Изучение особенностей овладения навыком чтения младших школьников с ОНР (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
Исследование проходило в январе 2018 года на базе Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №4». В исследовании принимало участие 10 детей в возрасте 7-8 лет, среди них - 5 мальчиков и 5 девочек. У всех детей выявлено общее недоразвитие речи III уровня.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования особенностей овладения навыками чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи 5
1.1 Психофизиологическая структура процесса чтения 5
1.2 Психологические основы методики обучения чтению 8
1.3 Особенности чтения младших школьников с общим недоразвитием речи 12
Выводы по Главе 1 18
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 19
2.1 Организация и методы исследования 19
2.2 Анализ результатов исследования 23
2.3 Рекомендации по формированию и коррекции навыка чтения 25
Выводы по Главе 2 28
Заключение 30
Список использованных источников 32
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования особенностей овладения навыками чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи 5
1.1 Психофизиологическая структура процесса чтения 5
1.2 Психологические основы методики обучения чтению 8
1.3 Особенности чтения младших школьников с общим недоразвитием речи 12
Выводы по Главе 1 18
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 19
2.1 Организация и методы исследования 19
2.2 Анализ результатов исследования 23
2.3 Рекомендации по формированию и коррекции навыка чтения 25
Выводы по Главе 2 28
Заключение 30
Список использованных источников 32
Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи этим детям значительно повышают шансы на успех в дальнейшем обучении чтению. Таким образом, изучение сформированности навыка чтения, его нарушений у младших школьников и их коррекция являются актуальными.
В качестве объекта исследования выступает навык правильного чтения у детей, предметом исследования являются особенности овладения навыком чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Целью работы является выявление особенностей овладения навыком чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
1. проанализировать научную литературу по теме исследования;
2. провести психологическую диагностику навыков чтения у детей;
3. выявить особенности чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи;
4. проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.
Материалом исследования послужили труды отечественных исследователей, таких как Н.А. Ахметова, Т.В. Атрохова, Е.Е. Ляксо, Н.С. Жукова, Д.С. Крючкова и др.
Основными методами, используемыми в работе являются:
1. Описательный метод, включающий в себя наблюдение, обобщение, интерпретацию и классификацию.
2. Констатирующий эксперимент с применением методики «Диагностика навыков чтения» А.В. Ахутиной и О.Б. Иншаковой.
3. Количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №4».
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения и библиографического списка.
В качестве объекта исследования выступает навык правильного чтения у детей, предметом исследования являются особенности овладения навыком чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Целью работы является выявление особенностей овладения навыком чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
1. проанализировать научную литературу по теме исследования;
2. провести психологическую диагностику навыков чтения у детей;
3. выявить особенности чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи;
4. проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.
Материалом исследования послужили труды отечественных исследователей, таких как Н.А. Ахметова, Т.В. Атрохова, Е.Е. Ляксо, Н.С. Жукова, Д.С. Крючкова и др.
Основными методами, используемыми в работе являются:
1. Описательный метод, включающий в себя наблюдение, обобщение, интерпретацию и классификацию.
2. Констатирующий эксперимент с применением методики «Диагностика навыков чтения» А.В. Ахутиной и О.Б. Иншаковой.
3. Количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №4».
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения и библиографического списка.
Чтение – сложный психический процесс, который не может осуществлять на основе работы какой-либо одной зоны мозга. Современная нейропсихология рассматривает в качестве мозговой основы совместную работу нескольких участков головного мозга, которые выполняют свои специфические функции. Кроме того, для осуществления процесса чтения необходимы сохранность зрительного акустического и кинестетического анализаторов, совместная работа которых является психофизиологической основой процесса чтения.
Чтение человека – это сформировавшийся навык. Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно своеобразных ступеней. Каждый из этих этапов тесно связан с предыдущим и последующим, постепенно переходит из одного качества в другое. Формирование навыка чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения. Выделяют ступени формирования навыка чтения: овладение звуко-буквенными обозначениями, послоговое чтение, ступень становления синтетических приемов чтения, ступень синтетического чтения. Каждая из них характеризуется своеобразием, качественными отличительными чертами, конкретной психологической структурой, собственными сложностями, задачами и приемами освоения.
