НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
|
Введение 3
1. Теоретические основы налогообложения прибыли в системе налоговых платежей организаций 6
1.1. Значение налога на прибыль в системе налоговых платежей организаций 6
1.2. Эволюция налога на прибыль организаций 17
1.3. Зарубежный опыт налогообложения прибыли организаций 23
2. Практические аспекты исчисления и уплаты налога на прибыль организациями 34
2.1. Механизм формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций 34
2.2. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций отдельными категориями налогоплательщиков 47
2.3. Анализ роли налога на прибыль организаций в налоговой системе 60
Российской Федерации 3. Совершенствование налогообложения прибыли организаций 72
3.1. Возможности применения зарубежного опыта налогообложения прибыли в России 72
3.2. Направление развития налога на прибыль организаций в Российской Федерации 80
Заключение 86
Список использованных источников 91
Приложения
1. Теоретические основы налогообложения прибыли в системе налоговых платежей организаций 6
1.1. Значение налога на прибыль в системе налоговых платежей организаций 6
1.2. Эволюция налога на прибыль организаций 17
1.3. Зарубежный опыт налогообложения прибыли организаций 23
2. Практические аспекты исчисления и уплаты налога на прибыль организациями 34
2.1. Механизм формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций 34
2.2. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций отдельными категориями налогоплательщиков 47
2.3. Анализ роли налога на прибыль организаций в налоговой системе 60
Российской Федерации 3. Совершенствование налогообложения прибыли организаций 72
3.1. Возможности применения зарубежного опыта налогообложения прибыли в России 72
3.2. Направление развития налога на прибыль организаций в Российской Федерации 80
Заключение 86
Список использованных источников 91
Приложения
На протяжении последних лет основными целями налоговой политики России продолжают оставаться формирование налоговой системы, обеспечивающей бюджетную сбалансированность и устойчивость, а также стимулирование предпринимательской активности и поддержку инвестиций в экономику. Проблема налогообложения прибыли организаций является одной из наиболее важных для государства. В настоящее время в России доходы от налогообложения прибыли организаций являются значимыми, так как в 2016 году поступления от данного налога составляли в 19% при формировании доходной базы консолидированного бюджета Российской Федерации[48]. Кроме того, налогообложение прибыли позволяет создавать систему экономических стимулов для пропорционального развития национальной экономики.
Налог на прибыль предприятий и организаций имеет достаточно долгую историю. Особенности его применения в различных странах обуславливаются теми или иными приоритетами данной конкретной страны или ее экономическим положением. В большинстве современных налоговых систем развитых стран налог на прибыль корпораций не занимает столь важного места, какое принадлежит подоходному налогу на физических лиц или НДС. Наиболее значимую роль налог на прибыль играет в Японии, Великобритании, США.
Рационально разработанный налог на прибыль является налогом на отдачу от капитала, инвестированного в корпоративный сектор, и, кроме того, налогом на дополнительную отдачу от инвестиций, скорректированную на риск. То есть налог на прибыль в действительности представляет собой предварительную оплату части налога на полный доход индивидуума.
Налог на прибыль организаций в РФ является единственным налогом, который с момента его принятия в 1991 г. претерпевал в течение всего хода экономических реформ в России серьезные принципиальные изменения. По этому налогу часто вводились и отменялись многочисленные налоговые льготы и преференции, пока с принятием в 2001 г. соответствующей главы 25 НК РФ они были отменены с 2002 г. По налогу на прибыль организаций за была кардинально изменена налоговая база для отдельных категорий налогоплательщиков таких как банки, страховые организации и т. д.
Совершенствование налогообложения прибыли организаций становятся все более актуальным в связи с переходом к новой модели инновационного экономического развития и энергосберегающим производствам. Введение в действие 25 главы Налогового кодекса Российской Федерации обеспечило более либеральный режим амортизационного списания в целях налогообложения прибыли и оказало положительное влияние на финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов реального сектора экономики. Вместе с тем, новая амортизационная система пока еще не стала эффективным инструментом стимулирования инвестиционной активности в национальной экономике.
