Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие дивергентного мышления у детей младшего школьного возраста

Работа №57618

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
490
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность дивергентного мышления в зарубежной и отечественной
литературе
1.2 Общая характеристика развития и основных видов деятельности
младших школьников 1
1.3 Особенности развития дивергентного мышления в младшем школьном
возрасте 2
Выводы по первой главе 2
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ 2'
2.1 Организация и методы исследования дивергентного мышления младших
школьников 2!
2.2 Результаты исследования развития дивергентного мышления младших
школьников в условиях развивающих занятий 3i
2.3 Рекомендации по развитию дивергентного мышления младших
школьников 4^
Выводы по второй главе 4S.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5^
ПРИЛОЖЕНИЯ 5£



Новые ориентиры развития современного общественного сознания, активно проявляющиеся в Российской системе образования, обусловлены значительными качественными преобразованиями в различных сферах жизни нашего общества. «Национальная доктрина образования РФ», «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» и другие нормативные документы признают нацеленность современного общества на «взращивание» творческой личности, имеющей прочные, глубокие знания, способной самостоятельно, нетрадиционно решать возникающие трудности, преодолевать препятствия.
Существенные преобразования в Российском обществе привели к серьезным изменениям в системе общего среднего образования, которые коснулись не только организационной и содержательной стороны обучения и воспитания школьников, но и повышения требований к их образовательным результатам. В связи с этим школа должна способствовать целостному социально-ориентированному обучению, развитию творческих качеств школьников, их познавательных и созидательных способностей, легко применимых в практике повседневной жизни и при дальнейшем обучении. Эта идея нашла отражение в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования говорится о том, что достижение таких высоких требований к результатам образования возможно в том случае, если школьники умеют актуальные знания из содержания различных предметных областей гибко, «нестандартно» преломлять к реальным условиям деятельности, многовариантно мыслить, решая конкретные ситуации. Для этого у школьника должно быть развито дивергентное
мышление.
Поэтому дивергентное мышление, которое предполагает многовариативность решений поставленной проблемы, очень важно развивать уже в начальной школе, когда основным видом деятельности ребенка становится учение. Важным моментом для выявления необходимости формирования дивергентного мышления в учебнообразовательном процессе младших школьников является положение о том, что личность, которая может реализовать свою творческую активность, руководствуется внутренними мотивами поведения и ориентируется, прежде всего, на собственный личностный рост. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для подготовки школьника к интеллектуальному творческому труду. Развиваются воображение, фантазия, формируются умения наблюдать, анализировать, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность. Воспитывается любознательность, активность и инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.
По нашему мнению, целенаправленная работа по формированию у младших школьников дивергентного мышления может успешно осуществляться во внеучебной деятельности общеобразовательного учреждения. Подтверждение этому можно найти в Концепции федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в которой делается акцент на том, что общеобразовательные учреждения должны стремиться к максимальному использованию ресурсов внеучебной деятельности для общего интеллектуального развития, частью которого является и дивергентное мышление.
Проблема формирования у младших школьников дивергентного мышления в процессе внеучебной деятельности является многоаспектной, в связи с чем возникает потребность изучения научных трудов, раскрывающих данную тематику в философской, психологической и педагогической литературе. Так, в научной литературе широко исследуются разные виды мышления, отражающие особенности интеллектуальной и практической деятельности личности, они представлены в работах Дж. Гилфорда, В.В. Давыдова, Б.М. Теплова. Теоретическое осмысление, выявление закономерностей продуктивного характера мыслительной деятельности и его использование в процессе обучения нашло отражение в работах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, др.
Возрастные особенности развития мышления в когнитивной сфере младших школьников раскрывают в своих трудах П.Б. Блонский, П.Я. Гальперин, Ж. Пиаже и др.
Накоплен определенный материал в области особенностей дивергентного мышления и факторов его формирования российскими исследователями, такими как А.М. Матюшкин, С. Татищев, А.Б. Шнейдер и зарубежными Дж. Гилфорд, С. Медник, Д. Роджерс, Е. Торранс.
