Введение 3
I. Научно-теоретические основы развития речевой коммуникации детей с дизартрией 7
1.1. Понятия «речевая коммуникация» и «игровая деятельность» 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с дизартрией 12
Выводы по главе 16
II. Экспериментальное изучение состояния неречевых и речевых функций у
детей с дизартрией 18
2.1. Принципы, методы и структура логопедического обследования детей с
дизартрией 18
2.2. Констатирующий эксперимент 20
2.3. Анализ сформированности неречевых и речевых функций у детей
изучаемой группы 36
Выводы по главе 47
III. Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе игровой деятельности 49
3.1. Формирующий эксперимент 49
Выводы по главе 57
Заключение 58
Библиографический список 60
Приложение
Потребность в общении относится к базовым потребностям человека. Удовлетворение этой потребности - это одно из условий полноценного развития и формирования личности ребёнка, но, к сожалению, общение и отношения детей складываются не всегда благополучно. В общении часто причиной проблем становится недостаточное владение коммуникативными навыками и специфические личностные качества ребёнка, а так же особенности в развитии, например, такие как дизартрия [41].
Научные исследования определяют дизартрию как сложное речевое расстройство, при котором нарушены как речевые, так и неречевые компоненты[Винарская Е.Н., Колесникова Л. Р. и др.].Эти особенности оказывают влияние на формирование и развитие различных видов деятельности ребенка. При этом данные нарушения проявляются как в речевой, так и в познавательной и игровой деятельности ребенка дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что речевая деятельность опосредовано, включается в различные виды деятельности и определяет состояние коммуникативных навыков. В связи с этим возникает проблема изучения и формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Ребёнку с особенностями в развитии, свойственны: внешняя направленность агрессии, фиксация на самозащитных форм поведения, низкая самостоятельность в разрешении конфликтов [11].
Дошкольный период является очень ответственным этапом в жизни ребенка. Высокая сензитивность этого возрастного периода имеет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка [29].
Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического). Игра - это форма общения[33].
Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, способные развивать коммуникативные навыки ребенка, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности. Участие дошкольников в таких играх способствует их самоутверждению, общению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества [31].
Вопрос о возможностях и свойствах игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей. Разные подходы к детской игре отражены во многих работах таких авторов как: Данилова В.Л., Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б., Запорожец А.В.. Среди этих подходов у Лисиной М.И. можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения.
Таким образом, сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие коммуникативных навыков старших дошкольников с дизартрией. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решению данной проблемы.
Объект исследования - развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - содержательные аспекты формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с дизартрией в процессе игровой деятельности.
Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать цель исследования: представить и доказать эффективность комплекса игровых средств обучения, направленных на развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с дизартрией.
Для достижения указанной цели необходимо решить комплекс взаимосвязанных задач:
1. Изучение специальной литературы по данной проблеме.
2. Диагностика коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
3. Разработка и апробация комплекса игровых средств обучения, направленных на развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Исходя из этого, можно сформулировать следующую гипотезу: формирование коммуникативных навыков старших дошкольников с дизартрией в процессе игровой деятельности будет эффективно при условии учета:
-психологических особенностей детей;
-структуры речевого дефекта;
Теоретической базой исследования послужили труды таких авторов как: Лисина М.И., Архипова Е.Ф., Волкова Л.С., Бондаренко А. К., Матусик А. И., Запорожец А.В, Маркова Т.А, Выготский Л.С. и др.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «ЦРР - Карагайский детский сад № 4», с. Карагай.
В исследовании применялись следующие группы методов:
1) теоретический: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2) эмпирический: диагностические методы (беседы, экспертная оценка,
наблюдение, обобщение педагогического опыта).
3) статистические: обработка полученных результатов исследования.
Исследование проводилось с 2014 по 2016 год и проходило в V этапов:
I. Поисково-ориентировочный этап. На данном этапе по утвержденной теме проводилась разработка плана и согласование его с научным руководителем.
II. Теоретический этап. Данный этап включил в себя теоретическое исследование проблемы, изучение и анализ специальной литературы, постановка цели, проблемы, определение гипотезы, задач, методов исследования.
III. Экспериментальный этап. На данном этапе был проведен констатирующий эксперимент, анализ его результатов.
IV. Формирующий этап. На данном этапе был разработан и апробирован комплекс игровых средств обучения направленных на формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
V. Заключительный этап. На данном этапе происходило обобщение наработанного материала, оформление выпускной квалификационной работы
Потребность в общении относится к базовым потребностям человека. Удовлетворение этой потребности - это одно из условий полноценного развития и формирования личности ребёнка.
В общении часто причиной проблем становится недостаточное владение коммуникативными навыками и специфические личностные качества ребёнка, а так же особенности в развитии, например, такие как дизартрия. Дошкольный период является очень ответственным этапом в жизни ребенка. Высокая сензитивность этого возрастного периода имеет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка... Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Игра - это форма общения.
