Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Работа №57240

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы169
Год сдачи2016
Стоимость5030 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
342
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы подготовки старшеклассников к семейной жизни в условиях сельской школы
1.1. Сущностно - содержательные характеристики понятий исследования:
«семья», «подготовка к семейной жизни», «готовность к семейной жизни» 9
1.2. Специфика подготовки старшеклассников к семейной жизни в
условиях сельской школы 21
1.3. Формы и методы работы со старшеклассниками в процессе их подготовки к семейной жизни в условиях сельской
школы 27
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по подготовке старшеклассников к семейной жизни в условиях сельской школы
2.1. Организация и методики исследования 35
2.2. Исследования уровня подготовки старшеклассников к семейной жизни
в условиях сельской школы (констатирующий эксперимент) 38
2.3. Педагогическое обеспечение осуществления подготовки
старшеклассников к семейной жизни в условиях сельской школы (формирующий эксперимент) 49.
2.4. Результаты проверки эффективности проведенной опытно -
экспериментальной работы (контрольный эксперимент) 64
Выводы по 2 главе 80
Заключение 81
Список литературы 83
Приложения

Многовековая история человечества показывает, что сформировать ребенка полноценным членом общества можно главным образом в условиях полноценной семьи, поскольку опыт коммуникации и единения изначально закладывается и отрабатывается в многомерной семейной практике. Поэтому укрепление семьи стало одной из фундаментальных задач общества, нацеленной на процветание и духовное развитие каждого его члена, на достижение личностью самых возвышенных целей, сопряженных с достижением личного счастья.
В настоящее время все более актуальным становится обеспечение единства процессов воспитания будущего семьянина, осуществляемых в образовательных учреждениях и в семье. Особое место в подготовке школьников к семейной жизни занимает сельская общеобразовательная школа, вынужденная брать на себя функции центра образования и воспитания молодежи, проживающей в окружающем школу социуме, а также призванной осуществлять сотрудничество с семьей для формирования у учащихся качеств, необходимых для самоопределения и самореализации.
Основная проблема в воспитании будущего семьянина заключается в том, что общеобразовательная школа не имеет определенной школьной дисциплины, которая выполняла бы эту задачу. Курс "Этика и психология семейной жизни" перестал быть обязательным для школьной программы несколько лет назад и используется в школах в качестве факультативов. В некоторых инновационных учебных учреждениях проводятся различные занятия по половому воспитанию, но это не позволяет им широко осуществлять воспитание будущего семьянина. Специальные курсы и факультативы, направленные на подготовку школьников к реализации социальных функций семьи во многом не выполняют эту задачу, так как имеющиеся программы не отвечают
современным требованиям. В частности, они не в полной мере учитывают установки на семейно-брачные отношения старшеклассников, их интересы, желания, возможность усваивать тот или иной материал. Кроме того, эти программы не сориентированы на подготовку к определенным социальным функциям семьи и носят зачастую бессистемный характер. Некоторые сферы семейно-брачных отношений рассматриваются поверхностно, а иные игнорируются совсем.
Проблемой подготовки старшеклассников к семейной жизни изучалась такими исследователями как Е.П. Гуляевой «Педагогические условия подготовки старшеклассников к семейной жизни» [4], Рахимзода Хуррам «Влияние социальных институтов воспитания на подготовку старшеклассников к семейной жизни» [24], Р.Р.Мухаметзянов «Подготовка сельских школьников к семейной жизни на основе традиции татарской народной педагогики» [13], Е.И. Зритнева «Формирование готовности старшеклассников к браку и семейной жизни» [7] и др.
Теоретический анализ психолого-педагогической и научнопублицистической литературы по данной теме показал, что очень мало представлено научных работ по подготовки старшеклассников именно в сельских школах и степень изученности данной проблемы очень низкий.
Анализ состояния данной проблемы в психолого - педагогической литературе и в педагогической практике позволил выявить наличие противоречия между необходимостью подготовки старшеклассников к семейной жизни в условиях сельской школы и недостаточной разработанностью форм и методов данной подготовки в условиях сельской школы.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы осуществления подготовки старшеклассников к семейной жизни в условиях сельской школы?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих подготовку старшеклассников к семейной жизни в условиях сельской школы.
Объект: процесс подготовки старшеклассников к семейной жизни в условиях сельской школы.
