Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Работа №57562

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы140
Год сдачи2016
Стоимость5040 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
505
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико- методологические основы анализа межкультурного взаимодействия 16
1.1 Этническая культура как фактор межэтнического взаимодействия 16
1.2 Теория изменения культур Г.Хофстеде 21
1.3 Роль ценностей и ценностных ориентаций в межэтническом и
межкультурном взаимодействии 31
1.4 Иностранные студенты в РТ: социокультурные практики и социальное
взаимодействие 38
ГЛАВА 2. Некоторые аспекты взаимного проникновения культур ( по материалам социологических исследований) 50
2.1 Иностранные студенты Республики Татарстан о факторах реализации
своих жизненных стратегий 50
2.2 Кросс-культурная коммуникация и факторы, влияющие на ее успешную
реализацию (по материалам зарубежных исследований) 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
Приложение

Республика Татарстан является одним из полиэтничных регионов Российской Федерации. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года представители свыше 173 национальностей проживают на территории республики, в том числе 8 национальностей, численность населения которых превышала 10 тысяч человек: татары, русские, чуваши, удмурты, мордва, марийцы, украинцы и башкиры. Среди народов, населяющих Татарстан, преобладающие по численности населения - татары (более 2 млн. чел. или 53,2% от общей численности населения республики) 1. На втором месте русские - более 1,5 млн. чел. или 39,7%, на третьем - чуваши (116,2 тыс. чел. или 3,1%). Плюс к этому в регионе проходят обучение в высших и средних учебных заведений представители других народов (народы Африки, сирийцы, афганцы, туркмены, индийцы и многие другие).
Выбор данной темы обусловлен большим количеством иностранных студентов в Республике Татарстан и в городе Казани в частности. Общий контингент студентов обучающихся в вузах Республики Татарстан составляет 163 136 человек (2015г.). В настоящее время в образовательных организациях высшего профессионального образования республики обучается 7 827 иностранных студента из 15 стран ближнего зарубежья и 78 стран дальнего зарубежья2. Несмотря на то, что это всего лишь 4,7% от общего числа студентов в республике, тем не менее, они взаимодействуют с представителями местного населения и могут являться одними из наиболее активных слоев молодежи. Интерес изучения именного этого слоя населения интересен тем, что согласно общедоступным данным, он не изучался в Республике Татарстан. Тем не менее, в течение нескольких лет, проходя обучение в инородной культурной и религиозной среде, нельзя исключить взаимное влияние и некоторую синергию, которая происходит за это время.
1 Официальный сайт Республики Татарстан, этнический состав http://tatarstan.ru/about/population.htm/
2 Информация по работе с молодежью Республики Татарстан, Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан http://mdms.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_468178.pdf
Соответственно понимание динамики процесса обмена информации и ее усвоения обеими сторонами поможет найти способы регулирования конфликтных ситуации в многонациональной микросреде, а также определит сферы взаимного влияния.
Согласно информации представителей министерства образования и науки Республики Татарстан, к 2019 году планируется увеличить число иностранных студентов, обучающихся в вузах Республики Татарстан, до 5% от общего числа студентов. Таким образом, взаимное влияние в восприятии политической, экономической и религиозной информации неизбежно, однако понимание направления влияния и поиски способов взаимодействия могут не просто сгладить негативные факторы сосуществования, но и дать инструменты для получения максимального эффекта пребывания иностранных студентов в Республике Татарстан.
Тема этнокультурных традиций и их влияние на принимаемые решения стала мне интересна в ходе работы с иностранными студентами и представителями различных национальных общин в Молодежной Ассамблее народов Татарстана. Несмотря на то, что в республике официально зарегистрировано 35 представителей национальных общин, большой интерес во взаимодействии и интеграции проявляют представители этнических групп, не представленных в Ассамблеи народов ТатарстанаЗ. На повышенный интерес может влиять именно отсутствие конкретного сообщества, благодаря чему не осуществляется замкнутость процесса взаимодействия внутри общины. Вместе с тем, данные представители, на наш взгляд, представляют наиболее уязвимую и наиболее интересную для работы группу. Принимая во внимание тот факт, что перед Республикой Татарстан, как и перед Россией в целом, стоит вопрос гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, поиск путей взаимодействия с представителями не только народных меньшинств, но и
3 Функции Ассамблеи народов Татарстана и Молодежной Ассамблеи народов Татарстана http://addnt.ru/assembly/
групп иностранных граждан, которые оказывают воздействие на коренное население своим постоянным присутствием. Если судить субъективно при отстраненном наблюдении различных национальных сообществ молодежи, можно выявить некоторые закономерности и особенности в реализации жизненных стратегий молодых людей.
