Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие пространственного мышления в процессе изучения младшими школьниками геометрического материала (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №57534

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы33
Год сдачи2018
Стоимость350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
695
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Экспериментальное исследование уровня развития пространственного мышления детей младшего школьного возраста проходило на базе МБОУ «Гимназия №27» г. Барнаула. В эксперименте участвовали обучающиеся 2А класса – 26 человек.
Экспериментальное исследование было проведено в период с января 2018 года по март 2018 года.
Есть приложения.
В работе можно изменить объект исследования (школу) и она подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогические основы развития пространственного мышления в процессе изучения геометрического материала 5
1.1 Сущность понятия «пространственное мышление» 5
1.2 Особенности развития пространственного мышления в младшем школьном возрасте 8
1.3 Роль геометрического материала в формировании пространственного мышления младших школьников 11
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию пространственного мышления младших школьников 14
2.1 Диагностика уровня развития пространственного мышления младших школьников в начальной школе 14
2.2 Приемы развития пространственного мышления детей младшего дошкольного возраста при изучении геометрического материала 19
Заключение 27
Список используемой литературы 28
Приложения 31


Пространственное мышление является умственной интеллектуальной деятельностью, обеспечивающей ребенку создание пространственных представлений и оперирование ими в процессе ориентирования и передвижений. В настоящее время в связи с внедрением ФГОС развитие мышления вновь выдвигается на первое место, однако и у учителей, и у психологов нет единого мнения о том, как на практике осуществлять развитие мышления учащихся, какие приемы, методы и средства для этого использовать, по каким критериям судить об эффективности достижения целей.
Перед учителями начальных классов стоит задача формирования у учащихся пространственных представлений, умений воспринимать как реальное, так и воображаемое пространство и ориентировать в нем.
В период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребенка, также этот период является сенситивным для развития пространственного мышления. Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки для развития пространственного мышления учеников. Такому развитию способствует изучение геометрического материала, связанного с алгебраическим и арифметическим материалом. Изучение геометрического материала обеспечивает числовую грамотность учащихся, дает им начальные геометрические представления, развивает пространственное мышление и пространственное воображение детей, формирует у них элементы конструкторского мышления и конструктивных умений.
В настоящее время существует противоречие между наличием разработанных методов и приемов формирования пространственного мышления в психологии и методике и отсутствием системы заданий, которая способствовала бы ее формированию у учащихся начальной школы. Отсутствие такой системы является причиной низкого уровня сформированности у выпускников начальной школы пространственного мышления, без которого нельзя говорить о полном развитии интеллектуальной сферы учащихся.
На основании всего вышесказанного можно заключить, что выбранная тема курсовой работы «Развитие пространственного мышления в процессе изучения младшими школьниками геометрического материала» является актуальной.
Цель исследования – разработка приемов формирования пространственного мышления младших школьников в процессе изучения геометрического материала.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
 изучить сущность понятия «пространственного мышления»;
 изучить особенности пространственного мышления детей младшего школьного возраста;
 определить роль геометрического материала в развитии пространственного мышления младших школьников;
 провести диагностику уровня сформированности пространственного мышления детей младшего школьного возраста;
 разработать приемы формирования пространственного мышления младших школьников с использованием геометрического материала.
Объект исследования – процесс формирования пространственного мышления младших школьников;
Предмет исследования – процесс формирования пространственного мышления младших школьников с использованием геометрического материала.
Методы исследования – анализ, обобщение, систематизация имеющегося материала, педагогический эксперимент.
Теоретическую базу исследования составили работы
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Важной частью интеллектуального развития ребенка является развитие пространственного мышления, так как процесс познания пространственных форм и отношений протекает у человека всю его жизнь, а целенаправленный смысл ему придаётся лишь при обучении в школе.
Особо важное значение в развитии пространственного мышления принадлежит математике, так как именно на уроках математики учащихся формируются такие знания о пространстве, как: форма, величина, положение в пространстве и пространственная связь.
Развитию пространственного мышления на уроках математики способствует, конечно же связанного с алгебраическим и арифметическим материалом, изучение геометрического материала. В ходе изучения элементов геометрии, у обучающихся начальных классов формируются навыки индуктивного мышления, воспитывается умение делать простейшие умозаключения.
Результаты опытно-экспериментального исследования показали, что 88% испытуемых определяют и называют форму объектов и их частей, расчленяют реальные объекты на части; обобщают объекты по признакам формы, структуры, пространственного расположения, но испытывают затруднения при оперировании объектами в пространстве и ориентации в пространстве в целом.
На основании полученных данных нами были разработаны приемы развития пространственного мышления младших школьников с использованием геометрического материала – сравнение и выявление свойств различных плоскостных и объёмных геометрических фигур, установление связи между ними, классификация.



