Введение 3
Глава 1. Обзор литературы
1.1. Умственная работоспособность, факторы, её определяющие 5
1.2. Понятие о психоэмоциональном состоянии и тревожности 12
1.3. Особенности умственной работоспособности и психоэмоционального состояния студентов в процессе учебной деятельности
Глава 2. Организация и методы исследования 26
Глава 3. Результаты и их обсуждение 31
3.1. Оценка психоэмоционального состояния студентов 31
3.2. Оценка уровня тревожности студентов 32
3.3. Анализ показателей умственной работоспособности студентов 33
Глава 4. Методическая часть 40
Заключение 51
Список литературы 54
Приложение
Существует много исследований, направленных на изучение умственной работоспособности и факторов, которые влияют на ее показатели. Актуальность данной темы заключается в том, что человеческая жизнь и сферы жизни развиваются с каждым днем. Происходят новые научные открытия, возникают новые технологии, объем получаемой нами информации также увеличивается с огромной скоростью. Всё это вынуждает человека работать на максимуме своих умственных способностей.
Умственный труд считается самым сложным и энергозатратным, в связи с чем происходит не только умственное утомление, но и психоэмоциональное напряжение. Всё это в совокупности влияет на эффективность решения поставленных задач.
Студенты ВУЗов также работают в режиме психоэмоционального и умственного напряжения, особенностью которого является высокий уровень активности коры головного мозга и вегетативной нервной системы. При этом наблюдается ослабление мышечной компоненты организма, в том числе управления мышечной системой и ее кровоснабжения. Учебный процесс сопровождается напряжением памяти, внимания, восприятия, мышления, требующих высокого уровня функционального состояния.
Важно учитывать, что умственный труд подразумевает под собой малую двигательную активность. Преимущественно это, всё же, «сидячая» работа. Это способствует развитию процессов торможения в коре больших полушарий, возникает повышенная утомляемость, снижается работоспособность, ухудшается самочувствие человека в целом. Повышение умственной работоспособности за счет функционального перенапряжения весьма опасно для организма и, как правило, оказывает длительное неблагоприятное последствие. При систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны: чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражительность, снижение аппетита, головокружение и головная боль [19].
Известно, что показатели умственной работоспособности и их изменение, так или иначе, зависят от многих факторов, не только от внешних условий, но и от внутренних, например, от психоэмоционального состояния человека, а также от уровня личностной или ситуативной тревожности.
Целью исследования явилось изучение динамики умственной работоспособности студентов с разным уровнем психоэмоционального состояния и тревожности.
Задачи исследования:
1. Оценить уровень психоэмоционального состояния студентов.
2. Оценить уровень тревожности студентов.
3. Проанализировать недельную динамику показателей умственной работоспособности студентов с разным уровнем психоэмоционального состояния и тревожности.
4. Установить зависимость показателей умственной работоспособности студентов от уровня их психоэмоционального состояния и тревожности.
Гипотеза исследования: можно предположить, что на показатели умственной работоспособности студентов оказывают влияние психоэмоциональное состояние и уровень тревожности.
В настоящее время существует много исследований и статей, в которых освещается тема умственной работоспособности, психоэмоционального состояния и тревожности, а также их взаимосвязь между собой.
В процессе умственной деятельности так или иначе функциональные системы организма подвергаются изменениям, в частности, наступает утомление, снижается умственная работоспособность. На показатели умственной работоспособности влияет множество факторов. Это и физические, и физиологические, и психические. К психическим факторам относятся в том числе психоэмоциональное состояние человека и показатели тревожности.