Цель исследования: выявить роль этнического фактора в
интерпретации базовых и этнокультурных ценностей общества и влияние их восприятия на принятие и выбор жизненных стратегий иностранных студентов.
Задачи:
1. Выявить специфику влияния этнокультурных ценностей принимающего общества на иностранных студентов Республики Татарстан.
2. Установить основной перечень этнических факторов, влияющих на выбор жизненных стратегий иностранных студентов и их значимость.
3. Определить изменчивость этнических факторов при выборе жизненных стратегий при влиянии окружающей среды и социума.
4. Выявить субъективную значимость предметов национальной культуры и государственных символов для иностранных студентов Республики Татарстан.
Объект исследования - иностранные студенты Республики Татарстан, рассматриваемые на уровне взаимодействия с местным населением.
Предмет исследования - особенности процессов социализации и адаптации иностранных студентов Республики Татарстан.
Основные источники и историография проблемы В работе используются работы П. Бурдье4, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона5, Г.Хофстедеб, Ю.В.Бромлея7, В.А. Тишкова8, Л.М.Дробижевой9.
Этнокультурные традиции как фактор реализации жизненных стратегий иностранных студентов исследованы в рамках концепции социального пространства П. Бурдье. Его стремление критически анализировать и преодолевать «монополизм объекта», присущий структурализму, его внимание к субъекту и действию, проявляющееся в намерении создания синтетической концепции субъекта и объекта, тем не менее имеет сильную структуралистскую «окрашенность». Его направление синтеза тесно связано со структуралистскими и пост структуралистскими исканиями в области наук об обществе.
П.Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий. Первый — структурализм, который им реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности:
а) в социальной системе существуют объективные структуры, независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей;
б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.
Второй — конструктивизм, который предполагает, что действия
людей, обусловленные жизненным опытом, процессом социализации и приобретенными предрасположенностями действовать так или иначе, что является своего рода матрицами социального действия, которые «формируют социального агента как истинно практического оператора конструирования объектов». Указанные методологические подходы, по мнению Бурдье, позволяют устанавливать причинно-следственные связи между социальными явлениями в условиях неравномерного распределения социальных реалий в пространстве и времени. Так, социальные отношения распределены неравномерно. В нашем исследовании также рассматривается
взаимодействие социальных структур индивида принимающего общества и общества, в котором он был воспитан.
В концептуально развернутом виде понятие социальное пространство встречается уже с начала XX века. Новизна подхода П. Бурдье состоит в определении взаимоотношений социального и физического пространства, а также в описании внутреннего строения первого. Физическое пространство тесно связано с социальным пространством, оно является его отображением, выражением социального пространства во вне. В восприятии они трудно различимы. Социальное пространство— это определенная система с изначальными данными, в зависимости от которой располагаются наличные социальные субъекты. Одновременно происходит расположение этих субъектов в реальном пространстве. Дистанция между субъектами в социальном пространстве не только социальная, но и физическая. Социальное и физическое пространство тесно переплетаются, однако это, не подразумевает однозначности их отношений. Социальное пространство является одновременно совокупностью «символических» и «физических» измерений.
Иностранные студенты в нашем случае выступают в качестве агантов Социальные структуры обусловливают практики и представления агентов, но агенты производят практики и тем самым воспроизводят или преобразуют структуры. В иерархически организованном обществе не существует пространства, которое не имело бы иерархии и социальных дистанций в той или иной, в том числе и деформированном виде, вследствие действия натурализации, вызывающей устойчивое отнесение социальных реальностей к физическому миру. Социальное пространство выступает как нефизическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно. Это объясняет то, что нам так трудно осмысливать его именно как физическое. То пространство, в котором мы обитаем и которое мы познаем, является социально размеченным и сконструированным. Физическое пространство не может мыслиться в таком своем качестве иначе, как через абстракцию (физическая география), т. е. игнорируя решительным образом все, чему оно обязано, являясь обитаемым и присвоенным. Иначе говоря, физическое пространство есть социальная конструкция и проекция социального пространства, социальная структура в объективированном состоянии, объективация и натурализация прошлых и настоящих социальных отношений.
