ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ПРИРОДЫ
|
Введение 3
Глава 1. Использование дополнительных источников информации в обучении младших школьников как педагогическая проблема 6
1.1. Сущность понятия «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Виды дополнительной литературы и других источников учебной
информации в обучении окружающему миру младших школьников 14
Выводы 21
Глава 2. Содержание и методика использования дополнительных источников информации на уроках предмета «Окружающий мир» 23
2.1. Методические особенности использования дополнительных
источников информации в обучении младших школьников 23
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 38
Выводы 47
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложение
Глава 1. Использование дополнительных источников информации в обучении младших школьников как педагогическая проблема 6
1.1. Сущность понятия «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Виды дополнительной литературы и других источников учебной
информации в обучении окружающему миру младших школьников 14
Выводы 21
Глава 2. Содержание и методика использования дополнительных источников информации на уроках предмета «Окружающий мир» 23
2.1. Методические особенности использования дополнительных
источников информации в обучении младших школьников 23
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 38
Выводы 47
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложение
Каждый предмет начальной школы не только даёт обучающимся определённые знания, но и определённые умения и навыки. Согласно требованиям ФГОС НОО изучение предмета «Окружающий мир», как и любого другого предмета, предполагает формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.
Его целью является формирование опыта школьника, связанного с взаимодействием в системе «человек - природа - общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни.
Особое место в развитии ребёнка занимает формирование познавательного интереса, как необходимого фактора в становлении личности, через формирование саморегулятивных способов деятельности, к которым можно отнести использование дополнительных источников информации.
Научно-популярная и научно-художественная литература, а в настоящее время и различные информационные ресурсы, создаваемые для младших школьников, представляют собой уникальную энциклопедию знаний о природе. За этим направлением большое будущее, так как это способствует формированию информационной компетентности и может влиять на развитие у младших школьников интереса к изучению предмета.
Анализ методических пособий и методических рекомендаций по предмету «Окружающий мир» (авторы А.А. Плешаков, А.А. Вахрушев, Н.Я. Дмитриева, И.П. Товпинец, О.В. Казакова, О.Г. Муковникова и др.) показывает, что в них есть определенные указания на возможность использования дополнительных источников информации на уроках в начальной школе.
Вместе с тем изучение практики преподавания предмета «Окружающий мир» в школах показало, что несмотря на то, что дополнительные источники информации используются в процессе обучения, целенаправленной работы по формированию интереса через использование дополнительных источников информации практически не проводится. Таким образом, выявленное противоречие между потребностью школьной практики в приобщении младших школьников к использованию дополнительных источников информации по предмету «Окружающий мир» для формирования познавательного интереса к предмету и научной не разработанностью такой методики свидетельствует об актуальности данной проблемы, что и обусловило выбор темы, определение цели, объекта и предмета исследования.
Объект исследования: учебная деятельность младших школьников на уроках предмета «Окружающий мир».
Предмет исследования: дополнительные источники информации как средство развития у младших школьников интереса к изучению природы.
Цель данной работы: выявить возможности и определить эффективность использования дополнительных источников информации в развитии познавательного интереса младших школьников к изучению природы.
Гипотеза: мы предполагаем, что систематическое и целенаправленное использование дополнительных источников информации младшими школьниками на уроках предмета «Окружающий мир» будет способствовать повышению познавательного интереса обучающихся к изучению природы.
Цель работы и ее гипотеза определили следующие задачи:
1. Провести анализ педагогической и методической литературы по данной проблеме.
2. Изучить психолого-педагогические основы формирования познавательного интереса к изучению природы и самостоятельному поиску дополнительных источников информации.
3. Провести классификацию дополнительных источников информации природоведческого содержания, используемых на уроках предмета «Окружающий мир».
4. Выявить эффективность и частоту использования дополнительных источников информации при подготовке обучающихся к уроку окружающего мира.
5. Провести анкетирование учеников и учителей с целью проверки результативности использования дополнительных источников информации при подготовке к предмету «Окружающий мир».
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. Анализ литературы по проблеме детских интересов и методики использования дополнительной литературы о природе в учебном процессе;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Количественный анализ библиотечных ресурсов.
4. Анкетирование обучающихся и учителей.
Теоретическое значение состоит в систематизации литературы природоведческого содержания.
Практическое значение исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов на уроках предмета «Окружающий мир».
Его целью является формирование опыта школьника, связанного с взаимодействием в системе «человек - природа - общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни.
Особое место в развитии ребёнка занимает формирование познавательного интереса, как необходимого фактора в становлении личности, через формирование саморегулятивных способов деятельности, к которым можно отнести использование дополнительных источников информации.
Научно-популярная и научно-художественная литература, а в настоящее время и различные информационные ресурсы, создаваемые для младших школьников, представляют собой уникальную энциклопедию знаний о природе. За этим направлением большое будущее, так как это способствует формированию информационной компетентности и может влиять на развитие у младших школьников интереса к изучению предмета.
Анализ методических пособий и методических рекомендаций по предмету «Окружающий мир» (авторы А.А. Плешаков, А.А. Вахрушев, Н.Я. Дмитриева, И.П. Товпинец, О.В. Казакова, О.Г. Муковникова и др.) показывает, что в них есть определенные указания на возможность использования дополнительных источников информации на уроках в начальной школе.
