ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА К ФАНДРЕЙЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА К ФАНДРЕЙЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1. Социокультурные и экономические предпосылки развития фандрейзинговой деятельности в сфере хореографического искусства и образования 9
1.2. Содержание фандрейзинговой деятельности педагога-
хореографа 18
1.3. Готовность к фандрейзинговой деятельности как профессионально
значимое качество педагога-хореографа 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА К ФАНДРЕЙЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1. Результаты диагностики готовности педагога-хореографа к
фандрейзинговой деятельности 31
2.2. Разработка и апробация педагогической технологии формирования
готовности педагога-хореографа к фандрейзинговой деятельности 45
2.3. Оценка эффективности педагогической технологии формирования
готовности педагога-хореографа к фандрейзинговой деятельности 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА К ФАНДРЕЙЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1. Социокультурные и экономические предпосылки развития фандрейзинговой деятельности в сфере хореографического искусства и образования 9
1.2. Содержание фандрейзинговой деятельности педагога-
хореографа 18
1.3. Готовность к фандрейзинговой деятельности как профессионально
значимое качество педагога-хореографа 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА К ФАНДРЕЙЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1. Результаты диагностики готовности педагога-хореографа к
фандрейзинговой деятельности 31
2.2. Разработка и апробация педагогической технологии формирования
готовности педагога-хореографа к фандрейзинговой деятельности 45
2.3. Оценка эффективности педагогической технологии формирования
готовности педагога-хореографа к фандрейзинговой деятельности 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования формирования готовности педагога- хореографа к фандрейзинговой деятельности обусловлена процессами модернизации искусства и образования, происходящими в последние два десятилетия в России; переходом учреждений культуры и искусства в режим активных субъектов социально-экономических отношений. В условиях недостаточного объема государственного финансирования учреждений хореографического искусства и образования, появившихся возможностей использования рыночных механизмов поиска средств особую значимость приобретает готовность педагога-хореографа к фандрейзинговой деятельности.
Фандрейзинг, как деятельность по привлечению материальных и нематериальных ресурсов, а также услуг для разовых проектов или текущей творческой работы, является важным показателем адаптированности учреждения к современным социально-экономическим условиям, отражает творческий и менеджерский профессионализм педагогического коллектива.
Успешными примерами фандрейзинга в сфере хореографического искусства являются крупные танцевальные фестивали и проекты, осуществленные при финансовой и информационной поддержке коммерческих компаний и государственных ведомств. Так, спонсором Международного фестиваля «Танцевальный калейдоскоп» (г. Санкт- Петербург) является ООО «Яхонт»; спонсорами и партнерами Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуриева (г. Казань) являются OOO «Ак Барс Недвижимость», газета «Вечерняя Казань», ОАО «Телерадиокомпания "Новый Век"» и др.; Открытый республиканский телевизионный молодежный фестиваль эстрадного искусства «Созвездие-Йолдызлык» проводится при поддержке ПАО «Татнефть», ООО «Мелита», ООО «Восток-Тайм», АО «Татмедиа», ИА «Татар-информ», телеканала «ТНВ-Татарстан» и др.
3
Несмотря на значимость владения современными технологиями фандрейзинговой деятельности и знаниями, необходимыми для привлечения дополнительных средств на проведение культурных и образовательных программ, формированию готовности педагога-хореографа к ее осуществлению уделяется в системе профессиональной подготовки недостаточное внимание.
Анализ научной разработанности проблемы исследования показал,
что значительный вклад в разработку теоретических основ фандрейзинговой деятельности внесли А.Аронов, В.Баржев, А.Дымникова, Е.Алексеева, Р.Цивук, Е.Шекова и др.
Изучению вопросов развития отечественной благотворительности посвятили свои работы Т.Артемьева, Н.Думова, М.Кошкина и др.
Исследованию основам благотворительности и фандрейзинга посвящены работы Н.Пашкуса, М.Рутковской, В.Сарежева и др.
Технологии привлечения средств на реализацию программ и проектов социокультурной деятельности рассматривают Т.Артемьева, Г.Тульчинский, Е.Шекова и др.
