Дидактическое обеспечение раздела "Функциональное программирование" в дисциплине "Языки программирования"
|
Введение 2
Глава 1. Функциональное программирование: история и развитие, подходы к преподаванию 6
1.1. История развития языков функционального программирования 6
1.2. Математические основы функционального программирования 13
1.3. Сравнение языков программирования 23
1.4. Анализ учебных курсов 27
Глава 2. Разработка дидактического обеспечения раздела «Функциональное программирование» 36
2.1. Раздел «Функциональное программирование» в рабочей программе
дисциплины «Языки программирования» 36
2.2. Методика преподавания раздела «Функциональное программирование» 39
2.3. Экспериментальное преподавание и его результаты 46
Заключение 48
Библиографический список 49
Приложение 1. Фрагмент РПД «Основы функционального программирования» в рамках дисциплины «Языки программирования» 51
Приложение 2. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Функциональное программирование» 56
Приложение 3. Опубликованная статья 91
Глава 1. Функциональное программирование: история и развитие, подходы к преподаванию 6
1.1. История развития языков функционального программирования 6
1.2. Математические основы функционального программирования 13
1.3. Сравнение языков программирования 23
1.4. Анализ учебных курсов 27
Глава 2. Разработка дидактического обеспечения раздела «Функциональное программирование» 36
2.1. Раздел «Функциональное программирование» в рабочей программе
дисциплины «Языки программирования» 36
2.2. Методика преподавания раздела «Функциональное программирование» 39
2.3. Экспериментальное преподавание и его результаты 46
Заключение 48
Библиографический список 49
Приложение 1. Фрагмент РПД «Основы функционального программирования» в рамках дисциплины «Языки программирования» 51
Приложение 2. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Функциональное программирование» 56
Приложение 3. Опубликованная статья 91
В большинстве вузов на направлениях, связанных с информационными технологиями, не изучается другие парадигмы, кроме императивной и объектно-ориентированной, а если изучаются, то им уделяется слишком мало внимания, что в определенной степени сужает кругозор и программистские компетенции обучающихся.
Необходимо изучать несколько парадигм программирования по нескольким причинам: улучшается понимание конкретного языка, расширяется активный запас полезных конструкций, появляется возможность более обоснованно выбрать язык для решения конкретной задачи, облегчается освоение нового языка [12].
Кроме того, главной задачей обучения в педагогическом вузе является подготовка студентов для их дальнейшей работы в школе. Исходя из этого, отбор содержания курса информатики в педагогическом вузе должен производиться с учетом концепции школьного курса информатики и его целей.
Причины для изучения функциональной парадигмы.
Первая — это противоречие между многообразием парадигм программирования и однобокостью в изучении языка одной парадигмы программирования.
Вторая состоит в недостаточной математической подготовке будущих учителей информатики (в аспекте изучения математических оснований парадигм программирования и состоянием практики обучения этому разделу в педагогическом вузе). Методическая система фундаментальной подготовки в области информатики будущих учителей информатики, базируется, прежде всего, на достаточно серьезном внимании не только к алгоритмическим методам решения задач, но и изучению обоснования этих методов — теории рассматриваемого вопроса. Успешная реализация методической системы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики невозможна без серьезной математической подготовки, так как большинство теоретических разделов курса информатики должны излагаться с применением формального математического аппарата.
Третья — наличие профессиональной литературы по функциональному программированию, и почти полное отсутствие таковой для педагогического вуза.
Все это приводит к основной проблеме, корни которой лежат в противоречии между необходимостью повышения уровня профессиональной подготовки учителей информатики (в аспекте формирования знаний о функциональном программировании) и состоянием развития теории и практики обучения этому разделу в дисциплинах, ориентированных на программирование, в педагогических вузах. Таким образом, можно говорить о необходимости специального исследования, направленного на ее устранение.
Поэтому и стоит изучать и заниматься функциональным программированием (ФП). К тому же его изучение даст возможность посмотреть на эту деятельность с другой стороны и покажет другой стиль написания программ. Представляется актуальным реализация дидактического (методического) обеспечения для раздела дисциплины «Языки программирования».
Выделенная проблема определила объект данного исследования: обучение программированию в вузах.
Предмет исследования: обучение функциональному программированию в рамках дисциплины «Языки программирования».
Цель исследования: дидактическое обеспечение раздела «Функциональное программирование» дисциплины «Языки программирования» для студентов университетов.
