ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЬНИКОВ 10
1.1. Понятие сотрудничества и его признаки 10
1.2. Виды учебного сотрудничества 13
1.3. Организация сотрудничества школьников в учебной деятельности 15
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЬНИКОВ В
ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ КОМАНДНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СОРЕВНОВАНИЙ 21
2.1. Математические соревнования в обучении и воспитании 21
2.2. Дидактические игры: определение и структурные компоненты 24
2.3. Классификация дидактических игр, вопросы их организации и
проведения 29
2.4. Требования к командным дидактическим играм как одной из форм
организации сотрудничества школьников 31
Выводы по второй главе 33
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЬНИКОВ 35
3.1. Сотрудничество в урочной деятельности 35
3.2. Сотрудничество во внеурочной деятельности 43
3.3. Методические рекомендации учителям при разработке и проведении
соревнований в процессе организации сотрудничества школьников 48
Выводы по третьей главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Содержательная часть игры по теме «Преобразование выражений, содержащих обыкновенные и десятичные дроби» 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Содержание игры «Домино» для учащихся 6-х классов . 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Содержание игры «Домино» для учащихся 9-х классов . 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Содержание игры «Домино» для учащихся 11-х классов 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Задания игры по теме «Космос» для учащихся 7-го и 8-го
классов 70
Современная школа ставит перед учителями различные задачи, направленные на формирование многогранной личности, способной проявлять свои знания, умения и навыки при решении учебных задач и в повседневной жизни. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования [42] представлен «портрет выпускника основной школы», в котором одним из пунктов является уважение других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов. Кроме того, одним из метапредметных результатов выделяют организацию учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками. Также свое внимание принципам коллективизма и социальной солидарности уделяет «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [41].
Внимание к исследованию педагогического сотрудничества в учебно - воспитательном процессе обусловлено деятельностным подходом, согласно которому формирование и распределение познавательной и социальной активности учащихся является объективной необходимостью, важнейшим условием эффективности подготовки подрастающего поколения к жизни и труду.
Решением проблем организации педагогического взаимодействия занимались Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, А.А. Бодалев, А.Б. Добрович, В.К. Дьяченко, В.А. Кан-Калик, Х.Й. Лийметс, П.И. Пидкасистый и другие.
Таким образом, психологи и педагоги признают необходимость в организации сотрудничества школьников.
Фундаментальные методологического и теоретического характера раскрывают сущность педагогического сотрудничества как социально-педагогического явления.
Большинство определений понятия «сотрудничество» отражают влияния объектов, групп объектов друг на друга, приводящие к какому-либо результату. Сотрудничество можно определить как совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности, результатом которой является изменение поведения и деятельности других людей. Под навыками сотрудничества мы будем понимать определённые способы действий учащихся, организованные в пространственных и временных рамках и характеризующиеся единством цели, четким разделением функций и наличием благоприятного эмоционального фона [19].
В педагогической литературе вопросы сотрудничества связывают с технологиями личностно-ориентированного обучения, с организацией работы учащихся в малых группах, с применением идей проблемного обучения, деятельностного подхода и др. Можно, однако, констатировать, что наибольшее внимание уделяется психологическим составляющим сотрудничества учащихся, уровням взаимодействия с одноклассниками, психологическому комфорту, критериям включения детей в ту или иную группу, психологической совместимости и т.п. Большинство методик, направленных на формирование навыков сотрудничества, рассматриваются, для обучающихся младших классов, однако, как показывает опыт, проблемы взаимодействия присутствуют и в среднем звене школьного образования.
В данной работе мы уделим внимание организации учебного сотрудничества между учащимися, поскольку оно способствует развитию коммуникативных навыков, навыков совместной работы, которые являются одними из важнейших в обучении и профессиональном развитии. Одной из часто применяемых форм организации взаимодействия учащихся является групповая работа. Она имеет свои особенности в организации и различна по формам проведения. В рамках нашей работы мы уделим особое внимание одной из технологий организации группового обучения - соревнованиям. Соревнование - это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств [22]. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий. Чаще всего на практике соревнования проводят в виде игр. В энциклопедическом словаре [35] игра определяется как вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Главной особенностью игры является то, что она моделирует различные ситуации и возможные пути их решения. Возникает предположение, что правильно организованная и проведённая игра может способствовать формированию навыков сотрудничества школьников.
Анализ состояния проблемы организации учебного сотрудничества учащихся позволил нам выявить следующие противоречия:
А) между необходимостью организации сотрудничества учащихся в образовательном процессе и отсутствием соответствующих дидактических и методических материалов в педагогической литературе;
Б) между необходимостью измерения метапредметных результатов организации учебного сотрудничества и отсутствием соответствующих диагностических методик.
Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какие требования необходимо учитывать при организации и проведении командных математических соревнований, чтобы они способствовали проявлению сотрудничества учащихся?
Тема исследования: «Командные математические соревнования в формировании навыков сотрудничества обучающихся».
Цель: раскрыть возможности командных математических соревнований в формировании навыков сотрудничества обучающихся.
Гипотеза исследования: командные математические соревнования будут способствовать формированию навыков сотрудничества обучающихся, если при их организации и проведении учитывать методические рекомендации (см. п. 3.3).
Для реализации указанной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи.
1. Выявить структуру и уточнить содержание понятий «сотрудничество», «навык сотрудничества» учащихся на основе психолого-педагогической литературы.
2. Выявить эффективные формы организации сотрудничества школьников.
3. Рассмотреть технологии организации командных математических соревнований.
4. Сформулировать ряд требований к организации и проведению командных математических соревнований как средству организации сотрудничества школьников.
5. Организовать опытно-экспериментальную работу по организации и проведению математических соревнований, способствующих сотрудничеству школьников.
6. Описать результаты исследования.
Объект исследования: формирование навыков сотрудничества обучающихся.
Предмет исследования: командные математические соревнования в процессе формирования навыков сотрудничества обучающихся.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение литературы в области педагогики, психологии), эмпирические (наблюдение, эксперимент).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- уточнены: сущность понятий «сотрудничества школьников в учебно-познавательной деятельности», «навыки сотрудничества», выявлены признаки сотрудничества, его основные характеристики и виды;
- выявлены и обоснованы возможности командных соревнований в организации сотрудничества школьников;
- описан ряд требований в виде методических рекомендаций к вопросам организации и проведения математических соревнований, направленных на формирование навыков сотрудничества школьников.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, содержащего 43 источника, ряда приложений и изложена на 57 страницах. Первая глава посвящена теоретическому описанию понятия сотрудничества, его характеристикам и возможностям использования в урочной и внеурочной деятельности. Вторая глава описывает дидактические игры, их особенности и возможности при организации сотрудничества школьников. Третья глава отражает опытно-экспериментальную часть исследования и обоснование гипотезы.
Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях.
1. Гребенщикова Д.П. Система работы по организации и проведению дидактических игр на математическом факультете / Д.П. Гребенщикова // XXI век - время молодых: сборник студенческого научного общества ПГГПУ (статьи магистрантов, аспирантов и молодых ученых) / Перм. гос. гуманит.- пед. ун-т. - Пермь, 2016. - С.5-8.
2. Гребенщикова Д.П. Организация учебного сотрудничества с помощью командных дидактических игр / Д.П. Гребенщикова // «Высшая школа» научно-практический журнал - 2016. - № 23.- С.48-49.
3. Гребенщикова Д.П. Командные дидактические игры в процессе подготовки школьников к ГИА и ЕГЭ по математике / Д.П. Гребенщикова // XXI век - время молодых: сборник студенческого научного общества ПГГПУ (статьи магистрантов, аспирантов и молодых ученых) / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2017. - С.9-13.
4. Гребенщикова Д.П. Командные игры как форма организации сотрудничества / Д.П. Гребенщикова // Актуальные проблемы внедрения ФГОС при обучении математике в основной школе : матер. регион. науч.- практ. конф. (17-18 ноября 2017 г.) / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2017. - С. 107-108.
5. Гребенщикова Д.П. Организация учебного сотрудничества с помощью командных дидактических игр / Д.П. Гребенщикова // Вопросы математики, ее истории и методики преподавания в учебно-исследовательских работах: матер. всероссийской. науч.- практ. конф. студентов матем. фак-тов / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2017. - Вып. 10. - С. 27-28.
Современное школьное образование ориентировано на подготовку учащихся, способных быстро ориентироваться в заданных ситуациях, продуктивно взаимодействовать с окружающими, совместно решать поставленные задачи.
Проблема развития сотрудничества школьников в учебно-познавательной деятельности является актуальной в современной теории и практике российского образования. Она обусловлена тем, что установление и поддержание сотрудничества школьников в ходе совместной учебно-познавательной деятельности в школе является фактором гуманизации личности ребёнка и её отношений с окружающими людьми, выступает важнейшим аспектом активного и сознательного включения в социальное взаимодействие, предпосылкой овладения в будущем эффективными способами организации и осуществления совместной деятельности в выбранной профессиональной сфере [2].
Целью данного исследования было раскрытие возможностей командных математических соревнований в формировании навыков сотрудничества обучающихся.
