Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К БРАКУ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Работа №57607

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы111
Год сдачи2017
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
665
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы готовности современных старшеклассников к браку 8
1.1 Понятия «семья» и «брак» в современной науке 8
1.2 Влияние воспитания в условиях неполной семьи на формирование
представлений ребенка о семье и браке 10
1.3 Теоретические подходы к изучению феномена готовности к браку 18
1.4 Психологическая готовность к браку: понятие и структура 23
1.5 Постановка проблемы и гипотез исследования 34
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 37
2.1 Организация исследования 37
2.2 Обзор диагностических методик 38
2.3 Методы анализа данных 46
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 48
3.1 Результаты сравнительного анализа показателей компонентов готовности
к браку у старшеклассников из полных и неполных семей 48
3.2 Анализ взаимосвязей между показателями внутри компонентов
готовности к браку у старшеклассников из полных и неполных семей 50
3.3 Анализ взаимосвязей между показателями компонентов готовности к
браку у старшеклассников из полных и не полных семей 63
3.4 Анализ ведущих мотивов вступления в брак у старшеклассников из
полных и неполных семей 79
ВЫВОДЫ 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 90
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных отношений. В институте семьи все чаще наблюдается усиление деструктивных тенденций: неуклонно увеличивается число разводов и неполных семей, возрастает численность молодых людей, осознанно отказывающихся от заключения брака, снижается престижность семейной жизни, утрачиваются адаптивные и жизнеспособные формы межличностного взаимодействия, снижается ценность семейных отношений. В условиях социальной трансформации общества, особую актуальность приобретает понимание процесса перестройки отношения молодежи к семье и браку, изучение различных рисков оказывающих негативное влияние как на готовность молодежи к браку, так и на устойчивость брака в будущем.
Дети в процессе самой жизни перенимают от родителей немало знаний об отношении к человеку другого пола, о браке и семье, усваивают нормы поведения. Поэтому важное место должно принадлежать и специальной подготовке подрастающего поколения к жизни в родительской семье в пору детства и возмужания, к созданию в будущем своей семьи, к выполнению супружеских и родительских обязанностей, к воспитанию детей.
Современная семья характеризуется нестабильностью. По данным Росстата за январь - март 2016 года процент заключенных браков в России уменьшился на 7,7 , а процент разводов, наоборот, увеличился 1,5 процента, таким образом, увеличилось количество неполных семей.
Во все времена семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Но, к сожалению, современная тенденция говорит о том, что семьи все чаще распадаются, и это является тяжелым, переломным моментом, как для самих супругов, так и для их детей.
Вопрос о том, влияет ли семейное положение родителей старшеклассников на их готовность к браку, становится актуальным, т.к. известно, что воспитание в неполной семье может негативно сказываться на всем процессе становления личности ребенка, в частности на его мировоззрение, отношение к семейно-брачным отношениям, систему ценностей, а готовность к браку, в свою очередь, является важным условием построения крепких, стабильных и долговременных семейных отношений.
Научная новизна исследования. Проблема готовности молодежи к браку была и остается в центре внимания многих ученых (С.В. Жолудева, И.Ю. Зудилина, Е.В. Волченкова, С.Д. Чимбеева, и др.), при этом большинство подобного рода исследований проводилось на выборках студентов. Тогда как проблема формирования готовности к браку, на наш взгляд, должна рассматриваться не только на выборке студенчества, но и на выборке учащихся старших классов. Новизна нашего исследования состоит в том, что в нем впервые изучается готовность к браку у старшеклассников из неполных семей.
Практическая значимость. Данное исследование в дальнейшем может быть использовано для создания программы, направленной на формирование готовности к браку с учетом семейного положения родителей у старшеклассников. Так же полученные данные могут быть использованы практическими психологами в процессе консультативной и просветительской работы с семьями, при подготовке к проведению тренингов и семинаров, направленных на формирование сознательного супружества.
