ЕДИНЫЙ СЕЛСЬКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ
|
Введение 3
1. Теоретические основы единого сельскохозяйственного налога
1.1. Экономическая сущность единого сельскохозяйственного налога 6
1.2. История возникновения и развития единого сельскохозяйственного
налога 15
1.3. Порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога в
России 28
2. Анализ действующей практики применения единого сельскохозяйственного налога в России
2.1. Анализ формирования налоговой базы и структуры начислений по единому сельскохозяйственному налогу 39
2.2. Анализ поступлений единого сельскохозяйственного налога в доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 49
3. Совершенствование единого сельскохозяйственного налога в России
3.1. Зарубежный опыт налогового стимулирования аграрного сектора
экономики и возможности его использования в условиях России 62
3.2. Перспективы развития единого сельскохозяйственного налога в России 77
Заключение 90
Список использованных источников 95
Приложения
1. Теоретические основы единого сельскохозяйственного налога
1.1. Экономическая сущность единого сельскохозяйственного налога 6
1.2. История возникновения и развития единого сельскохозяйственного
налога 15
1.3. Порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога в
России 28
2. Анализ действующей практики применения единого сельскохозяйственного налога в России
2.1. Анализ формирования налоговой базы и структуры начислений по единому сельскохозяйственному налогу 39
2.2. Анализ поступлений единого сельскохозяйственного налога в доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 49
3. Совершенствование единого сельскохозяйственного налога в России
3.1. Зарубежный опыт налогового стимулирования аграрного сектора
экономики и возможности его использования в условиях России 62
3.2. Перспективы развития единого сельскохозяйственного налога в России 77
Заключение 90
Список использованных источников 95
Приложения
Уровень развития сельского хозяйства играет значительную роль в экономической системе любого государства. Особенно актуален этот вопрос для России, так как большую часть территории нашей страны занимают сельскохозяйственные угодья. Сельское хозяйство, обеспечивая удовлетворение потребностей населения в продовольствии, занимает важное место в экономической системе государства. Эффективное развитие аграрного сектора экономики России зависит не только от природных и климатических условий, но и от поддержки со стороны государства в виде создания благоприятных экономических условий хозяйствования. Поэтому государственное вмешательство в регулирование сельскохозяйственного производства необходимо даже в рыночных условиях хозяйствования.
Вступление России во Всемирную торговую организацию и, как следствие, усиление конкуренции на внутреннем и внешнем рынках, высокая техническая оснащенность и высокий уровень государственной поддержки сельскохозяйственной деятельности за рубежом создают непосредственную угрозу для национальной экономики и ее аграрного сектора. В этой связи Российской Федерацией предпринимаются попытки по оздоровлению сельскохозяйственной отрасли с использованием различных методов государственного регулирования, в том числе с применением специальной системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Создание специального налогового режима в виде единого сельскохозяйственного налога обусловлено специфическими особенностями сельскохозяйственного производства: сезонностью, зависимостью от природно-климатических условий, наличием, а в отдельных странах мира, преобладанием мелких производителей (фермеров). Вместе с тем, несмотря на то, что налогообложение сельского хозяйства постоянно реформируется, сложность и неоднозначность налогового законодательства, выраженный фискальный характер (при подавлении роли регулирующей функции налогообложения), недостаточное использование налоговых механизмов в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской активности, расширения производства, не позволяют налоговой системе с полной эффективностью выполнять свои функции в сельском хозяйстве.
Данные обстоятельства обусловливают актуальность разработки научных и организационных способов совершенствования единого сельскохозяйственного налога, опирающихся на системный анализ существующих механизмов налогового регулирования, финансового состояниях хозяйствующих субъектов, занятых в сельском хозяйстве, и введение новых механизмов с учетом соответствия и согласованности планируемых изменений всему комплексу институциональных факторов, обусловливающих специфические особенности развития сельского хозяйства России.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование, анализ применения единого сельскохозяйственного налога в Российской Федерации, выявление проблем и выработка предложений по его совершенствованию.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- исследование экономической сущности единого сельскохозяйственного налога;
- изучение истории возникновения и развития единого сельскохозяйственного налога в России;
- рассмотрение порядка исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога и выявление проблем в его применении в Российской Федерации;
- анализ формирования налоговой базы и структуры начислений по единому сельскохозяйственному налогу;
- анализ поступлений единого сельскохозяйственного налога в доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации ;
- рассмотрение и обоснование возможности применения зарубежного опыта налогообложения аграрного сектора экономики в отечественной практике;
В соответствии с обозначенной целью и задачами объектом работы была определена система экономических отношений, в которые вступают сельскохозяйственные товаропроизводители, применяющие единый
сельскохозяйственный налог, а предметом исследования - совокупность теоретических и практических аспектов развития и применения единого сельскохозяйственного налога.
