Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Национальная политика советского государства: современные оценки (Сибирский институт бизнеса и информационных технологий)

Работа №57459

Тип работы

Контрольные работы

Предмет

история

Объем работы19
Год сдачи2018
Стоимость200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
189
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Текст работы имеет одинарный интервал (требование заказчика).
Введение 3
1. Предпосылки образования СССР. Основные принципы национальной политики Советской власти 4
2. Национальная политика советского государства и ее противоречия 5
3. Культурно-национальная политика в СССР: проблемы современного анализа… 11
Заключение 16
Библиографический список 18


Болезненность и острота отношений между нациями не являются исключительной особенностью нашей, советской жизни, - она и сейчас видна во всем мире. И мы можем попробовать понять свои проблемы, только осознав их как преломление на нашей почве общих для всего человечества закономерностей.
В ситуации с формированием новой национальной политики власти предпочитали сохранять внешнюю стабильность, избегая резких движений, диалога с национальной интеллигенцией, работы с молодежью. Проблемы, которые реально существовали уже несколько десятилетий, загонялись внутрь системы, хотя единственный способ их излечения требовал совершенно иных по характеру действий. Нарыв, рано или поздно, должен был вскрыться, но даже тогда масштабы и характер болезни так и не были оценены в необходимой степени.
Национальная политика в СССР, осуществлявшаяся по «остаточному принципу» была противоречива по определению. Сейчас многие современники тех событий, бывшие партийные начальники, сотрудники специальных служб, журналисты и писатели пытаются найти внешнее объяснение фактору обострения национальных противоречий.
Цель данной работы состоит в изучении вопроса национальной политики советского государства.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1) описать предпосылки образования СССР; раскрыть основные принципы национальной политики Советской власти;
2) изучить национальную политику советского государства и ее противоречия;
3) описать культурно-национальную политику в СССР: проблемы современного анализа.
Объектом исследования является национальная политика советского государства.
Предметом исследования является национальная политика советского государства: современные оценки.
Методологическую базу исследования составили: метод синтеза и анализа, сравнительный, исторический, логический.
Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых как: Е.Ю. Алферова, Н. Барон, Э.Г. Вартаньян, А.Г. Галлямова, С.В. Гатаулина, И.А. Голикова, Д.Ю. Гаврицков, С.П. Епанчинцев, В.А. Козлов, Г.Е. Корнилов, А.Е. Кузьмин А.Е., В.И. Мусаев, И.В. Нам, Р.Г. Пихоя, М.Ф. Полынов, А.В. Пыжиков, В.В. Романова, З.А. Салахбекова, Т.М. Смирнова, Р.Б. Хаплехамитов, Р.И. Хасбулатов, Н.И. Чебоксаров, И.А. Чебоксарова.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате написания данного исследования на тему: «Национальная политика советского государства: современные оценки» можно сделать следующие выводы:
1) Предпосылки образования СССР делятся на: 1) идеологические; 2) политические; 3) экономические 4) культурные. Потребность к объединению диктовалась также общностью исторических судеб народов многонационального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей.
2) Целенаправленное формирование советского народа, общности, по определению надэтничной, нивелировало национальную специфику отдельных народов СССР. В массовом сознании на протяжении нескольких поколений утверждалась, причем посредством институционального воздействия, дихотомия «мы — они» на государственно-идеологической основе («мы» - советские люди, «они» — не советские, хуже того, возможно и антисоветские).
3) Политическое единство народов, так же как и «общность черт» их духовного облика не помешали им, тем не менее, спустя год после публикации справочника с завидной готовностью «уединиться» в своих национальных государствах, хотя эксперимент по формированию советского народа, начатый еще в двадцатые годы XX в, расценивался как величайшее достижение ленинской национальной политики.
4) Определяющим фактором, постепенно разрушавшим целостность Союзного государства, стала национальная политика как способ управления национальными процессами в многоэтническом государстве, способ контроля над ними. Она должна быть не только одним из приоритетов государственного строительства, но и носить целостный опережающий события характер, учитывать специфику национального самосознания народов, населяющих это государство. Между тем национальная политика в СССР даже с началом перестройки в целом не соответствовала ни одному из названных критериев: те или иные действия следовали, причем с опозданием, за событиями, а не предвосхищали их, взаимно противоречили друг другу (в частности, политика «заигрывания» с прибалтийскими республиками, сменившаяся попыткой жесткого давления в январе 1991 г.), исходили из представлений о некоем усредненном советском человеке, лишенного и национальных чувств, и национальных предрассудков, и исторической памяти.
5) Среди проблем истории России, которые подверглись переосмыслению как в рамках новых парадигмальных (цивилизационного, культурологического и др.) подходов, так и в результате создавшихся благоприятных условий публикации новых архивных источников и мемуаров, оказалась и проблема культурно-национальной политики Советского Союза. В постсоветский период историки исследовали, прежде всего, вопросы национального строительства, депортации народов СССР, истории национальных меньшинств. Эти проблемы были теснейшим образом связаны с более глобальной исторической катастрофой - распадом СССР. В большей мере национальная политика Союза ССР некоторыми авторами стала рассматриваться как фактор распада страны. Историки обратили внимание на соотношение политических и национальных факторов в распаде СССР, роль этнонационализма, рассмотрели национальный состав руководящих органов страны.
6) Большинство исследователей единодушны во мнении, что в предвоенный период превалировал классовый подход в сочетании с прагматизмом развертывания мировой революции. Впоследствии такая политика прагматизма сменилась на политику безопасности границ государства в связи с линией правящей партии построения социализма в одной стране. Поэтому депортации коснулись первоначально приграничных народов.
В период «оттепели» культурно-национальная политика характеризуется некоторой либерализацией на фоне усиления борьбы с религией и неукоснительного соблюдения ранжирования народов. Для брежневского периода характерна политика замалчивания и сглаживания, что впоследствии сказалось в период ослабления коммунистической партии.



