Введение 3
ГЛАВА I ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ 5 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ШКОЛЬНИКАМИ
1.1 Формы и методы исследовательской работы 5
1.2 Формы и методы экскурсионной деятельности 8
1.3 Формы и методы организации изучения рек со школьниками 10
ГЛАВА II. РЕКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 12
2.1 Малые реки Республики Татарстан 12
2.2 Малые реки Зеленодольского района Республики Татарстан 21
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ИЗУЧЕНИЮ МАЛЫХ РЕК РОДНОГО КРАЯ
3.1 Элективный курс в школьной географии 26
3.2 Элективный курс по изучению рек Зеленодольского района 34 Республики Татарстан
3.2.1. Разработка практических работ по изучению географии и экологии малых рек
Заключение 58
Список литературы 61
Приложения 66
Организация совместной деятельности школьников при изучении природы родного края, является актуальной темой исследования. Практика показывает, что учащиеся тяготеют к новым формам учебной работы, но, несмотря на эту готовность к совместной деятельности, реально на уроке в средней школе содержательное сотрудничество учеников между собой далеко не всегда удается организовать. Даже при высоком уровне совместной деятельности учителя и учащихся сами школьники не всегда взаимодействуют друг с другом.
Модернизация российского образования открыла новый вид дифференциации обучения - элективные курсы. Элективные курсы выполняют разные функции. Одни из них выступают в роли «надстройки», дополнения содержания курса, «поддерживают» и обеспечивают углубление при изучении программы учебной дисциплины. Набор элективных курсов при изучении общеобразовательных предметов на базовом уровне обеспечит индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника. Сегодня особую актуальность приобретают элективные курсы, направленные на расширение и углубление знаний по предмету, социальную адаптацию и профессиональное самоопределение учащихся.
Программы элективных курсов способствуют: совместной деятельности школьников при изучении природы родного края; самоопределению ученика по выбору дальнейшей профессиональной деятельности в географии; создают положительную мотивацию обучения в географии на планируемом профиле обучающего; познакомят учащихся с ведущими видами географической деятельности; активизируют познавательную деятельность у школьников в географической области; повысят информационную и коммуникативную компетентность учащихся в географии.
В данной выпускной квалификационной работе предложена разработка элективного курса по изучению малых рек родного края, как способ организация совместной деятельности школьников.
Водные объекты, а особенно реки, являются одной из важнейших экологически значимых составных частей экосистем и изучаются как при проведении комплексных экологических исследований, так и в качестве самостоятельного объекта при природоохранных исследованиях.
Целью работы является организация совместной деятельности школьников при изучении природы родного края.
Для достижения были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть формы и методы организации совместной деятельности со школьниками;
- охарактеризовать речную сеть Республики Татарстан и Зеленодольского района республики;
- раскрыть значение элективных курсов в школьной географии;
- разработать элективный курс по изучению малых рек Зеленодольского района Республики Татарстан.
Для решения поставленных задач данной темы исследования использовались методы теоретического анализа проблемы на основе изучения методической литературы; сравнительного анализа информации литературных источников.
Объекты исследования - поверхностные воды.
Предмет исследования - организация совместной деятельности школьников при изучении природы родного края.
Организация совместной деятельности школьников при изучении природы родного края преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителя. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы будет глубокое знание самим учителем природы своего края, владение методикой его изучения; второе условие - систематическое использование местного материала на уроках физической географии и постоянная перспективная внеклассная и внешкольная работа; третье - глубокая научная основа. Одна из главных задач краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования, данный вид деятельности способствует совместной деятельности школьников при изучении природы родного края. Не следует ограничивать краеведческую работу только изложением на уроках готовых знаний о своём крае, почерпнутых из учебных пособий и другой литературы, важная часть краеведческой работы - непосредственное участие, как учителя, так и учащихся в поисковоисследовательской деятельности по изучению родного края.
Основная задача учителя в организации совместной деятельности учебной краеведческой работы заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае определить наиболее приемлемые методы и приемы осуществления краеведческого подхода. Основными из них являются:
Объяснительно-иллюстративный метод, сочетающий в себе словесные методы (рассказ, объяснение, работа с краеведческой литературой) с иллюстрацией различных по содержанию краеведческих источников (карт, схем, диаграмм, натуральных объектов и т.д.).
Частично-поисковый метод, основанный на использовании краеведческих знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно-обучающей.
Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной краеведческой работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Он предполагает постановку перед учащимися конкретного задания и его планирования.