Психоэмоциональное состояние человека это то, что отражает его внутреннее состояние (самочувствие, активность, настроение), его ответная реакция на внешние или внутренние раздражители. На сегодняшний день вокруг нас очень много различных раздражителей: «бешеный» ритм жизни, стрессы, умственное перенапряжение, плохая экологическая обстановка. Всё это в совокупности оказывает влияние на умственную работоспособность. Если у человека высокий уровень психоэмоционального состояния, т.е. хорошее настроение, прекрасное самочувствие, то определенные показатели умственной работоспособности будут выше, если же у человека низкий уровень психоэмоционального состояния, соответственно и показатели работоспособности, будут на низком уровне, человек не сможет как следует сосредоточиться, будет отвлекаться на посторонние мысли. Но возможна ситуация, когда может быть наоборот. В силу тех или иных обстоятельств, несмотря на то, что у человека низкий уровень психоэмоционального состояния, он демонстрирует высокие показатели умственной работоспособности, а человек с высоким психоэмоциональным состоянием - наоборот.
Не маловажное влияние на умственную работоспособность оказывает и тревожность. Выделяют личностную тревожность и ситуативную тревожность. В данном исследовании наибольший интерес направлен на влияние ситуативной тревожности, так как это тип тревожности, который возникает в конкретной ситуации, связанной с оценкой сложности и значимости деятельности, а также реальной и ожидаемой оценкой. Характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Ситуативная тревожность по Спилбергеру больше отражает эмоциональные реакции.
Известно, что нередко именно эмоциональные реакции мешают нам эффективно решать задачи. Мы слишком сильно нервничаем на экзамене - умственная работоспособность падает, получаем низкую отметку. Мы чем-то озабочены - и это мешает нашему мозгу сосредоточиться на решении какой- то проблемы.
В данном исследовании при обработке результатов по психоэмоциональному состоянию студентов выяснилось, что есть студенты с низким уровнем психоэмоционального состояния (меньше среднего показателя, который составляет 4,6), со средним и высоким уровнем психоэмоциональным состоянием (показатели выше 4,6).
При анализе личностной и ситуативной тревожности обследуемой группы, оказалось, что у всей группы высокий уровень личностной тревожности, что и понятно, ведь исследование проводилось в начале пятого курса, когда перед студентами стояло большое количество задач, было много неопределенностей. Что касается показателей ситуативной тревожности, то здесь опять произошло разделение группы на две части - с низкой СТ и с умеренной и высокой СТ. Такое разделение говорит о том, что каждый человек строго индивидуально переживает свои эмоции.
В ходе исследования была установлена недельная динамика умственной работоспособности студентов в зависимости от их психоэмоционального состояния и уровня тревожности.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1) Общая умственная работоспособность в начале недели выше как у студентов с низким психоэмоциональным состоянием, так и у студентов с низким уровнем ситуативной тревожности;
2) Высокую способность к работе в условиях дифференцировки показали студенты с низким уровнем психоэмоционального состояния и с умеренным и высоким уровнем ситуативной тревожности;
3) Больше общих ошибок при выполнении задания допускали студенты со средним и высоким уровнем психоэмоционального состояния;
4) Большее число ошибок в задании на дифференцировку допускали студенты со средним и высоким уровнем психоэмоционального состояния и с умеренной и высокой ситуативной тревожностью;
5) Коэффициент продуктивности умственной работоспособности в целом выше у студентов с низким уровнем ситуативной тревожности. Значения этого показателя лежат в диапазоне от 63 до 79, в то время как у студентов с высокой и умеренной ситуативной тревожностью от 59 до 79, с низким психоэмоциональным состоянием - от 55,9 до 77,1.
Необходимо отметить, что на психоэмоциональное состояние, на тревожность, на умственную работоспособность студентов оказывают влияние и условия обучения. В нашем случае - это расписание занятий (приложение 4). В 9 семестре у студентов был ненормированный день. Время начала занятий было с 8 утра в среду и четверг, с 9.45 - во вторник и с 11.30 - в понедельник и пятницу. Учёба продолжалась до 15.00 или до 16.30. Также оказывали влияние и изучаемые дисциплины. В основном это была химия.
1. Александров, А.Г. Изменение уровней тревожности студентов в условиях учебной деятельности / А.Г. Александров, П.И. Лукьянёнок // Научное обозрение. Медицинские науки. - 2016. - №6. - с.5-14
2. Антропова, М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 1967. - 251 с.
3. Астапов, В.М. Тревога и тревожность/ В.М. Астапов - СПб, 2001.
