Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая готовность ребенка к школе в зависимости от ролевой структуры семьи

Работа №57647

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
439
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе в зависимости от ролевой структуры семьи 6
1.1 Понятие психологической готовности старших дошкольников к школе6
1.2 Характеристика особенностей детей из полных и неполных семей 11
1.3 Социализация дошкольников в неполной семье 16
1.4 Ролевая структура в семье 20
1.5 Постановка проблемы 23
Глава 2. Организация и методики исследования 26
2.1. Организация исследования 26
2.2. Методики 27
2.3. Методы математического анализа данных 28
Глава 3. Анализ и обсуждение результатов исследования 29
3.1. Результаты анализа различий характеристик психологической
готовности к школьному обучению и ролевой структуры семьи у старших дошкольников из полных и неполных семей 29
3.2. Результаты анализа взаимосвязей характеристик психологической
готовности к школьному обучению и ролевой структуры семьи у старших дошкольников из полных и неполных семей 33
3.3 Анализ структуры взаимосвязей характеристик психологической готовности к школьному обучению и ролевой структуры семьи у старших дошкольников из полных и неполных семей 42
Выводы по эмпирической части 53
Заключение 57
Список литературы: 60
Приложения


Проблема готовности ребенка к школьному обучению имеет как теоретическое, так и практическое значение. Готовность ребенка к школе определяется широким кругом параметров. К ним относятся определенный уровень развития познавательных способностей, эмоционально-волевой сферы, а также психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Как правило, развитие старшего дошкольника отвечает большинству формальных требований, предъявляемых к знаниям, умениям и навыкам ребенка. Однако чаще всего ребенок оказывается неготовым к школе именно в психологическом плане. Проблема состоит в том, что ситуация школьного обучения серьезно отличается от того, что переживал ребенок дома или в детском саду. Изменения касаются, прежде всего, распорядка дня, роста учебной нагрузки, смены окружения. При этом добавляется еще и социальный компонент. Осваивая новую роль ученика, ребенок сталкивается с тем, что его действия начинают получать оценку окружающих и влиять на классный коллектив в целом. В соответствии с этим возрастает также ответственность ребенка за свои поступки. (Головко, 2015).
Актуальность данной темы заключается в том, что детский сад, являясь первой ступенью в системе народного образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Проблема работы: В настоящее время неполная семья стала распространенным явлением, где складываются специфические условия для воспитания. Дети часто становятся свидетелями и участниками таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как распад родительской семьи. Распад семьи влечет за собой изменение ее ролевой структуры. Всё это негативно сказывается на воспитательном потенциале семей и процессе психологической готовности детей к школе.
Изучением готовности ребенка к школьному обучению занимались как отечественные, так и зарубежные авторы. Среди них Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А. Керн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин; особенности развития личности в старшем дошкольном возрасте представлены в работах Н.И. Гуткиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной.
Некоторые родители считают главным показателем готовности ребенка к школьному обучению широту знаний и представлений, которые ребенок приобрел в период своего детства. Такая точка зрения является неверной. Готовность ребенка к обучению в школе выражается не только в общем запасе знаний и представлений, но и в уровне развития всей психической деятельности, развитием внимания, мышления, мелкой моторики, слухоречевой памяти, речи, умении и желании играть роль ученика и сотрудничать со сверстниками.
Однако исследований, посвященных проблеме исследования уровня психологической готовности детей к школе из полных и неполных семей в связи с их ролевой структурой недостаточно.
Поэтому мы считаем актуальной рассмотрение темы нашего исследования «Уровень психологической готовности детей к школе в зависимости от ролевой структуры семьи (в полных и неполных семьях)».
Объект исследования - Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе.
Предмет исследования - Особенности психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе в зависимости от ролевой структуры семьи. Рассматриваются полные и неполные семьи.
