ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ
|
Введение 3
ГЛАВА I ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ 5 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ШКОЛЬНИКАМИ
1.1 Формы и методы исследовательской работы 5
1.2 Формы и методы экскурсионной деятельности 8
1.3 Формы и методы организации изучения рек со школьниками 10
ГЛАВА II. РЕКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 12
2.1 Малые реки Республики Татарстан 12
2.2 Малые реки Зеленодольского района Республики Татарстан 21
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ИЗУЧЕНИЮ МАЛЫХ РЕК РОДНОГО КРАЯ
3.1 Элективный курс в школьной географии 26
3.2 Элективный курс по изучению рек Зеленодольского района 34 Республики Татарстан
3.2.1. Разработка практических работ по изучению географии и экологии малых рек
Заключение 58
Список литературы 61
Приложения 66
ГЛАВА I ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ 5 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ШКОЛЬНИКАМИ
1.1 Формы и методы исследовательской работы 5
1.2 Формы и методы экскурсионной деятельности 8
1.3 Формы и методы организации изучения рек со школьниками 10
ГЛАВА II. РЕКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 12
2.1 Малые реки Республики Татарстан 12
2.2 Малые реки Зеленодольского района Республики Татарстан 21
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ИЗУЧЕНИЮ МАЛЫХ РЕК РОДНОГО КРАЯ
3.1 Элективный курс в школьной географии 26
3.2 Элективный курс по изучению рек Зеленодольского района 34 Республики Татарстан
3.2.1. Разработка практических работ по изучению географии и экологии малых рек
Заключение 58
Список литературы 61
Приложения 66
Организация совместной деятельности школьников при изучении природы родного края, является актуальной темой исследования. Практика показывает, что учащиеся тяготеют к новым формам учебной работы, но, несмотря на эту готовность к совместной деятельности, реально на уроке в средней школе содержательное сотрудничество учеников между собой далеко не всегда удается организовать. Даже при высоком уровне совместной деятельности учителя и учащихся сами школьники не всегда взаимодействуют друг с другом.
Модернизация российского образования открыла новый вид дифференциации обучения - элективные курсы. Элективные курсы выполняют разные функции. Одни из них выступают в роли «надстройки», дополнения содержания курса, «поддерживают» и обеспечивают углубление при изучении программы учебной дисциплины. Набор элективных курсов при изучении общеобразовательных предметов на базовом уровне обеспечит индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника. Сегодня особую актуальность приобретают элективные курсы, направленные на расширение и углубление знаний по предмету, социальную адаптацию и профессиональное самоопределение учащихся.
Программы элективных курсов способствуют: совместной деятельности школьников при изучении природы родного края; самоопределению ученика по выбору дальнейшей профессиональной деятельности в географии; создают положительную мотивацию обучения в географии на планируемом профиле обучающего; познакомят учащихся с ведущими видами географической деятельности; активизируют познавательную деятельность у школьников в географической области; повысят информационную и коммуникативную компетентность учащихся в географии.
В данной выпускной квалификационной работе предложена разработка элективного курса по изучению малых рек родного края, как способ организация совместной деятельности школьников.
Водные объекты, а особенно реки, являются одной из важнейших экологически значимых составных частей экосистем и изучаются как при проведении комплексных экологических исследований, так и в качестве самостоятельного объекта при природоохранных исследованиях.
Целью работы является организация совместной деятельности школьников при изучении природы родного края.
Для достижения были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть формы и методы организации совместной деятельности со школьниками;
- охарактеризовать речную сеть Республики Татарстан и Зеленодольского района республики;
- раскрыть значение элективных курсов в школьной географии;
- разработать элективный курс по изучению малых рек Зеленодольского района Республики Татарстан.
Для решения поставленных задач данной темы исследования использовались методы теоретического анализа проблемы на основе изучения методической литературы; сравнительного анализа информации литературных источников.
Объекты исследования - поверхностные воды.
Предмет исследования - организация совместной деятельности школьников при изучении природы родного края.
Модернизация российского образования открыла новый вид дифференциации обучения - элективные курсы. Элективные курсы выполняют разные функции. Одни из них выступают в роли «надстройки», дополнения содержания курса, «поддерживают» и обеспечивают углубление при изучении программы учебной дисциплины. Набор элективных курсов при изучении общеобразовательных предметов на базовом уровне обеспечит индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника. Сегодня особую актуальность приобретают элективные курсы, направленные на расширение и углубление знаний по предмету, социальную адаптацию и профессиональное самоопределение учащихся.
Программы элективных курсов способствуют: совместной деятельности школьников при изучении природы родного края; самоопределению ученика по выбору дальнейшей профессиональной деятельности в географии; создают положительную мотивацию обучения в географии на планируемом профиле обучающего; познакомят учащихся с ведущими видами географической деятельности; активизируют познавательную деятельность у школьников в географической области; повысят информационную и коммуникативную компетентность учащихся в географии.
В данной выпускной квалификационной работе предложена разработка элективного курса по изучению малых рек родного края, как способ организация совместной деятельности школьников.
Водные объекты, а особенно реки, являются одной из важнейших экологически значимых составных частей экосистем и изучаются как при проведении комплексных экологических исследований, так и в качестве самостоятельного объекта при природоохранных исследованиях.
Целью работы является организация совместной деятельности школьников при изучении природы родного края.
Для достижения были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть формы и методы организации совместной деятельности со школьниками;
- охарактеризовать речную сеть Республики Татарстан и Зеленодольского района республики;
- раскрыть значение элективных курсов в школьной географии;
- разработать элективный курс по изучению малых рек Зеленодольского района Республики Татарстан.
