ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К БРАКУ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы готовности современных старшеклассников к браку 8
1.1 Понятия «семья» и «брак» в современной науке 8
1.2 Влияние воспитания в условиях неполной семьи на формирование
представлений ребенка о семье и браке 10
1.3 Теоретические подходы к изучению феномена готовности к браку 18
1.4 Психологическая готовность к браку: понятие и структура 23
1.5 Постановка проблемы и гипотез исследования 34
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 37
2.1 Организация исследования 37
2.2 Обзор диагностических методик 38
2.3 Методы анализа данных 46
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 48
3.1 Результаты сравнительного анализа показателей компонентов готовности
к браку у старшеклассников из полных и неполных семей 48
3.2 Анализ взаимосвязей между показателями внутри компонентов
готовности к браку у старшеклассников из полных и неполных семей 50
3.3 Анализ взаимосвязей между показателями компонентов готовности к
браку у старшеклассников из полных и не полных семей 63
3.4 Анализ ведущих мотивов вступления в брак у старшеклассников из
полных и неполных семей 79
ВЫВОДЫ 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 90
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы готовности современных старшеклассников к браку 8
1.1 Понятия «семья» и «брак» в современной науке 8
1.2 Влияние воспитания в условиях неполной семьи на формирование
представлений ребенка о семье и браке 10
1.3 Теоретические подходы к изучению феномена готовности к браку 18
1.4 Психологическая готовность к браку: понятие и структура 23
1.5 Постановка проблемы и гипотез исследования 34
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 37
2.1 Организация исследования 37
2.2 Обзор диагностических методик 38
2.3 Методы анализа данных 46
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 48
3.1 Результаты сравнительного анализа показателей компонентов готовности
к браку у старшеклассников из полных и неполных семей 48
3.2 Анализ взаимосвязей между показателями внутри компонентов
готовности к браку у старшеклассников из полных и неполных семей 50
3.3 Анализ взаимосвязей между показателями компонентов готовности к
браку у старшеклассников из полных и не полных семей 63
3.4 Анализ ведущих мотивов вступления в брак у старшеклассников из
полных и неполных семей 79
ВЫВОДЫ 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 90
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных отношений. В институте семьи все чаще наблюдается усиление деструктивных тенденций: неуклонно увеличивается число разводов и неполных семей, возрастает численность молодых людей, осознанно отказывающихся от заключения брака, снижается престижность семейной жизни, утрачиваются адаптивные и жизнеспособные формы межличностного взаимодействия, снижается ценность семейных отношений. В условиях социальной трансформации общества, особую актуальность приобретает понимание процесса перестройки отношения молодежи к семье и браку, изучение различных рисков оказывающих негативное влияние как на готовность молодежи к браку, так и на устойчивость брака в будущем.
Дети в процессе самой жизни перенимают от родителей немало знаний об отношении к человеку другого пола, о браке и семье, усваивают нормы поведения. Поэтому важное место должно принадлежать и специальной подготовке подрастающего поколения к жизни в родительской семье в пору детства и возмужания, к созданию в будущем своей семьи, к выполнению супружеских и родительских обязанностей, к воспитанию детей.
Современная семья характеризуется нестабильностью. По данным Росстата за январь - март 2016 года процент заключенных браков в России уменьшился на 7,7 , а процент разводов, наоборот, увеличился 1,5 процента, таким образом, увеличилось количество неполных семей.
Во все времена семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Но, к сожалению, современная тенденция говорит о том, что семьи все чаще распадаются, и это является тяжелым, переломным моментом, как для самих супругов, так и для их детей.
Вопрос о том, влияет ли семейное положение родителей старшеклассников на их готовность к браку, становится актуальным, т.к. известно, что воспитание в неполной семье может негативно сказываться на всем процессе становления личности ребенка, в частности на его мировоззрение, отношение к семейно-брачным отношениям, систему ценностей, а готовность к браку, в свою очередь, является важным условием построения крепких, стабильных и долговременных семейных отношений.