Также социальное пространство рассматривается абстрактным пространством, которое конституировано ансамблем подпространств или полей различного вида (экономическое поле, интеллектуальное поле и др.). Их структура обеспечивается за счет неравного распределения отдельных видов капитала; функционирующей одновременно как средства и цели борьбы в различных полях. Реализованное физически социальное пространство - распределение в физическом пространстве различных видов благ и услуг, а также индивидуальных агентов и групп, локализованных физически (как тела, привязанные к постоянному месту: закрепленное место жительства или главное место обитания) и обладающих возможностями присвоения этих более или менее значительных благ и услуг (в зависимости от имеющегося у них капитала, а также от физической дистанции, отделяющей от этих благ, которая сама в свою очередь зависит от их капитала). Такое двойное распределение в пространстве агентов как биологических индивидов и благ определяет дифференцированную ценность различных областей реализованного социального пространства. Распределения в физическом пространстве благ и услуг, соответствующих различным полям, или, если угодно, различным объективированным физически социальным пространствам, стремятся наложиться друг на друга10.
Важную роль играет рассмотрение роли габитуса в жизни иностранных студентов Татарстана, оно помогает определить заложенную схему действия, восприятия и ход мышления человека. Габитус—это «ментальные, или когнитивные структуры», посредством которых люди действуют в социальном мире. Люди наделены рядом интериоризированных схем, через которые они воспринимают, понимают и оценивают социальный мир. Именно через такие схемы люди одновременно производят свои практики и воспринимают и оценивают последние. Диалектически, габитус есть «продукт интериоризации структур»социального мира. По сути дела, габитус можно считать «интернализованными, «персонифицированными» социальными структурами». Габитусы отражают объективные разделения в классовой структуре, например возрастные группы, тендер, социальные классы. Г абитус приобретается в результате длительного занятия определенного положения в социальном мире.
Габитус действует как структура, однако нельзя сказать, что люди просто механически реагируют на него или на внешние, воздействующие на них структуры 11. Габитус выступает не эпифеномен практик, а механизмом их порождения, который определяется генетически через двуединый процесс интериоризации/ экстериоризации социальных отношений. Габитус имеет тенденцию к постоянству и защищен от изменений отбором новой информации, отрицанием информации, способной поставить под сомнение уже накопленную информацию, если таковая предоставляется случайно или по принуждению, но в особенности уклонением от такой информации.
Эпигенетическая модель человеческого развития Эриксона занимает важное место в рассмотрении причин и поводов выбора той или иной жизненной стратегии. Это первая психологическая теория, детально описывающая цикл человеческой жизни: детство, зрелость и старость. По Эриксону, психологический рост личности похож на развитие эмбриона. «Эпигенез» - каждый элемент развивается над остальными частями. «Модель Эриксона по структуре напоминает эмбриональное развитие, при котором возникновение каждой последующей стадии определяется развитием предыдущей. Все органы живого существа и их системы развиваются в определенные периоды времени и в заданной последовательности. Соответственно мы не можем рассматривать ответы иностранных студентов, не принимая во внимание их этап спихофилиологического развития, а также особенности восприятия. Эриксоновская схема человеческого развития имеет два исходных допущения:
«1. Человеческая личность развивается в соответствии с принципом постепенного нарастания готовности человека к тому, чтобы его вели вперед, и в зависимости от готовности общаться и взаимодействовать с расширяющимся социальным кругом.
2. Общество стремится к такому устройству, чтобы предоставлять людям целый ряд все новых и новых возможностей для взаимодействия, и при этом пытается сохранять и поощрять надлежащую скорость и надлежащую последовательность появления этих возможностей» 12.
Каждая стадия включает в себя особую задачу развития, или кризиса, который должен разрешиться для того, чтобы человек перешел к следующей стадии. Силы и способности, развивающиеся в процессе его успешного разрешения, влияют на личность в целом. События до или после кризиса также могут отразиться на них. Однако, как правило, эти психологические способности сильнее всего бывают задействованы на стадии возникновения. Каждая стадия системно связана с остальными, и все стадии должны проходить в заданной последовательности.
