Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ

Работа №57606

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2016
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
354
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Воспитание самостоятельности как педагогическая проблема
1.1. Определение понятия «самостоятельность», его суть и структура
1.2. Описание опыта работы педагогов по воспитанию самостоятельности
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Эмоциональное стимулирование как педагогическое явление
2.1. Определение понятий «эмоции», «мотивы», «эмоциональное
стимулирование». Сущность, виды
2.2. Описание опыта работы педагогов по использованию в
воспитательной работе с детьми с задержкой психического развития приемов эмоционального стимулирования
Выводы по второй главе 27
Глава 3. Психолого-педагогические особенности младших
подростков с задержкой психического развития
3.1. Клиника и этиология задержки психического развития 29
3.2. Особенности психических процессов у младших подростков
с задержкой психического развития.
Выводы по третьей главе 42
Глава 4. Исследование возможностей использования приемов
эмоционального стимулирования в процессе воспитания самостоятельности у младших подростков с задержкой психического развития
4.1. Исходная диагностика 43
4.1.1. Изучение представлений и суждений младших подростков с задержкой психического развития о понятии самостоятельность и его структурных компонентов
4.1.2. Изучение направленности личности младших подростков с задержкой психического развития на проявление самостоятельности в поведении и поступках
4.1.3. Определение уровня сформированности самостоятельности
у младших подростков с задержкой психического развития
4.2. Описание организации и хода формирующего эксперимента 50
4.3. Итоговая диагностика 59
Заключение 67
Библиографический список 71
Приложения 76

Актуальность исследования. Сегодня, в связи с изменениями в различных сферах жизни, актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. В связи с требованиями Федеральных государственных стандартов к личностному развитию учащихся, возникает необходимость в разработке программ, направленных на развитие личностных качеств учащихся, таких как самостоятельность, ответственность, инициативность. Это обусловлено тем, что на современном этапе развития общества, для которого характерна глобальная модернизация и введение в различные сферы человеческой жизни всевозможных инноваций, перед человеком открываются всё новые возможности и ставится всё больше новых задач, требующих от него принятия ответственных, а самое главное самостоятельных решений. Именно поэтому, сейчас, как никогда ранее, увеличивается потребность в воспитании самостоятельной, активной, волевой, дисциплинированной, инициативной, творческой личности, готовой нести ответственность за свои действия и поступки.
В настоящее время, внимание многих специалистов из областей педагогики, психологии и медицины привлекают дети с несильно выраженными основами интеллектуальной недостаточности. Это обусловлено тем, что около 50% из числа неуспевающих относится к категории дети с задержкой психического развития.
Задержка психического развития (далее ЗПР) - это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение в познавательной сфере. Это не клиническая форма, а замедленный темп в развитии. Для таких детей характерна беспомощность, повышенная эмоциональность, несамостоятельность. Дети с ЗПР не в состоянии в полной мере организовать свою деятельность, не способны фиксировать свое внимание, предпочитают делать то, что им нравится. Такие дети абсолютно ведомы, нуждаются в четком руководстве к действию. Они расторможены, неуправляемы, быстро утомляющиеся, не способны сосредоточиться, длительно работать. Учитывая эти особенности, важно осуществить корректировку в психо-волевой сфере. Особое внимание нужно уделить такому волевому качеству, как самостоятельность. Сформированное качество «самостоятельность» у детей с ЗПР обусловлено необходимостью в принятии самостоятельных решений в трудных жизненных ситуациях, проявлении инициативы в организации мероприятий и общественно- полезных дел, проявлении настойчивости и организованности в школьных делах, что, безусловно, приведет к успешности в учебной деятельности.
Воспитание самостоятельности в образовательных учреждениях могут осуществлять разные педагоги, но особая роль отводится социальному педагогу. Именно он работает с детьми разных категорий, осуществляет глубокий индивидуальный подход. Дети с ЗПР нуждаются в особом подходе в воспитании, они очень податливы негативному воздействию, поэтому именно социальной педагог должен воспитывать у младших подростков нравственно-устойчивые качества, такие как самостоятельность.
Проблеме воспитания самостоятельности посвящены работы таких ученых как, М.В. Гамезо, Л.Ю. Гордин, Н.В. Григорьева, Т.С. Панфилова, В.И. Селиванов, С.Л. Соловейчик, С.Н. Теплюк и других.
Однако, на сегодняшний день, еще недостаточно продумана система педагогической коррекции детей с задержкой психического развития, в частности, воспитание у таких детей нравственно-волевых качеств.
Противоречие между необходимостью решать эту проблему в сфере образования и недостаточным количеством методических рекомендаций, «как это делать», побудило нас заняться исследованием проблемы, которую можно сформулировать следующим образом: каким должен быть комплекс методов и средств по воспитанию самостоятельности у младших подростков с ЗПР.