Методологические основания работы. В последние десятилетия ХХ века отечественные психологи и педагоги (И.В. Гребенников, Е.С. Калмыкова, В.А. Сысенко, В.С. Торохтий, Л.Б. Шнейдер, Б.Ю. Шапиро, и др.) пытались определить критерии подготовленности к браку и семейной жизни, описывая способности, навыки и умения, которые необходимо формировать у молодежи.
Эмпирическим основанием для нашего исследования является диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук И.Ю.Зудилиной на тему: «Формирование психологической готовности к
браку»(2008). Опираясь на данное исследование, мы выделяем те же самые компоненты готовности к браку и используем те же самые методики для их изучения.
Проблема подготовки молодежи к браку в последнее время становится более популярной, поэтому с каждым годом все больше проводятся и публикуются исследования, которые доказывают необходимость и актуальность изучения данной темы. В нашей работе мы опираемся на исследования А.А. Реана (2016), Н.Г. Лагойды (2013), А.О. Брадик (2010), С.В, Жолудевой (2011), С.А. Терехиной и Е.С. Чирикиной (2016), К.А. Бедаревой (2014) и др.
В качестве цели нашего исследования выступает изучение компонентов готовности к браку у старшеклассников из неполных семей.
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы готовности молодежи к браку в современной психологии.
2. Выявить особенности выраженности показателей компонентов готовности к браку в сравнении между старшеклассниками из полных и неполных семей.
3. Изучить специфику значимых взаимосвязей между показателями компонентов готовности к браку в сравнении между старшеклассниками из полных и неполных семей.
4. Изучить специфику значимых взаимосвязей между показателями внутри каждого компонента готовности к браку в сравнении между старшеклассниками из полных и неполных семей.
5. Выявить ведущие мотивы вступления в брак у старшеклассников из полных и неполных семей.
Объектом исследования является феномен готовности к браку.
Предметом - различия в компонентах готовности к браку у старшеклассников из полных и неполных (переживших развод) семей.
Исследовательские гипотезы:
1. Существуют различия в компонентах готовности к браку у старшеклассников из полных и неполных семей. Так, старшеклассники, пережившие развод родителей, могут быть излишне эмпатийны и, возможно, у них будут больше выражены показатели «взаимопознание», «интуитивный канал эмпатии», «суммарный показатель эмпатических способностей».
2. Существует специфика в характере взаимосвязей компонентов готовности к браку у старшеклассников из полных и неполных семей. Так, более сложную структуру, и более плотные взаимосвязи, по нашему мнению, должны образовывать показатели компонентов готовности к браку у старшеклассников из полных семей.
3. Существует специфика в характере взаимосвязей между показателями внутри компонентов готовности к браку у старшеклассников из полных и неполных семей. Так, предположительно, более плотные взаимосвязи показателей внутри компонентов готовности к браку должны образовываться у старшеклассников из полных семей.
Методы исследования. Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: метод обзорно-аналитического исследования психологической, педагогической литературы по изучаемой проблеме; опросник А.Н.Волковой «Ролевые ожидания и притязания в браке»; Шкала перцептивно-интерактивной компетентности (модифицированный вариант Н.П. Фетискина); анкета «Мотив выбора брачного партнера» С.И.Голода; Шкала уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко); опросник «Стиль поведения в конфликте» К.Томаса; методы логической обработки (анализ, синтез, обобщение, сравнение) и математической обработки (ранговый коэффициент корреляции Пирсона, Т-критерий Стьюдента, корреляционный анализ) полученных данных.
Апробация исследования. Исследование психологической готовности к браку у старшеклассников осуществлялось с 2014 по 2017 гг. Его результаты были представлены на ХП межрегиональной научно-практической конференции «ЯНПИС» (Ярмарка научно-практических инициатив студентов) в Институте психологии ПГГПУ 13 - 14 ноября 2015 года; на XIII межрегиональной научно-практической конференции «ЯНПИС» (Ярмарка научно-практических инициатив студентов) в Институте психологии ПГГПУ 20 - 21 мая 2016 года; на XV межрегиональной научно-практической конференции «ЯНПИС» (Ярмарка научно-практических инициатив студентов) в Институте психологии ПГГПУ 19 - 20 мая 2017 года.
