ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТАЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и сущность организационной культуры 6
1.2. Виды, принципы и задачи формирования организационной
культуры 13
1.3. Подходы к определению эффективности организационной культуры
организации 20
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ПРОФ-СТРОЙ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Проф-
Строй» 25
2.2. Анализ сильных и слабых сторон действующей организационной
культуры 34
2.3. Оценка факторов, снижающих эффективность формирования
организационной культуры 48
3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА МЕРОПРИЯТИЙ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «ПРОФ-СТРОЙ»
3.1. Обоснование необходимости совершенствования организационной
культуры предприятия 51
3.2. Проект мероприятий по совершенствованию организационной
культуры и оценка его эффективности 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Переход экономики России на рыночные отношения изменил подходы к решению многих экономических проблем, особенно тех, которые связаны с ее кадровым потенциалом. Условия интеграции российской экономики в мировую экономическую систему, происходящие в стране экономические преобразования, необходимость выживания в условиях конкуренции потребовали от организаций и предприятий смены стратегии, усиления внимания к трудовым ресурсам.
Современная практика управления показывает, наиболее значимым нематериальным активом, определяющим успешность развития предприятия, является организационная культура. Влияние организационной культуры на деятельность организации проявляется в достижении ее главной цели - повышении трудового потенциала организации, который является
составляющей общего экономического потенциала фирмы
Культура наравне с традиционно ликвидными материальными активами вносит существенный вклад в стоимость бизнеса в целом.
Вышесказанное обуславливает необходимость изучения и совершенствования организационной культуры предприятия, что способствует повышению эффективности его деятельности за счет соблюдения норм, правил и стандартов создания внутренней среды.
Проблемам организационной культуры посвящен достаточно широкий круг экономической литературы. Вопросами исследования сущности организационной культуры, ее роли в системе управления предприятия, спецификой ее построения занимались такие отечественные и зарубежные ученые и специалисты, как: Абрамов С.А., Р. Барнард, Богданов А.А., Гастев А.К., Жарикова Ю.Н., Заржевский С.Г., Карташова Л.В., Липатов С.А., Радугин А.А., Д. Смирцих, Спивак В.А., Ушаков К.М., Р. Холл, Г. Хофштед, Э.Х. Шейн и др.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке проекта мероприятий по совершенствованию организационной культуры ООО
«Проф-Строй».
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Изучить теоретические и методологические аспекты организационной культуры предприятия.
2. Проанализировать действующую организационную культуру на предприятии ООО «Проф-Строй».
3. Разработать проект мероприятий по совершенствованию организационной культуры для ООО «Проф-Строй».
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ООО «Проф-Строй».
Предметом исследования является организационная культура предприятия.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования теоретических, методологических и практических разработок, выводов и предложений руководителями ООО «Проф-Строй» в целях максимально полной реализации потенциала организационной культуры для повышения конкурентоспособности своего предприятия в условиях современной экономики.
Информационной базой для выпускной квалификационной работы послужили труды ученых, которые рассматривают проблемы организационной культуры: Спивак В.А., Шейн Э., Родин О., Феофанов В., Тушева О.А., Капрова Ю.А., Ромашевых и др.
Методологическая основа исследования обусловлена комплексным характером организационной культуры, в которой сходятся экономические, социальные, психологические и управленческие аспекты. Это определило использование теоретического анализа литературных источников, принципов сравнительного и системного анализа. В качестве эмпирических исследований, для получения фактических данных о культуре ООО «Проф-Строй» использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ документов и статистической отчетности предприятия.
Структура исследования подчинена целям и содержанию решаемых задач. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, восьми параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обосновывается теоретико-методологическая актуальность работы, новизна авторских подходов и решений, анализируется степень разработанности темы исследования, формулируются его цели, задачи и практическая значимость.
В первом разделе выявлены сущностные характеристики и содержание понятия «организационная культура»; раскрыты виды и этапы формирования организационной культуры; охарактеризованы подходы к определению эффективности организационной культуры.
Анализу имеющейся на предприятии ООО «Проф-Строй»
организационной культуры, ее сильным и слабым сторонам посвящен второй раздел работы.