Цель исследования - Изучить особенности психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе в зависимости от ролевой структуры семьи. Рассматриваются полные и неполные семьи. Гипотезы:
1. В уровне психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе существуют статистически достоверные различия в зависимости от ролевой структуры семьи. В частности, старшие дошкольники из неполных семей, имеют более низкий уровень психологической готовности к обучению в школе, чем старшие дошкольники из полных семей.
2. В группах старших дошкольников из полных и неполных семей существуют специфические особенности взаимосвязи между параметрами психологической готовности к обучению в школе и ролями матери.
3. Структура взаимосвязей характеристик психологической готовности к обучению в школе и ролями матери также обладает специфическими особенностями в группах старших дошкольников из полных и неполных семей. Что выражается в различном характере группировки изучаемых переменных в факторы при факторизации показателей.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме:
Психологическая готовность к обучению в школе, особенности детей старшего дошкольного возраста, психологическая готовность к обучению в школе у старших дошкольников, особенности детей из полных и неполных семей, социализация дошкольников в неполной семье, психологическая готовность дошкольников их неполной семьи.
2. Подобрать валидные и стандартизованные диагностические методики для изучения психологической готовности к школе и ролевого репертуара матери.
3. Провести исследование психологической готовности старших
дошкольников к обучению в школе и ролевого репертуара матери по выбранным методикам.
4. Выявить достоверные различия в уровне психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников и ролевого репертуара матерей из полных и неполных семей.
5. Выявить специфические особенности взаимосвязи между особенностями психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников и ролевого репертуара матерей из полных и неполных семей.
6. Выявить специфические особенности структуры взаимосвязей особенностей психологической готовности к обучению в школе в группах старших дошкольников и ролевого репертуара матерей из полных и неполных семей.
Теоретическая значимость исследования: данное исследование обобщает и расширяет объем знаний об особенностях психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников из полных и неполных семей.
Научная новизна исследования состоит в исследовании психологической готовности к обучению в школе в связи с ролевой структурой семьи.
Практическое значение исследования заключается в возможности использования полученных данных для разработки специальных коррекционных программ для старших дошкольников с отставаниями, а также создание нового диагностического инструмента.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный анализ литературы показал значимость проблемы психологической готовности дошкольников к обучению в школе. Психологическая готовность к школе выступает одной из важнейших готовностей при поступлении ребёнка в школу. Готовность к школе разделяется на несколько видов: интеллектуальная готовность, мотивационная готовность, эмоциональная готовность, волевая готовность, коммуникативная готовность, социальная готовность, психологическая готовность. Все виды готовности к школе важны, однако зачастую и воспитатели детских садов, и родители обращают внимание только на интеллектуальную готовность дошкольника. Что ведет к серьезным психическим травмам при поступлении ребёнка в школу. Дети в полных семьях могут быть только интеллектуально подготовлены к школьному обучению. То есть, они могут уметь читать, знать буквы, обладать навыками письма и счета, знаниями об окружающем мире, но при этом не быть готовым к школе в социальном, эмоциональном плане. При поступлении такого дошкольника в школу, ребёнок испытывает сильный стресс, что сказывается на усложнении процесса адаптации к новым условиям.
В неполных семьях дети не только испытывают трудности в подготовке к школе, но порой у них уже не мало семейных проблем. Такие дети пережили разрыв родителей, могли быть участниками скандалов и ссор, либо просто они чувствуют и видят, что у них нет важного человека рядом.
В семье существуют определенные роли, которые выполняются родителями в разной мере, в следствии чего в каждой семье есть своя структура ролей. Наше исследование направлено на изучение различий и связей психологической готовности дошкольников к обучению в школе в связи с различной ролевой структурой в полных и неполных семьях. Так, как семья не полная, какие-то функции в семье могут не выполняться, либо их выполняют другие члены семьи, поэтому ролевая структура в неполной семье отличается от ролевой структуры в полной семье. Однако, на данную тему нет плодотворных исследований, что говорит об актуальности данной темы на текущий момент.