Поэтому, работе нами были изучены теоретические основы формирования коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Сущность проблемы заключалась, по нашему мнению, во влиянии игры на развитие коммуникативных навыков старших дошкольников с дизартрией. Исследование подтвердило, что процесс игровой деятельности благотворно влияет на формирование коммуникативных навыков
Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь способствовали в решении данной проблемы.
Целью исследования было доказать эффективность игровых средств обучения для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с дизартрией.
Для достижения указанной цели мы решили комплекс взаимосвязанных задач:
1. Изучили специальную литературу литературы по данной проблеме;
2. Провели комплексную диагностику коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией;
3. Разработали комплекс игровых средств обучения;
Таким образом, можем сказать, что наша гипотеза о формировании коммуникативных навыков старших дошкольников с дизартрией в процессе игровой деятельности эффективна, потому как мы соблюли все условия: -психологических особенностей детей;
-учета структуры речевого дефекта.
Исследование по данной работе проводилось и проходило в V этапов:
I. Поисково-ориентировочный этап
II. Теоретический этап
III. Экспериментальный этап
IV. Формирующий этап
V. Заключительный этап
Теоретической базой исследования послужили такие авторы как: Лисина М.И., Архипова Е.Ф., Волкова Л.С., Бондаренко А. К., Матусик А. И., Запорожец А.В, Маркова Т.А, Выготский Л.С. и др.
Экспериментальной базой исследования выступил МБДОУ «ЦРР - Карагайский детский сад № 4», с. Карагай.
В исследовании применялись следующие группы методов:
1) теоретический: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2) эмпирический: диагностические методы (беседы, экспертная оценка,
наблюдение, обобщение педагогического опыта).
3) статистические: обработка полученных результатов исследования.
1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / Акименко В.М. Ростов н/Д: Феникс - 2011 - С. 120-135
2. Аксенова Л.И. Специальная педагогика./Аксенова Л.И., Архипова Б.А. и др - М.: Издательский центр «Академия», 2001 - С. 400 .
3. Арсентьева, В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В. П. Арсентьева. - Москва: Форум, 2009. - С. 142.
4. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: АСТ: Астрель, 2007 - С.152.
5. Арушанова, А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие./Арушанова А. Г. - М. : ТЦ Сфера, 2011- С. 51-98. (Модули Программы ДОУ).
6. Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов./Ахутина Т.В., Фотекова Т.А М.: Аркти, 2002- С. 62.
7. Бабаева, Т. И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников/ Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. / Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 1. - С.74-85.
8. Белова - Давид, Р.А. Причины недоразвития импрессивной и экспрессивной речи у детей дошкольного возраста. Нарушение речи у дошкольников/Белова - Давид Р.А. - М., 2002 - С. 78.
9. Белая, К. Ю. «Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ» // Журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ».
10. Белякова, Л.И Логопедия. Дизартрия. Учебное пособие для вузов. / Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Москва, Владос, 2009 - С. 74-86.
11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.
[Электронный ресурс]/ Л.И. Божович — Электрон.текстовые данные.— М.: 1968.
400 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7478.—ЭБС «IPRbooks»
12. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада - 4-е изд., перераб. и доп./Бондаренко А. К., Матусик А. И. - М.: Просвещение, 2001- С.80.
13. Бычкова, С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников/ С.С. Бычкова. - М.: Аркти, 2011. - С. 96 .
14. Вассерман, Л.И. Методы нейропсихологической диагностики. Практическое руководство. /Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Е.Я. - электронный вариант издания СПб.:Изд-во: Стройлеспечать, 1997 (Российская государственная электронная библиотека, Режим доступа http:// rsl.ru/).
15. Васильева, М. А. «Программа воспитания и обучения в детском саду» /Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. - 6-е изд., испр. и доп. - Москва: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2012-С.76.
16. Вершина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим речи 3 уровня // Логопед. - 2004. №1.
17. Верясова, Т.В. Исследование моторного праксиса у дошкольников с нарушениями речи. Уч.пособие./Верясова Т.В -Екатеринбург, 2000-С.98.
18. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей./ Волкова Г.А. - электронный вариант издания СПб., 1993 (Российская государственная электронная библиотека, Режим доступа http:// rsl.ru/)
19. Волковой, Л.С. Логопедия. - Методическое наследие. Книга 1,Часть 2. Дизартрия/Волковой Л.С.. Москва, 2003 - С.176
20. Волкова, Л.С. Логопедия./Волкова Л.С., Шаховская С.Н - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1999.- 680 с. (Российская государственная электронная библиотека, Режим доступа: http:// rsl.ru/)
21. Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников/Волкова Г.А. - электронный вариант издания М.:1993 (Российская государственная электронная библиотека, Режим доступа: http:// rsl.ru/)
22. Винарская, Е.Н. Дизартрия. /Винарская Е.Н. — М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. — С. 141.
