ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ГОТОВНОСТИ В СИСТЕМЕ СПО 7
1.1 Понятие ФГОС и его характеристика 7
1.2 Характеристика видов контроля по этапам обучения 11
1.3 Оценочные средства текущего контроля и промежуточной аттестации 14
1.4 Разработка и экспертиза ФОС 19
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ» 27
2.1 Результаты освоения профессионального модуля 27
2.2 Анализ рабочей программы учебной дисциплины «Эксплуатация и
техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования» 30
2.3 ФОС по дисциплине «Эксплуатация и техническое обслуживание
сельскохозяйственных машин и оборудования» 51
2.3.1 ФОС для текущего контроля 51
2.3.2 Практическая работа в условиях реализации ФГОС 54
2.3.3 Самостоятельная работа в ФГОС 57
2.3.4 ФОС для промежуточной аттестации 61
Выводы по второй главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЯ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
В последние годы происходят непрерывные и достаточно быстрые изменения во всей системе образования. Это - объективный процесс, связанный, в частности, с осознанием того факта, что лишь постоянное внедрение инноваций (причем не только в образовании) может не только «держать на плаву» всю систему хозяйства, науки и культуры, но и развивать ее в позитивном направлении.
Сегодня все человечество пришло к осознанию того, что именно через систему образования проходит цивилизованный путь прогресса в развитии общества. В мире происходит изменение отношения к образованию, так как в нем заложены основы социального и экономического прогресса человеческого общества. Именно человек, свободно владеющий средствами получения и обработки информации, способный принимать решения и нести за них ответственность является наивысшей ценностью современного общества.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) третьего поколения - это ориентация не на содержание, а на результат образования, который выражается через компетентности специалистов. Структура и содержание образовательной программы и отдельной дисциплины (модуля), образовательные технологии, включая планирование и оценку качества подготовки специалистов, должны быть направлены на создание и достижение заявленного результата обучения. Оценивание направлено на систематическое установление соответствия между предполагаемыми и достигнутыми результатами обучения. Акцент образовательного процесса переносится на контрольно-оценочную составляющую, позволяющую систематически отслеживать, диагностировать, корректировать процесс обучения. Уже на этапе проектирования образовательной программы нужно планировать, какими способами и средствами будут оцениваться результаты обучения, что будет служить доказательством достижения целей образовательных программ.
Широко декларируемый ФГОС компетентностный подход к подготовке специалиста, рассчитанный на его конкурентоспособность и востребованность на рынке труда, неизбежно требует изменений, как в организации образовательного процесса, так и в системе оценивания качества подготовки обучающихся и выпускников.
Введение нового стандарта с сентября 2011 года обостряет необходимость разработки Фондов оценочных средств (ФОС) как основу для обеспечения реализации Основной профессиональной образовательной программы и оценивания качества подготовки выпускников в компетентностном формате.
Становится актуальным рассмотреть методологию разработки и внедрения современной системы средств и технологий для текущей и промежуточной аттестации студентов (как элемента системы мониторинга качества образования в учреждениях среднего профессионального образования), модернизацию системы итоговой государственной аттестации (оценочные средства и технологии аттестации) выпускников учреждений среднего профессионального образования.
ФОС кроме выполнения оценочных функций лучше всего характеризует образовательный уровень колледжа. Качество фонда оценочных средств и технологий является ярким показателем образовательной возможности колледжа, которые реализуют образовательный процесс по соответствующим направлениям. Для оценки эффективности системы контроля используются обобщенные критерии: производительность, экономичность, адаптивность, дидактичность, оперативность, надежность.
Цель исследования - разработка ФОС по курсу «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования» для студентов профессиональных колледжей.
Объект исследования - оценивание результатов учебной деятельности студентов колледжа с помощью фонда оценочных средств.
Предмет исследования - фонд оценочных средств по курсу «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования».
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы разработки фонда оценочных средств для контроля результатов образовательной деятельности студентов профессиональных колледжей.
2. Проанализировать примерную учебную программу по курсу «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования» для студентов СПО.
3. Разработать фонд оценочных средств по курсу «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования» для студентов и педагогов профессионального колледжа.
Теоретико-методологическая база исследования:
- принципы компетентностного подхода в образовании (А.А. Вербицкий,О.Г. Ларионова, О.Н. Олейникова, А.В. Хуторской и др.);
- исследования в области управления качеством образования (В.Г. Казанович, В.А. Кальней, Э.М. Коротков, В.И. Круглов, М.М. Поташник, Н.А. Селезнева, В.А. Сластенин и др.);
- системный подход к обучению и воспитанию (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, В.К. Кириллов, В.В. Краевский, З.Г. Нигматов, И.П. Подласый, М.Н. Скаткин).
Для проверки решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ философской, психологической, педагогической, социологической литературы, публикаций по теме исследования; изучение программно-методической литературы, нормативных документов;
- эмпирические: диагностические методы (экспертная оценка, тестирование, обобщение независимых характеристик, рейтинговая оценка, самооценка); опросные методы (анкетирование, беседа, интервью); прямое, косвенное и включенное педагогическое наблюдение; прогностические (теоретический анализ, сравнительно-сопоставительный, моделирование, проектирование).
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный ФОС по дисциплине «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования» для педагогов и студентов колледжа, может использоваться в профессиональных образовательных организациях, в системе подготовки кадров среднего звена.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Результаты проведенного исследования, посвященного методике разработки и применения фонда оценочных средств в учреждениях среднего профессионального образования, свидетельствуют о достижении поставленной в исследовании цели и позволяют сделать следующие основные выводы.