1. Атаев, М.Ш. Методика формирования пространственного мышления младшего школьника при изучении элементов геометрии // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Уфа, 2016. – С. 3-6.
2. Байрамукова П.У. Методика обучения математике в начальных классах: курс лекций / П.У. Байрамукова, А.У. Уртенова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 299 с.
3. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и методика начального образования» / А.В. Белошистая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 455 с.
4. Вдовина О.Л. Формирование пространственного мышления младших школьников на уроке математики в рамках реализации ФГОС // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2017. – Т. 2. - № 4. – С. 19-22.
5. Горшкова, О.Д. Начальная школа. Математика. Нестандартные задания 1-4 классы / О.Д. Горшкова. – М.: Первое сентября, 2005. – 318 с.
6. Заика, Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников / Е.В. Заика, Н.П. Назарова, И.А. Маренич // Вопросы психологии. – 1995. –№1. – С. 41-45.
7. Зайцева С.А. Методика обучения математике в начальной школе / С.А. Зайцева, И.Б. Румянцева, И.И. Целищева. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 192 с.
8. Истомина, Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. Пособие для учителей. –М.: Просвещение, 1985. – 63 с.
9. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 288 с.
10. Каплунович, И.Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления / И.Я. Каплунович // Вопросы психологии. –1999. –№1. – С. 60-68.
11. Кожихова О.Н., Шумакова О.В. Развитие пространственного мышления младших школьников // Вестник научных конференций. – 2017. - № 3-3 (19). – С. 59-61.
12. Пичугин, С.С. Организация творческой работы с геометрическим материалом // С.С. Пичугин // Начальная школа. – 2007. – № 4. – С. 49.
13. Подходова, Н.С. Геометрия в развитии пространственного мышления младших школьников / Н.С. Подходова // Начальная школа. – 1999. –№1. – С. 90 – 92.
14. Практикум по методике преподавания математики в начальных классах: учебное пособие / Н. Б. Истомина, Л.Г. Латохина, Г.Г. Шмырева. –М.: Просвещение, 1986. – 175 с.
15. Пышкало, А.М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах. – М.: Просвещение, 1973. – 208 с.
16. Савка А.Я., Акпынар Л.М. Развитие пространственного мышления младших школьников в процессе ознакомления с геометрическим материалом // Перспективы развития науки и образования Сборник научных трудов по материалам XV международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.В. Туголукова. – М., 2017. – С. 59-61.
17. Старикова О. Развитие пространственного мышления младших школьников на уроках математики // Студенческая наука и XXI век. –2008. - № 5. – С. 338-342.
18. Сутягина, В.И. Функции геометрии в начальном обучении математике / В.И.Сутягина // Начальная школа. – 2002. – № 11.– С. 31.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования / под. ред. И.А. Сафронова, М.П. Антонова. – М.: Просвящение, 2014. – 48 с.
20. Шадрина, И.В. Принципы построения системы обучения младших школьников элементам геометрии / И.В. Шадрина // Начальная школа. – 2001. – №10. – С. 37 – 47.
21. Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах: Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 96 с.
22. Энциклопедический словарь юного математика / сост. А.П. Савин. – М.: Педагогика-пресс, 1997. – 359 с.
23. Якиманская, И. С. Развитие пространственного мышления школьников. – М.: Педагогика, 1980. – 239 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