Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проведения маркетинговых исследований потребительского рынка 7
1.1 Сущность, роль и специфика маркетинговых исследований 7
1.2. Цели маркетинговых исследований и их классификация 12
1.3. Инновационный продукт как объект маркетинговых исследований 20
Глава 2. Прикладные аспекты проведения маркетинговых исследований и инновационные методы сбора информации 27
2.1. Организация и этапы проведения маркетингового исследования 27
2.2. Классические и инновационные методы сбора информации в
маркетинговых исследованиях 34
2.3. Обработка результатов маркетингового исследования 44
Глава 3. Маркетинговое исследование инновационного продукта компании ОАО «Искож» 50
3.1. Разработка проекта маркетингового исследования инновационного
продукта 50
3.2. Выявление основных потребительских предпочтений инновационного
продукта «Экокожа+» 55
3.3. Предложения по повышению эффективности продвижения
инновационного продукта 66
Заключение 73
Список литературы: 75
Приложения 79
Актуальность темы исследования. Когда конкуренция на рынке значительно высока, производителям приходится задумываться о поиске новых преимуществ для своего выпускаемого продукта. На помощь в этом случае приходят маркетинговые исследования, которые позволяют узнать мнения и предпочтения своих клиентов, разработать способы продвижения продукта, определить стратегические действия и тем самым обезопасить себя от неудач и минимизировать финансовые риски. Проблема заключается в том, что большое количество производителей пренебрегают маркетинговыми исследованиями, думая, что хорошо знают потребности своих покупателей, но при этом тратят большое количество денег и терпят поражение в лице своих конкурентов.
В практическом плане актуальность исследования заключается в том, что методология маркетинговых исследований, этапы и используемые методы привлекают немало внимания как отечественных, так и зарубежных исследователей. При этом мы можем констатировать, что она существенно возрастает, когда речь идет о выходе на рынок новых инновационных продуктов. Именно в этом плане маркетинговые исследования позволят уменьшить затраты, риски и все возможные внеплановые убытки. Стоит также учитывать, что на сегодняшний день запросы покупателей растут, технологии быстро меняются и утрачивают свою действенность, а конкурентов становится все больше и работать в таких условиях становится довольно трудно. Поэтому выживание фирм и предприятий напрямую зависит от уровня разработки и внедрения новых инновационных продуктов. На самом деле, мало произвести совершенно невероятно новый продукт, ведь его еще нужно максимально успешно реализовать на рынке, тем самым охватить большую часть рынка. Именно эта неотъемлемая часть является одной из самых сложных задач в условиях высокой конкуренции. В зависимости от эффективности реализации товара, будет зависеть прибыль, успех компании на рынке, а также ее конкурентоспособность. Ведь именно заблаговременное проведение маркетинговых исследований перед выпуском инновационного продукта позволит определить целевую аудиторию, способы продвижения продукта на рынок, стратегические действия для продвижения товара на разных циклах его жизнедеятельности и т.д. В сегодняшних рыночных условиях огромное преимущество имеют те компании, которые лучше других знают потребности своих потенциальных и постоянных покупателей, и производят именно те товары, которые способны их удовлетворить. Собственно, с помощью проведения маркетинговых исследований можно отслеживать изменение потребностей покупателей и тем самым постоянно держать компанию в тонусе и вести ее к финансовому процветанию.
Объектом исследования является инновационный продукт «Экокожа+».
Предметом исследования являются потребительские предпочтения инновационного продукта «Экокожа+».
Цель дипломной работы - провести маркетинговое исследование инновационного продукта «Экокожа+» и разработать рекомендации по его продвижению на потребительском рынке.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проведения маркетинговых
исследований;
2. Проанализировать потребительский рынок инновационных продуктов
как объекта маркетинговых исследований;
3. Изучить специфику организации, этапы проведения и методы обработки результатов маркетингового исследования;
4. Провести сравнительный анализ классических и инновационных
методов маркетингового исследования;
5. Разработать проект маркетингового исследования и выявить основные потребительские предпочтения относительно инновационного продукта «Экокожа+»;
6. Дать рекомендации по повышению эффективности продвижения инновационного продукта «Экокожа+».
Структура дипломной работы определена целью и задачами исследования, а также комплексом исследованных источников и научной литературы. Работа включает в себя: введение, три главы, каждая из которых состоит из трех параграфов, заключение, а также список литературы и приложение.
Во введении обозначены постановка проблемы, актуальность, цель и задачи, объект и предмет маркетингового исследования, а также указаны методы, которые были применены в ходе маркетингового исследования.
1. Теоретические аспекты проведения маркетинговых исследований потребительского рынка
В первой главе изучаются теоретические аспекты проведения маркетинговых исследований потребительского рынка, а именно сущность, роль, специфика, цели и задачи маркетинговых исследований. А также рассматривается потребительский рынок как объект маркетинговых исследований.
