значимых психолого-педагогических проблем. Неслучайно ей посвящены многие исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов, методистов. Проблему формирования познавательного интереса при изучении предмета «Окружающий мир» мы рассматривали через чтение дополнительной литературы и использование других источников информации. Актуальность выдвинутой проблемы обусловлена огромным влиянием дополнительных источников информации на развитие личности младшего школьника, с одной стороны, и не разработанностью проблемы, с другой стороны. Последнее подтверждается нашим исследованием состояния теории и практики обучения окружающему миру в начальной школе. Проведенное исследование позволило установить:
> чтение дополнительной литературы и использование других источников информации о природе представляет собой особый вид самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, который направлен на формирование интереса к изучению предмета «Окружающий мир»;
> младший школьник имеет потенциальные возможности развития познавательного интереса через чтение литературы о природе и использование других источников информации;
> в результате проведения опытно-экспериментальной работы повысилась эффективность и частота использования дополнительных источников информации при подготовке к урокам окружающего мира.
Возникший интерес к предмету развивается и закрепляется при условии систематического включения в учебный процесс по предмету «Окружающий мир» приемов, возбуждающих этот интерес, что поддается контролю с помощью специальных критериев.
Чтение дополнительной литературы и использование других источников информации оказывает огромное развивающее воздействие на читателя, обогащая его эрудицию, совершенствуя познавательные способности, развивая познавательный интерес, умение видеть, понимать и ценить прекрасное, практические умения и навыки. Привлекая учеников к чтению дополнительной литературы и использованию других источников информации, необходимо учитывать разнообразие всех видов: научно-художественная литература, научно-популярная литература, периодическая, справочная, картографическая и другие источники информации такие, как: сайты в интернете, электронные книги, телевизионные программы.
Таким образом, подтвердилась правомерность выдвинутой нами в начале исследования гипотезы о том, что систематическое и целенаправленное использование дополнительных источников информации в процессе подготовки к уроку окружающего мира способствует формированию у младших школьников познавательного интереса к изучению природы.
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
3. Бондаревский В.В. Воспитание интереса к знаниям и потребности самообразованию. М.: Просвещение 1985. - 144 с.
4. Быкова Н.А. «Использование научно-популярной литературы на уроках. Алма-Ата, 1969. - 47 с.
5. Валеева И.В. Развитие познавательного интереса у младших школьников. Начальное образование. 2004. - 29 с.
6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М. АПН РСФСР. 1956. - 519 с.
7. Коменский Я.А. Великая дидактика / Избранные педагогические сочинения. - М. Педагогика 1982. - с. 242-476
8. Молчанова Л. Познавательная мотивация в учебной деятельности младших школьников. // Учитель 2005. - №1. - С.65 - 68
9. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М. Знание, 1979. - 47 с.
10. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М. Знание. 1969. - 67 с.
11. Научно-популярная литература // Б.С.Э. М., 1974. - 3-е изд. Т.17 - 339 с.
12. Научно-художественная литература // Б.С.Э. М., 1974. - 3-е изд. Т.17 - 345 с.
13. Наш Пермский край: учебное пособие для начальной шк. / Л.А. Боровская, Н.С. Жесткова, О.Д. Цветова; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2012. - 141 с.
14. Особенности психического развития детей 6 - 7 летнего возраста / под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Вегнера. - М.: Педагогика, 1988. - 136 с.
15. Периодическая печать / БЭС. М., 1975, Т.19 с. 412
16. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. - 240 с.
17. Плешаков А.А, Крючкова Е.А. Мир вокруг нас: 3 класс. - М.:
Просвещение, 2005.
18. Проблемы современного образования // Формирование у школьников познавательной активности: Сборник научных трудов — М.: МГПУ, 1999. - С. 63 - 64
19. Светловская Н.Н. «Методика внеклассного чтения» - М.: Просвещение, 1991.-207с.
20. Справочная литература / БЭС. М., 1976, кн. 1. Т. 24. с. 374
21. Технология курса «Окружающий мир» в начальной школе: учебное
пособие / А.В. Миронов. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 509 с.
22. Ушинский К.Д. Детский мир / Педагогические сочинения. М.: Педагогика 1989, т.3, с. 6 - 501
23. Щукина Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности у учащихся. М.: ЛГПИ им. Герцена, 1985. - 170 с.
24. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М. Педагогика 1972. - 203 с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 31 с.
26. URL:http://revolution.allbest.ru/psychology/00177268_0.html
(дата обращения: 07.04.2014).
27. URL:http://www.coolreferat.com/Педагогические
(дата обращения: 08.04.2014).
28. URL: http: //www. webkursovik. ru/kartgotrab. asp
(дата обращения: 08.04.2014).
29. URL:http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00131587_0.html
(дата обращения: 11.04.2014).
30. URL: http: //do. gendocs. ru/docs/index-335797. html(дата обращения: 15.04.2014).
31. URL:http://slovari.yandex.ru/(дата обращения: 15.04.2014).
32. URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/135241(дата обращения: 16.04.2014).
33. URL:http://safari-perm.ru/4011-chto-takoe-geograficheskaya-karta.html (дата обращения: 18.04.2014).
34. URL:http://sesia.com.ua/darom/psixolog/124.html
(дата обращения 02.05.2014).
35. URL: http: //www. modernstudy.ru/pdds-1872-2. html
(дата обращения: 11.05.2014).
36. URL: http: //www.bestreferat.ru/referat-203036. html
(дата обращения: 12.05.2014 .)
37. URL: http: //www.libok.net/razdel/64/detskaya_literatura_o_j ivotnyih (дата
обращения: 30.06.2014).
38. URL: http: //www. modernstudy. ru/pdds-1872-2. html
(дата обращения: 02.07.2014).
39. URL:http://biblioteki.perm.ru(дата обращения: 05.12.2015).
40. URL:http://n-shkola.ru/archive (дата обращения: 02.03.2015).
41. URL:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/poisk(дата обращения: 14.11.2016).