Научная новизна исследования. Проблема готовности молодежи к браку была и остается в центре внимания многих ученых (С.В. Жолудева, И.Ю. Зудилина, Е.В. Волченкова, С.Д. Чимбеева, и др.), при этом большинство подобного рода исследований проводилось на выборках студентов. Тогда как проблема формирования готовности к браку, на наш взгляд, должна рассматриваться не только на выборке студенчества, но и на выборке учащихся старших классов. Новизна нашего исследования состоит в том, что в нем впервые изучается готовность к браку у старшеклассников из неполных семей.
Практическая значимость. Данное исследование в дальнейшем может быть использовано для создания программы, направленной на формирование готовности к браку с учетом семейного положения родителей у старшеклассников. Так же полученные данные могут быть использованы практическими психологами в процессе консультативной и просветительской работы с семьями, при подготовке к проведению тренингов и семинаров, направленных на формирование сознательного супружества.
Методологические основания работы. В последние десятилетия ХХ века отечественные психологи и педагоги (И.В. Гребенников, Е.С. Калмыкова, В.А. Сысенко, В.С. Торохтий, Л.Б. Шнейдер, Б.Ю. Шапиро, и др.) пытались определить критерии подготовленности к браку и семейной жизни, описывая способности, навыки и умения, которые необходимо формировать у молодежи.
Эмпирическим основанием для нашего исследования является диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук И.Ю.Зудилиной на тему: «Формирование психологической готовности к
браку»(2008). Опираясь на данное исследование, мы выделяем те же самые компоненты готовности к браку и используем те же самые методики для их изучения.
Проблема подготовки молодежи к браку в последнее время становится более популярной, поэтому с каждым годом все больше проводятся и публикуются исследования, которые доказывают необходимость и актуальность изучения данной темы. В нашей работе мы опираемся на исследования А.А. Реана (2016), Н.Г. Лагойды (2013), А.О. Брадик (2010), С.В, Жолудевой (2011), С.А. Терехиной и Е.С. Чирикиной (2016), К.А. Бедаревой (2014) и др.
В качестве цели нашего исследования выступает изучение компонентов готовности к браку у старшеклассников из неполных семей.
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы готовности молодежи к браку в современной психологии.
2. Выявить особенности выраженности показателей компонентов готовности к браку в сравнении между старшеклассниками из полных и неполных семей.
3. Изучить специфику значимых взаимосвязей между показателями компонентов готовности к браку в сравнении между старшеклассниками из полных и неполных семей.
4. Изучить специфику значимых взаимосвязей между показателями внутри каждого компонента готовности к браку в сравнении между старшеклассниками из полных и неполных семей.
5. Выявить ведущие мотивы вступления в брак у старшеклассников из полных и неполных семей.
Объектом исследования является феномен готовности к браку.
Предметом - различия в компонентах готовности к браку у старшеклассников из полных и неполных (переживших развод) семей.
Исследовательские гипотезы:
1. Существуют различия в компонентах готовности к браку у старшеклассников из полных и неполных семей. Так, старшеклассники, пережившие развод родителей, могут быть излишне эмпатийны и, возможно, у них будут больше выражены показатели «взаимопознание», «интуитивный канал эмпатии», «суммарный показатель эмпатических способностей».
2. Существует специфика в характере взаимосвязей компонентов готовности к браку у старшеклассников из полных и неполных семей. Так, более сложную структуру, и более плотные взаимосвязи, по нашему мнению, должны образовывать показатели компонентов готовности к браку у старшеклассников из полных семей.
3. Существует специфика в характере взаимосвязей между показателями внутри компонентов готовности к браку у старшеклассников из полных и неполных семей. Так, предположительно, более плотные взаимосвязи показателей внутри компонентов готовности к браку должны образовываться у старшеклассников из полных семей.
Методы исследования. Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: метод обзорно-аналитического исследования психологической, педагогической литературы по изучаемой проблеме; опросник А.Н.Волковой «Ролевые ожидания и притязания в браке»; Шкала перцептивно-интерактивной компетентности (модифицированный вариант Н.П. Фетискина); анкета «Мотив выбора брачного партнера» С.И.Голода; Шкала уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко); опросник «Стиль поведения в конфликте» К.Томаса; методы логической обработки (анализ, синтез, обобщение, сравнение) и математической обработки (ранговый коэффициент корреляции Пирсона, Т-критерий Стьюдента, корреляционный анализ) полученных данных.
