Особенности переживания адаптации у иностранных студентов
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ 6
1.1 Общие положения понятия адаптации 6
1.2 Место иностранного студента в российской системе ВУЗа 14
1.3. Анализ литературных данных об адаптации оценка предыдущих
исследований по данной теме 22
Выводы 39
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ 41
2.1 Опросник социально-психологической адаптации Р.Даймонда и
К.Роджерса 41
2.2 Тест на уровень депрессии по шкале Бека 44
2.3. Тест на уровень тревожности Спилберга-Ханина 45
2.4. Методика измерения уровня адаптированности Тейлора 46
Выводы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ 6
1.1 Общие положения понятия адаптации 6
1.2 Место иностранного студента в российской системе ВУЗа 14
1.3. Анализ литературных данных об адаптации оценка предыдущих
исследований по данной теме 22
Выводы 39
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ 41
2.1 Опросник социально-психологической адаптации Р.Даймонда и
К.Роджерса 41
2.2 Тест на уровень депрессии по шкале Бека 44
2.3. Тест на уровень тревожности Спилберга-Ханина 45
2.4. Методика измерения уровня адаптированности Тейлора 46
Выводы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Адаптация - сложное многогранное явление, оно рассматривается в различных областях науки и имеет множество толкований. Понятие адаптации - одно из основных в биологии. Адаптация (от латинского аdapto - приспособляю) - процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды.
Межкультурная адаптация - это процесс вхождения человека в иную социокультурную среду, сопровождающийся овладением навыками, умениями в различных сферах жизнедеятельности, усвоением установок, ценностей, норм новой среды и принятием некоторых из них для создания линий должного поведения в новой среде, достижения главной цели, реализации внутриличностных возможностей.
Академическая адаптация - адаптация учащегося к новой для него педагогической системе. Адаптация иностранных граждан к новым условиям обучения и быта при поступлении в высшее учебное заведение является основополагающим фактором, определяющим в большинстве случаев эффективность образовательного процесса в целом.
Численность студентов, прибывающих для обучения из-за рубежа, постепенно увеличивается. Однако в данный момент в российской исследовательской практике отсутствуют работы, посвященные качественному анализу условий проживания и обучения иностранных студентов. Приезжая в Россию, студент сталкивается с новыми условиями жизни, погружается в непривычную для него социокультурную среду, в которой зачастую приходится искать новые ориентиры, знакомиться с чуждыми ему нормами и ценностями, а также моделями поведения. Узнавание новой среды и попытки вписаться в нее составляют адаптацию студентов. В этот период происходит столкновение старых и новых ценностей, и от успешности «урегулирования» этого конфликта зависит дальнейшее функционирование студента как члена принимающего социума.
Исследование социально-психологических и личностных проблем адаптации иностранных студентов дальнего зарубежья к высшей школе России представляет большой научный интерес как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. До сих пор проблема адаптации иностранных студентов оказалась недостаточно освещенной в отечественной и зарубежной психологической науке. Ранее известные публикации как российских, так и зарубежных исследователей были посвящены в основном каким-либо узко специфическим проблемам. Интеграция теоретического и прикладного аспектов изучения проблемы адаптации иностранных студентов к высшей школе России представляется актуальной и важной чертой развития современного высшего образования.
Объектом данной работы будет служить личность иностранного студента.
Предмет исследования - совокупность социально-психологических факторов и социально-педагогических условий, влияющих на процесс психологической адаптации иностранных студентов дальнего зарубежья к высшей школе России, в иной социокультурной и социопедагогической среде.
Цель и задачи исследования. Генеральной целью данного исследования является изучение и всесторонний анализ социально- психологических и личностных проблем, возникающих у иностранных студентов в условиях иноязычной социокультурной среды
Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
1. Теоретически обосновать эмпирическое исследование, установив степень разработанности в современной научной литературе проблемы переживания адаптации у иностранных студентов.
2. Выявить данные проблемы, исходя из полученных путем анкетирования данных.
3. Сравнить полученнные результаты исследования
4. Определить суть проблем и переживаний адаптации студентов.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что результаты данного исследования вносят значимый вклад в концепцию развития интернациональных отношений молодых людей в России, выявляет проблемы их адаптации к новым условиям жизни, их переживания в связи с этим.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в психолого- педагогических разработках. Помогут интегрировать полученные знания на практике, осветят полученные данные. Полученные результаты раскрывают роль адаптационных механизмов в развитии иностранного студента при обучении в Российском ВУЗе.
Эмпирическую базу исследования составили результаты диагностики студентов ВУЗа.