Актуальность исследования и существующая проблема позволили определить тему исследования: «Воспитание самостоятельности у младших подростков с задержкой психического развития средствами эмоционального стимулирования».
Цель исследования: теоретически обосновать целесообразность использования методов и приемов эмоционального стимулирования, в воспитании самостоятельности у младших подростков с ЗПР и проверить их эффективность в практике работы социального педагога.
Объект исследования: нравственно-волевое воспитание младших подростков с ЗПР.
Предмет исследования: процесс воспитания самостоятельности у младших подростков с ЗПР посредством эмоционального стимулирования.
В ходе определения объекта, предмета и цели исследования, сложилась и его гипотеза. Мы предполагаем, что процесс воспитания самостоятельности у младших подростков с ЗПР будет эффективным, если:
- в работу социального педагога школы будут включены методы и приемы эмоционального стимулирования с учетом психолого-педагогических возрастных особенностей детей с ЗПР;
- использование методов и приемов эмоционального стимулирования будет проводиться систематически в логике воспитательного процесса.
В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. на основе междисциплинарного анализа теоретической и методической литературы изучить состояние проблемы;
2. изучить понятие «эмоциональное стимулирование»;
3. изучить психолого-педагогические особенности младших подростков с ЗПР;
4. подобрать методики и провести исходную диагностику;
5. разработать программу формирующего эксперимента и реализовать ее в деятельности социального педагога;
6. провести итоговую диагностику;
7. проанализировать результаты, сделать выводы
Новизна исследования: педагогическое целенаправленное
использование приемов эмоционального стимулирования в процессе воспитания самостоятельности у младших подростков с ЗПР.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами были использованы следующие методы: теоретические (изучение педагогической и психологической литературы; метод анализа и синтеза, сравнения и обобщения научно - теоретических данных). Также были использованы эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, эксперимент); статистические методы (количественный и качественный анализ результатов исследования, статистическая и графическая обработка результатов экспериментальной деятельности).
Теоретическая значимость исследования:
- теоретически обоснованы и уточнены понятия
«самостоятельность» «эмоции», «мотивы», «эмоциональное
стимулирование», «задержка психического развития»;
- обоснованы и содержательно наполнены суть и структура самостоятельности, виды приёмов эмоционального стимулирования;
Результаты исследования могут служить теоретической базой для решения проблемы социально-педагогической деятельности по воспитанию самостоятельности у младших подростков с ЗПР, а также в качестве методической основы для разработки авторских программ и методических пособий социальными педагогами, психологами.
Практическая значимость исследования
Разработанная социально-педагогическая программа по воспитанию самостоятельности у младших подростков с ЗПР в условиях общеобразовательной школы внедрена в воспитательный процесс МБОУ «Бардымская СОШ №2» с.Барда;
Материалы проведенного исследования могут быть использованы в практике работы социальных педагогов в образовательных учреждениях.
Экспериментальная база исследования МБОУ «Бардымская средняя общеобразовательная школа №2» с. Барда. В эксперименте принимали участие младшие подростки с ЗПР 5 и 6 класса в количестве 10 человек.
Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка (55) и приложений (7).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день актуальна и важна проблема формирования самостоятельности у младших подростков с ЗПР посредством эмоционального стимулирования.
В процессе исследования на основе изученной теории нами уточнено понятие «самостоятельность», мы опирались на определение, которое даётся в словарях под редакцией Б. М. Бим-Бада, А. М. Прохорова и Е. С. Рапацевича. Под самостоятельностью в них понимается одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определённую цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений. На основе анализа были выделены качества самостоятельности, которые необходимы для младших подростков с интеллектуальной недостаточностью: инициативность,
адекватная самооценка, независимость, настойчивость, решительность, целеустремленность, организованность, сопротивляемость, сосредоточенность, собранность, серьезность, самоуправляемость, уравновешенность, чувство личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Изучение теории и практики показывает, что воспитание самостоятельности - это сложный процесс, он должен проходить комплексно, путем использования нестандартных методов воспитательного процесса. Педагог должен, учитывая возрастные особенности, стимулировать ребенка, создавать ему условия для воспитания самостоятельности.
Во второй главе, мы раскрыли суть понятий: эмоция, мотивы, эмоциональное стимулирование, определили сущность и виды. Так к эмоциональным стимулам относятся сказки, игры, соревнования, проблемно-поисковые ситуации, эмоционально-образные средства. Умелое использование приёма эмоционального стимулирования поможет педагогу сделать воспитательный процесс более эмоциональным, интересным, привлекающим внимание детей к предмету. Изучили опыт работы зарубежных и отечественных педагогов по использованию в воспитательной работе приемов эмоционального стимулирования с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Подобные формы работы позволяют стимулировать образное мышление ребенка, оперировать с информацией, поступающей извне, при этом ребенок одновременно развивает свой внутренний мир и обретает духовно-нравственные качества.
