СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1
1.Теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятия торговли 3
1.1 Понятие товарного ассортимента организации, характеристика его видов 3
1.2 Принципы и факторы формирования товарного ассортимента оптово-розничного предприятия 9
2. Методическое обоснование формирования товарного ассортимента предприятия оптово-розничной торговли 23
2.1. Последовательность процедуры формирования товарного ассортимента предприятия и её аналитическое сопровождение 23
2.2 Методическая база оценки товарного ассортимента оптово-розничного предприятия 27
3. Практические аспекты формирования товарного ассортимента оптово-розничного предприятия 35
3.1. Анализ товарного ассортимента оптово-розничного предприятия по торговле товарами для детей 35
3.2. Выявление возможностей эффективного формирования ассортимента оптово-розничного предприятия 45
3.3 Планирование товарного ассортимента предприятия оптово-розничной торговли на плановый период 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
Приложения 62
ВВЕДЕНИЕ
Насущность выпускной квалификационной работы сосредотачивается в том, что в современных условиях в России эскалация торговых предприятий множится. Каждая компания стремится более продуктивно, в сравнении с оп-понентами, отвечать требованиям определенных групп потребителей. Для это-го менеджерам и маркетологам требуется принимать многосложные решения, касающиеся разработки стратегий, выбора и формирования ассортимента, во-просов ценообразования, продвижения и представления товаров в магазине, выдвижения на рынок новых изделий, прельщения покупателей неординарны-ми методами. Такое сочетание действий, предпринимаемых для удовлетворения потребностей клиентов, повышения покупательского спроса и влияния на их решения о покупке, и составляет предмет управления торговым ассортиментом.
При создании ассортимента предприниматели стремятся в первую очередь получить прибыль. Если посмотреть с одной стороны: наращивание ас-сортимента обеспечивает магазину повышение оборота товаров и выручки, но с другой стороны – неотвратимо увеличивает запасы товаров и понижает оборачиваемость средств, что приумножает издержки обращения и снижает доход.
Целью данной выпускной квалификационной работы является систематизация теоретических и практических аспектов, для разработки рекомендаций по формированию товарного ассортимента оптово-розничного предприятия.
В данной работе, достижению поставленной цели содействовали установ-ление и решение следующих задач:
- Изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента, его понятия, характеристики видов, принципов и факторов на оптово-розничном предприятии;
- Определение последовательности процедуры формирования товарного ассортимента, ее аналитического сопровождения на основе методической базы оценки товарного ассортимента оптово-розничного предприятия;
- Анализ коммерческой деятельности оптово-розничного предприятия;
- Выявление возможностей эффективного формирования ассортимента и его планирование на плановый период на предприятии по оптово-розничной торговле товарами для детей.
Объектом исследования данной работы выступает ООО «***» предприятие по оптово-розничной торговле товарами для детей.
В ходе написания выпускной квалификационной работы использовалась учебно-методическая литература по вопросам оптово-розничной торговли, формированию товарного ассортимента, маркетинговой политике, а так же данные полученные в ходе анализа товарных запасов, спроса потребителей и отчеты предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок детских товаров является одним из самых динамично развиваю-щихся. Детские товары – это те товары, спрос на которые растет прямо про-порционально увеличению благосостояния населения страны и росту рождаемости. На данный момент политика государства направлена на увеличение рождаемости в стране, и вопросам детства уделяется большое внимание, дан-ный сегмент рынка достаточно устойчив. Большая доля ассортимента детских товаров приходится на производителей Китая, Польши, России. На предприятии ООО «***» имеются игрушки производителей стран Западной Европы, от-личающиеся отличным качеством; настольные игры и конструкторы российских производителей, вызывающие большое доверие у потребителей; товары для девочек и мальчиков, произведенные в Китае и других странах, отличаю-щиеся приемлемыми ценами и разнообразием.
В условиях рыночных отношений планирование и формирование ассортимента является одним из важнейших условий организации эффективной ра-боты предприятия торговли. Процесс формирования ассортимента базируется на учете действий многих факторов: покупательский спрос, факторы социального и экономического характера, производство товаров, цена товаров, учитывается характер предъявляемого спроса, а также тип магазинов и зона их дея-тельности. Формирование ассортимента товаров в магазинах с учетом всех ос-новных факторов позволяет обеспечить удовлетворение покупательского спроса, повышение экономической эффективности предприятия и уровня торгового обслуживания населения. Ассортиментная политика является важной частью планирования предприятия, которая предполагает принятие решений не толь-ко о включении новых товаров, но и о снятии товаров с продажи. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управления; поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне. В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемых потребителям, должен обладать достаточной широтой и глубиной.