Межкультурная адаптация - это процесс вхождения человека в иную социокультурную среду, сопровождающийся овладением навыками, умениями в различных сферах жизнедеятельности, усвоением установок, ценностей, норм новой среды и принятием некоторых из них для создания линий должного поведения в новой среде, достижения главной цели, реализации внутриличностных возможностей.
Академическая адаптация - адаптация учащегося к новой для него педагогической системе. Адаптация иностранных граждан к новым условиям обучения и быта при поступлении в высшее учебное заведение является основополагающим фактором, определяющим в большинстве случаев эффективность образовательного процесса в целом.
Численность студентов, прибывающих для обучения из-за рубежа, постепенно увеличивается. Однако в данный момент в российской исследовательской практике отсутствуют работы, посвященные качественному анализу условий проживания и обучения иностранных студентов. Приезжая в Россию, студент сталкивается с новыми условиями жизни, погружается в непривычную для него социокультурную среду, в которой зачастую приходится искать новые ориентиры, знакомиться с чуждыми ему нормами и ценностями, а также моделями поведения. Узнавание новой среды и попытки вписаться в нее составляют адаптацию студентов. В этот период происходит столкновение старых и новых ценностей, и от успешности «урегулирования» этого конфликта зависит дальнейшее функционирование студента как члена принимающего социума.
Исследование социально-психологических и личностных проблем адаптации иностранных студентов дальнего зарубежья к высшей школе России представляет большой научный интерес как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. До сих пор проблема адаптации иностранных студентов оказалась недостаточно освещенной в отечественной и зарубежной психологической науке. Ранее известные публикации как российских, так и зарубежных исследователей были посвящены в основном каким-либо узко специфическим проблемам. Интеграция теоретического и прикладного аспектов изучения проблемы адаптации иностранных студентов к высшей школе России представляется актуальной и важной чертой развития современного высшего образования.
Объектом данной работы будет служить личность иностранного студента.
Предмет исследования - совокупность социально-психологических факторов и социально-педагогических условий, влияющих на процесс психологической адаптации иностранных студентов дальнего зарубежья к высшей школе России, в иной социокультурной и социопедагогической среде.
Цель и задачи исследования. Генеральной целью данного исследования является изучение и всесторонний анализ социально- психологических и личностных проблем, возникающих у иностранных студентов в условиях иноязычной социокультурной среды
Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
1. Теоретически обосновать эмпирическое исследование, установив степень разработанности в современной научной литературе проблемы переживания адаптации у иностранных студентов.
2. Выявить данные проблемы, исходя из полученных путем анкетирования данных.
3. Сравнить полученнные результаты исследования
4. Определить суть проблем и переживаний адаптации студентов.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что результаты данного исследования вносят значимый вклад в концепцию развития интернациональных отношений молодых людей в России, выявляет проблемы их адаптации к новым условиям жизни, их переживания в связи с этим.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в психолого- педагогических разработках. Помогут интегрировать полученные знания на практике, осветят полученные данные. Полученные результаты раскрывают роль адаптационных механизмов в развитии иностранного студента при обучении в Российском ВУЗе.
Эмпирическую базу исследования составили результаты диагностики студентов ВУЗа.
Адаптация - сложное многогранное явление, оно рассматривается в различных областях науки и имеет множество толкований. Адаптация иностранных граждан к новым условиям обучения и быта при поступлении в высшее учебное заведение является основополагающим фактором, определяющим в большинстве случаев эффективность образовательного процесса в целом.
Нами были рассмотрены теоретические аспекты исследования, общие положения понятия адаптации, место иностранного студента в российской системе ВУЗа. Также был проведен анализ литературных данных об адаптации, оценка предыдущих исследований по данной теме.
Совершенствование качества образования, наличие четкой профессиональной мотивации, организация процесса адаптации иностранных студентов к учебной деятельности в новой социокультурной среде должны стать частью политики в области образования. Эффективное решение обозначенных проблем адаптации к образовательному процессу будет, в конечном счете, способствовать формированию положительного имиджа страны в мировом интеллектуальном и политическом сообществе.
Таким образом, адаптация студентов иностранцев к образовательной среде российского вуза - это комплексное явление, включающее в себя несколько видов адаптации. Успешность процесса адаптации обеспечивает адекватное взаимодействие иностранных студентов с социокультурной и интеллектуальной средой вуза, психоэмоциональную стабильность, формирование новых качеств личности и социального статуса, освоение новых социальных ролей, приобретение новых ценностей, осмысление значимости традиций будущей профессии.
Итак, по результатам обзора можно сделать вывод, что адаптация иностранных студентов определяется целым комплексом факторов социокультурного, бытового, психологического, физиологического характера.