Для достижения цели исследования должны быть решены следующие задачи:
1. проанализировать литературу по проблеме исследования;
3. сравнить языки программирования, включающие данный подход;
4. провести анализ учебных курсов по функциональному программированию;
5. сформировать комплект задач для лабораторных работ по функциональному программированию;
6. разработать методику обучения элементам функционального программирования в рамках дисциплины «Языки программирования».
Решение поставленных задач потребовало привлечение следующих методов исследования: изучение и теоретический анализ учебной и специальной литературы; систематизация и обобщение изученной литературы, и разработка учебно-методических материалов для изучения функционального программирования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается:
1. в теоретическом обосновании целесообразности изучения функционального программирования;
2. в обосновании состава комплекта задач и разработке учебно-методического обеспечения раздела курса.
Практическая значимость исследования заключается в определении содержания теоретического материала и формировании комплекта задач, направленных на формирование специальных знаний и умений при изучении раздела дисциплины.
Структура и содержание работы соответствует логике научного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.
В первой главе: изучена история развития функционального программирования, произведен анализ известных языков программирования функциональной парадигмы, проанализирован опыт преподавания дисциплины в вузах и сети интернет, представлены результаты апробации.
Вторая глава содержит описание дидактического обеспечения раздела «Функциональное программирование».
В Приложении 1 представлен: фрагмент РПД «Основы функционального программирования». В приложении 2 представлено дидактическое обеспечение для раздела дисциплины «Языки программирования». Приложение 3 — скриншоты опубликованной статьи. Приложение 4 — диск с дидактическими материалами.
Необходимо изучать несколько парадигм программирования по нескольким причинам: улучшается понимание конкретного языка, расширяется активный запас полезных конструкций, появляется возможность более обоснованно выбрать язык для решения конкретной задачи, облегчается освоение нового языка [12].
Кроме того, главной задачей обучения в педагогическом вузе является подготовка студентов для их дальнейшей работы в школе. Исходя из этого, отбор содержания курса информатики в педагогическом вузе должен производиться с учетом концепции школьного курса информатики и его целей.
Причины для изучения функциональной парадигмы.
Первая — это противоречие между многообразием парадигм программирования и однобокостью в изучении языка одной парадигмы программирования.
Вторая состоит в недостаточной математической подготовке будущих учителей информатики (в аспекте изучения математических оснований парадигм программирования и состоянием практики обучения этому разделу в педагогическом вузе). Методическая система фундаментальной подготовки в области информатики будущих учителей информатики, базируется, прежде всего, на достаточно серьезном внимании не только к алгоритмическим методам решения задач, но и изучению обоснования этих методов — теории рассматриваемого вопроса. Успешная реализация методической системы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики невозможна без серьезной математической подготовки, так как большинство теоретических разделов курса информатики должны излагаться с применением формального математического аппарата.
Третья — наличие профессиональной литературы по функциональному программированию, и почти полное отсутствие таковой для педагогического вуза.
Все это приводит к основной проблеме, корни которой лежат в противоречии между необходимостью повышения уровня профессиональной подготовки учителей информатики (в аспекте формирования знаний о функциональном программировании) и состоянием развития теории и практики обучения этому разделу в дисциплинах, ориентированных на программирование, в педагогических вузах. Таким образом, можно говорить о необходимости специального исследования, направленного на ее устранение.
Поэтому и стоит изучать и заниматься функциональным программированием (ФП). К тому же его изучение даст возможность посмотреть на эту деятельность с другой стороны и покажет другой стиль написания программ. Представляется актуальным реализация дидактического (методического) обеспечения для раздела дисциплины «Языки программирования».
Выделенная проблема определила объект данного исследования: обучение программированию в вузах.
Предмет исследования: обучение функциональному программированию в рамках дисциплины «Языки программирования».
Цель исследования: дидактическое обеспечение раздела «Функциональное программирование» дисциплины «Языки программирования» для студентов университетов.
Для достижения цели исследования должны быть решены следующие задачи:
1. проанализировать литературу по проблеме исследования;
3. сравнить языки программирования, включающие данный подход;
4. провести анализ учебных курсов по функциональному программированию;
5. сформировать комплект задач для лабораторных работ по функциональному программированию;
6. разработать методику обучения элементам функционального программирования в рамках дисциплины «Языки программирования».
