Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Приоритетные направления политики Великобритании в Африке в конце XX начале XXI вв.»

Работа №57522

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
348
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел 1. Африканская политика Т. Блэра (1997-2007гг.) 7
Раздел 2. Стратегия Блэра: "неоколониализм в новой упаковке" 25
Раздел 3. Региональные аспекты африканской политики
Великобритании 46
Заключение 79
Список использованных источников и литературы


После Второй мировой войны Великобритания перестала быть великой имперской державой, чему способствовал процесс деколонизации. Страна уступила свои позиции в мире, в первую очередь, США. С окончанием «холодной войны» радикально изменилось соотношение сил на международной арене. Политический удельный вес Великобритании возрос во многом благодаря внутриэкономической стабилизации страны при М. Тэтчер. Великобритания успешно вписалась в глобализационные процессы и стала одним из лидеров формирования международного экономического порядка на неолиберальных принципах. В итоге к 1997 г. сложились благоприятные условия для усиления влияния Великобритании в странах Юга в том числе, в Африке.
Приход к власти в 1997 г. лейбористкой партии во главе с Т. Блэром сопровождался переоценкой внешнеполитической стратегии, обусловленной стремлением нового кабинета обеспечить стране более достойное место в мире, лидирующую роль в международной политике.
Одной из своих внешнеполитических задач Великобритания объявила построение нового «безопасного, справедливого и преуспевающего мира» , основанного на демократических ценностях и позволяющего контролировать процессы глобализации. При этом было отдано предпочтение экономическим факторам построения справедливого мира. Лондон активно выступал за ревизию практики оказания помощи развивающимся странам, повышение ее эффективности, облегчение долгового бремени наименее развитых стран, за большую открытость экономик, либерализацию торговли и движения капиталов.
Вместе с тем, на этой основе лейбористы надеялись добиться сохранения и укрепления международных позиций Великобритании, защитить ее экономические интересы, в частности, обеспечить надежные источники поставки энергоносителей. Сказанное определило особое внимание к Африке, которую команда Блэра объявила региональным приоритетом своей внешней политики.
За десятилетие пребывания у власти «новых лейбористов» во главе с Т. Блэром заметно активизировалась политика Великобритании на Африканском континенте, особенно в ее бывших колониях. Однако влияние Великобритании в этот период стало распространяться и на страны, которые были ранее колониями других метрополий (например, Мозамбик, Раунда, Сенегал). Это нашло проявление
в развитии дипломатических, политических, экономических, военных и культурных связей с африканскими странами, в более активном участии Великобритании в урегулировании африканских конфликтов, в увеличении объемов помощи Африке, в энергичной поддержке программы НЕПАД.
Т. Блэр и его соратники разработали концептуальные обоснования обновления политики в отношении Черного континента, создали ряд новых институтов для активной реализации этой политики, сделали многое для того, чтобы африканские проблемы заняли более важное место в повестке крупных международных форумов (ООН, ВТО, ЕС).
Лондон предпринял ряд шагов с целью убедить Африку в том, что она находится в центре внимания британской политики. При этом упор был сделан на формирование взаимовыгодного партнерства на основе новой парадигмы поддержки усилий самих африканцев по созданию более благоприятного делового климата в Африке в рамках либеральной концепции глобализма, «Вашингтонского консенсуса» .
Актуальность _ работы
Исходя из всех перечисленных причин, актуальность теме исследования придает то обстоятельство, что политика Великобритании в Африке в период премьерства Т. Блэра не стала пока предметом комплексного исследования. В отечественной науке мало работ, специально посвященных этой проблеме, она рассматривается лишь в немногочисленных статьях в сборниках и периодической печати, в главах коллективных монографий.
Активизация британской политики на континенте в рассматриваемый период неоднозначна, деятельность Соединенного Королевства на этом направлении получает порой диаметрально противоположные оценки. В исследованиях мало внимания уделяется также восприятию африканскими странами британской политики на континенте.
Степень изученности проблемы
Степень изученности проблемы достаточно высока. Приоритетные направления внешней политики Великобритании в Африке в 1997-2007 гг. в той или иной мере рассмотрена многими авторами, в том числе она представлена в трудах Ломакина3, В.К., Кульковой О.С.4, Терентьева.5, под ред. Ал.А. Громыко6, Сенченко И.А., Хесина, Е.С .
Объект исследования
Объектом исследования дипломной работы является внешняя политика Великобритании.
Предмет исследования
Предметом - африканская политика Великобритании в 1997-2007 гг.
Цель р работы
Целью работы является изучение проблемы концептуального обоснования и осуществления на практике африканской политики трех кабинетов Т. Блэра в период с 1997 по 2007 гг. в отношении как континента в целом, так и ряда значимых для Великобритании африканских государств.
Задачи
Достижение поставленной цели сопряжено с необходимостью решения ряда
задач:
1. Исследовать африканскую политику Блэра (1997-2007 гг.).
2. Рассмотреть стратегию Блэра: «неоколониализм в новой упаковке» или настоящая помощь Африке?
3. Проанализировать региональные аспекты африканской политики Великобритании.