Активизация учебной деятельности младших школьников рассматривается в научных трудах, посвященных: теории организации развивающей педагогической среды и развивающего обучения, они представлены в работах Ш.А. Амонашвили, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина; педагогике взаимодействия; в теории проблемного обучения А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, в педагогике интеллектуального творчества Г.С.Альтшуллера, А.А. Гии, В.В. и др.
Вместе с этим вопросы формирования дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях остаются слабо разработанными. Теоретические и эмпирические исследования целого ряда вопросов, касающихся специфики дивергентного мышления младших школьников, психолого-педагогических механизмов и условий формирования дивергентного мышления в процессе вне-учебной деятельности, не получили достаточного освещения, что обуславливает направленность содержания проведенного исследования.
Выше изложенные противоречия обусловливают актуальность данного исследования и определяют его проблему: как обеспечить направленность внеучебной деятельности в общеобразовательном учреждении на формирование дивергентного мышления младших школьников.
Объектом исследования данной работы является дивергентное мышление в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - содержание, формы и методы развития дивергентного мышления младших школьников.
Цель работы - выявить и раскрыть содержание, формы и методы развития дивергентного мышления младших школьников.
Психолого-педагогические работы, посвященные теории и практике формирования дивергентного мышления, дают основание выдвинуть следующую гипотезу: целенаправленные занятия способствуют развитию дивергентного мышления у младших школьников. Система занятий основывается на развивающем эффекте методов игровой терапии, сказкотерапии, проблемного обучения и включает в себя три цикла: «сказка», «проблема», «игра».
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
1. Рассмотреть теоретические и экспериментальные подходы к проблеме дивергентного мышления в зарубежной и отечественной психологии.
2. Изучить природу, структуру дивергентного мышления и его влияние на развитие личности младших школьников.
3. Провести исследование с целью измерения уровня развития дивергентного мышления учащихся до проведения формирующего эксперимента.
4. Разработать и апробировать систему занятий для развития дивергентного мышления младших школьников.
5. Провести итоговое измерение уровня развития дивергентного мышления в экспериментальной и контрольной группах и описать результаты формирующего эксперимента.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что было глубоко рассмотрено влияние и значимость развития дивергентного мышления в младшем школьном возрасте. На основе полученных данных разработана система развивающих занятий, направленных на развитие дивергентного мышления младших школьников.
Практическая значимость: система развивающих занятий,
направленных на развитие дивергентного мышления, может быть использована в любой общеобразовательной школе.
Эмпирической базой исследования послужила МБОУ СОШ №8 г. Елабуга РТ. В исследовании принимали участие 50 учащихся начальной школы: 25человек в экспериментальной группе и 25 человек в
контрольной. Возраст школьников 8-9лет, учащиеся вторых классов.
Исследование проводилось в течение 2016-2017 гг. и состояло из трех взаимосвязанных этапов.
На первом этапе (октябрь 2016 г.) изучалось состояние проблемы формирования дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности в общеобразовательном учреждении;
определялся научный аппарат исследования; формулировалась гипотеза и задачи исследования; выявлялись факторы, оказывающие влияние на успешность формирования дивергентного мышления младших
школьников в процессе внеучебной деятельности в общеобразовательном учреждении; определялись критерии, показатели и уровни сформированное™ дивергентного мышления младших школьников по тесту Е. Торренса (см.: Приложение 1).
На втором этапе (октябрь - декабрь 2016 г.) разрабатывалась и реализовалась программа формирования дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности; определялись педагогические условия успешной реализации программы.
На третьем этапе (февраль - март 2017 гг.) осуществлялось обобщение материалов педагогического эксперимента, формулировались теоретические выводы и научно-методические рекомендации по формированию дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности с помощью теста Е Торренса; определялись перспективы исследования.