Результатом совместной деятельности школьников в ходе изучения природы родного края является:
1) умение наблюдать и описывать природные явления; выдвигать свои гипотезы; делать выводы; самостоятельно работать с дополнительной литературой в сети Интернет; выбирать из общего главное; принимать правильные решения при ответе на вопрос; аргументировать свои ответы; выполнять мониторинг экологического состояния объектов природы; работать над исследовательским проектом и защищать его; применять теоретические знания на практике, в повседневной жизни давать описание природных и хозяйственных объектов; вести исследовательскую деятельность в сфере личных и будущих профессиональных интересов; определять взаимосвязи условий окружающей жизни людей и природы; владеть приемами моделирования в решении имеющихся проблем
2) знание: источников комплексного изучения малых рек Зеленодольского района Республики Татарстан; терминологии, предусмотренной элективным курсом на понятийном уровне; особенностей освоения территории; особенностей природы и ресурсно-природный потенциал района; факторов, формирующие климат, рельеф, внутренние воды и другие компоненты природы; правил поведения в природе; основных видов природных ресурсов и экологических проблем в районе; ведущих отраслей хозяйства района, промышленных предприятий оказывающих влияние на экологическое состояние малых рек.
Проведение практических занятий по изучению объектов природы родного края, в рамках элективных курсов, является важным составляющим совместной деятельности школьников.
1. Бабанов Ю.В., Филатов В.И. Природа Республики Татарстан: Учебное пособие к спецкурсу / Казанский пед. ин-т. Казань, 1993. - 102 с.
2. Батыев С. Г. «Географическая характеристика административных районов РТ» / С. Г. Батыев, А. В. Ступишин. - Казань: Издательство КГУ, 1972 г.
3. Бакин О.В.«Сосудистые растения Татарстана»/ О.В. Бакин, Т.В Рогова, А.П. Ситников. - Казань: Издательство КГУ, 2000 г.
4. Водные объекты Республики Татарстан. Гидрологический справочник. - Казань: ПИК «Идель-пресс», 2006. - 504 с.
5. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74- ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006)
6. Водные ресурсы и питьевая вода РТ. - Казань: Изд-во «Мониторинг» (Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов в РТ).
7. Водные ресурсы России и их использование / под ре. И.А. Шикломанова. - СПб.: ГГИ, 2008. - 598 с.
8. Водосбор. Управление водными ресурсами на водосборе / под ред. А.М. Чернеева. - Екатеринбург: Изд-во «Виктор», 1994 - 160 с.
9. Газеев Н. X. Экология Татарстана: современная ситуация, пути к устойчивому развитию / Н. X. Газеев. - Казань: Экоцентр, 1996. - 195 с.
10. Г айсин И.Т., Xусаинов З.А., Галимов Ш.Ш. Г еография и экология Республики Татарстан: Учеб. пособие. - Казань: Изд-во КГПУ, 2003.
11. Государственный доклад о состоянии земель Республики Татарстан в 2006 году, Казань - 2007.
12. Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан в 2001-2013 году: - Казань, 2002-2014 г.
13. Государственный реестр особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан. Издание второе. - Казань: «Идел-Пресс», 2009 г.
14. Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан в 2015 году. - Казань: Изд-во «Природа», 2016.
15. Горшкова, А.Т. Водные объекты РТ. Гидрографический справочник / А.Т. Горшкова, В.Е Гольмгрей. - Казань: Изд-во ОАО «ПИК «Идель-пресс», 2006. - 504 с.
16. Длины малых рек Республики Татарстан. Справочник. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2003. - 319 с.
17. Жерелина, И.В. Устойчивое водопользование: содержание понятия, базовые концепции / И.В. Жерелина // Механизм регулирования экономики. - 2008, №3, Т. 1.
18. Зеленая книга РТ / Под ред. Н.П. Торсуева - Казань: Издательство КГУ, 1993 г.
19. Заключение по результатам комплексного гидрохимического, гидробиологического и гидрологического обследования участка акватории
Куйбышевского водохранилища в районе поселков Займище и Октябрьский / Институт проблем экологии и недропользования Академии наук Республики Татарстан. Казань, 2015. - 70 с.
20. Информационный бюллетень о состоянии поверхностных водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений на территории Республики Татарстан за 2009 г. - Казань: Изд-во «Веда», 2010. - 180 с.
21. Картографическое издание: Атлас Республики Татарстан / Каб. министров РТ, М.: Картография, 2005. - 215 с.
22. Красная книга Республики Татарстан / Гл.ред. А.И. Щеповских. Казань: Изд-во "Природа", 1995.
23. Красная книга Республики Татарстан (животные, растения, грибы). - Казань: Идель-Пресс, 2006. - 832 с.
