Введение 3
Глава 1. Разновидности содержательных связей отечественной и зарубежной поэзии в методическом аспекте 7
1.1. Вопрос о содержательных связях отечественной и зарубежной поэзии в
методике 7
1.2. Отражение содержательных связей в учебниках литературы 9-11 класс 9
1.3. Виды содержательных связей отечественной и зарубежной поэзии и
эффективные приемы их реализации 17
Глава 2. Уроки литературы, реализующие концепцию изучения русской лирики с опорой на содержательные связи отечественной и зарубежной поэзии 28
2.1. Реализация идейно-мировоззренческой связи (сопоставительный анализ
двух переводов баллады Г. Бюргера «Ленора», сделанных В. А. Жуковским, - «Светлана» и «Ленора») 28
2.2. Реализация тематической связи (тема взаимосвязи человека и природы в
творчестве Ф. Тютчева, А. Фета и М. Басё) 43
2.3. Реализация художественно-исторической связи (знакомство с
символизмом как поэтическим течением «серебряного века» на основе творчества русских и зарубежных поэтов) 60
Глава 3. Результаты педагогического эксперимента 68
3.1. Педагогический эксперимент в 9 классе 68
3.2. Педагогический эксперимент в 10 классе 73
3.3. Педагогический эксперимент в 11 классе 77
Заключение 81
Список литературы 83
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность исследования. Отечественная литература - неотъемлемая часть мирового литературного процесса, однако в школьном изучении зачастую эта взаимосвязь не учитывается, литературные произведения рассматриваются замкнуто, разъединено. По нашему мнению, произведения зарубежной поэзии призваны помочь учащимся почувствовать, с одной стороны, национальное своеобразие отечественной лирики, с другой - осознать общие закономерности развития мирового литературного процесса, обращенность русской поэзии к общечеловеческим темам и проблемам, глубже осмыслить литературные направления. Изучение зарубежной литературы, по мнению А. К. Михальской, «способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывая перспективы более ясного представления о мировом процессе и роли в нем отечественной литературы». [37, с.32]
В качестве методологической базы исследования избраны идеи К. М. Нартова и Н. В. Лекомцевой о взаимосвязанном изучении иностранной и отечественной литератур в общеобразовательной школе. «Рассматриваемая проблема чрезвычайно важна в собственно педагогическом смысле. Едва ли не общепринятая практика предельно изолированного подхода к изучению произведений зарубежной литературы, вне каких-либо связей и соответствий с литературой отечественной, как и обособленное знакомство с родной литературой, в воспитательном отношении мало продуктивны. Раскрытие понятия единства мирового литературного процесса, по возможности системный подход к его изучению позволяют решать важнейшую педагогическую задачу: формировать понимание единого всемирно-исторического процесса развития человеческого общества и неотделимой от него истории всемирной литературы», - утверждал автор учебников по литературе Ким Миронович Нартов. [40, с. 37].
В связи с необходимостью взаимосвязанного изучения русской и зарубежной поэзии возникает проблема теоретического обоснования и практического воплощения содержательных связей русской и зарубежной лирики на уроках литературы.
Объектом исследования являются содержательные связи русской и зарубежной поэзии.
Предметом - эффективные приемы изучения русской и зарубежной поэзии на уроках литературы в школе в зависимости от разнообразия содержательных связей.
Целью исследования является определение основных содержательных связей русской и зарубежной поэзии, а также эффективных приемов методического воплощения этих связей на уроках литературы в старших классах.
В процессе исследования рассматривалась следующая гипотеза: правомерно предположить, что реализация разнообразных содержательных связей русской и зарубежной поэзии позволит старшеклассникам:
1. Глубже понять особенности художественного мира лирического или лиро-эпического произведения и отраженную в нем авторскую концепцию;
2. Сформировать представление о литературном направлении;
3. Выявить особенности решения сквозной поэтической темы.
Задачи исследования:
1) Проанализировать методическую литературу по теме исследования;
2) Сделать анализ учебников для старших классов с целью определения эффективных приемов изучения зарубежной поэзии;
3) Определить основные содержательные связи русской и зарубежной поэзии на уроках литературы;
4) Определить эффективные приемы методического воплощения каждого вида содержательных связей;
5) Выбрать тексты, отражающие разнообразие содержательных связей;
6) Разработать конспекты уроков изучения русской поэзии в зависимости от определенного вида содержательных связей с зарубежной поэзией;
7) Провести педагогический эксперимент и сделать выводы о результатах проверки гипотезы.