Следующая глава была посвящена изучение проблемы психолого-педагогических особенностей младших подростков с ЗПР. Проанализировав работы классиков отечественной дефектологии и психологии, мы выделили основные типы ЗПР и определили специфические особенности у таких детей.
Так наиболее распространенной является систематика, предложенная К.С. Лебединской, которая включает ЗПР конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения, церебрально-органического генеза.
Последняя группа составляет наиболее сложную в диффекенциально- диагностическом и коррекционном плане группу, так как в последнее время многие психологи и психиатры считают, что развитие детей этой категории идет принципиально иным путем, чем развитие детей с истинной ЗПР. В нашем исследовании младшие подростки с ЗПР церебрально-органического генеза участия не принимали.
Основными причинами задержки психического развития являются:
- наследственная предрасположенность.
- частые и тяжелые заболевания.
неблагоприятные влияния социальной среды, условий воспитания
ребенка.
- органическая недостаточность мозговых функций.
Так как группа детей с ЗПР крайне неоднородна, то можно выделить, что у одних детей на первый план выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик и произвольной
регуляции поведения, нарушения же в интеллектуальной сфере выражены нерезко. При других формах ЗПР преобладает недоразвитие различных сторон познавательной деятельности.
Особенностями детей с ЗПР являются незрелость сложных форм поведения целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. Особенности внимания детей с ЗПР проявляются в его неустойчивости, повышенной отвлекаемости, неустойчивой концентрации на объекте. У детей данной категории наблюдается и более низкий уровень развития восприятия. Изучение процессов памяти показало недостаточную продуктивность произвольной памяти, малый объем, неточность и трудность воспроизведения.
На следующем этапе нашей работы мы провели эксперимент на базе МБОУ «Бардымской средней общеобразовательной школы №2» с. Барда, в котором приняли участие 10 человек
С помощью исходной диагностики мы выявили, насколько младшие школьники понимают суть понятия «самостоятельность» и других качеств, входящих в его структуру, выявили направленность школьников на самостоятельные поступки, а также определили уровни сформированности самостоятельности младших подростков с ЗПР на момент исследования.
По результатам исходной диагностики большинство школьников экспериментальной группы имели средний уровень сформированности самостоятельности, а также был один учащийся с низким уровнем, это и послужило основанием для выстраивания дальнейшей работы по воспитанию самостоятельности.
А именно, на основании изученной литературы и полученных диагностических данных, нами была разработана программа по воспитанию самостоятельности у младших подростков с ЗПР средствами эмоционального стимулирования. Программа включает в себя комплекс мероприятий из 10 занятий, которые были проведены в различных формах и с использованием различных эмоциональных приемов: классный час, игровые упражнения, этические беседы, анализ этических ситуаций, просмотр мультфильма с дальнейшим обсуждением, занятие оригами, инсценирование, использование проблемно-поискового метода и коллективно-творческих дел. Все мероприятия были распределены, в зависимости от цели и форм работы, по трем блокам: когнитивный, мотивационный и деятельностный.
Результаты итоговой диагностики позволяют сделать вывод об эффективности опытно-экспериментальной работы: уровень сформированности самостоятельности у испытуемых повысился, так, например, исчез низкий уровень, появилось количество учащихся с высоким уровнем сформированности самостоятельности.
Таким образом, в ходе исследования выдвинутая нами гипотеза подтверждена.



1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя/ Под ред. И. А. Каирова и О. С. Богдановой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2003.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. / Под ред. К.С.Лебединской. - М., 1982. - 325с.
3. Ащенкова И. А. К вопросу об актуализации эмоциональной памяти школьников // Фестиваль педагогических идей. Литература. - 2012. - №5. - С. 15-25.
4. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога / Н.В. Бабкина - М., Школьная Пресса, 2006. — 80 с.
5. Белкин А.С. Нравственное воспитание учащихся
вспомогательной школы: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности "Дефектология"/ А. С. Белкин - 2-е изд. перераб. и доп. -М.: Просвещение, 2004. - 170 с.
6. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: НЦ ЭНАС, 2002. - 134с.
7. Богданова, О.С. О нравственном воспитании подростков / О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2002. - 158 с.
8. Васильева Т.Н., Дмитриева Е.Е. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / Т.Н. Власова, Е.Е, Дмитриева. - СПб, 2008. с - 304.
9. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей. // Дефектология. 1975. №6. - С.8-17.
10. Воротилкина, И. М. Развитие самостоятельности в онтогенезе / И. М. Воротилкина // Физическая культура. - 2005. - №4. - С.23-26
11. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
12. Гаврилова Т. П. Использование приемов эмоционального стимулирования в нравственном воспитании младших школьников: методическое пособие/ Т. П. Гавилова. - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2005. - 53 с.