Информационную основу исследования составили законодательные и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, информационные материалы Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, публикации в периодических изданиях, информационные и аналитические ресурсы сети Интернет.
Структура и объем выпускной квалификационной работы обусловлены целью и задачами работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, 7 параграфов, заключения, списка использованных источников и 13 приложений.
Вступление России во Всемирную торговую организацию и, как следствие, усиление конкуренции на внутреннем и внешнем рынках, высокая техническая оснащенность и высокий уровень государственной поддержки сельскохозяйственной деятельности за рубежом создают непосредственную угрозу для национальной экономики и ее аграрного сектора. В этой связи Российской Федерацией предпринимаются попытки по оздоровлению сельскохозяйственной отрасли с использованием различных методов государственного регулирования, в том числе с применением специальной системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Создание специального налогового режима в виде единого сельскохозяйственного налога обусловлено специфическими особенностями сельскохозяйственного производства: сезонностью, зависимостью от природно-климатических условий, наличием, а в отдельных странах мира, преобладанием мелких производителей (фермеров). Вместе с тем, несмотря на то, что налогообложение сельского хозяйства постоянно реформируется, сложность и неоднозначность налогового законодательства, выраженный фискальный характер (при подавлении роли регулирующей функции налогообложения), недостаточное использование налоговых механизмов в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской активности, расширения производства, не позволяют налоговой системе с полной эффективностью выполнять свои функции в сельском хозяйстве.
Данные обстоятельства обусловливают актуальность разработки научных и организационных способов совершенствования единого сельскохозяйственного налога, опирающихся на системный анализ существующих механизмов налогового регулирования, финансового состояниях хозяйствующих субъектов, занятых в сельском хозяйстве, и введение новых механизмов с учетом соответствия и согласованности планируемых изменений всему комплексу институциональных факторов, обусловливающих специфические особенности развития сельского хозяйства России.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование, анализ применения единого сельскохозяйственного налога в Российской Федерации, выявление проблем и выработка предложений по его совершенствованию.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- исследование экономической сущности единого сельскохозяйственного налога;
- изучение истории возникновения и развития единого сельскохозяйственного налога в России;
- рассмотрение порядка исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога и выявление проблем в его применении в Российской Федерации;
- анализ формирования налоговой базы и структуры начислений по единому сельскохозяйственному налогу;
- анализ поступлений единого сельскохозяйственного налога в доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации ;
- рассмотрение и обоснование возможности применения зарубежного опыта налогообложения аграрного сектора экономики в отечественной практике;
В соответствии с обозначенной целью и задачами объектом работы была определена система экономических отношений, в которые вступают сельскохозяйственные товаропроизводители, применяющие единый
сельскохозяйственный налог, а предметом исследования - совокупность теоретических и практических аспектов развития и применения единого сельскохозяйственного налога.
Информационную основу исследования составили законодательные и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, информационные материалы Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, публикации в периодических изданиях, информационные и аналитические ресурсы сети Интернет.
Структура и объем выпускной квалификационной работы обусловлены целью и задачами работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, 7 параграфов, заключения, списка использованных источников и 13 приложений.
На основе проведенного исследования теоретических вопросов и практических аспектов применения единого сельскохозяйственного налога, налогообложения аграрного сектора экономики в мировой практике представляется возможным сделать следующие выводы.
Сельское хозяйство является важнейшей отраслью экономики России, имея при этом специфические, отличительные черты, которые не играют особо значимой роли для других отраслей экономики. По этой причине для сельскохозяйственных производителей предусмотрен особый порядок налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога, который основывается на принципах законности, индивидуализации, налоговых послаблений, замены ряда налогов уплатой единого налога, добровольности и обладает набором признаков специального налогового режима. Изучение теоретических основ единого сельскохозяйственного налога позволило сделать вывод о том, что применение единого налога может включать в себя как преимущества, так и недостатки, влияющие на выбор данного режима. Вследствие неоднородности сельскохозяйственных товаропроизводителей (по размеру, эффективности, условий производства, специализации), законодательных ограничений и других объективных условий не представляется возможным регулировать некоторые процессы в сельскохозяйственном производстве с помощью единого налога.