Апробация исследования. Исследование психологической готовности к браку у старшеклассников осуществлялось с 2014 по 2017 гг. Его результаты были представлены на ХП межрегиональной научно-практической конференции «ЯНПИС» (Ярмарка научно-практических инициатив студентов) в Институте психологии ПГГПУ 13 - 14 ноября 2015 года; на XIII межрегиональной научно-практической конференции «ЯНПИС» (Ярмарка научно-практических инициатив студентов) в Институте психологии ПГГПУ 20 - 21 мая 2016 года; на XV межрегиональной научно-практической конференции «ЯНПИС» (Ярмарка научно-практических инициатив студентов) в Институте психологии ПГГПУ 19 - 20 мая 2017 года.
Кроме того результаты исследования были отражены в следующих публикациях:
1. Шайхиева, В. В. Подготовка молодежи к семейно-брачным отношениям как одна из проблем современной психологии [Текст] / В. В. Шайхиева // Ярмарка научно-практических инициатив студентов (ЯНПИС-2015) :
материалы XII межрегион. науч.-практ. конф., 13-14 нояб. 2015 г. / А. А. Вихман, Д. О. Смирнов, Ю. С. Шведчикова, Ф. В. Дериш (отв. ред) ; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2016 .- с. 48 - 50.
2. Шайхиева, В. В., Самбикина, О. С. Изучение представлений о семье и браке у современных старшеклассников [Текст] / В. В. Шайхиева, О. С. Самбикина // XIII Ярмарка научно-практических инициатив студентов (ЯНПИС) : материалы межрег. науч.-практ. конф., 20-21 мая 2016 г. / А. А. Вихман (отв. ред), Д. О. Смирнов, Ф. В. Дериш; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2016. - с. 107 - 109.
3. Шайхиева, В. В., Самбикина, О. С. Психологическая готовность к браку у старшеклассников из неполных семей [Текст] / В. В. Шайхиева, О. С. Самбикина // XIII Ярмарка научно-практических инициатив студентов (ЯНПИС) : материалы межрег. науч.-практ. конф., 19-20 мая 2017 г (сборник находится в печати).
Дети в процессе самой жизни перенимают от родителей немало знаний об отношении к человеку другого пола, о браке и семье, усваивают нормы поведения. Поэтому важное место должно принадлежать и специальной подготовке подрастающего поколения к жизни в родительской семье в пору детства и возмужания, к созданию в будущем своей семьи, к выполнению супружеских и родительских обязанностей, к воспитанию детей.
Современная семья характеризуется нестабильностью. По данным Росстата за январь - март 2016 года процент заключенных браков в России уменьшился на 7,7 , а процент разводов, наоборот, увеличился 1,5 процента, таким образом, увеличилось количество неполных семей.
Во все времена семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Но, к сожалению, современная тенденция говорит о том, что семьи все чаще распадаются, и это является тяжелым, переломным моментом, как для самих супругов, так и для их детей.
Вопрос о том, влияет ли семейное положение родителей старшеклассников на их готовность к браку, становится актуальным, т.к. известно, что воспитание в неполной семье может негативно сказываться на всем процессе становления личности ребенка, в частности на его мировоззрение, отношение к семейно-брачным отношениям, систему ценностей, а готовность к браку, в свою очередь, является важным условием построения крепких, стабильных и долговременных семейных отношений.
Научная новизна исследования. Проблема готовности молодежи к браку была и остается в центре внимания многих ученых (С.В. Жолудева, И.Ю. Зудилина, Е.В. Волченкова, С.Д. Чимбеева, и др.), при этом большинство подобного рода исследований проводилось на выборках студентов. Тогда как проблема формирования готовности к браку, на наш взгляд, должна рассматриваться не только на выборке студенчества, но и на выборке учащихся старших классов. Новизна нашего исследования состоит в том, что в нем впервые изучается готовность к браку у старшеклассников из неполных семей.