В третьем разделе представлен проект мероприятий по
совершенствованию организационной культуры для ООО «Проф-Строй».
В результате исследования темы выпускной квалификационной работы установлено, что наиболее значимым нематериальным активом, определяющим успешность развития предприятия, является организационная культура. Эффективность организационной культуры напрямую влияют на инвестиционную привлекательность компании и ее позиции в конкурентной борьбе. Организационная культура вносит существенный вклад в стоимость бизнеса в целом. Таким образом, возникает необходимость изучения и совершенствования организационной культуры предприятия, что способствует повышению эффективности его деятельности за счет соблюдения норм, правил и стандартов создания внутренней среды.
Относительно определения понятия «организационная культура» автор выпускной квалификационной работы придерживается мнения большинства исследователей о том, что организационная культура - это система ценностей и норм, которые разделяются сотрудниками социальной организации и определяют их организационное поведение. Сущность организационной культуры заключается в том, что она придает сотрудникам организационную идентичность, формирует у них "корпоративный дух", обеспечивая стабильность и преемственность развития компании. Будучи динамическим системным явлением, организационная культура определяет практически все происходящие в организации события. Существуют разные модели организационных культур, обладающие общим признаком - наличием внутренних и внешних факторов. При сравнительном анализе всех моделей становится очевидно, что все они описывают практически одни и те же элементы организационной культуры, отличие заключается лишь в акцентах, группировке факторов и приписываемой им степени значимости.
Вопросами исследования сущности организационной культуры, ее роли в системе управления предприятия, спецификой ее построения занимались многие отечественные и зарубежные ученые и специалисты. Отсюда множество
классификаций видов организационной культуры. Вид организационной культуры - это характеристика, на основе которой проводят классификацию организационных культур. Любая из классификаций относительна, и не в состоянии объять всего существующего разнообразия организационных культур. В работе рассмотрена одна из самых популярных - классификация американского социолога Чарльза Ханди. В соответствии с ней выделяют культуры власти, роли, задачи и личности.
Организационные культуры различных предприятий обладают общностью, содержащей в себе принципы организационной культуры, задачи и этапы формирования.
Принципами формирования системы ценностей и культуры предприятия является наличие таких характеристик, как: системность, комплексность, националистичность, историчность, научность, ценностной ориентации, сценарности, эффективности.
Основные задачи формирования (развития) организационной культуры:
- создание условий для творческого эффективного труда,
- создание условий для социального мира и партнерства,
- соблюдение интересов общества и государства.
Этапы построения организационной культуры следующие:
1. Сбор данных, описывающих состояние объекта изучения (перечень ценностей, целей, задач, которые составляют основу внутрифирменных и внешнефирменных отношений; данные, характеризующие отношения организации с клиентами; с конкурентами; с партнерами, поставщиками; с местным населением и др.)
2. Анализ соответствия декларируемых и фактических ценностей, целей и
задач.
3. Качественный анализ характера отношений организации с контрагентами.
4. Разработка мероприятий по улучшению элементов культуры организации, которые по результатам анализа не соответствуют требованиям сильной культуры.
В процессе оценки эффективности организационной культуры необходимо различать два важных понятия: «эффект» и «эффективность». Эффект является отражением результата деятельности, то есть состояния, к которому стремиться экономический объект.
Эффективность есть сравнительная оценка результата деятельности, отражающая не только ее возможность к обеспечению экономического роста, но и способность стимулировать прогрессивные структурно-качественные изменения. Эффективность деятельности организации зависит от характера влияния на нее как составляющих элементов, так и систем в которые она входит. Поэтому необходимое условие эффективного управления
организационной культурой, и организацией в целом, заключается, по мнению автора, в максимальном достижении согласованности действий всех участников и подразделений организации.
На примере объекта исследования ООО «Проф-Строй» во второй главе была проанализирована действующая организационная культура. Для рассмотрения этой задачи вначале были изучены Устав, учредительные документы ООО «Проф-Строй», Бухгалтерская отчетность ООО «Проф-Строй» за 2014-2016 гг., Приказы, распоряжения за 2014-2016 гг. ООО «Проф-Строй», Правила внутреннего трудового распорядка, а также должностные инструкции сотрудников организации. На первый взгляд, в ООО «Проф-Строй» применяются эффективные виды распорядительных воздействий. Основанием для такого вывода послужило наличие четких приказов директора, с указанием состояния вопроса, мероприятий, ресурсов и ответственных. Однако в процессе анализа воздействия административных методов выявилось слабое применение системы контроля над исполнением документов на предприятии, что приводит к неэффективности распорядительных воздействий.
