ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие «индивидуализация» и «дифференциация» обучения 6
1.2. Направления и методики изучения индивидуальных особенностей
учащихся 14
1.3. Типы, особенности восприятия информации. Основные способы
обработки и хранения информации 23
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА С
УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 29
2.1. Анализ учебников пятого класса с учетом реализации
индивидуально-психологических особенностей школьников 29
2.2. Диагностики ведущих типов восприятия 41
2.3. Понятие онлайн-сервисов. Создание диагностики с помощью
инструмента Online Test Pad 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
Приложение 1. Диагностика доминирующей перцептивной модальности
С. Ефремцевой 63
Приложение 2. Функционал инструмента Online Test Pad 68
Приложение 3. Тест «Ведущие каналы восприятия»
Проблема реализации индивидуального подхода в обучении школьников с учетом индивидуально-психологических особенностей давно волнует учителей и ученых и является не только социально-психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой.
Актуальность данной темы обуславливает то, что в основе Федеральных государственных образовательных стандартов лежит системно-деятельностный подход, реализация которого должна обеспечивать «построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся» [31].
Объектом выпускной работы является процесс обучения математике школьников среднего звена. Предметом - индивидуально-психологические особенности в обучении школьников среднего звена в реализации принципов индивидуального подхода.
Цель работы - изучение возможности реализации индивидуального подхода на основе учета их индивидуально-психологических особенностей в обучении математике школьников среднего звена.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические основы индивидуально-психологических особенностей школьников;
2) познакомиться с диагностиками репрезентативной системы (ведущими каналами восприятия, переработки и хранения информации);
3) представить полученные результаты в виде таблиц и тестов для дальнейшего исследования и апробации;
4) доработать одну из рассмотренных диагностик каналов восприятия и представить ее в электронном формате на сервисе Online Test Pad и предоставить анализ апробационных данных.
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической, методической литературы; сравнение методов совершенствования учебного процесса.
Новизна исследования: выявление условий обучения математике с учетом индивидуальных особенностей типов восприятия и обработки информации.
Теоретическая ценность: проанализированы теоретические основы индивидуально-психологических особенностей школьников среднего звена в обучении, составлена аналитическая таблица, которая помогает увидеть различия в каналах восприятия.
Практическая ценность: результаты исследования могут быть использованы педагогами и психологам в индивидуально-дифференцированной работе со школьниками среднего звена для стимуляции образовательной деятельности.
Работа насчитывает 62 страницы и состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, насчитывающего 34 наименования и 3 приложений.
Во введении сформулированы актуальность темы, объект, предмет, цель и методы исследования, приведена краткая структура работы и краткая характеристика каждой из ее частей.
В первой главе представлены основные понятия «индивидуализация» и «дифференциация» обучения. Раскрыты особенности четырех типов восприятия и обработки информации учащихся: аудиальный, визуальный, кинестетический и дигитальный. Рассмотрены направления и компоненты различных методик изучения индивидуальных особенностей учащихся.
Вторая глава посвящена анализу учебников математики пятого класса Виленкина Н.Я., Зубарева И.И., Дорофеева Г.В. с учетом реализации индивидуально-психологических особенностей учащихся. В результате оформлены аналитические таблицы по каждому из трех учебников. На основе полученных данных разработан конспект урока для пятого класса на тему «Окружность и круг» с учетом четырех каналов восприятия, обработки и хранения информации. Рассмотрены две диагностики ведущего канала восприятия: методика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцевой и тест Б.А. Левиса, Ф. Пукелика. На их основе разработаны две методики, одна из которых создана с помощью инструмента Online Test Pad, функционал которого в работе также описан.
В заключении перечислены полученные результаты и сформулированы выводы исследования.
Учет индивидуально-психологических особенностей учащихся при обучении математике необходим в современном мире, так как в основе Федеральных государственных образовательных стандартов лежит системно-деятельностный подход.
В ходе выпускной квалификационной работы были изучены возможности реализации индивидуального подхода и учета индивидуально-психологических особенностей в обучении математике школьников среднего звена.
