Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


БИОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ ЛЯГУШЕК РОДА «RANA» В ОКРЕСТНОСТЯХ ГОРОДА ПЕРМИ

Работа №57740

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

биология

Объем работы46
Год сдачи2017
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Обзор литературы 5
1.1. Краткая характеристика Класса Земноводные (Amphibia) 5
1.2. Биотопы амфибий 11
1.3. Остромордая лягушка 13
1.4. Травяная лягушка 20
Глава 2. Материалы и методы исследования 25
2.1. Материал 25
2.2. Методы 25
Глава 3. Результаты исследований 27
3.1. Остромордая лягушка 27
3.2. Травяная лягушка 30
3.3. Температура тела и микроклиматические условия обитания
бурых лягушек 33
Глава 4. Методические рекомендации к изучению бурых лягушек в школе 35
Вывод 41
Библиографический список 43

Герпетология - раздел зоологии, изучающий земноводных (амфибий) и пресмыкающихся (рептилий). Развитие герпетологии в России, к сожалению, отстает от мирового уровня; в вузах (возможно, в связи с малым числом специалистов) герпетология не является таким «популярным» и хорошо разработанным курсом как, например, энтомология или орнитология, очень мало учебной литературы по предмету; методология преподавания герпетологии в вузах России разработана слабо. В настоящее время остро ощущается дефицит учебной литературы и зачастую единственным источником информации является лекционный курс (Хабибуллин, 2003).
В Пермском крае данная проблема стоит так же остро, хотя ее пытаются решить (особенно следует отметить работу сотрудников нашего университета - Н.А. Литвинов, С.В. Ганщук). Вероятно, это связано с недостаточным финансированием экспедиций и различных лабораторных исследований, касающихся вопросов герпетологии.
Исследования, проведенные нами, касаются бурых лягушек - представителей класса Земноводных, изучением которых занимается раздел герпетологии - батрахология, поэтому мы считаем нужным подробнее остановиться на их роли в природе.
Амфибии - это древнейшая группа наземных позвоночных животных, весьма широко распространенные, но недостаточно изученные, хотя их роль в экосистемах и жизни человека достаточно велика и разнообразна. Они поедают большое количество различных беспозвоночных, в том числе и так называемых «вредителей», сами служат пищей для многих птиц и зверей, являются незаменимым объектом для медицинских, фармакологических и прочих биологических исследований. За большие заслуги перед Наукой лягушкам даже установлены памятники в Токио и в Париже. В последнее время многие виды амфибий используются в качестве тест - объектов индикации состояния экосистем при проведении экологического мониторинга. Сейчас все большее признание получает террариумистика - содержание амфибий и рептилий в домашних условиях (Пестов и др., 1999).
Наши исследования, результаты которых вошли в данный дипломный проект, направлены на изучение бурых лягушек, часто встречающихся в Предуралье и Пермском крае в частности - это травяная и остромордая лягушки. В связи с их широким распространением и довольно большой численностью, данные виды являются неотъемлемой составляющей местных биоценозов и оказывают на них непосредственное влияние.
Целью нашей работы было изучение некоторых аспектов биологии и экологии бурых лягушек.
Задачи:
1. Изучить основные морфометрические характеристики бурых лягушек.
2. Оценить скорость роста в частично измененной деятельностью человека среде.
3. Сравнить характер суточной активности у остромордой и травяной лягушек в весенний период.
4. Определить температурные характеристики у отловленных амфибий, а также постараться определить температурные условия их обитания.
5. Разработать методические рекомендации по использованию этих данных при изучении темы земноводные в курсе средней школы.
Актуальность проводимых исследований.
Такие исследования позволяют узнать как происходит развитие бурых лягушек в ареалах их обитания. Какие факторы влияют на рост популяции в условиях живой природы. И в целом узнать о биологии экологии бурых лягушек. Полученные данные помогут разработать методические рекомендации к изучению земноводных на уроках в средней школе и проведению открытых уроков по этой теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования были выявлены разные возрастные группы бурых лягушек, получены необходимые морфометрические данные из определенного биотопа, изучена суточная активность данного вида. После того как вся информация была собрана, проанализирована и систематизирована, были составлены следующие выводы:
1) Все изученные особи выбранного биотопа принадлежат к шести возрастным группам от 0+до 5+ включительно.
2) У бурых лягушек с возрастом происходит видимое изменение линейных параметров. Наибольший прирост длины и массы тела наиболее интенсивно происходит на первом - втором и третьем-четвертом годах жизни у травяных лягушек, а у остромордых лягушек наибольший прирост длины и массы тела наиболее интенсивно происходит на первом - втором и четвертом - пятом году жизни. Однако в течение третьего года прирост оказывается не таким заметным из-за начала участия животных в процессе размножения и значительных затрат энергии как у остромордых, так и травяных особей.
3) При изучении суточной активности остромордых лягушек, выяснили, что особи наиболее активны в определенные периоды времени с 6:00 до 11:00 и с 20:00 до 23:00. Это объясняется тем, что остромордая лягушка выходит на охоту вечером и рано утром, и в эти часы активно кормится. А вот суточная активность травяных лягушек была хаотичная, так как во время брачного сезона они не питаются и прямой зависимости от времени суток не прослеживалось как у представителей остромордых лягушек.
4) В целом температура тела бурых лягушек приближена к температуре грунта и воздуха. Обычно температура тела несколько варьирует в пределах 5,7...7,7° С. Естественно, температура тела в разных точках его поверхности разная.
5) Полученные нами данные могут быть использованы при обучении биологии в средней школе.



