ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ УЧЕНИКОВ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ 7
1.3. Влияние питания на здоровье человека 11
1.4. Влияние двигательной активности на здоровье человека 15
1.5. Влияние биоритмов на здоровье человека 19
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ И РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ 24
2.1. Методы и этапы проведения исследования 24
2.2. Измерение физиологических показателей 25
2.3. Комплексная оценка фактического питания 27
2.4. Диагностика работоспособности с помощью колец Ландольта 28
2.5. Тест «Опросник САН (самочувствие, активность, настроение)» 30
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ 7
1.3. Влияние питания на здоровье человека 11
1.4. Влияние двигательной активности на здоровье человека 15
1.5. Влияние биоритмов на здоровье человека 19
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ И РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ 24
2.1. Методы и этапы проведения исследования 24
2.2. Измерение физиологических показателей 25
2.3. Комплексная оценка фактического питания 27
2.4. Диагностика работоспособности с помощью колец Ландольта 28
2.5. Тест «Опросник САН (самочувствие, активность, настроение)» 30
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Основная задача школьного образования - предоставление знаний и воспитание школьников. Однако не мало важное значение среди задач образовательного учреждения занимает охрана и укрепление здоровья учащихся, на что необходимо уделять особое внимание. На сегодняшний день с этой задачей хорошо справляются здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) [75, С. 23].
Цель ЗОТ - обеспечение выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимыми знаниями, умениями и навыками, необходимых для бережного отношения к своему здоровью, ведения здорового образа жизни (ЗОЖ), воспитав у учащегося культуру здоровья [61, С. 58-61]. Только обеспечив ребенка необходимыми знаниями для бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, сохранив на протяжении учебных лет и преумножив здоровье, окончание учебного заведения будет обеспечивать успешное будущее выпускникам школ.
На сегодняшний день вопросы сохранения здоровья подрастающего поколения звучат особенно остро, поскольку во многих регионах РФ наблюдается рост заболеваемости среди школьников, спектр болезней молодеет из года в год [15,17,19,27,88,97], увеличивается число школьников- инвалидов, практически здоровыми признаны лишь 16.5% молодежи [1,10,61]. Наблюдаемые негативные тенденции берут начало с периода обучения в школе и связаны с отсутствием у учащихся культуры здоровья [9,14]. Около 2/3 случаев преждевременной смерти и 1/3 общего числа заболеваемостей среди взрослых людей связаны с состояниями и формами
поведения, которые начинаются в молодости, включая употребление табака, отсутствие физической активности, неправильное питание. У школьников недостаточно сформировано представление о ЗОЖ, в их сознании нет связи между каждодневным привычным укладом жизни и долгосрочной перспективы качества жизни [8,11,12].
Для решения сложившейся ситуации необходимо изменить сознание школьников в сторону бережного отношения к своему здоровью, что улучшит качество жизни и будет способствовать сохранению здорового генофонда популяции будущего поколения.
Поэтому целью нашего исследования является разработка комплекса профилактических мероприятий, нацеленных на воспитание культуры здоровья среди школьников 9-11 классов.
В связи с целью были поставлены следующие задачи:
1. Провести оценку образа жизни и пищевого поведения школьников.
2. Оценить физиологические и антропометрические данные школьников.
3. Определить уровень двигательной активности по нормам физиологической потребности в двигательной активности для разных возрастных групп.
4. Определить физиологические потребности школьников в энергии и основных пищевых веществах и качественный состав суточного рациона питания школьников
5. Провести обучение и оценить эффективность внедрения комплекса профилактических мероприятий среди школьников.
6. Определить число учащихся, готовых продолжать ЗОЖ после прохождения программы профилактических мероприятий
Объект исследования: учащиеся 9-11-х классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №39 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района г. Казани.
Предмет исследования: состояние физического и психического
состояния здоровья школьников 9-11 классов, динамика изменения показателей здоровья после прохождения программы профилактических мероприятий.
Гипотеза исследования. Самочувствие человека во многом зависит от того, какой образ жизни он ведет. В настоящее время наблюдается тенденция пренебрежительного отношения к своему здоровью и склонности к вредным привычкам, особенно среди молодых людей. Как следствие, наблюдается ухудшение качества жизни и состояния здоровья всего населения. Выявлено недостаточная осведомленность молодых людей о правильном подходе к сохранению и бережному отношению к здоровью. У учащихся школ отсутствует культура здоровья. Возможно, это связано с отсутствием часов, посвященных обучению ученика беречь и преумножать свое здоровье. В связи с чем целесообразно научить ученика бережливому отношению к своему здоровью, привить учащемуся культуру здоровья. Для этого была создана программа комплексных мероприятий, которая может помочь восстановить, поддержать и преумножить здоровье школьника. Программа состояла из теоретической части в виде лекций и практической части в виде особого режима: полноценное питание, здоровый сон, умеренные физические нагрузки. До выполнения программы комплексных мероприятий, были измерены физиологические и антропометрические показатели учащихся 9-11 классов. После чего ученикам было предложено пройти программу комплексных мероприятий по восстановлению и поддержанию здоровья и жить в течение 10 недель в особом режиме, предусмотренной программой. По истечении 10 недель физиологические и антропометрические показатели учащихся были измерены заново и сравнены с первыми измерениями (до прохождения программы комплексных мероприятий). В ходе исследования стоит цель привития ученикам культуру бережного отношения к своему здоровью, научить их заботиться о своем организме. Если по истечению исследования школьники уже не захотят возвращаться к прежнему образу жизни и продолжат придерживаться ЗОЖ, можно считать, что цель и замысел исследования достигнуты.
