Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Итоги развития предпринимательства в эпоху Петра 1 (История предпринимательства России)

Работа №57696

Тип работы

Рефераты

Предмет

предпринимательство

Объем работы17
Год сдачи2018
Стоимость200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
218
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Развитие промышленного предпринимательства в эпоху Петра I 5
2 Торговое предпринимательство в эпоху Петра I 9
Заключение 15
Список использованных источников 17

Актуальность работы состоит в том, с XIV века российское предпринимательство попадает в сильную зависимость от высшей власти в стране. Можно уверенно говорить, что появляются первые ростки промышленной политики государства.
Начинает формироваться «поощрительная и покровительственная система», образующая базис, на котором впоследствии создается вся совокупность видов, сфер и форм предпринимательской деятельности.
Отношение предпринимательства и власти в нашей истории были противоречивыми и претерпели серьезные изменения вместе с трансформацией общества.
Наибольшее развитие предпринимательство получает в годы правления Петра I (1689 - 1725). К началу XVIII в. до петровских преобразований Россия отставала от европейских стран по уровню развития техники и промышленных производств, животноводства и технических культур, урожайности сельскохозяйственных культур.
Преобразования Петра I резко стимулировали инвестиции капитала в промышленность, что дало возможность уже в первой четверти XVIII века создать в России несколько сот крупных предприятий. Они производили железо, вооружение, военное снаряжение. На верфях строились корабли. Всё это использовалось для оснащения армии, которая вела более чем двадцатилетнюю войну со Швецией. Десятки предприятий возникли и в сфере лёгкой промышленности. Они были ориентированы на удовлетворение потребностей верхов общества и поэтому специализировались на производстве зеркал, всевозможных лент, чулок, шляпок, курительных трубок и тому подобного. Промышленное строительство в эпоху Петра I в полной мере соответствовало целям и потребностям его реформ, и решающая роль в активизации крупного предпринимательства в сфере промышленности принадлежала государству.
Цель исследования – рассмотреть итоги развития предпринимательства в эпоху Петра I.
В соответствии с указанной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть развитие промышленного предпринимательства в эпоху Петра I;
2) проанализировать развитие торгового предпринимательства в эпоху Петра I.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе проведения реформ Петра I.
Предмет работы – исследования исторических тенденций развития предпринимательства в эпоху Петра I.
Методическую основу исследования составили следующие методы: исторический, нормативный, метод анализа.
Теоретическую основу работы составили научные труды следующих авторов: А.О. Миносянц, И.Д. Осипов, П.А. Гурьянов, П.Е. Пеньков, А.Л. Тимофеева и др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в экономической политики России прочно утвердилась система покровительства крупной промышленности.
В общем, понятие «капитализм» у многих ученых того времени носило негативный характер. Благодаря капитализму разорялись не только мелкие предприниматели, но и целые нации. В итоге разоряющиеся малые предприниматели и их не многочисленные работники (и многие другие) все больше и больше увлекались идеями пролетаризации и борьбой классов.
Крупные предприятия в России до 17 века играли не значительную роль в ее экономике (их практически и не было) и тонули среди мелких ремесленнических предприятий и сельских промыслов.
Для создания крупной промышленности большой шаг сделал Петр I. Академик Струмилин С.Г. писал, что «сам Петр, задавшийся целью вывести свою страну из крайней отсталости, прорубив окно в Европу и «лихорадочно» развивая в России, прежде всего крупное индустриальное производство железа...». Кадет П.Н. Милюков рассуждал о цене данного прорыва, что «ценой разорения страны Россия возведена была в ранг европейской державы».
Плодотворное строительство и развитие крупной промышленности в России было невозможно без использования зарубежного опыта. В 1702 г манифест императора приглашал в Россию иноземных фабрикантов и ремесленников на выгодных условиях, позволивший возникнуть новым отраслям промышленности.
Петр Великий понимал, что не очень эффективно для казны заведование фабриками и заводами и он стал поощрять частное предпринимательство, прежде всего, через систему именных привилегий. Безусловно, бурное развитие промышленного предпринимательства было связано с потребностями связанные с Северной войной.
Существовала проблема нехватки рабочих, которую государство пыталось решить с помощью указа 1721 г. разрешающая покупку крепостных.
К концу 17 века в России насчитывалось около 20 мануфактур, а к 1725 г. свыше 200 мануфактур, из них 114 были частновладельческими.
Большие успехи были достигнуты в отечественной металлургии, академик Струмилин С.Г. писал, что «... в области черной металлургии петровский мощный толчок оказался вполне достаточным для того, чтобы догнать и перегнать даже передовую Англию». Россия становится надолго основным поставщиком черной металлургии в Европе и Америке.
Таким образом, петровская политика в отношении поощрения государственного и частного предпринимательства, хотя и диктовалась, в том числе, военными проблемами, тем не менее, способствовала созданию реального частного промышленного сектора экономики, который практически отсутствовал в предшествующий период. Кроме того, ликвидация в петровскую эпоху привилегированных купеческих корпораций и гильдейская реформа существенно расширили предпринимательскую среду, позволили вовлечь в нее и торгующее крестьянство.



1. Миносянц А.О. Исторический аспект малого предпринимательства в России / А. О. Миносянц // Экономика России на рубеже XXI века. – СПб-Казань, 2015. – 196 с.
2. Осипов И.Д. Власть и предпринимательство в культуре России / И. Д. Осипов // Предприниматель и успех: Сб. статей / Под ред. К.С. Пигрова – СПб.: Изд–во С-Петерб. ун–та., 2014. – 245 с.
3. Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации / М. И. Туган-Барановский. – М.: Экономика, 1989. – 315 с.
4. Гурьянов П.А История развития промышленного предпринимательства в России (с XIV века до 1860 года) / П. А. Гурьянов // История и археология. – 2014. – № 9 (17). – С. 21– 27.
5. Пеньков П.Е. История возникновения и развития предпринимательства на Руси / П. Е. Пеньков, В. В. Кабанов // Вестник Евразийской академии административных наук. – 2014. – № 2 (27). – С. 99–106.
6. Тимофеева А.Л. История предпринимательства в России. Учебное пособие / А. Л. Тимофеева. – М., 2015. – 325 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