1. Ананьева, Н.Б. Земноводные и пресмыкающиеся / Н.Б. Ананьева, Л.Я. Боркин, И.С. Даревский, Н.А. Орлов. - М.: ABF, 1998. - С. 48-138.
2. Бакиев, А.Г. Низшие наземные позвоночные (земноводные,
пресмыкающиеся) Самарской и Ульяновской областей: Учебно¬
методическое пособие для студентов. - 2-е издание / А.Г. Бакиев, В.А. Кривошеев, А.И. Файззулин и др. - Ульяновск: УлГУ, 2004. - С. 48 - 58.
3. Банников, А.Г. Земноводные и пресмыкающиеся СССР / А.Г. Банников, А.С. Даревский, А.К. Рустамов.- М.: Мысль, 1971. - С. 65-72.
4. Банников, А.Г. Определитель земноводных и пресмыкающихся фауны СССР / А.Г. Банников, И.С. Даревский, В.Г. Ищенко, А.К. Рустамов, Н.Н. Щербак.- М.: Просвещение, 1977. - С. 57-65.
5. Гаранин, В.И. Земноводные и пресмыкающиеся Волжско - Камского края / В.И. Гаранин. - М.: Наука, 1983. - С. 52-54.
6. Губернаторова, И.В. Земноводные и пресмыкающиеся Самарской Луки: Справочное пособие / И.В. Губернаторова, А.Е. Губернаторов. - Жигулевск: ОРФ «Самарская Лука», 2002. - С. 33 - 36.
7. Дунаев, Е.А. Разнообразие земноводных (по материалам экспедиции зоологического музея МГУ) / Е.А. Дунаев. - М.: Изд - во Московского университета, 1999. - С. 256 - 263.
8. Шураков, А.И. Животный мир Прикамья / Сост. А.И. Шураков, Г.А. Воронов, Ю.Н. Каменский. - Пермь: Пермское кн. изд-во, 1989. - 195 с.
9. Ингер, Р.Ф. Описание микробиота// Измерения и мониторинг биологического разнообразия: стандартные методы для земноводных / Пер. с англ / Р.Ф. Ингер. М.: КМК, 2003. - С. 64-70.
10. Константинов, В.М. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. В.М. Константинова - 2-е изд., перераб / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. - М.: Вентана-Граф, 2001. - С. 175-195.
11. Крамп, М.Л. Климат и факторы окружающей среды // Измерение и мониторинг биологического разнообразия: стандартные методы для земноводных / Пер. с англ / М.Л. Крамп. М.: КМК, 2003. - С. 45-49.
12. Кузьмин, С.Л. Земноводные бывшего СССР / С.Л.Кузьмин. - М.: КМК, 1999. - С. 98-231.
13. Лакин, Г.Ф. Биометрия: Учебное пособие для университетов и педагогических институтов / Г.Ф. Лакин. - М.: Высшая школа, 1973. -343 с.
14. Латюшин, В.В. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / В.В. Латюшин. - М.: Дрофа, 2003. - С. 98-112.
15. Литвинов, Н.А. Новые материалы по биологии земноводных и пресмыкающихся Пермского края // Региональный компонент в преподавании биологии, валеологии, химии: межвузовский сборник науч. и науч.-метод. работ. Вып. 5 / Н.А. Литвинов, С.В. Ганщук, А.С. Воробьева и др. - Пермь, ПГПУ, 2006. С. - 32-40.
