Готовые работы
»
Дипломные работы, ВКР
»
биология
»
БИОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ ЛЯГУШЕК РОДА «RANA» В ОКРЕСТНОСТЯХ ГОРОДА ПЕРМИ
БИОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ ЛЯГУШЕК РОДА «RANA» В ОКРЕСТНОСТЯХ ГОРОДА ПЕРМИ
|
Введение 3
Глава 1. Обзор литературы 5
1.1. Краткая характеристика Класса Земноводные (Amphibia) 5
1.2. Биотопы амфибий 11
1.3. Остромордая лягушка 13
1.4. Травяная лягушка 20
Глава 2. Материалы и методы исследования 25
2.1. Материал 25
2.2. Методы 25
Глава 3. Результаты исследований 27
3.1. Остромордая лягушка 27
3.2. Травяная лягушка 30
3.3. Температура тела и микроклиматические условия обитания
бурых лягушек 33
Глава 4. Методические рекомендации к изучению бурых лягушек в школе 35
Вывод 41
Библиографический список 43
Глава 1. Обзор литературы 5
1.1. Краткая характеристика Класса Земноводные (Amphibia) 5
1.2. Биотопы амфибий 11
1.3. Остромордая лягушка 13
1.4. Травяная лягушка 20
Глава 2. Материалы и методы исследования 25
2.1. Материал 25
2.2. Методы 25
Глава 3. Результаты исследований 27
3.1. Остромордая лягушка 27
3.2. Травяная лягушка 30
3.3. Температура тела и микроклиматические условия обитания
бурых лягушек 33
Глава 4. Методические рекомендации к изучению бурых лягушек в школе 35
Вывод 41
Библиографический список 43
Герпетология - раздел зоологии, изучающий земноводных (амфибий) и пресмыкающихся (рептилий). Развитие герпетологии в России, к сожалению, отстает от мирового уровня; в вузах (возможно, в связи с малым числом специалистов) герпетология не является таким «популярным» и хорошо разработанным курсом как, например, энтомология или орнитология, очень мало учебной литературы по предмету; методология преподавания герпетологии в вузах России разработана слабо. В настоящее время остро ощущается дефицит учебной литературы и зачастую единственным источником информации является лекционный курс (Хабибуллин, 2003).
В Пермском крае данная проблема стоит так же остро, хотя ее пытаются решить (особенно следует отметить работу сотрудников нашего университета - Н.А. Литвинов, С.В. Ганщук). Вероятно, это связано с недостаточным финансированием экспедиций и различных лабораторных исследований, касающихся вопросов герпетологии.
Исследования, проведенные нами, касаются бурых лягушек - представителей класса Земноводных, изучением которых занимается раздел герпетологии - батрахология, поэтому мы считаем нужным подробнее остановиться на их роли в природе.
Амфибии - это древнейшая группа наземных позвоночных животных, весьма широко распространенные, но недостаточно изученные, хотя их роль в экосистемах и жизни человека достаточно велика и разнообразна. Они поедают большое количество различных беспозвоночных, в том числе и так называемых «вредителей», сами служат пищей для многих птиц и зверей, являются незаменимым объектом для медицинских, фармакологических и прочих биологических исследований. За большие заслуги перед Наукой лягушкам даже установлены памятники в Токио и в Париже. В последнее время многие виды амфибий используются в качестве тест - объектов индикации состояния экосистем при проведении экологического мониторинга. Сейчас все большее признание получает террариумистика - содержание амфибий и рептилий в домашних условиях (Пестов и др., 1999).
Наши исследования, результаты которых вошли в данный дипломный проект, направлены на изучение бурых лягушек, часто встречающихся в Предуралье и Пермском крае в частности - это травяная и остромордая лягушки. В связи с их широким распространением и довольно большой численностью, данные виды являются неотъемлемой составляющей местных биоценозов и оказывают на них непосредственное влияние.
Целью нашей работы было изучение некоторых аспектов биологии и экологии бурых лягушек.
Задачи:
1. Изучить основные морфометрические характеристики бурых лягушек.
2. Оценить скорость роста в частично измененной деятельностью человека среде.
3. Сравнить характер суточной активности у остромордой и травяной лягушек в весенний период.