Предмет: содержание, формы и методы подготовки
старшеклассников к семейной жизни в условиях сельской школы.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса подготовки старшеклассников к семейной жизни в условиях сельской школы повысится, если:
- опираться на сущностно - содержательные характеристики и критерии готовности к семейной жизни;
- учитывать специфику подготовки старшеклассников к семейной жизни в условиях сельской школы;
- разработать и внедрить в воспитательный процесс программу «Семь Я», включающую разнообразные формы и методы подготовки старшеклассников к семейной жизни в условиях сельской школы: беседа, диспут, дискуссия, ролевая игра, разыгрывание ситуаций, тренинг.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть характеристики и критерии готовности к семейной жизни;
2. Определить специфику подготовки старшеклассников к семейной жизни в сельских условиях.
3. Рассмотреть формы и методы работы со старшеклассниками в процессе их подготовки к семейной жизни.
4. Разработать содержание программы осуществления подготовки старшеклассников к семейной жизни в условиях сельской школы, включающее разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия «Семь Я», и в опытно-экспериментальной работе проверить ее эффективность.
Методологическую основу данного исследования составили:
психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие общенаучные категории «семья и семейная жизнь» (Т. А. Куликова [25], Т.В. Андреева [1] и В. Н. Лавриненко [29]), концептуальные положения подготовки к семейной жизни (А.Н. Сизанов [20] и др.).
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования, обобщение, систематизация;
-эмпирические: беседа, тестирование, констатирующий эксперимент; диагностика с помощью таких методик как, методика исследования ценностных ориентаций (П.В. Степанов), тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф. Юнда), тест «Моя будущая семья» (И.Б. Трубачева), тест для девушек «Идеальная жена» и тест для юношей «Идеальный муж» (И.Б. Трубачева).
- методы математико - статистического анализа: обобщение,
сравнение, количественный и качественный анализ, t - критерий Стьюдента для зависимых выборок, корреляция Пирсона.
Опытно-экспериментальной базой стала Татаромаклаковская СОШ Нижегородской области. Выборку составили 22 школьника в возрасте 16-17 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия со старшеклассниками в осуществлении подготовки к семейной жизни в условиях сельской школы.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы осуществления подготовки старшеклассников к семейной жизни в условиях сельской школы, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Семь Я».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Семь Я» может использоваться в практике образовательных учреждений с целью подготовки старшеклассников к семейной жизни.
Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены методологической проработкой рассматриваемой проблемы, соответствием методов исследования его задачам, проверкой теоретических положений исследования на педагогическом эксперименте и статистической обработкой результатов. Результаты исследования были опубликованы: в журнале РАЕ - "Международный студенческий научный вестник" (выпуск 5, часть 1) и приняты в печать в сборник статей и тезисов студентов КФУ -
2016.
Участие в конференции с результатами, полученными в ходе работы над квалификационной работой:
- Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форму» - 2016 года Российской Академии Естествознания (сертификат участника);
-Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 2016. Секция «Актуальные проблемы воспитания и обучения: студенты в научном поиске» (диплом второй степени).
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографии и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, на основании проведенного исследования по теме «Подготовка старшеклассников к семейной жизни в условиях сельской школы» мы можем сформулировать следующие выводы:
1. Семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Подготовка к семейной жизни - это целенаправленное воспитание личности, ориентированное на позитивное отношение к созданию будущей семьи, эффективное межличностное взаимодействие членов семьи в ней, формирование восприятия семьи как главной ценности, стилей и стратегии поведения, направленные на достижение гармонии в будущей семье.
Готовность к семейной жизни - смысловая направленность и осознанное стремление создать собственную семью.
2. Специфика подготовки старшеклассников к семейной жизни состоит в следующем: численность школьников, малокомплектность школ, низкий уровень социально-психологической помощи и поддержки учащихся в связи с отсутствием в большинстве школ специалистов социально-психологической службы, загруженность учащихся социальным бытовым трудом, своеобразие жизни и быта сельского населения.
3. В работе со старшеклассниками используются индивидуальные, микрогрупповые и групповые формы работы. Также в подготовке старшеклассников к семейной жизни в условиях сельской школы используются такие методы, как тренинг, беседа, диспут, ролевая игра, дискуссия.
4. На констатирующем этапе исследования были продиагностированы следующие компоненты: когнитивный,
эмоционально-оценочный, деятельностный, ценностно-ориентированный. Вследствие чего, были выявлены западающие показатели, с учетом которых формировалась программа по подготовке старшеклассников к семейной жизни в условиях сельской школы. Гипотеза исследования подтвердилась, поставленные задачи успешно реализованы.



1. Андреева Т. В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева.
- Санкт - Петербург: Речь,2004. - 244 с.
