ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ 6
1.1. Понятие и задачи эстетического воспитания в обучении математике 6
1.2. Понятие красоты в математике 9
1.3. Эстетическое воспитание учащихся в методико-математических исследованиях
13 ГЛАВА 2. ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 21
2.1. Содержание и формы внеурочной работы по математике для учащихся 5-6-х
классов 21
2.2. Примеры внеурочных мероприятий по математике, ориентированных на
эстетическое воспитание школьников 5-6-х классов 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
В процессе формирования гармоничной личности особое место занимает эстетическое воспитание учащихся. Очень сложно переоценить роль математики как учебного предмета в эстетическом воспитании учащихся, так как потенциал математики огромен. Математика богата красивыми формулами, рассуждениями (доказательствами, красивыми решениями задач), ценность которых достаточно велика для эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание органически связано с термином «эстетика», обозначающим науку о прекрасном [18]. «Эстетическое воспитание - это выработка и совершенствование в человеке способностей воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты» [6].
Действенное раскрытие эстетического потенциала в школьном курсе математики предполагает:
1. Полноценное восприятие обучающимися математической красоты, развитие их эстетических чувств, эстетического вкуса средствами образного мышления и логической культуры.
2. Формирование ценностной ориентации личности в ее стремлении к «прекрасному» через овладение ею действительностью при помощи геометрического материала.
3. Развитие творческих способностей учащихся и формирование их
познавательного интереса, а также вырабатывание положительного отношения к предмету, то есть формирование элементов эстетической культуры.
Проблема эстетического воспитания во внеурочной деятельности приобретает сейчас особую важность, т. к. целью образования становится раскрытие творческого потенциала граждан. В концепции ФГОС указывается, что организация занятий по направлениям внеурочной деятельности должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса, что «позволит в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования». Это подчеркивает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования является внеурочная работа по математике в 5-6-х классах, предметом - технологии реализации эстетического воспитания обучающихся во внеурочной работе по математике.
Гипотеза исследования - внеурочные мероприятия являются эффективным инструментом для эстетического воспитания учащихся.
Цель исследования: рассмотреть возможности внеурочных мероприятий по математике в реализации эстетического воспитания учащихся.
Задачи исследования:
1. Проанализировать учебную и методическую литературу для выделения и формирования основных задач по заданной теме как средство организации процесса эстетического воспитания во внеурочной работе по математике.
2. Выделить способы реализации эстетического воспитания во внеурочной работе по математике.
3. Представить примеры внеурочных мероприятий, ориентированных на эстетическое воспитание школьников 5-6-х классов.
Для достижения поставленной цели и решения сформулированных задач использованы психолого-педагогические методы исследования:
1. Анализ педагогической, психологической и методической литературы.
2. Изучение и обобщение педагогического опыта учителей математики 5-6-х классов.
3. Опытно-экспериментальная работа.
Апробация разработанных материалов проводилась на базе 5-6-х классов в МАОУ «Бардымская гимназия им. Габдуллы Тукая».
Практическая значимость: материалы работы могут быть использованы учителями с целью организации внеурочной деятельности учащихся.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, содержащей две главы, заключения, списка литературы из 40 наименований.
Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы, база исследования, указана практическая значимость.
В первой главе «Теоретические аспекты эстетического воспитания учащихся при обучении математике» рассматриваются понятие и задачи эстетического воспитания, понятие красоты в математике, а также эстетическое воспитание учащихся в методико - математических исследованиях.
Во второй главе «Внеклассная работа по математике как средство эстетического воспитания учащихся» описываются содержание и формы внеурочной работы по математике для учащихся 5-6-х классов, а также приводятся примеры внеурочных мероприятий, ориентированных на эстетическое воспитание школьников.
В заключении изложены результаты и выводы по проведённому теоретическому и экспериментальному исследованиям.
Внеурочная работа по математике является эффективным средством формирования эстетического воспитания школьников 5-6-х классов.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
1. Проанализирована учебная и методическая литература для выделения и формирования основных задач по заданной теме как средство организации процесса эстетического воспитания во внеурочной работе по математике.
2. Выделены способы реализации эстетического воспитания во внеурочной работе по математике.
3. Представлены примеры внеурочных мероприятий, ориентированных на эстетическое воспитание школьников 5-6-х классов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что возможности внеурочной деятельности в привитии эстетических качеств учащимся достаточно велики и значимы.
1. Азевич А. И. Двадцать уроков гармонии: гуманитарно¬
математический курс. - М.: Школа-пресс, 1998.
2. Балк М.Б., Балк Г. Д. Математика после уроков. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1971. 462с.
3. Бендукидзе А. Д. Золотое сечение// Квант. - 1973. - №8. - С. 22 -27.
4. Болтянский В.Г. Математическая культура и эстетика// Математика в школе. - 1982. - №2. - С. 40 - 43.
5. Бурса, Г. П. Вопросы эстетического воспитания в школе / Г. П. Бурса. Хабаровск, 1959. - 120 с.
6. Волошинов А.В. Математика и искусство. - М.: Просвещение, 2000.- 335 с.
7. Горшков А.А. Эстетическое воспитание учащихся на уроках математики//Ярославский педагогический вестник. - 2002. - №2. - С. 88 - 91.
8. 8.Гусев А.А. Математический кружок. 5 класс: пособие для учителей и учащихся / А.А. Гусев. - 2-е изд., стер. - М. : Мнемозина, 2015. - 175 с.: ил.