Кроме того результаты исследования были отражены в следующих публикациях:
1. Шайхиева, В. В. Подготовка молодежи к семейно-брачным отношениям как одна из проблем современной психологии [Текст] / В. В. Шайхиева // Ярмарка научно-практических инициатив студентов (ЯНПИС-2015) :
материалы XII межрегион. науч.-практ. конф., 13-14 нояб. 2015 г. / А. А. Вихман, Д. О. Смирнов, Ю. С. Шведчикова, Ф. В. Дериш (отв. ред) ; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2016 .- с. 48 - 50.
2. Шайхиева, В. В., Самбикина, О. С. Изучение представлений о семье и браке у современных старшеклассников [Текст] / В. В. Шайхиева, О. С. Самбикина // XIII Ярмарка научно-практических инициатив студентов (ЯНПИС) : материалы межрег. науч.-практ. конф., 20-21 мая 2016 г. / А. А. Вихман (отв. ред), Д. О. Смирнов, Ф. В. Дериш; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2016. - с. 107 - 109.
3. Шайхиева, В. В., Самбикина, О. С. Психологическая готовность к браку у старшеклассников из неполных семей [Текст] / В. В. Шайхиева, О. С. Самбикина // XIII Ярмарка научно-практических инициатив студентов (ЯНПИС) : материалы межрег. науч.-практ. конф., 19-20 мая 2017 г (сборник находится в печати).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном мире происходит преобразование семьи. Треть браков являются нежизнеспособными. Основой благоприятного климата являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. Однако такое отношение друг к другу возможно только при наличии психологической готовности к браку. Если же она отсутствует, то через некоторое время в связи с неудовлетворенностью тех потребностей, ради которых заключался брак, наступает разочарование, обида на партнера, нежелание связывать с ним свое будущее.
Семья оказывает сильное влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.
Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи.
В связи с этим возникает вопрос о том, влияет ли семейное положение родителей старшеклассников на их готовность к браку. Данная тема является актуальной и вызывает определенный интерес, ведь от того насколько готов человек вступить в брак, зависит его дальнейшая удовлетворенность браком и состояние каждого члена его семьи.
На наш взгляд, формирование готовности к браку необходимо начинать еще в юношеском возрасте, когда молодые люди и девушки начинают видеть в друг друге не только партнера по общению, но и в перспективе будущего супруга. Поэтому нами было проведено исследование с целью изучения готовности к браку у современных старшеклассников.
В результате исследования мы убедились, что существуют различия между показателями компонентов готовности к браку у старшеклассников из полных и неполных семей и выявили, что значительно выражены показатели эмоционального и операционального компонентов готовности к браку у старшеклассников из неполных семей.
Также, мы убедились в том, что существует специфика в характере взаимосвязей между показателями внутри компонентов готовности к браку у старшеклассников из полных и неполных семей. Нам удалось выявить, что у старшеклассников, которые воспитывались в условиях полной семьи, более плотно образованы взаимосвязи между показателями внутри компонентов готовности к браку, а значит, их уровень готовности к браку выше, чем у их сверстников из неполных семей.
Мы убедились в том, что существует специфика взаимосвязей между компонентами готовности к браку у старшеклассников из полных и неполных семей. Статистически значимые взаимосвязи были выявлены между всеми компонентами готовности к браку у старшеклассников из неполных семей, а у старшеклассников из полных семей поведенческий компонент не имеет взаимосвязей с операциональным и эмоциональным компонентами. Результат говорит о том, что более сложную структуру готовности к браку имеют старшеклассники из неполных семей.
