ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность дивергентного мышления в зарубежной и отечественной
литературе
1.2 Общая характеристика развития и основных видов деятельности
младших школьников 1
1.3 Особенности развития дивергентного мышления в младшем школьном
возрасте 2
Выводы по первой главе 2
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ 2'
2.1 Организация и методы исследования дивергентного мышления младших
школьников 2!
2.2 Результаты исследования развития дивергентного мышления младших
школьников в условиях развивающих занятий 3i
2.3 Рекомендации по развитию дивергентного мышления младших
школьников 4^
Выводы по второй главе 4S.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5^
ПРИЛОЖЕНИЯ 5£
Новые ориентиры развития современного общественного сознания, активно проявляющиеся в Российской системе образования, обусловлены значительными качественными преобразованиями в различных сферах жизни нашего общества. «Национальная доктрина образования РФ», «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» и другие нормативные документы признают нацеленность современного общества на «взращивание» творческой личности, имеющей прочные, глубокие знания, способной самостоятельно, нетрадиционно решать возникающие трудности, преодолевать препятствия.
Существенные преобразования в Российском обществе привели к серьезным изменениям в системе общего среднего образования, которые коснулись не только организационной и содержательной стороны обучения и воспитания школьников, но и повышения требований к их образовательным результатам. В связи с этим школа должна способствовать целостному социально-ориентированному обучению, развитию творческих качеств школьников, их познавательных и созидательных способностей, легко применимых в практике повседневной жизни и при дальнейшем обучении. Эта идея нашла отражение в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования говорится о том, что достижение таких высоких требований к результатам образования возможно в том случае, если школьники умеют актуальные знания из содержания различных предметных областей гибко, «нестандартно» преломлять к реальным условиям деятельности, многовариантно мыслить, решая конкретные ситуации. Для этого у школьника должно быть развито дивергентное
мышление.
Поэтому дивергентное мышление, которое предполагает многовариативность решений поставленной проблемы, очень важно развивать уже в начальной школе, когда основным видом деятельности ребенка становится учение. Важным моментом для выявления необходимости формирования дивергентного мышления в учебнообразовательном процессе младших школьников является положение о том, что личность, которая может реализовать свою творческую активность, руководствуется внутренними мотивами поведения и ориентируется, прежде всего, на собственный личностный рост. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для подготовки школьника к интеллектуальному творческому труду. Развиваются воображение, фантазия, формируются умения наблюдать, анализировать, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность. Воспитывается любознательность, активность и инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.
По нашему мнению, целенаправленная работа по формированию у младших школьников дивергентного мышления может успешно осуществляться во внеучебной деятельности общеобразовательного учреждения. Подтверждение этому можно найти в Концепции федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в которой делается акцент на том, что общеобразовательные учреждения должны стремиться к максимальному использованию ресурсов внеучебной деятельности для общего интеллектуального развития, частью которого является и дивергентное мышление.
Проблема формирования у младших школьников дивергентного мышления в процессе внеучебной деятельности является многоаспектной, в связи с чем возникает потребность изучения научных трудов, раскрывающих данную тематику в философской, психологической и педагогической литературе. Так, в научной литературе широко исследуются разные виды мышления, отражающие особенности интеллектуальной и практической деятельности личности, они представлены в работах Дж. Гилфорда, В.В. Давыдова, Б.М. Теплова. Теоретическое осмысление, выявление закономерностей продуктивного характера мыслительной деятельности и его использование в процессе обучения нашло отражение в работах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, др.
Возрастные особенности развития мышления в когнитивной сфере младших школьников раскрывают в своих трудах П.Б. Блонский, П.Я. Гальперин, Ж. Пиаже и др.
Накоплен определенный материал в области особенностей дивергентного мышления и факторов его формирования российскими исследователями, такими как А.М. Матюшкин, С. Татищев, А.Б. Шнейдер и зарубежными Дж. Гилфорд, С. Медник, Д. Роджерс, Е. Торранс.
