Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы стилей общения и поведения в конфликте в связи с личностными особенностями и гендером мужчин и женщин 6
1.1. Проблема изучения стилей общения в психологии 6
1.2. Конфликт: понятие, виды, механизмы возникновения, стили поведения
личности в конфликте 13
1.3. Гендер и пол 20
1.4. Личностные особенности и стили поведения в конфликте в связи с полом
и гендером взрослых людей 28
1.5. Постановка проблемы и задачи исследования 33
Глава 2. Организация и методики исследования 36
2.1. Организация исследования и характеристика выборки 36
2.2. Методики исследования 37
2.3. Математико-статистические процедуры анализа эмпирических данных 59
Глава 3. Анализ и обсуждение результатов исследования 60
3.1. Сравнительный анализ выраженности стилей общения, поведения в
конфликте, личностных особенностей и гендерной идентичности в группах мужчин и женщин 60
3.2. Сравнительный анализ выраженности стилей общения, поведения в
конфликте и личностных особенностей в группах мужчин и женщин с разной гендерной идентичностью 62
3.3. Анализ взаимосвязей стилей общения, поведения в конфликте,
личностных особенностей и гендерной идентичности в группах мужчин и женщин 69
Выводы 76
Заключение 79
Библиографический список 80
Приложения
В современном мире взаимодействие людей играет одну из ключевых ролей. Развитие человека как полноценной личности невозможно без постоянного взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами. Именно в процессе межличностного общения с раннего возраста ребёнок усваивает разнообразные модели поведения, в т.ч. и особенности реагирования на конфликтные ситуации, а также определённые гендерные модели поведения.
Вопросы, рассматриваемые в данной работе, активно исследуются в современной психологии. Так, к примеру, в последние несколько десятков лет активно изучаются проблемы гендера и гендерной идентичности. Проблемы, связанные с непониманием, возникающим в процессе межличностного взаимодействия и особенности поведения мужчин и женщин в конфликте также волнуют не только исследователей различные областей наук, но и психологов-практиков.
Несправедливо было бы не отметить огромный вклад, внесённый на начальном этапе исследований данных проблем такими учёными как С. Бэм, Э. Маккоби, К. Гиллиган, Ш. Берн. В отечественной психологии этот список представлен такими выдающимися учёными как Б.Г. Ананьев, В.П. Баргунова, Э.С. Чугунова, И.С. Кон и другими исследователями.
Несмотря на это, исследования проблемы стилей общения и поведения в конфликте в связи с гендером мужчин и женщин в период ранней взрослости, представлен в литературе весьма обобщённо и в основном слабо подкреплён эмпирическими данными. Имеющиеся источники информации в большинстве своём ограничиваются лишь отдельными статьями. Хотелось бы отметить учёных, которые работают над этими проблемами, внося свой неоценимый вклад в её изучение: Н.В. Степанова, О.Л. Петрова, С.А. Миронова, О.Л. Кустова, М.В. Владимирова и К.С. Шалагина. Вместе с тем, работ, где все эти феномены рассматривались бы во взаимосвязи, нам не встретилось.
Следует пояснить, что в нашем исследовании была использована возрастная периодизация Л.Б. Шнейдер, согласно которой, период ранней взрослости составляет от 20 до 40 лет (Шнейдер 2014). Именно эту возрастную группу мужчин и женщин мы и взяли для рассмотрения.
Данный возрастной период выборки был выбран неслучайно, поскольку период ранней взрослости является одним из наиболее продуктивных периодов человеческой жизни. Именно в это время происходит окончательное формирование человека как личности, устанавливаются долговременные социальные контакты, происходит переоценка ценностей, приобретается и закрепляется жизненный опыт, в процессе получения которого человек формирует для себя конструкты поведения, которые будут использоваться им на протяжении всего оставшегося периода жизни и лишь модифицироваться со временем под воздействием некоторых внешних обстоятельств и внутренних установок. В период ранней взрослости закладывается фундамент для достижения зрелости в последующие годы развития личности.