1. В теоретическом анализе изучаемой проблемы:
- раскрыто содержание понятия «фонд оценочных средств»;
- исследованы виды контроля по этапам обучения и представлены оценочные средства с их учетом;
- представлены алгоритмы разработки фонда оценочных средств;
- сформулированы основные положения по проведению экспертизы фонда оценочных средств.
2. Практическая часть исследования представлена разработанным фондом оценочных средств по дисциплине «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования» для обучающихся системы среднего профессионального образования.
3. Целостно оценивая данные, полученные в ходе исследования, мы полагаем, что они пополняют и систематизируют наши представления о специфике разработки и применения фонда оценочных средств на разных этапах контроля знаний в процессе формирования как общих, так и профессиональных компетенций у обучающихся в системе среднего профессионального образования. Эти данные и их обобщение могут быть использованы участниками образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования.
1. Андриади, И.П. Теория обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / И.П. Андриади, С.Н. Ромашова, С.Ю. Темина. - М.: Академия, 2010. - 336 с.
2. Башмаков, М. И. Математика. Книга для преподавателя. Методическое пособие для СПО / М.И. Башмаков. - М.: Academia,
2014. - 224 c.
3. Бондарчук, Н.А. Формирование фонда контрольно-оценочных средств / Н.А. Бондарчук, Т.В. Сыпулина // Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе. - 2015. - Т. 4. - №
4. - С. 320-322.
4. Большой словарь иностранных слов. - М.: ООО Дом Славянской книги, 2010. - 992 с.
5. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. и сред проф. образования / Н.М. Борытко. - М.: Академия, 2008. - 288 с.
6. Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. и сред проф. образования / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. - М.: Академия, 2008. - 496 с.
7. Вдовина, С.А. Технология разработки контрольно-измерительных материалов на компетентностной основе / С.А. Вдовина, И. М. Кунгурова // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 5. - С. 28-32.
8. Вдовина, С.А. Проектирование фонда оценочных средств в условиях реализации новых образовательных стандартов / С.А. Вдовина, И. М. Кунгурова // Человек и образование. - 2013. - № 2 (35). - С. 108- 112Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2008. - 368 с.
9. Г омола, А.И. Учебно-методический комплекс как средство повышения эффективности процесса обучения / А.И. Гомола // СПО. - 2011. - № 2.- С. 11-13.
10. Горчакова-Сибирская, М.П. Современный подход к качеству профессионального образования / М.П. Горчакова-Сибирская // Профессионал. - 2005. - Выпуск № 1. - С. 11-15.
11. Горшунов, А.П. Организация системы контроля качества образования при реализации ФГОС в учреждении среднего профессионального образования / А.П. Г оршунов // Научные исследования в образовании. - 2011. - №4. - С. 18-22.
12. Демченкова, С.А. Основные подходы к трактовке понятий «компетенция» и «компетентность»/ С.А. Демченкова // Вестник ТПГУ. 2011. - № 13. - С. 243-246.
13. Ефимов, В.В. Средства и методы управления качеством: учебное пособие / В.В. Ефимов. - М.: Кнорус, 2010. - 232 с.
14. Ершова, Н.Н. Технология формирования общих и профессиональных компетенций студентов в системе среднего профессионального образования / Н.Н. Ершова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. -
2015. - № 4 (23). - С. 77-81.
15.Загвязинский, В.И. Терминологический словарь педагога / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2008. - 352 с.
16. Звоннников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - М.: Академия, 2009. - 224 с.
17. Зачесова, Е.В. Подходы к формированию КОС/оценке результатов освоения ПМ [Электронный ресурс] / Е.В. Зачесова. - Режим доступа: soprof.ru>index/fgos/0-190.
18. Иванов, Д.А. Экспертиза в образовании: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Д.А. Иванов. - М.: Академия, 2008. - 336 с.
19. Красильникова, О.М. Проектирование фонда оценочных средств в соответствии с требованиями ФГОС СПО / О.М. Красильникова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. - С. 231-234.
20. Красных, С.В. Компетентностная модель подготовки выпускника в системе среднего профессионального образования / С.В. Красных, Т.Г. Самойленко, Г.Ш. Сыпачева // Среднее профессиональное образование. - 2014. - № 5. - С. 15-17.
21. Копотева, Г. Л. Дидактика уверенности в себе. Проектируем урок, реализующий требования ФГОС. Основное общее образование / Г.Л. Копотева, И.М. Логвинова. - М.: Учитель, 2014. - 144 c
22. Корзникова, Г.Г. Менеджмент в образовании: практический курс / Г.Г. Корзникова. - М.: Академия, 2008. - 288 с.
23. Крокер, Л. Введение в классическую и современную теорию тестов / Л. Крокер, Дж. Алгина. - М.: Логос, 2010. - 668 с.
24. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студ. высш. учебных заведений / Н.А. Морева. - М.: Академия, 2008. - 432 с.
25. Подласый, И.П. Тестирование в учебном процессе: его история и возможности. - Режим доступа: http: // www. elitarium. ru. свободный.
26. Федоров В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: учеб. пособие для студ.высш.учеб. заведений / В.А. Федоров, Е.Д. Колегова. - М.: Академия, 2008. - 208 с.
27. Махотин, Д.А. Компетентностно-ориентированные задания как средство оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся / Д.А. Махотин // Среднее профессиональное образование. - 2014. - №5. - С. 17-20.
28. Пастухова, И.П. Методическое обеспечение проектирования контрольно-оценочных средств по дисциплине / И.П. Пастухова // Среднее профессиональное образование . - 2012. - №10. - С. 3-6.
29. Темняткина, О.В. Методика разработки Фонда оценочных средств Основной профессиональной образовательной программы на основе ФГОС: метод. рекомендации / О.В. Темняткина. - Екатеринбург : ИРО,
2011. - 113 с.
30. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http:// mon.gov.ru/dok/fgos/7197/