Влияние развивающих занятий на формирование интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
|
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НОРМОЙ РАЗВИТИЯ
И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Понятие интеллекта. Норма и дизонтогенез 8
1.2 Возрастные интеллектуальные особенности. Норма и дизонтогенез 15
1.3 Классификация памяти, мышления, внимания. Методики 22
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НОРМОЙ РАЗВИТИЯ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Организация и методы исследования 32
2.2 Изучение формирования интеллекта у детей старшего дошкольного
возраста с нормой развития и у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием 41
2.3 Изучение взаимосвязи памяти, внимания и мышления у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и у детей старшего дошкольного
возраста с задержанным психическим развитием 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
ЛИТЕРАТУРА 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НОРМОЙ РАЗВИТИЯ
И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Понятие интеллекта. Норма и дизонтогенез 8
1.2 Возрастные интеллектуальные особенности. Норма и дизонтогенез 15
1.3 Классификация памяти, мышления, внимания. Методики 22
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НОРМОЙ РАЗВИТИЯ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Организация и методы исследования 32
2.2 Изучение формирования интеллекта у детей старшего дошкольного
возраста с нормой развития и у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием 41
2.3 Изучение взаимосвязи памяти, внимания и мышления у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и у детей старшего дошкольного
возраста с задержанным психическим развитием 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
ЛИТЕРАТУРА 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современной психологии и педагогики. Степень развитости интеллекта становится основой эффективности и успешности дальнейшего развития личности, повышения качества знаний, умений и навыков, благоприятного и полноценного профессионального становления. Общеизвестным является факт того, что интеллектуальный потенциал человечества - база для прогрессивного и успешного развития, однако в последние десятилетия чрезвычайно острым является вопрос задержанного психического развития, исследуются причины его возникновения, разрабатываются программы коррекции и развития отдельных психических процессов.
Согласно данным НИИ дефектологии РАО около 80% случаев школьной неуспеваемости обусловлены разнообразными состояниями интеллектуальной недостаточности, в том числе и по причине задержанного психического развития. Около 50% общего числа будущих школьников не имеют достаточно развитых психических функций, а недоразвитие отдельных интеллектуальных способностей обнаруживается у каждого десятого ребенка.
Уже в 60-е годы прошлого века советскими психологами и дефектологами изучался вопрос задержанного психического развития и причин его возникновения, отвечая на запрос со стороны педагогической практики. К концу 20 столетия отечественной наукой была накоплена теоретическая и эмпирическая база, включающая в себя исследования памяти, речи, мышления, игровой и учебной деятельности, а также личности самого ребенка.
Проблема задержанного психического развития и аномального развития интеллектуальных процессов продолжает быть крайне актуальной, поскольку так или иначе затрагивает более 20% детской популяции. На
основе теоретических и эмпирических материалов создаются
специализированные обучающие и развивающие программы, направленные на развитие интеллекта в целом и его отдельных процессов в частности, таких как память, внимание, мышление.
В нашей работе исследовалось влияние развивающих занятий, применяемых в рамках образовательной программы «Лесенка», созданной для развития интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием. Данная образовательная программа направлена на развитие как интеллекта в целом, так и его отдельных процессов: памяти, внимания, мышления.
Вопрос интеллекта в целом и отдельных его элементов рассматривался в работах Л.Божович, Л.Выготского, К.Гуревича, В.Дружинина, Н.Лейтеса, А.Леонтьева, А.Прихожан, С.Рубинштейна, Б.Теплова, М.Холодной, Д.Эльконина, Х.Айзенка, А.Бине, Д.Векслера, Ф.Гальтона, Дж.Гилфорда, Р.Кеттела, Ж.Пиаже, Ч.Спирмена, Р.Стернберга, Л.Терстоуна, Э.Торндайка,
Э.Торренса, Дж.Флинна, и др.
Вопрос интеллектуального развития детей с задержкой психического развития в отечественных работах изучался Н. Боряковой, Т. Власовой, Е. Дмитриевой, Т. Егоровой, Г. Ефремовой, И. Коробейниковым, К. Лебединской, В. Лубовским, Н. Лутонян, И. Марковской, М. Певзнер, Н. Поддубной, В. Подобед, Е. Слепович, Т. Стрекаловым, Г. Сухаревой, Р. Триггером, И. Юрковой.
Объект исследования: формирование интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием.
Предмет исследования: взаимосвязь памяти, внимания и мышления у детей старшего дошкольного возраста нормой развития и у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием.
Гипотеза исследования:
В формировании интеллекта детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием имеются существенные различия. Развивающие занятия оказывают положительное влияние на формирование интеллекта (памяти, внимания, мышления) детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием.
Задачи исследования:
5. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования интеллекта в целом и его отдельных процессов: памяти, внимания, мышления у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием.