В этой связи считаем, что проблема взаимосвязи стилевых особенностей общения, поведения в конфликте, личностных и гендерных особенностей мужчин и женщин в период ранней взрослости требует тщательного изучения.
Цель исследования заключается в изучении стилей общения и особенностей поведения в конфликте в связи с личностными особенностями мужчин и женщин с разной гендерной идентичностью.
Объект исследования - стили общения, поведение в конфликте, личность и гендерная идентичность мужчин и женщин.
Предмет исследования - стили общения и поведения в конфликте в связи с личностными особенностями и гендерной идентичностью мужчин и женщин.
Гипотезы исследования:
• Существуют значимые различия в выраженности стилей общения и поведения в конфликте, а также личностных особенностях и гендерной идентичности между группами мужчин, и женщин.
• Имеются статистически значимые различия в выраженности стилей общения, поведения в конфликте, личностных особенностей и гендерной идентичности в группах мужчин и женщин с разной гендерной идентичностью.
• Существует специфика взаимосвязей параметров личности, гендера и стилей общения и поведения в конфликте в группах мужчин и женщин.
Задачи исследования:
• Выявить различия в выраженности стилей общения и поведения в конфликте, а также личностных особенностях и гендерной идентичности между группами мужчин, и женщин.
• Установить наличие статистически значимых различий в выраженности стилей общения, поведения в конфликте, личностных особенностей и гендерной идентичности в группах мужчин и женщин с разной гендерной идентичностью.
• Проанализировать специфику взаимосвязей параметров личности, гендера и стилей общения и поведения в конфликте в группах мужчин и женщин.
Теоретическое значение и научная новизна исследования: результаты, полученные в ходе проведённого исследования, дополняют и расширяют имеющиеся в литературе данные по проблеме взаимосвязей и особенностей проявления стилей общение и поведения в конфликте, а также личностных и гендерных особенностей мужчин и женщин в период ранней взрослости.
Практическое значение исследования: результаты данной работы могут быть полезны психологам-консультантам, работающим с проблемами регуляции межличностных конфликтов, а также развития личности взрослых людей, в различных областях психологической практики
В проведённом исследовании была предпринята попытка выявить значимые различия и общие черты в стилях общения и поведения в ситуации конфликта у мужчин и женщин в связи с их личностными особенностями и гендерной идентичностью. С этой целью был произведён анализ психологических исследований, проводимых в данном направлении, изучены объективные и субъективные факторы, определяющие содержание затронутой проблемы, выявлены психологические характеристики поведения, общения и гендерной идентичности у мужчин и женщин в период ранней взрослости.
Анализ существующих подходов к изучению проблемы показал, что стили общения и поведения в конфликте представляют собой сложное системное психическое явление, в которое вовлекаются элементы целостной структуры личности.
Полученные результаты позволяют заключить, что, во-первых, в основе стилей общения и поведения в конфликте лежит половая принадлежность и гендерная самоидентификация участников взаимодействия. Во-вторых, в основе ведущих стилей поведения в конфликте лежат личностные характеристики его участников. В-третьих, представители разного пола и разной гендерной идентичности имеют существенные различия в стилях общения, поведения в конфликте, а также некоторых личностных особенностях.
Необходимость подобных исследований обусловлена большой практической значимостью данной проблемы для психологической практики, консультационной и социальной работы, равно как и актуальной потребностью в расширении и обосновании теоретических представлений об особенностях проявления стилей общения и поведения в конфликте у мужчин и женщин с разной гендерной идентичностью.
1. Алексеева, А.Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации / А.Н. Алексеева - СПб: «Питер», - 2014.
2. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. / Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская / Обновлённое издание. - М.: МГУ, 2015.
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев / Мастера психологии - СПб.: «Питер», - 2011, с.71-98.