Хронологические _рамки исследования
Как уже упоминалось, хронологические рамки исследования охватывают период с 1997 по 2007 гг. Именно в это время активизировалась африканская политика Великобритании. Вместе с тем, обзорно рассмотрена и политика отдельных предшественников Т. Блэра на посту премьер - министра Великобритании в отношении Африки в период после окончания Второй мировой войны и вплоть до 1997г.
Методология исследования
3 Ломакин, В.К. Внешнеэкономическая политика Британии: [Монография] /В.К. Ломакин.-М.: ЮНИТИ, 2004.-287 с.
4 Кулькова О.С. Африканская политика Великобритании (1997-2012):[Монография]/РСМД, 2012.
5 Терентьев, А. Торийская внешняя политика Тони Блера /А. Терентьев //Мировая экономика и международные отношения /Рос. акад. наук.-М., 2005.-№9.-45-54
6 Великобритания. Эпоха реформ / под ред. Ал.А. Громыко. - М.: «Весь мир», 2007
7 Государство и право, история и культура Великобритании и США: Конспект лекций /И.А. Сенченко. -М.: Приор-издат, 2005.-255 с. ;
8 Хесин, Е.С. Великобритания: седьмой год подъема/ТМЭИМО - №8. - 2000. - С. 27-31.
При написании работы автор руководствовался принципами объективности и историзма и использовал методы сравнения, анализа и синтеза, исторической ретроспекции.
В работе были использованы такие источники, как официальные документы британского правительства (тексты соглашений, коммюнике по итогам визитов и другие источники), документы парламента, Министерства иностранных дел и по делам Содружества, Министерства обороны, Департамента международного развития и других ведомств, итоговый доклад «Наш общий интерес», подготовленный Т. Блэром Комиссией для Африки; предвыборные манифесты «новых лейбористов» и консерваторов, в которых формулируются задачи государства на международной арене; работы и выступления политических и государственных деятелей Великобритании. Автор использовал также документы лидеров африканских стран, а также документы и материалы международных организаций: документы ОЭСР, МВФ, Африканского союза и др.
Научная новизна
В представленной работе охарактеризованы как общие черты британской политики в Африке, так и особенности этой политики, нашедшие отражение в двусторонних отношениях Великобритании с рядом ключевых стран континента (ЮАР, Нигерией, Зимбабве). Анализируются новые тенденции британской политики этого периода, в частности, стремление Великобритании распространить свое влияние на бывшие колонии других метрополий в Африке. Исследование позволяет увидеть, как наследие «новых лейбористов» критически переосмысливалось с течением времени, как видоизменялась африканская политика Великобритании.
Научно-практическая значимость работы заключается в том, что оно базируется на анализе широкого круга источников, включающих британские документы. Их интерпретация, а также выводы и оценки автора могут быть использованы для дальнейших научных разработок особенностей внешней политики Великобритании. Материалы курсовой работы могут быть полезны при составлении учебных программ по истории Великобритании и по всемирной истории, а также при чтении лекций по этим дисциплинам.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Африканская политика Лондона в период премьерства Блэра породила много проблем. В 2000 г. началось противостояние Великобритании с режимом президента Мугабе в Зимбабве. Причиной явилось начавшаяся в Зимбабве «экспроприация» ферм, принадлежащих в большинстве случаев белым фермерам. Хозяйства последних подвергались разграблению, приходили в упадок, и те вынуждены были покидать страну. Англия в этой связи выразила протест руководству Зимбабве, обвинив его в нарушении прав человека и демократических принципов. В свою очередь, Зимбабве обвинила Великобританию во вмешательстве в ее внутренние дела. Последовал скандал со вскрытием британской дипломатической почты, отзывом английского посла и обменом резкими заявлениями с обеих сторон. После встречи в Каире в апреле 2000 г. британских дипломатов с Мугабе скандал слегка утих, однако затем вспыхнул вновь. В мае 200 г. Англия прекратила поставки оружия и оказания прочей военной помощи Зимбабве. В декабре 2000 г. Мугабе обвинил Великобританию в попытках дестабилизировать политическую обстановку в стране. А в феврале 2001 г. Хараре посетил представитель Консервативной партии по внешнеполитическим делам Фрэнсис Мод. По окончании визита он призвал к изоляции Мугабе и его правительства и приостановке членства Зимбабве в Содружестве наций ввиду осуществляемых в стране политических репрессий .
FCO Press Release, 11 January 2000.
Африка во внешнеполитических приоритетах России. М. 2002. С 37.
Однако, по сути своей, земельная реформа не имела однозначно негативный характер. Российский ученый Г.В. Шубин отмечал: «В Зимбабве 12 млн человек населения, и при этом, 4.5 тысячи семей белых фермеров (около 30 тысяч человек) контролировали 600 тыс. га (70%) самой плодородной земли. Есть и такие примеры: на одной ферме жила белая хозяйка, единственный сын которой учился в Англии. При наличии 5 тыс. га совершенно заброшенной в сплошных зарослях земли все ее хозяйство состояло из 10 коров. О таких случаях западные СМИ предпочитали помалкивать. Белые держались за землю не только из-за ее высокой рыночной стоимости (3 млрд. долларов), но и из-за того, что некоторые фермеры зарабатывали в год до 600 тысяч американских долларов. Черные же постарались заменить белых хозяев, поскольку те лишь управляли, а большинство агрономов и управленцев среднего звена были черные. У белых всю землю не отбирали - работай, сколько сможешь обработать, но с тобой будут работать другие» .
