Педагогический мониторинг формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста (Нижневартовский Государственный Университет)
|
База исследования: МБДОУ № 77 (г. Нижневартовск)
В эксперименте участвовали дети старшей возрастной группы групп (20 человек), 4 воспитателя, родители.
В приложениях результаты исследования в табличном виде.
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы педагогического мониторинга формирования навыков временных представлений у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Сущность понятия «педагогический мониторинг» в дошкольной образовательной организации 7
1.2. Характеристика временных представлений у детей дошкольного возраста 10
1.3. Анализ подходов по развитию временных представлений у старших дошкольников 14
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Экспериментальное изучения практики по формировнаию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста 21
2.1. Методика изучения временных представлений у детей 6-7 лет 21
2.2. Уровни сформированности временных представлений у детей 6-7 лет 26
2.3. Проект технологии формирования временных представлений у детей 6-7 лет 31
Выводы по второй главе 36
Заключение 37
Список литературы 39
Приложения 42
В эксперименте участвовали дети старшей возрастной группы групп (20 человек), 4 воспитателя, родители.
В приложениях результаты исследования в табличном виде.
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы педагогического мониторинга формирования навыков временных представлений у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Сущность понятия «педагогический мониторинг» в дошкольной образовательной организации 7
1.2. Характеристика временных представлений у детей дошкольного возраста 10
1.3. Анализ подходов по развитию временных представлений у старших дошкольников 14
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Экспериментальное изучения практики по формировнаию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста 21
2.1. Методика изучения временных представлений у детей 6-7 лет 21
2.2. Уровни сформированности временных представлений у детей 6-7 лет 26
2.3. Проект технологии формирования временных представлений у детей 6-7 лет 31
Выводы по второй главе 36
Заключение 37
Список литературы 39
Приложения 42
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать модель педагогического мониторинга формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организация педагогического мониторинга временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что модель педагогического мониторинга, реализуемая в дошкольном образовании, может сделать процесс формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста более эффективным если:
– под формированием временных представлений у детей старшего дошкольного возраста понимается процесс формирования представлений о частях суток, днях недели, временах года, их последовательности и цикличности;
– разработаем модель педагогического мониторинга, который включает адаптационно-установочный, исходно-диагностический, содержательно-технологический и результативный этапы;
– определена критериально-уровневая характеристика сформированности временных представлений у детей 6-7 лет;
– разработан проект педагогической технологии формирования временных представлений у детей 6-7 лет.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему педагогического мониторинга сформированности временных представлений в педагогической теории и практике дошкольного образования.
2. Определить критериально-уровневую характеристику и выявить исходный уровень сформированности временных представлений у детей 6-7 лет.
3. Разработать и апробировать модель педагогического мониторинга формирования временных представлений у детей 6-7 лет.
4. Разработать проект педагогической технологии формирования временных представлений у старших дошкольников.
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь – октябрь 2018 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (ноябрь 2018 г. – апрель 2019 г.). На этом этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (май – июнь 2019 г.). Данный этап был посвящен систематизации и обобщению результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая основа исследования:
- подходы к понятию «педагогический мониторинг» – Л.В. Алиевой, Н.Е. Щурковой и др.;
- методика формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста – А.В. Белошистой, Е.Н. Лебеденко и др.;
- подходы к формированию временных представлений детей 6-7 лет – М.Д. Маханевой, Р.Н. Пылаевой и др.
Практическая значимость состояла в том, что были на основе анализа результатов педагогического мониторинга определены методы и приемы для формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста, которые могут быть использованы воспитателями ДОУ в практической работе.
База исследования: исследование проводилось на базе МДОУ №77 г. Нижневартовска. В эксперименте участвовали дети старшей возрастной группы групп (20 человек), 4 воспитателя, родители.