Практическая значимость. Данное исследование в дальнейшем может быть использовано для создания программы, направленной на формирование готовности к браку с учетом семейного положения родителей у старшеклассников. Так же полученные данные могут быть использованы практическими психологами в процессе консультативной и просветительской работы с семьями, при подготовке к проведению тренингов и семинаров, направленных на формирование сознательного супружества.
Методологические основания работы. В последние десятилетия ХХ века отечественные психологи и педагоги (И.В. Гребенников, Е.С. Калмыкова, В.А. Сысенко, В.С. Торохтий, Л.Б. Шнейдер, Б.Ю. Шапиро, и др.) пытались определить критерии подготовленности к браку и семейной жизни, описывая способности, навыки и умения, которые необходимо формировать у молодежи.
Эмпирическим основанием для нашего исследования является диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук И.Ю.Зудилиной на тему: «Формирование психологической готовности к
браку»(2008). Опираясь на данное исследование, мы выделяем те же самые компоненты готовности к браку и используем те же самые методики для их изучения.
Проблема подготовки молодежи к браку в последнее время становится более популярной, поэтому с каждым годом все больше проводятся и публикуются исследования, которые доказывают необходимость и актуальность изучения данной темы. В нашей работе мы опираемся на исследования А.А. Реана (2016), Н.Г. Лагойды (2013), А.О. Брадик (2010), С.В, Жолудевой (2011), С.А. Терехиной и Е.С. Чирикиной (2016), К.А. Бедаревой (2014) и др.
В качестве цели нашего исследования выступает изучение компонентов готовности к браку у старшеклассников из неполных семей.
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы готовности молодежи к браку в современной психологии.
2. Выявить особенности выраженности показателей компонентов готовности к браку в сравнении между старшеклассниками из полных и неполных семей.
3. Изучить специфику значимых взаимосвязей между показателями компонентов готовности к браку в сравнении между старшеклассниками из полных и неполных семей.
4. Изучить специфику значимых взаимосвязей между показателями внутри каждого компонента готовности к браку в сравнении между старшеклассниками из полных и неполных семей.
5. Выявить ведущие мотивы вступления в брак у старшеклассников из полных и неполных семей.
Объектом исследования является феномен готовности к браку.
Предметом - различия в компонентах готовности к браку у старшеклассников из полных и неполных (переживших развод) семей.
Исследовательские гипотезы:
1. Существуют различия в компонентах готовности к браку у старшеклассников из полных и неполных семей. Так, старшеклассники, пережившие развод родителей, могут быть излишне эмпатийны и, возможно, у них будут больше выражены показатели «взаимопознание», «интуитивный канал эмпатии», «суммарный показатель эмпатических способностей».
2. Существует специфика в характере взаимосвязей компонентов готовности к браку у старшеклассников из полных и неполных семей. Так, более сложную структуру, и более плотные взаимосвязи, по нашему мнению, должны образовывать показатели компонентов готовности к браку у старшеклассников из полных семей.
3. Существует специфика в характере взаимосвязей между показателями внутри компонентов готовности к браку у старшеклассников из полных и неполных семей. Так, предположительно, более плотные взаимосвязи показателей внутри компонентов готовности к браку должны образовываться у старшеклассников из полных семей.
Методы исследования. Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: метод обзорно-аналитического исследования психологической, педагогической литературы по изучаемой проблеме; опросник А.Н.Волковой «Ролевые ожидания и притязания в браке»; Шкала перцептивно-интерактивной компетентности (модифицированный вариант Н.П. Фетискина); анкета «Мотив выбора брачного партнера» С.И.Голода; Шкала уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко); опросник «Стиль поведения в конфликте» К.Томаса; методы логической обработки (анализ, синтез, обобщение, сравнение) и математической обработки (ранговый коэффициент корреляции Пирсона, Т-критерий Стьюдента, корреляционный анализ) полученных данных.