Методы исследования: теоретический анализ психолого
педагогической литературы, изучение методологических разработок по данной проблеме, наблюдение, анкетирование, констатирующий и формирующий педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении поставленной цели в различных аспектах; разработке программы мероприятий, которая улучшит и будет поддерживать здоровье школьников за период их обучения в общеобразовательном учреждении.
Практическая значимость: улучшение и поддержание состояния здоровья школьников за период их обучения в общеобразовательном учреждении; научение ученика бережному отношению к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Опытно-экспериментальная база: Исследования проводились в
Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №39 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района г. Казани с 2015 по 2017 год. Всего в исследовании участвовало 150 обучающихся 9-11 классов.
Цель ЗОТ - обеспечение выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимыми знаниями, умениями и навыками, необходимых для бережного отношения к своему здоровью, ведения здорового образа жизни (ЗОЖ), воспитав у учащегося культуру здоровья [61, С. 58-61]. Только обеспечив ребенка необходимыми знаниями для бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, сохранив на протяжении учебных лет и преумножив здоровье, окончание учебного заведения будет обеспечивать успешное будущее выпускникам школ.
На сегодняшний день вопросы сохранения здоровья подрастающего поколения звучат особенно остро, поскольку во многих регионах РФ наблюдается рост заболеваемости среди школьников, спектр болезней молодеет из года в год [15,17,19,27,88,97], увеличивается число школьников- инвалидов, практически здоровыми признаны лишь 16.5% молодежи [1,10,61]. Наблюдаемые негативные тенденции берут начало с периода обучения в школе и связаны с отсутствием у учащихся культуры здоровья [9,14]. Около 2/3 случаев преждевременной смерти и 1/3 общего числа заболеваемостей среди взрослых людей связаны с состояниями и формами
поведения, которые начинаются в молодости, включая употребление табака, отсутствие физической активности, неправильное питание. У школьников недостаточно сформировано представление о ЗОЖ, в их сознании нет связи между каждодневным привычным укладом жизни и долгосрочной перспективы качества жизни [8,11,12].
Для решения сложившейся ситуации необходимо изменить сознание школьников в сторону бережного отношения к своему здоровью, что улучшит качество жизни и будет способствовать сохранению здорового генофонда популяции будущего поколения.
Поэтому целью нашего исследования является разработка комплекса профилактических мероприятий, нацеленных на воспитание культуры здоровья среди школьников 9-11 классов.
В связи с целью были поставлены следующие задачи:
1. Провести оценку образа жизни и пищевого поведения школьников.
2. Оценить физиологические и антропометрические данные школьников.
3. Определить уровень двигательной активности по нормам физиологической потребности в двигательной активности для разных возрастных групп.
4. Определить физиологические потребности школьников в энергии и основных пищевых веществах и качественный состав суточного рациона питания школьников
5. Провести обучение и оценить эффективность внедрения комплекса профилактических мероприятий среди школьников.
6. Определить число учащихся, готовых продолжать ЗОЖ после прохождения программы профилактических мероприятий
Объект исследования: учащиеся 9-11-х классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №39 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района г. Казани.
Предмет исследования: состояние физического и психического
состояния здоровья школьников 9-11 классов, динамика изменения показателей здоровья после прохождения программы профилактических мероприятий.
Гипотеза исследования. Самочувствие человека во многом зависит от того, какой образ жизни он ведет. В настоящее время наблюдается тенденция пренебрежительного отношения к своему здоровью и склонности к вредным привычкам, особенно среди молодых людей. Как следствие, наблюдается ухудшение качества жизни и состояния здоровья всего населения. Выявлено недостаточная осведомленность молодых людей о правильном подходе к сохранению и бережному отношению к здоровью. У учащихся школ отсутствует культура здоровья. Возможно, это связано с отсутствием часов, посвященных обучению ученика беречь и преумножать свое здоровье. В связи с чем целесообразно научить ученика бережливому отношению к своему здоровью, привить учащемуся культуру здоровья. Для этого была создана программа комплексных мероприятий, которая может помочь восстановить, поддержать и преумножить здоровье школьника. Программа состояла из теоретической части в виде лекций и практической части в виде особого режима: полноценное питание, здоровый сон, умеренные физические нагрузки. До выполнения программы комплексных мероприятий, были измерены физиологические и антропометрические показатели учащихся 9-11 классов. После чего ученикам было предложено пройти программу комплексных мероприятий по восстановлению и поддержанию здоровья и жить в течение 10 недель в особом режиме, предусмотренной программой. По истечении 10 недель физиологические и антропометрические показатели учащихся были измерены заново и сравнены с первыми измерениями (до прохождения программы комплексных мероприятий). В ходе исследования стоит цель привития ученикам культуру бережного отношения к своему здоровью, научить их заботиться о своем организме. Если по истечению исследования школьники уже не захотят возвращаться к прежнему образу жизни и продолжат придерживаться ЗОЖ, можно считать, что цель и замысел исследования достигнуты.
