Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных
действий
1.1. Понятие и функции универсальных учебных действий 6
1.2. Основные виды универсальных учебных действий 9
1.3. Условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий
1.4. Характеристика познавательных УУД 14
Глава 2. Формирование познавательных универсальных учебных
действий на уроках географии
2.1. Методы формирования познавательных УУД на уроках
географии
2.2. Пути развития познавательной активности на уроках географии 22
Глава 3. Разработки конспектов уроков по теме «Почва» 25
Заключение 45
Библиографический список 47
Приложения
В последние годы в Российской Федерации совершаются основательные перемены во многих сферах жизни общества, модифицируются социальные взаимоотношения, пересматривается концепция ценностей и приоритетов. Стремительная смена технологий, непрерывная потребность в новейших познаниях и умений грамотно осуществлять решения - это неотъемлемый факт, который касается концепции российского образования. Перемены в области образования затрагивают не только содержания, но и методики образования.
Отталкиваясь от этого, федеральный государственный образовательный стандарт общего образования установил в качестве основных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия: «Важной проблемой новейшей концепции образования считается развитие универсальных учебных действий, которые обеспечивают обучающиеся способность обучаться, содействовать к саморазвитию и самосовершенствованию.
Развитие познавательных УУД на уроках географии осуществляется путем подбора заданий, целью которых верные итоги решений невозможно отыскать в готовом варианте. Совместно с этим в иллюстрациях и текстах учебника, в атласах, и иных источниках знаний существуют подсказки, воспользовавшись которыми, обучающиеся способны правильно решить задачу.
Объект исследования: процесс обучения географии.
Предмет исследования: познавательные универсальные учебные действия в процессе обучения географии в школе.
Цель исследования: разработать и апробировать конспекты уроков с заданиями для формирования познавательных УУД на предмете географии в общеобразовательной школе.
Рабочая гипотеза: разработанные конспекты для уроков географии способствует формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной общеобразовательной школы при условии их систематичного и целенаправленного использования.
Задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы:
- раскрыть понятия и виды УУД;
- познакомиться с условиями, обеспечивающими развитие УУД;
- рассмотреть характеристику познавательных УУД.
2. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии
- раскрыть методы формирования познавательных УУД на уроках географии;
- рассмотреть пути развития познавательной активности на уроках географии.
3. Разработать конспекты уроков для формирования познавательных УУД на предмете географии.
Практическая значимость работы: представленные конспекты могут использоваться педагогами на уроках географии в общеобразовательной школе.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 45 наименований и 5 приложений.
В первой главе проводится анализ психолого-педагогической и методической литературы, выявляются определения и виды УУД, предоставляется оценка познавательных УУД.
Во второй главе рассматриваются методы формирования познавательных УУД и пути формирования познавательной активности.
В третьей главе - практической, разработаны конспекты уроков по теме «Почва» для учащихся 3, 6 и 8 классов с заданиями для формирования познавательных УУД.
В заключении подведены общие результаты исследования, изложены основные выводы, установлены трудности, требующие последующего подробного изучения.
В приложениях представлены примеры разработанных презентаций, используемых на уроках географии, а также отзывы заместителя директора по УВР МБОУ «СОШ №2 с УИОП» высшей квалификационной категории Е.И.Вагановой.
Познавательные универсальные учебные действия выступают важнейшим компонентом содержания предмета «География», так как география обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины мира, а также отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.
В соответствии с целью и задачами исследования в работе:
- раскрыты понятия и виды УУД;
- рассмотрена характеристика познавательных УУД и возможность использования методов географии для формирования УУД, а также пути развития познавательной активности на уроках географии;
- разработаны типовые конспекты уроков с использованием типовых заданий для формирования познавательных УУД на уроках географии в общеобразовательной школе.
Изучение методической литературы дало возможность раскрыть понятия и виды УУД, рассмотреть характеристику познавательных УУД.
УУД, рассматриваются как метапредметные способы преобразования учебного материала, отражающие готовность субъекта к самообучению, саморазвитию, и самосовершенствованию путем сознательного активного присвоения нового социального опыта. Основными видами УУД являются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Познавательные УУД включают общеучебные действия, логические, знаково-символические и действия постановки и решения проблем. Это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Формирование познавательных универсальных учебных действий будет эффективней на уроках географии при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями-предметниками.