Целью работы является исследование особенностей исчисления и уплаты налога на прибыль организациями в России.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи исследования:
- рассмотреть экономическую сущность налога на прибыль организации;
- изучить эволюцию развития налога на прибыль организаций;
- рассмотреть зарубежный опыт налогообложения прибыли организаций;
- раскрыть практические аспекты исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, рассмотреть механизм формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
- выявить особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций отдельными категориями налогоплательщиков;
- проанализировать поступление налога на прибыль организаций в бюджетную систему Российской Федерации;
- выявить возможности применения зарубежного опыта налогообложения прибыли в России;
- определить направление развития налога на прибыль организаций в Российской Федерации.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Объектом исследования является роль налога на прибыль в налоговой системе Российской Федерации на современном этапе. Предметом исследования выступают финансово-экономические отношения, складывающиеся между налоговыми органами и хозяйствующими субъектами в процессе налогообложения по поводу исчисления и уплаты организациями налога на прибыль.
Проблемы теории и практики налогообложения прибыли хозяйствующих субъектов исследованы в трудах следующих экономистов: Барулина С.В., Брызгалина А.В., Горского И.В., Дадашева А.З., Кашина В.А., Малиса Н.И., Павловой Л.П., Панскова В.Г., Поляка Г.Б., Родионовой В.М., Романовского М.В., Черника Д.Г., Шаталова С.Д. и др.
Теоретической и методологической основами исследования являются использование общенаучных методов системного и функционального подходов, также использованы методы логики, анализа, оценки, и сравнения.
Информационной базой исследования являются статистические и аналитические материалы Федеральной налоговой службы Российской Федерации, нормативные и законодательные акты всех уровней власти в Российской Федерации, материалы, размещенные в глобальной сети Интернет.
Налог на прибыль предприятий и организаций имеет достаточно долгую историю. Особенности его применения в различных странах обуславливаются теми или иными приоритетами данной конкретной страны или ее экономическим положением. В большинстве современных налоговых систем развитых стран налог на прибыль корпораций не занимает столь важного места, какое принадлежит подоходному налогу на физических лиц или НДС. Наиболее значимую роль налог на прибыль играет в Японии, Великобритании, США.
Рационально разработанный налог на прибыль является налогом на отдачу от капитала, инвестированного в корпоративный сектор, и, кроме того, налогом на дополнительную отдачу от инвестиций, скорректированную на риск. То есть налог на прибыль в действительности представляет собой предварительную оплату части налога на полный доход индивидуума.
Налог на прибыль организаций в РФ является единственным налогом, который с момента его принятия в 1991 г. претерпевал в течение всего хода экономических реформ в России серьезные принципиальные изменения. По этому налогу часто вводились и отменялись многочисленные налоговые льготы и преференции, пока с принятием в 2001 г. соответствующей главы 25 НК РФ они были отменены с 2002 г. По налогу на прибыль организаций за была кардинально изменена налоговая база для отдельных категорий налогоплательщиков таких как банки, страховые организации и т. д.
Совершенствование налогообложения прибыли организаций становятся все более актуальным в связи с переходом к новой модели инновационного экономического развития и энергосберегающим производствам. Введение в действие 25 главы Налогового кодекса Российской Федерации обеспечило более либеральный режим амортизационного списания в целях налогообложения прибыли и оказало положительное влияние на финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов реального сектора экономики. Вместе с тем, новая амортизационная система пока еще не стала эффективным инструментом стимулирования инвестиционной активности в национальной экономике.
Целью работы является исследование особенностей исчисления и уплаты налога на прибыль организациями в России.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи исследования:
- рассмотреть экономическую сущность налога на прибыль организации;
- изучить эволюцию развития налога на прибыль организаций;
- рассмотреть зарубежный опыт налогообложения прибыли организаций;
- раскрыть практические аспекты исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, рассмотреть механизм формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
- выявить особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций отдельными категориями налогоплательщиков;
- проанализировать поступление налога на прибыль организаций в бюджетную систему Российской Федерации;
- выявить возможности применения зарубежного опыта налогообложения прибыли в России;
- определить направление развития налога на прибыль организаций в Российской Федерации.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Объектом исследования является роль налога на прибыль в налоговой системе Российской Федерации на современном этапе. Предметом исследования выступают финансово-экономические отношения, складывающиеся между налоговыми органами и хозяйствующими субъектами в процессе налогообложения по поводу исчисления и уплаты организациями налога на прибыль.