24. Комплексные региональные программы сохранения и использования культурного и природного наследия. М., 1994.
25. Князева А.М. Водное хозяйство России. Проблемы, технологии, управление / А.М. Князева, Н.Х. Газеев, Р.А. Шагимарданов / - 2007. - №5.
26. Колесник A.JI. Информационная бюллетень о состоянии поверхностных водных объектов водохозяйственных систем и сооружений на территории РТ / A.JI. Колесник. - Казань, 2004.
27. Колбовский Е.Ю. Изучаем малые реки (Экскурсии в природу). Издательство: Академия развития: Академия Холдинг, - Ярославль, 2004.
28. Комарова Н.Г. Геоэкология и природопользование / Н.Г. Комарова М.: Академия, 2010. - 256 с.
29. Ландшафты Республики Татарстан. Региональный ландшафтноэкологический анализ//Под редакцией профессора Ермолаева / Ермолаев О.П., Игонин М.Е., Бубнов А.Ю., Павлова С.В. - Казань: «Слово». - 2007. - 411 с.
30. Мухаметшин, Ф.Ф. Бассейн р. Волга, Экологическая ситуация в районе / Ф.Ф. Мухаметшин, Н.А. Литовинская, А.В. Гришина // Экологогидрологические проблемы изучения и использования водных ресурсов. Казань: 2006, С.234.
31. Никаноров А.М. Реки России. Часть III. Реки Республики Татарстан / А.М. Никаноров, С.Д. Захаров. - Казань: Изд-во ИПК «Бриг», 2010. - 224 с.
32. Никаноров А.М., Хоружая Т.А., Бражникова Л.В., Жулидов А.В., Мониторинг качества поверхностных вод: оценка токсичности. / Серия “Качество вод“. - СПб: Гидрометеоиздат, 2000.
33. Обзор состояния природной среды и ее загрязнения на территории Республики Татарстан в 2006 году. Управление по гидрометеорологии и мониторингу.
34. Переведенцев Ю.П. Состояние окружающей среды в РТ в современный период: Учебное пособие / Ю.П. Переведенцев, Ю.Г. Хабутдинов. - Казань: Изд-во КГУ, 2007,- 134 с.
35. Переведенцев Ю.П. Гидрометеорологические основы охраны окружающей среды / Ю.П. Переведенцев, Ю.Г. Хабутдинов. - Казань: Изд-во «Казанский университет», 2004. - 134 с.
36. Почвенная карта Татарской АССР / сост. и подг. к печати Киевским научно-редакционным картосоставительским предприятием ПКО «Картография» ГУК СССР в 1989 г.; ред. С.В. Яворский. - 1:600000. - Винницкая картографическая фабрика ГКУК СССР, 1990. - 1 к.: цв., табл.; 84х110 см. - 2500 экз.
37. Практическое руководство по оценке экологического состояния малых рек. Под ред. Скворцова В.В. ,СПб, 2003г.
38. Рекомендации по организации полевых исследований состояния малых водных объектов с участием детей и подростков. Под ред. Венициа- нова Е.В, Москва- Переславль- Залесский , 2001г.
39. Сергеев И.С. как организовать исследовательскуюдеятельность учащихся: практическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М, 2009.
40. Статистический ежегодник «Республики Татарстан в цифрах». - Казань: 2012.-521 с.
41. Тайсин А.С. География Республики Татарстан: Учебное пособие для средней школы / А.С. Тайсин. -Казань: 2000.
42. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция 01.05.2017).
43. Федотов В.М. Проблемы управления водопользованиями организации водохозяйственной деятельности на территории Республики Татарстан // Эколого-гидрологические проблемы изучения и использования водных ресурсов. - Казань: 2006, С.445.
44. Хоружая Т.А. Оценка экологической опасности. Учебное пособие для ВУЗов / - М.: Книга-Сервис. 2002.
45. Швецов, В.А. Водные ресурсы РТ в 1999 г (использование и охрана) / В.А. Швецов. - Казань: АБАК, 2000. - 86 с.
46. Экологическое состояние территории России / под ред. С.Н. Ушакова, О.Г. Каца. - М.: Изд. Центр Академия, 2002. - 128 с.
47. Экология Республики Татарстан: проблемы и решения / АН РТ, М-во охраны окружающей среды и природных ресурсов РТ; редкол.: А. Ще- повских, М. Гимадеев. - Казань, 1997. - 90 с.
48. Интернет-ресурсы:
www.gsrb.ru
www.coolreferat.com
www.mprrb.ru/upload/iblock/e48/Gosdoklad2009www.drillings.ru/vodopotr
http ://tatzakon.tu/zakon