Методы исследования: теоретический анализ психолого
педагогической литературы, изучение методологических разработок по данной проблеме, наблюдение, анкетирование, констатирующий и формирующий педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении поставленной цели в различных аспектах; разработке программы мероприятий, которая улучшит и будет поддерживать здоровье школьников за период их обучения в общеобразовательном учреждении.
Практическая значимость: улучшение и поддержание состояния здоровья школьников за период их обучения в общеобразовательном учреждении; научение ученика бережному отношению к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Опытно-экспериментальная база: Исследования проводились в
Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №39 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района г. Казани с 2015 по 2017 год. Всего в исследовании участвовало 150 обучающихся 9-11 классов.
Самочувствие человека во многом зависит от того, какой образ жизни он ведет. В настоящее время наблюдается тенденция пренебрежительного отношения к своему здоровью и склонности к вредным привычкам, особенно среди молодых людей. Как следствие, наблюдается ухудшение качества жизни и состояния здоровья всего населения. Выявлено недостаточная осведомленность молодых людей о правильном подходе к сохранению и бережному отношению к здоровью. Обучение школьников элементарным здоровьесберегающим мероприятиям показал благоприятные результаты. Ученики охотно прислушивались к рекомендациям и строго им следовали. В результате чего улучшили состояние своего здоровья. В ходе исследования нам удалось привить ученикам культуру бережного отношения к своему здоровью. По истечению исследования школьники уже не захотели возвращаться к прежнему образу жизни.
1. Большинство школьников не придерживаются ЗОЖ. Преобладающим профилем статуса питания среди школьников является неполноценный тип.
2. Физиологические и антропометрические параметры близкие к норме имеют 50% школьников.
3. В ходе исследования выявлено снижение двигательной активности школьников.
4. Как девочки, так и мальчики характеризуются энергопотреблением ниже физиологической нормы, при этом у девочек наблюдается превышение расходуемой энергии над потребляемой. Фактическое питание у мальчиков и девочек в большей степени несбалансировано по макронутриентному составу. Определение качественного состава суточного рациона питания выявило сильные отклонения от нормы в сторону дефицита следующих витаминов: витамина А, бетакаротина, D, С, РР. Студенты испытывают наибольший дефицит в таких минеральных веществах как кальций, калий и железо.
5. После обучения и выполнения профилактических мероприятий у всех школьников, выполняющих программу профилактических мероприятий, отсутствовала функциональная аритмия. Двигательная активность увеличилась на 51%, энергопотребление - на 34%, и приблизилась к физиологическим нормам, энерготраты - на 21%. Нутриентный состав суточного рациона приблизился к норме и стал сбалансированным по макро- и микронутриентному составу. Улучшились самочувствие и работоспособность. Физиологические параметры пришли в норму.
6. Все ученики (56), выполняющие программу профилактических мероприятий, готовы продолжать везти ЗОЖ.
1. Большинство школьников не придерживаются ЗОЖ. Преобладающим профилем статуса питания среди школьников является неполноценный тип.
2. Физиологические и антропометрические параметры близкие к норме имеют 50% школьников.
3. В ходе исследования выявлено снижение двигательной активности школьников.
4. Как девочки, так и мальчики характеризуются энергопотреблением ниже физиологической нормы, при этом у девочек наблюдается превышение расходуемой энергии над потребляемой. Фактическое питание у мальчиков и девочек в большей степени несбалансировано по макронутриентному составу. Определение качественного состава суточного рациона питания выявило сильные отклонения от нормы в сторону дефицита следующих витаминов: витамина А, бетакаротина, D, С, РР. Студенты испытывают наибольший дефицит в таких минеральных веществах как кальций, калий и железо.
5. После обучения и выполнения профилактических мероприятий у всех школьников, выполняющих программу профилактических мероприятий, отсутствовала функциональная аритмия. Двигательная активность увеличилась на 51%, энергопотребление - на 34%, и приблизилась к физиологическим нормам, энерготраты - на 21%. Нутриентный состав суточного рациона приблизился к норме и стал сбалансированным по макро- и микронутриентному составу. Улучшились самочувствие и работоспособность. Физиологические параметры пришли в норму.
6. Все ученики (56), выполняющие программу профилактических мероприятий, готовы продолжать везти ЗОЖ.
Подобные работы
- Воспитание нравственных качеств
у детей старшего школьного возраста в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая коррекция агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2023 - Профилактика нарушений основных соматоскопических показателей младших школьников посредством комплекса занятий «Береги свое здоровье»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И СОСТОЯНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ СИСТЕМ ШКОЛЬНИКОВ
Диссертации (РГБ), биология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Деятельность педагога-психолога по профилактике буллинга в начальной школе с особыми образовательными потребностями
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2020