Однако специальных работ, посвященных проблеме формирования готовности педагога-хореографа к осуществлению фандрейзинговой деятельности, нами не было обнаружено.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью формирования готовности педагога-хореографа к фандрейзинговой деятельности и недостаточной научно-методической разработанностью данного вопроса.
Данное противоречие ставит проблему исследования: каковы
особенности фандрейзинговой деятельности в сфере хореографического искусства и педагогическая технология ее формирования в условиях дополнительной профессиональной подготовки.
Тема исследования: «Формирование готовности педагога - хореографа к фандрейзинговой деятельности».
Цель исследования - теоретический анализ готовности педагога- хореографа к фандрейзинговой деятельности в сфере хореографического искусства и ее опытно-экспериментальное исследование, разработка педагогической технологии формирования готовности педагога-хореографа к фандрейзинговой деятельности в условиях дополнительной профессиональной подготовки.
Объект исследования - дополнительная профессиональная подготовка педагога-хореографа.
Предмет исследования - формирование готовности педагога- хореографа к фандрейзинговой деятельности.
Задачи исследования:
1. Анализ социокультурных и экономических предпосылок развития фандрейзинговой деятельности в сфере хореографического искусства.
2. Рассмотрение содержания фандрейзинговой деятельности педагога- хореографа и готовности к ее осуществлению как профессионально значимого качества.
3. Опытно-экспериментальное исследование формирования готовности педагога-хореографа к фандрейзинговой деятельности.
4. Разработка и апробация педагогической технологии формирования готовности педагога-хореографа к фандрейзинговой деятельностив условиях дополнительной профессиональной подготовки.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что формирование готовности педагога-хореографа к фандрейзинговой деятельности будет более результативным:
- при организации профессиональной подготовки, направленной на формирование структурных элементов, входящих в модель готовности педагога-хореографа к фандрейзинговой деятельности;
- при реализации педагогической технологии формирования готовности педагога-хореографа к фандрейзинговой деятельности в условиях
дополнительной профессиональной подготовки.
5
Теоретико-методологической основой исследования послужили личностно-деятельностный, системный и функциональный подходы; концептуальные положения и технологические разработки в области фандрейзинга, представленные в трудах Т.В. Артемьевой, Г.Л. Тульчинского, Е.Шековой и др.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования, теоретические методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и другое), изучение литературных источников, интернет-ресурсов; эмпирические методы: наблюдение,
тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые специальному рассмотрению подверглась готовность педагога-хореографа к фандрейзинговой деятельности и педагогическая технология ее формирования; разработаны модель, выявлены ее функции и структурные компоненты готовности педагога-хореографа к фандрейзинговой деятельности в сфере хореографического искусства.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в процессе обучения студентов - менеджеров хореографической сферы, в деятельности педагогов- хореографов и руководителей хореографических коллективов, сотрудников НКО сферы хореографии.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования прошли обсуждение в рамках IV Международной научно-практической конференции «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия», посвященной 55-летию музыкальнопедагогического образования в Казани (Казань, КФУ, 15 октября 2015 г.), Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского университета 2015-2016 года (Казань, КФУ, 1 апреля 2016 г.); нашли отражение в статье «Готовность педагога-хореографа к фандрейзинговой деятельности» в электронном научном журнале «Форум молодых ученых» (№ 4(4), 2016).
Этапы исследования:
На первом этапе (2014 г.) изучалась литература по проблеме исследования; формировались базовые теоретико-методические основы исследования; разрабатывался инструментарий планируемого экспериментального исследования.
На втором этапе (2015 г.) изучались педагогические аспекты проблемы исследования; разрабатывалась педагогическая технология иформирующего этапа исследования.
На третьем этапе (2016 г.) проводилась экспериментальная работа, включая апробацию разработанной педагогической технологии; формулировались итоговые положения исследования; оформлялся текст работы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Список литературы включает 109источников.
Фандрейзинг, как деятельность по привлечению материальных и нематериальных ресурсов, а также услуг для разовых проектов или текущей творческой работы, является важным показателем адаптированности учреждения к современным социально-экономическим условиям, отражает творческий и менеджерский профессионализм педагогического коллектива.