При этом можно считать, что отчасти правительство Блэра само спровоцировало такое поведение Мугабе, отказавшись от обещанных выплат на проведение земельной реформы. В ноябре 1997 г. британский министр по международному развитию К. Шорт написала письмо министру сельского хозяйства и земельному управления К. Канга. В нем она обосновывала отказ британского правительства соблюдать обязательства, взятые не себя его предшественниками в отношении финансирования земельной реформы в Зимбабве. «Я должна пояснить, что мы не согласны с тем, что Великобритания несет особую ответственность по возмещению стоимости приобретения земли в Зимбабве. Мы- новое правительство, состоящее из людей различного происхождения, не связанных с бывшими колониальными интересами. Я сама по происхождению ирландка, и, как Вы знаете, мы были колонизируемыми, а не колонизаторами». Она подчеркнула, что все прежние финансовые обязательства британского правительства теперь в прошлом.
Многие зимбабвийские и британские политологи посчитали это ставшее печально известным письмо знаком того, что «новые лейбористы» решили предать забвению свои обязательства, взятые в эпоху колониализма, и начать отношения с Зимбабве «с чистого листа».
В попытке защитить своих пострадавших граждан, Великобритания стала призывать к санкциям, которые были наложены ЕС и США, усугубив социально-экономические проблемы этого государства.
Со своей стороны, Мугабе выступил как критик колониализма и неоимпериализма Великобритании и Запада в целом, заявив, что Запад не имеет морального права критиковать Зимбабве, так как сам совершил множество преступлений ы отношении других народов. Мугабе назвал оппозицию правящей партии - Движение за демократические перемены - марионеткой Запада и отказался
признавать, что эта партия являлась выразителем взглядов определенной части населения
После того, как 11 сентября 2008 г. в Зимбабве было создано правительство национального единства, и премьер-министром стал оппозиционер М. Цвангираи, Британия признала наличие некоторых подвижек в экономике страны и начало рассматривать возможность ее возвращения в лоно Содружества при условии прогресса в ситуации с соблюдением прав человека.
В январе 2002 г. Мугабе объявил об отмене двойного гражданства с Великобританией. Это означало, что жители Зимбабве британского происхождения должны были выбрать себе гражданство. Большинство из них предпочли сохранить британское и юридические перестали быть зимбабвийскими гражданами . Из страны, отношениями с которой Великобритания традиционно дорожила в силу обладания последней богатейшими запасами минеральных ресурсов. Зимбабве превратилась в парию в глазах Великобритании и ряда западных стран .
В 2002 г. на Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге Мугабе описывал свою страну как все еще «оккупированную», резко осуждал политику Великобритании при Блэре и преподносил земельную реформу как защиту прав африканского населения. Он заявил, в частности: «Мы не возражаем, если санкции отдалят нас от Европы. Мы не европейцы. Мы не просили ни одного квадратного дюйма территории Европы. Так что, Блэр, оставь себе свою Англию и позволь мне сохранить Зимбабве.» На этом саммите мнение Мугабе поддержал и лидер Намибии С. Нуйома. Т. Мбеки также не однократно обвинялся в скрытом покровительстве Мугабе. На Йоханнесбургском саммите пламенная речь Мугабе снискала громкие аплодисменты представителей развивающихся стран и негодование - развитых. Это говорит о том, что Мугабе пользуется определенным авторитетом в Африке, несмотря на «перегибы» в его внутренней политике.
САДК и АС помогают стране в ее нелегком политико-экономическом положении. Одним из примеров такой взаимной поддержки и нового партнерского отношения африканских наций друг к другу является отказ африканцев участвовать в саммите ЕС - АС в Лиссабоне в случае запрета на участие в нем Мугабе.
Критические высказывания Блэра в адрес Мугабе в основном касаются нарушения им прав человека, ухудшения социально-экономической ситуации в стране и, конечно, обстоятельств земельной реформы. Мугабе демонизируется британскими и - в целом - западными СМИ (хотя объективные поводы для критики зимбабвийского лидера и его политики конечно, существует); при этом в Африке его образ не столь однозначен. В действиях Великобритании по отношению к Зимбабве многие рядовые африканцы, да и политические деятели видят «отголоски
колониализма». Для западного мира он- диктатор, не соблюдающий демократические нормы и нарушающие права человека, а для многих африканцев- борец за свободу и право коренного населения Зимбабве.
Несмотря на усилия Блэра по мобилизации африканских лидеров против режима Мугабе, почти все они раньше или позже в сдержанной или более экспрессивной манере ответили отказом, тем самым соглашаясь с Мугабе, обвиняющим Великобританию в неоколониалистических устремлениях. Во многом поэтому Блэру за все время пребывания у власти так и не удалось добиться разрешения «зимбабвийской проблемы» и ухода Мугабе.
