Введение 4
1 Я концепция и психологическая разумность современных
старшеклассников 10
1.1 Психологические исследования юности. Особенности современного
взросления 10
1.2 Я-концепция, ее формирование и особенности в юности 12
1.3 Понятие психологической разумности 20
1.4 ГИА - форма итоговой аттестации 27
1.5 Постановка проблемы, гипотез и задач исследования 28
2 Организация и методы исследования 31
2.1 Характеристика выборки 31
2.2. Обоснование выбора методического материала исследования 31
2.3 Обоснование статистических методов исследования 35
3 Анализ и обсуждение результатов исследования 36
3.1 Взаимосвязи характеристик Я - концепции и психологической разумности
старшеклассников 36
3.2 Взаимосвязи и структура характеристик Я -концепции и психологической
разумности старшеклассников с результатами ГИА 39
3.2.1 Взаимосвязи характеристик Я -концепции и психологической разумности
старшеклассников с результатами ГИА 39
3.2.2 Структура характеристик Я - концепции и психологической разумности
старшеклассников с результатами ГИА 41
3.3 Группы старшеклассников, различающиеся уровнем позитивности Я-
концепции и психологической разумности 43
3.4 Взаимосвязи Я-концепции и психологической разумности в группах
старшеклассников, различающиеся уровнем их выраженности 48
3.4.1 Взаимосвязи Я- концепции и психологической разумности в группе
старшеклассников со средним уровнем позитивности Я концепции и уровнем психологической разумности выше среднего 48
3.4.2 Взаимосвязи Я- концепции и психологической разумности в группе старшеклассников с очень высоким уровнем Я-концепции, и высоким уровнем психологической разумности 51
3.4.3 Взаимосвязи Я-концепции и психологической разумности в группе
старшеклассников с высоким уровнем Я концепции и низким уровнем психологической разумности 56
3.5 Взаимосвязи Я- концепции и психологической разумности с результатами
ГИА в группах 58
3.5.1 Взаимосвязи Я- концепции и психологической разумности с результатами ГИА в
группе старшеклассников со средним уровнем Я-концепции и психологической разумностью выше среднего 58
3.5.2 Взаимосвязи Я- концепции и психологической разумности с результатами ГИА в
группе старшеклассников с очень высоким уровнем Я концепции и высоким уровнем психологической разумности 59
3.5.3 Взаимосвязи Я- концепции и психологической разумности с результатами ГИА
в группе старшеклассников с высоким уровнем Я-концепции, и низким уровнем психологической разумности 60
Выводы 62
Заключение 65
Литература 67
Приложения 72
Обязанность современного общества создать подростку «социальную ситуацию развития», среду общения, поле деятельности, адаптировать подростков к современным условиям жизни, сформировать умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, развить творческие способности. Ведь соответствующий период возрастного развития характеризуется проявлением талантов, поиска самого себя, своего внутреннего «Я» и формированием у каждого собственных представлений об окружающем мире, самостоятельностью.
К старшим классам юноши и девушки все чаще задумываются о том, каким станет их будущее. В это время активно формируется их самосознание, собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения (Л.С.Выготский, 1972, Э.Эриксон 1994). Особенностью взросления подростка является то, что у него появляется более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выготский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста. (Выготский, 1984).
Образ Я, как психологическое новообразование возраста, претерпевает ряд изменений, формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения.
Впервые понятие Я-концепции определил, как сложившееся представление человека о самом себе, как о человеке и личности, американский психолог У. Джеймс («Принципы психологии», 1890 г.) В современной
психологии широко используются близкие к нему термины «Образ Я», «картина Я» (В. Ротенберг, 2000),
Основатель гуманистической психологии, К. Рождерс, "Я-концепцию", или "Самость", определяет как гештальт, который состоит из восприятия себя и своих взаимоотношений с другими людьми, а также из ценностей "Я".
Один из его последователей Р. Бернс, рассматривает Я-концепцию, как динамичную систему представлений человека о самом себе, в которую входит собственно осознание своих физических, интеллектуальных, эмоциональных и других качеств, а также самооценка, и субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов (Бернс, 1986).