В результате нашего исследования мы получили, что для старшеклассников, как из полных, так и из неполных семей ведущим мотивом вступления в брак является чувство любви к своему избраннику, значит, они со всей серьезностью относятся к факту заключения брака, что делает институт брака ценным.
Подводя итог проделанной работы, можно говорить о том, что выдвинутые нами исследовательские гипотезы нашли эмпирическое подтверждение не в полной мере и воспитание в условиях неполной семьи влияет на формирование готовности к браку.
Используя полученные данные, можно разработать программу, направленную на решение проблемы готовности подрастающего поколения к брачным отношениям. В приложении 4 мы представляем разработанные нами рекомендации для педагогов-психологов, которые можно использовать при проведении тренингов, просветительской и консультационной работах со старшеклассниками.



1. Айдаева, М.Н. Исследование факторов формирования уровней психологической готовности к супружеству [Текст] / М.Н. Айдаева // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2014. - №11. - с.73-77.
2. Айрапетова, Д.А. Психологическая готовность молодежи к супружеским отношениям [Текст] / Д.А. Айрапетова, В.В. Пасечник // Инновационная наука. - 2016. - №6(3). - с.209-210.
3. Алешина Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений [Текст] / Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская // М.: Просвещение. - 1987.
4. Андреева, Т.В. Психология современной семьи: монография [Текст] / Т.В. Андреева // СПб.: Речь, 2005. - с.436.
5. Бедарева, К.А. Содержательное наполнение образа будущей семейной
жизни молодых людей с опытом развода родителей [Электронный ресурс] / К.А. Бедарева, Е.И. Ипполитова // Труды молодых ученых алтайского государственного университета. - 2015. - №12(2). - с.3-5 URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=25519202
6. Белановская, М.Л. Экология семейных отношений: мотивы вступления в брак [Текст] / М.Л. Белановская // Актуальные проблемы психологии . - г.Минск, 2014. - Т.7 - Вып. 36.
7. Брадик, А. О. Формирование у молодежи осознанного отношения к созданию семьи [Текст] / А.О. Брадик // Вестник МГЛУ. Серия: Образование и педагогические науки. - 2011. - №622. - с.42-49.
8. Васильченко Г.С. Любовь, брак, сексуальное партнерство [Текст] / Г.С.Васильченко, Ю.А.Решетняк - М.: Медицина. - 1990.
9. Волченкова, Е.В. Готовность личности к семейной жизни: теоретико-методологические подходы [Электронный ресурс] / Е.В. Волченкова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2010. - №4 (4). - С.101-103. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=15643799
10. Волченкова, Е.В. Классификация и характеристика мотивов вступления в брак [Электронный ресурс] / Е.В. Волченкова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2014. - №12(34). - с.31-36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22612437
11. Гамезо, М.В. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека» [Текст] / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М.: Педагогическое общество России. - 2001. - с.276.
12. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] / Сост. С.Ю.Головин. - Минск: 2001.
13. Голод С.И. Семья и брак: Историко-социологический анализ [Текст] / С.И. Голод // СПб.: ТОО ТК «Петрополис». - 1998.
14. Голод, С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция [Текст] / С.И. Голод // Социально-политический журнал. - 1995. - №6.
15. Голод, С.И. Стабильность семьи: социологические и демографические аспекты [Текст] / С.И. Голод // Под ред. Н.М. Романенковой. Л.: Наука, - 1984. - с.136.
16. Граненкова, Е.С. Теоретико-методологические подходы к изучению готовности к семейной жизни [Текст] / Е.С. Граненкова // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - №1.
17. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни [Текст] / И.В. Гребенников - М.: Просвещение. - 1991. - с.158.
18. Дружинин В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин // 3 изд. испр. и доп. - Екатеринбург: Деловая книга. - 2000.