В данном исследовании была предпринята попытка изучения характеристик психологической готовности к обучению в школе в связи с различной ролевой структурой в полных и неполных семьях. Целью исследования являлось изучение особенностей психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе в зависимости от ролевой структуры семьи в полных и неполных семьях.
Относительно старшего дошкольного исследования, мы выявили, что между детьми из полных и неполных семей существуют значимые различия характеристик психологической готовности к обучению в школе и особенностей ролевой структуры. Старшие дошкольники из полных семей имеют более высокий уровень психологической готовности к школе, выражающийся в высоком уровне знаний об окружающем мире. Также, выявлены и различия в ролевой структуре семьи. У дошкольников из неполных семей женщина исполняет такие роли, как: воспитание детей, материальное обеспечение в семье, при этом не занимается психотерапевтической и хозяйственной ролью. А вот у дошкольников из полных семей материальным обеспечением семьи занимается мужчина, кроме того он занимается воспитанием детей, а женщина занимается созданием климата в семье и хозяйством. Как можно отметить, в полной семье присутствует более традиционная ролевая структура. У дошкольников из полных семей материальное обеспечение семьи женщиной связано с высокой обучаемостью ребёнка, высоким уровнем развития памяти, но низким уровнем развития речи. В группе дошкольников из неполных семей роль материальное обеспечение женщиной связано с организацией интересов и ценностей ребёнка. Выполнение женщиной роли хозяйки связано с низким уровнем развития восприятия у дошкольника. Так, у дошкольников из полных и неполных семей сложились определенные симптомо-комплексы, общие для данных групп. У дошкольников из полных семей высокий уровень развития восприятия характеризуется способностью работать ручкой и карандашом, низкой психологической готовностью к школе. А в группе дошкольников из неполной семьи данный фактор характеризуется низким уровнем обучаемости, низким уровнем развития памяти, низкой психологической готовностью, развитым уровнем копировать и делать по образцу, отсутствием реализации функции организации развлечений в семье и развитием интересов и ценностей, выполнением функции хозяйки женщиной. Фактор низкий уровень образования понятий в группе дошкольников из полных семей, характеризуется низким уровнем развития навыков счета. А в группе дошкольников из неполных семей характеризуется высоким уровнем знаний об окружающем мире, развитыми навыками счета и отсутствием реализации в семье функции сексуального партнера. В остальном у дошкольников сложились уникальные факторные структуры.
Данные результаты предполагается использовать для дальнейшего эмпирического исследования психологической готовности дошкольников к обучению в школе в зависимости от ролевой структуры семьи, для проведения лонгитюдного исследования, разработки диагностических методик на готовность к школе, разработки коррекционных программ, позволяющих влиять на психологическую готовность к школе у старших дошкольников.



1. Агейко О. В. Восприятие семейных отношений детьми из неполных семей [Текст] / О. В. Агейко // Научные труды / под ред. В. Ф. Беркова: - Минск. - 2010. - С. 294
2. Алексеева, Л. С. Неполные семьи в трудной жизненной ситуации / Л. С. Алексеева [Текст] / Л. С. Алексеева // Отечественный журнал социальной работы.- 2009.- № 2.- С. 26-31.
3. Андреева Т.В. Психология современной семьи / Т. В. Андреева; Под ред. Т. В. Андреева - СПб.: Речь. - 2006. - С.427-431.
4. Багаутдинова С. Ф. Образовательная программа дошкольного образования: от стандарта к проектированию / С. Ф. Багаутдинова, К. В. Корнилова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 27-38.
5. Баландина Л.Л. Родительско-детские взаимодействия и самооценка мальчиков и девочек дошкольного возраста в однодетных семьях [Текст] / Л. Л. Баландина // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 11 - С. 1121-1125
6. Батуев А. С. Биосоциальная природа материнства и раннего детства / О. Н. Безрукова А. Г. Кощавцев // Под ред. А.С. Батуева - СПбГУ. - 2007. - С. 321.
