Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение особенностей овладения навыком чтения младших школьников с ОНР (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №57604

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы34
Год сдачи2018
Стоимость400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
332
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Исследование проходило в январе 2018 года на базе Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №4». В исследовании принимало участие 10 детей в возрасте 7-8 лет, среди них - 5 мальчиков и 5 девочек. У всех детей выявлено общее недоразвитие речи III уровня.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования особенностей овладения навыками чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи 5
1.1 Психофизиологическая структура процесса чтения 5
1.2 Психологические основы методики обучения чтению 8
1.3 Особенности чтения младших школьников с общим недоразвитием речи 12
Выводы по Главе 1 18
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 19
2.1 Организация и методы исследования 19
2.2 Анализ результатов исследования 23
2.3 Рекомендации по формированию и коррекции навыка чтения 25
Выводы по Главе 2 28
Заключение 30
Список использованных источников 32


Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи этим детям значительно повышают шансы на успех в дальнейшем обучении чтению. Таким образом, изучение сформированности навыка чтения, его нарушений у младших школьников и их коррекция являются актуальными.
В качестве объекта исследования выступает навык правильного чтения у детей, предметом исследования являются особенности овладения навыком чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Целью работы является выявление особенностей овладения навыком чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
1. проанализировать научную литературу по теме исследования;
2. провести психологическую диагностику навыков чтения у детей;
3. выявить особенности чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи;
4. проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.
Материалом исследования послужили труды отечественных исследователей, таких как Н.А. Ахметова, Т.В. Атрохова, Е.Е. Ляксо, Н.С. Жукова, Д.С. Крючкова и др.
Основными методами, используемыми в работе являются:
1. Описательный метод, включающий в себя наблюдение, обобщение, интерпретацию и классификацию.
2. Констатирующий эксперимент с применением методики «Диагностика навыков чтения» А.В. Ахутиной и О.Б. Иншаковой.
3. Количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №4».
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Чтение – сложный психический процесс, который не может осуществлять на основе работы какой-либо одной зоны мозга. Современная нейропсихология рассматривает в качестве мозговой основы совместную работу нескольких участков головного мозга, которые выполняют свои специфические функции. Кроме того, для осуществления процесса чтения необходимы сохранность зрительного акустического и кинестетического анализаторов, совместная работа которых является психофизиологической основой процесса чтения.
Чтение человека – это сформировавшийся навык. Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно своеобразных ступеней. Каждый из этих этапов тесно связан с предыдущим и последующим, постепенно переходит из одного качества в другое. Формирование навыка чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения. Выделяют ступени формирования навыка чтения: овладение звуко-буквенными обозначениями, послоговое чтение, ступень становления синтетических приемов чтения, ступень синтетического чтения. Каждая из них характеризуется своеобразием, качественными отличительными чертами, конкретной психологической структурой, собственными сложностями, задачами и приемами освоения.
У учащихся младших классов с недоразвитием речи отмечаются специфические ошибки чтения, которые заключаются в том, что вместо плавного слогового чтения они часто пользуются побуквенным угадывающим чтением, заменяют читаемое слово другим, сходным по буквенному составу, но отличающимся по значению, пропускают, переставляют или добавляют буквы, неправильно читают окончания слов. Чтение младших школьников характеризуется также замедленным темпом, так как они часто застревают на чтении отдельных слов, часто возвращаются к повторному чтению отдельных букв, отдельных частей слова или целого слова, могут многократно повторять отдельные буквы или слоги. Также характерны нарушения выразительности чтения, отсутствие необходимых пауз, определенных знаками препинания, несоблюдение пауз в конце предложения, отрывистое или слитное чтение, непонимание смысла прочитанного.
Для того, чтобы выявить особенности чтения и наиболее часто встречающиеся ошибки при чтении у младших школьников с общим недоразвитием речи, было проведено эмпирическое исследование, методика которого была ориентирована на определение правильности чтения слогов, слов и предложений, скорости чтения и понимания смысла прочитанного рассказа.
Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что для младших школьников с общим недоразвитием речи характерными являются ошибки при чтении, которые выражаются в пропусках, заменах, перестановках звуков и слогов, заменах слов по внешнему сходству, неправильной постановке ударения в словах, пропуске строк при чтении рассказа, непонимании или недостаточном понимании смысла прочитанного текста, неумении пересказать текст и правильно сформулировать собственные мысли. Некоторые дети способны сами исправлять ошибки, большинству же требуется помощь педагога.
Для коррекции навыка чтения были предложены рекомендации, которые позволят эффективно сформировать все качества, стороны чтения и данный навык в целом.
Тема выявления и коррекции нарушений речи при общем ее недоразвитии остается актуальной для дальнейших исследований. Требуется расширить список коррекционных мероприятий, направленных на преодоление дефектов навыка чтения у младших школьников с этим нарушением.