Близко к этим определениям понимание Я-концепции отечественного психолога, А.М Прихожан. как результата, итогового продукта процессов самосознания. (А. М. Прихожан 2011) Она указывает на важность принятия ребенка взрослым, как фактор, необходимый для формирования позитивной Я- концепции личности. Именно эти концепции мы будем рассматривать как основные в рамках нашей работы.
В отечественной психологии в качестве синонима Я-концепции часто используется термин самосознание. (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Д. А. Леонтьев, В. В. Столин, А. А. Реан) однако в ходу и термин Я-концепция (А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998, Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. 2003, И.М. Кондаков, 2000.).
Я-концепцию в процессе ее развития в онтогенезе исследовали Л. И. Божович (1978), Мухина B.C.( 1998) И. С. Кон (1989, 2011), Дубровина (1987), Прихожан А.М. (2007) и др.
Я-концепцию мы рассматриваем на примере юношеского возраста, поскольку он является периодом интенсивного развития самосознания, оказывающего значительное влияние на становление личности в целом (Э. Эриксон, 2000).
Исследованием становления Я-концепции в этом возрасте занимались И.С. Кон, В. Хрипкова, Ж.А. Максименко, А.В. Маркина. Отмечается, что в юношеском возрасте развивается способность к постановке перспективных задач самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации (В. Хрипкова, 1989). И.С. Кон, указывает, что центральный психологический процесс в юношеском возрасте - это развитие самосознания, побуждающее личность соизмерять все свои стремлениями и поступки со значимыми принципами и образом собственного Я (И.С. Кон, 2000). Максименко Ж.А., Маркина А.В. связывают формирование Я-концепции в юношеском возрасте с формированием коммуникативных навыков (2007).
В ходе жизни человек познает себя и накапливает знания, которые составляют содержательную часть его представлений о себе - его Я концепции. Однако знания о себе самом ему естественно небезразличны: то, что в них раскрывается, становится объектом его эмоций. Это отношение - человека к собственному Я фиксирует относительно новое понятие психологическая разумность (англ. psychological mindedness), термин был впервые предложен в Менингерской клинике в качестве значимой предпосылки успешного прохождения больными психотерапии. Существует множество определений данного понятия. Одним из первых учёных, определивших термин психологическая разумность, был С.А. Аппельбаум (1973). Как и другие исследования психологической разумности, его работы не переведены на русский язык. В отечественной психологии ею стали заниматься лишь недавно (М.А. Новикова, Т.В. Корнилова 2013). Психологическую разумность, авторы связывают с тем, в какой степени человек эмоционально включен в построение собственного образа Я. Психологическая разумность подразумевает под собой такую психологическую характеристику, которая отражает степень доступности личности ее внутреннего опыта, ее переживаний и их содержания, того, насколько они интересны личности . Как можно заметить, данный термин подчеркивает важность прояснения человеком своих мыслей и чувств. Для отечественно психологии более привычным является другое понимание данного термина: как предрасположенность к рефлексии личностью своих и чужих мыслей и чувств.
Проблема исследования. При наличии значительного количества исследований Я-концепции:
- общепсихологических (К.Роджерс, понимающий Я-концепцию как самость (1994), Э.Эриксон, предпочитающий термин идентичность (1996), В.В.Столин, использующий для ее обозначения термин самосознание(1983),
-психолого-педагогических исследований ее развития: Э.Эриксон (1996, 2000), Р.Бернс (1986), И.С.Кон (2011), Х.Ремшмидт (1994), Л.И Божович (1978), B. С, Мухина (1998) и другие
- в связи с развитием коммуникативных способностей в детском и юношеском возрасте (Максименко Ж.А., Маркина А. В., 2007),
-в связи с проявлением асоциального и девиантного поведения у подростков (Г.М. Миньковский, 1987 , Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова C. Ю.,1990),
- в связи с эмоциональными проблемами (Изард К.Э., 2000; Лебединский В.В.,1985).