1. Алферова, Е.Ю., Голикова, С.В., Епанчинцев, С.П., Корнилов, Г.Е., Кузьмин А.Е., Оруджиева, А.Г. Этнодемографическое развитие Урала в XIX-XX вв. - Екатеринбург, 2000. – 202 с.
2. Барон, Н. Региональное конструирование Карельской автономии// История и право. - 2002. - № 2. - С. 279- 283.
3. Буханцов В.В. Государство в системе национальной идеологии // Социология. – 2015. № 4. С. 61-64.
4. Вартаньян, Э.Г. Российская империя, СССР и национальный вопрос в Закавказье // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 11. - С. 270-275.
5. Гаврицков, Д.Ю. Национальный вопрос и национальная политика в СССР в зарубежной литературе // Вестник Дона. - 2014. - № 3. С. 83-87.
6. Галлямова, А.Г. История Татарстана: модернизация по-советски (вторая половина 1940-х - первая половина 1980-х гг.). - Казань: Магариф, 2010. - 223 с.
7. Гатаулина, И.А. НЭП в Поволжье: из опыта регионального реформирования. - М.: Наука, 2002. - 543 с.
8. Гросул, В.Я. Образование СССР (1917–1924 гг.). - М.: ИТРК, 2007. - 216 с.
9. Исаев, И.А. История государства и права России: Учебник. - М.: Проспект, 2011. – 420 с.
10. Козлов, В.А Неизвестный СССР. Противостояние народа и власти 1953-1985 гг. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. - 448 с.
11. Михайлова, Н.В. История отечественного государства и права. Курс лекций. - М.: МосУ МВД России, 2010. – 200 с.
12. Мусаев, В.И. Политическая история Ингерманландии в конце XIX-XX веке - СПб.: 2001. – 193 с.
13. Нам, И.В. Страницы истории общественного самоуправления у корейцев русского Дальнего Востока // Диаспоры. - 2001. - № 2. – 280-291.
14. Пихоя, Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991. - Новосибирск: Хронограф, 2000. 412 с.
15. Пихоя, Р.Г. Под знаком Сталина. - М.: Русь-Олимп, 2009. - 256 с.
16. Полынов, М.Ф. Проблемы и противоречия в развитии национальных отношений в СССР в 70-х - первой половине 80-х гг. // Общественная среда развития. -2008. - № 2. - С. 3-8.
17. Пыжиков, А.В. Хрущевская «оттепель». - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 511 с.
18. Романова, В.В. Власть и евреи на Дальнем Востоке: история взаимоотношений (вторая половина XIX -20-е годы XX в.). - Красноярск, 2001. – 200 с.
19. Салахбекова, З.А Власть и мусульманское духовенство Дагестана: история взаимоотношений (1920-1940 гг.). – Махачкала, 2003. - 200 с.
20. Смирнова, Т.М. Национальность - питерские. Национальные меньшинства Петербурга и Ленинградской области в XX веке. - СПб, 2002. – 192 с.
21. Туев, В.А. Методологические проблемы идеологии российского общества // Известия Байкальского государственного университета. – 2017. № 1. С. 37-41.
22. Хамхоев, Р.М. Национальная политика в РСФСР // Социология власти. 2011. № 3. С. 12-15.
23. Хаплехамитов, Р.Б. Татарская творческая интеллигенция и власть (1944-1965 гг.). - Казань: Слово, 2011. - 152 с.
24. Хасбулатов, Р.И. Полураспад СССР. Как развалили сверхдержаву. - М.: Яуза-пресс, 2011. - 512 с.
25. Чебоксаров, Н. И., Чебоксарова, И. А. Народы, расы и культуры. - М., 1986. – 86 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