7. Богославец Л. Г. Методические ошибки в системе работы детского сада [Текст] / Л. Г. Богославец, О. И. Давыдова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2013. - № 9. - С. 92-100.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович // под. ред. Л. И. Божович - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
9. Васильева Е. Н. Ролевая структура детско-родительского взаимодействия как составляющая психологической готовности к родительству [Текст] / Е. Н. Васильева // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири - 2013. - № 4. - С. 1 - 15.
10. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе / Л. А. Венгер // под ред. Л. А. Венгер - М.: Просвещение, 2012. - 289 с.
11. Веракса Н. Е. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы - М., 2011. - С. 435.
12. Виноградова Н. А. Перспективы работы детских садов в условиях переходного периода на ФГОС дошкольного образования [Текст] / Н. А. Виноградова, Ю. В. Кодачигова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2013. - № 9. - С. 21-28.
13. Виноградова Н.А. Образовательная программа детского сада: согласование с федеральными требованиями [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Кодачигова // Вопросы психологии - 2011. - № 12. - С. 38 - 42.
14. Витцлак Г. Альманах психологических тестов / Г. Витцлак; Под ред. Г. Витцлак - М.: Изд-во «КСП». - 1996. - С. 342
15. Волгуснова Е.А. Взаимосвязь показателей тревожности и неуверенности
у дошкольников и младших школьников / Е.А. Волгуснова// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа.
Акмеология. Ювенология. Социокинетика - 2015. - №1. - С. 67 - 70.
16. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский // под ред. Л. С. Выготский - М.: Эксмо-Пресс. - 2000. - 1008 с.
17. Вяткина Л.Б. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполной/полной семье [Текст] / Л. Б. Вяткина // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10 (часть 2). - стр. 442-445
18. Головин М. С. Исследование особенностей формирования семейно-ролевой идентификации у детей из неполных разведенных материнских семей [Текст] / М. С. Головин // Гуманитарные научные исследования - 2012. - № 6. - С. 21 - 35.
19. Головко Е. А. Изучение психологической готовности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к обучению в школе [Текст] / Е. А. Головко // // Наука, техника и образование. - 2015. - № 12. - С. 175-178.
20. Гонина О.О. Влияние особенностей общения между родителями на эмоциональную сферу их детей дошкольного возраста / О.О. Гонина // Концепт - 2014. - №3. - С. 1 - 6.
21. Гребенюк А.А. Актуальные проблемы возрастной психологии / А.А. Гребенюк. - Симферополь, 2001. - 453.
22. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина // под. ред. Н. И. Гуткина - М.: НПО «Образование». - 1996. - С. 257
23. Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации [Текст] / В. И. Долгова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 191-196.
24. Долгова В.И., Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками [Текст] / В. И. Долгова, Е. В. Попова // под. ред. В. И. Долгова - М.: Издательство Перо, 2015. - 208 с.
25. Емузова Н. Г. Мониторинг готовности учащихся первых классов / Н. Г. Емузова, Ф. Х. Кравцова // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 4. - С. 27 - 39.
26. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А.И. Захаров. - 3-е изд., испр. - СПб: Союз, 1997. - 224 с.
27. Захарова Е. А. Особенности семейных отношений в различных национальных культурах / Е. А. Захарова // Молодой ученый. — 2014. — №18.— С. 558-561.
28. Иванова Е.С. Об особенностях негативных эмоциональных состояний детей дошкольного возраста / Е.С. Иванова // Гаудемаус - 2012. - №19. - С. 69- 75.
29. Ивашкова О.В. Влияние социометрического статуса на восприятие воспитателя мальчиками и девочками 5-7 лет / О.В. Ивашкова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии - 2015. - №6 (52). - С. 1 - 13.
30. Иоановна В. Е. «Эго-состояние» супругов как фактор формирования ролевой структуры в молодой семье [Текст] / В. Е. Иоановна // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: психология. - 2015. - № 2 - С. 24 - 33.