В данной работе использованы традиционные для подобного исследования методы:
> метод анализа использовался при работе с методической и педагогической литературой, а также в процессе анализа творческих работ учащихся, в процессе изучения содержания учебников.
> метод анкетирования при проведении входного контроля для учащихся
> метод моделирования — при разработке конспектов уроков по изучению русской лирики с опорой на содержательные связи с зарубежной поэзией, а также при создании модели педагогического эксперимента
> метод синтеза при группировке наиболее эффективных приёмов методического воплощения каждого вида содержательных связей
>описательный метод применяется при сборе данных
^ метод эксперимента — на этапе проведения педагогического эксперимента в школе и анализа его результатов.
Новизна исследования заключается в том, что систематизированы основные виды содержательных связей русской и зарубежной поэзии на уроках литературы в старших классах, предложены эффективные приемы для реализации каждого вида связей.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности применения разработанной методики на уроках изучения русской поэзии в старших классах.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Понимание взаимосвязи русской и зарубежной литератур раскрывает перед учащимися множество открытий. Оно позволит им лучше разобраться в сущности того или иного литературного направления, поможет осознать преемственность русской поэзии, ведь каждый талантливый писатель и поэт — наследник и новатор.
Организовывая уроки, реализующие содержательные связи между русской и зарубежной лирикой, мы разовьем умение школьников самостоятельно анализировать литературное произведение, поможем лучше ориентироваться в потоке художественной литературы, изучение которой не предполагается школьным курсом. Такой подход к изучению литературы (лирики, в частности) позволяет увидеть особенности решения сквозных поэтических тем, понять суть «вечных образов». В результате взаимосвязанного изучения литератур ученики должны получить системное представление о мировом литературном процессе, а значит, и о единстве духовного развития человечества.
Мы уже упоминали о том, что попытка классифицировать характер литературных взаимоотношений по их содержанию не привела к созданию законченной системы, тем не менее именно этот вид связей, по нашему мнению, является одним из важнейших для понимания единства мировой литературы.
Сопоставление произведений в рамках всемирной литературы на основе содержания обнаруживает их нравственно-эстетическую проблематику: смысл жизни, место человека среди людей. Взаимосвязанное изучение литератур укрепляет эстетические потребности, которые формируются у школьников средствами литературы.
В ходе апробирования работы на уроках 9-11 классов наблюдалось повышение интереса учащихся к чтению зарубежной литературы, которая скудно представлена в школьных учебниках. Учащиеся стали глубже разбираться в лирических и лиро-эпических произведениях русских авторов после сопоставления их с зарубежными текстами, увидели своеобразие их сюжета, хронотопа, системы поэтических образов. Они смогли осознать, как велика роль переводов во взаимодействии различных литератур, улучшили навыки сопоставительного анализа.
В ходе исследования были определены основные содержательные связи русской и зарубежной поэзии, а также определено их место в традиционной классификации связей отечественной и зарубежной литературы. В нашем исследовании мы постарались выявить эффективные приёмы методического воплощения этих связей на уроках литературы в старших классах, создали конспекты уроков, в которых были задействованы эти приёмы. Результаты исследования могут быть использованы на уроках литературы в старших классах.
1. Артамасова М. А. Творчество В. А. Жуковского и фольклор: автореф. дис. / М. А. Артамасова. - М., 2001. - 13 с.
2. Басё М. Хайку / М. Басё, В. Маркова — М.: Фортуна ЭЛ, 2009.-128с.
3. Басё М. Роса на цветке. Японские трехстишия / М. Басё, В. Маркова, Ф. Киескэ. - М.: Феникс, 2000, - 320 с.
4. Благой Д. Д. Мир как красота (о "Вечерних огнях" А. Фета) / Д. Д. Благой / А. А. Фет. Вечерние огни. - М.: Наука, 1981. - 5-36 с.
5. Бройтман С. Н. Поэтика русской классической и неклассической лирики. / С. Н. Бройтман. - М.: Эксмо, 2008. - 485 с.