4. Безруких, М.М. Психофизиология. Словарь // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6 т. / ред.-сост. Л.А.Карпенко; под общ. ред. А.В.Петровского. - М.: ПЭР СЭ, 2006. - 128 с.
5. Березина, Т.Н. Взаимосвязь базовых запахов и базовых эмоций // Вопросы психологии - 2012 - №4 - с. 106-116.
6. Березина, Т.Н. Эмоциональная безопасность образовательной среды и подлинные эмоции. // Вестник Московского Государственного областного Университета. Серия: Психологические науки - 2013 - №3 - с.16-22.
7. Большой психологический словарь / ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. Изд-во: Прайм-Еврознак, 2007.
8. Большая энциклопедия психологических тестов / сост.: Карелин - 2007 - 416 с.
9. Бреслав, Г.В. Психология эмоций: учеб. пособие. М.: Академия, 2007. 544 с.
10. Вилюнас, В.К. Психология эмоций: учеб. пособие / В.К. Вилюна, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Издательство МГУ, 1996. - 142 с.
11. Гагиева, З.А. Некоторые критерии оценки умственной работоспособности школьников 12 - 13 лет / З.А. Гагиева, И.Б. Бициева, Б.Ю. Тибилов // Успехи современного естествознания. - 2008. - №2. - с.64-67.
12. Галеев, И.Ш. Анализ умственной работоспособности студентов на фоне занятий физической культурой и спортом / И.Ш. Галеев, Н.В. Святова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №2. - с. 2-5.
13. Грибков, В.А. Методика восстановления умственной и физической работоспособности средствами физической культуры в процессе учебно-трудовой деятельности. - М., 1995. - 26 с.
14. Иванова, А.А. Сравнительная характеристика психоэмоционального состояния студентов 1 и 4 курсов обучения / А.А. Иванова, Н.Д. Мамедова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2014. - №11. - с. 1245 - 1246
15. Королев, В.Г. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности студентов. Средства физической культуры в регулировании работоспособности
16. Краткий психологический словарь / сост.: Л.А.Карпенко
17. Льдокова, Г.М. Негативные психические состояния студентов в ситуациях с неопределенным исходом: Монография / Г.М.Льдокова - Елабуга: Изд-во ОАО «Алмедиа», - 2006. - с.
18. Немов, Р.С. Психология: учебник. В 3-х кн. Кн. 2: Общие основы психологии. М.: ВЛАДОС, 2003. 692 с.
19. Огарышева, Н.В. Гендерные особенности вегетативных реакций на умственную нагрузку студентов факультета биологии и химии / Н.В. Огарышева, Н.П. Горбунов // Инновационные процессы в области химико-педагогического и естественнонаучного образования. - 2009. - Том 2. - с. 114
20. Райц, М.Ю. Исследование психоэмоционального состояния у девушек с различным уровнем физической подготовленности //
21. Соколов, А.Д. Изменения эмоционального состояния студентов в ходе учебного процесса / А.Д. Соколов, Ш.О. Рыспекова [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - №3. - с.556 - 559
22. Соколов, Г.А. Коррекция психоэмоциональных состояний студентов при дистанционной форме обучения // Седьмая Московская научно-практическая конференция «Студенческая наука» - 2012
23. Сташевская, А.И. Особенности умственной работоспособности подростков, воспитывающихся в разных условиях // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2016. - Вып. 1(40). - с. 129 - 135
24. Стрижиус, Е.А. Влияние тревожности на результаты выпускных экзаменов (ГИА/ЕГЭ) у старшеклассников с различным уровнем успеваемости // NB: Педагогика и просвещение - 2013 - №1
25. Толмачев, Д.А. Тревожность как критерий оценки здоровья молодежи / Д.А. Толмачев, Т.А. Казакова // Наука, образование и культура - 2017 - №9 (24)
26. Харабуга, С.Г. Суточный ритм и работоспособность/ С.Г. Харабуга - М., 1976.
27. Шишенок, Ю.В. Изменение уровня тревожности студентов в период экзаменационной сессии