23. Винарская, Е.Н Нарушения звуковой системы речи при бульбарной
дизартрии взрослых. [Электронный ресурс] / Винарская Е.Н.— В кн.: Очерки по патологии речи и голоса, вып. 3, М., 1967, Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/18488.— ЭБС «IPRbooks»
24. Винарская, Е.Н. Современное состояние проблемы дизартрии. В книге Хрестоматия по логопедии. /Винарская Е.Н. Под ред. Волковой Л.С. Москва, 2-е переизд.2002 т. I С.193.
25. Выготский, Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Журнал Вопросы психологии, 1966, № 6
26. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. / Н. Ф. Голованова. СПб. : Речь, 2004 - С.79.
27. Гойхман, О. Я. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов / Гойхман О. Я., Надеина Т. М/ Под ред. проф. О. Я. Гойхмана. — электронный вариант издания М.: ИНФРА-М, 1997 (Российская государственная электронная библиотека, Режим доступа: http:// rsl.ru/)
28. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией// Дефектология, 1995 г. № 6
29. Гриншпун, Б.М.Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью.// Дефектология, 1988, № 3
30. Гуревич, М.О. Психомоторика. /Гуревич М.О., Озерецкий Н.И М.. 2000. Т 1-2 С.56.
31. Гуровец, Г.В. К вопросу диагностики стертой формы псевдобульбарной дизартрии. Вопросы логопедии - электронный вариант издания /Гуровец Г.В., Маевская С.И. М.:Просвещение, 1978 (Российская государственная электронная библиотека, Режим доступа: http:// rsl.ru/)
32. Дыбина, О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет/Дыбина О.В - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 64 с.
33. Запорожец, А. В., Маркова Т. А. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. - М., 1978 (Российская государственная электронная
библиотека, Режим доступа: http:// rsl.ru/)
34. Иншакова, О.Б Альбом для логопедаИншакова, О.Б / - Владос, 2008
35. Карабанова, О.А. Развитие игровой деятельности детей 2—7 лет/ О. А. Карабанова, Т. Н. Доронова, Е.В.Соловьёва. — М.: Просвещение, 2010. — 96 с.
36. Карпова, С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников/ С. Н. Карпова, Л. Г. Лысюк. - Москва: Издательство МГУ, 2006. - 142 с.
37. Киселёва, В.А. Комплексное исследование детей со стертой дизартрией /Логопедия: методические традиции и новаторство /Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец, М. - Воронеж, 2003- С.98
38. Колесникова, Л. Р. Характеристика развития неречевых и речевых процессов у старших дошкольников в условиях массового дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида. / Колесникова Л. Р Екатеринбург, 2000 - С. 98-104.
39. Короткова, Н. А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет)/ Н. А. Короткова // Ребенок в детском саду. - 2009. - № 4. - С. 84-92.
40. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей психологии/ А. А. Леонтьев. : Избр. псих.труды. - Л., Воронеж, 2001- С.178.
41. Лизунова, Л. Р. Дизартрия у детей ; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Пермский гос. педагогический ун-т"./Лизунова Л. Р - Пермь : ПГПУ, 2011 - С. 45
42. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А.Г. /Лисина, М.И. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2011. - 384 с.
43. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). /Лопатина Л.В. Серебрякова Н.В изд: Санкт- Петербург, 2001- С.179
44. Лопатина, Л.В. Индивидуальные особенности детей со стертой дизартрией по состоянию неречевых и речевых функций // Логопедия: Методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. - М. - Воронеж, 2003 - С. 94.
45. Михайленко, Н. Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - 2-е изд. - Екатеринбург: Деловая кн., 2009. - 175 с.
46. Поваляева, М.А.: Справочник логопеда. /Поваляева М.А - Ростов- на- Дону: Феникс, 2002- С.64.
47. Сиротюк, А. Как развивать коммуникативные способности: старший дошкольный возраст / А. Сиротюк // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 6.
48. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками / Е. О. Смирнова. - М.: Академия, 2010. - 151 с.
49. Трубникова, Н.М. Логопедические технологии обследования речи. Учебно-методическое пособие./Трубникова Н.М - Екатеринбург 2005-С.45-76
50. Филичева, Т.Б. Основы логопедии./ Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В - М.: Просвещение, 1989. (Российская государственная электронная библиотека, Режим доступа: http:// rsl.ru/)
51. Хватцев, М.Е. Логопедия. Книга 1 [Электронный ресурс]/ Хватцев М.Е.— Электрон.текстовые данные.— М.: Владос, 2009.— 272 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18488.— ЭБС «IPRbooks»
52.Эльконин, Д.Б. Психология игры. Педагогика, 1978 (Российская государственная электронная библиотека, Режим доступа: http:// rsl.ru/)
53.,Янченко, И. В. Развитие речевого общения ребенка в онтогенезе / Янченко И. В. // Школьный логопед. - 2009. - № 1. - С.17-19.