Учет, аудит и анализ товарооборота в розничной торговле (Сочинский Государственный Университет)
|
Объект исследования - ООО «Карнавал» Краснодарский край, г. Сочи).
ООО «Карнавал» осуществляет свою деятельность под торговой маркой «Дочки Сыночки». Магазин «Дочки Сыночки» - это магазин товаров для новорожденных и детей дошкольного возраста.
Работа была выполнена на по данным финансово-бухгалтерской отчетности ООО «Карнавал» за 2015-2017 годы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АУДИТА ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ И ТОВАРООБОРОТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 6
1.1. Понятие розничной торговли и нормативно-правовые основы регулирования 6
1.2. Порядок организации бухгалтерского учета и аудита товарооборота в розничной торговле 13
1.3. Анализ товарных запасов и товарооборота как направление повышения рентабельности торговых предприятий 23
2 ОЦЕНКА УЧЕТА, АУДИТА И АНАЛИЗА ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ И ТОВАРООБОРОТА ООО «КАРНАВАЛ» 33
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Карнавал» 33
2.2 Оценка учета и анализа реализации товаров ООО «Карнавал» 38
2.2 Оценка системы внутреннего контроля и аудита 45
3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА НА ПРИМЕРЕ ООО «КАРНАВАЛ» 48
3.1 Резервы повышения эффективности формирования товарооборота в розничной торговле 48
3.2 Рекомендации по аудиту и анализу товарооборота 50
3.3 Экономический эффект рекомендаций 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ООО «Карнавал» осуществляет свою деятельность под торговой маркой «Дочки Сыночки». Магазин «Дочки Сыночки» - это магазин товаров для новорожденных и детей дошкольного возраста.
Работа была выполнена на по данным финансово-бухгалтерской отчетности ООО «Карнавал» за 2015-2017 годы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АУДИТА ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ И ТОВАРООБОРОТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 6
1.1. Понятие розничной торговли и нормативно-правовые основы регулирования 6
1.2. Порядок организации бухгалтерского учета и аудита товарооборота в розничной торговле 13
1.3. Анализ товарных запасов и товарооборота как направление повышения рентабельности торговых предприятий 23
2 ОЦЕНКА УЧЕТА, АУДИТА И АНАЛИЗА ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ И ТОВАРООБОРОТА ООО «КАРНАВАЛ» 33
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Карнавал» 33
2.2 Оценка учета и анализа реализации товаров ООО «Карнавал» 38
2.2 Оценка системы внутреннего контроля и аудита 45
3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА НА ПРИМЕРЕ ООО «КАРНАВАЛ» 48
3.1 Резервы повышения эффективности формирования товарооборота в розничной торговле 48
3.2 Рекомендации по аудиту и анализу товарооборота 50
3.3 Экономический эффект рекомендаций 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
Розничный товарооборот относится к числу важнейших показателей экономического и социального развития государства. Структура и динамика оказывает влияние на объемы производства, способствует учету потребительских предпочтений.
Розничная торговля как вид экономической деятельности связана с осуществлением следующих: исследованием конъюнктуры, сложившуюся на товарном рынке; анализом спроса и предложения на конкретные виды товаров; разработкой ассортиментной политики; осуществление основных финансово-экономических операций по оплате, приемке, хранению, маркировке товаров, установлению цен; оказанию поставщикам, потребителям транспортно-экспедиционных, консультационных, рекламных, информационных и других услуг.
В динамике розничного товарооборота находят отражение систематический рост производства, экономики и благосостояния населения. Он оказывает также большое влияние на количественные и качественные показатели работы торговых предприятий и организаций. От объёма и структуры товарооборота зависят доходы, прибыль, рентабельность, уровень издержек обращения, фонд оплаты труда, численность торговых работников, финансовое состояние предприятий и др. Большое значение в выполнении и перевыполнении планов товарооборота, изыскании резервов по его увеличению, улучшению обслуживания населения имеет систематический контроль, регулирование и гибкая корректировка финансово-экономических показателей.
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что розничный товарооборот является одним из основных критериев, по которому оценивается экономическая деятельность предприятий торговли. Поэтому необходима организация корректного бухгалтерского учета операций розничной торговли, информация которого сможет быть использована для анализа и поиска резервов повышения эффективности деятельности предприятий.
Целью данной работы является изучение операций по учету, аудиту и анализу товарооборота в розничной торговле, а также разработка предложений по его улучшению на примере ООО «Карнавал».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы учета и анализа товарооборота в розничной торговле;
изучить бухгалтерский учет и отражение в отчетности розничного товарооборота на примере конкретной организации розничной торговли;
провести анализ эффективности организации розничного товарооборота;
выявить резервы по оптимизации розничного товарооборота;
разработать предложения и рекомендации по совершенствованию розничного товарооборота.