6. Выявить различия в формировании интеллекта (памяти, внимания, мышления) у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием.
7. Определить взаимосвязи между показателями интеллекта (памяти, внимания, мышления) у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием.
8. Определить влияние развивающих занятий образовательной программы «Лесенка» на формирование интеллекта (памяти, внимания, мышления) у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием.
Методы и методики исследования:
4. Теоретический анализ литературных источников,
5. Тестирование с помощью методик «10 слов» (А.Р.Лурия), «Память на образы», «Найди отличия», «Шифровка», таблиц Шульте, «Исключение», «Нелепицы», «Классификация»,
6. Методы математической статистики (t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ Пирсона)
Выборка: дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет с нормой развития, обучающиеся по классической программе дошкольной подготовки в МБУДО «Центр детского творчества поселка Дербышки Советского района г. Казани», в количестве 17 человек; дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет с задержанным психическим развитием конституционального, соматогенного и психогенного происхождения, посещающие развивающие занятия по специализированной программе «Лесенка» в МБУДО «Центр детского творчества поселка Дербышки Советского района г. Казани» (отдел социальной и педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Клуб «Родник»), в количестве 17 человек.
Результаты исследования:
1. Работа с теоретическим материалом позволила изучить понятия интеллекта и его составляющих элементов (памяти, внимания, мышления), а также различия в формировании интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием, связанные с различной степенью функционирования процессов памяти, внимания, мышления.
2. В ходе работы с эмпирическим материалом были выявлены и статистически подтверждены различия в формировании интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием до проведения у них развивающих занятий, заключающиеся в низкой степени развития кратковременной и долговременной слуховой произвольной памяти, образной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
3. Данные, полученные после проведения развивающих занятий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, свидетельствуют о повышении уровня развития следующих интеллектуальных процессов: памяти, внимания, мышления.
4. При проведении корреляционного анализа нами было обнаружено наличие взаимосвязей между показателями интеллекта (памяти, внимания и мышления). У детей старшего дошкольного возраста с нормой развития наблюдаются сложные связи между всеми компонентами интеллекта. Выявлена зависимость развития показателей интеллекта от показателя кратковременной и долговременной слуховой произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития.
У детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием были выявлены слабые корреляционные связи между показателями интеллекта. Наиболее значимым показателем для диагностики особенностей интеллекта является внимание.
5. Было отмечено положительное влияние развивающих занятий образовательной программы «Лесенка» на формирование интеллекта (памяти, внимания, мышления) у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием. Анализ результатов программы показывает важность развития у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием такого компонента интеллекта как внимание.
Согласно данным НИИ дефектологии РАО около 80% случаев школьной неуспеваемости обусловлены разнообразными состояниями интеллектуальной недостаточности, в том числе и по причине задержанного психического развития. Около 50% общего числа будущих школьников не имеют достаточно развитых психических функций, а недоразвитие отдельных интеллектуальных способностей обнаруживается у каждого десятого ребенка.
Уже в 60-е годы прошлого века советскими психологами и дефектологами изучался вопрос задержанного психического развития и причин его возникновения, отвечая на запрос со стороны педагогической практики. К концу 20 столетия отечественной наукой была накоплена теоретическая и эмпирическая база, включающая в себя исследования памяти, речи, мышления, игровой и учебной деятельности, а также личности самого ребенка.
Проблема задержанного психического развития и аномального развития интеллектуальных процессов продолжает быть крайне актуальной, поскольку так или иначе затрагивает более 20% детской популяции. На
основе теоретических и эмпирических материалов создаются
специализированные обучающие и развивающие программы, направленные на развитие интеллекта в целом и его отдельных процессов в частности, таких как память, внимание, мышление.
В нашей работе исследовалось влияние развивающих занятий, применяемых в рамках образовательной программы «Лесенка», созданной для развития интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием. Данная образовательная программа направлена на развитие как интеллекта в целом, так и его отдельных процессов: памяти, внимания, мышления.
Вопрос интеллекта в целом и отдельных его элементов рассматривался в работах Л.Божович, Л.Выготского, К.Гуревича, В.Дружинина, Н.Лейтеса, А.Леонтьева, А.Прихожан, С.Рубинштейна, Б.Теплова, М.Холодной, Д.Эльконина, Х.Айзенка, А.Бине, Д.Векслера, Ф.Гальтона, Дж.Гилфорда, Р.Кеттела, Ж.Пиаже, Ч.Спирмена, Р.Стернберга, Л.Терстоуна, Э.Торндайка,
Э.Торренса, Дж.Флинна, и др.
