СТИЛИ ОБЩЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ В СВЯЗИ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ И ГЕНДЕРОМ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы стилей общения и поведения в конфликте в связи с личностными особенностями и гендером мужчин и женщин 6
1.1. Проблема изучения стилей общения в психологии 6
1.2. Конфликт: понятие, виды, механизмы возникновения, стили поведения
личности в конфликте 13
1.3. Гендер и пол 20
1.4. Личностные особенности и стили поведения в конфликте в связи с полом
и гендером взрослых людей 28
1.5. Постановка проблемы и задачи исследования 33
Глава 2. Организация и методики исследования 36
2.1. Организация исследования и характеристика выборки 36
2.2. Методики исследования 37
2.3. Математико-статистические процедуры анализа эмпирических данных 59
Глава 3. Анализ и обсуждение результатов исследования 60
3.1. Сравнительный анализ выраженности стилей общения, поведения в
конфликте, личностных особенностей и гендерной идентичности в группах мужчин и женщин 60
3.2. Сравнительный анализ выраженности стилей общения, поведения в
конфликте и личностных особенностей в группах мужчин и женщин с разной гендерной идентичностью 62
3.3. Анализ взаимосвязей стилей общения, поведения в конфликте,
личностных особенностей и гендерной идентичности в группах мужчин и женщин 69
Выводы 76
Заключение 79
Библиографический список 80
Приложения
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы стилей общения и поведения в конфликте в связи с личностными особенностями и гендером мужчин и женщин 6
1.1. Проблема изучения стилей общения в психологии 6
1.2. Конфликт: понятие, виды, механизмы возникновения, стили поведения
личности в конфликте 13
1.3. Гендер и пол 20
1.4. Личностные особенности и стили поведения в конфликте в связи с полом
и гендером взрослых людей 28
1.5. Постановка проблемы и задачи исследования 33
Глава 2. Организация и методики исследования 36
2.1. Организация исследования и характеристика выборки 36
2.2. Методики исследования 37
2.3. Математико-статистические процедуры анализа эмпирических данных 59
Глава 3. Анализ и обсуждение результатов исследования 60
3.1. Сравнительный анализ выраженности стилей общения, поведения в
конфликте, личностных особенностей и гендерной идентичности в группах мужчин и женщин 60
3.2. Сравнительный анализ выраженности стилей общения, поведения в
конфликте и личностных особенностей в группах мужчин и женщин с разной гендерной идентичностью 62
3.3. Анализ взаимосвязей стилей общения, поведения в конфликте,
личностных особенностей и гендерной идентичности в группах мужчин и женщин 69
Выводы 76
Заключение 79
Библиографический список 80
Приложения
В современном мире взаимодействие людей играет одну из ключевых ролей. Развитие человека как полноценной личности невозможно без постоянного взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами. Именно в процессе межличностного общения с раннего возраста ребёнок усваивает разнообразные модели поведения, в т.ч. и особенности реагирования на конфликтные ситуации, а также определённые гендерные модели поведения.
Вопросы, рассматриваемые в данной работе, активно исследуются в современной психологии. Так, к примеру, в последние несколько десятков лет активно изучаются проблемы гендера и гендерной идентичности. Проблемы, связанные с непониманием, возникающим в процессе межличностного взаимодействия и особенности поведения мужчин и женщин в конфликте также волнуют не только исследователей различные областей наук, но и психологов-практиков.
Несправедливо было бы не отметить огромный вклад, внесённый на начальном этапе исследований данных проблем такими учёными как С. Бэм, Э. Маккоби, К. Гиллиган, Ш. Берн. В отечественной психологии этот список представлен такими выдающимися учёными как Б.Г. Ананьев, В.П. Баргунова, Э.С. Чугунова, И.С. Кон и другими исследователями.
Несмотря на это, исследования проблемы стилей общения и поведения в конфликте в связи с гендером мужчин и женщин в период ранней взрослости, представлен в литературе весьма обобщённо и в основном слабо подкреплён эмпирическими данными. Имеющиеся источники информации в большинстве своём ограничиваются лишь отдельными статьями. Хотелось бы отметить учёных, которые работают над этими проблемами, внося свой неоценимый вклад в её изучение: Н.В. Степанова, О.Л. Петрова, С.А. Миронова, О.Л. Кустова, М.В. Владимирова и К.С. Шалагина. Вместе с тем, работ, где все эти феномены рассматривались бы во взаимосвязи, нам не встретилось.
Следует пояснить, что в нашем исследовании была использована возрастная периодизация Л.Б. Шнейдер, согласно которой, период ранней взрослости составляет от 20 до 40 лет (Шнейдер 2014). Именно эту возрастную группу мужчин и женщин мы и взяли для рассмотрения.