В первой главе рассмотрены разные подходы к определению понятия «сотрудничество», описаны его признаки, и виды. Определен термин «навык сотрудничества», перечислены основные навыки. Обосновано, что на формирование навыков сотрудничества важное влияние оказывает организация учебного взаимодействия в виде групповой работы. Выделены особенности организации групповой деятельности.
Вторая глава посвящена описанию возможностей командных математических соревнований при организации сотрудничества учащихся. Большое внимание уделено понятию «дидактическая игра» как одной из наиболее часто встречающихся видов командных соревнований в школе.
Выделены структурные компоненты игры, особенности их организации и проведения.
Правильно организованная дидактическая игра обладает всеми признаками сотрудничества, а это значит, что она может служить инструментом формирования навыков сотрудничества. Нами были выделены 11 требований к организации и проведению дидактических игр для проявления сотрудничества между школьниками.
В третьей главе описана организация сотрудничества между школьниками посредством дидактических игр. Всего за период проведения исследования нам удалось провести 11 игр для учащихся 6-х, 7-х, 9-х и 11-х классов. На основе нашего практического опыта и в результате анализа психолого-педагогической литературы, нам удалось сформулировать 9 методических рекомендаций, на которые следует обратить внимание при организации сотрудничества с помощью игры.
Подробно описаны игры, проводимые в этом году, в приложениях к работе представлены комплекты заданий игр.
В результате опытно-экспериментальной работы по проведению дидактических игр можно судить о возможностях организации сотрудничества между школьниками и направленности на формирование навыков сотрудничества. Успешность процесса развития сотрудничества школьников в игровой деятельности обеспечивается создаваемыми условиями, в которых отражаются представленные требования и методические рекомендации к играм. Анализ рефлексии школьников в результате проведения игр показал, что при правильной организации игры во время ее проведения можно наблюдать положительное влияние на проявление тех или иных навыков сотрудничества, необходимых для достижения успеха в игре.
Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод, что поставленные задачи выполнены, гипотеза подтверждена, цель исследования достигнута.
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития,
инновационный курс. Кн.2 / В.И. Андреев. - Казань. : Казан. ун-т, 1998. - 320 с.
2. Балашов О.Л. Развитие сотрудничества школьников в учебно-познавательной деятельности в условиях классного сетевого сообщества: автореф. ... канд. пед. наук / О.Л Балашов. - Белгород, 2017. - 24 с.
3. Блинова Т.Л. Имитационные дидактические игры как средство развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике в общеобразовательной школе: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02.
- Екатеринбург, 2003. - 180 с.
4. Голованова Н.Ф. Общая педагогика: учебное пособие для вузов / Н.Ф. Голованова. - СПб. : Речь, 2005 - 320 с.
5. ДемидоваИ.Ф. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / И.Ф. Демидова; М-во образования и науки РФ, Таганрогский ин-т упр. и экономики, Каф. теоретической и прикладной психологии. - Таганрог : Изд-во ТИУиЭ, 2008. - 89 с.
6. Дышинский Е.А. Игротека математического кружка. Пособие для учителя / Е.А. Дышинский- М. : Просвещение, 1972. - 145 с.
7. Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса. - 5-е изд., испр. - М. : ИЛЕКСА, 2016, - 192 с.
8. Жокина Н.А. Педагогические основы сотрудничества взрослых и подростков в детских общественных самодеятельных объединениях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киров, 1996. - 22 с.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.- 384 с.
10. Кайранбаева Б.Ш. Применение дидактических игр на уроках математики / Б.Ш. Кайранбаев // Молодой ученый. - 2014. - №4.1. - С. 42-44.
11. Кларин М.В. Образовательные возможности игр / М.В. Кларин // Советская педагогика. - 1985. - № 3. - С. 132-133.
12. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя / В.Г. Коваленко - М. : Просвещение, 1990. - 96 с.
13. Колзина А.Л. Система дидактических игр как основа выбора профессионального развития студентов, будущих историков: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Ижевск, 2011. - 298 с.
14. Корзнякова Ю.В. Интерактивные формы внеучебной работы на математическом факультете ПГГПУ: моногр. / Ю.В. Корзнякова, И.В. Косолапова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2014. - 146 с.
15. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействия: теория и практика: монография. - М.-Берлин : Директ-Медиа, 2014 г. - 164 с.
16. Коханец А.И. Самоорганизация личности с помощью
сотрудничества и противостояния давлению в отношениях / А.И. Коханец // Научно-практический журнал «Школьные технологии». -2016. - №1.- С. 92-102.
17. Кругликов В.Н. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности / В. Н. Кругликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. - СПб. : П-2, 2006. - 189 с.
18. Кузнецов Д.Ю. Командные математические игры для одаренных школьников / Д.Ю. Кузнецов // Нижегородское образование - 2010. - № 4. - С. 107-112.