Исследование полученных в ходе анкетирования и интервьюирования данных показало, что единственным направлением в организационной культуре ООО «Проф-Строй», имеющим положительную характеристику, является сфера коммуникаций. Автор связывает этот факт с доброжелательными отношениями между сотрудниками, с присутствующим духом взаимопомощи, поддержки друг друга по отделам. Первоочередной проблемой предприятия является сфера управления.
По мнению автора, процесс изменения культуры в ООО «Проф-Строй» может занять длительное время. Для внедрения системы новых организационных ценностей необходимо использовать корпоративные мероприятия, организационные процедуры, обучение персонала, формирование организационных легенд, историй и т.п. Хотелось бы отметить тот факт, что основополагающим фактором для разработки специальных мер и предложений является желание руководства сохранить предприятие, в случае отсутствия которого любые предпринимаемые действия не будут иметь положительного результата.
Существует очень много факторов, влияющих на организацию: это и внутренние, и внешние факторы. Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации, которые должны полностью контролироваться руководством. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, задачи, структура, технологии и люди, которые оказывают влияние на культуру предприятия. Анализ факторов формирования организационной культуры показывает, что последняя является предметом развития и изменений в течение всей жизни организации. При этом в силу «глубинности» базовых предположений и их «устойчивости» указанные процессы протекают скорее постепенно и эволюционно, чем радикально и революционно. Существующие традиции и обычаи в организации, стиль работы и имидж во многом сформировались. Именно поэтому нужно обратиться к важнейшему источнику формирования организационной культуры - руководству организации. Традиционно именно они оказывают определяющее влияние при становлении первоначальной культуры, они создают сплоченную организацию с сильной культурой. Одной из самых значимых характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Организация полностью зависит от окружающего мира - от внешней среды - как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которые они стремятся достичь. Термин внешняя среда включает экономические условия, потребителей, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и технологию, и другие составляющие.
Проведенные автором исследование и анализ состояния организационной культуры позволяет выявить следующие внутренние факторы, снижающие эффективность организационной культуры:
1) Отсутствие должного внимания у руководителей ООО «Проф-Строй» к вопросам управления организационной культурой;
2) Реакция руководства на критические ситуации, возникающие в организации;
3) «Затушевывание» критериальной базы поощрения сотрудников;
4) Отсутствие критериальной базы отбора, назначения, продвижения и увольнения из организации;
5) Несоответствие требований руководителей должностным инструкциям работника;
6) Имидж предприятия имеет низкую оценку;
7) Отсутствие формализованных положений о философии и смысле существования ООО «Проф-Строй».
В третьей разделе выпускной квалификационной работы с целью совершенствования организационной культуры в ООО «Проф-Строй» автор предлагает внедрить комплекс мероприятий в организации:
1. Проект приказа «О создании Комиссии по организационной культуре ООО «Проф-Строй»
2. Проект «Положение о Комиссии по организационной культуре»
3. Проект приказ «Об утверждении кодекса правил организационной культуры ООО «Проф-Строй»
4. Кодекс правил организационной культуры ООО «Проф-Строй»
5. Проект «План проведения тренингов по управлению организационной культурой»
Автор считает, что результате применения этих мероприятий позволит получить следующий социальный эффект:
- поддержание благоприятного психологического климата в коллективе,
- упрочнение доверия в организации,
- укрепления партнерства,
- обеспечение лояльности сотрудников к организации и ее руководству,
- повышение уровня управляемости предприятием;
- усиление сплоченности команды;
-эффективное использование человеческих ресурсов в организации.
Таким образом, при надлежащем внимании руководителей к вопросам управления организационной культурой, в том числе применении предложенного автором выпускной квалификационной работы комплекса мероприятий по совершенствованию организационной культуры, ООО «Проф- Строй» может использовать значительные резервы роста объемов продаж, повысить результативности труда, прибыльность организации и повысить эффективность своей деятельности за счет повышения уровня организационной культуры.