4. Определить температурные характеристики у отловленных амфибий, а также постараться определить температурные условия их обитания.
5. Разработать методические рекомендации по использованию этих данных при изучении темы земноводные в курсе средней школы.
Актуальность проводимых исследований.
Такие исследования позволяют узнать как происходит развитие бурых лягушек в ареалах их обитания. Какие факторы влияют на рост популяции в условиях живой природы. И в целом узнать о биологии экологии бурых лягушек. Полученные данные помогут разработать методические рекомендации к изучению земноводных на уроках в средней школе и проведению открытых уроков по этой теме.
В Пермском крае данная проблема стоит так же остро, хотя ее пытаются решить (особенно следует отметить работу сотрудников нашего университета - Н.А. Литвинов, С.В. Ганщук). Вероятно, это связано с недостаточным финансированием экспедиций и различных лабораторных исследований, касающихся вопросов герпетологии.
Исследования, проведенные нами, касаются бурых лягушек - представителей класса Земноводных, изучением которых занимается раздел герпетологии - батрахология, поэтому мы считаем нужным подробнее остановиться на их роли в природе.
Амфибии - это древнейшая группа наземных позвоночных животных, весьма широко распространенные, но недостаточно изученные, хотя их роль в экосистемах и жизни человека достаточно велика и разнообразна. Они поедают большое количество различных беспозвоночных, в том числе и так называемых «вредителей», сами служат пищей для многих птиц и зверей, являются незаменимым объектом для медицинских, фармакологических и прочих биологических исследований. За большие заслуги перед Наукой лягушкам даже установлены памятники в Токио и в Париже. В последнее время многие виды амфибий используются в качестве тест - объектов индикации состояния экосистем при проведении экологического мониторинга. Сейчас все большее признание получает террариумистика - содержание амфибий и рептилий в домашних условиях (Пестов и др., 1999).
Наши исследования, результаты которых вошли в данный дипломный проект, направлены на изучение бурых лягушек, часто встречающихся в Предуралье и Пермском крае в частности - это травяная и остромордая лягушки. В связи с их широким распространением и довольно большой численностью, данные виды являются неотъемлемой составляющей местных биоценозов и оказывают на них непосредственное влияние.
Целью нашей работы было изучение некоторых аспектов биологии и экологии бурых лягушек.
Задачи:
1. Изучить основные морфометрические характеристики бурых лягушек.
2. Оценить скорость роста в частично измененной деятельностью человека среде.
3. Сравнить характер суточной активности у остромордой и травяной лягушек в весенний период.
4. Определить температурные характеристики у отловленных амфибий, а также постараться определить температурные условия их обитания.
5. Разработать методические рекомендации по использованию этих данных при изучении темы земноводные в курсе средней школы.
Актуальность проводимых исследований.
Такие исследования позволяют узнать как происходит развитие бурых лягушек в ареалах их обитания. Какие факторы влияют на рост популяции в условиях живой природы. И в целом узнать о биологии экологии бурых лягушек. Полученные данные помогут разработать методические рекомендации к изучению земноводных на уроках в средней школе и проведению открытых уроков по этой теме.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!

В результате проведенного исследования были выявлены разные возрастные группы бурых лягушек, получены необходимые морфометрические данные из определенного биотопа, изучена суточная активность данного вида. После того как вся информация была собрана, проанализирована и систематизирована, были составлены следующие выводы:
1) Все изученные особи выбранного биотопа принадлежат к шести возрастным группам от 0+до 5+ включительно.
2) У бурых лягушек с возрастом происходит видимое изменение линейных параметров. Наибольший прирост длины и массы тела наиболее интенсивно происходит на первом - втором и третьем-четвертом годах жизни у травяных лягушек, а у остромордых лягушек наибольший прирост длины и массы тела наиболее интенсивно происходит на первом - втором и четвертом - пятом году жизни. Однако в течение третьего года прирост оказывается не таким заметным из-за начала участия животных в процессе размножения и значительных затрат энергии как у остромордых, так и травяных особей.
