ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ К ИНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ КАМПУСА РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования психологических трудностей адаптации студентов-иностранцев к инокультурной среде 8
1.1. Сущность и содержание понятия «адаптация» 8
1.2. Проблемы адаптации студентов- иностранцев 14
1.3. Составляющие образа инокультурной среды 26
Вывод по 1 главе 35
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических трудностей адаптации студентов-иностранцев к инокультурной среде кампуса российского университета 37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Обсуждение результатов исследования 47
2.3. Обсуждение результатов корреляционного анализа 60
Вывод по 2 главе 70
Заключение 73
Список использованной литературы 76
Приложение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования психологических трудностей адаптации студентов-иностранцев к инокультурной среде 8
1.1. Сущность и содержание понятия «адаптация» 8
1.2. Проблемы адаптации студентов- иностранцев 14
1.3. Составляющие образа инокультурной среды 26
Вывод по 1 главе 35
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических трудностей адаптации студентов-иностранцев к инокультурной среде кампуса российского университета 37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Обсуждение результатов исследования 47
2.3. Обсуждение результатов корреляционного анализа 60
Вывод по 2 главе 70
Заключение 73
Список использованной литературы 76
Приложение
Актуальность исследования. В настоящее время перед российским образованием поставлена амбициозная цель - занять прочное место на мировом рынке образовательных услуг. Она находит выражение в «Стратегии 2020»[30], в рамках которой поставлена задача вывести не менее пяти вузов в мировой рейтинг «Топ-100». Согласно Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.[15], доля иностранных студентов, обучающихся в России, должна вырасти с 2,3% в 2011 г. до 10% к 2020 г.
По данным отчета «Взгляд на образование» («Education at glance»), подготовленного Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и опубликованного в 2013 г., в 2000-2011 гг. международная студенческая мобильность выросла более чем в 2 раза. Для России доля иностранных студентов является одним из ключевых показателей интернационализации. Численность студентов, прибывающих для обучения из-за рубежа, постепенно увеличивается: «Совокупная численность
иностранных студентов в России на начало 2015/2016 академического года составила 237,53 тыс. человек (5% общего числа студентов в Российской Федерации)[25].
Иностранными студентами Российских вузов являются граждане ближнего зарубежья, стран бывшего СССР и СНГ, 21% иностранных студентов в России — из дальнего зарубежья. Больше всего обучающихся из Азии (57%, и половина из них — китайцы). Еще для 19% родиной являются страны Африки и Ближнего Востока.
В 2016/2017 году бюджетные места в ВУЗах России получили и студенты из Сирии, 70% иностранцев учатся платно. Студентов из Европы — около 4%, а из Северной Америки, Австралии и Океании — всего 0,5%[13].
Возрастающий интерес к теме иностранных студентов и создания для них благоприятной образовательный среды в России пробуждает исследовательский интерес в отношении изучения особенностей адаптации
студентов к совершенно новым условиям проживания и обучения. Большое внимание в современной психологической науке уделяется проблеме адаптации иностранного студента к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды, в том числе социокультурным. Однако, несмотря на многочисленные исследования, в психологической науке и практике остается еще много вопросов и проблем в понимании и квалификации сущности, видов и структуры феномена адаптации студентов-иностранцев, а также некоторых определяющих этот феномен факторов.
Особенность иностранного студента как объекта исследования состоит в том, что, приезжая в другую страну, он вынужден усваивать новые культурные~образцы для успешного функционирования в качестве члена принимающего сообщества. Старые образцы и схемы поведения не всегда применимы в новой среде, поэтому требуются время и определенные усилия по преодолению барьеров и встраиванию в новую социокультурную среду.
Феномен адаптации является одним из самых значимых и характерных явлений общественной жизни XXI века. Адаптация - это закономерное явление, элемент мировых процессов, связанных с международной мобильностью студентов разных стран и регионов современного мира. Важно понять, как проходит процесс адаптации у иностранных студентов, с какими трудностями они сталкиваются.
