Психологическая готовность ребенка к школе в зависимости от ролевой структуры семьи
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе в зависимости от ролевой структуры семьи 6
1.1 Понятие психологической готовности старших дошкольников к школе6
1.2 Характеристика особенностей детей из полных и неполных семей 11
1.3 Социализация дошкольников в неполной семье 16
1.4 Ролевая структура в семье 20
1.5 Постановка проблемы 23
Глава 2. Организация и методики исследования 26
2.1. Организация исследования 26
2.2. Методики 27
2.3. Методы математического анализа данных 28
Глава 3. Анализ и обсуждение результатов исследования 29
3.1. Результаты анализа различий характеристик психологической
готовности к школьному обучению и ролевой структуры семьи у старших дошкольников из полных и неполных семей 29
3.2. Результаты анализа взаимосвязей характеристик психологической
готовности к школьному обучению и ролевой структуры семьи у старших дошкольников из полных и неполных семей 33
3.3 Анализ структуры взаимосвязей характеристик психологической готовности к школьному обучению и ролевой структуры семьи у старших дошкольников из полных и неполных семей 42
Выводы по эмпирической части 53
Заключение 57
Список литературы: 60
Приложения
Глава 1. Теоретическое исследование психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе в зависимости от ролевой структуры семьи 6
1.1 Понятие психологической готовности старших дошкольников к школе6
1.2 Характеристика особенностей детей из полных и неполных семей 11
1.3 Социализация дошкольников в неполной семье 16
1.4 Ролевая структура в семье 20
1.5 Постановка проблемы 23
Глава 2. Организация и методики исследования 26
2.1. Организация исследования 26
2.2. Методики 27
2.3. Методы математического анализа данных 28
Глава 3. Анализ и обсуждение результатов исследования 29
3.1. Результаты анализа различий характеристик психологической
готовности к школьному обучению и ролевой структуры семьи у старших дошкольников из полных и неполных семей 29
3.2. Результаты анализа взаимосвязей характеристик психологической
готовности к школьному обучению и ролевой структуры семьи у старших дошкольников из полных и неполных семей 33
3.3 Анализ структуры взаимосвязей характеристик психологической готовности к школьному обучению и ролевой структуры семьи у старших дошкольников из полных и неполных семей 42
Выводы по эмпирической части 53
Заключение 57
Список литературы: 60
Приложения
Проблема готовности ребенка к школьному обучению имеет как теоретическое, так и практическое значение. Готовность ребенка к школе определяется широким кругом параметров. К ним относятся определенный уровень развития познавательных способностей, эмоционально-волевой сферы, а также психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Как правило, развитие старшего дошкольника отвечает большинству формальных требований, предъявляемых к знаниям, умениям и навыкам ребенка. Однако чаще всего ребенок оказывается неготовым к школе именно в психологическом плане. Проблема состоит в том, что ситуация школьного обучения серьезно отличается от того, что переживал ребенок дома или в детском саду. Изменения касаются, прежде всего, распорядка дня, роста учебной нагрузки, смены окружения. При этом добавляется еще и социальный компонент. Осваивая новую роль ученика, ребенок сталкивается с тем, что его действия начинают получать оценку окружающих и влиять на классный коллектив в целом. В соответствии с этим возрастает также ответственность ребенка за свои поступки. (Головко, 2015).
Актуальность данной темы заключается в том, что детский сад, являясь первой ступенью в системе народного образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Проблема работы: В настоящее время неполная семья стала распространенным явлением, где складываются специфические условия для воспитания. Дети часто становятся свидетелями и участниками таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как распад родительской семьи. Распад семьи влечет за собой изменение ее ролевой структуры. Всё это негативно сказывается на воспитательном потенциале семей и процессе психологической готовности детей к школе.
Изучением готовности ребенка к школьному обучению занимались как отечественные, так и зарубежные авторы. Среди них Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А. Керн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин; особенности развития личности в старшем дошкольном возрасте представлены в работах Н.И. Гуткиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной.
