Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме социализации младшего школьника посредством средств массовой информации 6
1.1. Проблема социализации младшего школьника в научной литературе 6
1.2. Классификация средств массовой информации 19
Выводы 28
Глава 2. Опыт применения средств массовой информации в учебно-воспитательном процессе в начальной школе 29
2.1. Опыт работы учителей начальной школы по применению СМИ
в учебно-воспитательном процессе 29
2.2. Опытно-практическая работа по применению СМИ в процессе
социализации младших школьников 38
2.2.1. Констатирующий этап 38
2.2.2. Формирующий этап 41
2.2.3 Контрольный этап 44
Выводы 47
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложения
Средства массовой информации являются одной из наиболее активных и систематических форм распространения информации через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания идеологического, политического, экономического или организованного воздействия на оценки, мнения, поведение людей.
Проблемой внедрения средств массовой информации в воспитательный процесс школы занимались многие педагоги: Егоров В.В. и Ефимов Э. М. занимались проблемой внедрения учебного телевидения в воспитательный процесс школы, Асенин С. В. раскрывал эстетические аспекты современной мультипликации и влияние мультфильмов на воспитание ребенка. Джуринский А. Н. выступал за необходимость применения средств массовой информации в воспитательном процессе начальной школы.
В своем общественном значении средства массовой информации превратились в мощное средство формирования и становления личности, в средство воспитания. Без средств массовой информации невозможно представить современную культуру и общественную жизнь. В связи с этим возникла проблема создания прикладных средств для использования этих знаний в практическом, целенаправленном воспитании ребенка.
Объект - учебно-воспитательный процесс в начальном общем образовании.
Предмет - применение средств массовой информации с целью социализации в учебно-воспитательном процессе в начальной школы.
Цель работы - выявить роль средств массовой информации в социализации младших школьников.
Гипотеза - для успешной социализации младших школьников необходимо применять различные средства массовой информации при следующих условиях:
• дозированного и качественного отбора информации;
• систематического применения в процессе социализации;
• планового взаимодействия семьи и школы.
Из этого следуют задачи:
1. Изучить и проанализировать историю и современное состояние проблемы применения средств массовой информации в воспитании школьников.
2. Выявить роль средств массовой информации в процессе воспитания в начальной школе.
3. Выявить особенности использования средств массовой информации в воспитательном процессе начальной школы.
4. Провести опытно - практическую работу с использованием средств массовой информации при соблюдении всех условий.
Теоретико-методологической основой работы являются исследования доктора педагогических наук Мардахаева Л.В., изучавшего проблему социальной педагогики и входящий в нее раздел «Средства массовой информации».
Методы педагогического исследования:
• изучение и анализ научной и методической литературы;
• анализ опыта работы учителей;
• анкетирование;
• наблюдение;
• беседа.
Практической значимостью исследования является необходимость интеграции СМИ с учетом всех особенностей в процесс обучения и воспитания ребенка, в связи с все более нарастающей ролью масс-медиа в современном обществе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении обоснована актуальность исследования, представлены данные анализа научно-теоретических взглядов ученых и педагогов по теме исследования, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи, гипотеза, методы исследования, показана практическая значимость.
В первой главе освещаются научно-теоретические основы воспитательного значения средств массовой информации в психолого-педагогической литературе. Дана классификация СМИ.
Во второй главе анализируется работа учителя по использованию средств массовой информации в процессе воспитания школьников, проведена опытно-исследовательская работа.
В заключении констатируются результаты, демонстрирующие решение поставленных задач и достижение цели.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.
Средства массовой информации оказывают заметное влияние на самые различные аспекты социализации и просвещения школьников. Все они прямо и косвенно воздействуют на формирование их взгляда на мир, любознательности, на эстетический вкус. Закономерно, что благодаря средствам массовой информации современные школьники более широко осведомлены о последних достижениях в различных областях социально - политической, научной, производственной и культурной жизни общества.
Цель настоящей работы заключается в выявлении роли средств массовой информации в воспитании младших школьников.
В результате проведённого исследования мы подтвердили нашу гипотезу о том, что для успешной социализации младших школьников необходимо применять различные средства массовой информации при следующих условиях:
• дозированного и качественного отбора информации;
• систематического применения в процессе социализации;
• планового взаимодействия семьи и школы.
Мы изучили и проанализировали историю и современное состояние проблемы применения средств массовой информации в воспитании школьников. Выявили роль средств массовой информации в процессе воспитания в начальной школе и особенности использования средств массовой информации в воспитательном процессе начальной школы.
Также была проведена опытно - практическая работа с использованием средств массовой информации при соблюдении всех вышеперечисленных условий. В результате испытуемые продемонстрировали значительный рост по выбранным нами критериям успешной социализации:
Когнитивные:
• любознательность;
• внимательность;
• способность к синтезу и анализу;
Креативные:
• эмоциональный подъем в творческих ситуациях;
• способность к творчеству;
• инициативность.
Морально-нравственные:
• коллективизм
• отзывчивость;
• доброжелательность.
Коммуникативные:
• способность к взаимодействию с другими людьми (взрослыми и детьми) и с окружающим миром.
Таким образом, КТД, игра, викторина, классный час, беседы с использованием СМИ стали эффективными формами в процессе социализации младших школьников.
На основании проведенного нами исследования можно сделать следующий вывод: внедрение средств массовой информации в современный учебно - воспитательный процесс является необходимостью, обусловленной стремительно меняющимися условиями вокруг нас.
1. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками / О.С. Богданова, О.Д. Калинина. - М., 1985. - 56 с.
2. Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности / Л.Г. Борисова, Г.С. Солодова. - Новосибирск, 2003. - 130-142 с.
3. Быков В.А. Системы учебного телевидения / В.А. Быков. - М.: Знание,
- 1983. - 32 с.
4. Вачнадзе Т.Н. Всемирное телевидение / Т.Н. Вачнадзе // Новые средства массовой информации. - М.: Искусство, 1988. - С. 39-45
5. Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. - 2001. - №1. - С. 23-25.
6. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге / С.Ю. Курганов.
- М., 1998. - С. 21-42.
7. Гаврилычева Г.Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа. - 2008. - № 7. - С. 13-18.
8. Гинзбург Э. Когда компьютер приносит беду // Обучение в России. - 2006. - № 11. - С. 32-40.
9. Данные ВОЗ по требованию к организации телепросмотра для
детей. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.who.int/ru/ (дата
обращения: 26.04.2014)
10. ДорфГ.Я. Школьное радио / Г.Я. Дорф-М.: Просвещение, 1988.-103 с.
11. Дрига И.И., Рах Т.И. Технические средства обучения и воспитания в общеобразовательной школе / И.И. Дрига, Т.И. Рах - М.: Искусство, 1991. - 96 с.
12. Егоров В.В. Телевидение и школа: проблемы учебного телевидения / В.В. Егоров - М.: Искусство, 1982. - 130 с.
13. Российская Федерация. Законы. О средствах массовой информации от 27.12.1991 // Ведомости Верховного Совета РФ. - 1991. - № 7.
14. Карипова В.П. Использование средств массовой информации в процессе воспитания школьников // Начальная школа плюс. - 2010. - №9. - С. 11-19.
15. Карцов Н.П. Телевидение в нашей жизни / Н.П. Карцов - М.: Просвещение, 1984.
16. Князев А. Основы тележурналистики и телерепортажа: учебное пособие / А. Князев. - Бишкек: КРСУ, 2001.
17. Кравченко Л.П. Тайны голубого экрана. / Л.П. Кравченко. - М.: Просвещение, 1974.
18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 175 с.
19. Лукашенко И.А. Влияние средств массовой информации на нравственное развитие младших школьников // Приволжский научный вестник. - 2015. - №7(47). - С. 135-139.
20. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. - М.: Гардарика, 2005 г. - С. 213-229.
21. Маслова Н.А. Из практики развития «Я-концепции» у младших школьников // Начальная школа. - 2008. - № 3. - С. 27-30.
22. Менделеев Е.М. Средства массовой информации в обществе / Е.М. Менделеев - М.: Знание, 1988. - 272 с.
23. Мерзлякова О. П., Наговицына Т. В. Применение СМИ в процессе обучения школьников // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 7. - С. 78-81
24. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
25. Наклейщикова М.А. Социализация младших школьников как научно-педагогическая проблема // Педагогические науки. - 2012. - № 5. - 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.online-science.ru /m/products/pedagogical_sciense/gid267/pg0/ (дата обращения 13.02.2017)
26. Огородников И.Т. Педагогика школы / И.Т. Огородников - М.: Просвещение, 1988. - 520 с.
27. Пархомчук Г. Дети и телевизор: пути решения проблемы / Г. Пархомчук. - Москва, 2009 - 63 с.
28. Прохорова С.Н., Жолобова Ю.С. Социализация младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО // Учительский портал. - 2013. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-2689(дата обращения 19.02.2017)
29. Пудовкин В.В. Кинорежиссёр и киноматериал. Собрание сочинений в 3 т. Т. 1. / В.В. Пудовкин. - М.: Просвещение, 1987.
30. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. - М.: Центр, 2006.
31. Рубчевский К.В. СМИ и проблема развития личности // Философия и общество. - 2006. - № 1. - С. 117-131.
32. Сиденко А. Информационная безопасность детей в Интернете - стратегическая задача для родителей / А. Сиденко // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. / Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - № 1. - С. 306-308.
33. Соколова М.А., Кузьмина Е.Н. Сравнительная педагогика / М.А. Соколова, Е.Н. Кузьмина. - М.: Просвещение, 1978. - 260 с.
34. Средства массовой информации // Большая энциклопедия в 62 т. Т. 47.
- Москва: Терра, 2006. - 453 с.
35. Тельников Н.И. Технические средства пропаганды и обучения / Н.И. Тельников. - М.: Просвещение, 1988. - 203 с.
36. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский. - М.: Фаир-Пресс, 2004. - 265 с.
37. Федорова Д.Н. Социология массовой коммуникации. Учебник для вузов / Д.Н. Федорова. - СПб, 2012. - 540 с.
38. Чичановский А.А. Инстанция истины. Средства массовой информации и жизнь / А.А. Чичановский. - М.: Знание, 1988. - 186 с.
39. Шаблинский И., Тиллинг Е. Интеллектуальная собственность и реклама. Актуальные вопросы, административная и судебная практика / М.: Альпина Паблишер, 2010. - С. 139-140
40. Энциклопедический словарь юного зрителя. - М.: Педагогика, 1989. - 315 с.
41. Юровский А.К. Телевидение поиски и решения / А.К. Юровский. - М.: Искусство, 1983. - 174 с.