Вторая глава посвящена рассмотрению прикладных аспектов проведения маркетинговых исследований потребительского рынка и инновации в их организации, а именно организация и этапы проведения маркетингового исследования, классические и инновационные методы сбора информации в маркетинговых исследованиях. А также изучается процесс обработки данных, полученных в ходе маркетингового исследования.
В третьей главе описывается процесс маркетингового исследования потребительского рынка искусственной кожи «Экокожа+» компании ОАО «Искож», а именно разработка проекта маркетингового исследования потребительского, выявление основных каналов сбыта и продвижения продукции, предложения по повышению эффективности продвижения продукции.
В заключении были подведены итоги исследования, сформированы окончательные выводы по рассматриваемой теме. Опрос в виде интервьюирования и телефонный опрос показали, что инновационный продукт «Экокожа+» вызывает интерес у респондентов. В процессе создания одностраничного сайта, данный факт подтвердился, пошли первые заказы образцов и первые клиенты. Данный факт подтверждает большую отдачу от выбранных методов маркетингового исследования.
В списке источников и литературы представлен библиографический материал дипломной работы.
В приложении представлены анкета опросника, скрипты продаж, сайт.
Проведение маркетинговых исследований - это сложный многоступенчатый процесс, требующий глубокого знания объекта изучения, от точности и своевременности результатов которого во многом зависит успешное функционирование всего предприятия. В данной работе был проведен комплексный анализ проведения маркетинговых исследований для инновационного продукта.
К сожалению, российские фирмы в своей деятельности мало применяют маркетинговые исследования. К тому же в России не существует большого количества организаций, выводящих на рынок инновационные продукты. Однако опыт иностранных фирм однозначно свидетельствует о необходимости такого рода затрат, которые при успешном выполнении всегда окупаются увеличением прибыли ввиду лучшей организации их производственной и сбытовой деятельности, созданной на комплексном анализе рынка и нацеленной на решение задач по успешной реализации продукции.
Были рассмотрены факторы, которые влияют на популярность и успешность нового продукта, были рассмотрены основные каналы сбыта. Большинство таких факторов базируется на предварительном изучении рынка, что невозможно осуществить без проведения маркетинговых исследований.
Также были рассмотрены как классические, так и современные методы исследования рынка новых товаров, самые распространенных из которых, - smart-технологии, социальные сети, метрика. Однако, в ходе исследования были применены личный и телефонный опрос, а также smart-технологии и метрику.
Компанией ОАО «Искож» был разработан инновационный продукт «Экокожа+», но не было четкого понимания будет продукт востребован на рынке или нет. Поэтому был проведен опрос, в результате которого было выяснено какие характеристики искусственной кожи важны для покупателей мебели, а какие нет. Помимо опроса в мебельном магазине был проведен обзвон существующих клиентов завода «Искож», которые являются постоянными покупателями других видов искусственной кожи. Проанализировав предпочтения потребителей мебели из искусственной кожи и заводов-производителей, был сконструирован одностраничный сайт, на котором были указаны все преимущества инновационного материала, тем самым воспользовались инновационным методом сбора маркетинговой информации, которая называется метрика. Также в процессе обзвона и работы с клиентами с сайта использовалась CRM система bitrix24, что позволило собрать хорошую базу клиентов с комментариями менеджера в одном месте, куда каждый менеджер будет иметь свободный доступ. Данный сервис предоставляет быстрый доступ отправки коммерческих предложений на почту клиента.
Проведенное исследование позволяет судить о важности маркетинговых исследований на этапе разработки нового продукта. Результаты опроса показывают, на какие характеристики продукта стоит давить при продвижении продукта. Для предотвращения подобных ситуаций важно применять маркетинговые исследования. Они помогают предсказать возникновение неблагоприятных рыночных событий и предотвратить потери на стадии выпуска товара на рынок.
1. Тюрин Д. В. Маркетинговые исследования организации и проведение в компании. — Издательство Юрайт, 2016с.
2. Филип Котлер Основы маркетинга. — Издательство «Прогресс», 1991.
3. Михаил Дымшиц Маркетинговый анализ и исследования // Прикладной маркетинг. — 2002. URL: http://p-marketing.ru/publications/applied- marketing/research-methods/m-rktinovyy-n-liz-i-issledov-niya
4. Слепенкова Е.М. Маркетинговые исследования // Маркетинг. — 2008. https://www.econ.msu.rU/cmt2/lib/c/1079/file/uchebnik.pdf
5. Шабанова Л.Б. Маркетинг на потребительском рынке России. — Тан- Заря, 2000.
6. Naresh K. Malhotra Essentials of Marketing Research.— Global Edition,
2015.
7. Hitesh Bhasin Different types of marketing research and when to use them // Market research. - 2016. URL: http://www.marketing91.com/different-types- of-marketing-research/
8. Hitesh Bhasin Secondary market research // Market research. - 2016. URL: http://www.marketing91 .com/secondary-market-research/
9. Березин И.С. Маркетинг сегодня. - М.: Менеджер, 1996.