В ходе проделанной нами работы, было опрошено 40 студентов возраста от 18 до 24 лет, то есть иностранных учащихся от первого до выпускного курса.
Для удобства изложения иностранные студенты были разделены на 2 равные группы по 20 человек в каждой. В первой из них студенты первых курсов обучения, в то время как во второй студенты старших курсов и выпускники
Оценка производилась по различным методикам.
По результатам опроса по методике опросника социальнопсихологической адаптации Р. Даймонда и К. Роджерса выяснено:
1. Уровень адаптации учащихся первых курсов выше нормы и составляет 52/50, что говорит о низкой адаптированности к новым условиям жизни. В то же время по данному показателю студенты старших курсов признаны адаптированными, их средние значения 72/68.
2. Уровень лживости в средних своих значениях для обеих групп показал схожую динамику, что говорит об искренности при ответах на опроснике.
3. Уровень приятия себя показал, что студенты первой группы принимают себя меньше 15/18, чем учащиеся старших курсов 26/23.
4. Уровень приятия других показал, что студенты первой группы принимают окружающих меньше 10/8, чем учащиеся старших курсов 16/18.
5. Уровень эмоционального комфорта и дискомфорта хуже у представителей первой группы 12/48 соответственно, в то время как для старших курсов уровень комфорта/дискомфорта 21/19, что говорит об их более благоприятной эмоциональной обстановке
6. Уровень внешнего и внутреннего контроля у учащихся первой группы контроля хуже 70/45, в то время как у второй 30/32, что говорит об их большей сдеражаности.
7. Доминирование и ведомость у представителей первой группы соответственно 6/39, что говорит об их ведомости и отсутствии желания доминировать, в то время как у второй группы эти показатели 12/20, что указывает на большую роль лидерства и меньшую ведомость.
8. Экспансизм у первой группы 27/23, что говорит, что данные студенты склонны к уходу от проблем, в то время как студенты второй группы более склонны их решать 18/15.
По полученным данным теста на уровень депрессии по шкале Бека у представителей первой группы учащихся начальных курсов средние показатели уровня депресси колебались на уровне 12-20 баллов, что говорит об умеренной депресии студентов. Баллы второй группы существенно ниже 2-7 и говорит, об отсутствии депрессии у студентов старших курсов.
По данным, полученным в ходе проведения нами опроса на уровень тревожности Спилберга-Ханина имеется, что уровень ситуационной и личностной тревожности для студентов первой группы в среднем высокий и колеблется в пределах 2,8-3,5баллов. Аналогичные показатели у второй группы говорят о низком уровне тревожности, данные этой группы от 1,2 до
2,1 баллов.
Исходя из полученных данных в ходе опроса по методике адаптированности Тейлора имеется, что уровень тревоги для студентов первой группы в целом высокий и средний с тенденцией к высокому и колеблется в пределах 22-45баллов. Аналогичные показатели у второй группы говорят о низком и среднем с тенденцией к низкому уровню тревоги, данные этой группы от 4 до 16 баллов.
Подытоживая все вышеизложенное можно сделать вывод, что уровень адаптированности иностранных учащихся первых курсов к новым реалиям жизни низкий, за счет сниженного уровня собственного восприятия, и восприятия окружающих, повышенного уровня эмоционального дискомфорта, ведомости, уходом от проблем, а не попыткой их решения. Данные студенты считают себя более депрессивными, а также более тревожными. В целом студенты иностранцы старшекурсники уже адаптированы к жизни в некогда новых для них условиях, они более комфортно себя чувствуют в эмоциональном плане, и не считают себя в состоянии депрессии, а также уровень их тревожности низкий.
Цели исследования достигнуты, задачи решены.
Нами были рассмотрены теоретические аспекты исследования, общие положения понятия адаптации, место иностранного студента в российской системе ВУЗа. Также был проведен анализ литературных данных об адаптации, оценка предыдущих исследований по данной теме.
Совершенствование качества образования, наличие четкой профессиональной мотивации, организация процесса адаптации иностранных студентов к учебной деятельности в новой социокультурной среде должны стать частью политики в области образования. Эффективное решение обозначенных проблем адаптации к образовательному процессу будет, в конечном счете, способствовать формированию положительного имиджа страны в мировом интеллектуальном и политическом сообществе.
Таким образом, адаптация студентов иностранцев к образовательной среде российского вуза - это комплексное явление, включающее в себя несколько видов адаптации. Успешность процесса адаптации обеспечивает адекватное взаимодействие иностранных студентов с социокультурной и интеллектуальной средой вуза, психоэмоциональную стабильность, формирование новых качеств личности и социального статуса, освоение новых социальных ролей, приобретение новых ценностей, осмысление значимости традиций будущей профессии.