Проблемы теории и практики налогообложения прибыли хозяйствующих субъектов исследованы в трудах следующих экономистов: Барулина С.В., Брызгалина А.В., Горского И.В., Дадашева А.З., Кашина В.А., Малиса Н.И., Павловой Л.П., Панскова В.Г., Поляка Г.Б., Родионовой В.М., Романовского М.В., Черника Д.Г., Шаталова С.Д. и др.
Теоретической и методологической основами исследования являются использование общенаучных методов системного и функционального подходов, также использованы методы логики, анализа, оценки, и сравнения.
Информационной базой исследования являются статистические и аналитические материалы Федеральной налоговой службы Российской Федерации, нормативные и законодательные акты всех уровней власти в Российской Федерации, материалы, размещенные в глобальной сети Интернет.
В основе теоретической базы налогообложения прибыли лежит экономическое содержание прибыли, которая является главной движущей силой рыночной экономики, основным мотивом деятельности организаций. Прибыль является не только качественным, но и количественным показателем результатов финансово-хозяйственной деятельности предпринимателя, и важнейшим источником удовлетворения финансовых потребностей, как самого предприятия, так и общества в целом. По своей экономической природе налог на прибыль предприятий представляет собой предварительную оплату части налога на полный (совокупный) доход предприятия. Он выполняет три основные функции: фискальную, регулирующую и контрольную. В настоящее время наиболее полно реализована фискальная функция налога на прибыль, так как он является важным источником доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Экономическое значение налога на прибыль состоит в том, что он является основным налогом, взимаемых с юридических лиц. Однако данный налог в настоящее время является одним из наиболее сложных для толкования.
Однако, налог на прибыль организаций является единственным налогом, который с момента его принятия в 1991 г. претерпевал в течение всего хода экономических реформ в России серьезные принципиальные изменения. Основные этапы становления и развития модели налога на прибыль формировались в рамках общих трансформационных процессов всей налоговой системы государства. В развитии модели налога на прибыль условно выделим следующие этапы: 1) доналоговый, 2) период после налоговой реформы, 3)период снижения налоговой ставки до 20% и последующего внесения различных изменений в условия его взимания, продолжающиеся по настоящее время. В результате налоговой реформы, проведенной в 2000-2002 годах предельная ставка налога на прибыль была снижена с 35 до 24%, с 2009 г.-до 20%. Однако наиболее революционным положением главы 25 НК РФ является отмена всех льгот (за исключением льготы по переносу убытков на будущее) и установление единой ставки налога в размере 20 процентов. С принятием главы 25 НК РФ основным положительным моментом является то, что законодательно получили оформление вопросы формирования налоговой базы, регламентировавшиеся ранее Постановлениями Правительства. При этом учитываются особенности определения налоговой базы разными субъектами налогового правоотношения. Учитываются также налогоплательщики с обособленными подразделениями - статья 288 НК РФ - особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения.
С 1.01.2017г. изменены ставки зачисления налога на прибыль- в федеральный бюджет -3% и в бюджеты субъектов федераций -17%. Плательщиками налога на прибыль являются все российские организации и некоторые иностранные организации, НК РФ предусматривает для различных категорий налогоплательщиков разные доходы, признаваемые объектом налогообложения по налогу на прибыль организации. Правила отнесения доходов к прибыли налогоплательщика для целей налогообложения налогом на прибыль: для российских организаций- это доходы, уменьшенные на расходы (п. 1 ст. 247 НК РФ), для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянное представительство -это доходы представительства, уменьшенные на расходы представительства (п. 2 ст. 247 НК РФ), иные
иностранные организации: доходы, полученные от источников в РФ, перечень которых установлен ст.309 НК РФ (п. 3 ст. 247 НК РФ)
Налоговым законодательством Российской Федерации, помимо общего порядка определения доходов и расходов, для некоторых категорий налогоплательщиков установлены особенности определения доходов и расходов, для страховщиков, негосударственных пенсионных фондов, банков, участников рынка ценных бумаг, клиринговых организаций, по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, при исполнении договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, для иностранных организаций. Налоговая ставка устанавливается в размере 20%, за исключением некоторых случаев, когда применяются иные ставки налога на прибыль.