I. Нормативно-правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1: федеральный закон РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 30.12.2016 № 315-ФЗ // СЗ РФ.- 1994.-№ 32.-Ст.3301; СЗ РФ.-2017.-№ 1.-Ст.19.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 30.12.2016 № 309-ФЗ; // СЗ РФ.-2002.-№ 1(Ч.1).-Ст.3; СЗ РФ.-2017.-№ 1.- Ст.21.
3. О муниципальной службе в российской Федерации: федеральный закон от 02.03.2007г. № 25 - ФЗ в ред. ФЗ РФ от 25.12.2016 г. № 280 // СЗ РФ. - 2007. - N 10. - Ст. 1152;СЗ РФ.- 2016.- № 52(ч.1).- Ст. 6235.
II. Специальная литература
4. Беляцкий, Н.П. Управление персоналом: учеб. пособие для студентов экономических специальностей вузов / Беляцкий Н. П. - Минск: Инфра-М,
2009. - 315с.
5. Брукинг, Э. Интеллектуальный капитал / Пер. с англ. Под ред. Л.Н. Ковалик. - СПб.: Питер, 2014. - 288с.
6. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник 4-е изд. исправл. и дополн. / Виханский О.С., Наумов А. Н. - М.: Экономист, 2007. - С. 251-268
7. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник. - 2-е изд. / Виханский О.С. - М.: Гардарики, 2015. - 296 с.
8. Волгин, В.В. Управление персоналом малого предприятия (предупреждение проблем): практическое пособие. / Волгин В.В. - М.: Маркетинг, 2014. - 135 с.
10. Занковский, А.Н. Организационная психология: учебное пособие для вузов по спец. «Организационная психология» 2-е изд. / А.Н. Занковский - М.: Флинта: МПСИ, 2015. - 648 с.
11. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие. - 6-е изд., стереотип / Н.И. Кабушкин. - Мн.: Новое знание, 2014. - 336 с.
12. Камерон, К.. Диагностика и изменение организационной культуры /
Пер. с англ. под ред. И.В. Андреевой. / Камерон К., Куинн Р. - СПб: Питер, 2016. - 320с.
13. Капрова, Ю.А. Влияние ценностных ориентаций руководства на управление организационной культурой предприятия. Препринт научного доклада./ Ю.А. Капрова - СПб.: изд-во «Инфо-да», 2015. - 325 с.
14. Карташова, Л.В. Организационное поведение: учебник. / Л.В. Карташова Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина - М.: ИНФРА-М, 2014 - 220с.
15. Колокнева, М..В. Теория организации в вопросах и ответах. учеб. пособие / М.В. Колокнева - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2014. - 280 с.
16. Маслов, В. И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры: учебник. / В.И. Маслов - М.: Финпресс, 2015. - 288 с.
17. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт Ф. Хедоури - М.: Дело, 2014. - 800 с.
18. Радугин, А.А. Социология: курс лекций. - 2-е изд., перер. и доп. / А.А. Радугин - М.: Центр, 2016. - 160 с.
19. Родин, О. Концепция организационной культуры: происхождение и сущность / О. Родин // Менеджмент - № 7, 2016 - 280 с.
20. Ромашев, О.В. Социология и психология управления. учеб. пособие. / О.В. Ромашев, Л.О. Ромашева. - М., 2017. - 255 с.
21. Румянцева, З.П. Менеджмент организации: учеб. пособие. / З.П. Румянцева, Н.А.. Соломатин. - М.: Инфра-М, 2017. - 315 с.
22. Силин, А. Н. Организационное поведение. / А.Н. Силин, С.Д. Резник - Тюмень: Вектор Бук, 2014. - С. 202-208.
23. Скляренко, В.К. Экономика предприятия: учебник - 2 изд., исправл. и дополн. / В.К. Скляренко, В.М. Прудников. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 528 с.
24. Смолкин, А.М. Менеджмент: основы организации: учебник. - 2 изд., исправл. и дополн. / А.М. Смолкин. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 234 с.