4. Аткинсон, Р.Л, Аткинсон, Э.Е., Смит, Д., Бэм, С. Введение в психологию / Под общей редакцией В.П. Зинченко. 16-е международное издание. - СПб.: Прайм-Еврознак, - 2011.
5. Бендас, Т.В. Исследования в области гендерной психологии / Т.В. Бендас / М.: Образование и наука. - 2013.
6. Бергис, Т.А. Готовность личности к переменам и толерантность к неопределённости на этапе ранней взрослости / Т.А. Бергис. - Тольятти, 2015.
7. Березовская, Р.А. Диагностика ролевого конфликта в деятельности руководителя / Р.А. Березовская / Речь - М.: 2012.
8. Бэм, С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бэм / Пер. с англ. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2012. — 347с.
9. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. - СПб.: «Питер», 2014.
10. Бодалев, А.А. Прикладная психология общения и межличностного познания: коллективная монография / А.А. Бодалев. - М.: КРЕДО, 2015. - 144 с.
11. Братченко, С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала. / Л.С. Братченко. - Псков, 2013.
12. Братченко, С.Л. Психология личности / С.Л. Братченко / «Из закромов Родины» - М.: 2013.
13. Владимирова, М.В., Шалагина, К.С. Гендерные особенности конфликтного поведения / М.В. Владимирова, К.С. Шалагина / Тула, 2013.
14. Воронцов, Д.В. Что такое гендер / Д.В. Воронцов - СПб.: «Питер», 2013. С.28-35.
15. Геодакян, С.В. Два пола. Зачем и почему? / Геодакян, В.А. - СПб., 2014. - С. 63-69г.
16. Горбатов, Д.С. Практикум по психологическому исследованию / Д.С. Горбатов - СПб.: Прайм-Еврознак, 2014.
17. Горянина, В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия / В.А. Горянина / Психологический журнал. -2013. № 23. С.73-83.
18. ГорянинаВ.А. Психология общения / В.А. Горянина - СПб.: «Питер», 2013.
19. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина - С. Петербург. «Питер», 2015.
20. Гришина Н.В. Тест К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»: методическое пособие / Н.В. Гришина / Санкт-Петербургский институт психологии и социальной работы. - 2015.
21. Давыдова Ю.А. Исследование причинной обусловленности конфликтного
поведения личности / Ю.А. Давыдова / Мир психологии. 2009. № 8. С.93¬119.
22. Добрякова, Е.В. Конфликт - явление позитивное (2-е издание) / Е.В. Добрякова / Практическая психология и логопедия. - 2013.
23. Джеймс, Ф.Л. Самоисполняющееся пророчество: гендер с социально-психологической точки зрения / Джеймс Ф.Л. - СПб.: «Питер», 2011. С. 144-161.
24. Дусказиева Ж.Г. Гендерные особенности восприятия и переработки информации / Ж.Г. Дусказиева / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. С. 49- 54.
25. Здравомыслова, О.М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации. / О.М. Здравомыслова - М.: УРСС, 2014.
26. Зеер, Э.Ф. Самоопределение человек в современных коднфликтующих реальностях / Э.Ф. Зеер / Образование и наука. - 2015.
27. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин / Мастера психологии - СПб.: «Питер». 2014. С.- 544.
28. Каган, В.Е. Половая идентичность и развитие личности. / В.Е. Каган / Феникс. - Ростов-на-дону, 2015.
29. Клёцина, И.С. Гендерная проблематика в публикации журналов «Вопросы психологии» / И.С. Клёцина / Вопросы психологии. - 2012. - №11.
30. Клёцина, И.С. Развитие гендерных исследований в психологии / И.С. Клёцина / Вопросы психологии. - 2014. - № 14
31. Клёцина, И.С. Практикум по гендерной психологии / И.С. Клёцина - СПб.: «Питер», 2013
32. Клёцина, И.С. Гендерный подход в системе психологического образования / Гендерные исследования: Феминистская методология в социальных науках. Материалы 7-й Международной Летней Школы по Гендерным Исследованиям (Фарос-2012). - ХЦГИ. Харьков, 2012. - 193-215с.