Данный возрастной период выборки был выбран неслучайно, поскольку период ранней взрослости является одним из наиболее продуктивных периодов человеческой жизни. Именно в это время происходит окончательное формирование человека как личности, устанавливаются долговременные социальные контакты, происходит переоценка ценностей, приобретается и закрепляется жизненный опыт, в процессе получения которого человек формирует для себя конструкты поведения, которые будут использоваться им на протяжении всего оставшегося периода жизни и лишь модифицироваться со временем под воздействием некоторых внешних обстоятельств и внутренних установок. В период ранней взрослости закладывается фундамент для достижения зрелости в последующие годы развития личности.
В этой связи считаем, что проблема взаимосвязи стилевых особенностей общения, поведения в конфликте, личностных и гендерных особенностей мужчин и женщин в период ранней взрослости требует тщательного изучения.
Цель исследования заключается в изучении стилей общения и особенностей поведения в конфликте в связи с личностными особенностями мужчин и женщин с разной гендерной идентичностью.
Объект исследования - стили общения, поведение в конфликте, личность и гендерная идентичность мужчин и женщин.
Предмет исследования - стили общения и поведения в конфликте в связи с личностными особенностями и гендерной идентичностью мужчин и женщин.
Гипотезы исследования:
• Существуют значимые различия в выраженности стилей общения и поведения в конфликте, а также личностных особенностях и гендерной идентичности между группами мужчин, и женщин.
• Имеются статистически значимые различия в выраженности стилей общения, поведения в конфликте, личностных особенностей и гендерной идентичности в группах мужчин и женщин с разной гендерной идентичностью.
• Существует специфика взаимосвязей параметров личности, гендера и стилей общения и поведения в конфликте в группах мужчин и женщин.
Задачи исследования:
• Выявить различия в выраженности стилей общения и поведения в конфликте, а также личностных особенностях и гендерной идентичности между группами мужчин, и женщин.
• Установить наличие статистически значимых различий в выраженности стилей общения, поведения в конфликте, личностных особенностей и гендерной идентичности в группах мужчин и женщин с разной гендерной идентичностью.
• Проанализировать специфику взаимосвязей параметров личности, гендера и стилей общения и поведения в конфликте в группах мужчин и женщин.
Теоретическое значение и научная новизна исследования: результаты, полученные в ходе проведённого исследования, дополняют и расширяют имеющиеся в литературе данные по проблеме взаимосвязей и особенностей проявления стилей общение и поведения в конфликте, а также личностных и гендерных особенностей мужчин и женщин в период ранней взрослости.
Практическое значение исследования: результаты данной работы могут быть полезны психологам-консультантам, работающим с проблемами регуляции межличностных конфликтов, а также развития личности взрослых людей, в различных областях психологической практики
Вопросы, рассматриваемые в данной работе, активно исследуются в современной психологии. Так, к примеру, в последние несколько десятков лет активно изучаются проблемы гендера и гендерной идентичности. Проблемы, связанные с непониманием, возникающим в процессе межличностного взаимодействия и особенности поведения мужчин и женщин в конфликте также волнуют не только исследователей различные областей наук, но и психологов-практиков.
Несправедливо было бы не отметить огромный вклад, внесённый на начальном этапе исследований данных проблем такими учёными как С. Бэм, Э. Маккоби, К. Гиллиган, Ш. Берн. В отечественной психологии этот список представлен такими выдающимися учёными как Б.Г. Ананьев, В.П. Баргунова, Э.С. Чугунова, И.С. Кон и другими исследователями.
Несмотря на это, исследования проблемы стилей общения и поведения в конфликте в связи с гендером мужчин и женщин в период ранней взрослости, представлен в литературе весьма обобщённо и в основном слабо подкреплён эмпирическими данными. Имеющиеся источники информации в большинстве своём ограничиваются лишь отдельными статьями. Хотелось бы отметить учёных, которые работают над этими проблемами, внося свой неоценимый вклад в её изучение: Н.В. Степанова, О.Л. Петрова, С.А. Миронова, О.Л. Кустова, М.В. Владимирова и К.С. Шалагина. Вместе с тем, работ, где все эти феномены рассматривались бы во взаимосвязи, нам не встретилось.
Следует пояснить, что в нашем исследовании была использована возрастная периодизация Л.Б. Шнейдер, согласно которой, период ранней взрослости составляет от 20 до 40 лет (Шнейдер 2014). Именно эту возрастную группу мужчин и женщин мы и взяли для рассмотрения.
Данный возрастной период выборки был выбран неслучайно, поскольку период ранней взрослости является одним из наиболее продуктивных периодов человеческой жизни. Именно в это время происходит окончательное формирование человека как личности, устанавливаются долговременные социальные контакты, происходит переоценка ценностей, приобретается и закрепляется жизненный опыт, в процессе получения которого человек формирует для себя конструкты поведения, которые будут использоваться им на протяжении всего оставшегося периода жизни и лишь модифицироваться со временем под воздействием некоторых внешних обстоятельств и внутренних установок. В период ранней взрослости закладывается фундамент для достижения зрелости в последующие годы развития личности.