Решение поставленных задач потребовало привлечение следующих методов исследования: изучение и теоретический анализ учебной и специальной литературы; систематизация и обобщение изученной литературы, и разработка учебно-методических материалов для изучения функционального программирования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается:
1. в теоретическом обосновании целесообразности изучения функционального программирования;
2. в обосновании состава комплекта задач и разработке учебно-методического обеспечения раздела курса.
Практическая значимость исследования заключается в определении содержания теоретического материала и формировании комплекта задач, направленных на формирование специальных знаний и умений при изучении раздела дисциплины.
Структура и содержание работы соответствует логике научного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.
В первой главе: изучена история развития функционального программирования, произведен анализ известных языков программирования функциональной парадигмы, проанализирован опыт преподавания дисциплины в вузах и сети интернет, представлены результаты апробации.
Вторая глава содержит описание дидактического обеспечения раздела «Функциональное программирование».
В Приложении 1 представлен: фрагмент РПД «Основы функционального программирования». В приложении 2 представлено дидактическое обеспечение для раздела дисциплины «Языки программирования». Приложение 3 — скриншоты опубликованной статьи. Приложение 4 — диск с дидактическими материалами.
Сегодня в вузах, связанных с информационными технологиями, изучается преимущественно императивная парадигма. Но быстрое развитие ИТ в последнее время заставляет пересматривать цели курса информатики и ИКТ и вносить коррективы в его содержание. В этой работе сделана попытка взглянуть на раздел «Основы алгоритмизации и программирования» с точки зрения учебного курса «Функциональное программирование».
Цель настоящей работы заключалась в создании дидактических материалов обучения, раздела «Функциональное программирование» дисциплины «Языки программирования».
Приведём полученные результаты.
1. В ходе работы был проведён обзор литературы по теме исследования, преимущественно практического содержания.
2. Проведён анализ существующих курсов по данной тематике.
3. Описана методика преподавания раздела «Функциональное программирование».
4. Составлен дидактический комплект для изучения
программирования на языке F#.
5. Дидактические материалы представлены в Приложении 4 в виде веб-сайте, который при необходимости можно разместить в сети интернет.
6. Проведена успешная апробация в двух различных группах ПГГПУ.
7. По теме исследования написана и опубликована статья, состоялось выступление на конференции.
Задачи решены в полном объеме, цель достигнута - созданы дидактические материалы для обучения студентов разделу «Функциональное программирование» дисциплины «Языки программирования».
Перспективы данной темы заключаются в дальнейшем изучении функционального программирования, и добавление раздела «Функциональное программирование» в дисциплину «Языки программирования», а также для использования материала в преподавании студентам ПГНИУ .
Цель настоящей работы заключалась в создании дидактических материалов обучения, раздела «Функциональное программирование» дисциплины «Языки программирования».
Приведём полученные результаты.
1. В ходе работы был проведён обзор литературы по теме исследования, преимущественно практического содержания.
2. Проведён анализ существующих курсов по данной тематике.
3. Описана методика преподавания раздела «Функциональное программирование».
4. Составлен дидактический комплект для изучения
программирования на языке F#.
5. Дидактические материалы представлены в Приложении 4 в виде веб-сайте, который при необходимости можно разместить в сети интернет.
6. Проведена успешная апробация в двух различных группах ПГГПУ.
7. По теме исследования написана и опубликована статья, состоялось выступление на конференции.
Задачи решены в полном объеме, цель достигнута - созданы дидактические материалы для обучения студентов разделу «Функциональное программирование» дисциплины «Языки программирования».
Перспективы данной темы заключаются в дальнейшем изучении функционального программирования, и добавление раздела «Функциональное программирование» в дисциплину «Языки программирования», а также для использования материала в преподавании студентам ПГНИУ .
Подобные работы
- Информационное обеспечение процесса обучения программированию на языках высокого уровня в Республике Таджикистан
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Общая психология»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Использование метода проектов при обучении программированию в курсе информатики
Диссертация , информатика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Общая психология»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ВУЗА НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - РАЗРАБОТКА МНОГОПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ТРЕНАЖЕРОВ В УСЛОВИЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2019 - Разработка контента учебно-методического комплекса по «Математической статистике» для магистров строительных специальностей
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Моделирование системы управления процессом обучения иностранному языку на основе интерактивных IT-средств
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - РАЗРАБОТКА ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТАЛЛОРЕЖУЩИЕ СТАНКИ И СТАНОЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018