Активизация учебной деятельности младших школьников рассматривается в научных трудах, посвященных: теории организации развивающей педагогической среды и развивающего обучения, они представлены в работах Ш.А. Амонашвили, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина; педагогике взаимодействия; в теории проблемного обучения А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, в педагогике интеллектуального творчества Г.С.Альтшуллера, А.А. Гии, В.В. и др.
Вместе с этим вопросы формирования дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях остаются слабо разработанными. Теоретические и эмпирические исследования целого ряда вопросов, касающихся специфики дивергентного мышления младших школьников, психолого-педагогических механизмов и условий формирования дивергентного мышления в процессе вне-учебной деятельности, не получили достаточного освещения, что обуславливает направленность содержания проведенного исследования.
Выше изложенные противоречия обусловливают актуальность данного исследования и определяют его проблему: как обеспечить направленность внеучебной деятельности в общеобразовательном учреждении на формирование дивергентного мышления младших школьников.
Объектом исследования данной работы является дивергентное мышление в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - содержание, формы и методы развития дивергентного мышления младших школьников.
Цель работы - выявить и раскрыть содержание, формы и методы развития дивергентного мышления младших школьников.
Психолого-педагогические работы, посвященные теории и практике формирования дивергентного мышления, дают основание выдвинуть следующую гипотезу: целенаправленные занятия способствуют развитию дивергентного мышления у младших школьников. Система занятий основывается на развивающем эффекте методов игровой терапии, сказкотерапии, проблемного обучения и включает в себя три цикла: «сказка», «проблема», «игра».
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
1. Рассмотреть теоретические и экспериментальные подходы к проблеме дивергентного мышления в зарубежной и отечественной психологии.
2. Изучить природу, структуру дивергентного мышления и его влияние на развитие личности младших школьников.
3. Провести исследование с целью измерения уровня развития дивергентного мышления учащихся до проведения формирующего эксперимента.
4. Разработать и апробировать систему занятий для развития дивергентного мышления младших школьников.
5. Провести итоговое измерение уровня развития дивергентного мышления в экспериментальной и контрольной группах и описать результаты формирующего эксперимента.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что было глубоко рассмотрено влияние и значимость развития дивергентного мышления в младшем школьном возрасте. На основе полученных данных разработана система развивающих занятий, направленных на развитие дивергентного мышления младших школьников.
Практическая значимость: система развивающих занятий,
направленных на развитие дивергентного мышления, может быть использована в любой общеобразовательной школе.
Эмпирической базой исследования послужила МБОУ СОШ №8 г. Елабуга РТ. В исследовании принимали участие 50 учащихся начальной школы: 25человек в экспериментальной группе и 25 человек в
контрольной. Возраст школьников 8-9лет, учащиеся вторых классов.
Исследование проводилось в течение 2016-2017 гг. и состояло из трех взаимосвязанных этапов.
На первом этапе (октябрь 2016 г.) изучалось состояние проблемы формирования дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности в общеобразовательном учреждении;
определялся научный аппарат исследования; формулировалась гипотеза и задачи исследования; выявлялись факторы, оказывающие влияние на успешность формирования дивергентного мышления младших
школьников в процессе внеучебной деятельности в общеобразовательном учреждении; определялись критерии, показатели и уровни сформированное™ дивергентного мышления младших школьников по тесту Е. Торренса (см.: Приложение 1).
На втором этапе (октябрь - декабрь 2016 г.) разрабатывалась и реализовалась программа формирования дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности; определялись педагогические условия успешной реализации программы.
На третьем этапе (февраль - март 2017 гг.) осуществлялось обобщение материалов педагогического эксперимента, формулировались теоретические выводы и научно-методические рекомендации по формированию дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности с помощью теста Е Торренса; определялись перспективы исследования.
В качестве методов исследования был использован сравнительный анализ психологической, педагогической и учебно-методической литературы; диагностика; наблюдение; метод статистической обработки данных; анализ действующих нормативных документов в области образования.