Опрошенные иностранные студенты представляют согласно Эриксону стадию молодости или «близости против изоляции». Она обычно наступает в начале зрелого периода жизни. Это время завоевания независимости от родителей и от школы, период установления дружбы и близких взаимоотношений. Именно на этой стадии развивается чувство зрелой ответственности. В случае с иностранными студентами эта стадия наиболее выражена, так как почти для всех это первый опыт самостоятельной жизни вне родительского контроля, помимо этого накладывается необходимость подстраиваться под новую географическую, социальную и информационную среду.
Только после того как в нас сформировалось чувство идентичности, человек оказывается в состоянии развивать близкие и серьезные отношения с другим человеком. Вместе с тем, чувство идентичности у иностранных студентов проходит некоторое испытание на прочность, особенно если человек приехал из страны, но не является ее этническим большинством (татары, проживающие на территории СНГ). Добавляется к этому умение с достоинством и бесконфликтно переносить некоторые национальные стереотипы (страны средней Азии). Только тогда человек может представить себе настоящее партнерство, привязанность и близость. Кризисом на данной стадии становится обычно происходящая в этот период подлинная взаимность с любовным партнером.
Очень важно стараться соблюсти баланс, например, если чувство идентичности слабо и близость с другим человеком представляет для него опасность, то есть вероятность отворачиваемся от всех или агрессивно реагировать на человека, стремящегося сблизиться. Это стадия развития новой способности — любви. Эриксон доказывает, что это одна из мощнейших сил в человеке. «Любовь состоит во взаимной преданности, подавляющей антагонизм, присущий разделенным функциям» 13. Эриксон отмечает, что любовь принимает много различных форм, в нашем исследовании мы учитываем любовь к семье, Родине, народу. В начале жизни — это детская привязанность к матери и любовь к родственникам, юношеская страсть. Сила любви может проявляться в романтических сексуальных взаимоотношениях, а может перейти в совместное служение идеалам, семье или стране. Это служение включает настоящую взаимность и близость.
Теории социализации помогают рассмотреть процесс адаптации иностранных студентов Республики Татарстан. Ч.Кули и Дж.Мид, являясь представителями школы символического интеракционизма, внесли большой вклад в определении процесса социализации. По их мнению, каждый человек строит своё «я», основываясь на реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Стержнем личности является итог социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя как на объект, глазами других людей. Человек имеет столько социальных «я», сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. Главная роль в социализации отводится первичным группам, в которых складываются неформальные и доверительные отношения. Человеческое «я», которое отражается через реакции других людей, называется «зеркальное я». Другие люди - это те зеркала, в которых формируется образ «я» человека. «Я» включает:
1) представление о том, «каким я кажусь другому человеку»,
2) представление о том, «как этот другой оценивает мой образ»,
3) вытекающее из этого специфическое «чувство» гордости или унижения.
Дополняющей и развивающей теорию «зеркального» я стала концепция «обобщённого другого», разработанная Дж. Мидом. «Обобщённый другой» означает анонимных людей, народ, общество как абстрактное лицо - сеть институтов (семья, религия, образование), государство. Формирование в сознании «обобщённого другого» - решающая фаза социализации. По мнению Мида, сознательное «я» вырастает в социальном процессе. Маленький ребёнок обнаруживает своё я как существо, обладающее определёнными намерениями только во
взаимодействии с другими. При условии, что ребёнок обращается только с одним человеком, его развитие как индивидуальности будет сравнительно прямолинейным и одномерным. Ребёнку требуется несколько взрослых, которые по-разному реагируют на мир. К тому же необходимо, чтобы значимые для ребёнка другие сами контактировали с «обобщённым другим». У человеческого сознания есть потребность применять символы и жесты, Мид рассматривает вариант, когда человек может быть объектом для самого себя, будучи субъектом одновременно. Психическую систему этого процесса он определяет как «я» и «меня». В качестве субъекта «я» может оставаться самим собой, в качестве объекта, приняв отношение другого к самому себе. Посредниками этого процесса являются «значимые другие», т.е. мать, отец и другие близкие. В рамках нашего исследования другими выступают представители принимающей стороны, которые имеют другие ценностные и качественные ориентиры.
