УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения условий для успешной адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста к ДОУ 8
1.1. Основные понятия проблемы исследования 8
1.2. Особенности эмоционального развития детей младшего
дошкольного возраста 12
1.3. Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста...17
1.4. Влияние типологии родительских отношений на адаптацию ребёнка 23
1.5. Условия успешной адаптации ребёнка к ДОУ 30
Выводы по первой главе 35
Глава II. Экспериментальное исследование особенности родительских отношений влияющие на адаптацию ребёнка младшего дошкольного возраста в ДОУ 36
2.1. Задачи и организация процедуры диагностического исследования.36
2.2. Описание диагностических методик 38
2.3. Обработка и анализ результатов обследования 42
2.4. Проект создание условий успешной адаптации ребёнка младшего
дошкольного возраста к ДОУ 50
Выводы по второй главе 61
Заключение 63
Библиографический список 65
Приложения
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения условий для успешной адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста к ДОУ 8
1.1. Основные понятия проблемы исследования 8
1.2. Особенности эмоционального развития детей младшего
дошкольного возраста 12
1.3. Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста...17
1.4. Влияние типологии родительских отношений на адаптацию ребёнка 23
1.5. Условия успешной адаптации ребёнка к ДОУ 30
Выводы по первой главе 35
Глава II. Экспериментальное исследование особенности родительских отношений влияющие на адаптацию ребёнка младшего дошкольного возраста в ДОУ 36
2.1. Задачи и организация процедуры диагностического исследования.36
2.2. Описание диагностических методик 38
2.3. Обработка и анализ результатов обследования 42
2.4. Проект создание условий успешной адаптации ребёнка младшего
дошкольного возраста к ДОУ 50
Выводы по второй главе 61
Заключение 63
Библиографический список 65
Приложения
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности.
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для каждого ребенка — это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.
Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого — педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка. Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша. Особое внимание нужно уделить адаптации детей младшего дошкольного возраста, в котором многие дети впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам.
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной и в наше время. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
Особенности протекания периода адаптации получили название «симптомокомплекса» адаптации. Подробная характеристика данного явления приводится в работах Л.Г.Голубевой, Р.В.Тонковой-Ямпольской, К.Грош и др. Отмечаются нарушения эмоционального состояния детей, вновь поступивших в детский сад. Первые две недели, независимо от возраста, у них преобладает отрицательное состояние (эмоциональная напряженность, чувство эмоционального дискомфорта, беспокойство различной степени выраженности или заторможенность, подавленность). К проявлениям «симптомокомплекса» адаптации относят возникновение у ребенка преимущественно респираторных заболеваний (Л.Г.Голубева); нарушение сна, значительное снижение аппетита (Н.М.Аскарина, А.В.Оноприенко, В.Н.Добрейцер и др.); снижение речевой и игровой активности ребенка (А.А.Атанасова-Вукова).
А.Д.Кошелева, И.Ю.Ильина, изучая аффектогенную роль близкого взрослого в аффективном поведении ребенка в условиях изменения привычных жизненных стереотипов, пришли к выводу, что степень и время появления аффективных реакций адаптирующихся детей тесно связаны с эмоциональным настроением матери: чем больше отрицательных реакций со стороны взрослого, тем ярче проявление аффекта у ребенка; чем более напряжены отношения между ними, тем длительнее аффективная реакция последнего, тем меньше возможности переключения внимания на другие виды деятельности, меньше шансов снятия стресса путем педагогического воздействия.
Таким образом, исследования А.Д.Кошелевой, И.Ю.Ильиной, Р.В.Тонково — Ямпольской подтверждают, что успешность адаптации детей к новым условиям детского сада зависит от эффективного педагогического управления процессом адаптации, условий воспитания ребенка в семье, положительному эмоциональному настрою детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Анализ литературы и практики воспитания (анкетирования, проведённого на констатирующей этапе нашего исследования) показывает, что родители и педагоги заинтересованы в вопросах успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению, но есть ряд противоречий:
• между заинтересованностью родителей и отсутствием педагогической компетентности родителей,
• в психолого — педагогической литературе и методической литературе освещены психологические, педагогические аспекты проблемы адаптации аспекты, однако условия которые может создать дошкольное образовательное учреждение представлены не достаточно.
Проблема заключается в поисках наиболее эффективных условий. облегчающих адаптацию при поступлении детей в дошкольное образовательное учреждение. И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества специалистов, воспитателей ДОУ и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному образовательному учреждению. В соответствии с вышеперечисленными проблемами, нами была сформулирована тема нашего исследования.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально выявить условия необходимые для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: особенности адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Предмет исследования: изучение условий успешной адаптации ребёнка младшего дошкольного к дошкольному образовательному учреждению.
Контингент исследования - дети, в возрасте 3 — 4 лет их родители и педагоги дошкольной образовательной организации.
База исследования: Пермский край, посёлок Ильинский, МБДОУ детский сад «Золотой петушок», дети второй младшей группы (3 — 4 года).