Анализ развития и эволюции единого сельскохозяйственного налога показал, что первоначально он складывался как налог, основанный на поземельном принципе, в дальнейшем, с каждым годом формируясь как поземельно поимущественный налог. Советский период развития налогового законодательства, особенно в период новой экономической политики свидетельствует о том, что использование налоговых инструментов в экономической политике страны и в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей в частности, может повлечь резкое изменение в товарности сельского хозяйства, повышение наполнения рынка страны продуктами отечественного производства и обеспечение продовольственной безопасности страны. На основе этого был сформулирован вывод о том, что отдельные положения, применявшиеся при налогообложении единым сельскохозяйственным налогом в период действия советского государства, нашли свое отражение и на современном этапе развития налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. На сегодняшний день проблема поднятия уровня отечественного сельского хозяйства на более высокий качественный уровень сохраняется. Поэтому исторический обзор развития законодательства по налогообложению сельскохозяйственных товаропроизводителей помимо познавательного значения носит практический характер.
При рассмотрении механизма применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей были выявлены следующие проблемы:
- неоднозначность определения «сельскохозяйственный
товаропроизводитель» в законодательных актах Российской Федерации;
- преждевременное и экономически необоснованное введение единой шестипроцентной ставки для налогоплательщиков специального налогового режима;
- ограничение расходных статей;
- малопривлекательный механизм перехода на специальный налоговый режим.
Анализ формирования налоговой базы и структуры начислений по единому сельскохозяйственному налогу показал, что за 2006-2014 годы отмечается рост налоговой базы и ее составляющих как по всем плательщикам единого налога в совокупности, так и отдельно по организациям и индивидуальным предпринимателям. Между тем количество производственных единиц, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, нестабильно: отмечается рост числа налогоплательщиков с 2007 по 2010 год, затем их число постепенно снижается. Вышеописанная тенденция присуща показателям единого сельскохозяйственного налога как в целом по стране, так и в отдельных федеральных округах.
Анализ поступлений единого сельскохозяйственного налога в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации показал, что вклад единого сельскохозяйственного налога в бюджетную систему Российской Федерации незначителен, что объясняется его первоначальной функцией - стимулирующей сельское хозяйство. В общей сумме поступлений по специальным налоговым режимам единый сельскохозяйственный налог занимает четвертое место, принося в среднем 1,2% всех поступлений по налогам на совокупный доход. Единый сельскохозяйственный налог целиком остается в распоряжении местных бюджетов Российской Федерации. В целом динамика поступлений единого налога в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2011-2015 годы положительна. В разрезе федеральных округов наибольшая сумма поступлений приходится на Южный Федеральный округ, затем следуют Северо-Западный федеральный округ и Дальневосточный федеральный округ. Лидером поступлений единого сельскохозяйственного из субъектов Российской Федерации является Краснодарский край. Вышеописанное позволяет сделать вывод о том, что огромное влияние на собираемость единого налога оказывает экономико¬географическое положение региона.
При рассмотрении зарубежного опыта налогообложения аграрного сектора экономики было установлено, что сельскохозяйственные товаропроизводители за рубежом имеют возможность использования многочисленных систем льгот при уплате подоходного, корпоративного и земельного налога, налога на добавленную стоимость. При этом налоговый механизм в аграрном секторе быстро приспосабливается к изменяющимся экономическим условиям. При сохранении общих принципов национального и отраслевого налогообложения периодически изменяются ставки, базы налогообложения, порядок дифференциации налогов. Нами было выявлено, что аналог единого сельскохозяйственного налога отсутствует в западных странах. Схожий с единым сельскохозяйственным налогом режим налогообложения применяется в Республике Беларусь и в Казахстане. Зарубежный опыт налогообложения аграрного сектора может быть использован для совершенствования налогообложения сельского хозяйства Российской Федерации. Рассмотрение особенностей налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в зарубежных странах позволило выделить основные направления дальнейшего совершенствования и развития налогообложения аграрного сектора экономики.
Таким образом, совершенствование функционирования единого сельскохозяйственного налога является одной из задач налоговой политики в сельском хозяйстве наряду со стимулированием инвестиций в сельское хозяйство, эффективного использования земельных ресурсов, экологическим налогообложением. В ходе исследования нами были выделены следующие пути решения выделенных в выпускной работе проблем.
1. Целесообразно изменить условия признания сельскохозяйственных
товаропроизводителей налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога в целях стимулирования роста числа налогоплательщиков, применяющих данный режим налогообложения. В частности, необходимо сельскохозяйственных товаропроизводителей признавать налогоплательщиками единого
сельскохозяйственного налога в случае выполнения ими одной или полного спектра таких операций, как производство сельскохозяйственной продукции, осуществление ее первичной и последующей (промышленную) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) и реализации этой продукции. А также следует снизить долю выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в величине общей выручки с 70% до 50%.