Некоторые родители считают главным показателем готовности ребенка к школьному обучению широту знаний и представлений, которые ребенок приобрел в период своего детства. Такая точка зрения является неверной. Готовность ребенка к обучению в школе выражается не только в общем запасе знаний и представлений, но и в уровне развития всей психической деятельности, развитием внимания, мышления, мелкой моторики, слухоречевой памяти, речи, умении и желании играть роль ученика и сотрудничать со сверстниками.
Однако исследований, посвященных проблеме исследования уровня психологической готовности детей к школе из полных и неполных семей в связи с их ролевой структурой недостаточно.
Поэтому мы считаем актуальной рассмотрение темы нашего исследования «Уровень психологической готовности детей к школе в зависимости от ролевой структуры семьи (в полных и неполных семьях)».
Объект исследования - Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе.
Предмет исследования - Особенности психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе в зависимости от ролевой структуры семьи. Рассматриваются полные и неполные семьи.
Цель исследования - Изучить особенности психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе в зависимости от ролевой структуры семьи. Рассматриваются полные и неполные семьи. Гипотезы:
1. В уровне психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе существуют статистически достоверные различия в зависимости от ролевой структуры семьи. В частности, старшие дошкольники из неполных семей, имеют более низкий уровень психологической готовности к обучению в школе, чем старшие дошкольники из полных семей.
2. В группах старших дошкольников из полных и неполных семей существуют специфические особенности взаимосвязи между параметрами психологической готовности к обучению в школе и ролями матери.
3. Структура взаимосвязей характеристик психологической готовности к обучению в школе и ролями матери также обладает специфическими особенностями в группах старших дошкольников из полных и неполных семей. Что выражается в различном характере группировки изучаемых переменных в факторы при факторизации показателей.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме:
Психологическая готовность к обучению в школе, особенности детей старшего дошкольного возраста, психологическая готовность к обучению в школе у старших дошкольников, особенности детей из полных и неполных семей, социализация дошкольников в неполной семье, психологическая готовность дошкольников их неполной семьи.
2. Подобрать валидные и стандартизованные диагностические методики для изучения психологической готовности к школе и ролевого репертуара матери.
3. Провести исследование психологической готовности старших
дошкольников к обучению в школе и ролевого репертуара матери по выбранным методикам.
4. Выявить достоверные различия в уровне психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников и ролевого репертуара матерей из полных и неполных семей.
5. Выявить специфические особенности взаимосвязи между особенностями психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников и ролевого репертуара матерей из полных и неполных семей.
6. Выявить специфические особенности структуры взаимосвязей особенностей психологической готовности к обучению в школе в группах старших дошкольников и ролевого репертуара матерей из полных и неполных семей.
Теоретическая значимость исследования: данное исследование обобщает и расширяет объем знаний об особенностях психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников из полных и неполных семей.
Научная новизна исследования состоит в исследовании психологической готовности к обучению в школе в связи с ролевой структурой семьи.
Практическое значение исследования заключается в возможности использования полученных данных для разработки специальных коррекционных программ для старших дошкольников с отставаниями, а также создание нового диагностического инструмента.
Актуальность данной темы заключается в том, что детский сад, являясь первой ступенью в системе народного образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Проблема работы: В настоящее время неполная семья стала распространенным явлением, где складываются специфические условия для воспитания. Дети часто становятся свидетелями и участниками таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как распад родительской семьи. Распад семьи влечет за собой изменение ее ролевой структуры. Всё это негативно сказывается на воспитательном потенциале семей и процессе психологической готовности детей к школе.
Изучением готовности ребенка к школьному обучению занимались как отечественные, так и зарубежные авторы. Среди них Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А. Керн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин; особенности развития личности в старшем дошкольном возрасте представлены в работах Н.И. Гуткиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной.