Методология и методы исследования
Методологической основой исследования послужила концепция социального пространства П. Бурдье, теория социализации Ч. Кули, Дж. Мида, теория идентичности Э. Эриксона, а также теория культурных изменений Г.Хофтеде.
Методами исследования были выбраны как основной - наблюдение, которое помогло представить более полную картину восприятия иностранными студентами культуры и обычаев местного населения Республики Татарстан. Также было проведено анкетирование для получения количественных статистических данных, которые бы могли подкрепить изначальные предположения. В ходе работы для рассмотрения отдельных сторон влияния местной культуры использовался теоретический анализ, математический и статистический методы как основа для заключения рассматриваемых предположений. В работе использованы статистические данные официальных открытых источников государственных структур Республики Татарстан, а также научные статьи по кросс-культурной коммуникации организаций за рубежом.
Практической составляющей работы послужило проведение социологического исследования среди иностранных студентов Республики Татарстан. 100 анкет с вариантами ответа и 20 проведенных интервью послужили основным источником для анализа факторов реализации жизненных стратегий иностранных студентов Республики Татарстан. Анкетирование проходило в свободном доступе в сети интернет и включало в себя анонимность данных. Однако необходимо принять во внимание тот факт, что опрос наиболее вероятно проходили именно активные представители иностранных студентов. Все опрошенные так или иначе участвуют в работе Региональной Молодежной Общественной Организации «Молодежная Ассамблея народов Татарстана» (далее - МАНТ), либо являются друзьями участников. С одной стороны, может показаться недостоверность полученных данных, тем не менее, мы охватили именно группу, способную формировать мнения и настроения внутри своей среды, локальных национальных активистов. Многие участники опроса являются признанными лидерами руководителями официально зарегистрированных национально-культурных диаспор. Таким образом, большинство опрошенных взаимодействуют как с принимающей стороной, так и с представителями своих этнических культур. Соответственно можно проследить взаимное влияние в различных областях жизни.
На этапе качественного исследования было проведено двадцать глубинных интервью. Респондентами выступили признанные иностранные студенты Республики Татарстан (11 мужчин и 9 женщин), которые представляли, как ближнее (16 человек), так и дальнее зарубежье (4 человека). В связи с тем, что преимущественно обучение проходят именно представители ближнего зарубежья, акцент был сделан именно в эту сторону. Респонденты глубинных интервью являются студентами 1-2 курса (9 человек), так и последнего курса. Сроки проведения глубинных интервью - 15 мая-9 июля 2010 года.
Задачей второго этапа - количественного исследования - была валидизация данных качественного исследования на уровне общих тенденций. Цели этапа:
определить значимость культурных традиций иностранных студентов различных стран;
оценить распространенность адаптации и сферу ее влияния; определить наиболее существенные мотивы при принятии решений; выявить гендерные различия.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав и шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вышеизложенный материал позволил сделать ряд выводов.
Современное состояние этносов и этнической идентичности диктует ярко выраженные предпочтения в области культуры, так как этнические различия в сегодняшнем обществе наиболее полно и продуктивно выражаются в сфере культурного бытия: это и язык, и традиции, и нормы, и обычаи, и т. д. Результаты опроса показали, что иностранные студенты Республики Татарстан в большинстве своем заинтересованы во взаимодействии и обоюдном культурном обогащении. Поэтому, наиболее адекватный анализ состояния этничности, основанной на этнических ценностях, возможен через познание области культуры, нежели в других (таких как политика, государственное устройство и другие). К тому же, этот вид взаимодействия не контролируется, то есть может развиваться в любом благоприятном для ситуации направлении.
Исследование показало, что ценности, являясь категорией индивидуальной, определяет ценностные ориентации индивида, которые в свою очередь, будучи системой фиксированных установок, определяют активность и деятельность индивидов через систему мотивации. Таким образом, ценности через ценностные ориентации обуславливают направленность поведения личности, также, путем определения жизненной позиции личности влияют на самоидентификацию индивида в этническом пространстве. На наш взгляд очень важно было понять внутренние настроения и переживания иностранных студентов республики, так как они могут привнести как позитивное, так и негативное влияние на общество. Не удивительно, что самым понятным и простым язык для всех людей стали песни, танцы и еда. Опрос показал, что всего пара человек не знает и не пробовала национальную кухню принимающей стороны. В ходе мероприятий МАНТ именно этот аспект помогает установить первичные связи людям закрытого типа. Приятно отметить, что этот фактор имеет
взаимное влияние, он обогащает как представителей иностранных студентов, так и принимающую сторону.