Успешными примерами фандрейзинга в сфере хореографического искусства являются крупные танцевальные фестивали и проекты, осуществленные при финансовой и информационной поддержке коммерческих компаний и государственных ведомств. Так, спонсором Международного фестиваля «Танцевальный калейдоскоп» (г. Санкт- Петербург) является ООО «Яхонт»; спонсорами и партнерами Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуриева (г. Казань) являются OOO «Ак Барс Недвижимость», газета «Вечерняя Казань», ОАО «Телерадиокомпания "Новый Век"» и др.; Открытый республиканский телевизионный молодежный фестиваль эстрадного искусства «Созвездие-Йолдызлык» проводится при поддержке ПАО «Татнефть», ООО «Мелита», ООО «Восток-Тайм», АО «Татмедиа», ИА «Татар-информ», телеканала «ТНВ-Татарстан» и др.
3
Несмотря на значимость владения современными технологиями фандрейзинговой деятельности и знаниями, необходимыми для привлечения дополнительных средств на проведение культурных и образовательных программ, формированию готовности педагога-хореографа к ее осуществлению уделяется в системе профессиональной подготовки недостаточное внимание.
Анализ научной разработанности проблемы исследования показал,
что значительный вклад в разработку теоретических основ фандрейзинговой деятельности внесли А.Аронов, В.Баржев, А.Дымникова, Е.Алексеева, Р.Цивук, Е.Шекова и др.
Изучению вопросов развития отечественной благотворительности посвятили свои работы Т.Артемьева, Н.Думова, М.Кошкина и др.
Исследованию основам благотворительности и фандрейзинга посвящены работы Н.Пашкуса, М.Рутковской, В.Сарежева и др.
Технологии привлечения средств на реализацию программ и проектов социокультурной деятельности рассматривают Т.Артемьева, Г.Тульчинский, Е.Шекова и др.
Однако специальных работ, посвященных проблеме формирования готовности педагога-хореографа к осуществлению фандрейзинговой деятельности, нами не было обнаружено.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью формирования готовности педагога-хореографа к фандрейзинговой деятельности и недостаточной научно-методической разработанностью данного вопроса.
Данное противоречие ставит проблему исследования: каковы
особенности фандрейзинговой деятельности в сфере хореографического искусства и педагогическая технология ее формирования в условиях дополнительной профессиональной подготовки.
Тема исследования: «Формирование готовности педагога - хореографа к фандрейзинговой деятельности».
Цель исследования - теоретический анализ готовности педагога- хореографа к фандрейзинговой деятельности в сфере хореографического искусства и ее опытно-экспериментальное исследование, разработка педагогической технологии формирования готовности педагога-хореографа к фандрейзинговой деятельности в условиях дополнительной профессиональной подготовки.
Объект исследования - дополнительная профессиональная подготовка педагога-хореографа.
Предмет исследования - формирование готовности педагога- хореографа к фандрейзинговой деятельности.
Задачи исследования:
1. Анализ социокультурных и экономических предпосылок развития фандрейзинговой деятельности в сфере хореографического искусства.
2. Рассмотрение содержания фандрейзинговой деятельности педагога- хореографа и готовности к ее осуществлению как профессионально значимого качества.
3. Опытно-экспериментальное исследование формирования готовности педагога-хореографа к фандрейзинговой деятельности.
4. Разработка и апробация педагогической технологии формирования готовности педагога-хореографа к фандрейзинговой деятельностив условиях дополнительной профессиональной подготовки.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что формирование готовности педагога-хореографа к фандрейзинговой деятельности будет более результативным:
- при организации профессиональной подготовки, направленной на формирование структурных элементов, входящих в модель готовности педагога-хореографа к фандрейзинговой деятельности;
- при реализации педагогической технологии формирования готовности педагога-хореографа к фандрейзинговой деятельности в условиях
дополнительной профессиональной подготовки.
