Введение
Глава 1. Теоретические основы использования технологии Веб-квеств обучении английскому языку на старшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе
1.1 Понятие Веб-квест, как технология обучения английскому языку на старшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе
1.2 Сущность проектной деятельности, роль, значение и место в процессе обучения английскому языку на старшей ступени в средней общеобразовательной школе
1.3 Характеристика психофизиологических особенностей учащихся старшего школьного возраста.
Выводы по главе первой.
Глава 2. Практическая реализация Веб-квеста в проектной деятельности на уроках английского языка на старшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе
2.1. Практическое применение веб-квестов в проектной деятельности на
уроке английского языка классе СОШ на тему: , по УМК:
2.2. Практическое использование Веб-квест в проектной деятельности на
уроке английского языка классе СОШ на тему: , по УМК:
Выводы по главе второй.
Заключение
Литература
Межкультурные аспекты обучения иностранным языкам исследуются на качественно новом уровне в связи с широким использованием информационных и коммуникационных технологий. Наиболее актуальным является включение инновационных методов на основе данных технологий в традиционные курсы.
Осуществление взаимодействия с помощью компьютерных и телекоммуникационных технологий позволяет вывести лингвистическую и поликультурную подготовку учащихся старших классов на уровень активного, познавательного творчества, что с одной стороны расширяет потенциальные возможности их развития, а с другой стороны, способствует интеграции знаний и переработке информации по исследуемой проблеме. Компьютерные и телекоммуникационные технологии должны
использоваться не только как средство получения новой информации, новых знаний в области иностранного языка, но и для развития
адекватной межкультурной компьютерно-опосредованной коммуникации.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена:
а) повышенным интересом к поиску эффективных путей обучения иноязычной коммуникативной компетенции вне языковой и культурной среды;
б) недостатком в практике преподавания адекватных средств, основанных на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, способствующих успешному формированию коммуникативной компетенции учащихся;
в) возрастающими требованиями к уровню владения иностранными языками.
Всё изложенное определило выбор темы настоящего исследования следующим образом: "Веб-квест как один из способов организации
проектной деятельности на уроках английского языка на старшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе ".
Цель исследования состоит в рассмотрении использования веб- квестов в теоретическом плане и практического применения в проектной деятельности на уроках английского языка на старшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе.
Для реализации основной цели исследования были поставлены задачи:
- дать определение понятию Веб-квест, как технология обучения английскому языку;
- дать характеристику психофизиологических особенностей учащихся старшего школьного возраста;
- изучить применение веб-квестов в проектной деятельности на уроках английского языка на старшей ступени обучения;
- апробировать веб-квесты в практике преподавания английского языка в средней общеобразовательной школе;
Объектом исследования является процесс обучения с использованием веб-квест технологий.
Предмет исследования — использование веб-квестов в проектной деятельности на уроках английского языка на старшей ступени обучения.
Методологической и теоретической базой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных специалистов таких, как Е.С. Полат, Воробьев Г.А., Зимняя И.А., Жалдыбина А.Н., Иващенко И.А., Ивлева Н.В.,Незговорова Е.Ю., Сысоев П.В., Хасанова О.В. и другие, а также Б. Додж, Лузон М.Дж, Путхиканон Н. и другие.
Научная новизна исследования заключается в:
- теоретическом обосновании использования веб-квестов в проектной деятельности на уроках английского языка на старшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе;
- разработке собственного веб-квеста и прктическом использовании а качестве эксперимента.
Теоретическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании целесообразности применения веб-квест технологий на уроках английского языка.
Практическая ценность работы состоит в создании и опытной апробации веб-квеста и методики использования; а также в использовании результатов исследования на занятиях по английскому и методики преподавания.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
В настоящее время, в условиях повышенной актуальности адекватного развития коммуникативной компетенции учащихся, всё активнее ведется поиск путей и средств обучения иноязычной культуре.
Отмечая, что самым эффективным средством обучения иноязычной коммуникативной компетенции является пребывание учащегося в стране изучаемого языка, следует принять тот факт, что преподавание иностранных языков и культур в условиях современной реальности в основном ведется вне языковой среды в опосредованном варианте. Учащиеся общаются на уроках с учителями и сверстниками, не являющимися носителями изучаемых языка и культуры.
По нашему мнению, современный уровень компьютерных и телекоммуникационных технологий открывает новые возможности для развития адекватных средств обучения иноязычной культуре в организованном обучении иностранным языкам вне языковой среды.
Данная работа посвящена актуальной проблеме использования веб-квестов в проектной деятельности на уроках английского языка на старшей ступени в средней общеобразовательной школе.