3) При изучении суточной активности остромордых лягушек, выяснили, что особи наиболее активны в определенные периоды времени с 6:00 до 11:00 и с 20:00 до 23:00. Это объясняется тем, что остромордая лягушка выходит на охоту вечером и рано утром, и в эти часы активно кормится. А вот суточная активность травяных лягушек была хаотичная, так как во время брачного сезона они не питаются и прямой зависимости от времени суток не прослеживалось как у представителей остромордых лягушек.
4) В целом температура тела бурых лягушек приближена к температуре грунта и воздуха. Обычно температура тела несколько варьирует в пределах 5,7...7,7° С. Естественно, температура тела в разных точках его поверхности разная.
5) Полученные нами данные могут быть использованы при обучении биологии в средней школе.
1) Все изученные особи выбранного биотопа принадлежат к шести возрастным группам от 0+до 5+ включительно.
2) У бурых лягушек с возрастом происходит видимое изменение линейных параметров. Наибольший прирост длины и массы тела наиболее интенсивно происходит на первом - втором и третьем-четвертом годах жизни у травяных лягушек, а у остромордых лягушек наибольший прирост длины и массы тела наиболее интенсивно происходит на первом - втором и четвертом - пятом году жизни. Однако в течение третьего года прирост оказывается не таким заметным из-за начала участия животных в процессе размножения и значительных затрат энергии как у остромордых, так и травяных особей.
3) При изучении суточной активности остромордых лягушек, выяснили, что особи наиболее активны в определенные периоды времени с 6:00 до 11:00 и с 20:00 до 23:00. Это объясняется тем, что остромордая лягушка выходит на охоту вечером и рано утром, и в эти часы активно кормится. А вот суточная активность травяных лягушек была хаотичная, так как во время брачного сезона они не питаются и прямой зависимости от времени суток не прослеживалось как у представителей остромордых лягушек.
4) В целом температура тела бурых лягушек приближена к температуре грунта и воздуха. Обычно температура тела несколько варьирует в пределах 5,7...7,7° С. Естественно, температура тела в разных точках его поверхности разная.
5) Полученные нами данные могут быть использованы при обучении биологии в средней школе.
1. Ананьева, Н.Б. Земноводные и пресмыкающиеся / Н.Б. Ананьева, Л.Я. Боркин, И.С. Даревский, Н.А. Орлов. - М.: ABF, 1998. - С. 48-138.
2. Бакиев, А.Г. Низшие наземные позвоночные (земноводные,
пресмыкающиеся) Самарской и Ульяновской областей: Учебно¬
методическое пособие для студентов. - 2-е издание / А.Г. Бакиев, В.А. Кривошеев, А.И. Файззулин и др. - Ульяновск: УлГУ, 2004. - С. 48 - 58.
3. Банников, А.Г. Земноводные и пресмыкающиеся СССР / А.Г. Банников, А.С. Даревский, А.К. Рустамов.- М.: Мысль, 1971. - С. 65-72.
4. Банников, А.Г. Определитель земноводных и пресмыкающихся фауны СССР / А.Г. Банников, И.С. Даревский, В.Г. Ищенко, А.К. Рустамов, Н.Н. Щербак.- М.: Просвещение, 1977. - С. 57-65.
5. Гаранин, В.И. Земноводные и пресмыкающиеся Волжско - Камского края / В.И. Гаранин. - М.: Наука, 1983. - С. 52-54.
6. Губернаторова, И.В. Земноводные и пресмыкающиеся Самарской Луки: Справочное пособие / И.В. Губернаторова, А.Е. Губернаторов. - Жигулевск: ОРФ «Самарская Лука», 2002. - С. 33 - 36.
7. Дунаев, Е.А. Разнообразие земноводных (по материалам экспедиции зоологического музея МГУ) / Е.А. Дунаев. - М.: Изд - во Московского университета, 1999. - С. 256 - 263.
8. Шураков, А.И. Животный мир Прикамья / Сост. А.И. Шураков, Г.А. Воронов, Ю.Н. Каменский. - Пермь: Пермское кн. изд-во, 1989. - 195 с.
9. Ингер, Р.Ф. Описание микробиота// Измерения и мониторинг биологического разнообразия: стандартные методы для земноводных / Пер. с англ / Р.Ф. Ингер. М.: КМК, 2003. - С. 64-70.