На практике налогоплательщики при помощи незаконных способов оптимизации снижают налоговую базу по налогу на прибыль: путем оптимизации при сдаче торговых мест в аренду, использования фирм-однодневок, вывода части прибыли в оффшоры, реализации недвижимого имущества с использованием страховой компании, фиктивной аренды, трансфертного ценообразования, заключения договора аренды с организациями, являющимися плательщиками налогов с использованием специальных налоговых режимов и др. Все вышеперечисленные противозаконные схемы преследуют цель - уменьшить платеж налога на прибыль. К преднамеренным нарушениям налогоплательщиков при исчислении налога на прибыль налоговые органы относят извлечение предпринимателями и организациями незаконных выгод, в том числе, умышленное занижение налогооблагаемой базы прибыли путем формального дробления бизнеса, сокрытие полученных доходов, необоснованное завышение расходов, использование притворных сделок, фиктивного товарооборота, искусственно созданного убытка.
Анализ формирования налоговой базы и структуры начислений по налогу на прибыль организаций по Российской Федерации за период 2014-2016г.г. по Российской Федерации показал, что вместе с ростом количества организаций- плательщиков данного налога, а также количества прибыльных предприятий и снижения убыточных, все показатели, формирующие налоговую базу увеличились при снижении убытков, при этом сама налоговая база существенно увеличилась на 33,6%, при увеличении на 39,5% суммы исчисленного налога на прибыль организаций. Это свидетельствует о расширении деятельности организаций.
Проведенный анализ за 2014-2016г.г. поступлений налога на прибыль по субъектам Российской Федерации показал, что лидером по поступлениям налога является Центральный федеральный округ, в котором поступления налога на прибыль выросли. на 17,4%, на втором месте находился Приволжский федеральный округ, в котором поступления от налога на прибыль выросли на 14,1% до 370,1млрд.руб. На третьем месте-Северо-Западный федеральный округ- на 11,6% до 337,3млрд.руб.
В Приволжском федеральном округе РФ анализ формирования налоговой базы и структуры начислений по налогу на прибыль организаций за 2014-2016г.г. показал повышение показателей доходов, расходов организаций, формирующих налоговую базу, при этом сама налоговая база увеличилась, при существенном росте убытка, приведшего к увеличению величины исчисленного налога на прибыль организаций. Это свидетельствует об эффективной деятельности организаций в Приволжском федеральном округе РФ. Анализ за 2014-2016г.г. формирования налоговой базы и структуры начислений по налогу на прибыль организаций в Приволжском федеральном округе показал, что первое место по размерам налоговой базы по налогу на прибыль и сумме исчисленного налога занимает Республика Татарстан.
При модернизации налоговой системы Российской Федерации необходимо ориентироваться на выделение наиболее эффективных элементов из налоговых систем зарубежных стран. Так, с точки зрения учета требований оптимального бюджетного федерализма следует ориентироваться на построение налоговых систем в США и Канады, при поиске оптимального сочетания фискальной и производственно-стимулирующей функций следует опираться на опыт Китая и Австрии; с позиции создания стабильной налоговой системы России следует использовать опыт Г ермании.
При модернизации налоговой системы Российской Федерации необходимо ориентироваться на выделение наиболее эффективных элементов из налоговых систем зарубежных стран. Так, с точки зрения учета требований оптимального бюджетного федерализма следует ориентироваться на построение налоговых систем в США и Канады, при поиске оптимального сочетания фискальной и производственно-стимулирующей функций следует опираться на опыт Китая и Австрии, республики Беларусь; с позиции создания стабильной налоговой системы России следует использовать опыт Германии.
Действующая концепция налога на прибыль российских предприятий, выражающаяся в практике двойного налогообложения общей и распределяемой прибыли, замене реальных налоговых льгот системой налоговых кредитов препятствует стимулированию инвестиционной и инновационной предпринимательской активности. Для использования в России интересна система раздельного налогообложения инвестируемой (не распределяемой) прибыли и дивидендов (распределяемой прибыли), причем первая из них облагается с учетом дифференциации ее объемов. Такая система дает возможности целевого налогового воздействия на соотношение пропорций распределения прибыли, направляемой производителем на потребление и инвестирование, а также возможность перераспределения тяжести налогового давления между инвестируемой и распределяемой прибылью.