Исследование феномена российской адаптации иностранных студентов в психологическом аспекте, а также изучение социально-психологических и психолого-педагогических проблем обучения иностранных студентов, процесса их адаптации в новой макро- и микросреде, использование прошлого этно-социо-культурного опыта студентов, дифференцированный учет национально-психологических особенностей личности студентов будут способствовать выработке механизмов успешной адаптации студентов- иностранцев к высшей школе.
Степень научной разработанности проблемы. Разработанность исследуемой проблемы адаптации иностранных студентов к высшей школе
России, проблемы этнопсихологии и национальной психологии исследовали
A. О. Бороноев[10], В.Г. Крысько[33], Н.М. Лебедева[61], В.Н. Павленко[44], Ю.П. Платонов[46], Т.Г. Стефаненко[57] и др.. Проблемы адаптации иностранных студентов в плане взаимодействия преподавателя русского языка с иностранными учащимися раскрыты в исследованиях Н.П. Голубева[14], Н.А. Персиановой[45], Г.Н. Князевой[27]; особенности адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу в советском вузе отражены в работе И.В. Ширяевой[69]; факторы учебной успешности в работе Е.Ф.Изотовой[26]; адаптация иностранных студентов по материалам зарубежных исследователей представлена в работах М.А. Ивановой[24], Н.А. Титковой[22], В.П.Трусова[23], исследованию социальных стереотипов посвящена работа А.С. Филиппова[64]; адаптация иностранных студентов к учебной группе, исследование социально - психологического климата в ней отражены в работах М.А.Ивановой[24], Н.А.Титковой[22]; ценностные ориентации представлены в работах A.M.
B. П.Трусова[23]; национально-психологические особенности иностранных студентов и их учет в педагогическом общении можно найти в исследованиях М.А. Ивановой[24]; дидактическая адаптация изучалась Т.Д. Чернявской[68] и др. Однако представленные работы рассматривали педагогические аспекты исследований.
Проблема нашего исследования заключается в необходимости исследования уровня адаптированности студента - иностранца и недостаточном исследовании психологических трудностей адаптации студентов - иностранцев к инокультурной среде кампуса российского университета.
Цель исследования: изучение социально-психологических и
личностных проблем, возникающих у студентов - инострнацев в условиях инокультурной среды российского университета.
Объект исследования: психологические особенности студентов-
иностанцев.
Предмет исследования - психологические трудности адаптации студентов-иностранцев к инокультурной среде кампуса российского университета.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и содержание понятия «адаптация»;
2. Изучить проблемы адаптации студентов-иностранцев;
3. Рассмотреть составляющие образа инокультурной среды;
4. Выявить психологические трудности адаптации студентов- иностранцев к инокультурной среде кампуса российского университета;
5. Выявить взаимосвязь психологических трудностей адаптации
студентов-иностранцев к инокультурной среде кампуса российского
университета.
Гипотеза исследования заключается в предположении что:
1. Существуют различия в психологических трудностях адаптации студентов- иностранцев 1-го и 3-го курса;
2. существует взаимосвязь между психологическими трудностями адаптации
студентов-иностранцев к инокультурной среде кампуса российского
университета.
Положения, выносимые на защиту:
1. Психологические трудности адаптации студентов-иностранцев 1 го курса к инокультурной среде кампуса российского университета выражены в наличии страха отвержения и выраженного стремления к принятию, а так же личностные особенности восприятия самого себя.
2. Психологические трудности адаптации студентов-иностранцев 3 го курса к инокультурной среде кампуса российского университета выражены в убежденности в превосходстве своего народа, некоторой отгороженности от социокультурного пространства страны пребывания, усталости и отгороженности от активной социальной деятельности, мысли о предстоящем будущем и нежелании самостоятельно решать возникшие проблемы.