Особенно активно по проблеме Зимбабве Великобритания вела переговоры с ЮАР, причем между странами были разногласия на этой почве. На совместной конференции 24 мая 2006 г. Мбеки и Блэр достигли соглашения о том, что они поддержат инициативу генсека ООН К. Аннана о помощи испытывающей трудности экономике Зимбабве в обмен на проведение экономической и политической реформ. Одной из целей этого плана было предотвратить дальнейшую национализацию: Мугабе нацеливался на зарубежные горнодобывающие компании, многие из которых являются дочерними предприятиями британских и южноафриканских компаний .
Во время своей последней встречи с Мбеки Блэр выразил уверенность в готовности последнего заниматься делом Зимбабве. Эксперты журнала «Африка
Конфиденшл» отмечают, что это выглядело признанием ограниченности
180
возможностей западной политики .
В июне 2007 г. влиятельный лондонский Институт международного развития провел закрытый семинар относительно возможностей политики в отношении Зимбабве, включая расширение помощи стране через посредников (ЮАР и Китай) и увеличение целевой помощи развитию при посредничестве ООН и других международных организаций. По данным «Африка Конфиденшл» подобные предложения вкупе с идеями сотрудничества в вопросе земельной реформы кулуарно обсуждались и в правительстве, хотя официально это отрицалось. Однако надежды Мугабе на новый поворот в англо-зимбабвийских отношениях с уходом Блэра не оправдались: его линию в этом конфликте продолжил Браун.
Зимбабвийский журналист Маквания отмечал в своей статье «Наследие Блэра: остракизм Мугабе был ошибкой», что агрессивное отношение Великобритании к Зимбабве якобы из-за нарушений прав человека на самом деле имело более прозаические причины - захват принадлежавших в основном белых коммерческих ферм. «Я говорю об этом так как, когда Мугабе совершил одно из худших злодеяний когда-либо виденных Африкой в Матабелеленде, Британия принимала его с энтузиазмом и даже даровала рыцарское звание. Поэтому ясно, что британские
жалобы на Мугабе гораздо более связаны с земельным вопросом чем с нарушением прав человека, о которых англичане продолжают твердить ежедневно.»
Зимбабвийский ученый Чигора считает столкновение между Зимбабве и Великобританией результатом конфликта ценностей и национальных интересов двух государств в постколониальном мире. Он отмечает, что внешняя политика Зимбабве с момента обретения ею независимости в общем оставалась довольно последовательной: ее целями были обеспечение безопасности, престижа, экономического процветания страны, сохранения ее независимой позиции в международных делах. Для этого Зимбабве старалась координировать свою политику с государствами-единомышленниками, получая их поддержку. Ярким примером такого союзника стала Намибия.
Следует учесть, что внешняя политика Зимбабве, наиболее ярким выразителем которой является сам Мугабе, все же формируется не им одним, вклад в нее вносят и другие члены правительства страны, представители общественности, академических кругов. Зимбабве не только негативно реагирует на предъявляемые ей претензии, о чем свидетельствует заключенное в 2001 г. соглашение в Абудже, в соответствии с которым правительство было вынуждено признать, что не будет
дальнейших оккупаций, ферм и согласилось с рядом других выдвигаемых ему
181
условий .
Следует Признать, что бывшая метрополия как до так и после обретения независимости ее бывшей колонией приложила все усилия для консолидации гегемонии белого меньшинства, и именно в этом корни всех последующих проблем. Вместе с тем, земельный вопрос практически не обсуждался с момента Ланкастерского соглашения и в плоть до демарша Шорт в 1997 г., хотя зимбабвийская сторона неоднократно начиная с 1992 г. призывала Великобританию возобновить диалог по этому вопросу, но последняя постоянно откладывала дело в долгий ящик.
По мнению Чигоры, несмотря на ошибки Мугабе, главным вопросом остается, признает ли Великобритания публично свою историческую роль в урегулировании земельного кризиса в Зимбабве, признает ли свой отказ от выполнения ланкастерского соглашения.
Конфликт Великобритании и Зимбабве - пишет он, отражает проблему взаимоотношений бывших метрополий со своими колониями в постколониальную эпоху. Это означает, резюмирует автор статьи, моральное обязательство Запада выплачивать компенсацию и не только белым фермерам, но и африканцам, которые годами были лишены важных ресурсов в силу колониализма .
Chigora P. Op. Cit. P. 63. Chigora P. Op. Cit. P. 67. 