5
Теоретико-методологической основой исследования послужили личностно-деятельностный, системный и функциональный подходы; концептуальные положения и технологические разработки в области фандрейзинга, представленные в трудах Т.В. Артемьевой, Г.Л. Тульчинского, Е.Шековой и др.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования, теоретические методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и другое), изучение литературных источников, интернет-ресурсов; эмпирические методы: наблюдение,
тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые специальному рассмотрению подверглась готовность педагога-хореографа к фандрейзинговой деятельности и педагогическая технология ее формирования; разработаны модель, выявлены ее функции и структурные компоненты готовности педагога-хореографа к фандрейзинговой деятельности в сфере хореографического искусства.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в процессе обучения студентов - менеджеров хореографической сферы, в деятельности педагогов- хореографов и руководителей хореографических коллективов, сотрудников НКО сферы хореографии.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования прошли обсуждение в рамках IV Международной научно-практической конференции «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия», посвященной 55-летию музыкальнопедагогического образования в Казани (Казань, КФУ, 15 октября 2015 г.), Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского университета 2015-2016 года (Казань, КФУ, 1 апреля 2016 г.); нашли отражение в статье «Готовность педагога-хореографа к фандрейзинговой деятельности» в электронном научном журнале «Форум молодых ученых» (№ 4(4), 2016).
Этапы исследования:
На первом этапе (2014 г.) изучалась литература по проблеме исследования; формировались базовые теоретико-методические основы исследования; разрабатывался инструментарий планируемого экспериментального исследования.
На втором этапе (2015 г.) изучались педагогические аспекты проблемы исследования; разрабатывалась педагогическая технология иформирующего этапа исследования.
На третьем этапе (2016 г.) проводилась экспериментальная работа, включая апробацию разработанной педагогической технологии; формулировались итоговые положения исследования; оформлялся текст работы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Список литературы включает 109источников.
Проанализированы социокультурные и экономические предпосылки развития фандрейзинговой деятельности в сфере хореографического искусства. Рассмотрено содержание фандрейзинговой деятельности педагога - хореографа. Построена модель готовности педагога - хореографа к осуществлению фандрейзинговой деятельности. На основе модели разработан оценочно - критериальный инструментарий.
Проведено опытно - экспериментальное исследование готовности педагога - хореографа к фандрейзингу: протестировано 30 педагогов - хореографов художественных коллективов г.Казани. Тесты рассылались по электронной почте, также получали ответы.
Результаты анкетирования педагогов - хореографов на предмет готовности к фандрейзинговой деятельности показали, чтоу 50% респондентов (15 педагогов) уровень готовности к фандрейзинговой деятельности средний. У опрашиваемых проявлен устойчивый интерес к фандрейзинговой деятельности, сформированна система знаний о фандрейзинговых технологиях.
У 17% опрашиваемых (5 человек) уровень готовности - высокий, т.е. эти педагоги - хореографы проявиливысокуюмотивациию, свободно владеют и творчески используют знания о фандрейзинговых технологиях.
27% (8 человек) респондентов показали низкий уровень готовности к фандрейзинговой деятельности в хореографии. На наш взгляд, это связано с разрозненной системой знаний о фандрейзинге.
6% опрашиваемых (2 человека) имеют очень низкий уровень готовности, это связано как с отсутствием знаний в области фандрейзинга, так и с отсутствием личного интереса к саморазвитию.
Эти же педагоги - хореографы были опрошены нами с точки зрения экспертов НКО так же на предмет готовности к фандрейзинговой деятельности.
Оценив все ответы респондентов по двухбальной шкале с точки зрения экспертов НКО, мы получили следующие результаты: 50% респондентов, а именно 15 педагогов - хореографов показали хороший уровень подготовки к фандрейзинговой деятельности, 11% - отличный уровень, 35% - приемлемый уровень, а 4% опрашиваемых набрали по 5 баллов, что свидетельствует о необходимости дополнительной подготовки к фандрейзинговой деятельности.
Также были разосланы и психологические тесты на оценку коммуникативных и личностных качеств педагогов - хореографов.
Результат диагностики коммуникативных и организаторских склонностей педагогов - хореографов показал, что у 10 респондентов (33%) средний набранный балл в процессе тестирования составил 10,5. Это свидетельствует о том, что 33 % опрашиваемых педагогов - хореографов имеют средний уровень проявления коммуникативно - организаторских способностей. Этим респондентам рекомендовано развивать в себе коммуникативные и организаторские способности, т.к. потенциал по из развитию существует.