Объектом исследования является ООО «Карнавал».
Предметом исследования является учет, аудит и анализ товарооборота на исследуемом предприятии розничной торговли.
Методической основой данной работы является комплекс общенаучных методов, таких как общетеоретический и сравнительный методы, анализ, синтез, аналогия, прогнозирование, системный подход.
Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов, как А.Н. Крамарев, Я.Ю. Галкина, Д.Н. Ничипор, Е.И. Голикова, Е.И. Горелкина и других.
Структура дипломной работы определяется целями и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе рассмотрены сущность, закономерности розничного товарооборота и современные направления его развития.
Во второй главе дипломной работы рассмотрен порядок организации бухгалтерского учета розничного товарооборота на примере ООО «Карнавал», проведен анализ динамики, структуры и ритмичности розничного товарооборота.
В третьей главе выявлены резервы повышения эффективности формирования товарооборота в розничной торговле и представлены рекомендации по совершенствованию розничного товарооборота.
Розничная торговля как вид экономической деятельности связана с осуществлением следующих: исследованием конъюнктуры, сложившуюся на товарном рынке; анализом спроса и предложения на конкретные виды товаров; разработкой ассортиментной политики; осуществление основных финансово-экономических операций по оплате, приемке, хранению, маркировке товаров, установлению цен; оказанию поставщикам, потребителям транспортно-экспедиционных, консультационных, рекламных, информационных и других услуг.
В динамике розничного товарооборота находят отражение систематический рост производства, экономики и благосостояния населения. Он оказывает также большое влияние на количественные и качественные показатели работы торговых предприятий и организаций. От объёма и структуры товарооборота зависят доходы, прибыль, рентабельность, уровень издержек обращения, фонд оплаты труда, численность торговых работников, финансовое состояние предприятий и др. Большое значение в выполнении и перевыполнении планов товарооборота, изыскании резервов по его увеличению, улучшению обслуживания населения имеет систематический контроль, регулирование и гибкая корректировка финансово-экономических показателей.
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что розничный товарооборот является одним из основных критериев, по которому оценивается экономическая деятельность предприятий торговли. Поэтому необходима организация корректного бухгалтерского учета операций розничной торговли, информация которого сможет быть использована для анализа и поиска резервов повышения эффективности деятельности предприятий.
Целью данной работы является изучение операций по учету, аудиту и анализу товарооборота в розничной торговле, а также разработка предложений по его улучшению на примере ООО «Карнавал».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы учета и анализа товарооборота в розничной торговле;
изучить бухгалтерский учет и отражение в отчетности розничного товарооборота на примере конкретной организации розничной торговли;
провести анализ эффективности организации розничного товарооборота;
выявить резервы по оптимизации розничного товарооборота;
разработать предложения и рекомендации по совершенствованию розничного товарооборота.
Объектом исследования является ООО «Карнавал».
Предметом исследования является учет, аудит и анализ товарооборота на исследуемом предприятии розничной торговли.
Методической основой данной работы является комплекс общенаучных методов, таких как общетеоретический и сравнительный методы, анализ, синтез, аналогия, прогнозирование, системный подход.
Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов, как А.Н. Крамарев, Я.Ю. Галкина, Д.Н. Ничипор, Е.И. Голикова, Е.И. Горелкина и других.
Структура дипломной работы определяется целями и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе рассмотрены сущность, закономерности розничного товарооборота и современные направления его развития.
Во второй главе дипломной работы рассмотрен порядок организации бухгалтерского учета розничного товарооборота на примере ООО «Карнавал», проведен анализ динамики, структуры и ритмичности розничного товарооборота.
В третьей главе выявлены резервы повышения эффективности формирования товарооборота в розничной торговле и представлены рекомендации по совершенствованию розничного товарооборота.
Управление резервами роста товарооборота обеспечивает экономическую основу деятельности торгового предприятия, так как товарооборот характеризует основной объемный показатель этой деятельности и достигнутые маркетинговые позиции. Целью совершенствования управления резервами роста товарооборота должно быть повышение действенности и качества планов, обеспечение роста эффективности предприятий на основе более рационального использования ресурсов, передового опыта отечественных и зарубежных предприятий. Основными путями совершенствования управления резервами роста товарооборота на предприятии в современных условиях являются:
Использование автоматизированных способов сбора и обработки информации для разработки прогнозов, с целью увеличения объёмов товарооборота с помощью резервов и снижению товарных потерь. Эффективность торгового предприятия зависит от наличия информации, которая раскрывает не только ситуацию на рынке, но и в самом торговом предприятии;
Повышение роли маркетинга в резервах роста товарооборота путем разработки маркетинговых мероприятий, повышающих конкурентоспособность предприятия;
Использование аналитических инструментов маркетинга и менеджмента в повседневной деятельности сотрудников предприятия. Эти инструменты значительно повышают производительность и удобство восприятия результатов;
Выявление путей и возможностей роста оборота оптовой торговли, повышения качества обслуживания покупателей, эффективности использования экономического потенциала;
Разработка оптимальных управленческих решений по развитию оптового товарооборота коммерческого предприятия;
Разработка стратегии коммерческой организации, которая позволит принимать эффективные управленческие решения при управлении резервами роста товарооборота, связанные с его развитием в перспективном периоде. Основные положения разработанной стратегии коммерческой организации получают свое отражение в бизнес-плане;
Совершенствование методологии и практики управления резервами роста товарооборота;
Совершенствование методики оценки взаимосвязи резервов роста товарооборота с ресурсным потенциалом предприятия, ее использование в обосновании перспектив развития предприятия;
Совершенствование управления резервами роста товарооборота должно быть направлено на ориентацию основной цели – получение прибыли.