2. В целях увеличения конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо изменить механизм обложения налогом на добавленную стоимость для организаций, находящихся на системе налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для этого следует исключить налог на добавленную стоимость из перечня налогов, от которых освобождаются налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога, и ввести по данному налогу нулевую ставку с предоставлением права выбора статуса плательщика налога на добавленную стоимость.
3. Необходимо дифференцировать ставку единого сельскохозяйственного налога, которая учитывала бы природно-климатические условия, плодородие почв и инновационную деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, так как в настоящее время в России присутствует значительная дифференциация регионов по уровню развития сельскохозяйственного производства.
4. Следует расширить перечень расходов, учитываемый при расчете налоговой базы, за счет включения в него расходов на улучшение и восстановление плодородия почвы, на рекультивацию земель, на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, расходы в виде периодических платежей за пользование правами на селекционные достижения.
Внесение перечисленных ранее изменений позволит повысить привлекательность единого сельскохозяйственного налога для его использования большим числом сельскохозяйственных производителей. Более того, учитывая тот факт, что специальный налоговый режим обеспечивает преференциальные условия налогообложения по сравнению с общим подходом, широкое использование единого налога сельскохозяйственными производителями позволит создать предпосылки для возрождения и дальнейшего развития сельскохозяйственной отрасли.
Проводимая в России налоговая политика должна учитывать не только мировой опыт, но и ориентироваться на существующий этап развития своей страны, вид рынка и другие немаловажные факторы. Следовательно, в целях развития аграрного сектора необходимо сочетать отечественную инновационную деятельность с передовым зарубежным опытом, который является полезным для познания процессов, происходящих в агропромышленном комплексе во всем мире.
Сельское хозяйство является важнейшей отраслью экономики России, имея при этом специфические, отличительные черты, которые не играют особо значимой роли для других отраслей экономики. По этой причине для сельскохозяйственных производителей предусмотрен особый порядок налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога, который основывается на принципах законности, индивидуализации, налоговых послаблений, замены ряда налогов уплатой единого налога, добровольности и обладает набором признаков специального налогового режима. Изучение теоретических основ единого сельскохозяйственного налога позволило сделать вывод о том, что применение единого налога может включать в себя как преимущества, так и недостатки, влияющие на выбор данного режима. Вследствие неоднородности сельскохозяйственных товаропроизводителей (по размеру, эффективности, условий производства, специализации), законодательных ограничений и других объективных условий не представляется возможным регулировать некоторые процессы в сельскохозяйственном производстве с помощью единого налога.
Анализ развития и эволюции единого сельскохозяйственного налога показал, что первоначально он складывался как налог, основанный на поземельном принципе, в дальнейшем, с каждым годом формируясь как поземельно поимущественный налог. Советский период развития налогового законодательства, особенно в период новой экономической политики свидетельствует о том, что использование налоговых инструментов в экономической политике страны и в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей в частности, может повлечь резкое изменение в товарности сельского хозяйства, повышение наполнения рынка страны продуктами отечественного производства и обеспечение продовольственной безопасности страны. На основе этого был сформулирован вывод о том, что отдельные положения, применявшиеся при налогообложении единым сельскохозяйственным налогом в период действия советского государства, нашли свое отражение и на современном этапе развития налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. На сегодняшний день проблема поднятия уровня отечественного сельского хозяйства на более высокий качественный уровень сохраняется. Поэтому исторический обзор развития законодательства по налогообложению сельскохозяйственных товаропроизводителей помимо познавательного значения носит практический характер.
При рассмотрении механизма применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей были выявлены следующие проблемы:
- неоднозначность определения «сельскохозяйственный
товаропроизводитель» в законодательных актах Российской Федерации;
- преждевременное и экономически необоснованное введение единой шестипроцентной ставки для налогоплательщиков специального налогового режима;
- ограничение расходных статей;
- малопривлекательный механизм перехода на специальный налоговый режим.
Анализ формирования налоговой базы и структуры начислений по единому сельскохозяйственному налогу показал, что за 2006-2014 годы отмечается рост налоговой базы и ее составляющих как по всем плательщикам единого налога в совокупности, так и отдельно по организациям и индивидуальным предпринимателям. Между тем количество производственных единиц, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, нестабильно: отмечается рост числа налогоплательщиков с 2007 по 2010 год, затем их число постепенно снижается. Вышеописанная тенденция присуща показателям единого сельскохозяйственного налога как в целом по стране, так и в отдельных федеральных округах.