10. Константинов, В.М. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. В.М. Константинова - 2-е изд., перераб / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. - М.: Вентана-Граф, 2001. - С. 175-195.
11. Крамп, М.Л. Климат и факторы окружающей среды // Измерение и мониторинг биологического разнообразия: стандартные методы для земноводных / Пер. с англ / М.Л. Крамп. М.: КМК, 2003. - С. 45-49.
12. Кузьмин, С.Л. Земноводные бывшего СССР / С.Л.Кузьмин. - М.: КМК, 1999. - С. 98-231.
13. Лакин, Г.Ф. Биометрия: Учебное пособие для университетов и педагогических институтов / Г.Ф. Лакин. - М.: Высшая школа, 1973. -343 с.
14. Латюшин, В.В. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / В.В. Латюшин. - М.: Дрофа, 2003. - С. 98-112.
15. Литвинов, Н.А. Новые материалы по биологии земноводных и пресмыкающихся Пермского края // Региональный компонент в преподавании биологии, валеологии, химии: межвузовский сборник науч. и науч.-метод. работ. Вып. 5 / Н.А. Литвинов, С.В. Ганщук, А.С. Воробьева и др. - Пермь, ПГПУ, 2006. С. - 32-40.
16. Литвинов, Н.А. Температура тела, ее топография и динамика у амфибий // Актуальные проблемы герпетологии и токсинологии: сборник научных трудов. Вып. 7 / Н.А. Литвинов, С.В. Ганщук, Т.В. Казанцева. - Тольятти, 2004. - С. 97-99.
17. Литвинов, Н.А. Экология амфибий и рептилий Пермской области // Региональный компонент в преподавании биологии, валеологии, химии: Сборник научно - методических работ. Вып. 2 / Н.А. Литвинов, С.В. Ганщук.
- Пермь, ПГПУ, 1999. - С. 18-41.
18. Овеснов, С.А. Конспект флоры Пермской области / С.А. Овеснов.
- Пермь, 1997. - 252 с.
19. Павлов, А.В Животный мир Республики Татарстан. Амфибии и рептилии. Методы их изучения / А.В. Павлов, . Р.И. Замалетдинов. - Казань, 2002. - С. 21 - 23.
20. Тиунова, В.Ф.Пермская область: Природа. История. Экономика. Культура / Под ред. В.Ф. Тиунова. - Пермь: Пермское книжное изд-во, 1959.- 408 с.
21. Пестов, М.В. Земноводные и пресмыкающиеся Нижегородской области: Методическое пособие. 2-е издание / М.В. Пестов, С.В. Бака, Н.Ю. Киселева и др. - Н. Новгород: Международный Социально - экологический союз, Экоцентр «Дронт», 1999. - С. 3 - 22.
22. Трайтак, Д.И. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Д.И. Трайтак, С.В. Суматохин. - М.: Мнемозина, 2004. - с. 145-160.
23. Файзуллин, А.И. Травяная лягушка (Ranatemporaria) -вид, включенный с Красную книгу Самарской области // Актуальные проблемы герпетологии и токсинологии: Сборник научных трудов. Вып. 5 / А.И. Файзуллин, В.П. Вехник. - Тольятти, 2001. - С. 101-104.
24. Хазиева, С.Н. Земноводные, или Амфибии // Животный мир Прикамья / С.Н. Хазиева, А.М. Болотников, С.П. Чащин, А.И. Шураков, С.А. Шураков. - Пермь: Пермское кн. изд-во, 1989. - С.32-33.
25. Юшков, Р.А. Амфибии и рептилии Пермской области: предварительной кадастр / Р.А. Юшков, Г.А. Воронов. - Пермь: Изд-во Пермского университета, 1994. - С. 53 - 59.
26. Юшков, Р.А. Класс Земноводные, или Амфибии // Животные Прикамья. Кн. 2. Позвоночные / Р.А. Юшков, Н.А. Литвинов. - Пермь: Книжный мир, 2001. - С. 41 - 43.
27. Шилов, И.А. Регуляция теплообмена у птиц. И.А. Шилов. - М.: Изд-во Московского университета, 1968. - С. 3-16.
28. Шилов, И.А. Экология / И.А. Шилов. - М.: Высшая школа, 2000.