Таким образом, история Зимбабве дала Великобритании и Западу в целом повод задуматься о продуктивности агрессивной политики конфронтации, санкций, демонизации. Если примеру Зимбабве последуют и другие страны Юга, то глобальный баланс сил может сместиться в сторону Китая, получающего все больше и больше африканских ресурсов . Американский экономист и политолог, журналист Ф.У. Энгдаль отмечал в своей статье самый большой грех Мугабе, что хром, медь, золото, огромный энергетический потенциал и обширные запасы угля являются предметами интереса для Вашингтона и Лондона, а также для Пекина в Зимбабве. «Роберт Мугабе подвергается усиливающимся атакам со стороны Запада, особенно- Англии, включая серьезные экономические санкции, предназначенные для того, чтобы поставить страну на грань разорения и чтобы заставить его открыть экономику для иностранных инвестиций. Как ни странно, разногласия не так уж отличаются от эпохи Яна Смита: контроль Лондона и Вашингтона над ресурсами богато страны и попытки Зимбабве сопротивляться этому контролю. ». «... Пока страной управляет неуступчивый Мугабе, не англо-американцы, а скорее китайцы являются привилегированными бизнес-партнерами в Зимбабве. Это и является величайшим грехом Мугабе - обращение к Востоку, а не к Западу, за получением экономической и инвестиционной помощи. »
Политику Блэра в отношении режима Мугабе можно назвать неуспешной. В о многом противостояние стран было вызвано не дальновидными действиями правительства «новых лейбористов», его нежеланием идти на уступки, достигать согласия, учитывать отличное от собственного мнения африканских стран, в особенности соседей Зимбабве, по данной проблеме. Блэр избрал тактику давления на режим Мугабе - экономического, политического, информационного. Есть сведения, что Британия поддерживала оппозиционное Движение за демократические перемены Цвангираи, который в 2008 г. вошел в коалиционное правительство в качестве премьер-министра.
Африканские страны в большинстве своем объединились в поддержке Зимбабве, в адрес Блэра зазвучали обвинения в неоколониалистических амбициях, и ему пришлось считаться с этой мощной силой, вследствие чего за время его пребывания у власти британскому правительству не удалось добиться желательного разрешения давнего конфликта. Сама же Зимбабве выбрала стратегию ухода из сферы западного влияния, предоставляя все больше экономических возможностей на своей территории Китаю и активно сотрудничая с ним в политической сфере. Для Великобритании, заинтересованной в минерально-сырьевых и земельных ресурсах Зимбабве, это стало неприятным свидетельством возрастающей самостоятельности режима Мугабе.
Chigora P. Op. Cit. P. Didmus Dews D. Op. cit. P. 98. Engdahl F.W. Mugabe's Biggest Sin//21 October 2008. Engdahl F.W. Op. cit. 
Заключение
Африканское направление в период пребывания у власти Тони Блэра в качестве премьера (1997 - 2007 гг.) заняло важное место во внешней политике Великобритании и отражало возрастающую значимость Африки в международных отношениях.
Акцент Великобритании на проблемы Черного континента обусловливался практическими интересами (заинтересованность в получении африканских ресурсов), идеологическими мотивами, а в случае Т. Блэра - еще и личными этическими и политическими взглядами нового премьер-министра. Многие идеи лейбористской политики предполагалось наиболее эффективно донести до мировой общественности на примере взаимодействия с Африкой.
Африканская политика «новых лейбористов» во многих принципиальных моментах учитывала наследие предшественников Блэра на посту премьер-министра Великобритании, независимости от их партийной принадлежности (У. Черчилля, К.Р. Эттли, Г. Макмиллана, Г. Вильсона, М. Тэтчер. Д. Мейджора.) Историческая память о колониальном прошлом - важный фактор политического взаимодействия африканских стран с Лондоном. Вместе с тем, период колониализма заложил ряд мин замедленного действия в отношения Великобритании с континентом, которые пришлось решать правительству Блэра, и потенциал негативного воздействия многих проблем, уходящих корнями в прошлое, на сегодняшний день еще далеко не исчерпан.
На формирование стиля и особенностей внешней политики страны при Т.
Блэре значимую роль сыграли концепции «нового либерального империализма», «третьего пути», «англобализации» о роли Британской империи в формировании современной мировой политико-экономической системы, где Африке отведена подчиненная роль о необходимости более глубокого познания африканской политики, экономики и культуры. Концептуальная основа политики «новых лейбористов» включала призыв к новому партнерству с Африкой, «моральный контракт», согласно которому африканские государства берут на себя ответственность за собственное развитие, а глобальное сообщество - помощь им при условии, что те будут следовать по пути мира, демократии, экономической либерализации. Важный отличительный момент - признание допустимости гуманитарной интервенции в несостоявшиеся государства, неспособные справиться с хаосом. В основу новой внешнеполитической стратегии была положена концепция «третьего пути», а также идеи «модернизации» политики и создания нового имиджа Великобритании. Одним из важных направлений британской идеологической мысли стало возрождения идеи «либерального империализма», возникшей во второй половине XIX века для характеристики колониальной практики Великобритании. Широкая опора на работы экспертного сообщества придала «африканской доктрине Блэра» определенную научную солидность, обоснованность обусловила ее поддержку со стороны значительной части интеллектуальной общественности Англии и африканских стран.