недостаточной проясненности нового для российской психологии понятия психологическая разумность, представленного только работой М.А. Новиковой и Т.В. Корниловой (2013).
Я-концепция старшеклассников в связи с психологической разумностью, как новым для отечественной психологии феноменом, не изучалась. Так как ведущей деятельностью в старшем школьном возрасте является учебно-профессиональная деятельность, ГИА, подводя ее итоги, имеет непосредственное отношение к личности учащихся и ее важнейшим аспектам Я- концепции и психологической разумности.
Это определяет новизну и актуальность нашего исследования.
Предмет: исследования - особенности Я-концепции в связи с психологической разумностью и результатами ГИА старшеклассников
Объект: Я концепция старшеклассников
Цель исследования: выявить особенности Я-концепции старшеклассников в связи с психологической разумностью и ее измерениями. Гипотеза - В отношении Я концепции можно говорить о ее завышенности или заниженности, реалистичности -нереалистичности. К психологической разумности эти определения неприменимы, ее измерения составляют шкалы, свидетельствующие о способностях познавать себя, открываясь опыту, обсуждая проблемы и т.д. На основании этого можно предположить, что
1. Я-концепция и психологическая разумность в общей выборке представляют собой достаточно автономные феномены
2. Существуют группы учащихся, различающиеся уровнем Я- концепции и психологической разумности
- группа с высоким уровнем как Я-концепции, так и психологической разумности
- группа с высоким уровнем Я концепции и низким = психологической разумности
- группа с высоким уровнем психологической разумности и низким
- Я концепции
3. психологическая разумность предполагает успешность ГИА
Цель, объект, предмет и гипотеза позволили выделить следующие задачи:
- установить взаимосвязь характеристик Я-концепции и психологической разумности старшеклассников,
- выявить группы старшеклассников, различающиеся мерой позитивности Я-концепции и уровнем психологической разумности,
- установить различия групп старшеклассников, различающиеся мерой позитивности Я-концепции и психологической разумности, по частным характеристикам Я-концепции и психологической разумности.
- Установить взаимосвязи Я- концепции психологической разумности с результатами ГИА в группах
В работе были использованы следующие методики:
1. Личностный опросник «Я-концепция» Е.Пирс и Д.Харрис, модифицированный А.М.Прихожан (2007)
2. Шкала «Психологической разумности». Разработана Конте (1990), валидизирована М.А. Новиковой и Т.В.Корниловой (2013)
Методологической основой нашего исследования являются работы Р. Бернса о структурных компонентах Я-концепции и факторах, влияющих на её формирование; концепция психологического развития личности Э. Эриксона, работы Л.С.Выготского Б. Г. Ананьева, И. С. Кона, А. К. Роджерса о психологических особенностях развития Я-концепции у старших подростков.
В работе мы использовали следующие методы:
• метод анализа литературы по теме исследования;
• методы психодиагностики (анкетирование, тестирование;
• методы математической обработки данных.
В первой главе настоящей работы мы рассмотрим проблему современного взросления, психологические исследования юности, формирование Я- концепции и особенности Я-концепции в ранней юности, понятие психологической разумности как аспект характеристики Я- концепции, а также психологический смысл ГИА.
Вторая глава посвящена описанию программы экспериментальной работы, обоснованию выбранных нами методик исследования и методов статистической обработки данных.
В третьей главе подробно описываются полученные результаты, описание сопровождается иллюстративным материалом в виде таблиц. Полученные результаты анализируются и обсуждаются.
Заключительная глава содержит выводы настоящего исследования и обобщённую итоговую оценку проделанной работы.
Подростковый возраст и юность являются особенными в жизни человека. В этом возрасте у человека укрепляется понимания о мире, появляется осознание своего места среди людей, формируется я-концепция.
Подросток учится оценивать свои качества и особенности, и делает он это в общении, через которое формируется и более глубокое понимание поступков других людей. В этот период вопросы, связанные со стремлением к сохранению или повышению своей самооценки, самоуважения, положительного образа себя, приобретают особую актуальность. Он накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе - его Я концепции.