Апробация исследования. Исследование психологической готовности к браку у старшеклассников осуществлялось с 2014 по 2017 гг. Его результаты были представлены на ХП межрегиональной научно-практической конференции «ЯНПИС» (Ярмарка научно-практических инициатив студентов) в Институте психологии ПГГПУ 13 - 14 ноября 2015 года; на XIII межрегиональной научно-практической конференции «ЯНПИС» (Ярмарка научно-практических инициатив студентов) в Институте психологии ПГГПУ 20 - 21 мая 2016 года; на XV межрегиональной научно-практической конференции «ЯНПИС» (Ярмарка научно-практических инициатив студентов) в Институте психологии ПГГПУ 19 - 20 мая 2017 года.
Кроме того результаты исследования были отражены в следующих публикациях:
1. Шайхиева, В. В. Подготовка молодежи к семейно-брачным отношениям как одна из проблем современной психологии [Текст] / В. В. Шайхиева // Ярмарка научно-практических инициатив студентов (ЯНПИС-2015) :
материалы XII межрегион. науч.-практ. конф., 13-14 нояб. 2015 г. / А. А. Вихман, Д. О. Смирнов, Ю. С. Шведчикова, Ф. В. Дериш (отв. ред) ; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2016 .- с. 48 - 50.
2. Шайхиева, В. В., Самбикина, О. С. Изучение представлений о семье и браке у современных старшеклассников [Текст] / В. В. Шайхиева, О. С. Самбикина // XIII Ярмарка научно-практических инициатив студентов (ЯНПИС) : материалы межрег. науч.-практ. конф., 20-21 мая 2016 г. / А. А. Вихман (отв. ред), Д. О. Смирнов, Ф. В. Дериш; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2016. - с. 107 - 109.
3. Шайхиева, В. В., Самбикина, О. С. Психологическая готовность к браку у старшеклассников из неполных семей [Текст] / В. В. Шайхиева, О. С. Самбикина // XIII Ярмарка научно-практических инициатив студентов (ЯНПИС) : материалы межрег. науч.-практ. конф., 19-20 мая 2017 г (сборник находится в печати).
В современном мире происходит преобразование семьи. Треть браков являются нежизнеспособными. Основой благоприятного климата являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. Однако такое отношение друг к другу возможно только при наличии психологической готовности к браку. Если же она отсутствует, то через некоторое время в связи с неудовлетворенностью тех потребностей, ради которых заключался брак, наступает разочарование, обида на партнера, нежелание связывать с ним свое будущее.
Семья оказывает сильное влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.
Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи.
В связи с этим возникает вопрос о том, влияет ли семейное положение родителей старшеклассников на их готовность к браку. Данная тема является актуальной и вызывает определенный интерес, ведь от того насколько готов человек вступить в брак, зависит его дальнейшая удовлетворенность браком и состояние каждого члена его семьи.
На наш взгляд, формирование готовности к браку необходимо начинать еще в юношеском возрасте, когда молодые люди и девушки начинают видеть в друг друге не только партнера по общению, но и в перспективе будущего супруга. Поэтому нами было проведено исследование с целью изучения готовности к браку у современных старшеклассников.
В результате исследования мы убедились, что существуют различия между показателями компонентов готовности к браку у старшеклассников из полных и неполных семей и выявили, что значительно выражены показатели эмоционального и операционального компонентов готовности к браку у старшеклассников из неполных семей.
Также, мы убедились в том, что существует специфика в характере взаимосвязей между показателями внутри компонентов готовности к браку у старшеклассников из полных и неполных семей. Нам удалось выявить, что у старшеклассников, которые воспитывались в условиях полной семьи, более плотно образованы взаимосвязи между показателями внутри компонентов готовности к браку, а значит, их уровень готовности к браку выше, чем у их сверстников из неполных семей.
Мы убедились в том, что существует специфика взаимосвязей между компонентами готовности к браку у старшеклассников из полных и неполных семей. Статистически значимые взаимосвязи были выявлены между всеми компонентами готовности к браку у старшеклассников из неполных семей, а у старшеклассников из полных семей поведенческий компонент не имеет взаимосвязей с операциональным и эмоциональным компонентами. Результат говорит о том, что более сложную структуру готовности к браку имеют старшеклассники из неполных семей.