16. Литвинов, Н.А. Температура тела, ее топография и динамика у амфибий // Актуальные проблемы герпетологии и токсинологии: сборник научных трудов. Вып. 7 / Н.А. Литвинов, С.В. Ганщук, Т.В. Казанцева. - Тольятти, 2004. - С. 97-99.
17. Литвинов, Н.А. Экология амфибий и рептилий Пермской области // Региональный компонент в преподавании биологии, валеологии, химии: Сборник научно - методических работ. Вып. 2 / Н.А. Литвинов, С.В. Ганщук.
- Пермь, ПГПУ, 1999. - С. 18-41.
18. Овеснов, С.А. Конспект флоры Пермской области / С.А. Овеснов.
- Пермь, 1997. - 252 с.
19. Павлов, А.В Животный мир Республики Татарстан. Амфибии и рептилии. Методы их изучения / А.В. Павлов, . Р.И. Замалетдинов. - Казань, 2002. - С. 21 - 23.
20. Тиунова, В.Ф.Пермская область: Природа. История. Экономика. Культура / Под ред. В.Ф. Тиунова. - Пермь: Пермское книжное изд-во, 1959.- 408 с.
21. Пестов, М.В. Земноводные и пресмыкающиеся Нижегородской области: Методическое пособие. 2-е издание / М.В. Пестов, С.В. Бака, Н.Ю. Киселева и др. - Н. Новгород: Международный Социально - экологический союз, Экоцентр «Дронт», 1999. - С. 3 - 22.
22. Трайтак, Д.И. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Д.И. Трайтак, С.В. Суматохин. - М.: Мнемозина, 2004. - с. 145-160.
23. Файзуллин, А.И. Травяная лягушка (Ranatemporaria) -вид, включенный с Красную книгу Самарской области // Актуальные проблемы герпетологии и токсинологии: Сборник научных трудов. Вып. 5 / А.И. Файзуллин, В.П. Вехник. - Тольятти, 2001. - С. 101-104.
24. Хазиева, С.Н. Земноводные, или Амфибии // Животный мир Прикамья / С.Н. Хазиева, А.М. Болотников, С.П. Чащин, А.И. Шураков, С.А. Шураков. - Пермь: Пермское кн. изд-во, 1989. - С.32-33.
25. Юшков, Р.А. Амфибии и рептилии Пермской области: предварительной кадастр / Р.А. Юшков, Г.А. Воронов. - Пермь: Изд-во Пермского университета, 1994. - С. 53 - 59.
26. Юшков, Р.А. Класс Земноводные, или Амфибии // Животные Прикамья. Кн. 2. Позвоночные / Р.А. Юшков, Н.А. Литвинов. - Пермь: Книжный мир, 2001. - С. 41 - 43.
27. Шилов, И.А. Регуляция теплообмена у птиц. И.А. Шилов. - М.: Изд-во Московского университета, 1968. - С. 3-16.
28. Шилов, И.А. Экология / И.А. Шилов. - М.: Высшая школа, 2000.
- С. 65-102.
29. Шмидт-Ниельсен, К. Физиология животных. Приспособление и среда. Кн. 1 / К. Шмидт - Ниельсен. - М.: Мир, 1982.- 414 с.
30. Хабибуллин В.Ф. Земноводные и пресмыкающиеся Республики Башкортостан: Учебное пособие. Уфа: РИО БашГУ, 2003. - 80 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