Достоверность результатов обеспечена количественным и качественным анализом экспериментального материала; использованием методов математического, корреляционного анализа, адекватностью методов исследования его задачам, цели, логике; опытно-экспериментальной проверкой гипотезы.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют расширить научные представления о психологических трудностях адаптации студентов-иностранцев к инокультурной среде кампуса российского университета и могут стать теоретической основой для дальнейших исследований психологических особенностей студентов- иностранцев.
Практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования психологические характеристики трудностей адаптации студентов-иностранцев позволяют оценивать особенности адаптационного процесса к инокультурной среде. На основе полученных данных, характеризующих психологические трудности адаптации студентов- иностранцев возможно построение психокоррекционной и социальной работы с иностранными студентами.
По данным отчета «Взгляд на образование» («Education at glance»), подготовленного Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и опубликованного в 2013 г., в 2000-2011 гг. международная студенческая мобильность выросла более чем в 2 раза. Для России доля иностранных студентов является одним из ключевых показателей интернационализации. Численность студентов, прибывающих для обучения из-за рубежа, постепенно увеличивается: «Совокупная численность
иностранных студентов в России на начало 2015/2016 академического года составила 237,53 тыс. человек (5% общего числа студентов в Российской Федерации)[25].
Иностранными студентами Российских вузов являются граждане ближнего зарубежья, стран бывшего СССР и СНГ, 21% иностранных студентов в России — из дальнего зарубежья. Больше всего обучающихся из Азии (57%, и половина из них — китайцы). Еще для 19% родиной являются страны Африки и Ближнего Востока.
В 2016/2017 году бюджетные места в ВУЗах России получили и студенты из Сирии, 70% иностранцев учатся платно. Студентов из Европы — около 4%, а из Северной Америки, Австралии и Океании — всего 0,5%[13].
Возрастающий интерес к теме иностранных студентов и создания для них благоприятной образовательный среды в России пробуждает исследовательский интерес в отношении изучения особенностей адаптации
студентов к совершенно новым условиям проживания и обучения. Большое внимание в современной психологической науке уделяется проблеме адаптации иностранного студента к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды, в том числе социокультурным. Однако, несмотря на многочисленные исследования, в психологической науке и практике остается еще много вопросов и проблем в понимании и квалификации сущности, видов и структуры феномена адаптации студентов-иностранцев, а также некоторых определяющих этот феномен факторов.
Особенность иностранного студента как объекта исследования состоит в том, что, приезжая в другую страну, он вынужден усваивать новые культурные~образцы для успешного функционирования в качестве члена принимающего сообщества. Старые образцы и схемы поведения не всегда применимы в новой среде, поэтому требуются время и определенные усилия по преодолению барьеров и встраиванию в новую социокультурную среду.
Феномен адаптации является одним из самых значимых и характерных явлений общественной жизни XXI века. Адаптация - это закономерное явление, элемент мировых процессов, связанных с международной мобильностью студентов разных стран и регионов современного мира. Важно понять, как проходит процесс адаптации у иностранных студентов, с какими трудностями они сталкиваются.
Исследование феномена российской адаптации иностранных студентов в психологическом аспекте, а также изучение социально-психологических и психолого-педагогических проблем обучения иностранных студентов, процесса их адаптации в новой макро- и микросреде, использование прошлого этно-социо-культурного опыта студентов, дифференцированный учет национально-психологических особенностей личности студентов будут способствовать выработке механизмов успешной адаптации студентов- иностранцев к высшей школе.