Действующая концепция налога на прибыль российских предприятий, выражающаяся в практике двойного налогообложения общей и распределяемой прибыли, замене реальных налоговых льгот системой налоговых кредитов препятствует стимулированию инвестиционной и инновационной предпринимательской активности. Для использования в России интересна система раздельного налогообложения инвестируемой (не распределяемой) прибыли и дивидендов (распределяемой прибыли), причем первая из них облагается с учетом дифференциации ее объемов. Такая система дает возможности целевого налогового воздействия на соотношение пропорций распределения прибыли, направляемой производителем на потребление и инвестирование, а также возможность перераспределения тяжести налогового давления между инвестируемой и распределяемой прибылью.
В результате анализа были выявлены следующие проблемы: сложность способа представления информации в налоговой отчетности (налоговой декларации) из-за чего возникают ошибки налогоплательщиков, увеличение экономических затрат и трудоемкости учета налогооблагаемой прибыли в организациях из-за необходимости ведения двойного учета из-за существенных различий в налоговом и бухгалтерском учете прибыли, сокрытие доходов и объектов налогообложения прибыли налогоплательщиками.
В результате исследования в качестве основных направлений совершенствования налогообложения прибыли являются:
1. На основе зарубежного опыта ввести дифференцированную систему ставок налога на прибыль организаций зависимость не только от размера дохода, но и от видов экономической деятельности. Предлагаемый размер дифференцированной ставки составляет от 10% до 35%, это связано с тем, что для некоторых сфер экономической деятельности необходимо дать возможность для развития.
2. В целях совершенствования налога на прибыль может быть упрощение содержание налоговой декларации по налогу на прибыль по направлению классификации расходов (прямых и косвенных, основных и накладных, переменных и постоянных) по отраслям экономики, в том числе выделить строки для таких показателей как: материальные расходы, расходы на оплату труда и расходы на амортизацию. Следовательно, необходимо привести налоговую декларацию по налогу на прибыль в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ, что непосредственно улучшит механизм формирования налоговой базы, в частности расшифровать показатели прямых и косвенных расходов.
3. Необходимо при предоставлении льгот по налогу на прибыль исходить из
положения о том, что развитие инновационных технологий положительно влияет на развитие экономики России и налогообложение прибыли может быть основным инструментом регулирования. В рамках предложения по совершенствованию данной отрасли экономики, необходимо ввести пониженную ставку организациям-контрагентами, которые взаимодействуют с инновационными организациями. Данное решение поможет не только стимулировать развитию экономики, но и получение стабильного пополнения доходов в бюджет государства.
Экономическое значение налога на прибыль состоит в том, что он является основным налогом, взимаемых с юридических лиц. Однако данный налог в настоящее время является одним из наиболее сложных для толкования.
Однако, налог на прибыль организаций является единственным налогом, который с момента его принятия в 1991 г. претерпевал в течение всего хода экономических реформ в России серьезные принципиальные изменения. Основные этапы становления и развития модели налога на прибыль формировались в рамках общих трансформационных процессов всей налоговой системы государства. В развитии модели налога на прибыль условно выделим следующие этапы: 1) доналоговый, 2) период после налоговой реформы, 3)период снижения налоговой ставки до 20% и последующего внесения различных изменений в условия его взимания, продолжающиеся по настоящее время. В результате налоговой реформы, проведенной в 2000-2002 годах предельная ставка налога на прибыль была снижена с 35 до 24%, с 2009 г.-до 20%. Однако наиболее революционным положением главы 25 НК РФ является отмена всех льгот (за исключением льготы по переносу убытков на будущее) и установление единой ставки налога в размере 20 процентов. С принятием главы 25 НК РФ основным положительным моментом является то, что законодательно получили оформление вопросы формирования налоговой базы, регламентировавшиеся ранее Постановлениями Правительства. При этом учитываются особенности определения налоговой базы разными субъектами налогового правоотношения. Учитываются также налогоплательщики с обособленными подразделениями - статья 288 НК РФ - особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения.