- (На пути к Олимпу) ISBN 978 - 5 - 346 - 03388 - 2
9. Дышинский Е.А. Игротека математического кружка. М.: Просвещение, 1972 - 141с.
10. Занимательные математические задачи. Дополнительные занятия для учащихся 6 классов: Учеб. пособие./Сост.: А. М. Быковских, Г. Я. Куклина. 2-е изд., испр. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010. 88 с.
11. Занимательные математические задачи. Дополнительные занятия для учащихся 5 классов: Учеб. пособие. / Составители А.М. Быковских, Г.Я. Куклина. 2-е изд., испр. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010. 78 с.
12. Зенкевич И. Г. Эстетика урока математики. М.: Просвещение, 1981.
- 80 с.
13. Зенкевич И.Г. Вопросы эстетического воспитания учащихся при обучении математике. М., 1970. - 17 с.
14. Зенкевич И. Г. Не интегралом единым. Тула, 1971. -136 с.
15. Клименченко Д. В. Задачи по математике для любознательных: Кн. для учащихся 5- 6 кл. сред. Шк. - М.: Просвещение, 1992. - 192 с.: ил. - ISBN 5 - 09 - 002714 - 5
16. Кноп К. А. Взвешивания и алгоритмы: от головоломок к задачам. - М.: МЦНМО, 2011. - 104 с.: ил. ISBN 978 - 5 - 94057 - 702 - 7
17. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.
18. Козлова Е. Г. Сказки и подсказки (задачи для математического кружка). Издание 2 - е, испр. и доп. - М.: МЦНМО, 2004. - 165 с.
19. Кондаурова И. К. Дополнительное математическое образование детей в условиях школы: учебно-методическое пособие / И.К. Кондаурова. 2-е изд., испр. - Саратов; 2014. - 160 с.
20. Кордемский Б.А. Математическая смекалка. Государственное
издательство физико-математической литературы, 1958
21. Людмилов Д.С., Дышинский Е.А. , Лурье А.М. Некоторые вопросы проблемного обучения. Пособие для учителей. - Пермь, 1975.
22. Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Рабинович Е.М., Якир М.С. Тригонометрия: Задачник к школьному курсу. - М.: АСТ - ПРЕСС: Магистр , 1998. - 656 с.
23. Мерзон Г. А. , Ященко И.В. Длина, площадь, объем. - М.: МЦНМО, 2011. - 48 с.: ил. ISBN 978 - 5 - 94057 - 740 - 9.
24. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учебное пособие для студентов физ. - мат. фак. пед. ин-ов / /Колягин Ю. М., Оганесян В. А., Саннинский В. Я., Луканкин Г. Л. - М.: Просвещение, 1975. - 462 с.
25. Миганова Е. Ю. Красивая задача// Гуманитаризация математического образования в школе т вузе: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2. - Саранск: Поволжск. отд. РАО, МГПИ им. М. Е. Евсевьева, СВМО, 2002. - С.31-36.
26. Минковский В.Л. Об элементах эстетического воспитания на уроках математики//Математика в школе. - 1963. - №4. - С. 23-30.
27. Минкскин Е. М. От игры к знаниям: развивающие и познавательные игры для младших школьников. Пособие для учителей. - М. : Просвещение, 1982. - 192 с.
28. Организация внеклассной работы по математике в современной школе: учеб. пособие / В. Л. Пестерева, Г. Н. Васильева, И. Н. Власова и др.; под науч. ред. В. Л. Пестеревой; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2010. - 205 с.
29. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 608 с.
30. Разумный В.А. Эстетическое воспитание: Сущность. Формы. Методы. - М.: издательство «Мысль», 1969. - 81 с.
31. Саранцев Г.И. Общая методика преподавания математики: Учеб. посо-бие для студентов мат. спец. пед. вузов и университетов. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 1999. - 208 с.
32. Саранцев Г.И. Эстетическая мотивация в обучении математике. - ПО РАО, Мордов. пед. ин-т. - Саранск, 2003. - 136 с. 94
33. Тарасов Л.В. Этот удивительно симметричный мир: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1982 . - 176 с.
34. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 1996.- С.80.
35. Фирстова Н. И. Введение элементов эстетического воспитания в контекст школьных учебников по математике//Гуманитаризация среднего и высшего математического образования: методология, теория и практика: Материалы Всероссийской научной конференции. Саранск, 18-20 сентября 2002 г. Часть 1/ Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2002. - С. 141-143.
36. Фирстова Н.И. Эстетическое воспитание при обучении математике в средней школе: Учебное пособие. - М.: Прометей, 2013. - 128с.
37. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2 -е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1990. - 576 с.
38. Черник О.В. К вопросу об эстетическом потенциале математики//Традиции гуманизации и гуманитаризации математического образования: тезисы докладов Международной конференции, посвященной памяти Г.В.Дорофеева - М.:ГОУ Педагогическая академия, 2010. - С. 125¬126.
39. Черник О. В. Развитие эстетической воспитанности учащихся при обучении математике: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02: Киров, 2003. - 160 с.
40. Черник О.В. Эстетический аспект процесса решения математической задачи// Гуманитаризация среднего и высшего математического образования: методология, теория и практика: материалы Всероссийской научной конференции. Саранск, 18-20 сентября 2002 г. Часть1/Мордовский гос. пед. ин-т. - Саранск, 2002. - С. 37 - 41. 95