1. Астапов, В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии: учебное пособие для вузов / В.М. Астапов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 215 с.
2. Артемьева, Т.В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника / Т.В. Артемьева. - Казань: Отечество, 2013. - 157 с.
3. Атрохова, Т.В. Динамика психологической структуры смыслового чтения как деятельности (в начальной школе) / Т.В. Атрохова // Ярославский педагогический вестник. - 2014. – №3. - С. 257-263.
4. Ахметова, Н.А. Психолингвистические аспекты процесса чтения как вида речевой деятельности / Н.А. Ахметова, Г.А. Касаболотова // Концепт. - 2016. – №10. - С. 162-166.
5. Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 175 с.
6. Бизикова, О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 93 с.
7. Глухов, В.П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата / В.П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 313 с.
8. Елецкая, О.В. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учебн.-метод. пособие / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 312 с.
9. Жукова, Н.С. Логопедия: основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева; под ред. Кондрашовой Л.В. - М.: Эксмо, 2012. - 288 с.
10. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: КнигоМир, 2012. - 320 с.
11. Киселева, Н.Ю. Особенности смыслового чтения и умения работать с информацией младших школьников с общим недоразвитием речи / Н.Ю. Киселева // Специальное образование. - 2016. – №3. - С. 40-49.
12. Колесникова, Г.И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития: учебное пособие для академического бакалавриата / Г. И. Колесникова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 346 с.
13. Крючкова, Д.С. Дислексия и дисграфия в речи обучающихся как общеобразовательная проблема / Д.С. Крючкова // Ученые записки ОГУ. - 2015. – №1. - С. 317-320.
14. Лазаренко, Л.В. Логопедические занятия с детьми с ОНР и ФФН в начальной школе. 1 класс / Л.В. Лазаренко. - М.: Владос, 2014. - 28 с.
15. Лапп, Е.А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса: учебное пособие для академического бакалавриата / Е.А. Лапп, Е.В. Шипилова. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 147 с.
16. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак-в / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2012. – 680 с.
17. Ляксо, Е.Е. Возрастная физиология и психофизиология: учебник для академического бакалавриата / Е.Е. Ляксо, А.Д. Ноздрачев, Л.В. Соколова. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 396 с.
18. Ляксо, Е.Е. Развитие речи и формирование навыка чтения у детей: лонгитюдное исследование от рождения до 7 лет / Е.Е. Ляксо, О.В. Фролова // Психологический журнал. - 2013. – №3. - С. 24-35.
19. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: Секачев В.Ю., 2016. - 128 с.
20. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех. - 5-е изд. / Л.Г. Парамонова. - СПб: Питер, 2013. - 420 с.
21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2013. - 713 с.
22. Руденко, В.И. Логопедия: практическое пособие / В.И. Руденко. - М.: Феникс, 2016. - 287 с.
23. Садовникова, И.Н. Дисграфия, дислексия. Технология преодоления / И.Н. Садовникова. - М.: Парадигма, 2012. - 279 с.
24. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2017. - 304 с.
25. Современное образование: сб. учебно-методических работ / под ред. В.Л. Казанской. - М.: Директ-Медиа, 2016. - 255 с.
26. Специальная педагогика: учебник для академического бакалавриата / Л.В. Мардахаев [и др.]; под ред. Л.В. Мардахаева. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 448 с.
27. Специальная педагогика: Учебник / Л.И. Аксенова, Т.Г. Богданова, С.А. Морозов; под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2013. - 384 с.
28. Ткаченко, Т.А. Логопедические упражнения / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2013. - 88 с.
29. Филипович, Е.И. Лекции по дисциплине «Методика развития речи (специальная)» / Е.И. Филипович. - М.: НОЧУ ВПО «МСГИ», 2014. - 18 с.
30. Чиркова, Э.Б. Характеристика трудностей понимания литературных текстов учащимися с нерезко выраженным общим недоразвитием речи / Э.Б. Чиркова // Специальное образование. - 2015. – №11. - С. 291-293.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