В рамках обновления инструментария африканской политики важным шагом администрации Блэра стало создание новых правительственных и аналитических структур, сфокусированных на решении африканских проблем, ставших основой для успешной реализации новых идей (Департамент международного развития, Комиссия для Африки, подготовившая масштабный доклад о путях решения проблем континента, Пул по предотвращению конфликтов в Африке). Усилия Блэра способствовали привлечению внимания к Африке британской и мировой общественности, вынесению африканских проблем на обсуждение в рамках международных форумов. Была повышена ответственность министров трех кабинетов Блэра, расширены контакты на высшем и высоком уровнях.
Важной составляющей африканской политики Великобритании стало ее экономическое измерение. При Блэре оно выражалось в увеличении объемов помощи африканским странам, списании долгов, усилиях Великобритании по созданию благоприятных условий доступа африканских товаров на международные рынки. Вместе с тем, помощь зачастую была обусловлена соблюдением определенных политических условий африканскими странами. Правительство Блэра широко использовало арсенал политических методов поддержки крупного британского бизнеса, действующего на африканском континенте в области разведки и разработки африканских месторождений минерального сырья.
Одним из ключевых направлений африканской политики Блэра являлась ЮАР. Поддерживая достаточно тесные отношения с этим субрегиональным центром силы, кабинет Блэра стремился обеспечить себе благоприятное поле внешнеполитической активности в пределах не только юга Африки, а учитывая растущий вес и влияние ЮАР, - и на всем континенте.
Великобритания проявляла особую заинтересованность в развитии стабильных отношений с Нигерией - крупнейшим в Африке к югу от Сахары поставщиком ей нефти и вторым по величине (после ЮАР) рынком для британской продукции на континенте. С приходом к власти в 1999г. О. Обасанджо, демонстрировавшего образ лидера, который Тони Блэр стремился популяризировать в Африке, межгосударственное взаимодействие стало более стабильным. В англо-нигерийских отношениях был сделан упор на экономический аспект. Великобритания остается одним из крупнейших инвесторов Нигерии.
В числе проблем африканской политики кабинета Блэра-противостояние Великобритании с режимом президента Р. Мугабе в Зимбабве. Несмотря на усилия Блэра по мобилизации африканских лидеров против режима Р.Мугабе, почти все они приняли сторону последнего, обвинив Великобританию в неоколониалистских устремлениях. «Новые лейбористы» не учли в достаточной степени реалии африканской политики, во многом, поэтому Блэру за всё время пребывания у власти так и не удалось добиться желательного для него разрешения зимбабвийской проблемы и ухода Мугабе. Столкновение между Зимбабве и Великобританией- результат конфликта ценностей и национальных интересов в постколониальном мире. Оно продемонстрировало, что Англия будет защищать свои интересы и интересы своих граждан, что не всегда совместимо с африканскими позициями.
Размышляя о том, что же представляла собой африканская политика Т. Блэра: «неоколониализм в новой упаковке» или реальную помощь Африке, можно прийти к выводу, что в этой политике было и то, и другое. Благодаря двусторонним контактам и работе в Содружестве сохранялись партнёрские отношения с африканскими странами, хотя в них было немало проблем. Образ Великобритании как «спасительницы» Африки формировался Блэром и его окружением как важный элемент позитивного международного имиджа страны; этот образ помог повысить привлекательность африканской политики Великобритании в глазах африканцев. Одним из главных факторов, обусловивших активизацию политики Великобритании на континенте, явилось обострение конкурентной борьбы за доступ к африканскими минерально-сырьевым ресурсам в начале ХХ! века. В целом, политика Блэра внесла заметный вклад в укрепление британских позиций и влияния на континенте, что наблюдается и по сей день. Англия при Блэре стала активно бороться за свои интересы на континенте против новых и старых конкурентов, и накал этой борьбы не ослабевает.
Таким образом, данная работа позволяет проследить нюансы формирования и развития африканской политики Великобритании за период около десяти лет, что не может не быть интересным всем, кто интересуется перипетиями британской внешней политики, историей этой удивительной страны, а также всем, кому небезразличны судьбы Африки в глобализирующемся мире.



1. Борьба с инфекционными болезнями. Документ саммита «большой восьмерки». Санкт-Петербург 16 июля 2006 года. - [Электронный ресурс].-URL: http://g8russia.ru/doc/10.html (дата обращения 09.01.2017);
2. Заключительный доклад Хайлигендаммского процесса. - 9 июля 2009 г., -[Электронный ресурс].-URL: http://news.kremlin.ru/ref notes/10. (дата обращения
06.02.2017) ;
3. Заявление председателя саммита «Группы восьми» (Глениглс, 8 июля 2005 года) - [Электронный ресурс].-URL:
http://g8russia.ru/g8/history/gleneagles2005/1/ (дата обращения 10.02.2017);
4. Active Diplomacy for a Changing World. The UK’s International Priorities. March
2006. [Electronic resource].-
URL: www.fco.gov.uk/resources/en/pdf/pdf9/fco strategy2006fulldoc (дата обращения
07.03.2017) ;
5. Afrika Conflict Prevention Pool. The UK Sub-Saharan Strategy for Conflict Prevention. 2001. [Electronic resource].-
URL: http://www.parliament.uk/deposits/depositedpapers/2008/DEP2008-1879.doc. (дата обращения 07.11.2016);
6. “All aboard the Third Way”. Interview with A. Giddens//BBC. - 19 March 1999. - [Electronic resource].-URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk news/politics/298465.stm (Дата обращения 14.02.2017)
7. “Ambitions for Britain”. 2001 Labour Party General Election Manifesto.