Некоторые родители считают главным показателем готовности ребенка к школьному обучению широту знаний и представлений, которые ребенок приобрел в период своего детства. Такая точка зрения является неверной. Готовность ребенка к обучению в школе выражается не только в общем запасе знаний и представлений, но и в уровне развития всей психической деятельности, развитием внимания, мышления, мелкой моторики, слухоречевой памяти, речи, умении и желании играть роль ученика и сотрудничать со сверстниками.
Однако исследований, посвященных проблеме исследования уровня психологической готовности детей к школе из полных и неполных семей в связи с их ролевой структурой недостаточно.
Поэтому мы считаем актуальной рассмотрение темы нашего исследования «Уровень психологической готовности детей к школе в зависимости от ролевой структуры семьи (в полных и неполных семьях)».
Объект исследования - Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе.
Предмет исследования - Особенности психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе в зависимости от ролевой структуры семьи. Рассматриваются полные и неполные семьи.
Цель исследования - Изучить особенности психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе в зависимости от ролевой структуры семьи. Рассматриваются полные и неполные семьи. Гипотезы:
1. В уровне психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе существуют статистически достоверные различия в зависимости от ролевой структуры семьи. В частности, старшие дошкольники из неполных семей, имеют более низкий уровень психологической готовности к обучению в школе, чем старшие дошкольники из полных семей.
2. В группах старших дошкольников из полных и неполных семей существуют специфические особенности взаимосвязи между параметрами психологической готовности к обучению в школе и ролями матери.
3. Структура взаимосвязей характеристик психологической готовности к обучению в школе и ролями матери также обладает специфическими особенностями в группах старших дошкольников из полных и неполных семей. Что выражается в различном характере группировки изучаемых переменных в факторы при факторизации показателей.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме:
Психологическая готовность к обучению в школе, особенности детей старшего дошкольного возраста, психологическая готовность к обучению в школе у старших дошкольников, особенности детей из полных и неполных семей, социализация дошкольников в неполной семье, психологическая готовность дошкольников их неполной семьи.
2. Подобрать валидные и стандартизованные диагностические методики для изучения психологической готовности к школе и ролевого репертуара матери.
3. Провести исследование психологической готовности старших
дошкольников к обучению в школе и ролевого репертуара матери по выбранным методикам.
4. Выявить достоверные различия в уровне психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников и ролевого репертуара матерей из полных и неполных семей.
5. Выявить специфические особенности взаимосвязи между особенностями психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников и ролевого репертуара матерей из полных и неполных семей.
6. Выявить специфические особенности структуры взаимосвязей особенностей психологической готовности к обучению в школе в группах старших дошкольников и ролевого репертуара матерей из полных и неполных семей.
Теоретическая значимость исследования: данное исследование обобщает и расширяет объем знаний об особенностях психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников из полных и неполных семей.
Научная новизна исследования состоит в исследовании психологической готовности к обучению в школе в связи с ролевой структурой семьи.
Практическое значение исследования заключается в возможности использования полученных данных для разработки специальных коррекционных программ для старших дошкольников с отставаниями, а также создание нового диагностического инструмента.
Проведенный анализ литературы показал значимость проблемы психологической готовности дошкольников к обучению в школе. Психологическая готовность к школе выступает одной из важнейших готовностей при поступлении ребёнка в школу. Готовность к школе разделяется на несколько видов: интеллектуальная готовность, мотивационная готовность, эмоциональная готовность, волевая готовность, коммуникативная готовность, социальная готовность, психологическая готовность. Все виды готовности к школе важны, однако зачастую и воспитатели детских садов, и родители обращают внимание только на интеллектуальную готовность дошкольника. Что ведет к серьезным психическим травмам при поступлении ребёнка в школу. Дети в полных семьях могут быть только интеллектуально подготовлены к школьному обучению. То есть, они могут уметь читать, знать буквы, обладать навыками письма и счета, знаниями об окружающем мире, но при этом не быть готовым к школе в социальном, эмоциональном плане. При поступлении такого дошкольника в школу, ребёнок испытывает сильный стресс, что сказывается на усложнении процесса адаптации к новым условиям.
