ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретический обзор исследований в области технической одаренности в подростковом возрасте 6
1.1 Одаренность и способности 6
1.2 Технические способности и одаренность 10
1.3 Признаки технической одаренности подростков 13
Вывод по главе 1 23
Глава 2. Эмпирическое исследование технической одаренности подростков 25
2.1 Организация исследования 25
2.2 Результаты исследования 27
2.3 Анализ результатов исследования 34
2.4 Рекомендации по работе с технически одаренными подростками 39
Вывод по главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ранее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет новую задачу совершенствования системы народного образования. Развитие одаренных детей решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.
Проблема одаренности является одной из основных проблем для психологии личности и ее развития. Психологические исследования продемонстрировали сложность и многоуровневость феномена одаренности, зависимость ее развития от условий воспитания и обучения одаренных детей.
В качестве главной, приоритетной цели современной школы выступает создание условий для реализации творческих, интеллектуальных потенциалов личности. Это акцентирует внимание исследователей и практиков на процессе превращения потенциально-одаренного ребенка в человека с состоявшейся творческой судьбой, осуществляющего реальный вклад в культуру. Общее направление поисков решения проблемы задано пониманием двух взаимосвязанных тенденций становления творческого человека. С одной стороны творческая судьба задумывается и осуществляется самим человеком, с другой стороны полноценное развитие творческой личности осуществляется, если социум тем или иным образом поддерживает творческие проявления людей.
Актуальность выбранной темы исследования определяется задачами практики по созданию программы обучения и развития одаренных детей. В настоящее время нет единой программы по исследованию, обучению и воспитанию одаренных и талантливых детей, нет и системы оценивания школьной успеваемости одаренных детей, хотя опыт зарубежных исследований и практика раннего выявления одаренности детей свидетельствуют о необходимости создания специальной государственной программы. Данная программа обеспечивала бы интенсивное развитие исследований и использование накопленного практического опыта выявления одаренных и талантливых детей, а также оказание им психологической помощи.
В данной ситуации возникают вопросы о развитии технической одаренности подростков.
Проблема выявления и развития одаренности у детей и подростков в учебной и внеучебной деятельности официально возведена сегодня в России в статус приоритетных [8, с. 54]. Однако зачастую на действительно широкий потенциал возможностей развития у подростков так называемого «практического ума» (Аристотель), их «практического мышления» [29, с. 226], «практического интеллекта» [34, с. 29], либо другими, - по нашему мнению - на сегодняшний день терминологически более точными словами, «невербализуемого практического знания» [21, с.14] не обращается должного внимания. А именно такое знание в детском техническом творчестве должно занимать едва ли не самое почетное место.
Объект исследования - техническая одаренность подростков.
Цель - выявить динамику развития признаков технической одаренности в подростковом возрасте.
Предмет исследования - признаки технической одаренности подростков.
Задачи исследования:
- определить характеристики понятий одаренность и способности;
- выявить особенности технических способностей и одаренности;
- описать признаки технической одаренности подростков;
- организовать и провести эмпирическое исследование, направленное на определение технической одаренности подростков;
Теоретической основой явились труды общепедагогического характера известных отечественных дидактов: Ю.К.Бабанского, П.П.Блонского
В.В.Краевского, В.С.Леднева, И.Я.Лернера, Н.М.Шахмаева: по проблеме
деятельностного подхода Д.Б.Богоявленской, Л.С.Выготского,
П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца. А.Н.Леонтьева. В.И.Панова,
О.К.Тихомирова. Н.Б.Шумаковой, Д.Б. Эльконина, и др.; труды видных исследователей, по обсуждаемой проблеме одаренности В.А.Крутецкого, Н.С.Лейтеса, А.М.Матюшкина, Б.Н.Теплова, В.Д.Шадрикова, B.С.Юркевич, Е.Л.Яковлевой; перспективные исследования в этой области Е.С.Беловой, В.Н. Дружинина, Д.В.Ушаковой, М.А.Холодной, и др.; труды представителей зарубежной педагогической науки; диссертационные исследования Л.М.Долгополовой, А.В.Жигайлова, А.И.Савенкова. Н.Н.Понариной, Т.А.Пояровой, и др.