Итак, по результатам обзора можно сделать вывод, что адаптация иностранных студентов определяется целым комплексом факторов социокультурного, бытового, психологического, физиологического характера.
В ходе проделанной нами работы, было опрошено 40 студентов возраста от 18 до 24 лет, то есть иностранных учащихся от первого до выпускного курса.
Для удобства изложения иностранные студенты были разделены на 2 равные группы по 20 человек в каждой. В первой из них студенты первых курсов обучения, в то время как во второй студенты старших курсов и выпускники
Оценка производилась по различным методикам.
По результатам опроса по методике опросника социальнопсихологической адаптации Р. Даймонда и К. Роджерса выяснено:
1. Уровень адаптации учащихся первых курсов выше нормы и составляет 52/50, что говорит о низкой адаптированности к новым условиям жизни. В то же время по данному показателю студенты старших курсов признаны адаптированными, их средние значения 72/68.
2. Уровень лживости в средних своих значениях для обеих групп показал схожую динамику, что говорит об искренности при ответах на опроснике.
3. Уровень приятия себя показал, что студенты первой группы принимают себя меньше 15/18, чем учащиеся старших курсов 26/23.
4. Уровень приятия других показал, что студенты первой группы принимают окружающих меньше 10/8, чем учащиеся старших курсов 16/18.
5. Уровень эмоционального комфорта и дискомфорта хуже у представителей первой группы 12/48 соответственно, в то время как для старших курсов уровень комфорта/дискомфорта 21/19, что говорит об их более благоприятной эмоциональной обстановке
6. Уровень внешнего и внутреннего контроля у учащихся первой группы контроля хуже 70/45, в то время как у второй 30/32, что говорит об их большей сдеражаности.
7. Доминирование и ведомость у представителей первой группы соответственно 6/39, что говорит об их ведомости и отсутствии желания доминировать, в то время как у второй группы эти показатели 12/20, что указывает на большую роль лидерства и меньшую ведомость.
8. Экспансизм у первой группы 27/23, что говорит, что данные студенты склонны к уходу от проблем, в то время как студенты второй группы более склонны их решать 18/15.
По полученным данным теста на уровень депрессии по шкале Бека у представителей первой группы учащихся начальных курсов средние показатели уровня депресси колебались на уровне 12-20 баллов, что говорит об умеренной депресии студентов. Баллы второй группы существенно ниже 2-7 и говорит, об отсутствии депрессии у студентов старших курсов.
По данным, полученным в ходе проведения нами опроса на уровень тревожности Спилберга-Ханина имеется, что уровень ситуационной и личностной тревожности для студентов первой группы в среднем высокий и колеблется в пределах 2,8-3,5баллов. Аналогичные показатели у второй группы говорят о низком уровне тревожности, данные этой группы от 1,2 до
2,1 баллов.
Исходя из полученных данных в ходе опроса по методике адаптированности Тейлора имеется, что уровень тревоги для студентов первой группы в целом высокий и средний с тенденцией к высокому и колеблется в пределах 22-45баллов. Аналогичные показатели у второй группы говорят о низком и среднем с тенденцией к низкому уровню тревоги, данные этой группы от 4 до 16 баллов.
Подытоживая все вышеизложенное можно сделать вывод, что уровень адаптированности иностранных учащихся первых курсов к новым реалиям жизни низкий, за счет сниженного уровня собственного восприятия, и восприятия окружающих, повышенного уровня эмоционального дискомфорта, ведомости, уходом от проблем, а не попыткой их решения. Данные студенты считают себя более депрессивными, а также более тревожными. В целом студенты иностранцы старшекурсники уже адаптированы к жизни в некогда новых для них условиях, они более комфортно себя чувствуют в эмоциональном плане, и не считают себя в состоянии депрессии, а также уровень их тревожности низкий.
Цели исследования достигнуты, задачи решены.
Подобные работы
- ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ
ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2016 - Особенности переживания чувства одиночества у подростков с диагнозом
«сахарный диабет»
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021 - Социокультурные барьеры во взаимодействии российских и иностранных студентов в условиях совместного проживания в общежитиях НИ ТГУ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2025 - Особенности психологической адаптации детей-мигрантов подросткового возраста в современной школе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В НОВЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ (19.00.07 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ИНОСТРАННЫХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИОРИТЕТОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ИНОСТРАННЫХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИОРИТЕТОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019