Дивергентное мышление является фундаментом креативности, основными показателями которой являются беглость, гибкость, продуктивность и разработанность. Учитывая возможный вклад указанных показателей можно сделать вывод о том, что дивергентный ум ищет инновационные пути и нестандартные идеи
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в младшем школьном возрасте имеются предпосылки развития дивергентного мышления, связанные с возрастной сензитивностью. Развитие дивергентного мышления на данном возрастном этапе реализуется благодаря следующим условиям: предоставление ученикам самостоятельности и познавательной деятельности, формирование высокого уровня их познавательных интересов, внимание учителя к мотивации учения, игровые методики, юмор, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, способностям.
В современной практике начальной школы существует большое количество разнообразных подходов к развитию дивергентного мышления младших школьников. Анализ педагогический опыта учителей РФ подтверждает, что основными формами деятельности детей, способствующими развитию дивергентного мышления, являются: учебная деятельность на уроке, кружки, факультативы, экскурсии, учебноисследовательская деятельность. Учителями начальных классов для развития дивергентного мышления младших школьников используются такие методы и приемы, как поисковый метод, словесный, игровой, практический, использование компьютерных программ, прием художественного творчества, прием обращения к индивидуальному опыту.
Дивергентное мышление выступает основой толерантности, поскольку способность генерировать большое количество ответов на один и тот же вопрос, так или иначе, рождает способность терпимо относиться к многообразию точек зрения других людей. Также формирование дивергентного мышления важно и для понимания того, что каждое новое решение проблемы повышает ответственность человека. Дивергентное мышление, толерантность видения и отношения оказывает заметное влияние и на индивидуально - психологические особенности личности младших школьников, способствуя развитию личностной рефлексии, эмоциональной устойчивости.
Целью нашей работы было выявить и раскрыть содержание, формы и методы развития дивергентного мышления младших школьников.
Исследование было проведено на базе МБОУ СОШ №8 г. Елабуга РТ. Общее количество респондентов составило 50 учащихся начальной школы: 25 человек в экспериментальной группе и 25 человек в контрольной. Возраст школьников 8-9лет, обучающиеся вторых классов.
Исследование включало в себя 3 этапа:
- Первый этап - предварительное исследование уровня развития дивергентного мышления младших школьников в экспериментальной и контрольной группах;
- Второй этап - формирующий эксперимент, направленный на развитие дивергентного мышления младших школьников в условиях целенаправленных занятий по составленной и обоснованной нами системе занятий;
- Третий этап - постэкпериментальное исследование дивергентного мышления младших школьников для сравнения результатов в экспериментальной и контрольной группах.
Для подтверждения гипотезы, целенаправленные занятия способствуют развитию дивергентного мышления у младших школьников, нами было проведено исследование.
С целью диагностики развития дивергентного мышления младших школьников были использованы тесты Е.Торренса.
На основании результатов исследования, нами были сделаны следующие выводы: в экспериментальной группе показатели развития дивергентного мышления имеют значительный прирост, что связано, с нашей точки зрения, с целенаправленной работой с младшими школьниками по планомерному проведению специально разработанных занятий. Достижения положительных результатов доказывает, что развитие дивергентного мышления у младших школьников находится в прямой зависимости от планомерной деятельности взрослых направленной на формирование отдельных компонентов дивергентного мышления.
Мы считаем, что в целом данная деятельность может и должна осуществляться не только учителем, но и родителями, педагогами дополнительного образования и остальными членами социума заинтересованной развитием дивергентной личности, способной решать традиционные задачи не традиционными методами.
Для статистической обработки эмпирических результатов нашего исследования применялся t-критерий Стьюдента. Данный критерий используется для определения того, являются ли различия в распределении значений между двумя группами случайными или статистически значимыми.
Таким образом, проведенное нами исследование доказывает, что целенаправленные занятия способствуют развитию дивергентного мышления у младших школьников. Так же положительно влияют на развитие всех компонентов составляющих творческое начало личности.
1. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитания. - М.: Прогресс, 1994.
- 583 с.
2. Бим - Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2012. С. 63-64.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
4. Ветлугина Н. А. О теории и практике художественного творчества детей.// СПб.: Питер. - 2015. - №5.
5. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. -М.: Наука, 1984
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М.,1957.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1999
- 528с. 9 с.74
8. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод, разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. - М.: Просвещение, 2012. - 216 с.
9. Гладилина И. Развитие творческих способностей в учебновоспитательной деятельности // Воспитание школьников. - 2012. - №9,- С.14- 17.
10. Гликман И.З. Подготовка к творчеству // Научно-практический журнал Одаренный ребенок. - 2012. - № 3,- С.34-41.
11. Дарвиттт О.Б. Возрастная психология. - М.: Владос, 2013. - 264 с.
12. Ермолаева М.В. Психология развития. - Воронеж: МОДЕК, 2013. - 376 с.
13. Ильина Т.В. Введение в искусствознание.- М., 2012.
14. Коломинский, Я.Л.Социальная психология школьного класса:
научно-метод. пособие для педагогов и психологов / Под ред. Я.Л. Коломинский. - Минск: «ФУА информ», 2003 - 312 с.
15. Копытин А.И. Основы арт-терапии,- СПб., 1999.
16. Копытин А.И. Практикум по арт-терапии,- СПб., 2001
17. Копытин А.И. Системная арт-терапия,- СПб., 2001.
18. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. Изд. 4-е. - М., 1995.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.:
Просвещение, 1982
20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Педагогика, 1972.
21. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. -М.: 1999. -304 с.
22. Львов М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках // Начальная школа - 2013,- № 1,- С. 21-26.
23. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1971.
24. Люблинская А. А. Очерки психологического развития ребенка. - М.:Просвещение,1965. - С. 234-235.
25. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1990
26. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979г.
27. Немов Р.С. Психология. Учебник. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
28. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., 1991.
29. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 2014.-240 с.
30. Одаренные дети: пер. с англ./общ. ред. Бурменской и Слуцкого. - М.,
31. Основы психодиагностики./Под. ред. А. Г. Шмелева. - Ростов на Дону, 1996.
32. Панов В. И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности.// Прикладная психология. - 1998. - №3. - С.33-48.
33. Педагогический словарь в 2-х томах. Т.1 - М.,1960.
34. Петровский А.В. Общая психология. - М.: Просвещение, 1999. - 583 с.
35. Подласый И.П. Педагогика начальной школы / И.П .Подласый. - М.: Владос, 2012. - 176 с.
36. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976.
37. Профессиональный стандарт педагога. - 2013. [Электронный ресурс]. URL: ййр://минобрнауки.рф/документы/3071 (дата обращения:
03.03.2017) .
38. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Астрель, 2006. - 79 с.
39. Психологический словарь,/Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Научи, -исслед. Ин-т общей и педагогической психологии. Акад. Пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с., ил.
40. Психология младшего школьника для учителей и родителей: учебно- методическое пособие / Авт.-сост. - А.Н. Панфилов, Г.М. Льдокова и др.; науч. ред. Г.М. Льдокова. - Елабуга: Изд-во К(П)ФУ (филиал в г. Елабуга), 2012. -312 с.
41. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. - М, 1946.
42. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -М.: 1998. - 631с.
43. Рыжова Л.В. Методика детского эксперементирования. Изд-во: Детство-Пресс, 2014. - 208 с.
44. Сироткин Л. Ю., Хузиахметов А. Н. Младший школьник, его развитие и воспитание. - Казань: 1998. - 211с.
45. Художественное творчество и ребенок./Под. ред. Н. А. Ветлугиной,- М.,1972.
46. Чернов А. В. Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей. - Ростов на Дону, 1962.
47. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1979.
48. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М. :Просвещение, 1971.
49. Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории детской игры./ В сб.: психология и педагогика игры дошкольника. - М.,1966.
50. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978.
51. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст]: Избр. психол. тр./ Д.Б. Эльконин; под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моек, психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001.-414 с.
52. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.:
1998. -275 с.
53. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. - 2014,- № 5. - С.37-42.
54. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. - М.: Просвещение, 2014. - 166 с.