19. Евграфова, Ю.А. Готовность к браку современной молодежи [Текст] /
Ю.А. Евграфова, Черникова Т.Н. // XVIII Международная научно¬
методическая конференция, посвященная 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова: 10-11 апреля 2014 / под ред. А.Д. Гулякова, Р.М. Печерской; Пензенский гос.ун-т. - Пенза, 2014. - с.425-427.
20. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов [Текст] / О.Ю. Ермолаев. - 2-е изд., испр. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - с.336. - (Библиотека психолога).
21. Ефремова, Т. В. Современный толковый словарь русского языка [Текст] / Т.В. Ефремова // В 3 т. — М.: АСТ, Астрель, Харвест. - 2006.
22. Жолудева, С.В. Брачный возраст и психологическая готовность к вступлению в брак [Текст] / С.В. Жолудева // Известия российского государственного педагогического университета. - 2008. - №49. - стр.276¬280.
23. Жолудева, С.В. Психологическая готовность к браку на разных этапах периода взрослости : автореф. дисс ... к.пс.наук / С.В. Жолудева // Южный федеральный университет. - Ростов на Дону, 2009. - 26 с.
24. Жолудева, С.В. Семья + карьера, семья - карьера: или как быть успешным и не быть одиноким? / С.В. Жолудева, И.А. Панкратова, Е.Е. Рогова, Н.Е. Скрынник, А.М. Шевелева - 2011 - 270 с.
25. Зритнева, Е.И. Формирование готовности старшеклассников к браку и семейной жизни [Текст] / Е.И. Зритнева // Дис. канд. пед наук. - Ставрополь, 2000.
26. Зудилина, И.Ю. Перцептивно-интерактивная компетентность как показатель готовности студентов к брачным отношениям [Текст] / И.Ю. Зудилина, В.М. Минияров // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - т.13 - №2 - 2011 - с. 122-126.
27. Зудилина, И.Ю. Проблемы готовности студентов к браку [Текст] / И.Ю. Зудилина // Альманах современной науки и образования, 2007, №1, стр.101-103.
28. Зудилина, И.Ю. Формирование психологической готовности студентов к брачным отношениям: автореф. дисс. к.пс.наук [Текст] / И.Ю. Зудилина // Самара - 2008. - с.25.
29. Ильченко, И.С. Проблема формирования психологической готовности личности к брачной жизни в современной психологической науке [Электронный ресурс] / И.С. Ильченко // Вектор науки Тольяттинского государственного университета, серия: Педагогика, психология. - 2013. - №1(12). - с. 88-90. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=18934412
30. Карелина, А.А.Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной) [Текст] // Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. - М., 2001. - Т.2. С.69-77.
31. Карнеги Д. Как быть счастливым в семье [Текст] / Д. Карнеги // Пер. с англ. - Мн.:Попури, 2011. - с.420.
32. Кирдяшкина, Т.А. Роль образования в подготовке молодежи к семейной жизни [Текст] / Т.А. Кирдяшкина // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2013. - №1. - с.35-39.
33. Ковалев, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры [Текст] / В.В. Ковалёв // Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - с. 114.
34. Ковалев, С.В. Психология современной семьи [Текст] / С.В. Ковалев // Информ.-метод.материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни": Кн. для учителя.: - М.: Просвещение, 1988. - с.208.
35. Ковалева, О.Ф. К вопросу о готовности студенческой молодежи к семейной жизни и родительству.: Материалы третьей Международной конференции «Психологические проблемы современной семьи» [Текст] / О.Ф. Ковалева // В 2-х частях. Часть 1. Под общей ред. канд. псих. наук Лидерса А.Г. - М., 2007. - с.536.
36. Козлова, Н.В. Особенности ценностно-смысловой сферы
старшеклассников переживших развод родителей / Н.В. Козлова, А.Р. Хайдарова [Текст] // Сибирский психологический журнал. - 2010. - №37. - с.83-85.
37. Лагойда, Н.Г. Проблема подготовки современной молодежи к браку и пути ее решения [Текст] / Н.Г. Лагойда // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - №5. - с.82-87.