6. Бунеев Р. Н. Литература. 9 класс. История твоей литературы. Кн.1 / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова. - М.: Баласс, 2010. — 304 с.
7. Бунеев Р. Н. Литература. 9 класс. История твоей литературы. Кн.2 / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова. - М.: Баласс, 2010. — 240 с.
8. Вахрушев B. C.Уроки мировой литературы в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. / В. С. Вахрушев, М.: Просвещение, 1993. - 160 с.
9. Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения» / А. Н. Веселовский. - М., 1999. - 549 с.
10. Егорова Л. П. История русской литературы XX века. Первая половина. Кн. 1 / Л. П. Егорова, А. А. Фокин, И. Н. Иванова и др. - М.: Флинта, 2014. - 450с.
11. Егорова Л. П. История русской литературы XX века. Первая половина. Кн. 2 / Л. П. Егорова, А. А. Фокин, И. Н. Иванова и др. - М.: Флинта, 2014. - 935с.
12. Есин А. Б. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы, 9 класс. / А. Б. Есин, М. Б. Ладыгин, Н. А. Нефедова, Т. Г. Тренина — М.: Дрофа, 2014 — 789 с.
13. Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. / В. М. Жирмунский - Л.: Наука, 1979. - 493 с.
14. Жуковский В. А. Баллады / В. А. Жуковский. - М.: РИПОЛ классик, 2011 — 40 с.
15. Зинченко В. Г. Литература и методы её изучения. Системно-синергетический подход: учеб. пособие / В. Г. Зинченко, В. Г. Зусман, З. И. Кирнозе. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 280 с.
16. Касаткина В. Н. Поэзия Ф. И. Тютчева / В. Н. Касаткина. - М.: Просвещение, 1978. - 176 с.
17. Коровина В. Я. Литература. 9 класс. В 2 ч. Ч 1. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский. - М.: Просвещение, 2013. - 399 с.
18. Коровина В. Я. Литература. 9 класс. В 2 ч. Ч 2. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский. - М.: Просвещение, 2013. - 383 с.
19. Коровин В. И. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч 1. / В. И. Коровин. - М.: Просвещение, 2012. - 414 с.
20. Коровин В. И. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч 2. / В. И. Коровин, Н. Л. Вершинина, Л. А. Капитанова и др. - М.: Просвещение, 2012. - 384 с.
21. Курдюмова Т. Ф. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия. В 2 ч.
Ч.1 / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, Е. Н. Колокольцев, О. Б. Марьина и др. - М.: Дрофа, 2013. - 271 с.
22. Курдюмова Т. Ф. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия. В 2 ч.
Ч.2 / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, Е. Н. Колокольцев, О. Б. Марьина и др. - М.: Дрофа, 2013. - 282 с.
23. Курдюмова Т. Ф. Литература. 10 класс. Базовый уровень / Т. Ф. Курдюмова, Е. Н. Колокольцев, О. Б. Марьина и др. - М.: Дрофа, 2007.- 448 с.
24. Курдюмова Т. Ф. Литература. 11 класс. Базовый уровень. Часть 1 / Т. Ф. Курдюмова, Е. Н. Колокольцев, О. Б. Марьина и др. - М.: Дрофа, 2014. -351 с.
25. Курдюмова Т. Ф. Литература. 11 класс. Базовый уровень. Часть 2 / Т. Ф. Курдюмова, Е. Н. Колокольцев, О. Б. Марьина и др. - М.: Дрофа, 2014.- 256 с.
26. Кутузов А. Г. В мире литературы. 9 класс. В 2 ч. Ч.1: учеб.- хрестоматия для общеобразоват. учреждений / А. Г. Кутузов, А. К. Киселев, Е. С. Романичева и др. - М.: Дрофа, 2006. - 318 с.
27. Кутузов А. Г. В мире литературы. 9 класс. В 2 ч. Ч.2: учеб.- хрестоматия для общеобразоват. учреждений / А. Г. Кутузов, А. К. Киселев, Е. С. Романичева и др. - М.: Дрофа, 2006. - 320.