Апробация результатов исследования основные положения и результаты исследования представлены на …
Объектом исследования является процесс формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организация педагогического мониторинга временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что модель педагогического мониторинга, реализуемая в дошкольном образовании, может сделать процесс формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста более эффективным если:
– под формированием временных представлений у детей старшего дошкольного возраста понимается процесс формирования представлений о частях суток, днях недели, временах года, их последовательности и цикличности;
– разработаем модель педагогического мониторинга, который включает адаптационно-установочный, исходно-диагностический, содержательно-технологический и результативный этапы;
– определена критериально-уровневая характеристика сформированности временных представлений у детей 6-7 лет;
– разработан проект педагогической технологии формирования временных представлений у детей 6-7 лет.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему педагогического мониторинга сформированности временных представлений в педагогической теории и практике дошкольного образования.
2. Определить критериально-уровневую характеристику и выявить исходный уровень сформированности временных представлений у детей 6-7 лет.
3. Разработать и апробировать модель педагогического мониторинга формирования временных представлений у детей 6-7 лет.
4. Разработать проект педагогической технологии формирования временных представлений у старших дошкольников.
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь – октябрь 2018 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (ноябрь 2018 г. – апрель 2019 г.). На этом этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (май – июнь 2019 г.). Данный этап был посвящен систематизации и обобщению результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая основа исследования:
- подходы к понятию «педагогический мониторинг» – Л.В. Алиевой, Н.Е. Щурковой и др.;
- методика формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста – А.В. Белошистой, Е.Н. Лебеденко и др.;
- подходы к формированию временных представлений детей 6-7 лет – М.Д. Маханевой, Р.Н. Пылаевой и др.
Практическая значимость состояла в том, что были на основе анализа результатов педагогического мониторинга определены методы и приемы для формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста, которые могут быть использованы воспитателями ДОУ в практической работе.
База исследования: исследование проводилось на базе МДОУ №77 г. Нижневартовска. В эксперименте участвовали дети старшей возрастной группы групп (20 человек), 4 воспитателя, родители.
Апробация результатов исследования основные положения и результаты исследования представлены на …
Сведения о времени укрепляются и устанавливаются на всем протяжении присутствия дошкольников в детском саду, но ведущей значимостью преобладают занятия по формированию элементарных математических представлений.
Анализ программ ДОУ по разделу «Временные представления» позволил сделать вывод о том, что собственно формирование временных представлений – это одна из сторон математического развития детей. Анализ действующих программ («Детство», «От рождения до школы» и др.) показал, что в основном у старших дошкольников вырабатываются надлежащие представления, связанные с частями суток, днями недели, временами года, календарем, часами, с ощущением времени. Программы предполагают составление критерий, а именно, используется моделирование, в частности, модель поочередного ряда и др. для определения детьми временной очередности при планировании и организации личной работы (рассматривание явления, объекта, картины, выполнения операций в трудовой, спортивной и иной деятельности).
В работе с детьми по формированию временных представлений необходимо использовать такие методы и приемы, как: наблюдения, беседы, чтение, пересказ сказок, стихов, рассматривание картин, фотографий, дидактические игры и упражнения, акцентировать внимание на знакомой периодичности смены дня и ночи. Есть такие временные представления, основа которых начинает закладываться в семье. Если же они не были заложены в семье, то воспитатели в детском саду сталкиваются с определенными трудностями. При организации работы со старшими дошкольниками по формированию временных представлений педагог должен: помнить, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра; знать возрастные и индивидуальные особенности группы и каждого ребенка; уровень сформированности временных представлений; владеть в совершенстве формами и методами организации деятельности с детьми и их родителями.