38. Маликов, Л.В. Психологическая готовность к браку в молодежной среде / Л.В. Маликов, Т.П. Усынина, Н.В. Степанова [Текст] // Теория и практика современной науки. - 2016. - №4 (10). - с.439-442.
39. Малярова, Н.В. Мотивация брака и прогноз психологического
вмешательства.: Семья и личность. Тезисы докладов [Текст] / Н.В. Малярова // Под ред. А.А. Бодалева. - М., 1981. - с. 124-135.
40. Матвеева, Т.М. Психологические аспекты формирования психологической готовности к браку у современной молодежи [Текст] / Т.М. Матвеева // Гуманитарные и социальные науки (Ростов-на-Дону). - 2013. - №6. - с.302-311.
41. Мещерякова, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / М.: Прайм- ЕВРОЗНАК. /Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. - 2003.
42. Москвина, Е.А. Особенности ранних детских воспоминаний взрослых переживших в детском возрасте развод родителей [Текст] / Е.А. Москвина // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2013. - №2(12). - с. ТО¬ТУ.
43. Мошкович, О.С. Особенности психологической готовности к браку у девушек из неполных семей [Текст] / О.С. Мошкович, А.Д. Гольменко // Психологические проблемы современной семьи: сборник тезисов VI-ой Международной научной конференции: 30.09 - 4.10 2015 / под ред. Карабановой О.А., Захаровой Е.И., Чурбановой С.М., Васягина Н.Н.; Уральский гос.пед.ун-т. - Екатеринбург, 2015. - с.106-111.
44. Музыченко, А.В. Психологическая готовность юношей к браку
[Электронный ресурс] / А.В. Музыченко, Е.В. Каленик // Психологические проблемы современной семьи: сборник тезисов VI-ой Международной научной конференции. / Под ред. Карабановой О.А., Захаровой Е.И., Чурбановой С.М., Васягина Н.Н.. - 2015. - с.112-125. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=25742382
45. Муравьева, Э.В. Влияние состава семьи на готовность юношей к браку [Текст] / Э.В. Муравьева, Е.А. Винарчик // Академический журнал Западной Сибири. - 2016. - №2 (12). - с.52.
46. Муравьева, Э.В. Психологическая готовность к браку у юношей 20-25 лет,
воспитывавшихся в полных и неполных семьях [Текст] / Э.В. Муравьева, Е.А. Винарчик // Социальный мир человека: материалы VI
Международной научно-практической конференции «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация в интеркультурном мире». Сер. "Язык социального" / Под ред. Н. И. Леонова. - 2016. - С. 318-321.
47. Нагимова, Е.С. Гармоничные супружеские отношения как основа благополучия ребенка / Е.С. Нагимова [Текст] // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - №8. - с.53-55.
48. Никулина, Д.С. Психологическая готовность к браку юношей и девушек с разными представлениями о родительской семье [Текст] / Д.С. Никулина, В.А. Андреева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2011. - №21 (1). - С. 104-110.
49. Овсянникова, Е.А. Образ семьи в раннем юношеском возрасте как фактор формирования психологической готовности к семье и браку [Текст] / Е.А. Овсянникова, Е.И. Зиборова // Вестник Университета (Государственный Университете Управления). - 2014. - №9. - с. 279-282.
50. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов [Текст] / С.И. Ожегов // Под ред. Н. Ю. Шведовой. — 23-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1990. - с.917.
51. Плотниекс, И.Э. Психология в семье [Текст] / И.Э. Плотниекс // М.: Педагогика, 2011. - с.208.
52. Райгородский, Д.Я. Диагностика уровня эмпатических способностей В.В.Бойко [Текст] / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. // Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. - С.486-490.
53. Селина, Е.А. Подготовка молодежи к семейной жизни и ее готовность к браку [Текст] / Е.А. Селина // Исследование различных направлений развития педагогики и психологии: сборник статей Международной научно-практической конференции / из-во: ООО «Аэтерна». - Уфа, 2014. - с.95-98.