16 опрашиваемых (54%) набрали в среднем 13,8 баллов. Они проявили высокий уровень коммуникативно - организаторских способностей. Для этих респондентов характерно наличие стремления в расширении круга знакомых, что является необходимых качество при проведении фандрейзинга в хореографии; проявление инициативы, что также немаловажно при осуществлении фандрейзинговой деятельности.
4 педагога - хореографа (13%) набрали в среднем 18,1 балл в процессе
тестирования. Эти респонденты имеют высший уровень коммуникативных и
организаторских способностей. При проведении фандрейзинговой кампании
необходимо быстро принимать решения, много общаться с людьми,
70
организовывать различные мероприятия и непринужденно вести себя в новом коллективе.
Никто из опрашиваемых педагогов - хореографов не набрал в среднем ниже 9 баллов, что повторно свидетельствует о высокой готовности опрашиваемых педагогов - хореографов к фандрейзинговой деятельности в хореографии с точки зрения мотивационного и личностного критерия.
Результат диагностики лидерских качеств педагогов - хореографов показал, что 3% опрашиваемых (1 педагог - хореограф) имеют среднее значение тестирования 23,0 баллов. Лидерские качества у этого педагога выражены слабо.
57% респондентов показали средний результат набрав в среднем 30,6 баллов. У этих 17 педагогов - хореографов лидерские качества выражены средне.
40% опрашиваемых педагогов - хореографов набрали в среднем 38,4 балла, что говорит о сильно выраженных лидерских качествах у 12 человек.
Таким образом, анализ результатов компонентной диагностики готовности педагогов - хореографов к фандрейзинговой деятельности, экспертной оценки и психологического тестирования показал, что у респондентов хорошо развиты мотивационный компонент и личностный. Среди личностных качеств на высоком уровне развития находятся коммуникативные, организаторские и лидерские качества. Вместе с тем, большинство педагогов - хореографов не имеют достаточных знаний в области фандрейзинговой деятельности (когнитивный компонент) и соответственно не все педагоги умеют применять теоретические знания на практике (деятельностный компонент). В связи с этим возникает задача разработки педагогической технологии повышения уровня знаний по фандрейзингу педагогов - хореографов, где теоретический материал необходимо закреплять на практических занятиях.
Нами разработана педагогическая технологии формирования
готовности педагога - хореографа к фандрейзинговойдеятельности -
71
Программаформирования готовности педагога - хореографа к фандрейзинговой деятельности.
Прогнозирование результатов прохождения этой программы педагогами - хореографами, доказало гипотезу исследования. Педагогическая технология повышения квалификации педагогов - хореографов - эффективна. У респондентов повысился уровень готовности к фандрейзинговой деятельности по всем критериям оценки. Экспертная оценка уровня готовности педагогов - хореографов к фандрейзингу также показала повышение уровня владения теоретической и практической базами фандрейзинговой деятельности.
Проведено опытно - экспериментальное исследование готовности педагога - хореографа к фандрейзингу: протестировано 30 педагогов - хореографов художественных коллективов г.Казани. Тесты рассылались по электронной почте, также получали ответы.
Результаты анкетирования педагогов - хореографов на предмет готовности к фандрейзинговой деятельности показали, чтоу 50% респондентов (15 педагогов) уровень готовности к фандрейзинговой деятельности средний. У опрашиваемых проявлен устойчивый интерес к фандрейзинговой деятельности, сформированна система знаний о фандрейзинговых технологиях.
У 17% опрашиваемых (5 человек) уровень готовности - высокий, т.е. эти педагоги - хореографы проявиливысокуюмотивациию, свободно владеют и творчески используют знания о фандрейзинговых технологиях.
27% (8 человек) респондентов показали низкий уровень готовности к фандрейзинговой деятельности в хореографии. На наш взгляд, это связано с разрозненной системой знаний о фандрейзинге.