Степень научной разработанности проблемы. Разработанность исследуемой проблемы адаптации иностранных студентов к высшей школе
России, проблемы этнопсихологии и национальной психологии исследовали
A. О. Бороноев[10], В.Г. Крысько[33], Н.М. Лебедева[61], В.Н. Павленко[44], Ю.П. Платонов[46], Т.Г. Стефаненко[57] и др.. Проблемы адаптации иностранных студентов в плане взаимодействия преподавателя русского языка с иностранными учащимися раскрыты в исследованиях Н.П. Голубева[14], Н.А. Персиановой[45], Г.Н. Князевой[27]; особенности адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу в советском вузе отражены в работе И.В. Ширяевой[69]; факторы учебной успешности в работе Е.Ф.Изотовой[26]; адаптация иностранных студентов по материалам зарубежных исследователей представлена в работах М.А. Ивановой[24], Н.А. Титковой[22], В.П.Трусова[23], исследованию социальных стереотипов посвящена работа А.С. Филиппова[64]; адаптация иностранных студентов к учебной группе, исследование социально - психологического климата в ней отражены в работах М.А.Ивановой[24], Н.А.Титковой[22]; ценностные ориентации представлены в работах A.M.
B. П.Трусова[23]; национально-психологические особенности иностранных студентов и их учет в педагогическом общении можно найти в исследованиях М.А. Ивановой[24]; дидактическая адаптация изучалась Т.Д. Чернявской[68] и др. Однако представленные работы рассматривали педагогические аспекты исследований.
Проблема нашего исследования заключается в необходимости исследования уровня адаптированности студента - иностранца и недостаточном исследовании психологических трудностей адаптации студентов - иностранцев к инокультурной среде кампуса российского университета.
Цель исследования: изучение социально-психологических и
личностных проблем, возникающих у студентов - инострнацев в условиях инокультурной среды российского университета.
Объект исследования: психологические особенности студентов-
иностанцев.
Предмет исследования - психологические трудности адаптации студентов-иностранцев к инокультурной среде кампуса российского университета.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и содержание понятия «адаптация»;
2. Изучить проблемы адаптации студентов-иностранцев;
3. Рассмотреть составляющие образа инокультурной среды;
4. Выявить психологические трудности адаптации студентов- иностранцев к инокультурной среде кампуса российского университета;
5. Выявить взаимосвязь психологических трудностей адаптации
студентов-иностранцев к инокультурной среде кампуса российского
университета.
Гипотеза исследования заключается в предположении что:
1. Существуют различия в психологических трудностях адаптации студентов- иностранцев 1-го и 3-го курса;
2. существует взаимосвязь между психологическими трудностями адаптации
студентов-иностранцев к инокультурной среде кампуса российского
университета.
Положения, выносимые на защиту:
1. Психологические трудности адаптации студентов-иностранцев 1 го курса к инокультурной среде кампуса российского университета выражены в наличии страха отвержения и выраженного стремления к принятию, а так же личностные особенности восприятия самого себя.
2. Психологические трудности адаптации студентов-иностранцев 3 го курса к инокультурной среде кампуса российского университета выражены в убежденности в превосходстве своего народа, некоторой отгороженности от социокультурного пространства страны пребывания, усталости и отгороженности от активной социальной деятельности, мысли о предстоящем будущем и нежелании самостоятельно решать возникшие проблемы.
Достоверность результатов обеспечена количественным и качественным анализом экспериментального материала; использованием методов математического, корреляционного анализа, адекватностью методов исследования его задачам, цели, логике; опытно-экспериментальной проверкой гипотезы.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют расширить научные представления о психологических трудностях адаптации студентов-иностранцев к инокультурной среде кампуса российского университета и могут стать теоретической основой для дальнейших исследований психологических особенностей студентов- иностранцев.
Практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования психологические характеристики трудностей адаптации студентов-иностранцев позволяют оценивать особенности адаптационного процесса к инокультурной среде. На основе полученных данных, характеризующих психологические трудности адаптации студентов- иностранцев возможно построение психокоррекционной и социальной работы с иностранными студентами.
Развивающийся в настоящее время процесс глобализации стирает политические, идеологические и культурные границы между странами и континентами, народами и этническими группами. Современные средства передвижения и коммуникации, глобальная информационная сеть интернет сблизили людей, сделали мир настолько тесным, что взаимодействие стран, народов и культур стало неизбежным и постоянным. Сегодня невозможно найти такие нации и народности, которые не испытали бы на себе политическое, социальное и культурное влияние других народов.