В заключение практической части был разработан тест на диагностику ведущего канала! восприятия, после апробации которого были сделаны следующие выводы:
1. В возрастной категории 13-15 лет (ученики 8 класса) 38% обучающихся являются аудиалами, 9% - визуалами, 29% - кинестетиками, 24% - дигиталами:
□ Аудиалы
□ Визуалы
□ Кинестетики
□ Дигиталы
Рис.6. Возрастная категория 13-15 лет
2. В возрастной категории 22-25 лет (выпускники ВУЗа) 39% опрашиваемых являются аудиалами, 11% - визуалами, 22% - кинестетиками, 28% - дигиталами:
□ Аудиалы
□ Визуалы
□ Кинестетики
□ Дигиталы
Рис.7. Возрастная категория22-25 лет
3. По результатам всей апробации в тестировании приняли участие 60 человек разных возрастных категорий (от 7 до 47 лет). Проанализировав полученные данные, получена следующая статистика: 35% - аудиалы, 11% - визуалы, 27% - кинестетики, 27% - дигиталы.
□ Аудиалы
□ Визуалы
□ Кинестетики
□ Дигиталы
Рис.8. Все возрастные категории
Таким образом, опираясь на полученные результаты в ходе исследования, можно утверждать, что в большинстве случаев ведущий канал восприятия формируется еще в школе, поэтому учителям необходимо знать о четырех типах восприятия информации и, пользуясь этими знаниями, создавать уроки, учитывая потребности аудиалов, визуалов, кинестетиков и дискретов, чтобы они были не только интересными, но и полезными для формирования всецело развитой личности.
1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л.И. Айдарова. - М.: Педагогика,2007. - 144 с.
2. Айзман Р.И. Подготовка ребенка к школе / Р.И. Айзман, Г.Н. Жарова, Л.К. Айзман и др. - М.: Пеленг, 2002. - 135 с.
3. Акимова М.К. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход / М.К. Акимова, В.П. Козлова. - М.: Знание, 2002. - 77 с.
4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. - М.: Феникс,1999. - 416 с.
5. Богданова Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова. - М.: Роспедагентство, 2004. - 68 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2000. - 464 с.
7. Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение - важное дидактическое средство эффективного обучения школьников / И.Т. Бутузов. - М.: Просвещение, 2000. - 265 с.
8. Быков В.В. Методы науки / В.В.Быков. - М.: Наука, 1974. - 215 с.
9. Виленкин Н.Я. Математика 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. - М.: Мнемозина, 2013. - 280 с.
10. Войцехович В.Э. Математическое познание: от гипотезы к теории / В.Э. Войцехович. - М.: Изд-во «Университетсткое», 1984. - 144 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
12. ГриндерД. Истоки нейро-лингвистического программирования / Д.Гриндер. - М.:Москва, 2014. - 131 с.
13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1999. - 240 с.
14. Зубарева И.И. Математика 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2013. - 270 с.
15. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога / З.И. Калмыкова. - М.: Знание, 2000. - 96 с.
16. Леднев В.С. Научное образование: развитие способностей к начному творчеству / В.С. Леднев. - М.: МГАУ, 2002. - 120 с.
17. Менчинская Н.А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников / Н.А. Менчинская. - М.: Педагогика, 2001. - 272 с.
18. Мечинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Н.А. Мечинская. - М.: Модэк, 2004. - 512 с.
19. Пидкадистый П.М. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П.М. Пидкадистый, Л.И. Фридман, М.Г. Гарунов - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 354 с.
20. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика / А.А. Плигин. - М.: КСП+, 2003. - 432 с.
21. Родный Н.И. Очерк по истории и методологии естествознания / Н.И. Родный. - М.: Наука, 1975. - 424 с.
22. Румшинский Л.З. Математическая обработка результатов эксперимента / Л.З. Румшинский. - М.: Наука, 1971. - 192 с.
23. Рыбников К.А. Профессия - математик / К.А. Рыбников. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 186 с.
24. Сальникова Т.П. Исследовательская деятельность студентов / Т.П. Сальниковаю - М.: Сферг 2007. - 128 с.
25. Сиденко В.М. Основы научных исследований / В.М. Сиденко, И.В. Грушко. - М.: Знание, 2001. - 224 с.
26. Скаткина М.Н. Дидактика средней школы / М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 2002. - 324 с.
27. Соловьева Н.Н. Основы научной организации учебно-научной работы студента / Н.Н. Соловьева. - М.: Изд-во АПК и ПРО, 2003. - 102 с.
28. Степин В.С. Методы научного познания / В.С. Степин, А.М. Елсуков. - М.: Гардарика, 1974. - 152 с.
29. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. - М.: Педагогика, 1990. - 192 с.
30. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 2000. - 628 с.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - 48 с.
32. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во института психотерапии, 2002. - 490 с.
33. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого / С.Д. Шевченко. - М.: Просвещение, 1991. - 174 с.
34. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2001. - 351 с.