Проведя анализ оборота товаров, изучив формирование ассортиментного портфеля, проанализировав ассортиментную политику предприятия оптово-розничной торговли, можно выделить следующие недостатки:
- глубина ассортимента не соответствует оптимальному показателю для данного магазина, следовательно, спрос покупателей удовлетворяется не пол-ностью;
- отсутствие систематического анализа оборота розничной и оптовой тор-говли предприятия, что в дальнейшем может понизить привлекательность организации;
- необходимость расширения работы с оптовыми покупателями.
В качестве улучшения деятельности ООО «***» подойдут следующие направления:
- разработка прайс-листов для оптимизации работы с оптовыми покупа-телями;
- определение оптимального ассортиментного портфеля предприятия, за счет переформирования неликвидных товаров оптового и розничного ассортимента;
- включение в ассортимент новых товаров, для расширения оптового оборота предприятия.
Такие мероприятия позволят предприятию ООО «***» повысить уро-вень прибыли, открыть для себя новые возможности реализации продукции, с акцентом на новых оптовых потребителей, сохранить имеющийся уровень розничного оборота, выйти на более высокие позиции конкурентоспособности на рынке детских товаров города Тюмени.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Багиев, Г.Л. Маркетинг: учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасе-вич. – СПб.: Питер. – 2015 – 557 с.
2. Басовский, Л.Е. Менеджмент: учеб. пособие. / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2014 - 216 с.
3. Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики / В. И. Беляев. – М.: КноРус. – 2017 – 672 с.
4. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. – М.: ЭКМОС, 2014. – 416 с.
5. Болотная, О.В. Теория и практика маркетинга / О.В. Болотная. – Харь-ков. – 2016 – 179 с.
6. Брагин Л.А. Торговое дело: экономика и организация/ Л.А Брагин, Т.П., Данько, Г.Г. Иванов – М: ИНФРА-М, 2013. – 256 с.
7. Войтоловский Н. В Экономический анализ, учебник для бакалавров / под ред. Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт - 2017 — 548 с.
8. Гаджинский А.М. учебник Логистика/ А.М. Гаджинский - М.: Дашков и К – 2013 – 484 с.
9. Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. – М.: Бизнес, 2015. – 428 с.
10. Данебург В. Основы оптовой торговли. Практический курс./ Дане-бург В., Монкриф Р., Тейлор В – СПб.: Нева-Ладога-Онега, 1993. – 310 с.
11. Демчук О.Н. Теория организации: учеб. пособие / О.Н. Демчук, Т.А. Евремова. - М.: Флинта: МПСИ - 2013 - 264 с.
12. Дихтль, Э. Практический маркетинг / Э. Дихтль, Х. Хершген – М.: Высшая школа, 2015 – 369 с.
13. Дмитриченко М.И, Управление ассортиментом товаров на торговых предприятиях современного формата / М.И Дмитриченко, О.С Зыбин, А.Л Киятов Научная статья – 2013, [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-assortimentom-tovarov-na-torgovyh-predpriyatiyah-sovremennogo-formata (дата обращения: 20.04.2018).
14. Иванов Г.Г. Экономика торгового предприятия: Учебник / Г.Г. Ива-нов. – М.: Издательский центр «Академия» - 2015 – 320 с.
15. Ильин, Н. М. Формирование и управление ассортиментом потреби-тельских товаров/ Н. М. Ильин – Минск: БГЭУ. – 2013 – 278с.
16. Канаян Р. Ассортимент : стратегия и тактика / Р. Кананян, статья – 2018 - [Электронный ресурс]. – URL: http://www.usconsult.ru/b_020.html (дата обращения: 28.04.2018).
17. Котлер Ф. Основы маркетинга/ Ф. Котлер. - М.: Прогресс - 2013 – 726 с.
18. Логунов В.Ф. Мир игрушек/ В.Ф. Логунов - М.: АСТ-пресс - 2013 – 253 с.
19. Мажара А.В., Батова Т.Н. Классификация основных показателей то-варного ассортимента предприятия / А.В. Мажара, Т.Н. Батова - Международный студенческий научный вестник. 2015. [Тип: Статья, Год: 2015]
20. Майкл Портер Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов, статья - 2015[Электронный ресурс]. URL: https://kniga.biz.ua/pdf/250-competitive-strategy (дата обращения: 20.05.2018).