13. Гусейнов А. А. Этика: Энциклопедический словарь/Сост. А. А. Гусейнов Е. Л. Дубко. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 557 с.
14. Даль В. И. Толковый словарь русского языка: Современная версия/ В. И. Даль. - М.: Эксмо, 2004. - 736с.
15. Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание
школьников: Методические рекомендации. Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений/ А. Я Данилюк. - М.: Просвещение, 2011 г.- 142 с.
16. Данилюк А., Кондаков А., Тишков В. Концепция духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс] / URL:
http://portal21.ru/news/we_recommend.php?ELEMENT_ID=1890 (дата
обращения: 13.12.2015г)
17. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского - М., 1984.
18. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. - М., 2001.
19. Задержка психического развития / Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Проспект, 2003. с.-57 .
20. Зелинский К. В. Нравственное воспитание школьников.
Философские, психологические и педагогические истоки: Научно¬
методическое пособие/К. В. Зелинский - М.: Глобус, 2009. - 112 с.
21. Иванов В. Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление / В. Д. Иванов. - М., 1991.
22. Иванов Е.С. Проблема задержки психического развития и дифференцированный подход в учебном процессе // Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания. - СПб., 1994.ъ
23. Ильин Е. Психология воли [Электронный ресурс] / URL: http://rubooks.org/book.php?book=9309&page=86 (дата обращения: 05.02.2016)
24. Исаева, Т. Е. Формирование самостоятельности как интегрального качества личности подростков: Автореферат дис. канд. пед. наук. / Т. Е. Исаева. - Ростов-н / Д., 2003.
25. Кон И. С. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. - 3-е изд. перераб. и доп. - М: Норма, 2007. - 324 с.
26. Костенкова Ю.А., Триггер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. - М., 2004.
27. Крючкова О. В. Нравственность в современном мире: методический материал/ Сост. О. В. Крючкова, О. А. Хаткевич. - Минск : Красико-принт, 2003. - 128 с.
28. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 168с.
29. Марковская И.Ф. Задержка психического развития / И.Ф. Марковская. - М., 2008. - 235 с.
30. Немов Р. С. Общая психология / Р. С. Немов; Е. Н. Строганова. - СПб.: ПИТЕР, 2009. - 304 с.
31. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов /В.Б.Никишина. - М., 2004. - с. 126.
32. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка/Сост. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2005. - 940 с.
33. Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности / А.К. Осницкий. - М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. - 232 с.
34. Панфилова, Т. С. Развитие самостоятельности у школьников во внеклассной работе / Т. С. Панфилова. - М., 1964.
35. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1972. №3. - С.3-9.
36. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим- Бада. - М., 2002.
37. Петрова В. Г.// Коррекционная педагогика. - Липецк: Образование-плюс. - 2007 г. №1.
38. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике / И. П. Подласый. - М.: Владос, 2002. - 252 с.
39. Пускаева Т. Д. Об изучении специфики структуры познавательной деятельности детей с ЗПР [Текст]/ Т.Д. Пускаева // Дефектология. - М., 2009. - № 3. - С.21-22.
40. Развитие инициативы и самостоятельности школьников / под ред. Н. М. Капустиной. - Киров, 1989.
41. Симонова И.А. Характеристика детей с задержкой психического развития / И.А. Симонова// Дефектология. - М., 2008. - №3. - С. 19-20.
42. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. - М., 2002.
43. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. - Минск, М., 2001.
44. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. - М., 2001
45. Советский словарь/ под ред. А.М. Прохорова. - М., 2000
46. Соловейчик, С. Л. Педагогика для всех / С. Л. Соловейчик. - М., 1989.
47. Сухомлинский В. А. О воспитании. / В. А. Сухомлинский. - М.: Школьная пресса, 2003. - 255 с.
48. Теплюк С. Истоки самостоятельности / C. Теплюк //Дошкольное воспитание. - 1991. - №7. С.67-70
49. Толстой Л. Н. Воспитание в свободе: Избранные педагогические статьи. - М.: Карапуз, 2005. - 240 с.
50. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания [Электронный ресурс] /http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_chelovek1.html (дата обращения 26.12.2015)
51. Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь/Сост. В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь — М.: Феникс, 2007 г.- 808 с.
52. Шаповалова О. Е. Использование проективных методик при изучении особенностей эмоциональной сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью / О. Е. Шаповалова // Дефектология. - 2003. - № 4. - С. 15-20.
53. Шаповалова О. Е. Современные подходы к изучению эмоционального развития умственно-отсталых школьников// Коррекционная педагогика. - Липецк: Образование-плюс. - 2006 г. №3.
54. Щукина Г.И. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Г. И. Щукина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 370 с.
55. Яновская, М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. - 2003 г. - №4. - стр. 21-24.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