Вместе с тем изучение практики преподавания предмета «Окружающий мир» в школах показало, что несмотря на то, что дополнительные источники информации используются в процессе обучения, целенаправленной работы по формированию интереса через использование дополнительных источников информации практически не проводится. Таким образом, выявленное противоречие между потребностью школьной практики в приобщении младших школьников к использованию дополнительных источников информации по предмету «Окружающий мир» для формирования познавательного интереса к предмету и научной не разработанностью такой методики свидетельствует об актуальности данной проблемы, что и обусловило выбор темы, определение цели, объекта и предмета исследования.
Объект исследования: учебная деятельность младших школьников на уроках предмета «Окружающий мир».
Предмет исследования: дополнительные источники информации как средство развития у младших школьников интереса к изучению природы.
Цель данной работы: выявить возможности и определить эффективность использования дополнительных источников информации в развитии познавательного интереса младших школьников к изучению природы.
Гипотеза: мы предполагаем, что систематическое и целенаправленное использование дополнительных источников информации младшими школьниками на уроках предмета «Окружающий мир» будет способствовать повышению познавательного интереса обучающихся к изучению природы.
Цель работы и ее гипотеза определили следующие задачи:
1. Провести анализ педагогической и методической литературы по данной проблеме.
2. Изучить психолого-педагогические основы формирования познавательного интереса к изучению природы и самостоятельному поиску дополнительных источников информации.
3. Провести классификацию дополнительных источников информации природоведческого содержания, используемых на уроках предмета «Окружающий мир».
4. Выявить эффективность и частоту использования дополнительных источников информации при подготовке обучающихся к уроку окружающего мира.
5. Провести анкетирование учеников и учителей с целью проверки результативности использования дополнительных источников информации при подготовке к предмету «Окружающий мир».
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. Анализ литературы по проблеме детских интересов и методики использования дополнительной литературы о природе в учебном процессе;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Количественный анализ библиотечных ресурсов.
4. Анкетирование обучающихся и учителей.
Теоретическое значение состоит в систематизации литературы природоведческого содержания.
Практическое значение исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов на уроках предмета «Окружающий мир».
Проблема формирования и развития у обучающихся познавательного интереса является одной из самых значимых психолого-педагогических проблем. Неслучайно ей посвящены многие исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов, методистов. Проблему формирования познавательного интереса при изучении предмета «Окружающий мир» мы рассматривали через чтение дополнительной литературы и использование других источников информации. Актуальность выдвинутой проблемы обусловлена огромным влиянием дополнительных источников информации на развитие личности младшего школьника, с одной стороны, и не разработанностью проблемы, с другой стороны. Последнее подтверждается нашим исследованием состояния теории и практики обучения окружающему миру в начальной школе. Проведенное исследование позволило установить:
> чтение дополнительной литературы и использование других источников информации о природе представляет собой особый вид самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, который направлен на формирование интереса к изучению предмета «Окружающий мир»;
> младший школьник имеет потенциальные возможности развития познавательного интереса через чтение литературы о природе и использование других источников информации;
> в результате проведения опытно-экспериментальной работы повысилась эффективность и частота использования дополнительных источников информации при подготовке к урокам окружающего мира.
Возникший интерес к предмету развивается и закрепляется при условии систематического включения в учебный процесс по предмету «Окружающий мир» приемов, возбуждающих этот интерес, что поддается контролю с помощью специальных критериев.
Чтение дополнительной литературы и использование других источников информации оказывает огромное развивающее воздействие на читателя, обогащая его эрудицию, совершенствуя познавательные способности, развивая познавательный интерес, умение видеть, понимать и ценить прекрасное, практические умения и навыки. Привлекая учеников к чтению дополнительной литературы и использованию других источников информации, необходимо учитывать разнообразие всех видов: научно-художественная литература, научно-популярная литература, периодическая, справочная, картографическая и другие источники информации такие, как: сайты в интернете, электронные книги, телевизионные программы.
Таким образом, подтвердилась правомерность выдвинутой нами в начале исследования гипотезы о том, что систематическое и целенаправленное использование дополнительных источников информации в процессе подготовки к уроку окружающего мира способствует формированию у младших школьников познавательного интереса к изучению природы.
> чтение дополнительной литературы и использование других источников информации о природе представляет собой особый вид самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, который направлен на формирование интереса к изучению предмета «Окружающий мир»;
> младший школьник имеет потенциальные возможности развития познавательного интереса через чтение литературы о природе и использование других источников информации;
> в результате проведения опытно-экспериментальной работы повысилась эффективность и частота использования дополнительных источников информации при подготовке к урокам окружающего мира.
Возникший интерес к предмету развивается и закрепляется при условии систематического включения в учебный процесс по предмету «Окружающий мир» приемов, возбуждающих этот интерес, что поддается контролю с помощью специальных критериев.
Чтение дополнительной литературы и использование других источников информации оказывает огромное развивающее воздействие на читателя, обогащая его эрудицию, совершенствуя познавательные способности, развивая познавательный интерес, умение видеть, понимать и ценить прекрасное, практические умения и навыки. Привлекая учеников к чтению дополнительной литературы и использованию других источников информации, необходимо учитывать разнообразие всех видов: научно-художественная литература, научно-популярная литература, периодическая, справочная, картографическая и другие источники информации такие, как: сайты в интернете, электронные книги, телевизионные программы.
Таким образом, подтвердилась правомерность выдвинутой нами в начале исследования гипотезы о том, что систематическое и целенаправленное использование дополнительных источников информации в процессе подготовки к уроку окружающего мира способствует формированию у младших школьников познавательного интереса к изучению природы.