В соответствии с обозначенной целью исследования и сформулированной гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать и экспериментально выявить условия успешной адаптации к ДОУ;
2. Проанализировать сущность и составляющие проблемы детско - родительских отношений и их влияния на эмоциональное благополучие детей младшего дошкольного возраста;
3. Изучить условия успешной адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению;
4. Выявить влияние родительского отношения на особенности эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста в период адаптации;
5. Выделить детей младшего дошкольного возраста с аффективным поведением при поступлении в дошкольное учреждении;
6. Выявить особенности адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению.
7. Разработать проект, обеспечивающий быструю и безболезненную адаптацию детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
Теоретико — методологическую основу исследования составляют: Изучением данной проблемы занимались: Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.Г. Голубева, А.И. Захаров. К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией детей раннего возраста к условиям ДОУ, сводятся к рекомендации перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения.
Методы, используемые в ходе исследования:
1. Системно — структурный анализ литературы по проблеме исследования.
2. Метод проектирования.
3. Изучение нормативных документов, документации ДОУ
4. Методика диагностики адаптации детей к ДОУ «Лист адаптации». (Кирюхина Н.В).
5. Опросник родительского отношения (А.Я Варга, В.В. Столин).
6. Эксперимент «Неваляшки» (А.Д. Кошелева, И.Ю. Ильина).
7. Метод наблюдения.
8. Метод обобщения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что описанные условия могут быть использованы в педагогической практике дошкольного образовательного учреждения. Обобшён материал по проблемам адаптации, влияние родительского отношения. Теоретические данные могут быть полезны родителям, воспитателям, педагогам ДОУ.
Практическая значимость исследования состоит в изучении созданных условий в детском саду, разработан и реализован проект по созданию условий.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для каждого ребенка — это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.
Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого — педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка. Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша. Особое внимание нужно уделить адаптации детей младшего дошкольного возраста, в котором многие дети впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам.
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной и в наше время. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
Особенности протекания периода адаптации получили название «симптомокомплекса» адаптации. Подробная характеристика данного явления приводится в работах Л.Г.Голубевой, Р.В.Тонковой-Ямпольской, К.Грош и др. Отмечаются нарушения эмоционального состояния детей, вновь поступивших в детский сад. Первые две недели, независимо от возраста, у них преобладает отрицательное состояние (эмоциональная напряженность, чувство эмоционального дискомфорта, беспокойство различной степени выраженности или заторможенность, подавленность). К проявлениям «симптомокомплекса» адаптации относят возникновение у ребенка преимущественно респираторных заболеваний (Л.Г.Голубева); нарушение сна, значительное снижение аппетита (Н.М.Аскарина, А.В.Оноприенко, В.Н.Добрейцер и др.); снижение речевой и игровой активности ребенка (А.А.Атанасова-Вукова).
А.Д.Кошелева, И.Ю.Ильина, изучая аффектогенную роль близкого взрослого в аффективном поведении ребенка в условиях изменения привычных жизненных стереотипов, пришли к выводу, что степень и время появления аффективных реакций адаптирующихся детей тесно связаны с эмоциональным настроением матери: чем больше отрицательных реакций со стороны взрослого, тем ярче проявление аффекта у ребенка; чем более напряжены отношения между ними, тем длительнее аффективная реакция последнего, тем меньше возможности переключения внимания на другие виды деятельности, меньше шансов снятия стресса путем педагогического воздействия.
Таким образом, исследования А.Д.Кошелевой, И.Ю.Ильиной, Р.В.Тонково — Ямпольской подтверждают, что успешность адаптации детей к новым условиям детского сада зависит от эффективного педагогического управления процессом адаптации, условий воспитания ребенка в семье, положительному эмоциональному настрою детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Анализ литературы и практики воспитания (анкетирования, проведённого на констатирующей этапе нашего исследования) показывает, что родители и педагоги заинтересованы в вопросах успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению, но есть ряд противоречий:
• между заинтересованностью родителей и отсутствием педагогической компетентности родителей,
• в психолого — педагогической литературе и методической литературе освещены психологические, педагогические аспекты проблемы адаптации аспекты, однако условия которые может создать дошкольное образовательное учреждение представлены не достаточно.
Проблема заключается в поисках наиболее эффективных условий. облегчающих адаптацию при поступлении детей в дошкольное образовательное учреждение. И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества специалистов, воспитателей ДОУ и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному образовательному учреждению. В соответствии с вышеперечисленными проблемами, нами была сформулирована тема нашего исследования.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально выявить условия необходимые для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: особенности адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Предмет исследования: изучение условий успешной адаптации ребёнка младшего дошкольного к дошкольному образовательному учреждению.
Контингент исследования - дети, в возрасте 3 — 4 лет их родители и педагоги дошкольной образовательной организации.
База исследования: Пермский край, посёлок Ильинский, МБДОУ детский сад «Золотой петушок», дети второй младшей группы (3 — 4 года).