19. Кузнецова М.А. Навык сотрудничества как метапредметный образовательный результат в начальной школе / М.А. Кузнецова // Новая наука: проблемы и перспективы.- 2016. - № 115. - С. 88-91.
20. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии : учебное пособие / В.Я. Ляудис.- 5-е изд. - СПб.: Питер, 2007 г. - 192 с.
21. Петрова В.Н. Педагогическое сотрудничество на уроке как средство активизации обучения и развития школьников: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Москва, 1996. - 185 с.
22. Подласый И.П. Педагогика. Книга 3: Теория и технологии воспитания: Учебник для вузов / И.П. Подласый. - М. : Владос, 2008 - 221 с.
23. Рысьева Т.Г. Система дидактических игр как средство развития познавательной самостоятельности школьников: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ижевск, 2003. - 227 с.
24. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. - М.: Народное образование, 2005 - 816 с.
25. Словарь русского языка: В 4-х т. Т.1. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999 - 702 с.
26. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? / Г.А. Цукерман. - Москва : Знание, 1985. - 80 с.
27. Цыренов М.Г. Дидактические игры на уроках истории древнего мира в VI классе / М.Г. Цыренов. - Улан-Удэ, 1993. - 127 с.
28. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании // Собр. соч.: В 7 т. Т. 6-й, 1957. - С. 302
29. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры / С.А. Шмаков- М. : Новая школа, 1994. - 240 с.
30. Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь: Учеб.-метод. пособие / З.Л. Шинтарь. - Гродно : ГрГУ, 2002. - 119 с.
31. ГИА материалы 2016 г. [Электронный ресурс] // Alexlarin.net- Электрон. дан. - Режим доступа:http://alexlarin.net/ege16.html(Дата обращения: 15.03.2017).
32. Дидактические игры [Электронный ресурс] // Википедия свободная
энциклопедия - Электрон. дан. - Режим доступа:
http:/т1.У1к1рес11а.ощАУ1к1/Дидактические игры(Дата обращения: 3.10.2017).
33. Дистанционная обучающая система для подготовки к экзамену
[Электронный ресурс] // «РЕШУ ЕГЭ»: сайт Д. Гущина. - Электрон. дан. - Режим доступа: http: //reshuege.ru/test?a=catlistwstat(Дата обращения:
15.04.2017).
34. Дмитриева Н.В. Сотрудничество всех участников образовательного
процесса как одно из условий социализации школьников [Электронный ресурс] // Вестник ТГПУ. 2011. №4. Электрон. дан. - Режим доступа
https://cyberleninka.ru/article/n/sotrudnichestvo-vseh-uchastnikov-obrazovatelnogo-protsessa-kak-odno-iz-usloviy-sotsializatsii-shkolnikov (Дата
обращения: 03.06.2018).
35. Игра [Электронный ресурс] // Большой энциклопедический словарь - Электрон. дан. - Режим доступа:http://www.vedu.ru/bigencdic/23093/(Дата обращения: 05.05.2018)
36. Конкурс [Электронный ресурс] // Т.Ф. Ефремова Новый словарь
русского языка. Толково- словообразовательный - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova-term-
37202.htm (Дата обращения: 05.05.2018)
37. Математический бой [Электронный ресурс] // Правила
математического боя - Электрон. дан. - Режим доступа: http://lyceum.urfu.ru/study/mat/091014152448.pdf (Дата обращения: 05.05.2018)
38. Математическая олимпиада [Электронный ресурс] // Википедия свободная энциклопедия - Электрон. дан. - Режим доступа: https: //ru.wikipedia. org/wiki/Математическая олимпиада(Дата обращения: 05.05.2018)
39. Наумова М.И. Групповая форма работы на уроках математики
[Электронный ресурс] // Групповая форма работы на уроках математики - Электрон. дан. - Режим доступа:
http://gim26.tomsk.ru/files/img/file/aprel2012/stat naymova.doc (Дата
обращения: 04.04.18)
40. Соревнование [Электронный ресурс] // Академик: словари и
энциклопедии - Электрон. дан. - Режим доступа:
https://professional education.academic.ru/2444/COPEBHOBAHHE (Дата
обращения: 05.05.2018)
41. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Министерство образования и наука РФ - Электрон. дан. - Режим доступа:
ййрз://минобрнауки.рф/открытое министерство/стратегия/(Дата обращения: 15.12.2017)
42. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования [Электронный ресурс] // Министерство образования и наука РФ - Электрон. дан. - Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/543(Дата обращения: 08.10.2017)
43. Фридрих Фребель [Электронный ресурс] // Википедия свободная
энциклопедия - Электрон. дан. - Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Фрёбель,Фридрих (Дата обращения: 28.04.2018)