Степень доступности личности ее внутреннего опыта, ее переживаний и их содержания, того, насколько они интересны личности, в какой степени человек эмоционально включен в построение собственного образа Я подразумевает психологическая разумность. Способность личности к самоанализу, самонаблюдению и самопониманию охватываются конструктом психологической разумности.
Позитивная и адекватная Я-концепция и высокий уровень психологической разумности может пригодиться подростку в дальнейшем для успешной сдачи ГИА.
В связи с изложенным изучение особенностей взросления, становления Я -концепции и психологической разумности в подростковом возрасте приобретает особую значимость.
В настоящем исследовании был поставлен вопрос о взаимосвязи характеристик Я-концепции и психологической разумности старшеклассников и влияние их на результаты ГИА а также о существовании групп учащихся, различающиеся уровнем Я-концепции и психологической
Наше исследование показало, что Я-концепция и психологическая разумность, которые при поверхностном взгляде могут казаться сходными феноменами, на самом деле различаются между собой, а также по-разному соотносятся с успешностью ГИА. Существуют группы учащихся с различным уровнем выраженности я-концепции и психологической разумности.
Полученные результаты могут быть положены в основание психологической помощи подросткам с целью корректировки и формирования Я-концепции. Возможно провести тренинг по психологической разумности, цикл бесед, особенно для групп с низким ее уровнем.
Провести ряд бесед с учителями относительно недостаточной вовлеченности подростков в процесс учения, сделать учебу более осмысленной.
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с. - (Серия «Мастера психологии»)
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980.
Т.1. Т.2.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М: Юрайт, 2012, -156 с.;
4. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2013. - с.333-393;
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1995.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер.
2008. с. 351—352.
7. Выготский Л.С., Проблема возрастной периодизации психического развития // Вопросы психологии, 1972. - №2. - с. 14-23;
8. Выготский Л.С. Проблема возраста_ Собрание сочинений: Т.4. - М.: Педагогика, 1984.
9. Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. с. 368
10. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. М.: Педагогика, 1987
11.Золотухина М. Взросление по-американски: смена вех // «Отечественные записки». 2014. № 5 (62).
12. Изард К.Э.Психология эмоций/Перев. с англ.-СПб: Издательство «Питер».1999
13. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. с. 45-57.;
14. .Кон И.С. Категория "Я" в психологии // Психологический журнал. - 1981. - Т. 2, № 3. с.25-37;
15. .Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.:Юрайт , 2011 с.383;
16. Кон И.С. «Психология ранней юности» М, Просвещение, 1989, 2011,
17. Корнилова Т.В., Новотоцкая-Власова Е.В. Соотношение уровней нравственного самосознания личности, эмоционального интеллекта и принятия неопределенности // Вопросы психологии. 2009. № 6. С. 61-70.
18. Корнилова Т.В., Чумакова М.А., Корнилов С.А., Новикова М.А. Психология
неопределенности: единство интеллектуально-личностного потенциала
человека. М.: Смысл, 2010.
19 . Корнилова Т.В., Новикова М.А. Самооценка в структуре интеллектуально-личностного потенциала человека // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 2. С. 25-35
20. Корнилова Т.В. Психология неопределенности: единство интеллектуально-личностной регуляции решений и выборов // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 3. С. 89-100.
21. Корнилова Т.В., Корнилов С.А. Интуиция, интеллект и личностные свойства (результаты апробации шкал опросника С. Эпстайна) // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 28. С. 5. URL: http:// psystudy.ru
22. Максименко Ж.А., Маркина А.В. Отражение коммуникативных и организаторских способностей в Я-концепции коммуникативно успешных подростков // Вестник Университета (Государственный Университет Управления). - 2007. - № 7
23. Мухина B.C, Хвостов А.А. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность Хрестоматия. Издательство: Академия 2007
24. Новикова М.А, Корнилова Т.В.. Психологическая разумность в структуре интеллектуально-личностного потенциала Психологический журнал, 2013, том 34, № 6, с.63
25. Новикова М.А. Корнилова Т.В. Шкала психологической разумности 2013 икЕ:<Фйр:/^у1аЬ.ш1Ь/1Ыех.рЬр?йАе=Шкала «Психологической разумности»&oldid=9172»
26. Никитина, Е.А. Психолого-педагогические условия развития Я-концепции одаренных старшеклассников Текст.: дис. канд. психол. наук / Е.А. Никитина. Курс, 2008. - 180 с.;
27. Петровский А.В. Ярошевский М.Г.Основы теоретической психологии М.: ИНФРА-М, 1998.