В свою очередь, проведение экономического анализа товарооборота позволяет:
изучить состояние выполнения планов товарооборота, ритмичность и сезонность реализации товаров в ретроспективном периоде;
изучить состав товарооборота по формам, видам, методам продажи, ассортиментной структуре и выявить основные тенденции и закономерности в реализации товаров;
проанализировать и количественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структуру товарооборота.
Таким образом, процесс управления резервами роста товарооборота в первую очередь должен четко ориентироваться на потребителя, его платежеспособный спрос, а затем уже на обеспечение производства мощностями и ресурсами.
Во второй главе дана характеристика деятельности исследуемой организации и рассмотрен учет продажи товаров на данном предприятии/
ООО «Карнавал» занимается оптовыми продажами мужской, женской одежды и обуви, а также домашнего текстиля. Бухгалтерский учет операций по продаже товаров на предприятии ведется в соответствии с Учетной политикой, разработанной главным бухгалтером.
Учетная политика основывается на законодательных актах в сфере бухгалтерского учета, основным из которых является Закон о бухгалтерском учете №402-ФЗ.
Для ведения бухгалтерского учета используется прикладная бухгалтерская программа 1С: Предприятие-бухгалтерия версия 8.2.
Для контроля за сохранностью материальных ценностей и соответствия складского учета с бухгалтерскими данными, раз в три месяца на предприятии поводится инвентаризация.
Поступление товаров учитывается на счете 41 «Товары» по фактической себестоимости. Списание товаров происходит по методу ФИФО. В ООО «Карнавал» выручка признается в момент отгрузки товаров и отражается на счете 90 «Продажи» субсчет 1 «Выручка».
Аналитический учет товаров ведется на складе материально ответственным лицом в карточках складского учета сортовым способом.
В результате проведенного анализа в ООО «Карнавал» наблюдается увеличение общего товарооборота на всем протяжении анализируемого периода. Одновременно с этим прослеживается рост чистой прибыли. Данное увеличение произошло за счет существенного роста выручки. Показатели рентабельности с каждым годом увеличивается, что свидетельствует об увеличении эффективности финансовой деятельности ООО «Карнавал». Тем не менее, в 2017 году снизилась товарооборачиваемость, необходимо предпринять соответствующие меры.
В ООО «Карнавал» в связи с низкой оценкой системы внутреннего контроля следует использовать меры, направленные на усовершенствование данного направления:
- организовать систему внутреннего аудита в виде постоянно действующей ревизионной комиссии, ответственность возложить на главного бухгалтера;
- вести количественно-суммовой учет товаров;
- проводить внезапную инвентаризацию товаров с целью совершенствования контроля за сохранностью и движением товаров.
Также для повышения эффективности управления товарными запасами – одним из наиболее существенных компонентов оборотного капитала ООО «Карнавал» – рекомендуется применять дифференцированный подход к различным категориям товаров в зависимости от их важности и характера потребления. Оптимальным вариантом определения таких категорий является применение расширенного ABC/XYZ-анализа к ассортименту товаров предприятия. Использование указанного подхода позволяет сконцентрировать максимум ресурсов на управлении именно теми запасами, которые приносят предприятию наибольшую выгоду, что в итоге скажется на общем росте эффективности товарооборота в целом.
Из проведенных расчетов очевидно, что общий суммарный экономический эффект в результате проведения мероприятий по совершенствованию розничного товарооборота составит в 2018 г. как минимум 2,5 млн. руб. Предложенные мероприятия помогут рационально управлять бизнесом и, в первую очередь, его финансовой частью, решая проблемы прибыльности финансовой устойчивости ООО «Карнавал».