54. Сердюкова, Е.Ф. Нравственный компонент готовности молодых людей к вступлению в брак (на примере студенческой молодежи Чеченской Республики) [Текст] / Е.Ф. Сердюкова // Научный диалог. - 2014. - №3 (27): Психология. Педагогика. - С.86-91.
55. Симонова, О.В. Исследование особенностей психологической готовности девушек к браку [Текст] / О.В. Симонова // Уфимский филиал ФГБОУ ВПО «МГГУ им.М.А. Шолохова». - Уфа, 2010. - с.94.
56. Смирнова, Е.О. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье [Текст] / Е.О. Смирнова, В.С. Собкин // Вопр. психол. - 1999. - №6. - C.18-28.
57. Тенькова, В.А. Готовность к браку в юношеском возрасте [Текст] / В.А. Тенькова // Вестник научной сессии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. - 2015. - с.221-228.
58. Торохтий, В.С. Психологическое здоровье семьи / В.С. Торохтий // Серия: Психологический взгляд: ПВ Издательство: КАРО. - 2009.
59. Федотова, Н.И. Неполная семья как объект социальной работы. Типы неполных семей [Текст] / Н.И. Федотова, М.Д. Масанова// Молодой ученый. - 2014. - №10. - С. 428 - 430.
60. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов — М. Изд-во Института Психотерапии - 2002.
61. Харчев, А. Г. Брак и семья в СССР - 2-е изд. [Текст] / А. Г. Харчев. - М. : Мысль, 1979. - 368 с.
62. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи [Текст] / В.М. Целуйко. - М.: ВЛАДОС, 2005. - с.272.
63. Чернов, А.Ю. Готовность к браку в период ранней взрослости / А.Ю. Чернов, Т.С. Триполева [Текст] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2016. - №7 (64). - с. 82-91.
64. Чимбеева, С.Д. Компоненты готовности юношества к семейным отношениям [Текст] / С.Д. Чимбеева // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - №5 (24). - С. 154-158.
65. Шахбазова, Н.Е. Основные направления работы по подготовке к семейным отношениям и браку учеников старших классов [Электронный ресурс] / Н.Е. Шахбазова // Известия Кыргызской академии образования. - 2015. - №1(33). - с. 99-102. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=25729336
66. Шевченко, Н.А. Психологическая готовность к браку как фактор успешных
и безопасных отношений супругов в семье [Текст] / Н.А. Шевченко, В.А. Тенькова // Научное сообщество студентов: сборник материалов IX Международной студенческой научно-практической конференции: в 2-х томах, 31 мая 2016 / из-во: ООО «Центр научного сотрудничества
«Интерактив плюс». - Чебоксары, 2016. - с.264-265.
67. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология. 2-е изд. [Текст] / Л.Б. Шнейдер - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, - 2006. - с.768.
68. Шубович, М.М. Становление системы ценностных ориентиров, формирующих психологическую готовность к браку у студентов [Текст] / М.М. Шубович, В.Б. Фаизова // Вестник ТГПУ - 2013. - №4 (132) - С.89¬94.
69. Щербакова, Н.Е. Экспериментальное исследование материнско-сыновних отношений в полных и неполных семьях [Текст] / Н. Е. Щербакова // Журнал Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 317-321.
70. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис, В: СПб. Питер, 2002. - 656 с.
71. Явленская Н. С. К вопросу о необходимости формирования готовности молодежи к браку [Текст] / Н.С. Явленская // Семья и ребенок: проблемы взаимодействия. Материалы Междун.научно-практической конференции: 27 марта 2015 / Рос.гос.пед.ун-т им. А.И. Герцена. - Санкт-Петебрург, 2015. - с.134-137.
72. Хохлова, В. А. Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях, его влияние на развитие ребёнка [Текст] / В.А. Хохлова // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 91-94.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