Проблема роли и места человека в философии исследуется уже не одну тысячу лет. Несмотря на то, что проблема философского статуса человека не занимала умы философов в самом начале, она тем не менее достаточно рано и прочно вошла в философский дискурс, во многом по причине того, что необходимо было совершенствовать методологический аппарат постижения действительности, что невозможно сделать без понимание самого субъекта познавательной деятельности – человека. Так человека из интуитивно понятного и постоянно любопытного субъекта познания, предполагаемого как бы самого собой, человек становится объектом познания для самого себя. При этом, уже древняя философия предлагает подчас довольно сложные теоретические конструкции, в которых человек вписан не как изолированный и препарированный объект (что произошло гораздо позже с возникновением науки), но как важнейший элемент фундаментальной системы взаимодействия прочих различных элементов. В связи с этим, нельзя упрекать древнюю философию, например, Платона или Лао-Цзы в излишней, на сегодняшний взгляд, метафизичности и отстраненности, ведь именно синкретичность взгляда на проблемную область отличает древнейшие образчики философской мысли и отражает специфику познавательной традиции древних родоначальников учения о человеке .
Философия Древнего Китая в данном случае, с одной стороны, не представляет исключения, ведь в ее рамках также сложились все основные философские направления: от натурфилософии до этики. С другой стороны, философия Древнего Китая безусловно представляет собой самобытный пласт мировой философии и предлагает весьма оригинальный взгляд на фундаментальные философские понятия, такие как бытие, природа, культура, общество и, конечно же, человек .
Таким образом, исследование проблемы человека в философии древнего Китая представляется интересной и актуальной не только для непрофессионала для которого это будет подспорьем в изучении Китая вообще, но и для философа, работающего в рамках «западной» традиции. Известно, что «западная» философия по оценке самих ее представителей постоянно пребывает в перманентном кризисе своих оснований, что в разные времена заставляло их прибегать к разнообразным «экзотическим» источникам для собственного обновления и не в последнюю очередь к философской традиции Китая. В качестве примеров представляется разумным рассмотреть три интереснейшие философские традиции Древнего Китая, а именно: даосизм, янгизм и конфуцианство и их подход к пониманию человека
Как мы увидели, в Древнем Китае параллельно существовали две философские традиции, по-разному рассматривающие проблему человека. Конфуцианство осуществляло общественно необходимую функцию – сводило естественность и спонтанность жизни в строгие рамки условностей и ритуалов для создания «благородного мужа».
Вместе с тем, центральная задача даосизма была обратная – исправить ущерб, вызванный жесткой дисциплиной государственной идеологии, восстановить и развить естественность, присущую каждому человеку.
Однако даосизм схож с конфуцианством в части подчинения человека всеобщим, обязательным и внеположенным правилам. Даосизм лишь подчеркивал, что следовать правилам необходимо иначе. В данной связи революционным является подход Ян Чжу который первый усомнился в обязательном подчинении личности человека сложной системе запретов и предписаний.
1. Лукьянов А.Е. Ян Чжу как философ: Между даосизмом и конфуцианством // Проблемы Дальнего Востока. М., 2001. № 2. С. 139-151;
2. Лукьянов А.Е. Древнекитайская философия. Курс лекций. Часть II. Философия даосизма. М.: ИДВ РАН 2015. – 546 с.
3. Переломов Л.C. Конфуций: Лунь юй. Исслед., пер. с кит., коммент. Л.C. Переломова. Факсимильный текст «Лунь юй» с коммент. Чжу Си. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. – 588 с.;
4. Рыков С.Ю. Древнекитайская философия: Курс лекций / С.Ю. Рыков; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М.: ИФРАН, 2012. – 312 с.
5. Титаренко М.Л. (ред.) Китайская философия. Энциклопедический словарь. М.: Мысль, 1994 – 652 с.;
6. Титов А.Л. Философия жизни и эвдемонизм Ян Чжу //Проблемы Дальнего Востока. 2015. № 5. С. 149-154;
7. Новая философская энциклопедия. Том 2: Е-М. М.: Мысль. 2010. – 640 с.;
8. Го Мо-жо. Философы древнего Китая. М.: Издательство иностранной литературы, 1961. – 739 с.;
9. Колесников А.С. (ред.) История философии. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 656 с.
10. Ivanhoe P.J. Heaven as a source for ethical warrant in early Confucianism. Dao: A Journal of Comparative Philosophy. 2007. № 6. P. 211-220;