6% опрашиваемых (2 человека) имеют очень низкий уровень готовности, это связано как с отсутствием знаний в области фандрейзинга, так и с отсутствием личного интереса к саморазвитию.
Эти же педагоги - хореографы были опрошены нами с точки зрения экспертов НКО так же на предмет готовности к фандрейзинговой деятельности.
Оценив все ответы респондентов по двухбальной шкале с точки зрения экспертов НКО, мы получили следующие результаты: 50% респондентов, а именно 15 педагогов - хореографов показали хороший уровень подготовки к фандрейзинговой деятельности, 11% - отличный уровень, 35% - приемлемый уровень, а 4% опрашиваемых набрали по 5 баллов, что свидетельствует о необходимости дополнительной подготовки к фандрейзинговой деятельности.
Также были разосланы и психологические тесты на оценку коммуникативных и личностных качеств педагогов - хореографов.
Результат диагностики коммуникативных и организаторских склонностей педагогов - хореографов показал, что у 10 респондентов (33%) средний набранный балл в процессе тестирования составил 10,5. Это свидетельствует о том, что 33 % опрашиваемых педагогов - хореографов имеют средний уровень проявления коммуникативно - организаторских способностей. Этим респондентам рекомендовано развивать в себе коммуникативные и организаторские способности, т.к. потенциал по из развитию существует.
16 опрашиваемых (54%) набрали в среднем 13,8 баллов. Они проявили высокий уровень коммуникативно - организаторских способностей. Для этих респондентов характерно наличие стремления в расширении круга знакомых, что является необходимых качество при проведении фандрейзинга в хореографии; проявление инициативы, что также немаловажно при осуществлении фандрейзинговой деятельности.
4 педагога - хореографа (13%) набрали в среднем 18,1 балл в процессе
тестирования. Эти респонденты имеют высший уровень коммуникативных и
организаторских способностей. При проведении фандрейзинговой кампании
необходимо быстро принимать решения, много общаться с людьми,
70
организовывать различные мероприятия и непринужденно вести себя в новом коллективе.
Никто из опрашиваемых педагогов - хореографов не набрал в среднем ниже 9 баллов, что повторно свидетельствует о высокой готовности опрашиваемых педагогов - хореографов к фандрейзинговой деятельности в хореографии с точки зрения мотивационного и личностного критерия.
Результат диагностики лидерских качеств педагогов - хореографов показал, что 3% опрашиваемых (1 педагог - хореограф) имеют среднее значение тестирования 23,0 баллов. Лидерские качества у этого педагога выражены слабо.
57% респондентов показали средний результат набрав в среднем 30,6 баллов. У этих 17 педагогов - хореографов лидерские качества выражены средне.
40% опрашиваемых педагогов - хореографов набрали в среднем 38,4 балла, что говорит о сильно выраженных лидерских качествах у 12 человек.
Таким образом, анализ результатов компонентной диагностики готовности педагогов - хореографов к фандрейзинговой деятельности, экспертной оценки и психологического тестирования показал, что у респондентов хорошо развиты мотивационный компонент и личностный. Среди личностных качеств на высоком уровне развития находятся коммуникативные, организаторские и лидерские качества. Вместе с тем, большинство педагогов - хореографов не имеют достаточных знаний в области фандрейзинговой деятельности (когнитивный компонент) и соответственно не все педагоги умеют применять теоретические знания на практике (деятельностный компонент). В связи с этим возникает задача разработки педагогической технологии повышения уровня знаний по фандрейзингу педагогов - хореографов, где теоретический материал необходимо закреплять на практических занятиях.
Нами разработана педагогическая технологии формирования
готовности педагога - хореографа к фандрейзинговойдеятельности -
71
Программаформирования готовности педагога - хореографа к фандрейзинговой деятельности.
Прогнозирование результатов прохождения этой программы педагогами - хореографами, доказало гипотезу исследования. Педагогическая технология повышения квалификации педагогов - хореографов - эффективна. У респондентов повысился уровень готовности к фандрейзинговой деятельности по всем критериям оценки. Экспертная оценка уровня готовности педагогов - хореографов к фандрейзингу также показала повышение уровня владения теоретической и практической базами фандрейзинговой деятельности.