С 1.01.2017г. изменены ставки зачисления налога на прибыль- в федеральный бюджет -3% и в бюджеты субъектов федераций -17%. Плательщиками налога на прибыль являются все российские организации и некоторые иностранные организации, НК РФ предусматривает для различных категорий налогоплательщиков разные доходы, признаваемые объектом налогообложения по налогу на прибыль организации. Правила отнесения доходов к прибыли налогоплательщика для целей налогообложения налогом на прибыль: для российских организаций- это доходы, уменьшенные на расходы (п. 1 ст. 247 НК РФ), для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянное представительство -это доходы представительства, уменьшенные на расходы представительства (п. 2 ст. 247 НК РФ), иные
иностранные организации: доходы, полученные от источников в РФ, перечень которых установлен ст.309 НК РФ (п. 3 ст. 247 НК РФ)
Налоговым законодательством Российской Федерации, помимо общего порядка определения доходов и расходов, для некоторых категорий налогоплательщиков установлены особенности определения доходов и расходов, для страховщиков, негосударственных пенсионных фондов, банков, участников рынка ценных бумаг, клиринговых организаций, по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, при исполнении договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, для иностранных организаций. Налоговая ставка устанавливается в размере 20%, за исключением некоторых случаев, когда применяются иные ставки налога на прибыль.
На практике налогоплательщики при помощи незаконных способов оптимизации снижают налоговую базу по налогу на прибыль: путем оптимизации при сдаче торговых мест в аренду, использования фирм-однодневок, вывода части прибыли в оффшоры, реализации недвижимого имущества с использованием страховой компании, фиктивной аренды, трансфертного ценообразования, заключения договора аренды с организациями, являющимися плательщиками налогов с использованием специальных налоговых режимов и др. Все вышеперечисленные противозаконные схемы преследуют цель - уменьшить платеж налога на прибыль. К преднамеренным нарушениям налогоплательщиков при исчислении налога на прибыль налоговые органы относят извлечение предпринимателями и организациями незаконных выгод, в том числе, умышленное занижение налогооблагаемой базы прибыли путем формального дробления бизнеса, сокрытие полученных доходов, необоснованное завышение расходов, использование притворных сделок, фиктивного товарооборота, искусственно созданного убытка.
Анализ формирования налоговой базы и структуры начислений по налогу на прибыль организаций по Российской Федерации за период 2014-2016г.г. по Российской Федерации показал, что вместе с ростом количества организаций- плательщиков данного налога, а также количества прибыльных предприятий и снижения убыточных, все показатели, формирующие налоговую базу увеличились при снижении убытков, при этом сама налоговая база существенно увеличилась на 33,6%, при увеличении на 39,5% суммы исчисленного налога на прибыль организаций. Это свидетельствует о расширении деятельности организаций.
Проведенный анализ за 2014-2016г.г. поступлений налога на прибыль по субъектам Российской Федерации показал, что лидером по поступлениям налога является Центральный федеральный округ, в котором поступления налога на прибыль выросли. на 17,4%, на втором месте находился Приволжский федеральный округ, в котором поступления от налога на прибыль выросли на 14,1% до 370,1млрд.руб. На третьем месте-Северо-Западный федеральный округ- на 11,6% до 337,3млрд.руб.
В Приволжском федеральном округе РФ анализ формирования налоговой базы и структуры начислений по налогу на прибыль организаций за 2014-2016г.г. показал повышение показателей доходов, расходов организаций, формирующих налоговую базу, при этом сама налоговая база увеличилась, при существенном росте убытка, приведшего к увеличению величины исчисленного налога на прибыль организаций. Это свидетельствует об эффективной деятельности организаций в Приволжском федеральном округе РФ. Анализ за 2014-2016г.г. формирования налоговой базы и структуры начислений по налогу на прибыль организаций в Приволжском федеральном округе показал, что первое место по размерам налоговой базы по налогу на прибыль и сумме исчисленного налога занимает Республика Татарстан.
При модернизации налоговой системы Российской Федерации необходимо ориентироваться на выделение наиболее эффективных элементов из налоговых систем зарубежных стран. Так, с точки зрения учета требований оптимального бюджетного федерализма следует ориентироваться на построение налоговых систем в США и Канады, при поиске оптимального сочетания фискальной и производственно-стимулирующей функций следует опираться на опыт Китая и Австрии; с позиции создания стабильной налоговой системы России следует использовать опыт Г ермании.