В этой связи считаем, что проблема взаимосвязи стилевых особенностей общения, поведения в конфликте, личностных и гендерных особенностей мужчин и женщин в период ранней взрослости требует тщательного изучения.
Цель исследования заключается в изучении стилей общения и особенностей поведения в конфликте в связи с личностными особенностями мужчин и женщин с разной гендерной идентичностью.
Объект исследования - стили общения, поведение в конфликте, личность и гендерная идентичность мужчин и женщин.
Предмет исследования - стили общения и поведения в конфликте в связи с личностными особенностями и гендерной идентичностью мужчин и женщин.
Гипотезы исследования:
• Существуют значимые различия в выраженности стилей общения и поведения в конфликте, а также личностных особенностях и гендерной идентичности между группами мужчин, и женщин.
• Имеются статистически значимые различия в выраженности стилей общения, поведения в конфликте, личностных особенностей и гендерной идентичности в группах мужчин и женщин с разной гендерной идентичностью.
• Существует специфика взаимосвязей параметров личности, гендера и стилей общения и поведения в конфликте в группах мужчин и женщин.
Задачи исследования:
• Выявить различия в выраженности стилей общения и поведения в конфликте, а также личностных особенностях и гендерной идентичности между группами мужчин, и женщин.
• Установить наличие статистически значимых различий в выраженности стилей общения, поведения в конфликте, личностных особенностей и гендерной идентичности в группах мужчин и женщин с разной гендерной идентичностью.
• Проанализировать специфику взаимосвязей параметров личности, гендера и стилей общения и поведения в конфликте в группах мужчин и женщин.
Теоретическое значение и научная новизна исследования: результаты, полученные в ходе проведённого исследования, дополняют и расширяют имеющиеся в литературе данные по проблеме взаимосвязей и особенностей проявления стилей общение и поведения в конфликте, а также личностных и гендерных особенностей мужчин и женщин в период ранней взрослости.
Практическое значение исследования: результаты данной работы могут быть полезны психологам-консультантам, работающим с проблемами регуляции межличностных конфликтов, а также развития личности взрослых людей, в различных областях психологической практики
В проведённом исследовании была предпринята попытка выявить значимые различия и общие черты в стилях общения и поведения в ситуации конфликта у мужчин и женщин в связи с их личностными особенностями и гендерной идентичностью. С этой целью был произведён анализ психологических исследований, проводимых в данном направлении, изучены объективные и субъективные факторы, определяющие содержание затронутой проблемы, выявлены психологические характеристики поведения, общения и гендерной идентичности у мужчин и женщин в период ранней взрослости.
Анализ существующих подходов к изучению проблемы показал, что стили общения и поведения в конфликте представляют собой сложное системное психическое явление, в которое вовлекаются элементы целостной структуры личности.
Полученные результаты позволяют заключить, что, во-первых, в основе стилей общения и поведения в конфликте лежит половая принадлежность и гендерная самоидентификация участников взаимодействия. Во-вторых, в основе ведущих стилей поведения в конфликте лежат личностные характеристики его участников. В-третьих, представители разного пола и разной гендерной идентичности имеют существенные различия в стилях общения, поведения в конфликте, а также некоторых личностных особенностях.
Необходимость подобных исследований обусловлена большой практической значимостью данной проблемы для психологической практики, консультационной и социальной работы, равно как и актуальной потребностью в расширении и обосновании теоретических представлений об особенностях проявления стилей общения и поведения в конфликте у мужчин и женщин с разной гендерной идентичностью.
Анализ существующих подходов к изучению проблемы показал, что стили общения и поведения в конфликте представляют собой сложное системное психическое явление, в которое вовлекаются элементы целостной структуры личности.
Полученные результаты позволяют заключить, что, во-первых, в основе стилей общения и поведения в конфликте лежит половая принадлежность и гендерная самоидентификация участников взаимодействия. Во-вторых, в основе ведущих стилей поведения в конфликте лежат личностные характеристики его участников. В-третьих, представители разного пола и разной гендерной идентичности имеют существенные различия в стилях общения, поведения в конфликте, а также некоторых личностных особенностях.
Необходимость подобных исследований обусловлена большой практической значимостью данной проблемы для психологической практики, консультационной и социальной работы, равно как и актуальной потребностью в расширении и обосновании теоретических представлений об особенностях проявления стилей общения и поведения в конфликте у мужчин и женщин с разной гендерной идентичностью.
Подобные работы
- Влияние личностных особенностей руководителей на выбор копинг - стратегий поведения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелом возрасте (19.00.13)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелом возрасте
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелом возрасте
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ СТАТУСОМ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНОЙ РОЛИ НА СТРАТЕГИЮ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНОЙ РОЛИ НА СТРАТЕГИЮ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016 - Взаимосвязь социально-психологических особенностей и удовлетворенности браком у женщин зрелого возраста (Московский Институт Психоанализа)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Гендерные особенности поведения личности в конфликте
Бакалаврская работа, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