В результате нашего исследования мы получили, что для старшеклассников, как из полных, так и из неполных семей ведущим мотивом вступления в брак является чувство любви к своему избраннику, значит, они со всей серьезностью относятся к факту заключения брака, что делает институт брака ценным.
Подводя итог проделанной работы, можно говорить о том, что выдвинутые нами исследовательские гипотезы нашли эмпирическое подтверждение не в полной мере и воспитание в условиях неполной семьи влияет на формирование готовности к браку.
Используя полученные данные, можно разработать программу, направленную на решение проблемы готовности подрастающего поколения к брачным отношениям. В приложении 4 мы представляем разработанные нами рекомендации для педагогов-психологов, которые можно использовать при проведении тренингов, просветительской и консультационной работах со старшеклассниками.
Семья оказывает сильное влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.
Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи.
В связи с этим возникает вопрос о том, влияет ли семейное положение родителей старшеклассников на их готовность к браку. Данная тема является актуальной и вызывает определенный интерес, ведь от того насколько готов человек вступить в брак, зависит его дальнейшая удовлетворенность браком и состояние каждого члена его семьи.
На наш взгляд, формирование готовности к браку необходимо начинать еще в юношеском возрасте, когда молодые люди и девушки начинают видеть в друг друге не только партнера по общению, но и в перспективе будущего супруга. Поэтому нами было проведено исследование с целью изучения готовности к браку у современных старшеклассников.
В результате исследования мы убедились, что существуют различия между показателями компонентов готовности к браку у старшеклассников из полных и неполных семей и выявили, что значительно выражены показатели эмоционального и операционального компонентов готовности к браку у старшеклассников из неполных семей.
Также, мы убедились в том, что существует специфика в характере взаимосвязей между показателями внутри компонентов готовности к браку у старшеклассников из полных и неполных семей. Нам удалось выявить, что у старшеклассников, которые воспитывались в условиях полной семьи, более плотно образованы взаимосвязи между показателями внутри компонентов готовности к браку, а значит, их уровень готовности к браку выше, чем у их сверстников из неполных семей.
Мы убедились в том, что существует специфика взаимосвязей между компонентами готовности к браку у старшеклассников из полных и неполных семей. Статистически значимые взаимосвязи были выявлены между всеми компонентами готовности к браку у старшеклассников из неполных семей, а у старшеклассников из полных семей поведенческий компонент не имеет взаимосвязей с операциональным и эмоциональным компонентами. Результат говорит о том, что более сложную структуру готовности к браку имеют старшеклассники из неполных семей.
В результате нашего исследования мы получили, что для старшеклассников, как из полных, так и из неполных семей ведущим мотивом вступления в брак является чувство любви к своему избраннику, значит, они со всей серьезностью относятся к факту заключения брака, что делает институт брака ценным.
Подводя итог проделанной работы, можно говорить о том, что выдвинутые нами исследовательские гипотезы нашли эмпирическое подтверждение не в полной мере и воспитание в условиях неполной семьи влияет на формирование готовности к браку.
Используя полученные данные, можно разработать программу, направленную на решение проблемы готовности подрастающего поколения к брачным отношениям. В приложении 4 мы представляем разработанные нами рекомендации для педагогов-психологов, которые можно использовать при проведении тренингов, просветительской и консультационной работах со старшеклассниками.
Подобные работы
- Особенности самосознания подростков из разведенных семей
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНЫМ
ОТНОШЕНИЯМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Особенности семейно-брачных установок юношей - выпускников детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2019 - ОБРАЗ СЕМЬИ У ПОДРОСТКОВ КАК УСЛОВИЕ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2019 - Формирование готовности к семейной жизни у подрастающего поколения
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ЧУВСТВА ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К СВОЕЙ СЕМЬЕ ПОСРЕДСТВОМ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4050 р. Год сдачи: 2019 - Представления о семейной жизни у подростков из семей с разными стилями детско-родительских отношений
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2019 - Особенности добрачного поведения студентов (Смоленский Государственный Университет)
Курсовые работы, социология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021