Генеральная тенденция сохранения и воспроизведения национально - культурных традиций наблюдается преимущественно у народов, имеющих отличительные черты от принимающей стороны. Вместе с тем, замечено возрастание интереса у местного населения к своей культуре при участии в многонациональных культурных мероприятиях. Говоря о сущности индустриального общества, нельзя не отметить следующую его особенность. В индустриальном обществе увеличивается мобильность населения. Довольно тяжело сегодня вообразить ситуацию, при которой адекватно функционирующий индивид не включен в деятельность общества, а также его основные социальные институты. Анализ глубинных интервью убедительно продемонстрировал, что современная культура требует не только постоянного вовлечения, но и включения во взаимодействие с обществом. Такое состояние обеспечивает довольно легкую смену своего социального положения, а также включению в свою жизнь культуры и традиций принимающего общества. Исходя из этого, можно сделать вывод: на различных уровнях восприятия происходит размывание различий между культурами, в последствии и между индивидами. Отсюда вполне логичным кажется кризис идентичности, а вот этническая идентичность, этническое самосознание становится под вопросом сохранения в его первичном виде. Почти две трети опрошенных не только знают, но и принимают активное участие в жизни своей национальной общины, благодаря этому, несмотря на кризис идентичности, человек в состоянии осознать, посмотреть со стороны и уже потом подытоживать свой выбор.
На решение данного вопроса и поставлено наше исследование, соответственно, выбор жизненных стратегий исходя из приоритетов иностранных студентов в основе своей закладывается и определяется именно в этот период, в период прохождения обучения на территории Республики Татарстан. Превалирующее большинство людей этого возраста указывает не только на большую активность, но и на то, что именно эта группа наиболее подвержена психологическому и нравственно-эстетическому воздействию. Несмотря на то, что существует множество критерий и определений данной возрастной категории, практически все сходятся в том, что именно в этот период происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я».
Превалирующее большинство респондентов указали на высокую значимость предметов с национальной символикой, декоративноприкладного искусства и других национальных предметов культуры и быта. При более тщательном изучении вопроса выявляются, что все эти предметы выполняют функцию снятия стресса в инородной среде, а не столько проявлением патриотизма. Иностранные студенты надевают национальную одежду, например, или оборачиваются во флаг, чтобы «почувствовать себя как дома», или используют посуду с традиционным орнаментом, так как из другой посуды «еда не такая вкусная». Проблемы различных сфер жизни общества непосредственно касающихся этнической идентификации, этнического фактора остро волнуют человечество. Современный человек живет в постоянно меняющемся мире. Для нормального жизнеобеспечения современного развитого общества необходим постоянный рост: изобретаются и вводятся в производство новые технологии производства всевозможных благ, расширяется ассортимент услуг и товаров на рынке. Рыночная экономика диктует жесткие условия выживания в рыночном пространстве. Исходя из этого, радикально меняется система ценностей человека эпохи индустриальных держав. Также и у иностранных студентов идет процесс адаптации и пересмотра приоритетов жизненных стратегий в ходе обучения в инокультурной и иноязычной среде. Почти половина опрошенных отмечают, что их приоритеты с момента начала учебы в чем-то поменялись. Во время интервью многие отмечали, что домой везут с собой в качестве гостинцев чак-чак, а находясь у себя на родине скучают по Казани.
Поскольку в реальности индустриального общества присутствует постоянный и неуклонный рост, постоянное обновление технологий, постольку и сам человек, ради благ которого создавалось это общество, становится подвижным и непостоянным. Основываясь на ценностях эпохи рынка, меняется и ценностное пространство сознания человека. На первый план выступает такая ценность как компетентность, так как меняются способы производства, в которых использованы последние достижения техники, меняется в сторону постоянного роста, и уровень образования, предъявляемый работникам. Человеку необходимо быть по возможности максимально универсальным в подобных условиях. По результатам анкетирования всего лишь около четверти респондентов не рассматривают возможности остаться после учебы в стране пребывания. Большинство же намерено работать над тем, чтобы продолжить свое образование, найти работу или даже завести в России семью.