Это влияние осуществляется посредством обмена достижениями культур, прямых контактов между государственными институтами, общественными движениями, научного сотрудничества, торговли, туризма и т.д.
Период обучения в Вузе является одним из наиболее важных в жизни человека. В это время происходит становление молодого человека как личности, профессионала, члена общества, что обусловлено особенностями учебной деятельности и социальной среды.
Данный период характеризуется протеканием ряда специфичных процессов: профессионального самоопределения, развития профессионально важных качеств, формирования системы личностных смыслов и ценностных ориентаций, адаптации к условиям обучения и окружающей среде. При этом именно адаптация является условием протекания остальных процессов.
Адаптация студента - фактор повышения эффективности его профессиональной подготовки и социального становления. Потребность общества в компетентных специалистах постоянна, что в контексте интенсивно проводимых в сфере образования реформ привлекает все большее внимание специалистов различного профиля: психологов, руководителей образования.
Показателями адаптации к вузу считают академическую успеваемость, степень участия в различных формах общественной жизни,
удовлетворенность жизненными ситуациями, желание самореализации, ценностные ориентации, эмоциональная стабильность.
Цель нашего исследования также заключалась в изучение социально-психологических и личностных проблем возникающих у студентов - инострнацев в условиях инокультурной среды российского университета.
Для достижения этой цели, в соответствии с задачами нашего исследования был осуществлен и теоретический анализ научной литературы, в которой мы рассмотрели содержание психологических трудностей адаптации студентов-иностранцев к инокультурной среде, определили проблемы адаптации студентов-иностранцев и выявили составляющие образа инокультурной среды. Далее провели экспериментальное исследование, которое позволило определить сходство и различие психологических трудностей студентов-иностранцев на различных этапах обучения, а так же выявить наличие или отсутствие взаимосвязи между психологическими трудностями адаптации студентов-иностранцев к инокультурной среде кампуса российского университета.
Таким образом, анализ научной литературы по проблеме исследования, проведенные нами диагностические исследования и математическая обработка данных позволили доказать выдвигаемую гипотезу о том, что:
1. существуют различия в психологических трудностях адаптации
студентов-иностранцев 1-го и 3-го курса.
Психологические трудности адаптации студентов-иностранцев 1-го курса к инокультурной среде кампуса российского университета выражены в наличии страха отвержения и выраженного стремления к принятию, а так же личностные особенности восприятия самого себя.
Психологические трудности адаптации студентов-иностранцев 3-го курса к инокультурной среде кампуса российского университета выражены в убежденности в превосходстве своего народа, некоторой отгороженности от социокультурного пространства страны пребывания, усталости и отгороженности от активной социальной деятельности, мысли о
предстоящем будущем и нежелании самостоятельно решать возникшие проблемы.
2. существует взаимосвязь между психологическими трудностями адаптации студентов-иностранцев к инокультурной среде кампуса российского университета.
Системообразующим компонентом взаимосвязи компонентов психологической адаптации студентов-иностранцев 1-го курса является интернальность при которой наши испытуемые принимают ответственность за то, что происходит с ними, за свои поступки на себя.
Системообразующим компонентом взаимосвязи студентов- иностранцев 3-го курса является самовосприятие и беспокойство о будущем.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, на основе собственных психологических исследований было выявлено, что проблема адаптации студентов-иностранцев к инокультурной среде кампуса российского университета существует; это и было предметом нашего исследования.
Для доказательства нашей гипотезы было проведено исследование социально-психологических и личностных проблем, -возникающих у студентов - инострнацев в условиях инокультурной среды российского университета, гипотеза исследования подтверждена.
Мы полагаем, что результаты данного исследования будут полезны при проведении дальнейшей работы в рамках организации социально-психологической адаптации студентов-иностранцев к условиям инокультурной среды российского университета, что предполагает её практическую значимость.
