Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МАТЕМАТИКЕ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Работа №57679

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
465
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития интереса младших школьников к математике в процессе выполнения занимательных задач 6
1.1 Сущность интерактивных технологий в аспекте ФГОС НОО 6
1.2 Классификация интерактивных методов обучения младших школьников 12
1.3 Применение интерактивных технологий в процессе обучения учащихся начальных классов математике 17
1.4 Особенности развития интереса младших школьников к математике 24
1.5 Роль занимательных задач в развитии интереса младших школьников к математике 29
1.6 Приемы составления и использования занимательных задач 38
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности развития интереса младших школьников к математике в процессе выполнения занимательных задач 44
2.1 Организация и методы исследования. Характеристика уровня развития интереса к математике у младших школьников 44
2.2 Разработка и апробирование уроков с использованием занимательных задач в процессе обучения младших школьников математике 47
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 57
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложения 68


Актуальность исследования состоит в том, что важнейшим средством формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики являются занимательные задачи. Занимательность связана с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, воздействующих на человека, на школьника. В этой природе занимательности заключены чрезвычайно значимые для познавательного интереса, а значит и для формирования познавательной активности, элементы, которые могут вызвать чувство удивления, являющееся началом всякого познания.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в младшем школьном возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики и сделать это можно используя игровые моменты и занимательные задания в обучении.
В математической литературе, в учебниках всегда уделялось большое внимание занимательным задачам, так как считалось, что элемент занимательности облегчает обучение. К занимательным относятся задачи с интересным содержанием или нетрадиционными формами решения. Решение занимательных задач способствуют развитию мыслительных операций. При выполнении таких заданий развивается интуиция, творчество, воспитывается усидчивость, развиваются различные виды памяти, пространственное и 3
образное мышление.
Через занимательную задачу естественно ввести проблемную ситуацию. Разрешив систему специально подобранных задач, ученик знакомится с существенными элементами новых алгоритмов, овладевает новыми техническими элементами. Применять математические знания в жизненных ситуациях учат соответствующие практические задачи.
Проблемой исследования занимались: М.Ю. Шуба «Занимательные задания в обучении математике» [27], О.А. Холодова «Юным умникам и умницам» [30], Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике»[7], П.И. Сорокин «Занимательные задачи по математике в начальных классах»[22] и многие другие.
Цель исследования: разработать систему занимательных задач для учащихся 3 класса и проверить её эффективность.
Объект исследования: интерес младших школьников к математике.
Предмет исследования: развитие интереса младших школьников к математике в процессе выполнения занимательных задач.
Гипотеза: предполагаем, что если использовать в процессе обучения разнообразные занимательные задачи, то уровень интереса к урокам математики у учащихся младших классов повысится.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развития интереса младших школьников к математике.
2. Раскрыть роль занимательных задач в развитии интереса младших школьников к математике.
3. Изучить приемы составления и использования занимательных задач.
4. Дать характеристику уровню развития интереса к математике у младших школьников.
5. Разработать и апробировать уроки с использованием занимательных задач в процессе обучения младших школьников математике.
6. Проверить эффективность опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, беседа с детьми, наблюдение за учебным процессом, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка данных.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №29» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан. В эксперименте приняли участие дети младшего школьного возраста в количестве 25 человек.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и материалы исследования могут быть использованы студентами и педагогами учебных заведений, учителями начальной школы при планировании и организации уроков математики, внеклассных мероприятий, занятий математического кружка и других форм работы с учащимися.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Познавательный интерес можно рассматривать с разных сторон: как мотив учения, как устойчивую черту личности, как сильное средство обучения. Для того чтобы активизировать учебную деятельность школьника нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес и как мотив, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения. Лишь тогда, когда та или иная область науки, тот или иной учебный предмет представляются человеку важными, значительными, он с особым увлечением занимается ими, старается более глубоко и основательно изучить все стороны тех явлений, событий, которые связаны с интересующей его областью знаний.
Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Основу занимательности, используемой на уроках математики, должны составлять задачи, непосредственно связанные с программным материалом. Учебные задачи занимательного характера ценны тем, что они наряду с привитием школьникам интереса к учению способствуют также определенному накоплению учебных знаний, умений и навыков.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую и методико-математическую литературу по развитию интереса младших школьников к математике, мы выяснили, что эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно подготовить ребенка к выполнению занимательных заданий и, кроме того, учитывать его возрастные особенности в процессе обучения.
Достоинство многих занимательных задач заключается в том, что при их решении у ученика часто возникает необходимость менять ход мысли на обратный. Умение менять ход мысли на обратный - ценное качество ума. Занимательные задания способствуют формированию гибкости ума, освобождению мышления от шаблонов.
Занимательные задачи являются одним из основных средств формирования познавательного интереса к предмету и могут активно использоваться учителями на уроках математики.
В процессе опытно-экспериментальной работы была проверена правильность предположения о том, что занимательные задания положительно влияют на развитие интереса к математике.
Констатирующий этап показал, что у большинства учащихся средний уровень интереса к математике.
С целью повышения уровня интереса к математике был организован и проведен формирующий этап опытного обучения с использованием занимательных задач, по окончанию которого было проведено контрольное анкетирование для выявления уровня интереса к математике у учащихся 3 «Г» класса.
При выборе занимательных задач учитывались дидактические принципы обучения: задания была взаимосвязаны с изучаемым материалом, они были интересны учащимся, а также преобладали задания на сообразительность. Большинство заданий были взяты из книги Михаила Юрьевича Шубы «Занимательные задания в обучении математике».
Наблюдения на занятиях показали, что занимательные задачи имеют большое значение именно в работе с младшими школьниками, так как многие дети невнимательны, забывчивы (в силу возрастных особенностей), занимаются посторонними делами, рассеянны, легко отвлекаются от поставленной учителем задачи. Наблюдения также показали, что во время использования занимательных задач большинство учеников работало на уроке с огромным интересом и энтузиазмом.
Включение занимательных задач в уроки математики показало устойчивую тенденцию к существенному повышению интереса к данному предмету.
Таким образом, гипотеза была проверена и подтверждена на практике: использование разнообразных занимательных задач способствуют повышению уровня интереса к урокам математики у младших школьников.


1. Адильбекова А. К. Интерактивные методы обучения и их
классификация -
http://www.rusnauka.com/16_NPRT_2013/Pedagogica/5_138923.doc.htt
2. Арутюнов Ю. С. О классификации активных методов обучения // V Межведомственная школа-семинар по интенсивным методам обучения. - Рига, 2003. - С.11-15.
3. Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2011. - 254 с.
4. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как
средство формирования ключевых компетенций. -
http://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metody-obucheniya-kak- sredstvoformirovaniya-klyuchevyh-kompetentsiy
5. Кашлеев С. С. Технология интерактивного обучения. - М.: Академия, 2010. - 196с.
6. Коротаева Е. В. Психологические основы педагогического взаимодействия. Учебное пособие. - М.: Изд-во «Профит Стайл», 2014. - 310 с.
7. Корнеева Л. И. Современные интерактивные методы обучения: зарубежный опыт // Университетское управление. - 2004. - №4. - С. 78-83.
8. Леонова Н. С. Обучение как средство реализации творческих способностей учащихся // Творческие ориентиры, педагогическая мастерская. Все для учителя! - 2013. - № 6. - С. 36-40.
9. Литовка Е. И., Синяк И. И. Интерактивные методы обучения как средство учебно-познавательной деятельности учащихся. - Свислочь: РУМК, 2011. - 39с.
10. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2006. - 168 c.
11. Насибуллов Р. Р. Интерактивные формы обучения на уроках в начальной школе / Материалы Международной научно -практической конференции: «Актуальные вопросы современной педагогической науки». - Казань, 2013. - С. 196-198.
12. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. Пособие для учителя. - М.: Лань, 2007. - 68 с.
13. Омарова Р. С., Ушуров Е. А. Развитие системы общего среднего образования в современном мире. Учебное пособие. - М.: Владос, 2013.- 112 с.
14. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2012. - 272 с.
15. Поляков С.Д. В поисках педагогической инновации. - М.: Дрофа, 2011. - 176 с.
16. Романовская М. Б. Проекты в младших классах // Завуч начальной школы. - 2007. - № 6. - С.28-32.
17. Суворова Н. Н. Интерактивное обучение: Новые подходы. - М.: Академия, 2005. - 110 с.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373
19. Черкасова И. И., Яркова Т. А. Интерактивная педагогика - http://tgspa.ru.
20. Агафонова И.Н. Учимся думать. Сб. занимательных логических задач, тестов и упражнений: учебное пособие. - СПб.: Мим-Экспресс, 2007. - 455 с.
21. Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. - 2014. - № 5. - С. 36-41.
22. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение, 2012. - 562 с.
23. Вергелес Г.И. Младший школьник: помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2000. - 157 с.
24. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика- пресс, 1999. - 533 с.
25. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2013. - 148 с.
26. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. М.: Просвещение, 2007. - 64 с.
27. Зубрилин А.А. Дидактические принципы использования занимательности в обучении // Информатика и образование. - 2012. - № 10. С. 76-79.
28. Игнатьев Е.И. Психология младшего школьника. - М.: Проспект, 2000. - 336 с.
29. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. М.: Наука, 2005. - 64 с.
30. Истомина Н.В. Методика обучения математике в начальных классах. Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2001. - 288 с.
31. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой (Материал для классных и внеклассных занятий). - М.: Просвещение, 1981. - 112 с.
32. Кузнецов Б.М. Воспитание интереса к изучению математики в школе. - Иркутск: Издательство Иркутского университета, 2009. - 131 с.
33. Кухарь А.В. Некоторые пути формирования познавательного интереса у учащихся 3-4 классов // Математика в школе. - 1995. - № 5. - С. 21.
34. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
35. Матюхина М.В., Спиридонова С.Б. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: Учебное пособие.
- Волгоград: Перемена, 2015. - 215 c.
36. Метельский Н.В. Дидактика математики: общая методика и ее проблемы. - Минск: Издательство БГУ, 2002. - 308 с.
37. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение, 2005. - 574 с.
38. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М.: Просвещение, 2009. - 95 с.
39. Новиков А.М. Методология игровой деятельности. М.: Эгвес, 2006. - 48 с.
40. Савинов С.В. Нестандартные уроки в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2000. - 89 с.
41. Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике в начальных классах. М.: Просвещение, 2005. - 442 с.
42. Сухарева Л.С. Интересные задания по математике для 3 класса. М.: Ранок, 2012. - 32 с.
43. Сухих И.Г. Занимательные материалы: 1 - 4 класс. М.: ВАКО, 2005. - 224 с.
44. Тихомирова Л.Ф. Математика в начальной школе: развивающие игры, задания, упражнения. М.: Сфера, 2012. - 94 с.
45. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1998. - 472 с.
46. Царева С.Е. Нестандартные виды работы с задачами на уроке как средство реализации современных педагогических концепций и технологий // Начальная школа. - 2004. - №7. - С. 45-47.
47. Чиверская Л.Н. Формирование мыслительных операций у младших школьников на уроках математики. - Ульяновск, УИПК ПРО, 2006.
- 108 с.
48. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. М.: Просвещение, 1994. - 222 с.
49. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования
66
познавательного интереса учащихся. - М.: Просвещение, 2005. - 160 с.
50. Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. М.: РОСТкнига, 2015. - 64 с.
51. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Просвещение, 1994. - 214 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