В соответствии с обозначенной целью исследования и сформулированной гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать и экспериментально выявить условия успешной адаптации к ДОУ;
2. Проанализировать сущность и составляющие проблемы детско - родительских отношений и их влияния на эмоциональное благополучие детей младшего дошкольного возраста;
3. Изучить условия успешной адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению;
4. Выявить влияние родительского отношения на особенности эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста в период адаптации;
5. Выделить детей младшего дошкольного возраста с аффективным поведением при поступлении в дошкольное учреждении;
6. Выявить особенности адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению.
7. Разработать проект, обеспечивающий быструю и безболезненную адаптацию детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
Теоретико — методологическую основу исследования составляют: Изучением данной проблемы занимались: Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.Г. Голубева, А.И. Захаров. К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией детей раннего возраста к условиям ДОУ, сводятся к рекомендации перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения.
Методы, используемые в ходе исследования:
1. Системно — структурный анализ литературы по проблеме исследования.
2. Метод проектирования.
3. Изучение нормативных документов, документации ДОУ
4. Методика диагностики адаптации детей к ДОУ «Лист адаптации». (Кирюхина Н.В).
5. Опросник родительского отношения (А.Я Варга, В.В. Столин).
6. Эксперимент «Неваляшки» (А.Д. Кошелева, И.Ю. Ильина).
7. Метод наблюдения.
8. Метод обобщения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что описанные условия могут быть использованы в педагогической практике дошкольного образовательного учреждения. Обобшён материал по проблемам адаптации, влияние родительского отношения. Теоретические данные могут быть полезны родителям, воспитателям, педагогам ДОУ.
Практическая значимость исследования состоит в изучении созданных условий в детском саду, разработан и реализован проект по созданию условий.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Но дети часто тяжело привыкают к детскому саду. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами.
По данным исследователей, занимающихся изучением адаптации ребёнка к дошкольному учреждению, в разлуке с близким взрослым накапливается нервно - психическое напряжение. Разлука с матерью снижает адаптивные способности ребёнка. Многие дети в период адаптации к детскому саду отрицательно эмоционально реагируют на разлуку с матерью.
В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приема детей в детские учреждения. Широко практикуется работа с родителями, знакомство с ребенком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду и в семье и т.д. В методической литературе даны педагогические рекомендации, как облегчить ребенку привыкание к новым условиям, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, в какой мере считаться с его привычками и др. Однако, для того чтобы по - настоящему управлять поведением детей (а не только направлять его) в период адаптации, необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на знании возрастных особенностей развития, определяющих поведение ребенка в процессе его привыкания к условиям общественного воспитания.
В результате исследовательской работы была достигнута ее цель: теоретически обосновать и экспериментально выявить условия необходимые для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста, внедрен в практику дошкольного образовательного учреждения проект по созданию благоприятных условий в детском саду для успешной адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста к дошкольному учреждению. Нами были выделены условия, они описаны, представлены, реализован проект.
Также решены задачи исследования: на основе анализа психолого — педагогической литературы выявлены и теоретически обоснованы условия адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению; разработан проект работы с педагогами, детьми и их родителями по обеспечению успешных условий адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
Процесс адаптации ребенка к дошкольному учреждению проходит успешно, если в дошкольном учреждении созданы необходимые условия для успешной адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста.
При реализации разработанного проекта, нами предполагается повышение уровня педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению.
По данным исследователей, занимающихся изучением адаптации ребёнка к дошкольному учреждению, в разлуке с близким взрослым накапливается нервно - психическое напряжение. Разлука с матерью снижает адаптивные способности ребёнка. Многие дети в период адаптации к детскому саду отрицательно эмоционально реагируют на разлуку с матерью.
В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приема детей в детские учреждения. Широко практикуется работа с родителями, знакомство с ребенком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду и в семье и т.д. В методической литературе даны педагогические рекомендации, как облегчить ребенку привыкание к новым условиям, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, в какой мере считаться с его привычками и др. Однако, для того чтобы по - настоящему управлять поведением детей (а не только направлять его) в период адаптации, необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на знании возрастных особенностей развития, определяющих поведение ребенка в процессе его привыкания к условиям общественного воспитания.
В результате исследовательской работы была достигнута ее цель: теоретически обосновать и экспериментально выявить условия необходимые для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста, внедрен в практику дошкольного образовательного учреждения проект по созданию благоприятных условий в детском саду для успешной адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста к дошкольному учреждению. Нами были выделены условия, они описаны, представлены, реализован проект.
Также решены задачи исследования: на основе анализа психолого — педагогической литературы выявлены и теоретически обоснованы условия адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению; разработан проект работы с педагогами, детьми и их родителями по обеспечению успешных условий адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
Процесс адаптации ребенка к дошкольному учреждению проходит успешно, если в дошкольном учреждении созданы необходимые условия для успешной адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста.
При реализации разработанного проекта, нами предполагается повышение уровня педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 9700 р. Год сдачи: 2015 - Подвижная игра как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Организация стимулирования адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 9890 р. Год сдачи: 2015 - Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении «открытого» типа
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении «открытого» типа
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Содержание и организация деятельности социального педагога в дошкольном образовательном учреждении по
преодолению последствий семейного насилия над детьми
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей как условие успешной адаптации детей к дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ
ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018