8. Blair T Speech: ‘’Doctrine of the International community’’ at the Economic Club, Chicago. -24 April 1999. - [Electronic resource].-
URL: http://keeptonvblairforpm.wordpress.com/blair-spech-transcripts-from-1997- 2007/#chicago (дата обращения 07.01.2017)
9. “Britain forward not back”. 2005 Labour Party General Election Manifesto.
10. Cost of Libya Operations. - [Electronic resource].-URL: http://www.mod.uk/Defencelnternet/DefenceNews/DefencePolicvAndBussines/CostOfLib yaOperations.htm (дата обращения 01.02.2017);
11. “Darfur, Sudan: The responsibility to protect”. House of commons International Development Committee Fifth Report of Session 2004-05. Volume I. P.40.- http:/www.responsibilitytoprotect.org/files/House of Commons_
SudanandR2P_16Mar2005.pdf
12. DFID. Key achievements -[Electronic resource].-URL: http://www.dfid.gov.uk/About-DFID/Ouick-guide-to-DFID/Kev-achievements (дата обращения 07.11.2016);
13. “New Labour because Britain deserves better”. 1997 Labour Party General Election Manifesto.
14. “The Africa Conflict Prevention Pool. An Information Documents. A Joint UK Government Approach to Preventing and Reducing Conflict in Sub-Saharan Africa”. DFID, 2004.
15. “Delivering Security in a Changing World”. Ministry of Defense, Cm 6041-1- December, 2003, - [Electronic resource].-URL:
http://www.mod.uk/linked files/publications/whitepaper2003/volume1 .pdf.
(дата обращения 02.03.2017);
16. Deputy President Phumzile Mlambo - Ngcuka to pay Working Visit to London. -[Electronic resource].-URL: http://www.dfa.gov.za/docs/2006/uk1206a.htm (дата обращения 07.04.2017);
17. Deputy President Phumzile Mlambo - Ngcuka to Visit Scotland and London. - http://www.dfa.gov.za/docs/2006/scot0528.htm
18. Energy White Paper “Our energy future - creating a low carbon economy’’ - February 2003. - [Electronic resource].-URL:
http://www.managenergy.net/download/r 189.pdf (дата обращения 20.03.2017);
19. Excerpts from Mugabe’s address //BBC. - 2 September 2002. - [Electronic resource].-URL: http: //wwwnews .bbc.co.uk/2/hi/africa/2232156.stm (дата обращения
17.02.2017) ;
20. Ex-PM Major’s regret over Africa. - 6 July 2005. - [Electronic resource].-URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk news/politics/4654925.stm. (дата обращения 10.05.2017);
21 .In full. Tony Blair’s Africa speech. 31 May 2007. - [Electronic resource].-URL: http://news.bbc.co.uk/2/hl/uk news/politics/6708917.stm (дата обращения 14.05.2017);
22. Keeping our promises on the MDGs: DFID’s progress so far. Aid, Trade, Growth & Global Partnership. - [Electronic resource].-URL:
http://www.dfid.gov.uk/mdg/progress-07.asp (дата обращения 14.11.2016);
23. Lancaster House Agreement.
24. Macmillan H. “Wind of Change” speech. 3 February 1960. -[Electronic resource].-URL:
http//africanhistory.about.com/od/eraindependence/p/wind_of_change2.htm (дата обращения 10.11.2016);
25. OECD Data «DAC2a ODA Disbursements»,- [Electronic resource].-URL: http://states.oecd.org/qwids (дата обращения 18.12.2016);
26. Our Common Interest. Report of the Commission for Africa. L. 2005. — [Electronic resource].-URL: http://allafrica.com/sustainable/resources/view/00010595.pdf (дата обращения 13.01.2017);
27.Schiendorfer A. ‘’Africa - a Forgotten Continent’’ - interview with Sir John Major for Credit Suisse Online Publications. - 5 May 2008. - [Electronic resource].-URL: http://news.bbc.co.uk/2hi/uk_news/politics/4654925 (дата обращения 12.05.2017);
28. Speech by the Prime Minister Tony Blair at the Millennium Summit of the United Nations. New York, 6 September, 2000.
Литература:
1. Абрамова И. О., Фитуни Л.Л., Сапунцов А.Л. «Возникающие» и «несостоявшиеся» государства в мировой экономике и политике. М. 2007.
2. Ананьева Е. В «Тихая революция» Т. Блэра//Актуальные проблемы стран Европы: Учебное пособие. М., 2001.
3. Англия: Блэр покаялся за участие Великобритании в работорговле// New Африка.
- 20 марта 2007 г. - [Электронный ресурс].-URL:
http://www.newafrica.ru/newsdayly/061127.htm (дата обращения 07.04.2017);
4. Архангельская АА. Внешняя политика ЮАР (1994-2004гг.)