31. Какурина Л.Г Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения /Л.Г. Какурина, Д.В. Ларькова // Science Time - 2015. - №1 (13). -С. 174 - 177.
32. Кораблева Л. Инновационные оценочные средства в преподавании дошкольной педагогики в условиях освоения ФГОС СПО нового поколения [Текст] / Л. Кораблева // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 11. - С. 94-96.
33. Корниенко Д.С. Личностные свойства родителя и темперамент ребенка как предикторы детско-родительских отношений / Д. С. Корниенко, А. В. Краснов // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 11 - стр. 1140-1144.
34. Кочеткова А. А. К проблеме развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников / А. А. Кочеткова, Н. И. Левшина // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-3. - С. 397¬399.
35. Краснов А.В. Характеристики познавательной сферы старшего дошкольника в полных и неполных семьях [Текст] / А. В. Краснов // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 8 - стр. 1227-1232.
36. Лебедева Л. А. Психологические особенности семейных ценностей и ролевых установок в супружеских отношениях [Текст] / Л. А. Лебедева // Вестник Мордовского университета - 2011. - № 12 - С. 121 - 123.
37. Мокрицкая М.В. Перспективный план работы педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса дошкольников / М.В. Мокрицкая, Г.В. Тугулева // Международный журнал экспериментального образования - 2014. - №6-1. - С. 48 - 51.
38. Набойченко Е.С. Влияние семьи на усвоение детьми половых ролей и формирования межличностных отношений [Текст] / Е. С. Набойченко, Е. В. Фокина // Системная интеграция в здравоохранении. - 2012. - № 4 (18). - С. 42-48
39. Петрайтене М.В. Возможности применения проективной диагностики в психологическом сопровождении развития личности дошкольников / М.В. Петрайтене // Известия Алтайского государственного университета - 2014. - №2 (82). - С. 53 - 57.
40. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 летнего возраста и подготовка их к школе / Г. Г. Петроченко // под ред. Г. Г. Петроченко - М.: Инфра-М, 2014. - 291 с.
41. Попова Т.А., Сулейманова С. Взаимосвязь детско-родительских отношений и тревожности дошкольника / Т. А. Попова, С. Сулейманова // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 11 - стр. 1145-1148;
42. Рябцева С.В. Формирование психологической готовности к школе: тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста / С.В. Рябцева, И.В. Спиридонова // под ред. И. В. Спиридоновой - М., 2011.
43. Силина Е.А. Личностные особенности детей из многодетных и однодетных семей / Е. А. Силина // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 8 (часть 5). - стр. 1243-1246.
44. Столяренко, Л.Д. Социальная психология. Краткий курс лекций /Л.Д.
Столяренко, В.Е. Столяренко // под ред. Л. Д. Столяренко - М.: ЮРАЙТ,
2012. - 220 с.
45. Токарева В.О. Особенности проявления тревожности и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в зависимости от детско-родительских отношений / В. О. Токарева// Фундаментальные исследования. - 2013. - № 8 - стр. 970-973.
46. Толмачева Т.Е. В помощь психологу, изучающему социометрический статус дошкольников / Т. Е. Толмачева // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. №7. - С.42-48.
47. Уманская Н. В. Познавательный потенциал детской игры [Текст] / Н. В. Уманская, А. И. Иванова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2013. - № 9. - С. 51-58.
48. Фельдштейн, Д. И. Приоритетные направления психолого- педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития [Текст] / Д. И. Фельдштейн // Педагогика - 2010. -№ 7. - С. 3-11.
49. Фещенко Е. М. Ролевые ожидания и притязания супругов на разных этапах развития семьи [Текст] / Е. М. Фещенко // Вестник Брянского государственного университета - 2012. - № 1. - С. 172 - 175.
50. Чернокова Т. Е. Формирование ментальных представлений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т. Е. Чернокова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. - № 7. - С. 34-41.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