В качестве методов исследования был использован сравнительный анализ психологической, педагогической и учебно-методической литературы; диагностика; наблюдение; метод статистической обработки данных; анализ действующих нормативных документов в области образования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дивергентное мышление является фундаментом креативности, основными показателями которой являются беглость, гибкость, продуктивность и разработанность. Учитывая возможный вклад указанных показателей можно сделать вывод о том, что дивергентный ум ищет инновационные пути и нестандартные идеи
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в младшем школьном возрасте имеются предпосылки развития дивергентного мышления, связанные с возрастной сензитивностью. Развитие дивергентного мышления на данном возрастном этапе реализуется благодаря следующим условиям: предоставление ученикам самостоятельности и познавательной деятельности, формирование высокого уровня их познавательных интересов, внимание учителя к мотивации учения, игровые методики, юмор, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, способностям.
В современной практике начальной школы существует большое количество разнообразных подходов к развитию дивергентного мышления младших школьников. Анализ педагогический опыта учителей РФ подтверждает, что основными формами деятельности детей, способствующими развитию дивергентного мышления, являются: учебная деятельность на уроке, кружки, факультативы, экскурсии, учебноисследовательская деятельность. Учителями начальных классов для развития дивергентного мышления младших школьников используются такие методы и приемы, как поисковый метод, словесный, игровой, практический, использование компьютерных программ, прием художественного творчества, прием обращения к индивидуальному опыту.
Дивергентное мышление выступает основой толерантности, поскольку способность генерировать большое количество ответов на один и тот же вопрос, так или иначе, рождает способность терпимо относиться к многообразию точек зрения других людей. Также формирование дивергентного мышления важно и для понимания того, что каждое новое решение проблемы повышает ответственность человека. Дивергентное мышление, толерантность видения и отношения оказывает заметное влияние и на индивидуально - психологические особенности личности младших школьников, способствуя развитию личностной рефлексии, эмоциональной устойчивости.
Целью нашей работы было выявить и раскрыть содержание, формы и методы развития дивергентного мышления младших школьников.
Исследование было проведено на базе МБОУ СОШ №8 г. Елабуга РТ. Общее количество респондентов составило 50 учащихся начальной школы: 25 человек в экспериментальной группе и 25 человек в контрольной. Возраст школьников 8-9лет, обучающиеся вторых классов.
Исследование включало в себя 3 этапа:
- Первый этап - предварительное исследование уровня развития дивергентного мышления младших школьников в экспериментальной и контрольной группах;
- Второй этап - формирующий эксперимент, направленный на развитие дивергентного мышления младших школьников в условиях целенаправленных занятий по составленной и обоснованной нами системе занятий;
- Третий этап - постэкпериментальное исследование дивергентного мышления младших школьников для сравнения результатов в экспериментальной и контрольной группах.
Для подтверждения гипотезы, целенаправленные занятия способствуют развитию дивергентного мышления у младших школьников, нами было проведено исследование.
С целью диагностики развития дивергентного мышления младших школьников были использованы тесты Е.Торренса.
На основании результатов исследования, нами были сделаны следующие выводы: в экспериментальной группе показатели развития дивергентного мышления имеют значительный прирост, что связано, с нашей точки зрения, с целенаправленной работой с младшими школьниками по планомерному проведению специально разработанных занятий. Достижения положительных результатов доказывает, что развитие дивергентного мышления у младших школьников находится в прямой зависимости от планомерной деятельности взрослых направленной на формирование отдельных компонентов дивергентного мышления.
Мы считаем, что в целом данная деятельность может и должна осуществляться не только учителем, но и родителями, педагогами дополнительного образования и остальными членами социума заинтересованной развитием дивергентной личности, способной решать традиционные задачи не традиционными методами.
Для статистической обработки эмпирических результатов нашего исследования применялся t-критерий Стьюдента. Данный критерий используется для определения того, являются ли различия в распределении значений между двумя группами случайными или статистически значимыми.
Таким образом, проведенное нами исследование доказывает, что целенаправленные занятия способствуют развитию дивергентного мышления у младших школьников. Так же положительно влияют на развитие всех компонентов составляющих творческое начало личности.



1. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитания. - М.: Прогресс, 1994.
- 583 с.
2. Бим - Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2012. С. 63-64.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
4. Ветлугина Н. А. О теории и практике художественного творчества детей.// СПб.: Питер. - 2015. - №5.
5. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. -М.: Наука, 1984
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М.,1957.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1999
- 528с. 9 с.74
8. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод, разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. - М.: Просвещение, 2012. - 216 с.
9. Гладилина И. Развитие творческих способностей в учебновоспитательной деятельности // Воспитание школьников. - 2012. - №9,- С.14- 17.
10. Гликман И.З. Подготовка к творчеству // Научно-практический журнал Одаренный ребенок. - 2012. - № 3,- С.34-41.
11. Дарвиттт О.Б. Возрастная психология. - М.: Владос, 2013. - 264 с.
12. Ермолаева М.В. Психология развития. - Воронеж: МОДЕК, 2013. - 376 с.
13. Ильина Т.В. Введение в искусствознание.- М., 2012.
14. Коломинский, Я.Л.Социальная психология школьного класса:
научно-метод. пособие для педагогов и психологов / Под ред. Я.Л. Коломинский. - Минск: «ФУА информ», 2003 - 312 с.
15. Копытин А.И. Основы арт-терапии,- СПб., 1999.
16. Копытин А.И. Практикум по арт-терапии,- СПб., 2001
17. Копытин А.И. Системная арт-терапия,- СПб., 2001.
18. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. Изд. 4-е. - М., 1995.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.:
Просвещение, 1982
20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Педагогика, 1972.
21. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. -М.: 1999. -304 с.
22. Львов М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках // Начальная школа - 2013,- № 1,- С. 21-26.
23. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1971.
24. Люблинская А. А. Очерки психологического развития ребенка. - М.:Просвещение,1965. - С. 234-235.
25. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1990
26. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979г.
27. Немов Р.С. Психология. Учебник. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
28. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., 1991.
29. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 2014.-240 с.
30. Одаренные дети: пер. с англ./общ. ред. Бурменской и Слуцкого. - М.,
31. Основы психодиагностики./Под. ред. А. Г. Шмелева. - Ростов на Дону, 1996.
32. Панов В. И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности.// Прикладная психология. - 1998. - №3. - С.33-48.
33. Педагогический словарь в 2-х томах. Т.1 - М.,1960.
34. Петровский А.В. Общая психология. - М.: Просвещение, 1999. - 583 с.
35. Подласый И.П. Педагогика начальной школы / И.П .Подласый. - М.: Владос, 2012. - 176 с.
36. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976.
37. Профессиональный стандарт педагога. - 2013. [Электронный ресурс]. URL: ййр://минобрнауки.рф/документы/3071 (дата обращения:
03.03.2017) .
38. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Астрель, 2006. - 79 с.
39. Психологический словарь,/Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Научи, -исслед. Ин-т общей и педагогической психологии. Акад. Пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с., ил.
40. Психология младшего школьника для учителей и родителей: учебно- методическое пособие / Авт.-сост. - А.Н. Панфилов, Г.М. Льдокова и др.; науч. ред. Г.М. Льдокова. - Елабуга: Изд-во К(П)ФУ (филиал в г. Елабуга), 2012. -312 с.
41. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. - М, 1946.
42. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -М.: 1998. - 631с.
43. Рыжова Л.В. Методика детского эксперементирования. Изд-во: Детство-Пресс, 2014. - 208 с.
44. Сироткин Л. Ю., Хузиахметов А. Н. Младший школьник, его развитие и воспитание. - Казань: 1998. - 211с.
45. Художественное творчество и ребенок./Под. ред. Н. А. Ветлугиной,- М.,1972.
46. Чернов А. В. Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей. - Ростов на Дону, 1962.
47. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1979.
48. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М. :Просвещение, 1971.
49. Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории детской игры./ В сб.: психология и педагогика игры дошкольника. - М.,1966.
50. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978.
51. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст]: Избр. психол. тр./ Д.Б. Эльконин; под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моек, психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001.-414 с.
52. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.:
1998. -275 с.
53. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. - 2014,- № 5. - С.37-42.
54. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. - М.: Просвещение, 2014. - 166 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