21. Михайлова, Л. В. Теоретические основы товароведения и экспертизы: учебное пособие/Михайлова Л. В., Власова Е. Н., Зонова Л. Н. - М.: «Дашков и К°» - 2015 -192 с.
22. Мухин В.И. Основы теории управления: учебник / В.И. Мухин - М.: Экзамен - 2015 - 256 с.
23. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения : учеб. для ву-зов / М. А. Николаева. — М.: Норма, 2017. — 448 с.
24. Официальный сайт журнала Международной конфедерации потреби-телей «Спрос». - 2015. - [Электронный ресурс]. – URL: http://spros-online.ru/yuridicheskaya-enciklopediya/informaciya-dlya-potrebiteley (дата обра-щения: 10.05.2018).
25. Павлова О.В. Стратегический менеджмент: учеб.-метод. пособие/ О. В. Павлова - М.: Новое знание – 2016 – 115 с.
26. Петрище, Ф.А. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров: Учебник / Ф.А. Петрище. - 5-е изд., исправ. и доп. - М.: Дашков и К, 2016. - 510с.
27. Половцева Ф. П. Коммерческая деятельность [Электронный ресурс]: Учебник / Ф.П. Половцева. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 248 с. - http: //www.znanium.com (дата обращения: 02.05.2018).
28. Райкова, Е.Ю. Теоретические основы товароведения и экспертизы: учебник/ Е. Ю Райкова - М.: Дашков и К - 2015 - 412 с.
29. Раицкий К.А. Экономика предприятия / К.А Раицкий – М.: Экономика, 2001. – 390 с.
30. Романов А.А. Маркетинг учебное пособие/А.А. Романов, В.П. Басен-ко, Б.М. Жуков – М.: Дашков и К – 2016 – 224 с.
31. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. - Мн: ИП " Экоперспектива " – 2014 - [Электронный ресурс]. – URL: https://www.booksite.ru/localtxt/gla/fira/vik/ent/text.pdf (дата обращения: 02.05.2018).
32. Снегирев В. В Розничный магазин. Управление ассортиментом по то-варным категориям/ В. В. Снегирев – СПб.: Питер - 2017 – 416 с.
33. Соловьева Ю.Ю./Статья « Использование матрицы Бостонской Консалдинговой Группы»/журнал «Интерэкспо» - 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-matritsy-bostonskoy-konsaltingovoy-gruppy-v-protsesse-otsenki-nedvizhimosti (дата обращения: 12.05.2018).
34. Спирин А.А. Экономико-математические методы и модели в торговле/ А.А., Спирин, Л.П. Фомин – М.: Экономика, 2017. – 255 с.
35. Среда организации: внешняя и внутренняя// [Электронный ресурс] /2014- Режим доступа: http://nbene.narod.ru/manage/fmanage19.htm. – (Дата до-ступа: 06.05.2018).
36. Угрюмова Н.В., Блинов А.О. Теория организации и организационное поведение / Н.В. Угрюмова, А.О. Блинов — СПб.: Питер, 2015. — 288 с.
37. Хваткин Н.Г. Экономика оптовой торговли / Н.Г. Хваткин - М.: Экс-мо, 2017. - 400 с.
38. Хмельникова, Н.В. О жизненном цикле внутренней среды организации / Н.В. Хмельникова // Менеджмент в России и за рубежом.- 2014-№1.- 226 с.
39. Чернов С. Стратегическое маркетинговое управление и сценарный подход / С. Чернов Пробл. теории и практики управл./статья - М.: ЛЕНАНД - 2016 - N 10. – 142 с.
40. Чувакова, С. Г. Управление ассортиментом магазина / С.Г. Чувакова. - М.: Дашков и Ко - 2015. - 260 c.
41. ООО «***». Отчет о годовом оптовом и розничном обороте товаров. – Тюмень, 2018.
42. ООО «***» накладные по форме ТОРГ-12 на товар – Тюмень, 2018.
43. ООО «***» ведомость продаж – Тюмень, 2017.
44. ООО «***» отчет по расчетам с поставщиками и покупателями – Тю-мень, 2017.
45. ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий».
46. ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги розничной торговли, общие требования».
47. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.04.2018) «О защите прав потребителей».
48. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016).