Анализ поступлений единого сельскохозяйственного налога в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации показал, что вклад единого сельскохозяйственного налога в бюджетную систему Российской Федерации незначителен, что объясняется его первоначальной функцией - стимулирующей сельское хозяйство. В общей сумме поступлений по специальным налоговым режимам единый сельскохозяйственный налог занимает четвертое место, принося в среднем 1,2% всех поступлений по налогам на совокупный доход. Единый сельскохозяйственный налог целиком остается в распоряжении местных бюджетов Российской Федерации. В целом динамика поступлений единого налога в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2011-2015 годы положительна. В разрезе федеральных округов наибольшая сумма поступлений приходится на Южный Федеральный округ, затем следуют Северо-Западный федеральный округ и Дальневосточный федеральный округ. Лидером поступлений единого сельскохозяйственного из субъектов Российской Федерации является Краснодарский край. Вышеописанное позволяет сделать вывод о том, что огромное влияние на собираемость единого налога оказывает экономико¬географическое положение региона.
При рассмотрении зарубежного опыта налогообложения аграрного сектора экономики было установлено, что сельскохозяйственные товаропроизводители за рубежом имеют возможность использования многочисленных систем льгот при уплате подоходного, корпоративного и земельного налога, налога на добавленную стоимость. При этом налоговый механизм в аграрном секторе быстро приспосабливается к изменяющимся экономическим условиям. При сохранении общих принципов национального и отраслевого налогообложения периодически изменяются ставки, базы налогообложения, порядок дифференциации налогов. Нами было выявлено, что аналог единого сельскохозяйственного налога отсутствует в западных странах. Схожий с единым сельскохозяйственным налогом режим налогообложения применяется в Республике Беларусь и в Казахстане. Зарубежный опыт налогообложения аграрного сектора может быть использован для совершенствования налогообложения сельского хозяйства Российской Федерации. Рассмотрение особенностей налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в зарубежных странах позволило выделить основные направления дальнейшего совершенствования и развития налогообложения аграрного сектора экономики.
Таким образом, совершенствование функционирования единого сельскохозяйственного налога является одной из задач налоговой политики в сельском хозяйстве наряду со стимулированием инвестиций в сельское хозяйство, эффективного использования земельных ресурсов, экологическим налогообложением. В ходе исследования нами были выделены следующие пути решения выделенных в выпускной работе проблем.
1. Целесообразно изменить условия признания сельскохозяйственных
товаропроизводителей налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога в целях стимулирования роста числа налогоплательщиков, применяющих данный режим налогообложения. В частности, необходимо сельскохозяйственных товаропроизводителей признавать налогоплательщиками единого
сельскохозяйственного налога в случае выполнения ими одной или полного спектра таких операций, как производство сельскохозяйственной продукции, осуществление ее первичной и последующей (промышленную) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) и реализации этой продукции. А также следует снизить долю выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в величине общей выручки с 70% до 50%.
2. В целях увеличения конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо изменить механизм обложения налогом на добавленную стоимость для организаций, находящихся на системе налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для этого следует исключить налог на добавленную стоимость из перечня налогов, от которых освобождаются налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога, и ввести по данному налогу нулевую ставку с предоставлением права выбора статуса плательщика налога на добавленную стоимость.
3. Необходимо дифференцировать ставку единого сельскохозяйственного налога, которая учитывала бы природно-климатические условия, плодородие почв и инновационную деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, так как в настоящее время в России присутствует значительная дифференциация регионов по уровню развития сельскохозяйственного производства.
4. Следует расширить перечень расходов, учитываемый при расчете налоговой базы, за счет включения в него расходов на улучшение и восстановление плодородия почвы, на рекультивацию земель, на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, расходы в виде периодических платежей за пользование правами на селекционные достижения.
Внесение перечисленных ранее изменений позволит повысить привлекательность единого сельскохозяйственного налога для его использования большим числом сельскохозяйственных производителей. Более того, учитывая тот факт, что специальный налоговый режим обеспечивает преференциальные условия налогообложения по сравнению с общим подходом, широкое использование единого налога сельскохозяйственными производителями позволит создать предпосылки для возрождения и дальнейшего развития сельскохозяйственной отрасли.
Проводимая в России налоговая политика должна учитывать не только мировой опыт, но и ориентироваться на существующий этап развития своей страны, вид рынка и другие немаловажные факторы. Следовательно, в целях развития аграрного сектора необходимо сочетать отечественную инновационную деятельность с передовым зарубежным опытом, который является полезным для познания процессов, происходящих в агропромышленном комплексе во всем мире.