При модернизации налоговой системы Российской Федерации необходимо ориентироваться на выделение наиболее эффективных элементов из налоговых систем зарубежных стран. Так, с точки зрения учета требований оптимального бюджетного федерализма следует ориентироваться на построение налоговых систем в США и Канады, при поиске оптимального сочетания фискальной и производственно-стимулирующей функций следует опираться на опыт Китая и Австрии, республики Беларусь; с позиции создания стабильной налоговой системы России следует использовать опыт Германии.
Действующая концепция налога на прибыль российских предприятий, выражающаяся в практике двойного налогообложения общей и распределяемой прибыли, замене реальных налоговых льгот системой налоговых кредитов препятствует стимулированию инвестиционной и инновационной предпринимательской активности. Для использования в России интересна система раздельного налогообложения инвестируемой (не распределяемой) прибыли и дивидендов (распределяемой прибыли), причем первая из них облагается с учетом дифференциации ее объемов. Такая система дает возможности целевого налогового воздействия на соотношение пропорций распределения прибыли, направляемой производителем на потребление и инвестирование, а также возможность перераспределения тяжести налогового давления между инвестируемой и распределяемой прибылью.
Действующая концепция налога на прибыль российских предприятий, выражающаяся в практике двойного налогообложения общей и распределяемой прибыли, замене реальных налоговых льгот системой налоговых кредитов препятствует стимулированию инвестиционной и инновационной предпринимательской активности. Для использования в России интересна система раздельного налогообложения инвестируемой (не распределяемой) прибыли и дивидендов (распределяемой прибыли), причем первая из них облагается с учетом дифференциации ее объемов. Такая система дает возможности целевого налогового воздействия на соотношение пропорций распределения прибыли, направляемой производителем на потребление и инвестирование, а также возможность перераспределения тяжести налогового давления между инвестируемой и распределяемой прибылью.
В результате анализа были выявлены следующие проблемы: сложность способа представления информации в налоговой отчетности (налоговой декларации) из-за чего возникают ошибки налогоплательщиков, увеличение экономических затрат и трудоемкости учета налогооблагаемой прибыли в организациях из-за необходимости ведения двойного учета из-за существенных различий в налоговом и бухгалтерском учете прибыли, сокрытие доходов и объектов налогообложения прибыли налогоплательщиками.
В результате исследования в качестве основных направлений совершенствования налогообложения прибыли являются:
1. На основе зарубежного опыта ввести дифференцированную систему ставок налога на прибыль организаций зависимость не только от размера дохода, но и от видов экономической деятельности. Предлагаемый размер дифференцированной ставки составляет от 10% до 35%, это связано с тем, что для некоторых сфер экономической деятельности необходимо дать возможность для развития.
2. В целях совершенствования налога на прибыль может быть упрощение содержание налоговой декларации по налогу на прибыль по направлению классификации расходов (прямых и косвенных, основных и накладных, переменных и постоянных) по отраслям экономики, в том числе выделить строки для таких показателей как: материальные расходы, расходы на оплату труда и расходы на амортизацию. Следовательно, необходимо привести налоговую декларацию по налогу на прибыль в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ, что непосредственно улучшит механизм формирования налоговой базы, в частности расшифровать показатели прямых и косвенных расходов.
3. Необходимо при предоставлении льгот по налогу на прибыль исходить из
положения о том, что развитие инновационных технологий положительно влияет на развитие экономики России и налогообложение прибыли может быть основным инструментом регулирования. В рамках предложения по совершенствованию данной отрасли экономики, необходимо ввести пониженную ставку организациям-контрагентами, которые взаимодействуют с инновационными организациями. Данное решение поможет не только стимулировать развитию экономики, но и получение стабильного пополнения доходов в бюджет государства.
Подобные работы
- НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ И ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Эволюция налога на прибыль организаций и его перспективы в российской системе налогообложения
Диссертация , финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - УЧЕТ И АНАЛИЗ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ДЕЛКО»)
Дипломные работы, ВКР, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2018 - УЧЕТ И АНАЛИЗ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ И КОНТРОЛЬ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Диссертации (РГБ), бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