Индивид, выбирая себе то или иное место в социальном пространстве, тем самым выбирает для себя вполне определенную идентичность. Однако в подобном непостоянном мире, где постоянно меняются положения в социуме, где сегодня наиболее «популярным, престижным, актуальным» является одно положение на социальной лестнице, а завтра совсем другое, индивид не может поручиться в том, что, то положение, которое он занимает сегодня, завтра будет таким же по престижности и прибыльности. В подобных условиях существования индивид выбирает для себя наиболее устойчивую принадлежность, а именно — этническую. Адаптируясь к иной среде, иностранные студенты усваивают определённые гастрономические и культурные привычки, социально-эстетические нормы принимающей стороны, которые в свою очередь могут отражаться на соблюдение религиозных традиций и степени влияния семьи на индивида. Наличие высокого уровня свободы и возможности самостоятельно принимать решения отражаются на человеке в индивидуальном порядке и не имеет какого-либо этнического признака. Однако эти процессы также совпадают с определенным этапом взросления и принятия ответственности, что акцентирует данный элемент. В целом опрошенные иностранные студенты Татарстана не испытывают сильных затруднений в адаптации и прохождения обучения на территории республики благодаря системной работе государственных органов и разветвленной сети молодежных организаций, которые позволяют реализовать свои таланты и способности по различным направлениям.
Именно поэтому, на наш взгляд, необходимо понимать динамику и условия взаимодействия представителей народов, исторически проживающих в Республике Татарстан, и иностранных студентов. Несмотря на то, что находятся на ее территории несколько лет, оказывают непосредственное влияние на местное население. Полагаем, что результаты проведенных нами исследований будут способствовать расширению информационного пространства в сфере межэтнических взаимоотношений в республике, а также поможет вновь прибывающим иностранным студентам быстро адаптироваться в новой среде и успешно осуществлять учебную деятельность. Взаимодействие на бытовом уровне никак не отслеживается, однако оно может оказать значительное влияние на приоритеты в реализации жизненных стратегий местного населения. На наш взгляд, главная задача заключается не в минимизации контактов, а в понимании внутренних процессов и получении возможности направлять процесс по необходимой траектории с целью увеличить человеческий капитал региона. Понимая ценностные ориентиры от которых отталкиваются представители других культур и национальностей, можно выстраивать систему эффективного взаимодействия в образовательном, культурном и экономическом аспектах с учетом этнических особенностей человека, достигая таким образом максимальной эффективности в короткие сроки.



1. ЗАКОН Республики Татарстан «О молодежи и государственной молодежной политике в Республике Татарстан» от 19 октября 1993 года N 1983-XII
2. Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 года № 68-ЗРТ «Об образовании».
3. Указ Президента Республики Татарстан от 3 июля 2008 г. N УП-312 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики в Республике Татарстан"
Книги
4. Абакумова И. В., Кагермазова Л. Ц. Смыслообразование как фактор инициации ценностно-смысловых установок в процессе формирования антиэкстремист- ской идеологии // Российский психологический журнал.
- 2011. - Т. 8. - № 3. - С. 11-20.
5. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
6. Александренков Э.В. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность» / Э. В. Александренков // Этнографическое обозрение. -
1996. - № 3. - С. 13- 23.
7. Арутюнов С.А. Динамичность современной культуры / С. А. Арутюнов,
Э. В. Соколов // Страны и народы. Земля и человечество: общий обзор. - М., 1978.
8. Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну. М., 1997.
9. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности.
- М., 2009.
10. Белинская Е.П. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений // Вестник МГУ.
1997. Сер. 14. № 4
11. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.
12. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность / Ю. В. Бромлей - М. : Наука, 1987. - 333 с.
13. БурдьеП. Социология социального пространства / Пер. с франц.; отв. ред. перевода Н.А.Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007
14. Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе. - СПб., 2010
15. Дробижева Л.М. О новом мышлении в межнациональных отношениях / Л.М. Дробижева // Что делать? В поисках идей совершенствования межнациональных отношений в СССР. - М., 1989.