Методы исследования:
- анализ методической и психолого-педагогической литературы по вопросам образования одаренных детей;
- комплекс диагностических методов (анкетирование, наблюдения, беседа, анализ документов, тестирование);
- качественный и статистический анализ результатов.
Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Развитие технической одаренности представляет собой очень сложный процесс, который протекает обычно довольно медленно. Его успех напрямую зависит от общего интеллекта, практических навыков, способностей человека к техническому мышлению и целого ряда других факторов. Следует отметить, что развитые технические способности необходимы всем учащимся, в том числе и тем, которые не собираются связывать свою профессиональную деятельность с техникой и технологиями, поскольку наличие данных способностей позволяет решать таким учащимся задачи, возникающие при использовании современной техники в повседневной жизни.
Дети же, имеющие ярко выраженные технические наклонности, требуют дифференцированных учебных программ и индивидуальной поддержки, что выходит за рамки обычного школьного обучения. Так, в работе [3, с.74] было показано, что существует противоречие между стоящей перед обучением физике задачей развития технических способностей учащихся и существующей методикой обучения физике в основной школе. Практикуемые методики, как правило, не предусматривают специальной, целенаправленной работы по развитию технических способностей.
Внеклассная работа по техническому творчеству в сочетании с учебными занятиями помогает ученикам приобрести глубокие и прочные знания в области технических наук, ценные практические умения и навыки; воспитывает трудолюбие, дисциплинированность, культуру труда, умение работать в коллективе. Занимаясь техническим творчеством, учащиеся могут практически применять и использовать полученные знания в различных областях техники, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.
Усилиями многих педагогов накоплен большой опыт работы с одаренными юными техниками, сложились конкретные организационные формы этого звена учебно-воспитательного процесса, разработаны основы работы занятий с учащимися по различным направлениям технического творчества.
Техническое творчество - первая, но очень важная ступенька в развитии технической одаренности молодого человека.
Техническая одаренность выступает средством совершенствования производства и развития самой личности, поэтому нацеленность на техническую деятельность должна стать основой подготовки учащихся.
В ходе эмпирического исследования установлено следующее.
Существует динамика развития общетехнических способностей детей в возрасте 14 - 17 лет.
Значимо лучше общетехнические способности развиты лишь у учащихся 10 классов по сравнению с развитием представленных способностей у учащихся 7 класса.
Существует динамика в уровне появления интеллектуальной лабильности у учащихся 7 - 10 классов, однако эта динамика вне зоны значимых статистических различий.
Существует динамика в уровне развития аналитических математических способностей у учащихся 7 - 10 классов.
Учащиеся 9 классов имеют значимо высокий уровень развития аналитических математических способностей, чем ученики 7 классов; у учащихся 10 классов аналитические математические способности развиты значимо лучше, чем у учеников 7 классов и 8 классов.
Таким образом, показано, что технические способности подростков имеют динамический характер и развиваются от 7 к 10 классу.
Итак, проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу работу о том, что в подростковом возрасте техническая одаренность имеет динамичный характер. Однако следует отметить, что динамика хоть и есть, но она очень медленная, так как вероятнее всего она происходит за счет усвоения детьми школьной программы.
Таким образом, в работе с технически одаренными детьми на первый план выступает внеклассная работа. Она может быть реализована в самых разных формах: организация и проведение индивидуальных и групповых развивающих занятий, кружки технического творчества, наставничество, разработка творческих задач для решения дома, привлечение детей к работе конференций технической направленности и т. д.
1. Абдуллаев А.Б. Система формирования технического изобретательства учащихся в учреждениях дополнительного образование - Махачкала, Образование 2003 - 270 с.
2. Андриянов Л.В., Г алагузова М.А., Каюкова Н.А., Нестерова В.В., Фетцер В.В. Развитие технического творчества младших школьников.- М.: Просвещение, 2008г.
3. Белов А.А. Коваленко В.И., Художественное проектирование, М.,
2009.