33. Климов, Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми / Е.А. Климов /
- М.: МПСИ - 2011.
34. Ковалев, П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения / П.А. Ковалев / Избранные труды / «Книга по Требованию», М.: - 2014.
35. Кон, И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей / И.С. Кон - М.: «Республика», 2013.
36. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко; ред. А.В.
Петровский, М.Г. Ярошевский. - 6-е издание. - СПб.: Принт. - 2012.
37. Куимов, В.С. Проблема типологии маскулинности в гендерных исследованиях / В.С. Куимов / Теория и практика общественного развития. - 2015. № 4.
38. Куликов, Л.В. Психология настроения / Л.В. Куликов - М.: Смысл, 2015.
39. Куликов, Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности / Л.В. Куликов, Л.В - М.: Смысл, 2015.
40. Круглова, М. А. Мотивация активности личности как регулятор социального поведения /М.А. Круглова / Ананьевские чтения 2011: Тезисы научно-практической конференции. СПб.: 2016. С. 84-85.
41. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев - М.: Смысл, 2013.
42. Леонтьев, Д.А. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили - взгляд из 1990-х / Д.А Леонтьев / Избранные психологические произведения. / «Книга по Требованию». - М.:- 2013. С. 78 - 87.
43. Лопухова О.Г. Психологический пол личности: адаптация диагностической методики / О.Г. Лопухова / Журнал Прикладная психология № 3, 2001.
44. Малышева Н.А. Гендер и антигендер в психологии / Н.А. Малышева / Журнал «Я». - 2013. № 3.
45. Минюрова С. А., Кустова О. Л. Формирование «образа женщины» в различных социальных группах / С.А. Минюрова, О.Л. Кустова // Журнал практического психолога. - 2017. № 37.
46. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин - М.: МОДЭК - 2012.
47. Мерлин В.С. Избранные психологические труды / В.С. Мерлин - М.: МОДЭК - 2012.
48. Панфилова, А. П. Теория и практика общения / А. П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2014.
49. Петровская, Л.А. Самоутверждение: пути истинные и ложные: Беседа психолога / Л.А. Петровская - СПб.: «Питер». -2012.
50. Полякова, М.К. Генеративность и ценностные ориентации в разные периоды взрослости / М.К. Полякова / Вестник СПбГУ. Психология и педагогика. Научный журнал - СПб.: 2017.
51. Хромов, А. Б. Пятифакторный опросник личности Р. МакКрае и П. Коста («Большая пятёрка»): адаптация. / А.Б. Хромов / Издание Курганского государственного университета. - 2012.
52. Реан, А. А. Психология адаптации личности / А. А. Реан - СПб.: Прайм - Еврознак 2016.
53. Сапогова, Е.Е Психология развития человека / Е.Е. Сапогова / Аспект- экспресс. - М., 2012
54. Семенов, А.В. Половозрастные различия и динамика представления подростков в конфликтах / А.В. Семенов / Моск. гос. соц. ун-т - М.: 2012. С. -22-24.
55. Степанова, Н.В.; Петрова В.Н. Влияние гендерных установок в ситуации конфликта на поведение в межличностных конфликтах юношей и девушек / Н.В. Степанова, В.Н. Петрова / Оренбургская государственная медицинская академия / Вектор науки ТГУ - №3. - 2012, с. 207- 209
56. Тарасов, Е.А. Как победить стресс / Е.А. Тарасов / - М.: Айрис-пресс, 2012.
57. Шкуратова, И.П., Габдулина, Л.И. Диагностика индивидуальных стилей общения / И.П. Шкуратова, Л.И. Габдулин - М.: Прайм, 2014.
58. Шнейдер, Л.Б. Практикум по психологии семьи и семейному консультированию/ Л.Б. Шнейдер/ Московский психолого-социальный университет. - М.: 2014.