25. Смирнов, Э.А. Основы теории организации. учебник. - 2 изд., исправл. и дополн. / Э.А. Смирнов. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 318 с.
26. Спивак, В.А. Корпоративная культура. / В.А. Спивак - СПб: Питер, 2009. - 352 с.
27. Сухорукова, М.М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры / М.М. Сухорукова // Управление персоналом. - 2016. - № 11. - С. 57.
28. Томилов, В.В. Культура предпринимательства. / В.В. Томилов - СПб: изд-во «Питер», 2017. - 368 с.
29. Тренев, Н.Н. Стратегическое управление: учебное пособие для вузов. / Н.Н. Тренев - М.: ПРИОР, 2014. - 288 с.
30. Туровец, О.Г. Организация производства и управление предприятием: учебник/ под ред. О.В.Туровца.-2-е изд./ О.Г. Туровец, М.И. Бухалков, В.Б. Родинов и др. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 544 с.
31. Фатхутдинов, Р.А. Организация производства: учебник. / Р.А. Фатхутдинов М.: ИНФРА- М, 2015. - 672 с.
32. Храброва, И.А. Корпоративное управление: вопросы интеграции./ И.А. Храброва - М.: Издательский Дом «Альпина», 2017 - 198 с.
33. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. Под ред. В.А. Спивака / Э. Шейн - СПб: Питер, 2014. - 336 с.
34. Шаталова, Н. И. Управление персоналом на производстве: учебное пособие для вузов / Н.И. Шаталова, Н.М. Бурносов - М.: изд-во «Юнити», 2015. - 430 с.
III. Текущий архив организации
35. Устав, учредительные документы ООО «ПРОФ-СТРОЙ»
36. Бухгалтерская отчетность ООО «ПРОФ-СТРОЙ» за 2014-2016 гг.
37. Приказы, распоряжения за 2014-2016 гг. ООО «ПРОФ-СТРОЙ»
38. Правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции
IV. Источники удаленного доступа
39. Горохова, Е.А. Формирование культуры организационного поведения будущих экономистов в условиях высшего профессионального образования / Е.А. Г орохова - Режим доступа: www.finec.ru/.. ./protection_of_dissertations
40. Ивашкина, Е.В. Формирование корпоративно-профессиональной культуры кадетского образовательного учреждения / Е.В. Ивашкина - Режим доступа: www.fmec.rn/.. ./protection_of_dissertations
41. Замятина, В.А., Блинникова, П.Ю. Организационная культура в администрации муниципального образования / В.А. Замятина, П.Ю. Блинникова. - Режим доступа: www.pokrov.ru
42. Зродников, А. Сущностные характеристики организационной культуры / А. Зродников. - Режим доступа: http://www.stopcrisis.ru/archives
43. Капрова, Ю.А. Влияние ценностных ориентаций руководства на формирование организационной культуры предприятия / Ю.А. Капрова. - Режим доступа: www.finec.ru/.../protection_of_dissertations
44. Кустов, В. Изменение ценностей национальной культуры / В. Кустов. - Режим доступа: http://www.stopcrisis.ru/archives/category/casestudy
45. О’Донован, Г. Определение корпоративной (организационной) культуры / Г. О’Донован. - Режим доступа: http: / / www.e-xecutive.ru
46. Марковский, В. Проблема организационных ценностей./
B. Марковский. - Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru
47. Медовников, Д., Савеленок, Е. Архитекторы смысла / Медовников Д., Савеленок Е. - Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru
48. Тушева, О.А. Организационная культура как фактор развития предпринимательства / О.А. Тушева. - Режим доступа: www.disserr.ru/contents
49. Феофанов, В. Организационная культура и развитие организации / В. Феофанов. - Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru
50. Харитонов, С.П. Опыт оптимизации управления ОАО “КОММАШ” /
C. П. Харитонов. - Режим доступа: http://www.stopcrisis.ru/archives/category/casestudy
51. Черных, Е.А. Корпоративная и организационная культура - синонимы или разные понятия? / Е.А. Черных. - Режим доступа: http://www.corpculture.ru/
52. Черных, Е.А. Структура и модели организационной культуры / Е.А.
Черных. - Режим доступа: http: //www.corpculture.ru/