- С. 65-102.
29. Шмидт-Ниельсен, К. Физиология животных. Приспособление и среда. Кн. 1 / К. Шмидт - Ниельсен. - М.: Мир, 1982.- 414 с.
30. Хабибуллин В.Ф. Земноводные и пресмыкающиеся Республики Башкортостан: Учебное пособие. Уфа: РИО БашГУ, 2003. - 80 с.
2. Бакиев, А.Г. Низшие наземные позвоночные (земноводные,
пресмыкающиеся) Самарской и Ульяновской областей: Учебно¬
методическое пособие для студентов. - 2-е издание / А.Г. Бакиев, В.А. Кривошеев, А.И. Файззулин и др. - Ульяновск: УлГУ, 2004. - С. 48 - 58.
3. Банников, А.Г. Земноводные и пресмыкающиеся СССР / А.Г. Банников, А.С. Даревский, А.К. Рустамов.- М.: Мысль, 1971. - С. 65-72.
4. Банников, А.Г. Определитель земноводных и пресмыкающихся фауны СССР / А.Г. Банников, И.С. Даревский, В.Г. Ищенко, А.К. Рустамов, Н.Н. Щербак.- М.: Просвещение, 1977. - С. 57-65.
5. Гаранин, В.И. Земноводные и пресмыкающиеся Волжско - Камского края / В.И. Гаранин. - М.: Наука, 1983. - С. 52-54.
6. Губернаторова, И.В. Земноводные и пресмыкающиеся Самарской Луки: Справочное пособие / И.В. Губернаторова, А.Е. Губернаторов. - Жигулевск: ОРФ «Самарская Лука», 2002. - С. 33 - 36.
7. Дунаев, Е.А. Разнообразие земноводных (по материалам экспедиции зоологического музея МГУ) / Е.А. Дунаев. - М.: Изд - во Московского университета, 1999. - С. 256 - 263.
8. Шураков, А.И. Животный мир Прикамья / Сост. А.И. Шураков, Г.А. Воронов, Ю.Н. Каменский. - Пермь: Пермское кн. изд-во, 1989. - 195 с.
9. Ингер, Р.Ф. Описание микробиота// Измерения и мониторинг биологического разнообразия: стандартные методы для земноводных / Пер. с англ / Р.Ф. Ингер. М.: КМК, 2003. - С. 64-70.
10. Константинов, В.М. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. В.М. Константинова - 2-е изд., перераб / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. - М.: Вентана-Граф, 2001. - С. 175-195.
11. Крамп, М.Л. Климат и факторы окружающей среды // Измерение и мониторинг биологического разнообразия: стандартные методы для земноводных / Пер. с англ / М.Л. Крамп. М.: КМК, 2003. - С. 45-49.
12. Кузьмин, С.Л. Земноводные бывшего СССР / С.Л.Кузьмин. - М.: КМК, 1999. - С. 98-231.
13. Лакин, Г.Ф. Биометрия: Учебное пособие для университетов и педагогических институтов / Г.Ф. Лакин. - М.: Высшая школа, 1973. -343 с.
14. Латюшин, В.В. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / В.В. Латюшин. - М.: Дрофа, 2003. - С. 98-112.
15. Литвинов, Н.А. Новые материалы по биологии земноводных и пресмыкающихся Пермского края // Региональный компонент в преподавании биологии, валеологии, химии: межвузовский сборник науч. и науч.-метод. работ. Вып. 5 / Н.А. Литвинов, С.В. Ганщук, А.С. Воробьева и др. - Пермь, ПГПУ, 2006. С. - 32-40.
16. Литвинов, Н.А. Температура тела, ее топография и динамика у амфибий // Актуальные проблемы герпетологии и токсинологии: сборник научных трудов. Вып. 7 / Н.А. Литвинов, С.В. Ганщук, Т.В. Казанцева. - Тольятти, 2004. - С. 97-99.
17. Литвинов, Н.А. Экология амфибий и рептилий Пермской области // Региональный компонент в преподавании биологии, валеологии, химии: Сборник научно - методических работ. Вып. 2 / Н.А. Литвинов, С.В. Ганщук.
- Пермь, ПГПУ, 1999. - С. 18-41.