В неполных семьях дети не только испытывают трудности в подготовке к школе, но порой у них уже не мало семейных проблем. Такие дети пережили разрыв родителей, могли быть участниками скандалов и ссор, либо просто они чувствуют и видят, что у них нет важного человека рядом.
В семье существуют определенные роли, которые выполняются родителями в разной мере, в следствии чего в каждой семье есть своя структура ролей. Наше исследование направлено на изучение различий и связей психологической готовности дошкольников к обучению в школе в связи с различной ролевой структурой в полных и неполных семьях. Так, как семья не полная, какие-то функции в семье могут не выполняться, либо их выполняют другие члены семьи, поэтому ролевая структура в неполной семье отличается от ролевой структуры в полной семье. Однако, на данную тему нет плодотворных исследований, что говорит об актуальности данной темы на текущий момент.
В данном исследовании была предпринята попытка изучения характеристик психологической готовности к обучению в школе в связи с различной ролевой структурой в полных и неполных семьях. Целью исследования являлось изучение особенностей психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе в зависимости от ролевой структуры семьи в полных и неполных семьях.
Относительно старшего дошкольного исследования, мы выявили, что между детьми из полных и неполных семей существуют значимые различия характеристик психологической готовности к обучению в школе и особенностей ролевой структуры. Старшие дошкольники из полных семей имеют более высокий уровень психологической готовности к школе, выражающийся в высоком уровне знаний об окружающем мире. Также, выявлены и различия в ролевой структуре семьи. У дошкольников из неполных семей женщина исполняет такие роли, как: воспитание детей, материальное обеспечение в семье, при этом не занимается психотерапевтической и хозяйственной ролью. А вот у дошкольников из полных семей материальным обеспечением семьи занимается мужчина, кроме того он занимается воспитанием детей, а женщина занимается созданием климата в семье и хозяйством. Как можно отметить, в полной семье присутствует более традиционная ролевая структура. У дошкольников из полных семей материальное обеспечение семьи женщиной связано с высокой обучаемостью ребёнка, высоким уровнем развития памяти, но низким уровнем развития речи. В группе дошкольников из неполных семей роль материальное обеспечение женщиной связано с организацией интересов и ценностей ребёнка. Выполнение женщиной роли хозяйки связано с низким уровнем развития восприятия у дошкольника. Так, у дошкольников из полных и неполных семей сложились определенные симптомо-комплексы, общие для данных групп. У дошкольников из полных семей высокий уровень развития восприятия характеризуется способностью работать ручкой и карандашом, низкой психологической готовностью к школе. А в группе дошкольников из неполной семьи данный фактор характеризуется низким уровнем обучаемости, низким уровнем развития памяти, низкой психологической готовностью, развитым уровнем копировать и делать по образцу, отсутствием реализации функции организации развлечений в семье и развитием интересов и ценностей, выполнением функции хозяйки женщиной. Фактор низкий уровень образования понятий в группе дошкольников из полных семей, характеризуется низким уровнем развития навыков счета. А в группе дошкольников из неполных семей характеризуется высоким уровнем знаний об окружающем мире, развитыми навыками счета и отсутствием реализации в семье функции сексуального партнера. В остальном у дошкольников сложились уникальные факторные структуры.
Данные результаты предполагается использовать для дальнейшего эмпирического исследования психологической готовности дошкольников к обучению в школе в зависимости от ролевой структуры семьи, для проведения лонгитюдного исследования, разработки диагностических методик на готовность к школе, разработки коррекционных программ, позволяющих влиять на психологическую готовность к школе у старших дошкольников.
В неполных семьях дети не только испытывают трудности в подготовке к школе, но порой у них уже не мало семейных проблем. Такие дети пережили разрыв родителей, могли быть участниками скандалов и ссор, либо просто они чувствуют и видят, что у них нет важного человека рядом.