В ходе исследования удалось выявить, что основными видами деятельности по развитию социокультурной компетенции с применением Интернета в аудиторной и внеаудиторной работе являются следующие:
• работа с сайтами, специально разработанными для обучения иностранным языкам;
• использование Интернета как источника аутентичных ресурсов по иноязычной культуре;
• применение Интернета для разработки и проведения веб-квест проектов, направленных на изучение иноязычной культуры.
Особый интерес, как удалось установить в ходе исследования, представляет последний из перечисленных видов работы, среди явных преимуществ которого можно выделить высокую мотивацию учащихся при самостоятельной творческопознавательной деятельности в сети, наличие реального, "осязаемого" результата работы, обучении в атмосфере сотрудничества и ответственности каждого обучаемого за успех выполнения всего проекта в целом (cooperative learning).
Результатом проведенного исследования стала разработка веб-квест проекта на тему “Travelling”, включенные в рабочую программу по ангнлийскому языку для 9 класса в Верхнекибякозинской СОШ Тюлячинского р-на РТ, апробация которых на практике показала высокую результативность их использования в развитии коммуникативной компетенции старшеклассников.
В ходе эксперимента удалось также установить, что основными результатами применения веб-квестов в обучении иностранному языку являются:
- повышение уровня знаний реалий культуры, традиций, привычек и обычаев народа страны изучаемого языка, моделей поведения носителей иноязычной культуры,
- увеличение словарного запаса студентов за счет лингвострановедчески окрашенной лексики;
- развитие толерантности, эмпатии и наблюдательности по отношению к культуре страны изучаемого языка;
- повышение мотивации учащихся к изучению иноязычной культуры
- повышение мотивации учащихся к использованию компьютерных технологий в своей учебной деятельности, как составляющей информационной культуры обучаемых.
• повышение мотивированности студентов к использованию компьютерных технологий в своей учебной деятельности, как составляющей информационной культуры обучаемых.
Среди других преимуществ веб-квест технологий удалось установить также творческий характер их выполнения; с одной стороны, в атмосфере сотрудничества и чувства своей ответственности за успех общего дела, а с другой, в духе соревнования, желания быть лучше соперника и высокой мотивации к успеху с реальными, наглядными и осязаемыми плодами собственного труда. Кроме этого, работа с применением Интернета выполняется студентами с большим энтузиазмом и высокой мотивированностью. Задания, которые в традиционном исполнении могли бы показаться учащимся скучными и неинтересными, приобретают новую привлекательную окраску в интеграции их с современными информационными технологиями.
Мультимедийное содержание и гипермедийная структура Интернета, аутентичность материалов создают у ученика ощущение присутствия в языковой среде и свободы выбора, снимают ограниченность рамками какого-либо учебника или устаревшего аутентичного издания. Все перечисленные факторы, наряду с информационным богатством и насыщенностью Интернета социокультурно-значимой информацией, а также результатом выполнения квеста, имеющим реальную ценность и применение в дальнейшей учебной деятельности учащихся старших классов, служат одной из основных причин высокой эффективности работы по технологии веб- квестов.
Представляется перспективным на уже имеющихся научных предпосылках внедрение веб-квест проектов в школьные программы в качестве социокультурного сопровождения изучаемых тем устной и письменной речи.
1. АнгеловскиКрсте. Учителя и инновации: Книга для учителей: пер.смакед. / КрстеАнгеловски. - М.: Просвещение, 1991. - 159 с.
2. Ариян, М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам.// Иностранные языки в школе.-1999. - №6 - С.17-21.
3. Афанасьева Д. П. Образовательный веб-квест как средство побуждения интереса учащихся к физике / Д. П. Афанасьева // Аммосов-2014 : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф., проводимой в рамках Форума научной молодежи федеральных университетов. Северо-Восточный федеральный университет им. М.
К. Аммосова. - Киров, 2014. - С. 629-633.
4. Багузина Е.И. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции (на примере студентов неязыкового вуза: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2011. - С. 81.
5. Барышников Н.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе. //Иностр. языки в школе 2002 №2, с 28-32.
6. Барышников Н.В. Рациональная методика обучения иностранным языкам // Вопросы обучения и воспитания учащихся. — Пятигорск: ПГПИЯ, 1994-С. 3-6.
7. Барышников Н.В. Технологии обучения ИЯ в вузе: состояние и перспективы // Материалы международной конференции «Современные технологии обучения», 16 апреля 1998 года. Спб.: 1998, т.2. - С. 47-49.
8. Барышников Н.В., ЖоглинаГ.Г. Использование аутентичных видеодокументов в профессиональной подготовке учителей иностранных языков. // Иностр. языки в школе.- 1998.- N4.- С.88-92.
9. Бассам Аль-Наами. Обучение в виртуальной реальности. // Материалы международной конференции «Современные технологии обучения» -Спб.: ЛЭТИ,
2000. С. 302-303
10. Башарина Л.А. Концептуальные основы применения информационных технологий в системе постдипломного образования. // Материалы международной конференции «Современные технологии обучения» -Спб.: ЛЭТИ, 2000 С. 106-107.
11. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Филинъ, 2003. - 616 с.
12. Беляева Л.Н. Применение ЭВМ в лингвистических исследованиях и лигводидактике. Л.: J11 ПИ, 1986. - 83 с.
13. Волкова О.В. Подготовка будущего специалиста к межкультурной коммуникации с использованием технологии веб-квестов: дис. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2010. - С. 73.
14. Воробьев Г.А. Веб-квест технологии в обучении социокультурной компетенции (английский язык, лингвистический вуз): дис. ... канд. пед. наук. - Пятигорск, 2004.
15. Всемирный доклад ООН ОДВ 2009 «Преодоление неравенства: важная роль управления. Образование для всех». - Режим доступа: http://www.ifap.ru/library/ book383.pdf
16. Галустян О. В. Современные образовательные технологии в организации учебного процесса / О. В. Галустян // Информатизация образования и науки. - М., 2013. - № 13 (19). - С. 24-34.
17. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии: психология мышления.- М., 1981.
18. Горбатова О. Н. Образовательныйweb-quest «необыкновенные приключения» / О. Н. Горбатова // Педагогическое образование на Алтае. - 2014. - № 1. - С. 1-3.
19. Дьюи, Дж. (1925) Дальтонский лабораторный план. 3-е. изд. М. : Новая Москва.
20. Жалдыбина А.Н. Языковая социализация школьников в процессе обучения иностранному языку с использованием технологии веб-квест / А. Н. Жалдыбина // Роль психологии и педагогики в развитии общества : сб. статей Междунар. науч.- практ. конф. - Уфа, 2014. -С. 19-21.
21. Иващенко И. А. Веб-квесты в обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов / И. А. Иващенко, И. Г. Казмина, Е. Г. Конькова // Университетское образование : сб. статей XVI Междунар. науч.-метод. конф.; под ред. В. И. Волчихина, Р. М. Пе-черской. - Пенза, 2012. - С. 166-167.
22. Ивлева Н.В. Образовательный веб-квест как инновационная образовательная технология при обучении иностранному языку / Н. В. Ивлева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - № 6. - С. 225-228.
23. Климова А.Б. Информационно-аналитические умения в контексте формирования информационного общества // Вестник САФУ. Сер. «Гуманитарные и социальные науки». - 2013. - № 1. - С. 76-80.
24. Козлова Н. Д. Веб-квест «Физики в Великой Отечественной» / Н. Д. Козлова // Физика-ПС (1 сентября). - 2011. - № 7. - С. 42.
25. Конышева, А. В. (2007) Английский язык. Современные методы обучения. Минск: Тет-раСистемс. , Е. С. (2000)
26. Кузьмина Л. Г. Иноязычная подготовка на неязыковых факультетах : динамика развития / Л. Г. Кузьмина, М. А. Стернина // Вестник Воронеж.гос. ун -та. Сер.: Проблемы высшего образования. - № 1. - 2010. - С. 111-113.
27. Кузьмина Л. Г. Иноязычное образовательное пространство вуза и основные принципы его формирования / Л. Г. Кузьмина // Вестник Воронеж.гос. техн. ун-та. - Т. 9. - № 3,2. - 2013. - С. 67-70.
28. Левицкая А. А. Роль и значение веб-квеста в современном образовании / А. А. Левицкая, А. В. Фёдоров // Школьные технологии. - 2010. - № 4. - С. 73-85.
29. Метод проектов на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. № 3. С. 3-9.
30. Муравьева Н.Г. Использование веб-квест технологии для совершенствования социокультурной компетенции студентов вуза / Н. Г. Муравьева// Электронный научно-практический журнал «Культура и образование». - 2014. - № 9 (13). - С. 24.
31. Незговорова Е.Ю. Веб-квест на уроках иностранного языка как метод проектной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т.
33. - С. 39-43. - URL: http://e-koncept.ru/2017/771125.htm.
32.Овчаренко Э. И. Использование технологии развития критического мышления и образовательной технологии «веб-квест» на уроках немецкого языка / Э. И. Овчаренко // Актуальные проблемы образования в России и за рубежом : лингвистический, методический, педагогический аспекты : материалы VII
Международной научно-практической заочной конференции. - Уль-яновск, 2014. - С. 109-114.
33.Олядничук О. В. Использование веб-квеста во внеурочной деятельности / О. В. Олядничук // Гуманитарное образование: история, традиции, перспективы : сборник научных трудов. - Елец, 2014. - С. 23-25.
34. Панкова Т. В. Web-quest - технология формирование медиакомпетентности будущего учителя иностранного языка / Т. В. Панкова // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2012. - № 14. - С. 90-95.