16. Дробижева Л.М. Социально-культурная дистанция как фактор межэтнических отношений / Л. М. Дробижева // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. - М., 1997. - С. 44 - 63.
17. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. Оренбург: Печатный Дом «ДИМУР», 1999.
18. Ильин В.И. Социальная стратификация. — Сыктывкар, 1991. — 221 с.
19. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества / Полис, 1997. № 4
20. Ищенко Т.В. Место студенчества в социальной структуре современного общества: молодежь как общественная группа. М., 1972.
21. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и
самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 125.
22. Коркюф Ф. Новые социологии. - М. СПб, 2002.С. 67
23. Магун B.C. Революция притязаний и изменения жизненных стратегий молодежи: 1985-1995 годы // Социол. журн. 1996. № 3,4
24. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи. СПб: ИД «Петрополис». 2008. С. 79.
25. Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур: методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. - 281 с.
26. Радтке Ф.-О. Разновидности мультикультурализма и его неконтролируемые последствия / Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. М.. 2002. С. 112.
27. Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. М. 1995
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, изд. 2-е, 2002 г. Питер 214 с.
29. Семчук Л. А., Янчий А.И., Возрастная психология 2006. - Беларусь - с 170.
30. Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. М., 1996.
31. Тишков В.А. Идентичность и культурные границы / В. А. Тишков // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. - М., 1997. - С. 15 - 44.
32. Этнические и этно-социальные категории: Свод этнографических понятий и терминов. - Вып. 6. - М.: ИЗА РАН, 1995. - С. 55., 131
Неопубликованные материалы (диссертации, авторефераты)
33. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Фроловой Е.В. «Современные этнические процессы в среде групп этнических меньшинств»
Электронные ресурсы
34. Статистические данные по количеству студентов в Татарстане, Министерство образования и науки Республики Татарстан URL: http://mon.tatarstan.ru/ (дата обращения: 06.04.2016).
35. Информация по работе с молодежью Республики Татарстан, Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан
http://mdms.tatarstan.ru/ms/file/pub/pub_468178.pdf (дата обращения:
06.04.2016) .
36. Официальный сайт Республики Татарстан, этнический состав http://tatarstan.ru/about/population.htm/ (дата обращения: 06.04.2016).
37. Функции Ассамблеи народов Татарстана и Молодежной Ассамблеи народов Татарстана http://addnt.ru/assembly/ (дата обращения: 06.04.2016).
38. Информация об Ассоциации иностранных студентов http://www.kzn.ru/old/page18983.htm http://addnt.ru/assembly/ (дата обращения: 13.06.2016).
39. Особенности национальной культуры согласно Г.Хофстеде https://www.geert-hofstede.com/national-culture.html (дата обращения:
01.03.2016) .
40. Плукин С.Г. Ценностные ориентации // http://plook.ru/index/cennostnye- orientacii
Составные части документа
41. Абакумова И.В., Богуславская В.Ф., Кагермазова Л.Ц. Ценностносмысловые установки как фактор формирования антитеррористического сознания в поликультурной среде вуза // Российский психологический журнал. - 2013.-Т.10.- №5. с.39-54.
42. Воронина, О. А. Конструирование жизненной стратегии [Текст] / О. А. Воронина Стратегические ориентиры в профессиональной подготовке субъекта проектной деятельности в негосударственном вузе: Материалы меж- дународной научно-практической Интернет-конференции / под общей редакци- ей Ф. Г. Мухаметзяновой - Казань: ЮЛАКС, 2006. - С. 50-53. - 0,25 п. л
43. Воронина, О. А. Типология жизненных стратегий. [Текст] / О. А. Воронина // Психология XXI века. Материалы международной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых спе- циалистов 20-22 апреля 2006 г. / Под ред. В. Б. Чеснокова - СПб.,
2006. - С. 12-13. - 0,125 п. л
44. Фоменко В. Т., АбакумоваИ. В. Ценностно-смысловые установки как компонент формирования антитеррористического мышления // Российский психологи- ческий журнал. - 2010. - Т. 7. - № 5-6. - С. 127133.
45. Российское студенчество: идентичность, жизненные стратегии и
гражданский потен- циал / Ред. Тишков В.А., Бараш Р.Э., Степанов В.В. - Москва: ИЭА РАН, 2014. - 342 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