В исследовании учтена специфика географического образования, которая выражается в особом географическом мышлении, овладении географическим языком, умении использовать различные источники информации и в применении методов географического познания в реальной жизни. Методы географии рассмотрены как неотъемлемый атрибут географического познания, с помощью которого знания могут реализоваться для формирования познавательных УУД. Изучение возможности формирования познавательных УУД позволяет привести конкретные примеры на уроках географии.
В выпускной квалификационной работе разработаны конспекты уроков для 3, 6 и 8 классов с использованием данных типовых заданий, что является практическим результатом исследования.
Отзывы заместителя директора по УВР МБОУ «СОШ №2 с УИОП» высшей квалификационной категории Е.И.Вагановой прилагаются приложении.
1. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. - Тюмень, 1997.
2. Алексеев А. И. География 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2012 - 192 с.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли - М., 2010.
4. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/[А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
5. Атлас Пермской области. География. История. - М.: Издательство ДИК; 2000. - 48 с.
6. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников.М.,2008
7. Баринова И.И. Географии природа России 8 класс. - М.: Дрофа, 2014. - 288с.: ил., карт.
8. Беспалько В.П. Учебник. Теория создания и применения. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 192 с.
9. Библиотека[Электронный ресурс]. Режим доступа:йЦр://Ь-
energy.ru(21.04.2016 г.)
10. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В.А. Болотов, В.В. Сериков// Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14
11. Букина Т. В. «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии» [Электронный ресурс] Режим доступа:http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2014/01/15/formirovanie- poznavatelnykh-universalnykh-uchebnykh-deystviy-na(12.01.2017 г.)
12. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир 3 класс. - М.: Баласс, 2009. - 144с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
13. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся / С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова, М.М. Новожилова, Е.В. Орлова и др. - М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 404 с.
14. Всё для учителя: География.[Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.e-osnova.ru/journal/9/0/( 10.03.2016 г.)
15. Грудзинская Е.Ю., Марико В.В. Активные методы обучения в высшей школе. Учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии». [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.unn.ru/pages/issues/aids/2007/88.pdf (25.12.2016).
16. Документы [Электронный ресурс].Режим доступа: http://exam-ans.ru(05.05.2016) .
17. Журнал «Учитель географии» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.geoclass.ru(07.12.2016)
18. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004. - 382 с.
19. Иваньшина Е.В. Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий: учебно-методическое пособие. - СПб.: СПб АЛПО, 2013. - 56с. - (Постдипломное образование педагога).
20. Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.orenipk.ru(05.12.2016).
21. Карабанова О.А. Учимся учиться! Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. prosv.ru/umk/perspektiva(12.01.2016).
22. Карабанова О.А. Универсальные учебные действия[Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.prosv.ru(12.05.2016).
23. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика/ В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 352 с.
24. Копилка уроков - сайт для учителей. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://kopilkaurokov.ru (20.04.2016 г.)
25. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12
26. Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2012 - 207 с.
27. Методическая копилка учителя [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.metod-kopilka.ru(06.10.2016 г.)
28. Мудрые высказывания [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //stat.avklips.ru(15.04.2017г.)
29. Назаров Н. Н. Учебное пособие: География. Пермская область / Н. Н. Назаров, М. Д. Шарыгин. - Пермь.: Издательство «Книжный мир», 1999. -246 с.
30. Назаров Н. Н. Природная география Пермской области: Учебное пособие. - Пермь: «Книжный мир», 2001. - 232 с.
31. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011.
- (Стандарты второго поколения).
32. Рабочие программы. География. УМК «Сферы» 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2011 - 243 с.
33. Рудник Г.А. Урок в координатах современности // Школьные технологии. №4. 2011. - 89-93 с.
34. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
35. Свободная энциклопедия - Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org(25.09.2016 г.)
36. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения/ Под ред. А.И. Пискунова. - М., 2008.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011 - (Стандарты второго поколения).
38. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс].Режим доступа: http: //standart.edu.ru(16.03.2017 г.)
39. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования// Народное образование. - 2003. - №
2. - С. 58-64
40. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении
- М.: Просвещение, 2004.-192 с.
41. Щукина Г.И.Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 2004. - 208 с.
42. Электронная библиотека - Библиофонд [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.bibliofond.ru(26.03.2017 г.)
43. Электронный фонд [Электронный ресурс].Режим доступа: http://docs.cntd.ru(10.04.2017 г.)
44. Учительская копилка uchkopilka.ru[Электронный ресурс]. Режим доступа: (23.04.2017 г.)
45. Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс]. Режим доступа: nsportal.ru(26.03.2017 г.)