28. Психологическая диагностика / Под ред. K.M. Гуревича, Е.М. Борисовой. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011.-368 с.;
29. Прихожан А.М. Психология сиротства, 3-е издание. - Санкт-Петербург : Питер, 2007
30. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Моск. психолого-соц. ин-т; Воронеж: Изд- во НПО «МОДЭК». 2000
31. Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. — М.: АНО «ПЭБ», 2007. — 56 с.
32. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // на пороге взросления: сб. научных статей / Ред. Л.Ф. Обухова, И.А.Корепанова. М.: МГППУ. 2011. С. 14—22.;
33. Реан А.А Психология личности СПб.: Питер, 2013. — 288 с
34. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб: Питер, 2010.
35. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности Текст. : пер. с нем. / Х. Ремшмидт. - Москва : Мир, 1994. с 320, 212;
36. Роджерс К. Гуманистическая психология. Теория и практика. Издательство: «МОДЭК», «НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет»
2013 37.Роджерс Карл, Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994. - 480 с.;
38. Рубинштейн, С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь СПб.: Питер , 2012. - 240 с.166;
39. Слободчиков И.М. Переживание одиночества в рамках формирования "Я- концепции" подросткового возраста (фрагмент) // Психологическая наука и образование № 1, 2009;
40. Слободчиков, В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Основы психологической антропологии. М.: Школа-Пресс,1995. - 384с;
41. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: МГУ, 1983г, 284с.
42. Толстых Н.Н. Тенденции изменения мотивации и временной перспективы российских подростков // Ребенок в современном обществе / Под ред. Л.Ф. Обуховой И.А. Корепановой. М.: МГППУ. 2007. С. 142—150.;
43. Толстых Н.Н., Прихожан А.М. Психология подросткового возраста. М.: ЮРАЙТ.2016. -406 c.;
44. Толстых Н.Н. Консультативная психология и психотерапия, 2015, № 4с.7-22
45. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности: Избр. психол. тр. Текст. / Д.И. Фельдштейн. Воронеж: Изд-во Института практич. психологии»,
1996. - 512с.;
46. Халикова Л.Р., Шафигуллина Р.Р.. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся при подготовке к ЕГЭ: Учебно-методическое пособие /Уфа: Издательство ИРО РБ, 2012 - 204 с.
47. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.; 1997.
48..Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема // Иностранная психология. 1996. № 7. С. 71-77. 13
49. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно - исторической теории Л.С. Выготского). - М.: Тривола, 1994. - 253 с.;
50. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис . - М.: Прогресс, 2014. - 342 с.;
51. Appelbaum S. Psychological-mindedness: word, concept and essence // International Journal of Psychoanalysis. 1973. V. 54. P. 35-46.
52. Nyklicek I., Denollet J. Development and evaluation of balanced index of psychological mindedness (BIPM) // Psychological Assessment. 2009. № 1. P. 32¬
53. urnal of Psycfoanalysis. 1973. V. 54. P. 35-46.
54. Mayer J., Panter A., Caruso D. Does personal intelligence exist? Evidence from a new ability-based measure // Journal of Personality Assessment. 2012. № 94. P. 124-140.
55. Beitel M., Cecero J. Predicting psychological mindedness from personality style and attachment security // Journal of Clinical Psychology. 2003. № 59. P. 1-10. 16.
56. Beitel M., Ferrer E., Cecero J. Psychological mindedness and cognitive style // Journal of Clinical Psychology. 2004. V. 60 (6). P. 567-582.