5. Африка во внешнеполитических приоритетах России. М., 2003.
6. Бондаренко Д.М. Теория цивилизаций и динамика исторического процесса в доколониальной Тропической Африке. М., 1997.
7. Бражкина А. Тони Блэр уходит в Африку// Новая Африка. - 13 мая 2007 г. - [Электронный ресурс].-URL: http: //www. newafrica. ru/anonses/070512/bl air. htm (дата обращения 05.02.2017);
8. Вайнс А., Каргилл Т. Новая лейбористская политика в Африке: согласованность или беспорядок?// Азия и Африка сегодня. - 2006. - №6. - С.53 - 56.
9. Васильев А. М. Африка - падчерица глобализации. М., 2003.
10. Великобритания: эпоха реформ. Под ред. Ал. А. Громыко. - М.: Весь мир, 2007.
- 536 с. - С. 341.
11. Великобритания: эпоха реформ. Под ред. Ал. А. Громыко. - М.: Издательство «Весь мир», 2007. - С. 423.
12. Вишневский М. Л. Африканская империя в Африке миф или реальность? М.,
2007.
13. Высоцкая Н. И. Африканская политика Франции (конец ХХ - начало XXI вв.). Очерки. М., 2006.
14. Гевелинг Л.В. Клептократия. Социально-политическое измерение коррупции и негативной экономики. Борьба африканского государство с деструктивными формами организации власти. М., 2001.
15. Громыко Ал. А. Тони Блэр десять лет во главе Британии// «Современная Европа». - 2007. - N 3.
16. Громыко Ан. А. Метаморфозы. М., 2002.
17. Давидсон А. Статья «Британская империя/ Энциклопедия «Кругосвет» - [Электронный ресурс].-URL: http//
slovari/Yandex.ru/dict/krugosvet/article/8/85/101/1778 (дата обращения 05.03.2017);
18. Капитонова Н.К. Приоритеты внешней политики Великобритании, 1990-1997 гг./ Ред. Совет: А.В. Торкунов и др.; Соск. Гос. Ин-т междунар. Отношений (ун-т). - М.: РОССПЭН, 1999.
19. Киплинг Р. Бремя белого человека (1899). Перевод В. Топорова/
20. Киплинг Р. Рассказы; Стихотворения: Пер. с англ. М., лит., 1989.
21. Кулькова О.С. Африканская политика Великобритании (1997-2012 гг.) [Монография] М. РСМД -2012. 200 с.
22. Милин Н.Н. «Третий путь» Тони Блэра//Международная жизнь. 1997. №7. С. 48.
23. Политика Англии в Африке/ Отв. Ред. Г.Л. Бондаревский. - Институт народов Азии АН СССР - М. Науку, 1967 г. - 260 с. - С.4.
24. Субботин В.А. Великобритания и ее колонии. Тропическая Африка в 1918-1960 гг., М., 1992. С. 170.
25. Africa South of the Sahara. London and New York. 2000-2005
26. The African Development Bank Group. - -[Электронный ресурс^-URL: http://www.afdb.org/events/speech.gov.chinaam. 2004 e.htm (дата обращения
02.03.2017) ;
27. Brainwave R Mumba. Sr. Mugabe’s Spin on White Supremacy Highly Flawed - The Brits are More Sincere// The Zambian Chronicle. - 2007. - [Электронный ресурс^-URL: http//zambianchronicle.com//cat=404 (дата обращения 01.05.2017);
28. BP Statistical Review of World Energy. L
29. Carroll R. Mbeki attacks “racist” Churchill // The Guardian. - 5 January 2005. - [Электронный ресурс^-URL:
http//www.guardian.co.uk/world/2005/j an/05/southafrica.sudan (дата обращения
16.05.2017) ;
30. Dowden R. A stony reminder of how Churchill betrayed black Africa. Two incongruous neighbours for the new Mandela statue// The Times. - 29 August 2007. - [Электронный ресурс].-ШГ:
http://www.timesonline.co.uk/tol/comment/columnists/guest contributors/article2343767. ece (дата обращения 16.01.2017);
31. Melvem L. A People Betrayed: The role of the West in Rwanda’s genocide (Zed Books, London, 2008). Mark Curtis, ‘Britain’s bit part in Rwanda’s tragedy’, Africa Analysis. 27 (January 1995), p. 25; idem, The great Deception: Anglo-American power and world order (Pluto Press, London, 1998); idem, The Web of Deceit. Pp.357-361.
32. Melvern L., Williams P. Britannia waived the rules: the Major government and the 1994 Rwandan genocide//African Affairs. - 2004. - Vol. 103. - № 410. - Pp. 1-22. - P.S. - [Электронный ресурс].-ШГ: http://afraf.oxfordjournals.org/cgl/reprint/103/410/1 (дата обращения 21.01.2017);
33. Quinault R. Churchill and black Africa// History today. - L., 2005. - Vol. 55(6). - P. 31-36.
34. Stephens Ph. Tony Blair: The price of leadership. - L.: Politico’s. 2004. - P. 145.
35. Thorpe A. A History of The British Labour Party. L., 2001.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