На основе анализа психолого-педагогической литературы была разработана модель педагогического мониторинга формирования временных представлений у старших дошкольников. В основу исследования, для выявления сформированности формирования временных представлений, положены критерии и показатели Е.Н. Лебеденко, которые определяют понятие временных представлений как интегральное качество ребенка-дошкольника. Структурирование критериев и показателей позволило перейти ко второму этапу модели педагогического мониторинга исходно-диагностическому, в результате которого были подобраны задания и диагностические методики, проведено исследование и обработка полученных результатов, анализ понимания воспитателями и родителями данной проблемы. Результаты исследования позволили уточнить цель, задачи и содержание следующего этапа.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил выявить, что у большинства детей старшего дошкольного возраста на среднем (40%) и низком (30%) уровнях сформированы временные представления. Высокий уровень сформированности временных представлений показали 6 дошкольников (30%). Средний уровень сформированности формирования временных представлений показали 8 дошкольников (40%), низкий – 6 дошкольников (30%).
Содержательно-технологический этап мониторинга был направлен на создание проекта педагогической технологии по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Содержательно-технологический этап представлен следующими модулями: целевой, содержательный, процессуально-деятельностный, диагностико-результативный. Содержание материала представлено блоками: «Части суток», «Дни недели», «Времена года».
Данный проект педагогической технологии предполагает формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ программ ДОУ по разделу «Временные представления» позволил сделать вывод о том, что собственно формирование временных представлений – это одна из сторон математического развития детей. Анализ действующих программ («Детство», «От рождения до школы» и др.) показал, что в основном у старших дошкольников вырабатываются надлежащие представления, связанные с частями суток, днями недели, временами года, календарем, часами, с ощущением времени. Программы предполагают составление критерий, а именно, используется моделирование, в частности, модель поочередного ряда и др. для определения детьми временной очередности при планировании и организации личной работы (рассматривание явления, объекта, картины, выполнения операций в трудовой, спортивной и иной деятельности).
В работе с детьми по формированию временных представлений необходимо использовать такие методы и приемы, как: наблюдения, беседы, чтение, пересказ сказок, стихов, рассматривание картин, фотографий, дидактические игры и упражнения, акцентировать внимание на знакомой периодичности смены дня и ночи. Есть такие временные представления, основа которых начинает закладываться в семье. Если же они не были заложены в семье, то воспитатели в детском саду сталкиваются с определенными трудностями. При организации работы со старшими дошкольниками по формированию временных представлений педагог должен: помнить, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра; знать возрастные и индивидуальные особенности группы и каждого ребенка; уровень сформированности временных представлений; владеть в совершенстве формами и методами организации деятельности с детьми и их родителями.
На основе анализа психолого-педагогической литературы была разработана модель педагогического мониторинга формирования временных представлений у старших дошкольников. В основу исследования, для выявления сформированности формирования временных представлений, положены критерии и показатели Е.Н. Лебеденко, которые определяют понятие временных представлений как интегральное качество ребенка-дошкольника. Структурирование критериев и показателей позволило перейти ко второму этапу модели педагогического мониторинга исходно-диагностическому, в результате которого были подобраны задания и диагностические методики, проведено исследование и обработка полученных результатов, анализ понимания воспитателями и родителями данной проблемы. Результаты исследования позволили уточнить цель, задачи и содержание следующего этапа.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил выявить, что у большинства детей старшего дошкольного возраста на среднем (40%) и низком (30%) уровнях сформированы временные представления. Высокий уровень сформированности временных представлений показали 6 дошкольников (30%). Средний уровень сформированности формирования временных представлений показали 8 дошкольников (40%), низкий – 6 дошкольников (30%).
Содержательно-технологический этап мониторинга был направлен на создание проекта педагогической технологии по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Содержательно-технологический этап представлен следующими модулями: целевой, содержательный, процессуально-деятельностный, диагностико-результативный. Содержание материала представлено блоками: «Части суток», «Дни недели», «Времена года».
Данный проект педагогической технологии предполагает формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Подобные работы
- Изучение процесса формирования предсталений о себе у детей 5-6 лет (Нижневартовский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 2100 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами народного стилизованного танца
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5820 р. Год сдачи: 2017 - Педагогический мониторинг сформированности представлений о себе у детей 5-6 лет (Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА В УСЛОВИЯХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Авторефераты (РГБ), физиология. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2001