4. Беляков Н.А. Внеклассные занятия по труду, М., «Просвещение»,
1996.
5. Болонкин А.А. Теория полета летающих моделей. - М.: ДОСААФ. - 2010
6. Болотина Л.А., Журавлева А.Г., Техническое моделирование, М., «Просвещение», 1998.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. -М., 1991. - 96 с.
8. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность
школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.:
Просвещение, 2011.
9. Гришакина О.П. Учитель и одаренные дети. Мастер-класс. Приложение к журналу «Методист» «Мастер-класс» №1, 2009
10. Ермаков А.М. Простейшие авиамодели.- М: Просвещение, 2009г.
11. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика,
1990г.
12. Коменский Я.А. Избранное, Москва, «Просвещение», 2010
13. Курбатова И.А. Возможности полимодального подхода к диагностике детской одаренности//Вопр. психол. - 1995.- № 2.- С.59-65
14. Курилева Н.Л. Развитие технических способностей учащихся при обучении физике в основной школе: Дисс... канд. пед. наук. - М., 2007. - 260 с.
15. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. - М.: Академия, 2003. - 302 с.
16. Лосева А.А., Матюшкин А. М., Волков А. С. Психологическая диагностика одаренности. - М.: Изд-во Трикса: академический проект, 2004. - 176 с.
17. Мараховский С.Д., Москалев В.Ф. Простейшие летающие модели. - М.: " Машиностроение",1999г.
18. Матюшкин А.М., Сиск Д.А. Одаренные и талантливые дети //Вопросы психологии, 1988, №4
19. Мерзон Е.Е., Штерц О.М., Панфилов А.Н. Лабильность и гибкость мышления как фактор развития технической одаренности личности // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3
20. Милграм Р.М., Хонг Ю. «Валидность измерений профессиональных интересов одаренной молодежи во внешкольной среде»//Творчество в искусстве - искусство творчества /Под редакцией Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, и др. - Москва: Наука; Смысл, 2000. - 549 с.
21. Практическое мышление: теоретические проблемы и прикладные аспекты : монография / под ред. А. В. Карпова, Ю. К, Корнилова. Ярославль : ЯрГУ, 2007.
22. Рабочая концепция одаренности Министерства общего и профессионального образования РФ. ИЧП «Издательство Магистр», Москва 1998.
23. Размахнина Д.Ю. Решение задач развития в подростковом возрасте как условие формирования идентичности. Психология и школа №1,
2006.
24. Рензулли Дж., Рис С.М. Модель обогащенного школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей //
Современные концепции одаренности и творчества / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М.: Междунар. пед. академия, 1997. - С.214-226.
25. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории//Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов; Сост. Л. М. Семенюк, Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М: Международная педагогическая академия, 2004. - 256 с.
26. Смирнов Э.П. Как сконструировать и построить летающую модель .- М: ДОСААФ СССР, 2003г.
27. Субъект и объект практического мышления. Коллективная монография / Под ред. А. В. Карпова, Ю. К. Корнилова. - Ярославль: Ремдер, 2004.
28. Теплов Б. М. Избранные труды. В 2 т. - М.: Академия, 2005. -
327с.
29. Теплов Б.М. Ум полководца. Опыт психологического исследования мышления полководца по военно-историческим материалам // Избранные труды : в 2 т. Т. 1. М. : Педагогика ,1985. С. 223--305.
30. Турьян А. Простейшие авиационные модели. - М.: ДОСААФ СССР,2002г
31. Филенко Ф.Н. Поделки из природных материалов, М., 1997.
32. Хворостов А.С. Художественное конструирование, М., 2007.
33. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002.
34. Чуднов В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. - М.: Знание, 1990. - 80с.
35. Шурыгин В.Ю., Дерягин А.В. Развитие технической одаренности детей во внеклассной работе // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2
36. Штерн В. Умственная одаренность; Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. с нем. А.П. Болтунова; Под ред. В. А. Лукова. - СПб: Союз,
2006. - 128 с
37. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. - М.: Просвещение, 2010. - 240 с.