28. Кутузов А.Г. В мире литературы. Учебник для общеобраз. учеб. учрежд. 10 класс / А. Г. Кутузов, А. К. Киселёв, Е. С. Романичева, И. И. Мурзак, А. Л. Ястребов. - М.: Дрофа, 2001. — 400 с.
29. Кутузов А. Г. В мире литературы. 11 кл.: учеб. для образоват. учреждений гуманитар. профиля/ А.Г. Кутузов, А.К Киселев, Е. С. Романичева и др. - М.: Дрофа, 2006, - 463 с.
30. Лебедева М. А. Создание урока литературы в 5 - 6 классах на основе системно-деятельностного подхода. Учебно-методическое пособие. / М.А. Лебедева, - ПГГПУ, 2012. - 66 с.
31. Линкова Я. С. Символ в поэзии Стефана Малларме: автореф. дис. / Я. С. Линкова. - М.: 2006. - 16 с.
32. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста / Ю. М. Лотман. - Л.: Просвещение, 1972. - 271 с.
33. Маранцман В. Г. Проблемное изучение литературного произведения в школе. / Т. В. Чирковская, В. Г. Маранцман. - М.: Просвещение, 1977.- 206 с.
34. Маранцман В. Г. Литература. 10 класс. Учебник. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч.1/ под ред. В.Г. Маранцмана. - М.: Просвещение, 2009. - 383 с.
35. Маранцман В. Г. Литература. 10 класс. Учебник. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч.2/ под ред. В.Г. Маранцмана. - М.: Просвещение, 2009.- 401 с.
36. Медведев В. П. Изучение лирики в школе / В. П. Медведев. - М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
37. Михальская Н. П. Зарубежная литература. 5 - 11 кл.: Программа для образовательных учреждений гуманитарного профиля. / Н. П. Михальская, - М.: Дрофа, 2003. — 64 с.
38. Мосунова Л.А. Условия саморазвития личности на уроке литературы / Л. А. Мосунова // Русская словесность, 2004. - №3. - 56 - 70 с.
39. Налегач Н. В. Символика аметистов в поэзии И. Анненского / Н. В. Налегач // «Филологический класс». - 2012. - №2. - с. 51-54.
40. Нартов, К. М. Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе: Книга для учителя. / Н. В. Лекомцева, К. М. Нартов, - М.: Флинта, 2012. - 169 с.
41. Ронен О. Серебряный век как умысел и вымысел / О. Ронен. - М.: О.Г.И., 2000. - 152 с.
42. Рошаль В. М. Полная энциклопедия символов / В. М. Рошаль. - М.: АСТ, 2005. - 515 с.
43. Свиридова А. В. Эстетика символизма в зеркале поэзии П. Верлена / А. В. Свиридова // Вестник ЧГПУ, 2001. - №1. - 276 - 284 с.
44. Сушкова В. Н. Зарубежная литература в системе филологического образования / В. Н. Сушкова // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 12. - С. 87-88 с.
45. Тимофеев, Л. И. Словарь литературоведческих терминов. / С. В. Тураев, Л. И. Тимофеев, - М.: Просвещение, 1974. - 509 с.
46. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. / Б. В. Томашевский. - М.: Аспект-Пресс, 1999. - 334 с.
47. Трапезникова Н. С. Зарубежная литература в средней школе / Н. С. Трапезникова. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1982. - 198 с.
48. Тураев С. В. Изучение зарубежной литературы в школе / С. В. Тураев, Д. Л. Чавчанидзе. - М.: Просвещение, 1982. - 160 с.
49. Шайтанов И. О. Ф. И. Тютчев: поэтическое открытие природы / И. О. Шайтанов. - М.: Издательство МГУ, 2001. - 128 с.
50. Шевцова, Л. И. Методика преподавания литературы : современные технологии : методические рекомендации / Л. И. Шевцова. - Витебск : УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2012. - 49 с.
51. Шолпо И. Л. Погружение в культуру и искусство Японии при изучении М. Басё в восьмом классе / И.Л. Шолпо // Урок литературы - урок искусства. Методические рекомендации для учителей. - М., 1995. - 64-87 с.
52. Эйхенбаум Б. М. Мелодика русского лирического стиха / Эйхенбаум Б. М. // О поэзии. - Л.: Советский писатель, 1969. - 327¬511 с.