Вопрос интеллектуального развития детей с задержкой психического развития в отечественных работах изучался Н. Боряковой, Т. Власовой, Е. Дмитриевой, Т. Егоровой, Г. Ефремовой, И. Коробейниковым, К. Лебединской, В. Лубовским, Н. Лутонян, И. Марковской, М. Певзнер, Н. Поддубной, В. Подобед, Е. Слепович, Т. Стрекаловым, Г. Сухаревой, Р. Триггером, И. Юрковой.
Объект исследования: формирование интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием.
Предмет исследования: взаимосвязь памяти, внимания и мышления у детей старшего дошкольного возраста нормой развития и у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием.
Гипотеза исследования:
В формировании интеллекта детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием имеются существенные различия. Развивающие занятия оказывают положительное влияние на формирование интеллекта (памяти, внимания, мышления) детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием.
Задачи исследования:
5. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования интеллекта в целом и его отдельных процессов: памяти, внимания, мышления у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием.
6. Выявить различия в формировании интеллекта (памяти, внимания, мышления) у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием.
7. Определить взаимосвязи между показателями интеллекта (памяти, внимания, мышления) у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием.
8. Определить влияние развивающих занятий образовательной программы «Лесенка» на формирование интеллекта (памяти, внимания, мышления) у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием.
Методы и методики исследования:
4. Теоретический анализ литературных источников,
5. Тестирование с помощью методик «10 слов» (А.Р.Лурия), «Память на образы», «Найди отличия», «Шифровка», таблиц Шульте, «Исключение», «Нелепицы», «Классификация»,
6. Методы математической статистики (t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ Пирсона)
Выборка: дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет с нормой развития, обучающиеся по классической программе дошкольной подготовки в МБУДО «Центр детского творчества поселка Дербышки Советского района г. Казани», в количестве 17 человек; дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет с задержанным психическим развитием конституционального, соматогенного и психогенного происхождения, посещающие развивающие занятия по специализированной программе «Лесенка» в МБУДО «Центр детского творчества поселка Дербышки Советского района г. Казани» (отдел социальной и педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Клуб «Родник»), в количестве 17 человек.
Результаты исследования:
1. Работа с теоретическим материалом позволила изучить понятия интеллекта и его составляющих элементов (памяти, внимания, мышления), а также различия в формировании интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием, связанные с различной степенью функционирования процессов памяти, внимания, мышления.
2. В ходе работы с эмпирическим материалом были выявлены и статистически подтверждены различия в формировании интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием до проведения у них развивающих занятий, заключающиеся в низкой степени развития кратковременной и долговременной слуховой произвольной памяти, образной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
3. Данные, полученные после проведения развивающих занятий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, свидетельствуют о повышении уровня развития следующих интеллектуальных процессов: памяти, внимания, мышления.
4. При проведении корреляционного анализа нами было обнаружено наличие взаимосвязей между показателями интеллекта (памяти, внимания и мышления). У детей старшего дошкольного возраста с нормой развития наблюдаются сложные связи между всеми компонентами интеллекта. Выявлена зависимость развития показателей интеллекта от показателя кратковременной и долговременной слуховой произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития.
У детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием были выявлены слабые корреляционные связи между показателями интеллекта. Наиболее значимым показателем для диагностики особенностей интеллекта является внимание.
5. Было отмечено положительное влияние развивающих занятий образовательной программы «Лесенка» на формирование интеллекта (памяти, внимания, мышления) у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием. Анализ результатов программы показывает важность развития у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием такого компонента интеллекта как внимание.
Исследование специфических особенностей развития интеллектуальной сферы при задержке психического развития является чрезвычайно актуальным, поскольку все чаще родители детей дошкольного возраста сталкиваются с данным диагнозом или подозрением на него. Дошкольный возраст считается сензитивным периодом, во время которого формируются базовые познания об окружающем мире, стремительно развивается психика и как следствие этого - связанные с ней речь, мышление, память. Именно по этой причине крайне важно уже на ранней стадии диагностировать возможные нарушения интеллекта в целом или его отдельных элементов (памяти, внимания, мышления), а после диагностирования проводить развивающие занятия, способствующие развитию интеллекта и определенных психических процессов.
Актуальность и новизна нашей работы заключается не только в рассмотрении феномена интеллекта и его составляющих элементов, обнаружении различий в становлении интеллекта детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и деетй старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием, определении взаимосвязей между процессами памяти, внимания и мышления, но и в изучении влияния развивающих занятий образовательной программы «Лесенка» на формирование интеллекта (памяти, внимания, мышления) детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития интеллекта и его определенных процессов (памяти, внимания, мышления) у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием, а также проведение тестирования и осуществление математической обработки полученных данных позволили успешно выполнить задачи, поставленные нами в ходе исследования.
По результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы:
1. Работа с теоретическим материалом позволила изучить понятия интеллекта и его составляющих элементов (памяти, внимания, мышления), а также различия в формировании интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием, связанные с различной степенью функционирования процессов памяти, внимания, мышления.
2. В ходе работы с эмпирическим материалом были выявлены и статистически подтверждены различия в формировании интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием до проведения у них развивающих занятий, заключающиеся в низкой степени развития кратковременной и долговременной слуховой произвольной памяти, образной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
3. Данные, полученные после проведения развивающих занятий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, свидетельствуют о повышении уровня развития следующих интеллектуальных процессов: памяти, внимания, мышления.
4. При проведении корреляционного анализа нами было обнаружено наличие взаимосвязей между показателями интеллекта (памяти, внимания и мышления). У детей старшего дошкольного возраста с нормой развития наблюдаются сложные связи между всеми компонентами интеллекта. Выявлена зависимость развития показателей интеллекта от показателя кратковременной и долговременной слуховой произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития. У детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием были выявлены слабые корреляционные связи между показателями интеллекта. Наиболее значимым показателем для диагностики особенностей интеллекта является внимание.
5. Было отмечено положительное влияние развивающих занятий образовательной программы «Лесенка» на формирование интеллекта (памяти, внимания, мышления) у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием. Анализ результатов программы показывает важность развития у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием такого компонента интеллекта как внимание.
Опираясь на теоретические источники, мы выдвинули гипотезы о том, что в развитии интеллекта детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием имеются существенные различия, а также, что развивающие занятия оказывают положительное влияние на развитие интеллекта (памяти, внимания, мышления) детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием. В ходе нашей работы были подтверждены и статистически доказаны обе гипотезы, таким образом, мы можем говорить о наличии существенных различий в развитии интеллекта детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием, также о положительном влиянии развивающих занятий на развитие интеллекта (памяти, внимания, мышления) детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием.
Актуальность и новизна нашей работы заключается не только в рассмотрении феномена интеллекта и его составляющих элементов, обнаружении различий в становлении интеллекта детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и деетй старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием, определении взаимосвязей между процессами памяти, внимания и мышления, но и в изучении влияния развивающих занятий образовательной программы «Лесенка» на формирование интеллекта (памяти, внимания, мышления) детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития интеллекта и его определенных процессов (памяти, внимания, мышления) у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием, а также проведение тестирования и осуществление математической обработки полученных данных позволили успешно выполнить задачи, поставленные нами в ходе исследования.
По результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы:
1. Работа с теоретическим материалом позволила изучить понятия интеллекта и его составляющих элементов (памяти, внимания, мышления), а также различия в формировании интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием, связанные с различной степенью функционирования процессов памяти, внимания, мышления.
2. В ходе работы с эмпирическим материалом были выявлены и статистически подтверждены различия в формировании интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием до проведения у них развивающих занятий, заключающиеся в низкой степени развития кратковременной и долговременной слуховой произвольной памяти, образной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
3. Данные, полученные после проведения развивающих занятий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, свидетельствуют о повышении уровня развития следующих интеллектуальных процессов: памяти, внимания, мышления.
4. При проведении корреляционного анализа нами было обнаружено наличие взаимосвязей между показателями интеллекта (памяти, внимания и мышления). У детей старшего дошкольного возраста с нормой развития наблюдаются сложные связи между всеми компонентами интеллекта. Выявлена зависимость развития показателей интеллекта от показателя кратковременной и долговременной слуховой произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития. У детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием были выявлены слабые корреляционные связи между показателями интеллекта. Наиболее значимым показателем для диагностики особенностей интеллекта является внимание.
5. Было отмечено положительное влияние развивающих занятий образовательной программы «Лесенка» на формирование интеллекта (памяти, внимания, мышления) у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием. Анализ результатов программы показывает важность развития у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием такого компонента интеллекта как внимание.
Опираясь на теоретические источники, мы выдвинули гипотезы о том, что в развитии интеллекта детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием имеются существенные различия, а также, что развивающие занятия оказывают положительное влияние на развитие интеллекта (памяти, внимания, мышления) детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием. В ходе нашей работы были подтверждены и статистически доказаны обе гипотезы, таким образом, мы можем говорить о наличии существенных различий в развитии интеллекта детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием, также о положительном влиянии развивающих занятий на развитие интеллекта (памяти, внимания, мышления) детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием.
Подобные работы
- Коррекционно-развивающая npoграмма формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2021 - Программа психологической коррекции мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2024 - Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством маршрутных игр (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая коррекция межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством использования нетрадиционных техник рисования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2025 - Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2021 - Коррекционная работа по формированию представлений о величине изображаемых предметов у дошкольников с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - Психомоторное развитие дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) (Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021