18. Овеснов, С.А. Конспект флоры Пермской области / С.А. Овеснов.
- Пермь, 1997. - 252 с.
19. Павлов, А.В Животный мир Республики Татарстан. Амфибии и рептилии. Методы их изучения / А.В. Павлов, . Р.И. Замалетдинов. - Казань, 2002. - С. 21 - 23.
20. Тиунова, В.Ф.Пермская область: Природа. История. Экономика. Культура / Под ред. В.Ф. Тиунова. - Пермь: Пермское книжное изд-во, 1959.- 408 с.
21. Пестов, М.В. Земноводные и пресмыкающиеся Нижегородской области: Методическое пособие. 2-е издание / М.В. Пестов, С.В. Бака, Н.Ю. Киселева и др. - Н. Новгород: Международный Социально - экологический союз, Экоцентр «Дронт», 1999. - С. 3 - 22.
22. Трайтак, Д.И. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Д.И. Трайтак, С.В. Суматохин. - М.: Мнемозина, 2004. - с. 145-160.
23. Файзуллин, А.И. Травяная лягушка (Ranatemporaria) -вид, включенный с Красную книгу Самарской области // Актуальные проблемы герпетологии и токсинологии: Сборник научных трудов. Вып. 5 / А.И. Файзуллин, В.П. Вехник. - Тольятти, 2001. - С. 101-104.
24. Хазиева, С.Н. Земноводные, или Амфибии // Животный мир Прикамья / С.Н. Хазиева, А.М. Болотников, С.П. Чащин, А.И. Шураков, С.А. Шураков. - Пермь: Пермское кн. изд-во, 1989. - С.32-33.
25. Юшков, Р.А. Амфибии и рептилии Пермской области: предварительной кадастр / Р.А. Юшков, Г.А. Воронов. - Пермь: Изд-во Пермского университета, 1994. - С. 53 - 59.
26. Юшков, Р.А. Класс Земноводные, или Амфибии // Животные Прикамья. Кн. 2. Позвоночные / Р.А. Юшков, Н.А. Литвинов. - Пермь: Книжный мир, 2001. - С. 41 - 43.
27. Шилов, И.А. Регуляция теплообмена у птиц. И.А. Шилов. - М.: Изд-во Московского университета, 1968. - С. 3-16.
28. Шилов, И.А. Экология / И.А. Шилов. - М.: Высшая школа, 2000.
- С. 65-102.
29. Шмидт-Ниельсен, К. Физиология животных. Приспособление и среда. Кн. 1 / К. Шмидт - Ниельсен. - М.: Мир, 1982.- 414 с.
30. Хабибуллин В.Ф. Земноводные и пресмыкающиеся Республики Башкортостан: Учебное пособие. Уфа: РИО БашГУ, 2003. - 80 с.
Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.
Заказать работу
Заявка на оценку стоимости
Это краткая форма заказа. После ее заполнения вы перейдете на полную форму заказа работы
Каталог работ (55521)
- Бакалаврская работа (9270)
- Диссертация (765)
- Магистерская диссертация (5515)
- Дипломные работы, ВКР (23637)
- Главы к дипломным работам (1542)
- Курсовые работы (5248)
- Контрольные работы (4680)
- Отчеты по практике (663)
- Рефераты (990)
- Задачи, тесты, ПТК (415)
- Ответы на вопросы (75)
- Статьи, Эссе, Сочинения (411)
- Бизнес-планы (32)
- Чертежи (6)
- Шаргалки (4)
- Презентации (44)
- РГР (77)
- Авторефераты (РГБ) (378)
- Диссертации (РГБ) (1596)
- Прочее (173)
Новости
06.01.2018
Помощь студентам и аспирантам в выполнении работ от наших партнеров

Помощь в выполнении учебных и научных работ на заказ ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ
дальше»» Все новости
Статьи
- Где лучше заказывать диссертации и дипломные?
- Выполнение научных статей
- Подготовка диссертаций
- Подводные камни при написании магистерской работы
- Помощь в выполнении дипломных работ
»» Все статьи
Заказать работу
Заявка на оценку стоимости
Это краткая форма заказа. После ее заполнения вы перейдете на полную форму заказа работы