У учащихся младших классов с недоразвитием речи отмечаются специфические ошибки чтения, которые заключаются в том, что вместо плавного слогового чтения они часто пользуются побуквенным угадывающим чтением, заменяют читаемое слово другим, сходным по буквенному составу, но отличающимся по значению, пропускают, переставляют или добавляют буквы, неправильно читают окончания слов. Чтение младших школьников характеризуется также замедленным темпом, так как они часто застревают на чтении отдельных слов, часто возвращаются к повторному чтению отдельных букв, отдельных частей слова или целого слова, могут многократно повторять отдельные буквы или слоги. Также характерны нарушения выразительности чтения, отсутствие необходимых пауз, определенных знаками препинания, несоблюдение пауз в конце предложения, отрывистое или слитное чтение, непонимание смысла прочитанного.
Для того, чтобы выявить особенности чтения и наиболее часто встречающиеся ошибки при чтении у младших школьников с общим недоразвитием речи, было проведено эмпирическое исследование, методика которого была ориентирована на определение правильности чтения слогов, слов и предложений, скорости чтения и понимания смысла прочитанного рассказа.
Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что для младших школьников с общим недоразвитием речи характерными являются ошибки при чтении, которые выражаются в пропусках, заменах, перестановках звуков и слогов, заменах слов по внешнему сходству, неправильной постановке ударения в словах, пропуске строк при чтении рассказа, непонимании или недостаточном понимании смысла прочитанного текста, неумении пересказать текст и правильно сформулировать собственные мысли. Некоторые дети способны сами исправлять ошибки, большинству же требуется помощь педагога.
Для коррекции навыка чтения были предложены рекомендации, которые позволят эффективно сформировать все качества, стороны чтения и данный навык в целом.
Тема выявления и коррекции нарушений речи при общем ее недоразвитии остается актуальной для дальнейших исследований. Требуется расширить список коррекционных мероприятий, направленных на преодоление дефектов навыка чтения у младших школьников с этим нарушением.
Чтение человека – это сформировавшийся навык. Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно своеобразных ступеней. Каждый из этих этапов тесно связан с предыдущим и последующим, постепенно переходит из одного качества в другое. Формирование навыка чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения. Выделяют ступени формирования навыка чтения: овладение звуко-буквенными обозначениями, послоговое чтение, ступень становления синтетических приемов чтения, ступень синтетического чтения. Каждая из них характеризуется своеобразием, качественными отличительными чертами, конкретной психологической структурой, собственными сложностями, задачами и приемами освоения.
У учащихся младших классов с недоразвитием речи отмечаются специфические ошибки чтения, которые заключаются в том, что вместо плавного слогового чтения они часто пользуются побуквенным угадывающим чтением, заменяют читаемое слово другим, сходным по буквенному составу, но отличающимся по значению, пропускают, переставляют или добавляют буквы, неправильно читают окончания слов. Чтение младших школьников характеризуется также замедленным темпом, так как они часто застревают на чтении отдельных слов, часто возвращаются к повторному чтению отдельных букв, отдельных частей слова или целого слова, могут многократно повторять отдельные буквы или слоги. Также характерны нарушения выразительности чтения, отсутствие необходимых пауз, определенных знаками препинания, несоблюдение пауз в конце предложения, отрывистое или слитное чтение, непонимание смысла прочитанного.
Для того, чтобы выявить особенности чтения и наиболее часто встречающиеся ошибки при чтении у младших школьников с общим недоразвитием речи, было проведено эмпирическое исследование, методика которого была ориентирована на определение правильности чтения слогов, слов и предложений, скорости чтения и понимания смысла прочитанного рассказа.
Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что для младших школьников с общим недоразвитием речи характерными являются ошибки при чтении, которые выражаются в пропусках, заменах, перестановках звуков и слогов, заменах слов по внешнему сходству, неправильной постановке ударения в словах, пропуске строк при чтении рассказа, непонимании или недостаточном понимании смысла прочитанного текста, неумении пересказать текст и правильно сформулировать собственные мысли. Некоторые дети способны сами исправлять ошибки, большинству же требуется помощь педагога.
Для коррекции навыка чтения были предложены рекомендации, которые позволят эффективно сформировать все качества, стороны чтения и данный навык в целом.
Тема выявления и коррекции нарушений речи при общем ее недоразвитии остается актуальной для дальнейших исследований. Требуется расширить список коррекционных мероприятий, направленных на преодоление дефектов навыка чтения у младших школьников с этим нарушением.
Подобные работы
- Особенности готовности к смысловому чтению обучающихся с ОНР (Педагогика, психология, логопедия, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - Готовность детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) к овладению письмом чтением (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - Формирование эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе работы со сказками (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - Особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с ФФНР с использованием дидактических игр (Фонетико-фонематическое нарушение речи, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - Развитие словаря детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром (Развитие речи, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мелодекламации (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Формирование сложной слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня с использованием дидактических игр (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019