Для решения поставленных задач данной темы исследования использовались методы теоретического анализа проблемы на основе изучения методической литературы; сравнительного анализа информации литературных источников.
Объекты исследования - поверхностные воды.
Предмет исследования - организация совместной деятельности школьников при изучении природы родного края.
Организация совместной деятельности школьников при изучении природы родного края преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителя. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы будет глубокое знание самим учителем природы своего края, владение методикой его изучения; второе условие - систематическое использование местного материала на уроках физической географии и постоянная перспективная внеклассная и внешкольная работа; третье - глубокая научная основа. Одна из главных задач краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования, данный вид деятельности способствует совместной деятельности школьников при изучении природы родного края. Не следует ограничивать краеведческую работу только изложением на уроках готовых знаний о своём крае, почерпнутых из учебных пособий и другой литературы, важная часть краеведческой работы - непосредственное участие, как учителя, так и учащихся в поисковоисследовательской деятельности по изучению родного края.
Основная задача учителя в организации совместной деятельности учебной краеведческой работы заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае определить наиболее приемлемые методы и приемы осуществления краеведческого подхода. Основными из них являются:
Объяснительно-иллюстративный метод, сочетающий в себе словесные методы (рассказ, объяснение, работа с краеведческой литературой) с иллюстрацией различных по содержанию краеведческих источников (карт, схем, диаграмм, натуральных объектов и т.д.).
Частично-поисковый метод, основанный на использовании краеведческих знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно-обучающей.
Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной краеведческой работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Он предполагает постановку перед учащимися конкретного задания и его планирования.
Результатом совместной деятельности школьников в ходе изучения природы родного края является:
1) умение наблюдать и описывать природные явления; выдвигать свои гипотезы; делать выводы; самостоятельно работать с дополнительной литературой в сети Интернет; выбирать из общего главное; принимать правильные решения при ответе на вопрос; аргументировать свои ответы; выполнять мониторинг экологического состояния объектов природы; работать над исследовательским проектом и защищать его; применять теоретические знания на практике, в повседневной жизни давать описание природных и хозяйственных объектов; вести исследовательскую деятельность в сфере личных и будущих профессиональных интересов; определять взаимосвязи условий окружающей жизни людей и природы; владеть приемами моделирования в решении имеющихся проблем
2) знание: источников комплексного изучения малых рек Зеленодольского района Республики Татарстан; терминологии, предусмотренной элективным курсом на понятийном уровне; особенностей освоения территории; особенностей природы и ресурсно-природный потенциал района; факторов, формирующие климат, рельеф, внутренние воды и другие компоненты природы; правил поведения в природе; основных видов природных ресурсов и экологических проблем в районе; ведущих отраслей хозяйства района, промышленных предприятий оказывающих влияние на экологическое состояние малых рек.
Проведение практических занятий по изучению объектов природы родного края, в рамках элективных курсов, является важным составляющим совместной деятельности школьников.
Основная задача учителя в организации совместной деятельности учебной краеведческой работы заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае определить наиболее приемлемые методы и приемы осуществления краеведческого подхода. Основными из них являются:
Объяснительно-иллюстративный метод, сочетающий в себе словесные методы (рассказ, объяснение, работа с краеведческой литературой) с иллюстрацией различных по содержанию краеведческих источников (карт, схем, диаграмм, натуральных объектов и т.д.).
Частично-поисковый метод, основанный на использовании краеведческих знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно-обучающей.
Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной краеведческой работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Он предполагает постановку перед учащимися конкретного задания и его планирования.
Результатом совместной деятельности школьников в ходе изучения природы родного края является:
1) умение наблюдать и описывать природные явления; выдвигать свои гипотезы; делать выводы; самостоятельно работать с дополнительной литературой в сети Интернет; выбирать из общего главное; принимать правильные решения при ответе на вопрос; аргументировать свои ответы; выполнять мониторинг экологического состояния объектов природы; работать над исследовательским проектом и защищать его; применять теоретические знания на практике, в повседневной жизни давать описание природных и хозяйственных объектов; вести исследовательскую деятельность в сфере личных и будущих профессиональных интересов; определять взаимосвязи условий окружающей жизни людей и природы; владеть приемами моделирования в решении имеющихся проблем
2) знание: источников комплексного изучения малых рек Зеленодольского района Республики Татарстан; терминологии, предусмотренной элективным курсом на понятийном уровне; особенностей освоения территории; особенностей природы и ресурсно-природный потенциал района; факторов, формирующие климат, рельеф, внутренние воды и другие компоненты природы; правил поведения в природе; основных видов природных ресурсов и экологических проблем в районе; ведущих отраслей хозяйства района, промышленных предприятий оказывающих влияние на экологическое состояние малых рек.
Проведение практических занятий по изучению объектов природы родного края, в рамках элективных курсов, является важным составляющим совместной деятельности школьников.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
К ОХРАНЕ ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - Возможности проектной деятельности в формировании у учащихся предметных компетенций при обучении биологии в 8 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - Возможности применения краеведческого материала на уроках истории и в исследовательской работе школьников при изучении Великой Отечественной войны в общеобразовательной школе (на примере Бийского района Алтайского края)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКСКУРСИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5640 р. Год сдачи: 2017 - Исследовательская деятельность школьников в работе туристско-краеведческого кружка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2018 - Деятельность педагога по развитию познавательного интереса к родному краю в условиях дошкольной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017