2. Асмолов А.Г. Деятельность и установка: учеб пособие /
А.Г.Асмолов.- Москва: Смысл, 1979.- 320 с.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика: учеб. пособие / Ю.К. Бабанский. - 2-е изд., доп. и перераб.- Москва: Просвещение, 1998. - 479 с.
4. Гуляева Е.П. Педагогические условия подготовки старшеклассников к семейной жизни на традициях народа Саха: диссертация канд-та пед. наук. Якутск, 2005. - 199 с.
5. Джерелиевская М.А. Установки коммуникативного поведения: учеб. пособие / М.А.Джерелиевская. - Москва: Смысл, 2000. - 191 с.
6. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга
школьного психолога: учеб. пособие / И.В. Дубровина, М.К.
Акимова,Е.М. Борисова.- Москва: Просвещение, 1991.— 303 с
7. Зритнева Е.И. Формирование готовности старшеклассников к браку и семейной жизни: диссертация канд-та. пед.наук. Ставрополь,2000.- 212 с.
8. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь. / под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
9. Кон И.С. Психология ранней юности: учеб. пособие / И.С. Кон. - Москва: Просвещение, 1989. - 255 с.
10. Кыверлаг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике: учеб. / под ред. А.А. Кыверлага. - Таллин: Валгус, 1980.
- 335 с.
11. Личность и общение: учеб. /под ред. А.А. Бодалева. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 319с.
12. Маценова Е.Б. Представления о семье в разных группах старшеклассников и студентов: диссертация канд-та псих. наук. М.,
2001. - 241 с.
13. Мухаметзянов Р.Р. Подготовка сельских школьников к семейной жизни на основе традиций татарской народной педагогики: диссертация канд-та пед.наук. Казань,2006.- 259 с.
14. Норакидзе В. Г. Методы исследования характера личности: учеб. пособие / В.Г. Норакидзе. - Тбилиси: Мецниереба, 1975. - 307 с.
15. О роли понимания старшими школьниками феномена толерантности для формирования представлений о семье: сб науч. ст. / Л.И. Антонова, Н.А Цветкова. - Москва: Спутник, 2006. — Т. 3, № 3. — 28 с.
16. Образ будущей семейной жизни в представлениях молодых супругов / Психология в России и за рубежом: материалы Междунар. Науч. Конф., октябрь 2011 г. / под ред. Е.А. Ипполитовой. - Санкт - Петербург: Реноме, 2011. - 54 с.
17.Общая и социальная психология: учеб. / под ред. М.И. Еникеева.- М.: Норма - Инфра, 2000.- 624 с.
18. Педагогика: учеб. / под ред. П.И.Пидкасистого.- 2-е изд., перераб. И доп.- М: Академия, 2006.-624 с.
19. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: учеб. пособие. /
В.Ю. Питюков. - 3-е изд., испр. И доп. - М.: Гном, 2001. - 372с.
20. Подготовка подростков к семейной жизни: учеб. /под ред. А.Н. Сизанова - Н.: Асвета, 2010.- 108 с.
21. Психология обучения и воспитания школьников: учеб. /под ред. В.А. Крутецкий. - М: Просвещение, 1980. - 352 с.
22. Психология семьи: учеб. /под ред. Е.И. Николаева - СПб.: Питер,
2013. - 336 с.
23. Райгородский Д.Я. Психология семьи. (Серия «Психология семейных отношений»): учеб. пособие / Д.Я.Райгородский.- Самара: Бахрах - М., 2002. - 752 с.
24. Рахимзода Х. Влияние социальных институтов воспитания на подготовку старшеклассников к семейной жизни: диссертация д-ра пед.наук. Душанбе,2002.- 324 с.
25. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. /под ред. Т.А.Куликова - М.: Академия,1999.- 232 с.
26. Семья как субъект права: сб. научн. ст. / сост. Ю.А. Королев. - Москва: Норма, 2000. - 66 с.
27. Ситуативная и личностная тревожность подростка // Психология и дети: рефлексия по поводу защиты прав ребёнка: Материалы Междунар. науч. - практ. Конф., 24-25марта 1999 г., / под ред. И.Н. Андреева. - Минск: Попурри, 1999. - 47 с.
28. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
29. Социология: учеб. /под ред. В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити - Дана, 2002. - 407 с.
30.Черняк Е.М. Социология семьи: учеб. пособие / Е.М. Черняк.- Москва: Дашков и КО, 2004.-237 с.
31. Эмпирическое изучение представлений о партнере по браку (региональный аспект): сб науч. ст. / А.В. Пахолков, В.К. Минников. - Армавир: РИЦ АГПУ, 2007. - 76 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