10. Панкрухин А.П. Маректинг. — Издательство Омега, 2006
11. Скворцова Е.В. Маркетинг: идеи и технологии. // Современные маркетинговые технологии — ООО «Промкомплекс», 2012.
12. Hitesh Bhasin Primary market research// Market research. - 2016. URL: http://www.marketing91 .com/primary-market-research/
13. Е.В. Трапезникова, Дубровина М.А. Потребительские предпочтения как инструмент стратегии по продвижению вуза // Экономика. — Братский государственный университет, 2014.
14. Пиндайк С.Р., Рабинфельд Л.Д. Микроэкономика. — издательство Питер,
2002.
15. Р.Б. Ноздрева, В.Ю. Гречков. Маркетинг. — Издательство Москва Юристъ 2000.
16. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование. — Московский государственный университет экономики, статистики и информатики,
2000.
17. И.В. Алешина. Поведение потребителей. — Москва ЭКОНОМИСТЪ,
2006.
18. Устинова Т.А. Необходимость проведения маркетинговых исследований для организации // Молодой ученый: вызовы и перспективы. — "Интернаука" (Москва), 2016.
19.Заблодская И.В. Организация и результаты проведения маркетинговых исследований // Организатор производства. — 2005. — №1. — С.33-38.
20. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. — Издательство «Финпресс», 1998г.
21. Market research in Rassia. Analitical Book. // Aut.a.compiler Fisup AV- M
2008.
22. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы: практические рекомендации, методические основы, порядок проведения. - М.: Ось-89, 1998.
23. Попова Ю.Ф. Маркетинг на российских предприятиях: стратегия, организация, развитие. - Сыктывкар, 1998.
24. Мак-Куэрри Э.Ф. Методы маркетингового исследования, Спб: Питер,
2005.
25. Яковлева Н.Ф. Социологическое исследование. - издательство “Флинта”,
2014.
26. Леонид Иванов Маркетинговый конвейер. - Москва ООО «Иванов и Партнеры», 2014.
27. Е. Б. Галицкий, Е. Г. Галицкая Маркетинговые исследования. - Москва Юрайт, 2012.
28. Иванов Д.Ю. Маркетинг. - Издательство СГАУ, 2008.
29. Дурович А.П. Практика маркетинговых исследований. Книга 1:
Основные концепции и методы. - Издательство Гревцова, 2008.
30.Зайцева Е.А., Прохорова М.В. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ. - НГТУ, 2015.
31. А.П.Карасев Маркетинговые исследования и ситуационный анализ. - Юрайт, 2015.
32. Игорь Березин Маркетинговые исследования. - Юрайт, 2012.
33. Светуньков С.Г. Методы маркетинговых исследований. - Издательство ДНК, 2003.
34. Герасимов Б.И., Коновалова Т.М., Саталкина Н.И., Терехова Г.И. Маркетинговый анализ, - ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012.
35.Зеткина О.В. Интернет-реклама, - ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011.
36. М.С. Очковская, М.А. Рыбалко Маркетинг новые тенденции и перспективы. - Максопресс, 2012.
37. В. В. Пьянков, О. А. Тимофеева, Е. И. Кельбах Практический маркетинг. - ПГНИУ, 2013.
38. Герасимов Б.И., Коновалова Т.М., Саталкина Н.И., Терехова Г.И. Маркетинговый анализ. - ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012.
39. Гилберт Черчилль, Том Браун Маркетинговые исследования, - Питер,
2007.
40. Дурович А.П. Практика маркетинговых исследований. - Минск: Издательство Гревцова, 2008.
41. Пилипенко Н.Н. Основы маркетинга. - М.: Маркетинг, 2002.
42. Маркетинг: конспект лекций в схемах / Ред. Водопьянов В.П. - М.: ПРИОР, 2001.
43. Крицкая В.В. Маркетинг: сегментирование и изучение потребности. - М.: ИНФРА-М, 1997.
44. Хапилина С.И. Факторный анализ как инструмент маркетингового исследования регионального рынка труда // Науковидение. - 2014. - №2.
- С.1-10.
45. Фролов Ю.В., Игрунова О.М. Анализ результатов маркетинговых исследований. - ООО «Русайнс», 2005.
46.Зорина Т.Г., Слонимская М.А. Маркетинговые исследования. - Минск: БГЭУ, 2010.
47. Скворцова Е.В. Маркетинг: идеи и технологии // Производственно - практический журнал. - 2013. - №1 (51). - С. 42-49.
48. Борушко Н. В., Лагодич Л. В., Усевич В. А. Основы маркетинга. - Минск,
2004.
49. Воронкова О.В., Матвеев С.А. Маркетинговые исследования. - ГОУ ВПО ТГТУ, 2010.
50. Уткин Э.А. Маркетинг. - М.: ЭКМОС, 2002.