Использование автоматизированных способов сбора и обработки информации для разработки прогнозов, с целью увеличения объёмов товарооборота с помощью резервов и снижению товарных потерь. Эффективность торгового предприятия зависит от наличия информации, которая раскрывает не только ситуацию на рынке, но и в самом торговом предприятии;
Повышение роли маркетинга в резервах роста товарооборота путем разработки маркетинговых мероприятий, повышающих конкурентоспособность предприятия;
Использование аналитических инструментов маркетинга и менеджмента в повседневной деятельности сотрудников предприятия. Эти инструменты значительно повышают производительность и удобство восприятия результатов;
Выявление путей и возможностей роста оборота оптовой торговли, повышения качества обслуживания покупателей, эффективности использования экономического потенциала;
Разработка оптимальных управленческих решений по развитию оптового товарооборота коммерческого предприятия;
Разработка стратегии коммерческой организации, которая позволит принимать эффективные управленческие решения при управлении резервами роста товарооборота, связанные с его развитием в перспективном периоде. Основные положения разработанной стратегии коммерческой организации получают свое отражение в бизнес-плане;
Совершенствование методологии и практики управления резервами роста товарооборота;
Совершенствование методики оценки взаимосвязи резервов роста товарооборота с ресурсным потенциалом предприятия, ее использование в обосновании перспектив развития предприятия;
Совершенствование управления резервами роста товарооборота должно быть направлено на ориентацию основной цели – получение прибыли.
В свою очередь, проведение экономического анализа товарооборота позволяет:
изучить состояние выполнения планов товарооборота, ритмичность и сезонность реализации товаров в ретроспективном периоде;
изучить состав товарооборота по формам, видам, методам продажи, ассортиментной структуре и выявить основные тенденции и закономерности в реализации товаров;
проанализировать и количественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структуру товарооборота.
Таким образом, процесс управления резервами роста товарооборота в первую очередь должен четко ориентироваться на потребителя, его платежеспособный спрос, а затем уже на обеспечение производства мощностями и ресурсами.
Во второй главе дана характеристика деятельности исследуемой организации и рассмотрен учет продажи товаров на данном предприятии/
ООО «Карнавал» занимается оптовыми продажами мужской, женской одежды и обуви, а также домашнего текстиля. Бухгалтерский учет операций по продаже товаров на предприятии ведется в соответствии с Учетной политикой, разработанной главным бухгалтером.
Учетная политика основывается на законодательных актах в сфере бухгалтерского учета, основным из которых является Закон о бухгалтерском учете №402-ФЗ.
Для ведения бухгалтерского учета используется прикладная бухгалтерская программа 1С: Предприятие-бухгалтерия версия 8.2.
Для контроля за сохранностью материальных ценностей и соответствия складского учета с бухгалтерскими данными, раз в три месяца на предприятии поводится инвентаризация.
Поступление товаров учитывается на счете 41 «Товары» по фактической себестоимости. Списание товаров происходит по методу ФИФО. В ООО «Карнавал» выручка признается в момент отгрузки товаров и отражается на счете 90 «Продажи» субсчет 1 «Выручка».
Аналитический учет товаров ведется на складе материально ответственным лицом в карточках складского учета сортовым способом.
В результате проведенного анализа в ООО «Карнавал» наблюдается увеличение общего товарооборота на всем протяжении анализируемого периода. Одновременно с этим прослеживается рост чистой прибыли. Данное увеличение произошло за счет существенного роста выручки. Показатели рентабельности с каждым годом увеличивается, что свидетельствует об увеличении эффективности финансовой деятельности ООО «Карнавал». Тем не менее, в 2017 году снизилась товарооборачиваемость, необходимо предпринять соответствующие меры.
В ООО «Карнавал» в связи с низкой оценкой системы внутреннего контроля следует использовать меры, направленные на усовершенствование данного направления:
- организовать систему внутреннего аудита в виде постоянно действующей ревизионной комиссии, ответственность возложить на главного бухгалтера;
- вести количественно-суммовой учет товаров;
- проводить внезапную инвентаризацию товаров с целью совершенствования контроля за сохранностью и движением товаров.
Также для повышения эффективности управления товарными запасами – одним из наиболее существенных компонентов оборотного капитала ООО «Карнавал» – рекомендуется применять дифференцированный подход к различным категориям товаров в зависимости от их важности и характера потребления. Оптимальным вариантом определения таких категорий является применение расширенного ABC/XYZ-анализа к ассортименту товаров предприятия. Использование указанного подхода позволяет сконцентрировать максимум ресурсов на управлении именно теми запасами, которые приносят предприятию наибольшую выгоду, что в итоге скажется на общем росте эффективности товарооборота в целом.
Из проведенных расчетов очевидно, что общий суммарный экономический эффект в результате проведения мероприятий по совершенствованию розничного товарооборота составит в 2018 г. как минимум 2,5 млн. руб. Предложенные мероприятия помогут рационально управлять бизнесом и, в первую очередь, его финансовой частью, решая проблемы прибыльности финансовой устойчивости ООО «Карнавал».