35. Петрова Ф. А. Образовательный веб-квест как способ активизации самостоятельной учебной деятельности учащихся / Ф. А. Петрова // Аммосов-2014 : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., проводимой в рамках Форума научной молодежи федеральных университетов. Северо-Восточный федеральный университет им. М.
К. Аммосова. - Киров, 2014. - С. 695-699.
36. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках английского языка.// Иностранные языки в школе. -2000.-№2,3-С.17-19,23-24.
37. Полат, Е.С. Обучение в сотрудничестве.// Иностранные языки в школе.-2000.-№1- С.4-11
38. Рубинштейн, М. М. (1950) Воспитание читательских интересов у школьников. М.
39. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Основная школа/ С.В. Третьякова,
А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; вт.-сост. С.В. Третьякова.- М.: Просвещение,
2013. - 96с.
40. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. - Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. - C. 97.
41. Сысоев, П.В., Евстигнеев, М. Н. (2009) Разработка авторских учебных Интернетресурсов по иностранному языку // Иностранные языки в школе. № 2. С. 8-16.
42. Титова С.В. Теоретические основы компьютерно-информационной модели обучения иностранным языкам: дис. ... д -рапед. наук. - М., 2005.
43. Хасанова О.В. Педагогическая технология обучения английскому языку как государственному в средней школе Англии: Монография. - Казань, Отчество, 2016. - 180с.
44. Хасанова О.В., Сазонова А.С. Использование кейс-технологии в процессе обучения говорению на уроках английского языка старших школьников СОШ/О.В. Хасанова,
А.С. Сазонова //Психология и педагогика: методика и проблемы практического
применения: сборник материалов XLIX Междунар. науч.-практической
конференции: в 2-х частях. Часть 2/ Под общ.ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС. - 2016. - С. 130-135
45. Шурупова Н. С. Технология веб-квест как один из видов организации творческой деятельности обучающихся / Н. С. Шурупова // Образование : ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. - 2012. - № 2. - С. 138140.
46. Янгелова Л. В. Образовательные web-quest по биологии / Л. В. Янгелова //
Современное естественнонаучное образование: достижения и инновации:
материалы VI Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции. - Красноярск, 2013. - С. 277-278.
47. Dodge B. Focus: Five rules for writing a great WebQuest // Learning and Leading with Technology. - 2001. - № 28(8). - Р. 6-9.
48. Dodge B. Some Thoughts AboutWebQuests. - URL: http://webquest.sdsu. edu/about_webquests.html.
49. Dodge B. Webquests: A technique for Internet-based learning // Distance Educator. -
1995. - № 1(2). - P. 10-13.
50. Erben T., Ban R., Castaneda M. Teaching English Language Learners through Technology. - Routledge, New York. - 2009. - P. 138.
51. Fried-Booth, D. L. (1988) Project Work : Resource Books for Teachers. Ed. by Alan Maley. Oxford : Oxford University Press.
52. Hodges J. Newspapers plug along in quest for web answer / J. Hodges// Advertising Age. - 1996. - Т. 67, № 18. S6p.
53.Integrating WebQuest into Chemistry Classroom Teaching to Promote Students' Critical Thinking / Qing Zhou, Leilei Ma, Na Huang, Qian Liang, HuijiYue, Tao Peng // Creative Education. - 2012. - Vol. 3, no. 3. - P. 369-374. -URL: http://www.scirp.org/journal/ce/ (датаобращения: 23.03.2017).
54. Luzon M.J. Internet content-based activities for ESP. - URL: http://exchanges.state.gov/englishteaching/forum/archives/docs/02-40-3-g.pdf (датаобращения: 2.02.2017).
55. Marchiori M. The quest for correct information on the web : hyper search engines/
M.Marchiori// Computer Институтуправлениявэкономических,
экологическихисоциальныхсистемахЮжногофедеральногоуниверситета
56. Puthikanon N. Examining Critical Thinking and Language Use through the Use of WebQuests in an EFL Reading Class. - URL: http://www.grin.com/en/doc/234572/examining-critical-thinking-and-language-use- through-the-use-of-webquests (датаобращения: 28.02.2017).
57. Quinn C. N. Web quest: porting 'quest for independence' to the world wide web / C. N. Quinn, G. Ahyong // Education and Information Technologies. - 1998. - T. 3, № 1. - R. 51- 78.
58. The Use of WebQuests for Helping Students Develop Their Information Skills. - Mode of
access: http:// proquest.umi.com/pqdlink?Ver=1&Exp=01-12-2018&FM
T=7&DID=2523537461 &RQT=309&attempt=1&cfc=1
59. WebQuest Learning as Perceived by Higher Education Learners / R. Zheng, B. Stucky, M. McAlack, M. Menchana, S. Stoddart. - URL: http://www.mrker.net/Zheng.pdf (датаобращения: 10.05.2017).