Это влияние осуществляется посредством обмена достижениями культур, прямых контактов между государственными институтами, общественными движениями, научного сотрудничества, торговли, туризма и т.д.
Период обучения в Вузе является одним из наиболее важных в жизни человека. В это время происходит становление молодого человека как личности, профессионала, члена общества, что обусловлено особенностями учебной деятельности и социальной среды.
Данный период характеризуется протеканием ряда специфичных процессов: профессионального самоопределения, развития профессионально важных качеств, формирования системы личностных смыслов и ценностных ориентаций, адаптации к условиям обучения и окружающей среде. При этом именно адаптация является условием протекания остальных процессов.
Адаптация студента - фактор повышения эффективности его профессиональной подготовки и социального становления. Потребность общества в компетентных специалистах постоянна, что в контексте интенсивно проводимых в сфере образования реформ привлекает все большее внимание специалистов различного профиля: психологов, руководителей образования.
Показателями адаптации к вузу считают академическую успеваемость, степень участия в различных формах общественной жизни,
удовлетворенность жизненными ситуациями, желание самореализации, ценностные ориентации, эмоциональная стабильность.
Цель нашего исследования также заключалась в изучение социально-психологических и личностных проблем возникающих у студентов - инострнацев в условиях инокультурной среды российского университета.
Для достижения этой цели, в соответствии с задачами нашего исследования был осуществлен и теоретический анализ научной литературы, в которой мы рассмотрели содержание психологических трудностей адаптации студентов-иностранцев к инокультурной среде, определили проблемы адаптации студентов-иностранцев и выявили составляющие образа инокультурной среды. Далее провели экспериментальное исследование, которое позволило определить сходство и различие психологических трудностей студентов-иностранцев на различных этапах обучения, а так же выявить наличие или отсутствие взаимосвязи между психологическими трудностями адаптации студентов-иностранцев к инокультурной среде кампуса российского университета.
Таким образом, анализ научной литературы по проблеме исследования, проведенные нами диагностические исследования и математическая обработка данных позволили доказать выдвигаемую гипотезу о том, что:
1. существуют различия в психологических трудностях адаптации
студентов-иностранцев 1-го и 3-го курса.
Психологические трудности адаптации студентов-иностранцев 1-го курса к инокультурной среде кампуса российского университета выражены в наличии страха отвержения и выраженного стремления к принятию, а так же личностные особенности восприятия самого себя.
Психологические трудности адаптации студентов-иностранцев 3-го курса к инокультурной среде кампуса российского университета выражены в убежденности в превосходстве своего народа, некоторой отгороженности от социокультурного пространства страны пребывания, усталости и отгороженности от активной социальной деятельности, мысли о
предстоящем будущем и нежелании самостоятельно решать возникшие проблемы.
2. существует взаимосвязь между психологическими трудностями адаптации студентов-иностранцев к инокультурной среде кампуса российского университета.
Системообразующим компонентом взаимосвязи компонентов психологической адаптации студентов-иностранцев 1-го курса является интернальность при которой наши испытуемые принимают ответственность за то, что происходит с ними, за свои поступки на себя.
Системообразующим компонентом взаимосвязи студентов- иностранцев 3-го курса является самовосприятие и беспокойство о будущем.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, на основе собственных психологических исследований было выявлено, что проблема адаптации студентов-иностранцев к инокультурной среде кампуса российского университета существует; это и было предметом нашего исследования.
Для доказательства нашей гипотезы было проведено исследование социально-психологических и личностных проблем, -возникающих у студентов - инострнацев в условиях инокультурной среды российского университета, гипотеза исследования подтверждена.
Мы полагаем, что результаты данного исследования будут полезны при проведении дальнейшей работы в рамках организации социально-психологической адаптации студентов-иностранцев к условиям инокультурной среды российского университета, что предполагает её практическую значимость.