В семье существуют определенные роли, которые выполняются родителями в разной мере, в следствии чего в каждой семье есть своя структура ролей. Наше исследование направлено на изучение различий и связей психологической готовности дошкольников к обучению в школе в связи с различной ролевой структурой в полных и неполных семьях. Так, как семья не полная, какие-то функции в семье могут не выполняться, либо их выполняют другие члены семьи, поэтому ролевая структура в неполной семье отличается от ролевой структуры в полной семье. Однако, на данную тему нет плодотворных исследований, что говорит об актуальности данной темы на текущий момент.
В данном исследовании была предпринята попытка изучения характеристик психологической готовности к обучению в школе в связи с различной ролевой структурой в полных и неполных семьях. Целью исследования являлось изучение особенностей психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе в зависимости от ролевой структуры семьи в полных и неполных семьях.
Относительно старшего дошкольного исследования, мы выявили, что между детьми из полных и неполных семей существуют значимые различия характеристик психологической готовности к обучению в школе и особенностей ролевой структуры. Старшие дошкольники из полных семей имеют более высокий уровень психологической готовности к школе, выражающийся в высоком уровне знаний об окружающем мире. Также, выявлены и различия в ролевой структуре семьи. У дошкольников из неполных семей женщина исполняет такие роли, как: воспитание детей, материальное обеспечение в семье, при этом не занимается психотерапевтической и хозяйственной ролью. А вот у дошкольников из полных семей материальным обеспечением семьи занимается мужчина, кроме того он занимается воспитанием детей, а женщина занимается созданием климата в семье и хозяйством. Как можно отметить, в полной семье присутствует более традиционная ролевая структура. У дошкольников из полных семей материальное обеспечение семьи женщиной связано с высокой обучаемостью ребёнка, высоким уровнем развития памяти, но низким уровнем развития речи. В группе дошкольников из неполных семей роль материальное обеспечение женщиной связано с организацией интересов и ценностей ребёнка. Выполнение женщиной роли хозяйки связано с низким уровнем развития восприятия у дошкольника. Так, у дошкольников из полных и неполных семей сложились определенные симптомо-комплексы, общие для данных групп. У дошкольников из полных семей высокий уровень развития восприятия характеризуется способностью работать ручкой и карандашом, низкой психологической готовностью к школе. А в группе дошкольников из неполной семьи данный фактор характеризуется низким уровнем обучаемости, низким уровнем развития памяти, низкой психологической готовностью, развитым уровнем копировать и делать по образцу, отсутствием реализации функции организации развлечений в семье и развитием интересов и ценностей, выполнением функции хозяйки женщиной. Фактор низкий уровень образования понятий в группе дошкольников из полных семей, характеризуется низким уровнем развития навыков счета. А в группе дошкольников из неполных семей характеризуется высоким уровнем знаний об окружающем мире, развитыми навыками счета и отсутствием реализации в семье функции сексуального партнера. В остальном у дошкольников сложились уникальные факторные структуры.
Данные результаты предполагается использовать для дальнейшего эмпирического исследования психологической готовности дошкольников к обучению в школе в зависимости от ролевой структуры семьи, для проведения лонгитюдного исследования, разработки диагностических методик на готовность к школе, разработки коррекционных программ, позволяющих влиять на психологическую готовность к школе у старших дошкольников.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ И ВОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Ролевые ожидания и притязания в браке женщин в период кризиса принятия на себя родительских обязательств (Нет заключения, Алтайский государственный университет)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Особенности супружеского общения в семьях молодых людей, выросших в монородительских семьях
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - АКТУАЛИЗАЦИЯ ВИТАГЕННОГО ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К БРАКУ И СЕМЬЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Социально-психологическая адаптация детей дошкольного возраста к организации дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - Особенности психологической адаптации детей мигрантов в русскоязычной школе
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2024 - ФЕНОМЕН СОЖИТЕЛЬСТВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЦЕННОСТЬ ИСТИТУТА СЕМЬИ И БРАКА
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ (на материале иноязычного образования)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



